Метапсихология зигмунда фрейда

Введение

Одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной социологии классического периода, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс фрейдистских доктрин, оказавших значительное воздействие на всю социальную мысль.

Создав первоначально новый психотерапевтический метод лечения психонервных заболеваний – психоанализ. Профессор Зигмунд Фрейд (1856-1939) развил идеи этого метода в своих работах.

Основные идеи психоанализа – сознательное и бессознательное. Много работ посвящено бессознательному. Бессознательное — особые психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека. Получается что эту идею психоанализа должна изучать метапсихология. Однако сам термин не так прост.

2 стр., 678 слов

Определение психоанализа.Психоанализ в психологии.Зигмунд Фрейд

После выхода работ Фрейда прошло немало времени. Появляются работы как за идеи Фрейда, так и против них. Один из терминов психологии Фрейда, который активно обсуждается это метапсихология. Так же как и любая другая идея (определение) философии, метапсихология имеет несколько значений, причем каждый ученый вводит свое определение или выделяет только необходимые ему стороны. Термин “метапсихология” многозначен.

Я выбрал эту тему для реферата, чтобы выяснить как появился термин метапсихология. Определить основные определения, а также узнать дальнейшие перспективы развития и использования этого термина.

Литература

  • Фрейд, Зигмунд. По ту сторону принципа удовольствия // Очерки по психологии сексуальности. — Минск: Попурри, 2010. — 480 с. — 5000 экз. — ISBN 978-985-15-1063-0.
  • Фрейд, Зигмунд. XII. Детерминизм — Вера в случайности и суеверия. Общие замечания // Психология бессознательного. — СПб.: Питер, 2002. — 400 с. — ISBN 5-94723-092-5.
  • Лакан, Жак. Работы Фрейда по технике психоанализа (Семинар, книга I (1953/54)) / Под. общ. ред. Ж. — А. Миллера. — М.: Гнозис; Логос, 2009. — 432 с. — ISBN 5-8163-0037-7.
  • Райкрофт, Чарльз. Критический словарь психоанализа. — СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995. — 288 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-88787-001-X.
  • Лейбин, Валерий. Словарь-справочник по психоанализу. — М.: АСТ, 2010. — 956 с. — (Psychology). — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-063584-9.
  • Лапланш, Жан; Понталис, Жан-Бернар. Словарь по психоанализу / Пер. с фр. Н. Автономовой. — М.: Высшая школа, 1996. — 623 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-06-002974-3.
  • Тайсон, Филлис; Тайсон, Роберт. Психоаналитические теории развития. — М.: Когито-Центр, 2006. — 408 с. — 2200 экз. — ISBN 5-89353-156-6.
  • Ребер, Артур. Большой толковый психологический словарь / Пер. с англ. Е. Чеботаревой. — М.: Вече, АСТ, 2003. — 1150 с. — ISBN 5-17-008900-7.
  • Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — СПб.: Питер, 2006. — 1096 с. — 3000 экз. — ISBN 5-272-00018-8.
  • Психоаналитические термины и понятия: Словарь / Под ред. Б. Мура, Б. Файна. — М.: Класс, 2000. — 304 с. — (Библиотека психологии и психотерапии). — ISBN 5-86375-023-5.
  • Akhtar, Salman. Comprehensive dictionary of psychoanalysis. — Karnac Books, 2009. — 404 p. — ISBN 9781855758605.
  • Bergmann, Martin; Hartman, Frank. The Evolution of Psychoanalytic Technique. — Columbia University Press, 1990. — 497 p. — (Morningside Series). — ISBN 9780231074216.
  • Brandell, Jerrold. Psychodynamic social work. — Colubmia University Press, 2004. — 471 p. — ISBN 9780231126366.
  • Ellman, Steven. When theories touch: a historical and theoretical integration of psychoanalytic thought. — Karnac Books, 2010. — 708 p. — ISBN 9781855758681.
  • Macmillan, Malcolm. Freud evaluated: the completed arc. — MIT Press, 1997. — 762 p. — ISBN 9780262631716.
  • Samuels, Andrew. Jung and the Post-Jungians. — Routledge, 1986. — 304 p. — ISBN 9780415059046.
  • Zock, Hetty. A psychology of ultimate concern. — Rodopi, 1990. — Т. 1. — 258 p. — (International series in the psychology of religion). — ISBN 9789051831801.

Подходы

Суть метапсихологии в том, что она стремится описать психологические процессы, которые протекают в человеческой голове. Для этого существует несколько подходов, но перед тем, как их рассматривать, нужно понять как этот раздел психологии относится к изучению человеческого мозга и психики.

Но все эти процессы неосознанны, неконтролируемы – они просто есть, просто протекают в теле человека, потому что так заложено, предопределено природой самого организма изначально. Можно сказать, что метапсихология рассматривает мозг в первую очередь не как физическое образование, но как нечто духовное, более высокое и теоретически сложно объяснимое.

Рекомендуем: Аналитическая психология Юнга

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Материальными, если это рассматривать со стороны метафизики, являются клетка, атом, частица, молекула. Человеческое бытие заключено в субстанцию, оболочку. А вот духовное наука рассматривает, как нечто, что не имеет структурного начала. Материя обладает меньшей свободой, нежели дух, который по своей сути бесструктурен. Следовательно, можно утверждать, что духовное прежде всего относится к мирозданию и чему-то основополагающему, изначальному.

Далее стоит выяснить, какие же всё-таки существуют подходы в метапсихологическом изучении человеческого мозга, его функций и восприятий. Существуют три подхода, которые описал сам Фрейд. Это такие подходы, как динамический, экономический, структурный.

Экономический. Этот подход связан с понятием «энергия». Он описывает психологический процесс, в ходе которого происходит распределение энергии. Этот подход позволяет говорить о разрядке, самой энергетической сущности, её величине, аккумуляционных законах в контексте теоретического.

Рекомендуем: Ассоциативная психология

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Динамический. В этом подходе описываются различного рода психологические феномены, которые базируются на силе, сложении, влечении. У каждого из этих понятий существуют свои истоки, при сочетании, столкновении они изменяются и объективируются. Это позволяет теоретически рассуждать о каких-либо конфликтах – например, о влечении на базе инстинктов и связанных с этим современных ограничениях.

Структурный или типографический подход. Относится к психическим явлениям, которые обусловливают всю базовую конструкцию психического аппарата. Включение различных навыков, моральных норм, интересов, установок, воспоминаний в этом подходе репрезентирует природу психических явлений.

Рекомендуем: Житейская психология — это

Генетический. Этот подход описывает явления, которые происходят на психологическом уровне. Они связаны с временными параметрами, а именно параметрами развития человеческой личности от самого детства до осознанного возраста. Исходя из этой теории невозможно объяснить черты своего «я» без фактов из собственного детства, без учета опыта, полученного в детском возрасте.

Адаптивный. Подход основывается на изучении того, как межличностный и социальный феномены влияют на психическое состояние человека. Рассматривались психические изменения через ощущения влияния со стороны социума.

Таинственные явления и мистика. Как это связано с метапсихологией

Сначала рассмотрим некоторые события.

  1. Преподобный Сергий трапезовал с братией монастыря. Вдруг он поднялся из-за стола, сделал поклон на запад и сказал: «Радуйся и ты, пастырь Христова стада, и благословение Господне да будет с тобой».Братия с удивлением спросили: «Кому говоришь ты, отче святый?» Преподобный ответил: «Сейчас против нашего монастыря в восьми верстах остановился епископ Пермский Стефан, едущий в Москву. Он сотворил поклон Святой Троице и сказал: «Мир тебе, духовный брат». Вот я и ответил ему». Некоторые из монахов поспешили к тому месту и догнали святителя Стефана. Он подтвердил сказанное преподобным Сергием.
  1. Инженер К. Перл, убежденный материалист, расстался со своим другом К., уехавшим в Москву, и жил в Ташкенте с другим инженером. Однажды в три часа ночи он проснулся от громкого зова: «Карл Иванович!» Карл Иванович зажег свечу, разбудил своего сожителя вместе с ним осмотрел всю квартиру, но никого не нашел. В крайнем изумлении он записал дату этого странного события и через неделю получил сообщение о самоубийстве своего друга К. в ту ночь и час, когда он услышал таинственный зов. Полный тоски и любви предсмертный зов самоубийцы мгновенно преодолел расстояние 3300 км и был воспринят мозгом спящего К. И. Перла.

В мире много непонятных и таинственных явлений. Эти явления находятся не в области наук, а как бы за ними. Т.е. эти явления изучаются с помощью метанаук, одна из которых метапсихология.

Метапсихология ставит своей целью изучение всеми способами научного исследования области непонятных и таинственных психических явлений, отвергаемой официальной психологией как суеверие и сказки.

Но предвзято могут отвергать их только те, кто не знаком с ними и не изучал их с такой глубокой научной объективностью, как Ш. Рише, Оливер Лодок и др. крупные ученые, создавшие уже большую литературу по метапсихологии.

Критика

Метапсихология Фрейда подверглась критике, в основном со стороны психологии эго . Теоретики объектных отношений, такие как Мелани Кляйн , сместили акцент с интрапсихических конфликтов на динамику межличностных отношений, что привело к однозначной теории развития, сфокусированной на отношениях матери и ребенка

Большинство эго-психологов считали наиболее важной структурную точку зрения, последнюю метапсихологию Фрейда. Некоторые предлагали сохранить в метапсихологии только структурную точку зрения, поскольку топографическая точка зрения делает ненужное различие между бессознательным и предсознательным (Арлоу и Бреннер), а экономическая точка зрения рассматривается как избыточная (Гилл).

Метапсихология как метанаука

В буквальном смысле слова термин метапсихология означает то, что находится «за» психологией или «позади» нее, так же как термин «метафизика» означает то, что находится «за» физикой или «позади» нее. Эти два значения связаны между собой, но не идентичны. То, что находится «за» психологией, обычно относится к сфере систематизации или теоретического рассмотрения вопросов и проблем, которые, строго говоря, не принадлежат к области психологии, но релевантны ей. Обычно это проблемы и вопросы общетеоретического или филосовского характера, предполагаемые психологией .

В этом смысле термин метапсихология наиболее часто используется в рамках психоанализа. З. Фрейд часто употреблял этот термин, вначале подразумевая, что психология, которой он занимался, имела дело с тем, что лежало за пределами сознательного опыта, а позднее — говоря об исходных посылках психоанализа.

Вторая трактовка термина Метапсихология — т. е., как того, что находится «позади» психологии, — появилась позднее и связана с развитием философии науки. С этой точки зрения Метапсихология — всего лишь одна из многочисленных научных специализаций, нацеленная на раскрытие максимально полной совокупности принципов, исходных предпосылок, понятий и принимаемых без доказательств способов объяснения или объяснительных факторов, которые делают конкретную науку понятной. Чтобы «метанаука» в этом смысле слова заявила о себе, сама наука должна просуществовать какое-то время; тогда вслед за ней может прийти и «метанаука».

Разные трактовки термина метапсихология использовал Ж. Политцер. Принимая на вооружение первую из рассмотренных выше трактовок, он обвинял «классическую психологию» в выходе за пределы ее собственного предмета — человеческого действия, — для введения в оборот таких ошибочных метапсихологических понятий, как «материя души» или «внутренняя жизнь». В этом смысле термины метапсихология и «метапсихологические» понятия (принципы и т. д.) имеют негативные, уничижительные коннотации, поскольку метапсихологические допущения понуждают психологию выходить за границы ее предмета и постулировать наличие таких фиктивных сущностей, как душа, ментальные процессы и факты сознания.

Метасистемная динамика

Физик и специалист в области информатики В. Ф. Турчин подвел итоги кибернетического бума в сфере метанауки . Многие социогуманитарные исследователи не скрывают своего разочарования ими, поэтому имеет смысл кратко оценить достоинства и ограничения кибернетического подхода в трактовке Турчина. Термин
«кибернетика» (от греческого слова «кормчий») ввел Н. Винер, определив его как теорию управления и связи в живых организмах и машинах .

Систему, состоящую из управляющей подсистемы X, управляемых и порождаемых ею однородных или сходных в каком-то отношении подсистем А1, А2, А3, … Турчин называет метасистемой по отношению к системам А1, А2, А3, …, а переход от систем А1, А2, А3, … к метасистеме
— метасистемным переходом (далее МСП). Он рассматривает его как квант эволюции и претендует на объяснение структуры скачков в эволюции сложных систем, в частности, науки, и на указание их
«точек роста».

МСП создает высший уровень организации — метауровень по отношению к уровню организации интегрируемых подсистем. С функциональной точки зрения МСП состоит в том, что активность, являющаяся управляющей на низшем этапе, становится управляемой на высшем этапе: появляется качественно новый вид активности, ассоциируемый с высшим уровнем управления и наиболее характерный для него. Обозначим исходную высшую активность А, а возникшую в результате МСП
— А’. Тогда функциональное описание МСП может быть представлено символически как
«Управление А = А»’ (см. табл. 2).

Первый МСП, согласно Турчину, заключается в возникновении движения. Интегрируемыми подсистемами являются части клетки, обеспечивающие обмен веществ и размножение. Положение этих частей в пространстве до поры до времени случайно, неуправляемо. Но вот появляются органы, соединяющие остальные части клетки и приводящие их в движение, и происходит МСП, определяемый формулой:

Управление положением = движение и т. д.

МСП создает специализацию интегрируемых подсистем. Некоторые из них до МСП имели функции, необходимые для самостоятельной жизни, но ставшие ненужными и утрачиваемые в сообществе, ибо они лучше выполняются другими подсистемами. МСП не могут совершиться под воздействием одних лишь внутренних факторов интегрируемых подсистем, но всегда требует вмешательства извне,
«сверху».

Таблица 2. Описание эволюции по В. Ф. Турчину

Номер МСП Формула МСП
1 Управление положением = движение
2 Управление движением = раздражимость (простой рефлекс)
3 Управление раздражимостью = (сложный) рефлекс
4 Управление рефлексами = ассоциирование (условный рефлекс)
5 Управление ассоциированием = человеческое мышление
6 Управление человеческим мышлением = культура

Современному психологу модель Турчина, основанная на утративших (ассоцианизм) и утрачивающих (бихевиоризм) популярность идеях,
может показаться устаревшей или наивной. Однако его идеи о том, что, развиваясь, культура порождает внутри себя следующий уровень иерархии
— критическое мышление, которое в свою очередь порождает современную науку, предполагающую построение моделей действительности с помощью знаковых систем, допускают представление в виде формул, отсутствующих в работе Турчина и в более современной англоязычной версии в Интернете:

Управление культурой = критическое мышление,

Управление критическим мышлением = наука,

Управление наукой — метанаука.

Мысль Турчина о том, что метанаука может рассматриваться как результат МСП, представляется плодотворной для психологии. Перед тем, как вернуться к ней, сформулируем два ограничения модели. Она является: 1) феноменологической и основана на концепции
«черного ящика», в который, в случае его сложного внутреннего устройства, необходимо постучаться и посмотреть, что внутри (Ф. Крик); 2) дескриптивной, а ее прогностическая и эвристическая ценность должна оцениваться в каждом конкретном случае отдельно.

В данной работе в соответствии с концепцией В. Ф. Турчина намечается многоуровневая структура метапсихологии.

Типы гипноза и психоанализ

При простом гипнозе порождающие симптомы болезни переживания могли исчезнуть временно. Это подтолкнуло Фрейда к новому методу лечения.Методом психоанализа  пересматривают все события, переживания, сновидения, ошибки, то есть всю информацию о человеке для выявления причин такого состояния и глубинных кодов воздействия бессознательного на них без метода прямого гипноза. Другой метод исследовал и развил американский психиатр Милтон Эриксон. Эриксоновский  гипноз это непрямой метод гипноза, помогающий человеку достичь ауто — гипнотического состояния (самогипноза), чтобы вносить коррекцию бессознательного.

По этому принципу было создано НЛП (нейро-лингвистическом программировании).

Бессознательное есть защита от внешних вмешательств

Человек по природе своей дуальный, в нем есть две противоположности, которые сдерживают баланс жизни. Все события происходят в борьбе этих противоположностей. Нам дана свобода воли и свобода выбора. И мы сами решаем, в какую сторону склониться-в положительную или негативную. Бессознательное здесь является нашим Высшим правосудием, защитником: интуиция защищает от внешних опасностей, а совесть спасает духовность.

Метапсихология стала считаться наукой о бессознательном, изучая которую люди хотели возобладать управлением его энергиями, использовать его в своих целях: с позитивной точки зрения найти способы исцеления людей физически и духовно, но нашли методы подчинения человека своей воле. Посредством гипноза человека могут превратить в террориста, преступника и просто зомби для исполнения любых команд. НЛП это один из примеров программирования человека, лишающая его самостоятельного естественного мышления. Любое вмешательство в естественный ход мыслей человека, лишение его свободы воли и свободы выбора есть нарушение законов Всевышнего, нарушение функции бессознательного в этом мире. Время все ставит на свои места и естественный ход событий по программе, независимо от этих вмешательств извне в программу человека. Высшее Я и программа ДНК любого человека защищают его в своих пределах. Если это вмешательство имеет гуманные спасительные цели и совпадает с такими программами внутри человека, то оно поэтапно активируется. Сейчас во время квантового перехода все восстанавливается. Мы становимся хозяином своих мыслей и действий. Вселенная исполняет все посылы. Если человек духовный, прошедший катарсис, он поднимается на новый высокий уровень духовного развития, на который законы нашей трехмерной реальности не влияют, низкие вибрации стираются. Никакой психоанализ или гипноз не имеет власти над личностью, так как старые программы разрушаются. Все методы мета психологии неполноценны, поверхностны и временны.

Новые вибрации спасают людей от всех остатков  прошлого. Все тайное становится явным, все программы захвата и разрушения моральных ценностей для уничтожение людей тоже.

Все методы воздействия на психику людей (гипноз, психоанализ, НЛП, все виды постгипнотического внушения для подчинения личности) теряют силу воздействия, даже признанные наукой дисциплины мета психологии. То, что нарушает законы Всевышнего, не должны больше быть в этом мире. Он все расставит на свои места. Остается одно: человек сам должен исправлять свои ошибки и стремиться к исцелению духовному и физическому, понять прямую связь со всеми процессами Мироздания.

Аспекты метапсихологии как подхода

В соответствии с определением Чарльза Райкрофта, подход к изучению психики в метапсихологии стоит на позиции описания «явлений в терминах умозрительного психического аппарата ». По Фрейду, психологическое объяснение может считаться законченным (то есть «метапсихологическим»), только если устанавливает наличие конфликта или связи между уровнями психики (топография), количество и тип(ы) затраченной энергии (экономика) и соотношение сил в сознании, которые могут быть направлены на совместную работу, или же противостоять друг-другу (динамика).

В начале 1940-х разработки Фрейда продолжил Эдвард Гловер, предложив дополнительные генетическую и адаптивную точки зрения. К концу 1950-х, благодаря совместным работам Давида Рапопорта и Мертона Гилла, нововведения Гловера были приняты рядом психоаналитиков и на данный момент, согласно Салману Акхтару, вкупе с ранними фрейдистскими подходами представляют собой «эвристическую основу того, что является руководящим в психоанализе». Адаптивный подход, в частности, поддерживался Хайнцем Хартманном и оказал существенное влияние на работы Маргарет Малер. Генетический активно разрабатывался в рамках эго-психологии и, в большей степени чем остальные, оказал влияние на поп-культуру, выразившись в упрощённом понимании психопатологии и дисфункции как практически однозначного результата переживаний несчастливого детства.

Топографический (также называется «топический» и «структурный») аспект; позволяет рассмотреть психический процесс по месту его расположения (эго, суперэго или ид) и ставит задачу определить «в каком месте» человеческой психики рождаются, к примеру, фантазии или идеи.

Экономический аспект; затрагивает вопросы распределения энергии (и количества возбуждения) внутри психического аппарата — то есть соотносится с теорией либидо и служит для описаний катексисов.

Динамический аспект; предполагает принятие во внимание факта наличия перехода любых изучаемых психических процессов и явлений из одной психической системы в другую и утверждает наличие источника, величины и объекта у каждой психической энергии.

  • Генетический аспект; опирается на историю развития человека — от младенчества до взрослого возраста, что «обеспечивает возможность концептуализации регрессивных феноменов, а также оценку настоящего и будущих перспектив индивида»
  • Адаптивный аспект; учитывает влияние на человека психосоциальных факторов. Предполагает, что любые решения (даже невротические, как, к примеру, претензия) основываются на взаимодействии со средой; отводит матери одну из важнейших ролей в вопросе психического развития ребёнка.

Фрейд , а также ALS О.Б. проблема

Психоаналитическая метапсихология занимается фундаментальной структурой и концепциями теории Фрейда . Зигмунд Фрейд впервые использовал этот термин 13 февраля 1896 года в письме к Вильгельму Флиссу , чтобы обозначить добавление бессознательных процессов к сознательным в традиционной психологии. 10 марта 1898 года он писал Фиссу: «Мне кажется, что ( нем . Als ob ) теория исполнения желаний принесла только психологическое решение, а не биологическое — или, скорее, метапсихическое — решение. кстати, собираюсь вас серьезно спросить, могу ли я использовать название «метапсихология» для моей психологии, ведущей за сознание) ». Через три года после завершения своего неопубликованного « Проекта научной психологии » оптимизм Фрейда полностью испарился. В письме от 22 сентября того же года он сказал Флиссу: «Я совершенно не согласен с вами, совсем не склонен оставлять психологию в воздухе без органической основы. Но помимо этого убеждения, я не знаю. как продолжать, ни теоретически, ни терапевтически, и поэтому должен вести себя так, как если бы [ als läge ] рассматривалось только психологическое. Почему я не могу совместить это вместе , я даже не начал понимать ». «Когда в его„Автобиографический Study“1925 г. Фрейд называл его метапсихология а„спекулятивной надстройке“… элементы которой могут быть заброшенные или изменены раз оказались недостаточными, он был, по терминологии Канта «S Критике способности суждения , предлагая психологию als ob или as if — эвристическую модель психического функционирования, которая не обязательно соответствовала внешней реальности ».

Ярким примером метапсихологии самого Фрейда является его характеристика психоанализа как «одновременно закрытой системы, принципиально не связанной и невосприимчивой к внешнему миру, и как открытой системы, изначально связанной и отзывчивой на влияние окружающей среды .

В 1910-х годах Фрейд написал серию из двенадцати эссе, которые должны были быть собраны в качестве предварительных материалов к метапсихологии . Пять из них были опубликованы независимо под названиями: «Инстинкты и их превратности», «Подавление», «Бессознательное», «Метапсихологическое дополнение к теории сновидений» и «Скорбь и меланхолия». Остальные семь остались неопубликованными, что является выражением двойственного отношения Фрейда к его собственным попыткам сформулировать все его видение психоанализа. В 1919 году он написал Лу Андреас-Саломе : «Где моя метапсихология? Во-первых, она остается ненаписанной». В 1920 году он опубликовал « За гранью принципа удовольствия» , текст с метафизическими амбициями.

Психоаналитик середины века Дэвид Рапапорт определил этот термин следующим образом: «Книги по психоанализу обычно имеют дело с его клинической теорией … однако существует фрагментарная, но последовательная, общая теория психоанализа, которая включает в себя предпосылки специальной (клинической) теории, концепции, построенные на нем, и полученные из него обобщения … названы метапсихологией «.

Заключение

С греческого meta означает после, за, через, над поэтому в буквальном и наименее распространенном значении — теория (или система), предметом исследования которой является теория психологии (и/или системы и понятия психологии).

В метапсихологии Фрейд пытался создать основы своей психологии основанное на бессознательном. Часто в источниках пишут – это понятие, которым Фрейд на протяжении ряда лет именовал свою психоаналитическую теорию.

В наиболее распространенном смысле — термин Фрейда для обозначения психоаналитической психологии, описывающей психические процессы в динамическом, топическом (топографическом) и экономическом (энергетическом) отношениях.

В современное время метапсихология используется как система теорий, с помощью которых пытаются объяснить мистические и таинственные явления.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.