- Психические состояния, мотивы и цели преступного деяния.
- Предпосылки возникновения и первоначальный этап становления криминальной психологии.
- Факторы преступности и социально-психологический подход к их анализу.
- Куда пойти учиться на эксперта-криминалиста
- Правила поступления в вузы МВД
- Видео: как сдать физическую подготовку в вуз МВД
- Правила поступления в гражданские вузы
- Таблица: конкурсные условия в гражданских вузах на специальность «Судебная экспертиза»
- Предисловие
- История формирования криминальной субкультуры
- Преступные группы как объект изучения юридических наук и юридической психологии
- Дальнейшие исследователи
- Понятие личности преступника в юридической психологии
- Судебные психоневрологи
- Четыре роли криминальных психологов
- Особенности
Психические состояния, мотивы и цели преступного деяния.
Перед тем как совершить преступление, лицо анализирует все свои предполагаемые действия по достижению преступного результата, а затем контролирует их исполнение. Такие действия, которые направлены на возникновение и развитие преступного деяния, называются механизмом преступления. Другими словами, механизм преступления — это совокупность всех необходимых элементов преступного деяния. Чтобы лицо пришло к реализации своих преступных действий, необходимо, чтобы его преступное поведение прошло через несколько стадий:
— формирование преступных замыслов;
— формирование мотивов преступления;
— выработка окончательного решения и психологической устремленности к достижению конкретной цели.
Следует заметить, что мотивация преступного поведения — это системообразующий фактор механизма такого поведения. Правоохранительные органы при расследовании конкретного уголовного дела должны в первую очередь понять преступное поведение лица, привлекаемого к уголовной ответственности, с тем, чтобы установить его поведенческие стереотипы и устойчивые мотивы поведения.
В процессе реализации преступной деятельности у индивидуума могут произойти сдвиги мотивов, свидетельствующие об изменении значения отдельных сторон его деятельности. Именно поэтому мотив преступления является средством правильной квалификации содеянного, а также для назначения вида и размера наказания. Только мотив в конечном итоге, характеризует субъективную значимость преступного деяния, а цель — его объективную направленность.
Очевидно, что предпосылкой к совершению преступления является положительная оценка субъектом подготавливаемых им условий совершения преступления, поэтому цель преступления формируется в непосредственной зависимости от возможности его совершения. Успешность же подготовки к совершению преступления укрепляет у преступника психологическую установку на его совершение.
В своей совокупности намерения, мотивы и цели преступного действия объединяются в такое юридическое понятие, как преступный умысел, характеризующийся своей направленностью и содержанием.
Предпосылки возникновения и первоначальный этап становления криминальной психологии.
Попытки мыслителей дать рациональное объяснение преступному поведению и особенностям преступников нашли свое проявление в ХУШ веке и были связаны с отходом от господствовавших до того времени теологических трактовок преступления как «греховного поведения» и действия сверхъестественных сил. Складывающееся понимание причин преступного поведения человека основывалось на признании ведущей роли специфических индивидуальных особенностей человека, в том числе его психологических, а также его состояний, которые обусловливают предрасположенность к совершению преступления
Так, Чезаре Бекария (1738-1794) в основу объяснения преступности, положил тезис о том, что преступное поведение определяет «неспособность людей усваивать твердые правила социального поведения», а Иеремия Бентама (1748-1832) сосредоточил внимание на гедонистическом объяснении причин преступлений, которые, по его мнению, выражались в стремление человека к действиям преимущественно под влиянием эмоционального состояния
Наряду с этими психологически ориентированными подходами к преступности и субъекту преступного поведения, стали проводиться исследования, которые сводились к попыткам выявить физические особенности преступников и установить в зависимости от них криминогенные склонности. Ф. Галь в начале Х1Х столетия обследовал заключенных и правопослушных граждан, намереваясь установить зависимость умственных и нравственных качеств от внешних физических особенностей черепа и утверждал, что способности и склонности человека являются прирожденными. Он пытался разработать френологические карты для идентификации по внешним признакам определенных типов преступников. В 1876 г. Итальянским тюремным врачом-психиатром Ч. Ломброзо в монорафии «Преступный человек, изученный на основе антропологии, судебной медицины и тюрьмоведения» приводятся данные антропологических обследований и внешности заключенных в сопоставлении с особенностями их преступных наклонностей. Им был сделан вывод, что преступник в следствии своих анатомических, физиологических и психических ненормальностей представляют особую разновидность человеческого рода. Идеи Ч.Ломброзо были поддержаны и дополнены его учениками. Э. Ферри стал придавать определенное значение социальным, экономическим и политическим факторам и в итоге обосновал вероятностный подход к оценке преступных наклонностей. Р. Горофало психологизировал идеи Ч. Лоброзо и сформулировал концепцию «опасного состояния», согласно которой преступному поведению предшествует определенное психическое состояние, предрасполагающее к конфликту с социальными нормами. Ломброзианские взгляды находили много сторонников в конце Х1Х – начале ХХ веков, особенно после двух международных конгрессов по уголовной антропологии.
Факторы преступности и социально-психологический подход к их анализу.
В теории криминологии преступность рассматривается как явление вторичное по отношению к другим социальным явлениям и процессам, которые выступают ее причинами и условиями. Причем среди этих социальных условий и процессов есть постоянно действующие и случайные, способствующие росту преступности и снижающие ее уровень или изменяющие ее структуру. В качестве факторов преступности в криминологии рассматриваются различные социальные условия и процессы: экономические, политические, правовые, информационные, демографические, культурно-этнические, его трудовая занятость, материальное благосостояние, социальное обеспечение, а также уровень образования населения, его правосознание и другие качественные особенности общественного сознания. Для современного исторического периода характерны динамичные изменения многих из тех социальных условий, которые выступают факторами роста или снижения преступности. Чрезвычайная сложность причинно-следственных связей в детерминации преступности, их иерархичность, нелинейность, многозначность, наличие механизмов самодетерминации свидетельствуют о том, что совокупность факторов преступности представляет собой сверхсложную систему, которая не может быть описана с помощью математической модели. Влияние различных факторов на преступность можно установить лишь относительно. Одним из недостатков традиционного для криминологии изучения факторов преступности является рассмотрение их как рядоположенных без дифференциации в социально-психологическом механизме правового поведения людей, т.е. без раскрытия влияния каждого фактора на субъекта поведения: ка – кие он порождает представления, ожидания, побуждения, решения и, в конечном итоге, — юридически значимые поступки.
Опираясь на положения принципов детерминизма и иерархии факторы преступности необходимо рассматривать как уровневую систему. Суть такого подхода заключается в том, что в системе детерминантов преступности необходимо определить те, которые являются причинными и наиболее значимо и непосредственно влияют на состояние преступности, а также установить те факторы, которые выступают второстепенными непричинными, опосредованными детерминантами. К причинным факторам, непосредственно влияющим на состояние преступности относятся явления духовной сущности членов общества, прежде всего их нравственно-правовое сознание. Это личностные и социально-психологические факторы. Они выступают внутренними детерминантами противоправного либо правомерного поведения: каково правосознание членов общества, таково и их поведение. Внутренние детерминанты преступности формируются и проявляются под влиянием внешних факторов – социальных условий жизнедеятельности людей и связанных с ними социальных влияний. Социальные условия и влияния, в свою очередь, представляют собой иерархию факторов формирования правовой позиции членов общества и в целом общественного правосознания, одни из являются наиболее существенными – первостепенными, другие менее значимыми.
Куда пойти учиться на эксперта-криминалиста
На должность эксперта-криминалиста принимают с высшим образованием по специальности «Судебная экспертиза» (код — 40.05.03). Это только вузы, в колледжах такое образование не дают. Форма обучения — очная, учиться надо 5 лет. В дипломе будет квалификация «судебный эксперт».
Во всех вузах работает система льгот и квот при поступлении, учитываются индивидуальные достижения. Общее требование к абитуриентам — законченное среднее или среднее профессиональное образование. Иными словами, 11 классов школы или 9 классов плюс колледж. После 9 класса на криминалиста нигде не учат.
Перед подачей документов нужно чётко понимать свои перспективы. Дело в том, что на службу криминалистом в полиции принимают только из ведомственных учебных заведений. Там свои стандарты обучения и целевая программа. Если окончить гражданский вуз, можно работать экспертом, но не в МВД.
Правила поступления в вузы МВД
Ведомственных вузов, где учат на эксперта-криминалиста, в России всего три:
- Московский университет МВД России;
- Санкт-Петербургский университет МВД России;
- Волгоградская академия МВД России.
Набор ведётся на свободной основе или по направлению из ОВД. Поступить могут только граждане РФ в возрасте до 25 лет.
Чтобы допустили до испытаний, надо пройти профессионально-психологическое тестирование и медицинское освидетельствование в штатной военно-врачебной комиссии. По результату абитуриент должен быть признан годным к воинской службе (подойдут 1–3 группы предназначения).
По результатам ЕГЭ засчитываются русский язык и обществознание. Отдельно проходят дополнительные испытания — изложение по русскому языку и нормативы по физической подготовке. Это бег на 100 м, километровый кросс и подтягивание на перекладине для молодых людей, а для девушек — силовое комплексное упражнение. Всё это оценивается в баллах. Есть проходной минимум, а набравшие его участвуют в конкурсе.
Видео: как сдать физическую подготовку в вуз МВД
Правила поступления в гражданские вузы
В обычных вузах правила будут менее строгими. На обучение принимают иностранцев, физическая подготовка не требуется, а предельный возраст ограничивается лишь рамками разумного. Учиться можно на бюджетном или платном отделении. Для поступления требуются только результаты ЕГЭ. Если их нет, экзамены сдают комиссии. Необходимые предметы — обществознание, русский язык и история.
Таблица: конкурсные условия в гражданских вузах на специальность «Судебная экспертиза»
Название вуза | Общий конкурсный проходной балл по ЕГЭ в 2020 году | Количество мест на бюджетное/платное отделение в 2020 году |
Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана | 281 | 22/50 |
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого | 264 | 10 (только бюджет) |
Белгородский государственный национальный исследовательский университет | — | 20 (только платно) |
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского | 218 | 10/100 |
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского | Минимальный проходной балл:
|
12 (только бюджет) |
Пермский государственный национальный исследовательский университет |
|
10/20 |
Предисловие
Изучение преступников не только представляет очень серьезный теоретический интерес, но и имеет громадное практическое значение. Преступный мир очень пестр по своему составу. В нем встречаются разнообразнейшие типы, глубоко интересные как с психологической точки зрения, так и в культурно-бытовом отношении. Каждый из них требует особого к себе подхода как со стороны органов уголовного розыска, следствия и суда, так и со стороны исполняющих судебные приговоры пенитенциарных деятелей. Судебные и пенитенциарные работники все чаще и сильнее чувствуют потребность в криминально-психологических знаниях, которые помогли бы им разбираться в тех лицах, с которыми им приходится иметь дело в своей практической деятельности, и выяснять, в какой степени и в каком отношении эти люди социально опасны, а следовательно, что следует с ними делать для защиты общества от их вероятных посягательств. Мало сказать, что человек социально опасен. Надо выяснить, что именно в нем есть такого, что делает его опасным, и в какой степени он опасен. Мало посоветовать наблюдать преступников. Надо выяснить, что именно должно быть предметом наблюдения и изучения в преступнике, ответов на какие именно вопросы надо искать в данных наблюдения и как, соответственно этому, вести самое наблюдение. Преступник должен быть не предметом простого любопытства, при котором бессистемно собирается то, что представляется курьезным, в роде, например, разных, иногда замысловатых и странных, татуировок, отдельных слов жаргона и т. п
Необходимо методическое, научное изучение, которое направлялось бы, прежде всего на то, что, действительно, важно и нужно знать о преступнике для правильной постановки борьбы с преступностью и возможного прогресса уголовного правосудия. Необходимо изучение, которое знало бы, что и для чего оно ищет в преступнике, было бы проникнуто ясным сознанием относительного значения и внутренней связи решаемых задач, выдвигало бы на первый план то, что, действительно, важно, отводя деталям подобающее им заднее место
О необходимости систематического криминально-психологического изучения преступников автор высказывался давно. Постепенно у него сложился план такого изучения, наметился круг важнейших вопросов, подлежащих исследованию, и накопился большой материал, почерпнутый им при постоянных посещениях мест заключения и зал судебных заседаний. Некоторая часть этого материала найдет себе место на страницах этой книги и подвергнется теоретическому освещению. Одно изложение отдельных случаев, без освещения теоретическими положениями их жизненного значения, лишено цены и интереса, оставляя читателя с невыясненными вопросами: «ну, что же из этого, что отсюда следует? Какое значение имеет та или иная сторона обрисованного случая?» и т. д. Поэтому изложению отдельных обследованных случаев автор предпосылал известные теоретические положения, которыми, затем, пользовался при объяснении этих случаев.
Основная мысль, которая руководила автором, заключается в том, что глубочайшие корни преступности сокрыты в конституции преступника, которая создается и изменяется под влиянием, с одной стороны, окружающих личность внешних и, прежде всего, социальных условий, а с другой стороны, — того, что организм данного субъекта получил в наследство от предков. Понятие конституции, как известного постоянного остова, на котором зиждутся отдельные переживания личности и вообще проявления ее функционирования, завоевало себе прочное место в сфере естествознания, в частности, — в науках медицинских. Для того, чтобы исследование преступления стояло на высоте, вполне соответствующей уровню современных научных требований, рядом с изучением самого преступления, его природы и порождающих его причин, должно стоять тщательное и возможно всестороннее изучение личности преступника, в котором понятию конституции и конституциональным факторам преступности должно быть отведено центральное место.
Планомерное, систематическое изучение заключенных московских мест заключения автор начал три года тому назад, в чем ему оказывали ценную помощь его ассистенты: М. К. Александров-Дольник, С. Л. Воронов, А. С. Иванов, Н. Г. Кельберер, А. А. Климушкин, Б. М. Наумов, О. С. Познышев, М. П. Ревидцев, О. А. Скворцова, В. С. Спановский, И. Й. Станкевич, Н. В. Терзиев и П. С. Цветков. Автор считает своим приятным долгом выразить им здесь свою благодарность. Вместе с тем автор приносит свою благодарность и Главному Управлению Местами Заключения, в лице его прежнего и настоящих руководителей — Л. А. Саврасова, Е. Г. Ширвиндт и Л. Я. Корнблит; за любезное предоставление свободного доступа в места заключения для научных исследований.
Вперед »»»
История формирования криминальной субкультуры
Криминальная субкультура имеет давние корни — возникла в тюрьмах и поселениях каторжан в дореволюционный период. Ее история характеризуется различными этапами преобразований, которые обусловливались важнейшими общественно-государственными событиями и, связанными с ними изменениями уголовной политики государства. Так, период революции и гражданской войны привел к развалу правоохранительной системы и породил разгул преступности. В этот период преступный промысел получил широкое распространение, породил формирование каст профессиональных преступников. В 30-е годы, наряду с репрессиями по политическим мотивам, значительная часть профессиональных преступников была предана суду и изолирована в места лишения свободы. В этот период в лагерях в общностях осужденных формируются конкретные правила поведения преступников — «воровские законы» и их философия. Наиболее авторитетные профессиональные преступники консолидируются и образуют неформальную элитную касту, именуя себя «ворами» (позже «воры в законе»). Эта каста приобретает неформальную власть над остальными заключенными и власть в преступных сообществах вне мест лишения свободы. В военные годы часть представителей элитной касты с учетом их добровольного согласия принимала участие в боевых действиях Красной армии (в штрафных батальонах). После окончания войны значительная часть из них продолжили преступную деятельность и были осуждены. Возвращаясь в места лишения свободы они претендовали на неформальную власть и связанные с ней привилегиями. Однако остававшиеся там лидерами преступной среды (идейные воры), не участвовавшие в боевых действиях, не желая делиться своей властью, объявили воевавших воров «ссученными», т.е. нарушившими каноны криминального «братства» в связи с сотрудничеством с государственной властью. Между авторитетными преступниками указанных двух течений развернулась кровавая борьба, выражавшаяся во взаимной расправе, как правило доходившей до убийств, которая получила в преступном мире название «сучьей войны». В ней в конечном итоге победителями оказались «идейные воры».
В конце 50-х начале 60-х годов были подготовлены и начаты реформы в системе ГУЛАГа, направленные на борьбу с криминальными авторитетами и усиление воспитательной работы с осужденными. Была создана отрядная система и институт начальников отрядов — сотрудников, которые выполняют организаторские и воспитательные функции. Проводимая работа дала ощутимые результаты в развенчании «воров в законе». Их количество значительно снизилось
В последующие годы неформальная власть криминальных авторитетов не прогрессировала, но и не была ликвидирована полностью, поскольку добившись определенных успехов, внимание к проблеме криминальной субкультуры было ослаблено
В перестроечные и последующие годы в криминальной субкультуре произошли существенные изменения. Они были связаны с существенным расширением сферы частной коммерческой деятельности. Преступная элита повернулась в сторону корыстной преступной деятельности и личного обогащения. Появилось новое поколение «воров в законе», приверженное ценностям богатой жизни, дорогостоящих развлечений, участия в легальном бизнесе на основе отмываемых средств, добытых преступным путем (так называемые «апельсины»). Преступные авторитеты, приверженные старым «воровским законам», в которых проповедовался материальный аскетизм, естественным путем стали терять свое влияние. Многие из правил поведения, декларируемых представителями криминальной элиты, стали ими же попираться и трактоваться в конкретных ситуациях с точки зрения своей выгоды
В годы новейшей истории Беларуси криминальная субкультура и криминальные авторитеты постепенно утрачивают свою неформальную роль и регулирующую функцию в связи укреплением правопорядка и особым внимание к борьбе с организованной преступностью. На эти процессы существенное влияние оказали также и изменения уголовно-исполнительной политики
Они выражаются в усилении воспитательной работы и активном применении институтов досрочного освобождения к осужденным, твердо ставшим на путь исправления и своим поведением доказавшим отказ от приверженности криминальным традициям.
Преступные группы как объект изучения юридических наук и юридической психологии
Преступные группы выступают объектом изучения юридических наук — криминологии, уголовного права, криминалистики, а также юридической психологии (криминальной, оперативной, следственной, превентивной). В уголовном законодательстве преступная преступление признается совершенное группой, если хотя бы два лица совместно участвовали в совершении преступления в качестве его исполнителей
В криминологических исследованиях обращается внимание на ряд формальных характеристик преступных групп, таких как численность, особенности состава, криминальная специализация группы, устанавливаются тенденции и закономерности групповой преступности, разрабатываются научные рекомендации по ее предупреждению. В криминалистических исследованиях изучаются особенности совершения преступными группами различных видов преступлений, устанавливаются закономерные особенности совершения этих деяний, что позволяет более эффективно их раскрывать и расследовать преступления
В уголовном праве анализируется соответствующая классификация групп: преступная группа, организованная группа, преступная организация, а также рассматриваются формы соучастия в преступлении членов группы — исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник. Это необходимо для квалификации преступлений, установления вины и индивидуализации назначения наказаний. В юридической психологии изучаются социально-психологические явления и механизмы присущие преступным группам, позволяющие более глубоко понять особенности их образования и функционирования, что необходимо для решения многих задач правоохранительной деятельности (раскрытия, расследования групповых преступлений, принятия судебных решений, предупреждения групповых преступлений.
Группа является микросредой, в которой действует человек, а также фактором, влияющим на его поведение. Не случайно групповые преступления, по сравнению с индивидуальными, имеют более высокую общественную опасность, так как в условиях группы психологически облегчается совершение преступления, усиливается решимость колеблющихся лиц под влиянием других членов группы, повышается возможность вовлечения в преступную деятельность новых лиц
Важное значение имеет и психологическое заражение, преступный ажиотаж. Поэтому в уголовном законодательстве за совершение групповых преступлений предусмотрено более строгое наказание
Известный зарубежный криминолог В. Фокс отмечает: «Любое изучение человеческого поведения, в том числе и преступного, является односторонним, если оно не включает в себя изучение группового поведения». (Фокс В. Введение в криминологию. — М., 1980. — С. 194.)
Дальнейшие исследователи
В 1950-х годах американский психиатр Джеймс А. Брюссель разработал то, что оказалось невероятно точной характеристикой человека, терроризировавшего Нью-Йорк.
Были сняты фильмы, основанные на вымышленных работах автора Томаса Харриса, которые привлекли внимание публики к профессии, в частности «Охотник за головами» (1986) и «Молчание ягнят» (1991). Самое быстрое развитие произошло, когда ФБР открыло свою учебную академию — отдел поведенческого анализа (BAU) в Квантико, штат Вирджиния
Это привело к созданию Национального центра по анализу насильственных преступлений и программы по задержанию преступников. Идея заключалась в том, чтобы создать систему, которая могла бы выявить связи между нераскрытыми крупными преступлениями.
Если верить книге «Криминалистическая психология» (В.А Образцова, С.Н. Богомоловой), в Соединенном Королевстве профессор Дэвид Кантер был новатором, помогавшим вести полицейских детективов с середины 1980-х годов по следу преступника, который совершил серию серьезных нападений. Он и его коллега придумали термин «следственная психология», пытались подойти к предмету с того, что они считали более научной точкой зрения.
Понятие личности преступника в юридической психологии
Понятие личности преступника определяется в наиболее общем виде как специфическое своеобразие социального качества лица, виновно совершившего уголовно наказуемое деяние. Личность преступника характеризуется юридическими признаками и психологическими особенностями. Юридические признаки согласно закону присущи субъекту преступления и включают: факт совершения уголовно наказуемого деяния; возраст, с которого наступает уголовная ответственность; вменяемость по отношению к совершенному преступлению; временные пределы, в течение которых лицо, совершившее преступление имеет соответствующий правовой статус — с момента покушения на совершение преступления до снятия или погашения судимости. В этой связи понятие личности преступника охватывает различные аспекты правового положения лица, совершившего преступление. В зависимости от своего правового положения преступник может изучаться как субъект различных видов юридически значимого поведения и правоотношений, а именно: как субъект преступного деяния, посткриминального поведения, уголовного процесса (подозреваемый, обвиняемый), как субъект уголовно-исполнительных правоотношений (осужденный) и как объект исправления, а также как освобожденный от наказания, имеющий судимость и как объект профилактики. Каждому из названных подходов к лицу, совершившему преступление, соответствуют свои задачи изучения его личности, связанные с задачами правоохранительной деятельности.
Психологические особенности личности преступника выражаются в совокупности психологических свойств, которые являются внутренними предпосылками преступного поведения, а также обусловливают индивидуальное своеобразие иного юридически значимого поведения, связанного с правовым положением лица, совершившего преступление. В криминальной психологии личность преступника изучается как личность субъекта преступного поведения. Рассматриваются те ее психологические особенности, которые значимые для объяснения внутренних причин такого поведения. Эти особенности проявляются в совокупности психологических свойств, которые выражают собой криминогенную потенцию личности, т.е. внутреннюю возможность совершения индивидом определенного уголовно наказуемого деяния при определенных условиях. Такая потенция в теории уголовного права трактуется как общественная опасность личности.
Судебные психоневрологи
Судебных психоневрологов обычно просят выступить в качестве экспертов-свидетелей для обсуждения дел, связанных с повреждением головного мозга. Они также могут заниматься вопросами о том, является ли человек юридически компетентным, чтобы предстать перед судом. Вопросы, задаваемые в суде судебным психологом, как правило, не являются вопросами, касающимися психологии, но являются юридическими вопросами, и ответ должен быть на языке, понятном суду. Например, суд часто назначает судебного психолога для оценки обвиняемого, предстающего перед судом.
Суд также часто назначает судебного психолога для оценки состояния сознания подсудимого в момент совершения преступления. Это называется оценкой вменяемости или безумия подсудимого (что касается уголовной ответственности) на момент совершения преступления. Это не психологические вопросы, а скорее правовые. Таким образом, судебный психолог должен уметь переводить психологическую информацию в правовые рамки. Как уже было упомянуто ранее, все эти процессы прекрасно описаны в «Криминалистической психологии» Виктора Образцова, Сапфо Богомоловой).
Четыре роли криминальных психологов
В 1981 году один из отцов криминальной психологии в Великобритании — профессор Лайонел Хавард — описал четыре способа, которыми психолог может действовать, будучи профессионально вовлеченным в уголовное дело. Это следующие:
Клинический: в этой ситуации психолог участвует в оценке человека, чтобы дать клиническое заключение. Психолог может использовать инструменты оценки, интервью или психометрические инструменты, чтобы помочь в его / ее оценке. Эти оценки могут помочь полиции или другим аналогичным организациям определить, как обращаться с данным лицом. Например, помочь выяснить, способен ли он / она предстать перед судом или есть ли у человека психическое заболевание, связанное с тем, может ли он / она понимать ход судебного разбирательства.
Экспериментальный: в этом случае задача психолога — провести исследование, чтобы проинформировать о случае. Это может включать в себя выполнение экспериментальных тестов с целью проиллюстрировать точку зрения или предоставить дополнительную информацию судам. Это может включать ложные воспоминания, эксперименты с достоверностью очевидцев и тому подобное. Например, таким образом можно задать вопросы типа «насколько вероятно, что свидетель увидит объект с расстояния 100 метров?» можно было ответить.
Актуарный: эта роль включает использование статистики для информирования о случае. Например, психолога могут попросить определить вероятность наступления события. Например, суды могут спросить, насколько вероятно, что человек совершит повторное преступление, если приговор будет отклонен.
Консультативный: здесь психолог может посоветовать полиции, как продолжить расследование. Например, как лучше всего опросить человека, как лучше всего провести перекрестный допрос уязвимого свидетеля или другого свидетеля-эксперта, как преступник будет действовать после совершения преступления.
Особенности
Психолог-криминалист предоставляет соответствующую экспертизу правовой системе. Его понимание и объяснение некоторых аспектов психологического здоровья могут помочь при расследовании сложных дел. Представители профессии могут выступать в качестве экспертов-свидетелей для разъяснения присяжным сложной психологической концепции, предоставляя консультационные услуги по поводу состояния психики преступника.
Особенности деятельности вынуждают представителя профессии заниматься расследованием вместе со следователем. Он тоже занят сбором доказательств. Его навыки и опыт позволяют выявить мотивы совершенного правонарушения. Специалист может подтвердить или опровергнуть версию следователя.
Острый ум и сообразительность помогают психологу-криминалисту анализировать действия преступника и продумывать его будущие поступки наперед.
Личные качества психолога-криминалиста важны, как и в любой другой профессии. Желательно, чтобы они плавно переходили в профессиональные навыки. На такую работу не подойдет мечтательный, впечатлительный человек со слабой психикой. Это прежде всего хороший и любознательный ученый. Большая часть его времени проходит на выезде к месту совершения преступления и в лаборатории. Присутствовать приходится на местах ДТП, убийств и других правонарушений.
Независимо от пола, психолог-криминалист должен оставаться хладнокровным. Это всегда умный, начитанный, волевой сотрудник. Он должен концентрироваться на поставленной задаче, обладать моментальной реакцией и отличной памятью. Предварительная версия выстраивается всегда на анализе полученных улик. Психолог-криминалист помогает ускорить поимку правонарушителя и впоследствии доказать его виновность.