Особенности профессиональной деформации школьных психологов на разных этапах профессионального развития баженова анжела нурбиевна

Модель деформаций, или факторы, вызывающие их

На возникновение профессиональных деформаций оказывают влияние как внешние факторы, так и внутренние. К внешним относится все то, что регламентирует профессиональную деятельность:

  • нахождение в какой-либо структуре, иерархии;
  • выполнение обязанностей, социального заказа;
  • инструкции, учебники, методички.

Если специалист принимает инструкции как единственную истину, то тем самым принуждает себя к деформациям и формальному (функциональному) отношению к другим людям (клиентам). При таком дифференцированном отношении к человеку (только в рамках диагностик, методик, классификаций) специалист, естественно, изменяет свое сознание.

В итоге если специалистом руководит только «как надо», «что должно быть», «я лучше знаю», «так должно быть», то сознание его становится неподвижным и стереотипным. Не секрет, что теория всегда очень отличается от практики. И если специалист применяет что-то, не анализируя реальные условия жизни конкретного человека, а слепо следуя учебникам, то тут недалеко не только до профессиональных деформаций личности, но и до непрофессионализма.

Кроме этого, влияют и индивидуально-личностные особенности человека. Вероятность возникновения профессиональных деформаций выше у людей:

  • с неподвижными нервными процессами;
  • узостью профессии и ее культивированием;
  • склонностью к формированию жестких стереотипов поведения;
  • рефлексией;
  • низким уровнем интеллекта;
  • чрезмерной самокритичностью;
  • нравственными пробелами воспитания.

Чем больше человек подвержен созданию и следованию стереотипам, тем сложнее ему усваивать что-то новое, мыслить иначе, видеть проблемы и решать их. Все мировоззрение в итоге вертится только вокруг профессии. Нет других интересов или хобби, а если и есть, то ходит он туда с коллегами и говорит о работе.

Очень часто профессиональным деформациям предшествуют психологические механизмы защиты, которые человек вынужден включать, чтобы сохранить свое «Я». К наиболее популярным механизмам относится:

  • отрицание,
  • вытеснение,
  • проекция,
  • рационализация,
  • идентификация,
  • отчуждение.

Чем выше эмоциональное напряжение на работе, тем больше вероятность развития деформаций. Эмоциональная обстановка в свою очередь очень часто угнетается по мере роста стажа труда.

Деформации могут быть следствием эмоционального выгорания. Это неустойчивое психическое состояние, возникающее на фоне повышенной эмоциональности на работе и сопровождающееся раздражением, тревожностью, перевозбуждением и нервными срывами. Как следствие – усталость от работы, неудовлетворенность, потеря перспектив роста, профессиональные деструкции (деформации) личности.

Что такое профессиональная деформация?

Данное явление объясняется тем, что применяемые в работе методы анализа информации и устойчивые последовательности действий постепенно превращаются в паттерны восприятия и поведения, которые неизбежно проявляются во всех сферах жизни. Обычно профессиональная деформация наиболее выражено проявляется в таких особенностях личности как:

  • восприятие окружающей действительности;
  • восприятие людей (в том числе любимых и родных);
  • черты характера;
  • стиль общения, чувство юмора;
  • жизненные приоритеты;
  • поведенческие паттерны.

Человек привыкает к правилам поведения на работе, особенностям принятия решений и стилю взаимодействия с коллегами. Сначала он удерживает эти привычки в рамках рабочей деятельности, но со временем некоторые из них перекочевывают в повседневную жизнь.

Термин «профессиональная деформация» предложил Питирим Сорокин – российский социолог и культуролог, эмигрировавший в США после Октябрьской революции и преподававший в Гарвардском университете. Сорокин считал профдеформацию отрицательным явлением, негативно сказывающимся на личной жизни и рабочей деятельности человека.

Виды профессиональной деформации

Выделяют несколько основных видов изменений личности:

  1. Общепрофессиональные. Сюда входят избыточные проявления характеристик специальности в обычной жизни. Например, у сотрудников полиции данный вид описывается, как восприятие каждого встречного в качестве потенциального злоумышленника.
  2. Индивидуальные. Обусловлены особенностями личности, а не профессиональной деятельностью. Представляют собой развитие склонностей человека при благодатной почве в виде особенностей выполняемой им работы. Так образуется чрезмерная ответственность у бухгалтеров.
  3. Типологические. Образуются при слиянии профессиональных и личностных качеств. Например, проявляются в развитии организаторских способностей во время работы учителем младшей школы. В позитивном ключе проявляются в умении быстро спланировать любое мероприятие. При негативном течении деформации возможна чрезмерная любовь к командованию другими людьми, как своими учениками.

В каждом случае профдеформация зависит от типа работы и проведенного на ней времени.

Описание профессиональной деформации личности

Озвученный термин подразумевает наличие у людей когнитивного искажения личности при некоторой ее дезориентации в социуме. Происходит этот процесс на фоне давления на некоторых особ внутренних и внешних аспектов профессиональной деятельности. Впоследствии подобного прессинга у человека формируется специфический тип личности.

Питирим Сорокин, известный культуролог и социолог, впервые обозначил данное понятие. Рассматривал он его исключительно с позиции негативного влияния производственной деятельности на сознание человека.

В дальнейшем такие ученые, как А.К. Маркова, Р.М. Грановская и С.Г. Геллерштейн, озвучили свою точку зрения относительно профессиональной деформации. Именно они выделили разновидности данного явления, которое не может классифицироваться однотипно.

При данной проблеме следует рассмотреть все перспективы ее разрешения. Иногда ситуацию стоит отпустить, если она не приносит в жизнь человека и его близких людей существенный дискомфорт.

Если дело касается семьи, то подобное изменение сознания может быть полезно. Учитель способен дать своим детям дополнительные знания вне школьной программы прямо на дому. Медик всегда может вылечить родственников, не дожидаясь их похода в поликлинику. Руководящий работник с легкостью организует быт своей семьи и устроит торжественные мероприятия в ней. Главное при этом различать, где заканчивается трудовая деятельность и начинается повседневная жизнь за стенами рабочего места.

В данном случае имеется в виду эмоциональное выгорание, при котором излишне увлеченные своей деятельностью особы разрушают подобным рвением психологический защитный барьер. Психологи также отмечают негативное влияние на человека управленческой эрозии (превращение начальника в деспота) и чувства административного восторга (высокомерного отношения к сослуживцам после повышения в должности).

Как проявляется профессиональная деформация?

Как проявляется деформация? Приведем несколько примеров.

Учитель. Деформация учителя заключается в том, что со временем он начинает искусственно выискивать ошибки в ученических работах, придираться. В домашней обстановке он продолжает оценивать действия членов семьи, родственников, знакомых, выставляя им оценки (даже если оценки ставятся мысленно!). Доходит до того, что он дает оценку и действиям посторонних людей, которые просто попадаются ему на улице: он оценивает приемлемость их поведения, возмущается отсутствием воспитания.

Менеджер турфирмы. Проявление деформации у представителя этой профессии заключается в том, что как только он слышит чей-нибудь рассказ о совершенной поездке или планируемом путешествии, он начинает задавать чисто профессиональные вопросы и давать такие же рекомендации. Выглядит это так: а каким маршрутом летели, а как вам аэропорт в этом городе, на какой сезон планируете отпуск, почему выбрали эту страну, как вам тот отель и т.д.

Врач. Профессиональная деформация врача заключается в том, что он уже «на автомате» начинает оценивать здоровье человека, даже при пожатии руки: он сразу отмечает пульс, температуру, влажность ладони

Начинает искать связи между внешним видом собеседника и заболеваниями, дает советы типа: что-то ты неважно выглядишь, у тебя мешки под глазами, надо сходить провериться и т.д

И так в любой другой профессии. Маркетолог может оценивать каждый рекламный ролик, попавшийся ему во время просмотра телевизора, психолог будет пытаться вывести собеседника на разговор с целью покопаться в его проблемах (хотя собеседник в этом вовсе и не нуждается), программист будет постоянно алгоритмизировать любой даже самый простой процесс.

Значение рефлексии

Только рефлексирующий человек может адекватно саморазвиваться. Рефлексия помогает руководителю осознать подлинные мотивы своей деятельности и своих поступков, различить собственные затруднения и затруднения подчиненных, быть сопереживающим, оценивать последствия своего влияния на сотрудников и нести за них ответственность.

Основные сферы рефлексивных процессов:

  • Мышление.

    Рефлексия в принципе происходит через механизм мышления, совмещенный с самосознанием, сознанием и волей.

  • Коммуникация.

    Рефлексия связана с переосмыслением человеком его связей и отношений с социально-предметным миром, где акцент часто делается на общении с другими людьми.

  • Деятельность.

    Рефлексия включает осознание средств и оснований деятельности, их изменения, вход во внешнюю позицию одного субъекта деятельности по отношению к другому, выяснение оснований собственного способа решения задачи с целью его обобщения (теоретизации).

На тему профессиональной рефлексии создано немало интересных книг и тренингов. Любой руководитель должен не только находить тренинги для себя, но и помогать сотрудникам проходить обучение, заниматься личностным ростом и саморазвитием.

Следите за анонсами корпорации «Российский учебник»! Вместе с Ольгой Ноженкиной мы проводим серию вебинаров, посвященную эффективному руководству образовательной организацией. #ADVERTISING_INSERT#

В чем минусы деформации

Люди, которые в силу своей профессии развивают лишь определенные навыки, теряют способность быть гибкими в отношениях. Они умеют их строить только по одному принципу, а как по-другому, попросту, не знают (или забывают). К слову, именно этой особенностью объясняется большое количество служебных романов. Два врача всегда поймут друг друга лучше, чем врач и художник. 

В работе люди с профессиональной деформацией тоже рано или поздно теряют свои позиции. Они могут быть настоящими мастерами своего дела, но, как правило, имеют узкую специализацию. Например, деформированный IT-специалист может в течение многих лет оттачивать мастерство в работе с парой-тройкой программ. Через какое-то время, когда эти программы устареют, окажется не у дел и сам программист.

Причины профессиональных деформаций психологов

Как и в любой другой профессии на развитие профессиональных деформаций влиет ряд факторов, среди которых можно выделить те, что относятся непосредственно к специальности, и те, которые связаны со средой деятельности. Особенностью психологии как профессиональной сферы является
работа со областью человеческой психики, причём психики в нестабильном состоянии. Принимая и изучая внутренний мир другого человека,
психолог проводит постоянную эмоциональную подстройку своего состояния, так как вне зависимости от мировоззрения, особенностей сознания,
эмоциональных характеристик клиента он должен оставаться спокойным и сохранять эмпатию. Со временем и получением опыта накапливается усталость
от постоянных переключений, и психолог начинает избегать слишком глубокого погружения в личность клиента, а затем наступает фаза формального
отношения к работе, когда проговариваются нужные слова без соответствующей эмпатической реакции.

Многочисленность различных мировоззрений, суждений и состояний клиентов влияет и на стабильность осознания мира самим психологом. Сталкиваясь с разными парадигмами сознания и догмами, развеивая предрассудки и объясняя шаблоны поведения, психолог автоматически сверяет чужие конструкты, и эти множественные проверки могут приводить к неустойчивости восприятия самого психолога.

В начале профессиональной деятельности психологи обычно позитивно настроены и воспринимают клиентов тепло и дружелюбно. По мере работы начинает
появляться понимание неоднозначности методик и подходов, а это понимание приводит к некоторому разочарованию. Неудачи или относительные неудачи, которые трактуются таковыми самим психологом, но не клиентом, накапливаются и начинают подавлять, образовывать зоны неуверенности и
дискомфорта в работе. Многие психологи с энтузиазмом разрабатывают собственные методики, однако ни одна методика не может быть универсальной,
и с осознанием ограниченности собственных разработок приходит нежелание работать вообще.

После нескольких лет работы многие психологи испытывают кризис несовершенства человечества. Постоянное общение с людьми, переживающими
сложные жизненные ситуации, подводит психолога к мыслям о собственной сверх-устойчивости и сверх-компетентности. Это умозрительное самовозвышение
ведёт к оценочному перекосу в сторону преувеличения своих положительных качеств, но отрицанию положительных качеств клиентов. Психологу начинает казаться, что все его усилия напрасны, а работа не приносит результатов.

Признаки профессиональной деформации психолога

•   Чувство превосходства и пренебрежительное отношение к клиентам
•   Цинизм и нигилизм
•   Раздражительность
•   Эмоциональное выгорание
•   Мизантропия

Проблемы самодиагностики и самокоррекции

На адекватность самодиагностики психолога влияет фактор его субъективной уверенности в своём понимании поведенческих и ментальных особенностей клиентов, людей вообще, а значит, и самого себя в том числе. Но как раз субъективность восприятия мешает осознать и
принять тот факт, что некоторые черты и проявления, которые списываются на усталость и внешние факторы, могут означать необходимость
работы над профессиональной деформацией. Подсознательно и сознательно психологам непросто принять факт собственной нестабильности, так как
они привыкают думать о себе и своем состоянии в позитивном ключе.

Вторым проблемным фактором является отрицание проблем, особенно свойственное тем, кто полагает себя успешным и способным решать свои проблемы.
Отрицание может продолжаться достаточно долго, в то время как деформации начинают играть всё большую роль в структуре личности. Блокировки
размышлений и самонаблюдений становятся привычными, а затем врастают в сознание, и их корректировки требуют больших усилий.

Не редкость и подмена решения знанием о способах решения. Психолог размышляет в том ключе, что он знает о проблеме, знает, как её решать, но на этом останавливается, не предпринимая никаких действий для реальной психокоррекции.

Примеры профессиональной деформации

Чтобы лучше понять, что такое профессиональная деформация, рассмотрим конкретные примеры из реальной жизни. Возможно, в каком-то из описаний вы узнаете себя или своего знакомого.

  1. Учитель. Данная профессия делает людей придирчивыми к чужим ошибкам и изъянам. Они внимательно следят за поведением близких, друзей и знакомых. Иногда они даже выставляют им оценки.
  2. Врач. Медработники невольно оценивают состояние здоровья людей, с которыми общаются, и довольно часто находят заболевания по своему профилю. Врачебный этикет запрещает им высказываться по данному поводу, но избавиться от этой привычки они всё равно не могут.
  3. Дизайнер. Поскольку дизайнерам профессиональный этикет не запрещает раздавать непрошеные советы, они очень любят высказываться по поводу всего, что видят. При этом они свободно переходят границу своей ниши. К примеру, веб-дизайнер может давать советы по ландшафтному дизайну или по оформлению интерьера квартиры.
  4. Стилист. Представителям данной профессии бывает сложно пройти по улице, чтобы не испытать стресс от чьего-то абсолютно безвкусного «лука». Они невольно замечают малейшие огрехи в чужом стиле, и «отключить» это умение не могут.
  5. Вебмастер. Практически каждый человек ежедневно посещает десятки разных веб-ресурсов, в том числе и те, что сам создаёт сайты. И заходя на чужой ресурс, вебмастер критически оценивает элементы интерфейса и думает: «Я бы сделал это лучше! А вот здесь – просто по-другому».

2.3. Классификация признаков профессиональной деформации.

К признакам профессиональной деформации исследователи относят:

профес­сиональные изменения в личности, которые не соответствуют нор­мам профессиональной этики и деонтологии и не одобряются об­щественностью.

Предпринимались попытки классифицировать признаки профессиональной деформации не по психологическим основаниям (психические процес­сы восприятия и оценки, состояния и свойства характера личнос­ти и т. п.), а по следующим критериям:

глубина деформированности личности;

степень широты деформированности личности;

степень устойчивости проявлений деформации;

скорость наступления профдеформации.

Среди параметров профессиональной деформации можно вы­делить такую количественную характеристику, как степень или уровень деформированности личности — глобальную или парци­альную. Если вначале может поражаться только часть психики, что отразится на таких психических процессах, как восприятие, на­блюдательность и т. д., то впоследствии деформация может при­обрести глобальные размеры, затронуть сферу субъективных от­ношений личности, ее мировоззрение.

Если на первых этапах деформации легко предотвращать негативные глубинные послед­ствия, то позднее это делать становится труднее. В частности, од­ной из наиболее крайних форм профессиональной деформации можно считать сугубо формальный, функциональный подход к людям. «Профессионал» не относится к человеку как к личности, индивидуальности во всей полноте ее проявлений, а рассматрива­ет его лишь в одной какой-то плоскости: пациент, клиент, штат­ная единица, правонарушитель и т. п. Например, узкий врач-спе­циалист лечит не больного в целом, а только его болезнь и подхо­дит к людям в неформальной обстановке лишь как к возможным пациентам.

И, наконец, профессиональная деформация личности может различаться по степени устойчивости — временная (случайная) или постоянная (закономерная). Например, признаком профессио­нальной деформации личности можно считать неоправданное эпи­зодическое использование специфического жаргона или характер­ной жестикуляции.

Некоторые исследователи оценивают и анализируют данный феномен с помощью понятия «норма» и соответствующего откло­нения от нее. Они выделяют понятие «социальная норма», в ко­торую входят, прежде всего, правовые и нравственные нормы. Он связывает с этим понятие нормотипа личности, которая строит образ жизни в соответствии с социальными нормами, и понятие психической нормы. Отклонения от той или другой нормы — это всегда поведение личности, не отвечающее обеим нормам — и со­циальной, и психической.

Следует оперировать двумя видами норм: с одной стороны, нормой дея­тельности, включающей цели, принципы, технологии, методы и т. п., а с другой — нормой профессиональной этики. Причем не только и не столько абстрактные нормы общече­ловеческой морали и трудовой этики, а именно профессиональ­ной этики.

Профдеформация личности юриста

Юристы сталкиваются с разными сторонами правовых отношений и постоянно разбирают случаи недобросовестности их выполнения. Поэтому профессиональная деформация юриста чаще всего проявляется в виде правового нигилизма. Т. е. юрист со стажем может весьма скептически относиться к законодательным предписаниям и к обязанности выполнять их. Зачастую ему начинает казаться, что куда более эффективным средством воздействия на людей является принуждение или, например, принцип пользы.

Такая профессиональная деформация юриста, как правовой инфантилизм, формируется у людей, которые работают в правовой сфере, но предпочитают себя не соотносить с ней. Они не обладают полным багажом необходимых знаний и часто допускают ошибки, ссылаясь на забывчивость или другие факторы.

Изменения личности педагога

Профессиональная деформация педагога может проявляться как в изменениях личности, присущих абсолютно всем педагогам, так и в индивидуальных изменениях характера, которые становятся следствием приспособительной реакции человека.

Так или иначе, педагоги склонны проявлять и на работе, и в быту авторитарность. В обществе принято не подвергать сомнениям знания и рекомендации педагогов, поэтому сам педагог верит в исключительную верность своих суждений и действий и требует этого от окружающих не только в учебном классе, но и далеко за его пределами.

Неотъемлемая часть педагогической профессии – демонстративность, но в отдельных случаях она может превращаться, как говорят на молодежном сленге, в «показушничество», что мешает устанавливать контакт с учениками.

Стремление все оценивать, контролировать, а также наказывать провинившихся — еще одна черта характера, которую педагоги со стажем проявляют не только в своей профессиональной деятельности, но и в других сферах жизни.

Что представляет собой профессиональная деформация

Понятие профессиональной деформации личности впервые использовал социолог Питирим Сорокин еще в прошлом веке

Он обратил внимание на это явление, изучая труд учителей. С этого и началось изучение изменений, провоцируемых долгим сроком работы на одном месте. Профессиональная деформация – что это? Это перенос профессиональных навыков в обычную жизнь

В ходе ее развития происходит существенное изменение личностных качеств, развивающихся в результате продолжительного выполнения стереотипных трудовых обязанностей. Затрагиваются особенности восприятия и поведения и даже ценностные ориентиры человека

Профессиональная деформация – что это? Это перенос профессиональных навыков в обычную жизнь. В ходе ее развития происходит существенное изменение личностных качеств, развивающихся в результате продолжительного выполнения стереотипных трудовых обязанностей. Затрагиваются особенности восприятия и поведения и даже ценностные ориентиры человека.

Основные причины развития

Профессиональные деформации имеют ряд причин. Ключевой среди них является продолжительная стагнация (остановка роста). Она наступает, когда человек достигает определенных высот в трудовой деятельности и прекращает движение вперед к чему-то новому. Может развиться на любой работе, сопровождающейся повторяющимися действиями. Даже самые престижные должности не спасают от наступления стагнации. Поэтому профессиональная деформация личности руководителя – это не редкость.

Другие факторы профессиональной деформации:

  • непрерывная монотонная работа;
  • регулярные стрессовые или конфликтные ситуации;
  • повышение уровня нервозности или утомляемости;
  • отсутствие перспектив дальнейшего профессионального роста;
  • регулярная чрезмерная нагрузка на рабочем месте.

Для развития психологической профессиональной деформации требуется некоторое время. Но выделяют две причины ее появления и в молодом возрасте:

  1. Начинающий работник имеет завышенные ожидания относительно профессии. Разочаровываясь, он опускает руки и переключается на безынициативное выполнение обязательств. Не сопровождаясь творческим подходом и разнообразием действий, оно быстро накладывает отпечаток на личность.
  2. Молодой специалист выбирает деятельность не из-за ее характерных особенностей. Он руководствуется иными мотивами. Это может быть желание достичь власти или кому-то доказать свою социальную значимость. Поэтому человек относится к выполняемым действиям без интереса, не развивается и быстро попадает под процессы деформации.

Виды профессиональной деформации

  1. Общепрофессиональные
    деформации – деформации свойственные
    работникам определенной профессии.
    Например, работникам правоохранительных
    органов свойственен синдром «асоциальной
    перцепции», при котором каждый человек
    воспринимается как потенциальный
    нарушитель;

  2. Специальные
    профессиональные деформации – данные
    деформации возникают в процессе
    специализации. Например, у адвоката –
    изворотливость, у прокурора –
    обвинительная способность;

  3. Профессионально-типологические
    деформации – виды деформаций, связанные
    с наложением на личность определенных
    психологических особенностей,
    отражающихся на структуре профессиональной
    деятельности;

  4. Индивидуальные
    деформации – деформации свойственные
    работникам самых разных профессий. Они
    обусловлены чрезмерным развитием
    профессиональных качеств, которые
    впоследствии приводят к возникновению
    сверх качеств, таких например, как
    трудовой фанатизм и сверх ответственность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.