- Православный психолог
- История развития и становления науки
- Что такое православная психология?
- Православная и светская психология
- Методы исследования
- Методы православной психологии
- Статьи по теме свернуть ↑
- О чём плачут мужчины в душе?
- Женщине-владычице
- Проблематика
- Требования к православному психологу
- Цели православной психологии
- Предмет и задачи направления
- Беседы о семье протоиерея Илии Шугаева:
- Детская психология:
- Принципы
- Личность в православной психологии
- Направление используют
Православный психолог
Психолог в православии является профессиональным собеседником, сопровождающим человека в трудные моменты жизни. При этом психолог не решает духовных проблем человека, а остается в области обыденной жизни и психологических проблем. К ним относятся проблемы взаимоотношений в семье, вопросы по воспитанию детей, проблем с детьми, вопрос личных границ.
Если психологу удается помочь человеку решить его психологические проблемы, то на пути духовного возрастания человека становиться гораздо меньше препятствий. Следует учитывать, что психолог играет вспомогательную, сопровождающую роль для христианина на пути его духовного роста.
Православная психология ставит перед собой задачу не просто помочь индивиду обрести целостность, но они и помогают ему осознать необходимость в служении миру полнотой себя, полученной в результате терапии. Обретение человеком себя происходит только тогда, когда он преодолевает себя, перестает вращаться вокруг собственной оси и воспринимать себя как основную ценность своей жизни. Только при достижении этого результата можно говорить о истинном духовном и психологическом здоровье.
История развития и становления науки
Психология и православие изначально развивались отдельно друг от друга, но в некоторых моментах учения, теоретические знания совпадали. У психологической науки нет единого мнения о человеческой природе.
Относительно этого вопроса существуют разные представления, среди которых одной из самых значимых является христианская.
Несмотря на отсутствие точной трактовки человеческой природы психологи смогли накопить огромное количество эмпирических фактов.
На основе теоретических знаний и утверждений была сформирована психотерапия. С ее помощью первые психологи помогали справиться с психическими заболеваниями.
В 1882 году Фридрих Ницше написал — «Бог умер». Это пошатнуло доверие к христианству, но позже началось соединение учений веры и психотерапии.
Например, во время Второй мировой войны австрийский психотерапевт Виктор Франкл работал в Освенциме и длительное время наблюдал за узниками. Психотерапевт утверждал, что люди с крепкой верой не теряли внутренней силы, преодолевали все сложности, выживали в немыслимых условиях. Он написал об этом в своих работах, которые продолжили развивать другие ученые.
Что такое православная психология?
Православная психология — это разновидность психологии, занимающаяся анализом греховных страстей, лекарем в котором выступает пастырь. В ее основе лежит православная церковь.
Психологи изучают человека и его проблемы только с душевно-плотской стороны, что полностью отрицает существование другой жизни, некого потустороннего мира, в котором царит полная свобода мысли. Именно рассмотрением дел, связанных с духом, перешедшим за грани материального, и занимается православная (святоотеческая) психология. Современные люди полностью прикованы к материальному миру, поэтому не способны видеть того, что находится за его гранью.
Святоотеческая психология постоянно развивается, она динамична. Она изучает чувства и настроения, которые неподвластны большинству людей. Страсти, гордость и тщеславие — самое простое, что есть на Земле. Этим занимается православная психология, это некое откровение новой жизни, проникновение в самые потаенные уголки человеческой жизни.
Ни один, даже самый опытный психолог не сможет с помощью своих инструментов проникнуть так далеко, как делает это святоотеческая психология. Она изучает мир бездонный, полный духовных сияний и откровений.
Люди видят в уме и воле лишь греховное деяние, тогда как святые отцы — учителя православной психологии — учат видеть в разуме силу человеческой души, не просто его плотскую натуру, а душу, способную чувствовать и страдать.
Православная психология гораздо более полная, чем обычная: она изучает человека с трех разных сторон — духовной, душевной, и только потом — плотской.
Но большинство людей относится к православной психологии настороженно, считая ее скорее псевдонаукой. Ни один психолог никогда не станет вмешиваться в религиозную жизнь человека, ведь его задача — находить травмы и вылечивать их. Душа человека до тех пор будет закрыта ото всех, пока тот не раскроет своей психологической травмы специалисту. До тех же пор в каждом его жесте, каждой исповеди будет сквозить неестественность.
Обычно именно люди, остро нуждающиеся в помощи, яро отрицают необходимость ее как таковой и опровергают любой намек на психологию. Они боятся расшатать то, что уже почти зажило и забылось, пряча свои душевные травмы и выставляя лишь надежды на то, что все пройдет само собой.
Люди скрывают свои проблемы за религиозными заповедями, тем самым оставляют проблему в своей душе на длительный срок. Человек оказывается неспособен исповедаться, в результате чего вся его духовная жизнь начинает приобретать форму извращений. Для того чтобы этого избежать и нужна православная психология.
Православная и светская психология
Определение 1
Православная психология одно из направлений психологии, которое ориентировано на взгляды и ценности, данные христианством.
Отличие светской психологии от христианской заключается в целях. Главной целью светской психологии является изучение и объяснение природы поведения человека и его психики. Основную цель православная психология видит в способствовании спасению человеческой души для вечной жизни посредством воспитания и развития.
Отличие православной от светской психологии также заключается в масштабе объекта исследования. Светская психология изучает человека в промежутке от рождения до смерти, то есть только в онтогенезе. Психология не решает вопросы происхождения человека и не ставит своей задачей объяснить смысл жизни и смерти. Для православной психологии основополагающими вопросами, определяющими цель, принципы, методы исследования, являются божественное происхождение человека, его воцерковление и обожение, спасение человеческой души.
Различаются эти направления психологии и способом получения знаний. Светская психология раскрывает существующие законы природы при помощи человеческого интеллекта и научно-технических средств. С этой целью она раскладывает, измеряет, анализирует объект исследования, то есть человека.
Православная психология берет знания о человеке из священного Предания, святоотеческих трудов, из священного Писания, православного богословия и опыта Православной Церкви.
Методы исследования
Методики для обследования прихожан, которыми пользуются православные психологи практически не отличаются от стандартных методов исследования официальной психологической науки. Основные способы исследования:
- Самонаблюдение — человек должен самостоятельно наблюдать за собой, своим поведением, проявлением эмоций, поступками в разных ситуациях. Нужно отмечать любые изменения, которые происходят с сознанием, физическим состоянием под воздействием посторонних раздражителей. Задача Святого Отца в этом процессе — оживить интерес к наблюдению за собой. Он должен научиться понимать свое внутреннее Я, чтобы появилась возможность к покаянию, дальнейшему просвещению.
- Диалог — психолог расспрашивает пациента о его состоянии, насущных проблемах, скрытых переживаниях, страхах. Он может приводить примеры из жизни, спрашивать, как бы человек поступил в разных ситуациях. Собрав интересующую информацию, специалист подбирает подход к человеку, чтобы привести его в веру, помочь найти себя, разрешить межличностный конфликт.
При рассмотрении методики православной психологии нельзя забывать о метанойи — покаянии, с помощью которого человек может закрепить результат проведенных методов, полностью очиститься от оскверненной натуры, вернуть себе нарушенную целостность. Проводится в лоне Церкви Святым Духом.
Методы православной психологии
Два основных метода, используемых в православной психологии — самонаблюдение (самоанализ) и диалог. Самонаблюдение — способность человека самостоятельно оценивать свои поступки и их последствия, способность к самопознанию. Когда человек начнет понимать, что является наиболее важным при решении его проблем, он осознает, что источником всех бед является он сам.
Православный человек каждую минуту должен бороться со своими страстями, греховными привычками. Если страсть не прекратить в самом начале, человек станет ее рабом, как алкоголики или наркоманы. Каждая страсть дает начало следующей, куда более страшной и греховной. Только уничтожив одну страсть, можно избавиться от другой.
Православный психотерапевт может помочь в решении вопросов греховных, во внутриличностных и межличностных конфликтах, в воцерковлении. Святоотеческая психология — психологическая помощь для каждого православного верующего.
Большую популярность сейчас набирают православные ценности.
Ценность — это некий объект, обладающий значимостью в отношении человеческих потребностей, стремлений. Православная ценность — абсолютное благо, ценное для каждого из людей. Богооткровенная истина перед богом считается высшим благом
Важное место отводится и личности, как существу бессмертному, созданному по своему образу творцом
Источником православных ценностей для каждого человека должен стать его дом.
Для православного человека главная цель жизни заключается в блаженстве в Царстве Небесном, в спасении и совершенствованию.
Каждая православная ценность — великое достояние человечества, благодатное сокровище. Но лишь тем, кто идет к спасению, они открывают свою настоящую сущность. Человек должен сделать правильный выбор.
Православная психология старается соотнести уже существующие психологические знания с православной концепцией человека. Это ее главное отличие от других разновидностей психологии, связанных в первую очередь с личностью человека. Но, несмотря на то, что у святоотеческой психологии другой подход к изучению человека, она все же использует методы психологии традиционной.
С древности считалось, что люди — это существа богословские, поэтому их проблемы никогда широко не освещались и не изучались подробно. И современная психология изучает не душу человека, а его психическое состояние. И проблема состояния человеческой души полностью отошла к православной психологии.
Статьи по теме свернуть ↑
О чём плачут мужчины в душе?
Ирена Юрьевна Голикова
Все мы знаем, что продолжительность жизни мужчин короче, чем женщин. Подумаешь, короче! Вроде бы, ничего страшного. До тех пор не страшно, пока не столкнёшься с реальными статистическими цифрами. В 2015 году в России средняя продолжительность жизни — 71,4 года: для мужчин — 65,9 лет, для женщин —… Читать дальше
3
Женщине-владычице
Иван Иванов
Это эссе продиктовано обилием упрёков в адрес женщин с так называемым «сильным характером», что они как мужчины, «много в таких мужских энергий». Я не адресую никому конкретно это эссе, это размышление вслух, которое несёт свой здравый смысл. Приглашаю узнать мою точку зрения на этот вопрос.
Часто… Читать дальше
4
Проблематика
Православная психология помогает:
- Наладить межличностные отношения между супругами, родителями и детьми, коллегами, начальником и сотрудниками.
- Совершать церковные таинства — крещение, причастие, исповеди.
- Избежать внутриличностных конфликтов — панических атак, неврозов, апатии, депрессии, нервных срывов, повышенная тревожности, детских страхов, фобий.
- Пережить серьезные психологические травмы — потерю родственников, детей, смертельные заболевания.
- Устранить смысловые и ценностные конфликты — навязчивые состояния, страх, зависимость.
Наука старается разрешить каждую из проблем. При этом человека медленно приобщают к вере, если он не противится этому.
Православная психология — отдельное направление психологической науки, которое возникло благодаря смешению учений, основ христианства с практическими и теоретическими методиками классической психологии. Она помогает людям очиститься, найти свое призвание, раскрыть потенциал, встать на путь просветления.
Требования к православному психологу
По мнению священнослужителей, любой невоцерковленный человек, который занимается изучением психологии в сознании представляет нарушенную систему ценностей. У него нет базовых представлений о связи тела, духа и души.
Заболевания и проблемы он связывает с чем угодно, кроме душевных нарушений. Он не может осознавать в полной степени свои чувства, мысли, ничего не знает о духовной сфере.
Любой православный психолог должен осознать свои слабости, немощи, греховности. Благодаря этому человек может уповать на то, что Богу все доступно, он все может. Это придает силы для проведения таинств, христианских психологических методик.
Одновременно с этим психолог не является ключевой фигурой. Он проводник воли Божьей, который сопровождает человека на пути духовного роста, помогает преодолеть препятствия.
Цели православной психологии
Мнения о православной психологи расходятся. В основном этот термин отрицается как что-то, что не имеет места существовать. Но в то же время признается использование в психологических терапиях только те методики, которые не противоречат православному мировоззрению.
Священника можно сравнить с психологом: он тоже занимается врачеванием душ. Чаще всего они не осознают свою схожесть с психологами, вот почему их необходимо специально обучать психологии, дабы они не совершали непростых ошибок и не причиняли людям большего вреда.
Каждый человек в своей жизни сталкивается с проблемами душевного здоровья: как остаться спокойным в раздражительной ситуации, как перебороть свою лень и многие другие вопросы. Святоотеческая психология детально рассматривает такие вопросы, такой подход называется возрождением человека падшего.
Православная психология черпает знания их церковных богослужений, философии христианства, наследие святых отцов. Все используемые методики проходят через православное мировоззрение, процесс познания бога, в котором заключается истинное исцеление, и принятие воздействия на душу человека ангелов и Демонов.
Смысл человеческой жизни понимается как развитие в себе добродетели, как преодоление страстей. Человек не может существовать без тела, души и духа — они считаются одним целым. Нарушение этого единства ведет к болезни или к смерти — переходу человеческой души в другое состояние.
Человек никогда не должен забывать, что он — существо духовное, часть духовного мира, созданного богом.
Предмет и задачи направления
Предмет православной психологии — человек как личность. Наука рассматривает особенности развития, формирования сознания, изменение его свойств зависимо от укрепления или ослабления связей с духовно-нравственным состоянием.
Характеристики личности, которые рассматриваются православной психологией:
- Человек олицетворяет дух, духовность подразумевает под собой наличие иной природы.
- Человек никогда не сможет осознать свою значимость.
- Человеческую личность нельзя полностью свести к животной природе.
- Нельзя приравнивать личность к биологической, физиологической или химической системе.
Основы православной психологии:
Главный смысл человеческой жизни — преодоление слабостей, страстей, развитие добродетели.
Здоровый индивид рассматривается как единство духа, тела и души
Если связь между этими составляющими нарушается, появляются различные проблемы, заболевания.
Смерть — освобождение души от телесной оболочки, ее переход к другому этапу развития.
Невозможно полностью исцелиться, найти себя без познания Бога.
Важно признавать воздействие ангелов (положительное) и падших духов (отрицательное) на человеческую душу.
Любые психологические методики, применяемые православными психологами, преломляются о христианское мировоззрение.. Задачи православной психологии можно разделить на теоретические, практические
К первым относится:
Задачи православной психологии можно разделить на теоретические, практические. К первым относится:
- Разработка современных концепций на основе христианских учений. Совмещение духовных методик воздействия на личность с инновационными подходами из психологии.
- Разработка методов, с помощью которых можно описать личность.
Практические задачи:
- Восстановление человеческой индивидуальности, повышение самооценки. Воссоединение воли, сердца, ума.
- Оказание психологической помощи любому человеку, который начал отходить от Бога. Приведение в веру новых служителей.
- Разработка методик для коррекции психологического состояния на основе православных учений.
- Построение у неверующих целостного христианского мировоззрения. Объяснение основ христианских учений, проведения таинств.
- Оказание психологической помощи в преодолении соблазнов людям, который готовятся к причастию.
Основной инструмент, которым может пользоваться православный психолог — собственная личность. Главная составляющая успеха — наличие практического и теоретического опыта в воцерковлении, проведении таинств.
Общая задача христианского направления психологической науки — оказание помощи в преодолении тяготения падшей натуры. Психолог должен помочь грешнику понять страстные механизмы жизни, которые приводят к появлению заболеваний или проблем. Так специалист исцеляет, указывает путь к внутренней свободе. С помощью полученных знаний индивид получает шанс проявить свой внутренний потенциал на максимальном уровне.
Частная задача православной психологии — помощь при решении конкретных жизненных проблем, спорных ситуаций со стороны веры. При этом могут применяться современные психологические науки, которые не противоречат христианским учениям.
Беседы о семье протоиерея Илии Шугаева:
- Фильм первый. Любовь и влюблённость — протоиерей Илия Шугаев
- Фильм второй. Первая любовь — протоиерей Илия Шугаев
- Фильм третий. Как правильно вступить в брак — протоиерей Илия Шугаев
- Фильм четвертый. Как не нужно вступать в брак — протоиерей Илия Шугаев
- Фильм пятый. Отношения между мужем и женой — протоиерей Илия Шугаев
- Фильм шестой. Появление детей — протоиерей Илия Шугаев
- Фильм седьмой. Планирование семьи. Аборты и контрацепция — протоиерей Илия Шугаев
- Фильм восьмой. Многодетность — протоиерей Илия Шугаев
- Фильм девятый. Глава семьи — протоиерей Илия Шугаев
- Фильм десятый. Мужественность и женственность — протоиерей Илия Шугаев
- Фильм одиннадцатый. Взрослость молодых людей — протоиерей Илия Шугаев
- Фильм двенадцатый. Внутренний уклад семьи — протоиерей Илия Шугаев
- Фильм тринадцатый. Воспитание будущего семьянина — протоиерей Илия Шугаев
- Фильм четырнадцатый. Капризы и непослушание детей — протоиерей Илия Шугаев
- Фильм пятнадцатый. Как уберечь детей от курения, алкоголизма и наркомании — протоиерей Илия Шугаев
- Смотрите другие фильмы раздела «Беседы о семье протоиерея Илии Шугаева»
Детская психология:
-
Психология подросткового возраста: проблема буллинга — Кирилл Хломов -
Ни одна травля в школе не закончится, пока в неё не вмешаются взрослые — Наталья Цимбаленко - Травля в детском коллективе. Есть ли способы ее преодолеть? — Людмила Петрановская
- Им нечего больше хотеть: как воспитать ребенка в условиях материального изобилия — Марина Мелия
- Привет, Чучело. Что делать, если ваш ребенок – жертва травли или возглавляет ее? — Мария Новикова
- Подросток попался в сеть — Наталья Крамаренко, Марина Тылкина
- Не погружайте детей в болото претензий — Катерина Мурашова
- Ребенок плохо учится – что делать? Нужно радоваться — Александр Лобок
- Воровство в детском возрасте — Med o’key
- Мама, купи мне монстра — коррекционный педагог Анастасия Дуброва
- Когда вы разговариваете с ребенком — помолчите — Юлия Гиппенрейтер
- Кого боятся подростки (рекомендуем к прочтению каждому родителю) — Катерина Мурашова
- Пограничные психические состояния у детей — семинар психолога Ирины Медведевой
- Больше доминант, хороших и разных. Детские зависимости и способы их преодоления — иерей Владимиром Сергачевым
- Когда дети хамят — Анна Сапрыкина
- Детские коллективы для ребенка вредны или Как пережить каникулы — Александр Колмановский
- Как прогнать бабайку? — Оксана Головко
- Травля в детском коллективе. Есть ли способы ее преодолеть? — Людмила Петрановская
- Детская болезнь — Дмитрий Соколов-Митрич
- Ябеда-карябеда — Инна Карпова
- Гиперактивный ребенок — Галина Козловская
- Почему не хочется хвалить ребенка? — Татьяна Шишова
- Как стать моральным уродом? — интервью с ведущим руководителем Центра коммуникативных исследований ИСЭПН РАН, кандидатом социологических наук Наталией Марковой
- Читая Спока — Владимир Ошеров
- Я сердита, я сердита! — Ирина Лукьянова
- Подросток: одиночество в сети? — Мария Руднева
- Психофизиологические особенности десятиклассников — Наталия Суворова
Принципы
Фундамент православной психологии состоит из нескольких основополагающих принципов:
- Антропоцентричность — определение отношения к человеку. За любыми слабостями, человеческими грехами в личности можно рассмотреть образ Божий. Для оказания помощи между психотерапевтом и пациентом должно установиться взаимное понимание. Достичь единодушия можно только при содействии Божественной благодати. Психотерапевт и пациент должны быть верующими, регулярно посещать церковь, участвовать в проведении таинств.
- Экклезиоцентричность — определение отношения к Церкви. Человек может воссоединиться с Христом только в Богочеловеческом теле Храма. Исцелиться от душевных болезней, избавиться от слабостей, соблазнов, побороть чертей можно только в лоне Церкви. При этом человек должен иметь крепкую веру, отдавать себе отчет в том, чего он хочет добиться.
- Христоцентричность — определение отношения к Богу. Считается главным целе- и смыслообразующим принципом среди всех.
Личность в православной психологии
Основные характеристики личности в православной психологии:
- человеческая личность не может быть сведена к природе;
- человек — не животное, недопустимы попытки редуцировать человека к животному;
- человек не является системой;
- человек больше себя самого всегда;
- человек — это дух, а духовность подразумевает наличие иной природы.
Замечание 1
Православная психология основывается на православной антропологии и на знаниях о человеке, как ценности безусловной. Это проявляется в таком отношение к человеку, которое не подлежит оценке и которое не надо заслуживать.
Православная психология принимает человека безусловно таким, какой он есть.
Направление используют
|
Арт-терапевтический проект «Путь женщины» (Москва), Психологический центр «Содействие» (Москва), АНО по оказанию психологической помощи населению «Ступени восхождения» (Москва), Московская школа «Спас Руси» (Москва), Центр Новых Практик (Москва), Академия Классического Гипноза и Эpикcoнoвcкого Гипноза и Самогипноза (Донецк), Елизавета Панёвина (Барнаул), Многофункциональный центр психологии «Лик» (Самара), Центр Объективной Психологии «Царь в голове» (Санкт-Петербург). |
||
|
Брат Федор (Москва), Дмитрий Олегович Науменко (Москва), Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл (Москва), Тамара Витенко (Москва), Эльвира Минкина-Бачинская (Москва), Ольга Goddess (Москва), Павел Владимирович Масычев (Саратов), Сергей Павлович Ратибор (Барнаул), Сергей Николаевич Гребенников (Воронеж), Александр Владимирович Иванов (Волгоград), Олег Борисович Яцевич (Кемерово), Александр Таирович Попов (Калининград), Мария Евгеньевна Василенко (Санкт-Петербург), Людмила Николаевна Пономаренко (Сумы), Екатерина Леонидовна Светлая (Казань), Евгения Леонидовна Купитман (Санкт-Петербург), Валентина Маркина (Барнаул), Наталья Романова (Новосибирск). |
||
|
Брат Федор (Москва), Дмитрий Олегович Науменко (Москва), Елена Викторовна Панкратова (Москва), Игорь Андриянович Тимофеев (Москва), Тамара Витенко (Москва), Татьяна Владимировна Смирнова (Москва), Ольга Goddess (Москва), Наталья Романова (Новосибирск), Сергей Николаевич Гребенников (Воронеж), Роман Валерьевич Банкрашков (Кавказские Минеральные Воды), Павел Владимирович Масычев (Саратов), Олег Борисович Яцевич (Кемерово), Александр Таирович Попов (Калининград), Александр Владимирович Иванов (Волгоград), Людмила Николаевна Пономаренко (Сумы), Любовь Кондрашина (Красноярск), Екатерина Леонидовна Светлая (Казань), Евгения Леонидовна Купитман (Санкт-Петербург), Сергей Иванович Калюжный (Саратов), Валентина Маркина (Барнаул). Ещё консультанты 1 |