Методы прикладной психологии

История

Основоположником прикладной психологии был Хуго Мюнстерберг . Он приехал в Америку (Гарвард) из Германии (Берлин, Лаборатория Штерна) по приглашению Уильяма Джеймса и, как и многие начинающие психологи конца 19 века, первоначально изучал философию. У Мюнстерберга было много интересов в области психологии, такой как целенаправленная психология, социальная психология и судебная психология. В 1907 году он написал несколько журнальных статей, посвященных юридическим аспектам дачи показаний, признаний и процедур в зале суда, которые в конечном итоге превратились в его книгу « На месте свидетеля» . В следующем году к Гарвардской психологической лаборатории был присоединен отдел прикладной психологии. В течение 9 лет он написал восемь книг на английском языке, применяя психологию к образованию, производственной эффективности, бизнесу и обучению. В конце концов Хьюго Мюнстерберг и его вклад определят его как создателя прикладной психологии. В 1920 году была основана Международная ассоциация прикладной психологии (IAAP) как первое международное научное общество в области психологии.

Большинство профессиональных психологов в США до Второй мировой войны работали в академической среде. Но во время войны вооруженные силы и Управление стратегических служб массово нанимали психологов для работы над такими вопросами, как моральный дух войск и пропаганда. После войны психологи нашли все больше и больше рабочих мест за пределами академии. С 1970 года количество выпускников колледжей со степенью в области психологии увеличилось более чем вдвое, с 33 679 до 76 671 в 2002 году. Ежегодное количество ученых степеней магистра и доктора философии также резко увеличилось за тот же период. При этом степени в смежных областях экономики, социологии и политологии оставались неизменными.

Профессиональные организации организовали специальные мероприятия и встречи для популяризации идеи прикладной психологии. В 1990 году Американское психологическое общество провело саммит по поведенческой науке и сформировало «Инициативу по человеческому капиталу», охватывающую школы, производительность труда, наркотики, насилие и общественное здоровье. Американская психологическая ассоциация заявила 2000-2010 Десятилетие поведения , с таким же широким размахом. Психологические методы считаются применимыми ко всем аспектам жизни человека и общества.

Промышленная и организационная психология

Промышленная и организационная психология , или психология IO, фокусируется на психологии труда. Соответствующие темы в ИО психологии включают психологию набора, отбора сотрудников из пула кандидатов, обучение, аттестации , удовлетворенности работой , мотивации труда . рабочее поведение , профессиональный стресс , предотвращение несчастных случаев, охрана труда , менеджмент , пенсионное планирование и безработица среди многих других вопросов, связанных с рабочим местом и трудовой жизнью людей. Короче говоря, психология IO — это применение психологии на рабочем месте. Одним из аспектов этой области является анализ работы , детальное изучение того, какое поведение влечет за собой данная работа.

Хотя название названия «Промышленная организационная психология» подразумевает объединение двух разделенных дисциплин, практически невозможно иметь одну половину без другой. Если просить в целом определить различия, индустриальная психология больше сосредотачивается на аспектах человеческих ресурсов в этой области, а организационная психология больше сосредотачивается на личном взаимодействии сотрудников. Однако при применении этих принципов их нелегко сломать. Например, при разработке требований к новой должности рекрутеры ищут кандидата с хорошими коммуникативными навыками во многих областях. Разработка требований к должности относится к промышленной психологии, работе с персоналом. а требование коммуникативных навыков связано с тем, как сотрудник взаимодействует с коллегами. Как видно здесь, трудно отделить задачу разработки списка квалификаций от типов квалификаций в списке. Это аналогично тому, как I и O почти неразделимы на практике. Таким образом, психологи-IO, как правило, разбираются как в производственной, так и в организационной психологии, хотя имеют некоторую специализацию. Другие темы, представляющие интерес для психологов-IO, включают оценку результатов, обучение и многое другое.

Военная психология включает исследования по классификации, обучению и поведению солдат.

Прикладная психология и ее задачи

Наука о закономерностях человеческой души и функционирования психической деятельности сформировала отдельную отрасль – психологию. Она развивается в двух направлениях. Практическое применяется непосредственно для решения проблем группы людей или одного человека. Теоретическое пополняется новыми открытиями и разработками ученых.

Прикладная психология совершенствуется вместе с развитием общественных отношений и его отдельными отраслями. Считается, что данное направление не имеет четкой завершенной структуры. Но основные направления можно выделить.

Прежде стоит разобраться в том, в каких направлениях ведет деятельность прикладная психология.

Образовательная психология

Педагогическая психология посвящена изучению того, как люди учатся в образовательных учреждениях, особенно в школах. Психологи оценивают эффекты конкретных образовательных вмешательств: например, фонетика по сравнению с целым языком обучения в раннем обучении чтению. Они также изучают вопрос, почему обучение происходит по-разному в разных ситуациях.

Еще одна область педагогической психологии — это психология обучения. В некоторых колледжах курсы педагогической психологии называют «психологией обучения и преподавания». Педагогическая психология во многом основана на фундаментальных научных дисциплинах психологии, включая когнитивную науку и поведенческие исследования обучения.

Метод внушения

Суть этого метода заключается в том, что исследуемый человек получает определенные формулы, установки, позиции, взгляды, которые находятся вне его сознательного контроля. Внушение может быть словесным или эмоциональным, в ходе которого формируется требуемое состояние или точка зрения. Средство внушения какой-то особой роли не играет, главное в том, чтобы его осуществить.

При внушении широко применяются запутывания, отвлечение внимания, интонации, эмоциональные запечатления. В процессе внушения все происходит само собой и воздействие на каждого человека идет в разной степени. Существует несколько видов внушений:

  • Прямое. Воздействие идет с помощью слов – приказы, команды;
  • Скрытое или косвенное – осуждение, одобрение, намек;
  • Намеренное;
  • Ненамеренное;
  • Положительное;
  • Отрицательное.

Огромную роль внушение играет в психотерапии и гипнотерапии, особенно когда человек находится в состоянии транса. С самого детства внушения являются частью человеческой жизни, т.к. используются в процессе воспитания.

Метод подкрепления

Подкрепление есть не что иное, как мгновенная реакция исследователя, которая может быть позитивной и негативной, на действия исследуемого. Реакция действительно должна быть мгновенной потому, что испытуемый сразу должен связать её со своим действием. Позитивная реакция является знаком того, что в дальнейшем следует поступать или действовать подобным же образом. При негативной реакции все наоборот.

Выделяются следующие виды подкрепления:

  • Положительное. Идет закрепление правильного поведения;
  • Негативное. Идет предотвращение неправильного поведения;
  • Осознанное;
  • Неосознанное;
  • Стихийное, происходящее случайно – удар током, ожог;
  • Намеренное, т.е. сознательное действие;
  • Разовое;
  • Систематическое;
  • Прямое;
  • Косвенное;
  • Базовое;
  • Вторичное;
  • Полное;
  • Частичное.

Подкрепление, как и внушение, тоже является огромной частью жизни человека и в процессе воспитания и приобретения человеческого опыта, присутствует с самого раннего возраста.

Психологическая консультация

Это, как правило, разовая беседа психолога с клиентом, который оказался в сложной жизненной ситуации. Работа специалиста начинается сразу, потому что особая подготовка не требуется, разобраться в сложившейся ситуации и наметить шаги по достижению желаемого результата можно быстро.

Психологическая консультация имеет несколько этапов:

  • Контакт;
  • Запрос;
  • План;
  • Настройка на работу;
  • Реализация;
  • Домашние задания;
  • Завершение.

Проблемы, по поводу которых люди обращаются за консультацией к психологу, в основном следующие:

  • Отношения – ревность, трудность в общении, воспитание детей;
  • Индивидуальные проблемы – самоорганизация, здоровье;
  • Работа – увольнение, низкая заработная плата, нетерпимость к критике.

Помощь психолога в подобных жизненных ситуациях может стать решением многих проблем, надо только во время обратиться за помощью к специалисту.

Метод опроса

Достаточно распространенным приемом в психологических исследованиях является метод опроса. Именно он вызывает наибольшее число нареканий. Критика выражается в том, что нельзя получить достоверную информацию непосредственно из ответов испытуемых. Но все подобные обвинения связаны с абсолютной некомпетентностью в области их проведения.

При использовании этого метода методологическая проблема заключается в конструировании вопросника

Важно, чтобы вопросник доставлял ту информацию, которая необходима по гипотезе и чтобы она была максимально надежной

Для построения каждого вопроса существуют многочисленные правила, расположение их в определенном порядке, группировка в отдельные блоки и др. Делается это для того, чтобы вопросник не требовал ответов в «лоб», а содержание было понятно автору при условии проведения определенного замысла, заложенного в программе исследования.

Конструирование вопросника является очень сложной и трудной работой, которая должна выполняться без какой-либо спешки. Важным является вопрос о том, насколько предлагаемые задания и вопросы значимы для личности.

Надо иметь в виду то, что после проведения массового опроса личностей в какой-то группе все проблемы группы или личности будут ясными, является иллюзией и наиболее распространенной ошибкой.

Опросы в психологии могут применяться как подсобное средство исследования и их данные должны обязательно сопоставляться с данными, полученными при помощи других методов. Носят они локальный характер, т.к. касаются преимущественно одного раздела психологии – проблемы личности. Опросников для диагностики группы немного, а наиболее широкое распространение получил социометрический опросник.

Метод опроса

Достаточно распространенным приемом в психологических исследованиях является метод опроса. Именно он вызывает наибольшее число нареканий. Критика выражается в том, что нельзя получить достоверную информацию непосредственно из ответов испытуемых. Но все подобные обвинения связаны с абсолютной некомпетентностью в области их проведения.

При использовании этого метода методологическая проблема заключается в конструировании вопросника

Важно, чтобы вопросник доставлял ту информацию, которая необходима по гипотезе и чтобы она была максимально надежной

Для построения каждого вопроса существуют многочисленные правила, расположение их в определенном порядке, группировка в отдельные блоки и др. Делается это для того, чтобы вопросник не требовал ответов в «лоб», а содержание было понятно автору при условии проведения определенного замысла, заложенного в программе исследования.

Конструирование вопросника является очень сложной и трудной работой, которая должна выполняться без какой-либо спешки. Важным является вопрос о том, насколько предлагаемые задания и вопросы значимы для личности.

Надо иметь в виду то, что после проведения массового опроса личностей в какой-то группе все проблемы группы или личности будут ясными, является иллюзией и наиболее распространенной ошибкой.

Опросы в психологии могут применяться как подсобное средство исследования и их данные должны обязательно сопоставляться с данными, полученными при помощи других методов. Носят они локальный характер, т.к. касаются преимущественно одного раздела психологии – проблемы личности. Опросников для диагностики группы немного, а наиболее широкое распространение получил социометрический опросник.

Отрасли прикладной психологии

Психология здоровья. Хотя это связано с клинической психологией, это две разные дисциплины. Психология здоровья анализирует связь между поведением и физическими расстройствами. Кроме того, она пытается предотвратить и лечить различные болезни.

Клиническая психология. Основное внимание уделяется профилактике и лечению поведения. Целью является улучшение качества жизни и психического благополучия.

Спортивная психология. Стремится повысить работоспособность спортсменов, например, уменьшая  тревогу и улучшая командную работу.

Организационная психология. Эта и клиническая психология являются двумя из самых известных отраслей прикладной психологии. В этом случае цель заключается в улучшении рабочей среды, решении проблем, обучении, максимизации навыков и управлении человеческим капиталом организаций.

Образовательная психология. Здесь прикладная психология использует базовую психологию для улучшения обучения и методологии. Она направлена на то, чтобы понять, как студенты учатся, и предоставить им ресурсы для их повседневной жизни.

Экологическая психология. Стремится понять, как люди относятся к своему окружению и как сама среда может влиять на наше поведение.

Криминальная психология. В этом случае работа профессионала не ограничивается исследованием преступлений. Они также анализируют достоверность свидетельских показаний, оказывают помощь жертвам и т

д.

Маркетинговая психология. Мы все знаем, что маркетинг является неотъемлемой частью экономики потребителей. Понимание того, что побуждает покупателя выбирать определенные продукты и какие подсознательные процессы определяют желания и потребности, является важной частью этой интересной области психологии.. Каждое поле похоже на раздел прикладной психологии. Есть еще много областей, которые мы могли бы упомянуть, такие как экстренная психология, психология безопасности дорожного движения, психология старения и т
д

Это всего лишь примеры, чтобы показать вам, в скольких ситуациях ценна психология

Каждое поле похоже на раздел прикладной психологии. Есть еще много областей, которые мы могли бы упомянуть, такие как экстренная психология, психология безопасности дорожного движения, психология старения и т. д. Это всего лишь примеры, чтобы показать вам, в скольких ситуациях ценна психология.

Медицинская психология как прикладное направление исследований

Определение 5

Медицинская психология представляет собой прикладное направление исследований, направленное на изучение психологических аспектов взаимодействия врача и пациента, поведения больного, психологические проявления заболеваний и их влияние на развитие психики, эмоциональное состояние больного, выявление роли психики в процессах возникновения, протекания и лечения заболевания, а также предупреждения и профилактики патологических состояний, укреплении здоровья.

Таким образом, прикладная психология представляет собой совокупность многочисленных отраслей, сферу научного знания, направленную на решение практических психологических проблем в различных профессиональных областях, на различных этапах развития тех или иных психологических феноменов.

Работа прикладного психолога

Конечной целью этого специалиста является помощь пациенту в принятии решения. Профессионалы в прикладной психологии используют различные подходы, чтобы помочь людям адаптировать свои эмоциональные реакции и поведение при принятии решений.

Приоритетная цель психолога зависит от направления деятельности. Например, консультанты в этой области обычно беседуют с пациентами, чтобы помочь им улучшить свои повседневные ситуации в жизни, работают с парами, семьями или группами. Они также помогают пациентам с проблемами злоупотребления алкоголя и наркотиков. Часто их клиентами становятся молодые люди.

Более продвинутые прикладные психологи применяют в работе нетрадиционные подходы.

Корпоративные психологи помогают своим клиентам не только улучшить психическое здоровье, но и стабилизировать работу. Специалисты, работающие в судопроизводстве, предлагают свои мнения о психическом здоровье преступника, поведении и мотивах.

Школьная психология

Школьная психология — это область, которая применяет принципы клинической психологии и педагогической психологии для диагностики и лечения поведенческих и обучающих проблем учащихся. Школьные психологи имеют образование в области развития детей и подростков , теорий обучения , психологической и психолого-педагогической оценки , личностных теорий , терапевтических вмешательств, специального образования, психологии, консультации, детской и подростковой психопатологии, а также этических, правовых и административных кодексов своей профессии.

По данным отдела 16 (Отдел школьной психологии) Американской психологической ассоциации (APA), школьные психологи действуют в соответствии с научными рамками. Они работают над повышением эффективности и действенности в этой области. Школьные психологи проводят психологическую оценку, проводят краткие интервенции и разрабатывают или помогают разработать профилактические программы

Кроме того, они оценивают услуги, уделяя особое внимание процессам развития детей в школьной системе и других системах, таких как семьи. Школьные психологи консультируются с учителями , родителями и персоналом школы по вопросам обучения, поведенческих, социальных и эмоциональных проблем

Они могут преподавать уроки родительских навыков (например, школьные консультанты), стратегии обучения и другие навыки, связанные с психическим здоровьем в школе . Кроме того, они объясняют результаты тестов родителям и ученикам. Они предоставляют индивидуальные, групповые и, в некоторых случаях, семейные консультации (State Board of Education 2003; National Clearinghouse for Professions in Special Education, nd). Школьные психологи активно участвуют в районных и школьных командах по оказанию помощи в кризисных ситуациях. Они также руководят аспирантами по школьной психологии. Школьные психологи во многих районах обеспечивают повышение квалификации учителей и другого школьного персонала по таким темам, как планы вмешательства в позитивное поведение и тесты достижений.

Одно из наиболее заметных приложений школьной психологии в современном мире — это решение уникальных задач, связанных с растущим многообразием культур в классах. Например, психологи могут внести свой вклад в понимание различий между индивидуалистической и коллективистской культурами.

Школьные психологи имеют большое влияние в школьной системе, и к ним часто обращаются для решения проблем. Практики должны иметь возможность консультировать и сотрудничать с другими членами образовательного сообщества и уверенно принимать решения на основе эмпирических исследований.

Уровни задач

Каждая наука развивается в двух направлениях: обогащение теоретической части новыми открытиями и практическое применение, из которого каждый пользователь извлекает пользу. Психология в этом плане занимает ведущую позицию, так как ее аспекты непосредственно касаются каждого человека: проблемы в отношениях с другими людьми, реакция на те или иные ситуации, личные неудачи человека и т.д.

Если определенную часть знаний человек может получить самостоятельно, то для более глубокого и детального анализа потребуется специалист, обладающий обширными знаниями. Исходя из таких особенностей выделяются принципы деятельности практической психологии.

  1. Практические вопросы представляют собой индивидуальную задачу, которая возникает, когда человек посещает специалиста и делится своей проблемой.
  2. Прикладные задачи актуальны для полноценного функционирования отдельных обществ. Например, при составлении обучающих программ, внедрении рекомендаций и программы по подготовке кадров.
  3. Научно-исследовательская деятельность направлена на разработку методологической базы для работы специалистов в области психологии.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.