Психология и философия: связь наук, общие понятия, отличия

Психология и философия человека

Замечание 1

Психология и философия – это науки, которые занимаются изучением разума человека и его поведения. Психология делает на этом вопросе особый акцент, а философия рассматривает более широкий набор понятий. Философия рассматривает вопросы природы и будущей жизни, в то время как психология изучает ум человека и его поведение.

Если психологи изучают функции ума в социальном поведении и исследуют нейробиологические процессы, определяющие мышление и поведение, то философия занимается исследованием возможностей установления истины о происхождении Вселенной и природе души. Также в поле зрения философии находятся метафизические аспекты природы и вопросы возможности жизни после смерти, взаимоотношения человека с Высшей силой, ответственной за создание жизни на Земле.

Со своей стороны, психология оказывает помощь философии в установлении различных философских истин через логические выводы.

Психология и философия зародились и развивались почти одновременно и, в течение длительного времени, психология являлась составной частью философии. Проблемы, с которыми столкнулись психологи, были не только сложными, но и необычными, что и заставило их обратиться к философии.

Довольно большой круг вопросов психологии практически не поддается экспериментальному анализу, зато во многом решаются философски умозрительно. Надо сказать, что и сам человек, обитающий между природой и обществом, не является полностью биологическим существом и охватить его сущность могут только обе науки.

Общими вопросами для психологии и философии выступают такие вопросы – личностный смысл, цель жизни, политические пристрастия, моральные ценности, мировоззрение человека. Традиционной философско-психологической проблемой является сущность и происхождение сознания человека, природа мышления, влияние общества на личность и личности на общество, методологические проблемы и др.

В советское время единственной и научно-методологической основой психологии бездоказательно выдавалась марксистско-ленинская философия, которая делилась на материалистическую и идеалистическую. Психология же в это время делилась на советскую и буржуазную. Этот союз двух наук был создан искусственно и, безусловно, не мог быть прочным. В результате, во многих областях психологии начался застой, который особенно коснулся психологии личности и социальной психологии. Однако некоторые материалистические идеи К. Маркса оказали положительное влияние на развитие отечественной психологии.

Сотрудничество психологов и философов сегодня является плодотворным и дает ощутимые результаты в решении целого ряда проблем и, прежде всего, в эпистемологии — науки о познании человеком окружающего мира. Многолетние исследования в этой области позволили многое узнать о природе интеллекта человека и его развития у детей. Над этой проблемой сегодня трудятся философы, логики и психологи.

Мораль

Еще одно большое различие между ними заключается в их концепции морали. Философия стремится объяснить все, что включает в себя правильные способы поведения. Философия иногда описывает, что правильно, а что неправильно.

С другой стороны, психология вообще не затрагивает эту тему. Хотя психология предложила шкалы этики и морали, ее цель состоит не в том, чтобы изучать то, что морально, а что нет, а в том, чтобы изучить различные нравы. Тем не менее психология, педагогика, философия часто имеют общие цели и задачи в том, чтобы научить людей действовать в соответствии с моралью.

Обе изучают людей и их поведение. Они имеют сходства и различия, и даже интерпретируют одни и те же вещи по-разному. Тем не менее, они действительно разделяют некоторые общие теории и идеи.

Философия психологии

Эта область знаний относится ко многим вопросам теоретических основ современной психологии. Некоторые из вопросов, изучаемых философией социальной психологии, являются эпистемологическими проблемами методологии психологического исследования. Например:

  1. Какова наиболее подходящая методология для психологии: ментализм, бихевиоризм или компромисс?
  2. Являются ли самоотчеты надежным методом сбора данных?
  3. Какие выводы можно сделать из недоказанных гипотез?
  4. Можно ли объективно измерить способности человека (эмоции, желания, убеждения и т.д.)?

Другие вопросы в философии психологии — это философские вопросы о природе разума, мозга и познания, которые чаще всего рассматриваются как часть когнитивной науки или философии разума. Эти вопросы звучат следующим образом:

  1. Что такое когнитивный модуль?
  2. Являются ли люди разумными существами?
  3. Какие психологические явления соответствуют стандарту, требуемому для вызова его знаний?
  4. Что такое врожденность?

Философия психологии также внимательно следит за работой, проводимой в области когнитивной нейробиологии, эволюционной психологии и искусственном интеллекте. Например, многие ученые все еще сомневаются, можно ли объяснить психологические явления с помощью методов нейронауки, эволюционной теории и вычислительного моделирования. Хотя все это тесно связанные области, некоторые проблемы по-прежнему возникают в отношении целесообразности импорта философских методов в психологию. До сих пор под вопросом также и то, является ли разум исключительно физиологическим явлением, достаточным для того, чтобы эволюционные исследования в этой области были достаточно плодотворными, и могут ли вычислительные модели сделать что-то большее, чем предлагать возможные реализации когнитивных теорий, которые ничего не говорят нам о разуме.

Философия общественных наук

Философия общественных наук — это изучение логики, методов и основ социальных наук, таких как психология, экономика и политология. История философии и психологии имеет еще одну точку пересечения двух наук именно в этой области. Философы социальных наук занимаются изучением и установлением различий и сходств между общественными и естественными науками, причинными отношениями между социальными явлениями, возможным существованием социальных законов и онтологическим значением структуры и повестки этих наук. Вопросы происхождения социальных структур и человеческого разума вызывают большие дискуссии в социологии, психологии, философии.

Взаимосвязь дисциплин

У этих двух отраслей есть общие и противоположные черты. Из-за длительного развития в составе философии, психология часто обращается к ней при решении каких-либо проблем. Философия дает общее представление об обществе, а психология работает с проблемами конкретного человека. Она воздействует на общество идеями и меняет его. Психология фиксирует проблемы, существующие в обществе, и вырабатывает способы их решения. Обе отрасли носят педагогический характер, но различаются по степени распространения.

Обе дисциплины опираются на опыт. Философия опирается на общественный и личный опыт. Философ не может выдвигать теории, не имея собственного опыта. Психология может помочь, основываясь на общественном опыте. Это наука базируется на опыте других людей, столкнувшихся с подобными проблемами. И на основе анализа методов, которые помогли в подобных ситуациях, они применяют их снова.

Психологи обращаются к философам при столкновении с серьезными вопросами. В 21 веке, основными проблемами современного общества являются: самореализация, поиск себя и смысла жизни. Всеми этими вопросами занимаются философы, поэтому без обращения к ним решить эти проблемы невозможно.

Совместная работа психологов и философов – плодотворна. Совместно они решают проблему познания окружающего мира. Они изучают природу человеческого интеллекта, пути его развития у детей.

Многие авторы исследований пишут на промежуточные темы между этими двумя науками, поскольку изучение одной из них невозможно без другой. К таким работам относятся исследования В. Франкла или К. Роджерса.

Психология рассматривает биологическую и психологическую стороны людей, протекающие в организме реакции и механизмы действий. Философия рассматривает человека, как личность и предоставляет общую информацию о его сущности и принципах бытия. Она выделяет детали общества, которые являются отличительными в определенный период развития человечества. Она не индивидуальна, а общественна, поэтому не оказывает существенную помощь конкретному индивиду в решении психологических проблем.

Сравнение

Философия, возникшая несколько тысячелетий назад, – явление намного более древнее, чем психология. Философию даже сложно назвать именно наукой (против этого протестуют некоторые философы), настолько это всеобъемлющий способ постижения действительности. Психология, так же как и многие другие науки, была тесно связана с философией и лишь в середине XIX века отделилась в самостоятельное учение.

Одной из главных задач философии можно назвать постижение сознания как крупнейшей мировоззренческой категории. Психология же разделяет сознание на множество отдельных элементов: память, мышление, волю, восприятие, воображение и т.п. Сознание – лишь один из видов психической деятельности, наравне с бессознательным. Философия выясняет, как сознание (сфера духа) взаимодействует с телесным, материальным. Психология такую задачу решить не в состоянии, равно и как ответить на вопрос, откуда произошло духовное вообще. Здесь психология уступает первенство философии, в вопросах духовности опираясь на данное мировоззрение как на свою основу. Психология может только описывать последовательные этапы формирования сознания у индивида, обосновывает умственные действия, помогает сформировать психические навыки, анализирует состояние человека. Поэтому можно сказать, что психология не может существовать без философии, в то время как философия не опирается в своих выкладках на психологию. Психолог должен быть философом, а вот философу не обязательно знать психологию.

Налицо своеобразный парадокс: зародившись как наука о душе (psyche – «душа» по-гречески), психология затем начала изучать внутренний мир человека, особенности характера, поведения и мышления. Фактически психология – это наука о душе, которая не изучает душу, ведь эта субстанция неуловима. Изначальным предметом постижения философии была природа, затем в центре внимания оказалось соотношение «человек – мир». Его философия рассматривает с различных сторон, отвечая на вопросы: «Что это?», «Почему так?» Перед психологией стоят другие задачи: она выясняет, как можно изменить существующее положение вещей, каковы пути решения проблемы.

Основные вопросы

Социальные структуры определяют поведение человека, или же все наоборот? В этом контексте «мышление» относится к способности отдельных лиц действовать независимо и делать свободный выбор, тогда как «структура» относится к факторам, которые ограничивают или влияют на выбор и действия отдельных лиц (таких как социальный класс, религия, пол, этническая принадлежность и т.д.). Дискуссии о первичности структуры или мышления относятся к самому ядру социальной онтологии («Из чего состоит социальный мир?», «Что является причиной в социальном мире и каков эффект?»). Одной из попыток примирить постмодернистскую критику с всеобъемлющим проектом социальных наук было развитие, особенно в Британии, критического реализма. Для критических реалистов, таких как Рой Бхаскар, традиционный позитивизм совершает «эпистемическую ошибку», не справляясь с онтологическими условиями, которые делают науку возможной: то есть социальной структурой и самим мышлением. Это главная проблема философии социальной психологии.

Новая область

Философия психологии — относительно молодая область, потому что «научная» психология, то есть психология, которая благоприятствует экспериментальным методам, стала доминировать в психологических исследованиях только в конце XIX века. Одна из проблем философии психологии — оценить достоинства многих различных психологических школ, которые были когда-то и существуют сейчас. Например, использование когнитивной психологии внутренних психических состояний можно сравнить с бихевиоризмом. Философия, психология и саморазвитие — тесно связаны, даже если вспомнить, к примеру, произведения русских классиков, мы видим, что молодые люди, занимающиеся саморазвитием, прежде всего начинают изучать философию.

Темы, которые входят в философию разума, заходят очень далеко. Например, вопросы о самой природе разума, качествах опыта и конкретных вопросах, таких как дискуссии между дуализмом и монизмом, обсуждались в философии на протяжении многих веков.

Философия психологии

Многие вопросы теоретических основ современной психологии лежат в области знаний философии психологии. Ряд этих вопросов, которые являются эпистемологическими проблемами методологии психологического исследования, изучает философия социальной психологии.

Важно, например, определить, какая методология более всего подходит для психологии – ментализм, бихевиоризм или компромисс. В философии психологии есть философские вопросы о природе разума, мозга, познания

Чаще всего они рассматриваются как часть когнитивной науки или философии разума.

Специалистов философии психологии интересует работа, которая проводится в области когнитивной нейробиологии, эволюционной психологии, искусственного интеллекта. Несмотря на то, что эти области деятельности связаны между собой, ряд ученых, до настоящего времени сомневаются в том, можно ли психологические явления объяснить при помощи методов нейронауки, вычислительного моделирования и эволюционной теории.

Вопросы возникают в отношении того, насколько целесообразно импортировать методы философии в психологию. Открытым остается вопрос о том, будет ли разум являться исключительно физиологическим явлением и достаточно ли плодотворными будут эволюционные исследования в этой области.

Если подходить к вопросу различий психологии и философии с точки зрения научной методологии, то психология будет зависеть от философии по нескольким причинам:

  • философия, прежде всего, дает общее видение, что значит быть человеком, что является основой значительной части психологических теорий;
  • для достижения своих целей философия может использовать научную методологию;
  • обе науки разделяют теории и объекты своих исследований;
  • философия некоторые темы внесла в психологию – например, ощущение, восприятие, память, воля, интеллект.

Есть и два способа, которые позволяют со своей стороны вписаться в психологию – это взаимодействие наук через относительные гипотезы – это ум и правильные способы его изучения, второй способ – общие принципы научных исследований.

Замечание 2

Безусловно, между науками есть и различия, несмотря на то, что они обе исследуют поведение человека. Различия заключаются в их методологиях, целях и вопросах морали.

Философия открыта для любого метода, потому что работает с концептуальными категориями и отношениями между ними. Опорой психологии является эмпирическая и статистическая основа, использование количественных и качественных исследований. Психология фокусируется на экспериментах и эмпирической проверке гипотез.

Если говорить о конечных целях каждой науки, то у философии они более абстрактны, а психология сосредотачивается на терапии. Для разъяснения реальностей философия создает философские системы, а психология стремится изолировать некоторые переменные поведения человека. Психологические теории рассматривают биологию человека и его индивидуальные различия.

Общие черты

Философия смотрит на то, как мы относимся к знанию. Она смотрит на то, что можно узнать, и можно ли вообще что-либо узнать. Она рассматривает инструменты, которые работают в логике, и ловушки, которые могут нарушить стройность логической мысли. Философия определяет онтологию и эпистемологию, которые считаются ее разделами. Психология — это исследование того, почему мы думаем так, как думаем, и ведем себя так, как ведем, и что не так с нашим умом, почему иногда мы обращаемся ко злу и насилию, а иногда — и к саморазрушительному поведению. Общее психологии и философии коренится именно здесь, в области исследования человеческого сознания.

Основные разделы

Философия психиатрии исследует философские вопросы, касающиеся психиатрии и психических заболеваний. Философ науки и медицины Доминик Мерфи идентифицирует три области исследования в философии психиатрии. Первая касается изучения психиатрии как науки, а также более широкого использования инструментов философии науки. Вторая подразумевает изучение понятий, используемых при обсуждении психических заболеваний, включая опыт психического заболевания и выдвигаемые им нормативные вопросы. Третья область касается связей и различий между философией разума и психопатологией.

Связь философии и психологии

Связь этих двух наук является очень важной, потому что проблемы душевной жизни человека вне представлений об отношениях материального и идеального, духовного и телесного, биологического и социального, субъективного и объективного, разрабатываться не могут. Это проблемы философского плана, да и психологи по данным проблемам не всегда ясно формулируют свои позиции

Это проблемы философского плана, да и психологи по данным проблемам не всегда ясно формулируют свои позиции.

Некоторые философские концепции для психологов выступают в качестве методологической основы, а некоторые психологические теории перерастают в философские направления.

Н.А. Бердяев считал, что философия является искусством понимания. Не являясь прикладной наукой, философия воспитывает мыслью и словом и является зеркалом социального устройства жизни, основой для других наук.

Философию можно считать и психологией, и педагогикой, поскольку она является их средством и методом воспитания и понимания человека. Суть философской задачи психологии состоит в том, чтобы вылечить исковерканную душу. В мечтах Платона, осознававшего воспитательную силу философии, было государство, где правителями являются философы. Он считал, что только философия может научить людей самостоятельно, творчески и свободно мыслить.

Философия формирует мышление человека, воспитывая личность в творческой свободе.

По мнению Протагора, основная задача философии заключается в воспитании человека, в этом заключается главная практическая ценность философии, а это уже тесная связь философии с психологией и педагогикой.

С. Гессен и Л. Выготский в свое время отмечали, что все теории и конкретные вопросы в психологии возводятся к философским проблемам.

В основе всех современных и древних психологических и педагогических теорий лежит философия. У обеих наук есть общая основа, представленная опытом человека.

Философствование не имеет ничего общего с индивидуализмом, потому что даже личное переживание содержит в себе глобальный мировой опыт, который связывает человека с другими людьми.

Психология труда

В психологической науке труд рассматривается как один из видов деятельности, как общей категории всей осознанной и целенаправленной активности человека. Труд играет огромную роль в жизни человека. На ранних этапах онтогенеза именно труд задает внешние структуры действий, которые позднее усваиваются ребенком и формируют его внутренние психические процессы – мышление, восприятие, речь, воображение и т.д.

Труд рассматривается как естественная потребность личности, единственная форма раскрытия ее потенциала и достижения самореализации и самоактуализации. Без труда личность деградирует, ее интеллектуальный потенциал снижается, воля и способность к целенаправленной деятельности угасает. В тоже время бессмысленный труд, т.е. не имеющий личностной ценности для человека, также оказывает на него негативное воздействие, что проявляется в таких феноменах как профессиональной выгорание и деформации личности.

Понятие, черты и классификации труда

Труд представляет собой многогранную категорию человеческого бытия, которая одновременно является объектом различных наук – и математики, и физики, и экономики, и философии, и психологии и т.д. каждая из которых рассматривает данный феномен со своей точки зрения. Труд является неотъемлемой частью жизни человека и общества, именно в труде реализуется взаимодействие человека и окружающего мира, природы, происходит раскрытие его потенциала, достигаются результаты, обеспечивающие не только жизнедеятельность общества, но также формирующие и направляющие его развитие.

Сложность категории труда и ее исключительное значение в человеческом бытии выражено через многообразие видов трудовой деятельности:

  • физический и умственный труд,
  • творческий и репродуктивный труд,
  • частный и общественный труд,
  • индивидуальный и коллективный труд,
  • конкретный и абстрактный труд,
  • производительный и непроизводительный труд,
  • живой и прошлый труд.

Труд как целенаправленная деятельность человека лежит в основе всех сфер общественной жизни и меняется вместе с ними. Если на ранних этапах развития общества преобладал физический, репродуктивной труд, направленный на воспроизведение материальных благ, при этом часто данный труд был по принуждению, когда трудовая повинность навязывалась участникам труда тем или иным способом (рабство, крепостное право, долговая зависимость, труд заключенных). По мере общественного развития все больший вес приобретает умственный, творческий труд, направленный не только на создание духовных, культурных благ, но также позволяющий кардинально повлиять на производительность труда физического за счет инновационных технологий.

Еще одной тенденцией является уменьшение роли живого труда и увеличение прошлого труда по мере развития производительных сил. Живой труд – это тот, который осуществляется человеком непосредственно в данный момент времени. Прошлый труд – это тот, который был уже проделан с предметом труда на предыдущих этапах его обработки (труд, совершенный на этапе добычи ресурса, его переработки, создания заготовки или детали и т.д.).

К характеристикам труда относят:

  • осознанность, т.е. трудовая деятельность всегда имеет осознанную структур включающую мотив, цель, как конечный результата труда, и некий план действий. Неосознанные, реактивные действия не являются трудом;
  • целесообразность, т.е. соответствия плана трудовых действий намеченной цели, отсутствие случайной деятельности;
  • результативность, т.е. окончание труда общественно-полезным результатом;
  • общественная полезность, т.е. коллективный характер труда, его значимость для существования общества, и рассмотрение труда как способа выстраивания общественных связей;
  • энергозатратность, т.е. трудовая деятельность, как физическая, так и умственная требует определенных затрат усилий от человека ее выполняющего.

История развития

Изначально, философия была основной наукой, от которой впоследствии начали отсоединяться отдельные дисциплины. Также произошло и с психологией. Обе дисциплины появились в одно и то же время, но на протяжении существования, психология являлась частью философии и стала отдельной отраслью научной мысли только в 19 веке.

Впервые, об изучении души заговорил Гераклит, который считал, что она сложна для изучения. Он делил общество на две группы:

  • влажные – менее благородные особи, склонные к грехам;
  • сухие – обладают благородными качествами.

Психологическая доктрина развивалась в рамках материализма. Следующим развивал эту мысль Демокрит, который предложил теорию атомов. Он считал, что тело состоит из мелких частиц, а душа состоит из еще более мелких частиц. Душу он рассматривал как мотив жизни и признавал ее смертность, которая наступает со смертью носителя.

Сократ предполагал, что душа – это отголосок божественного разума, к которому следует прислушиваться. Сократ противопоставлял душу и тело. Душа – нематериальна, невидима и бессмертна как Боги. Поэтому со смертью тела, душа продолжает существовать. Сократ предложил идеалистическое понимание души, которое в дальнейшем получило своей развитие.

Продолжил эту тему Платон, который считал, что душа предназначена каждому существу еще до его рождения. Перед тем, как соединиться с телом, она находится в мире идей и знает всё. Но соединившись с телом, она забывает знания. Платон делил психологические явления на:

  • разум – находится в голове;
  • воля – располагается в груди и отвечает за исполнение желаний;
  • низменные желания – располагаются внизу живота и являются общими для людей и животных;

У мудрого эти три вида явлений находятся в гармонии. Чтобы ее достигнуть, человек должен самосовершенствоваться. Борьба с самим собой в процессе самосовершенствования выражается во снах.

Вершиной развития античной психологии стали работы Аристотеля. Он считал, что душа – часть тела человека, а не привнесенная извне. Душа придает смысл существованию, а тело служит для выполнения цели.

В Средневековье на психологию большое влияние оказывала религия, поэтому душу связывали с божественным началом и верой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.