Генезис предмета психологической теории

Уровни методологии

Философский

Гносеология
(философская теория познания),
представления о научном познании,
разрабатываемые в рамках философских
школ.

Философия
науки

Общенаучный

Синтез
частнонаучного знания и философского
знания.

Методология
науки

Частнонаучный

Синтез
общенаучной методологии и системы
знаний соответствующей частной науки

Методология
психологии

Конкретных
методов и методик

Конкретизация
методологических принципов (метода
науки)

Дисциплины,
разрабатывающие конкретные методы
и методики

Методология

Предмет

Решаемые
проблемы

Представители

формальная

язык
и логика научного знания

Анализ
обоснований научного знания.

Позитивизм
и неопозитивизм (Конт, Милль, Карнап,
Витгенштейн)

содержательная

зарождение
нового знания и его рост

Анализ
историко-логических процессов развития
научного знания.

Постпозитивизм
(Поппер, Кун, Фейерабенд).

Основные
формы методологии

Дескриптивная
методология

— история становления научного знания,
поучительная прецедентами, аналогиями,
стереотипами познавательных актов
(то есть это поучительные историко-научные
“сказки”).

Первичный
и “слабый” уровень рефлексии или
самосознания той или иной науки.

Нормативная
методология

— явное учение об общезначимых путях
познавательной деятельности,
сформулированных в форме методологических
принципов
.
Феномен явного самосознания науки,
явная рефлексия.

Неявная
методология ( “протометодология”) —

индивидуальный познавательный опыт
исследователя, которым он руководствуется
интуитивно в процессе познавательной
деятельности, но не осознает внутренние
подсознательные принципы, подходы,
которые “ведут” его по тому или иному
познавательному пути.

Три
вида психологического знания

«предметное»
— знание о психических процессах и
индивидуальных особенностях.

два
уровня предметного знания: уровень
феноменологии, уровень теории.

«методологическое»
— знание о самом процессе психологического
исследования, о том, как получается,
фиксируется и совершенствуется предметное
знание о психике

«историческое»,
знание, в котором отражается закономерная
последовательность развития первых
двух видов знания и которое помогает
понять общее состояние психологии на
каждый конкретный период времени

Методологический
уровень является в значительной степени
определяющим
по отношению и к феноменологическому,
и к теоретическому.

Методология:

  • раскрывает,
    как будет пониматься и трактоваться
    предмет психологии (а, следовательно,
    реально
    определяет диапазон пространств
    психической реальности),

  • определяет
    возможности
    изучения

    того или иного явления,


определяет метод, каким будет
исследоваться психическое,

утверждает
приемлемые в науке в настоящий момент
способы
объяснения.

Сравнение житейской и научной психологии

«Послушай мой совет», – говорит ваш приятель. «Я хочу поделиться своим опытом, помочь другим преодолеть эту трудную ситуацию», – говорит блогер. В обоих случаях мы имеем дело с любителями, а не профессионалами. Ключевое отличие житейской и научной психологии в том, что первая является частной, конкретной. То, что помогло одному человеку может оказаться совершенно бесполезным другому, а третьему и вовсе может навредить. Это не единственное отличие направлений. Рассмотрим их подробнее, а также поговорим о связи направлений.

Различия между житейской и научной психологией

Два типа отличаются характером знаний, содержанием и способами передачи опыта. Рассмотрим основное:

  1. Любительский тип – это опыт одного человека, со всеми его нюансами. Психологические знания имеют хаотичный характер, основаны на интуиции. Индивид получает их случайно. Опыт науки всегда систематизирован, получен в ходе специальных экспериментов, обширен для применения, отражает общие законы, закономерности.
  2. Любительские знания живут только в той сфере, где человек получил их, только в жизни этого человека. Индивид может устно или письменно передавать свои знания другим людям, но все равно это будет только его опыт, его догадки, соображения. Традиции, обряды, поговорки, афоризмы, народная мудрость, пословицы – все это примеры хранения любительской психологии. Нередко несколько источников информации противоречат друг другу. Например, на каждую пословицу можно найти «антипословицу»: «Учение — свет, а не ученье — тьма», «Век живи, век учись — дураком умрёшь». Информация из науки передается из поколения в поколение, ее преподают в университетах, она хранится в книгах. Научные знания постоянно углубляются, расширяются.
  3. Любительские умозаключения привязаны к ситуации, конкретным условиям и времени. Использовать их весьма проблематично, не каждому человеку подходит та или иная мудрость, далеко не всегда советы чужих людей работают. Наука не привязана к времени и условиям, это методики, техники, которые всегда работают. А если нужны специальные условия, то об этом всегда сказано.

Таким образом, пока один тип разносторонне и хаотично описывает те или иные явления, другой объясняет их через термины, понятия, определения, закономерности, причинно-следственные связи.

Соотношение житейской и научной психологии (кратко)

Вероятно, вы уже догадались, что оба типа тесно взаимосвязаны. Примеры связи и соотношения:

  • профессиональные исследования основаны на жизненном опыте (кто-то что-то заметил и решил обосновать, выявить общие закономерности, найти методы решения);
  • психологическая наука берет свои задачи из житейского опыта;
  • последняя проверка научных знаний – проверка жизненным опытом.

А влияет ли наука на жизнь? Безусловно. Это то, что мы обычно называем практической психологией. Речь идет обо всех техниках, методиках, тренингах, которые мы используем в жизни для ее улучшения. Все научные психологические исследования возникают на фоне актуальных проблем общества. Люди подсказывают, что им нужно – психологи стараются помочь. Согласно этому можно условно выделить три типа: житейская, научная и практическая психология. Последняя объединяет в себе два других типа.

Большинство психологов, которые получили соответствующее образование, имеют отношение к обоим типам. Кто-то выбирает только теоретическую часть, но и в этом случае он сталкивается с бытовыми проблемами людей, потому что без этого нельзя выдвинуть и проверить гипотезу. Для этого используется житейское наблюдение. В психологии это один из методов, подразумевающий проверку гипотезы или результатов исследования в реальных условиях (не лабораторных).

Таким образом, специфика научной и житейской психологии в следующем: наблюдается необходимость житейских психологических знаний для развития психологии как науки.

Основные методологические проблемы

При использовании психодиагностических методик возникают определенные методологические проблемы, которые касаются либо процедуры проведения, либо респондентов, либо качества обработки.

Основной методологической проблемой связанной с респондентами является отсутствие, невыполнение следующих требований:

  1. Необходим учет особенностей когнитивной сферы респондентов, в частности, особенности его памяти и мышления. Респондент должен понять инструкцию, понимать все требования, которые ему предъявляет психолог, и заполнить их.
  2. Для того чтобы выступать носителем информации, респондент должен обладать ею.
  3. Необходимо учитывать этический момент — кроме того, что человек владеет необходимой информацией, он должен иметь желание поделиться этой информацией. Всегда нужно обозначать цель (для чего), она должна быть значимой.
  4. Необходимо учитывать особенности складывающихся отношений психолога и респондента, поэтому психолог должен четко соблюдать требующую форму общения:

-доброжелательный фон

-определенная дистантность

-отсутствие стремления создать у респондента установку относительно цели исследования.

Выполнение этих требований обеспечивает необходимый уровень качества, получаемой информации.

Качество информации основывается на двух принципах:

  1. достоверность
  2. устойчивость

При нарушении одного принципа, второй может сохраняться. На качество получаемой информации влияет также качество используемых психодиагностических методов и методик. Методики должны быть валидны и надежны.

Методы и методика психологии

Определение 2

Под категорией методов в современной научной литературе понимаются способы исследования психических феноменов, психических процессов, психической деятельности.

Основными требованиями к методам психологии выступают следующие:

  • валидность – качество метода, отображающее степень возможных изменений параметра, для изучения которого он предназначен;
  • надежность – качество метода, позволяющее получать аналогичные результаты при многократном его применении;
  • репрезентативность – качество метода, позволяющее ему отображать характеристики контингента исследования.

Определение 3

Под методикой в современной психологии понимается приемы целесообразного проведения определенной работы, реализации определенной деятельности.

Классификация психологических методов

Вся совокупность психологических методов может быть условно разграничена на четыре основные группы:

  • организационные методы;
  • эмпирические методы. Данная группа методов выступает одной из наиболее многочисленных, включает в себя эксперимент, наблюдение, самонаблюдение, методы опроса (анкетирование, интервью, беседа), методы моделирования, психодиагностические методы;
  • методы психологического воздействия;
  • методы обработки и интерпретации данных.

Таким образом, на современном этапе формирования психологической науки осуществляется интенсивное развитие теоретико-методологического обоснования научного направления, разрабатываются новые методологические категории, направленные на повышение эффективности психологических исследований, оказание соответствующей психологической помощи.

Основные зарубежные школы психологии: психоанализ, гештальтпсихология.

Гештальтпсихология(образ,форма)-зародилась
в Германии в первой трети 20в. Основатели
— Вертгеймер (1880-1943),Коффка (1816-1841),Келлер
(1887-1967),Левин.

Главное понятие
этой психологии-понятие комплексного
качества,как целостного переживания,
пронизанного чувством. Основу любого
психического акта(восприятия,памяти)составляет
система бессознательных активных
процессов.

Основные идеи:

1.предмет изучения
психологии-сознание,но его понимание
д.строится на принципе целостности;

2.сознание-динамическое
целое,поле,каждая точка которого
взаимодействует со всеми остальными;

3.единица анализа
этого поля(сознания)-гештальт-целостная
образная стр-ра,несводимая к сумме
составляющих его ощущений;

4.метод исследования
гештальтов-непредвзятое наблюдение и
восприятие;

5.восприятие не
м.происходить от ощущений,т.к.ощущение-фикция(не
существует реально);

6.зрительное
восприятие-ведущий психический
процесс,имеющий свои
закономерности:-апперцепция(зависимость
восприятия от прошлого опыта);-взаимодействие
фигуры и фона(фигура отличается яркостью
и четкостью,фон-не столь ярок,но благодаря
ему мы четко воспринимаем фигуру);-
целостность восприятия(восприятие
предмедов –не по частям).;

7.мышление-не навык.
Это проц.решения задачи,осуществляемый
ч/з структуирование поля-элементы поля
объединяются для решения поставленной
задачи. Это происходит ч/з инсайт в
настоящем. Инсайт-внезапное,невыводимое
из прошлого опыта понимание существенных
отношений и стр-ры ситуации в целом,по
ср-вам кот.достигается осмысленное
решение проблемыКёлер);

8.удовлетворение
потребности заключается в
разрядке(квазипотребности образуются
в определенной ситуации,в связи с
принятыми намерениями и образуют
активность человека-создают в личности
систему напряжения.Эта система стремится
к разрядке-удовл.потребности)Левин.;

9.стр-ра л-ти –
связь потребностей др.с др.;

10.завершенные
действия(гештальны)не удерживаются в
сознании и отодвигаются в фон,а
незаконченные действия отодвигаются
в поле.

Психоанализ

Основоположник
Фрейд
— разработал систему анализа душевной
жизни человека, которую назвал
психоанализом.

Психоанализ
основывается на идее о том, что поведение
человека определяется не столько его
сознанием, сколько бессознательным.
Согласно Фрейду, психика человека
состоит из трех элементов Ид«Оно» —
бессознательное. Эго «Я» — сознание и
Суперэго — «сверх-Я» — сверхсознание.

Предметом
психологии в психоанализе стала динамика
отношений между бессознательным и
сознанием. Идеи 3. Фрейда заложили основу
психоаналитического движения в
психологии. Представители движения
были: Юнг, Адлер, Эриксон Хорин и Фромм.

Юнг
высказал предположение о существовании
глубокого слоя в психике человека —
коллективного бессознательного
-общечеловеческий душевный опыт, который
представляет собой скрытые следы памяти
прошлого человечества. В психике человека
коллективное бессознательное состоит
из архетипов—врожденные
идеи или воспоминания, которые
предрасполагают людей воспринимать,
переживать и реагировать на события
определенными образом.

Адлер
первым из сторонников психоаналитической
концепции попытался ввести социальные
детерминанты поведения человека. Он
счит.,что у каждого человека есть чувство
общности/социальный интерес
врожденное
стремление вступать во взаимные
социальные отношения сотрудничества,
подчинять свои личные потребности делу
социальной пользы.

Эриксон
— принимает фрейдовскую структурную
модель личности («Оно», «Я» и «сверх-я»),
признает биологические и сексуальные
основы всех более поздних мотивационных
и личностных установок, считает, что
стадии развития личности предопределены,порядок
их прохождения для всех людей одинаковый.
«Я» — автономная ст-ра л-ти, основным
направлением развития которой является
социальная адаптация.

Реальное соотношение житейской и научной психологии


Понятие «житейской психологии» включает в себя приобретение психологических знаний путем самонаблюдения, просмотра различных жизненных ситуаций или во время взаимодействия с окружающими людьми или средой. Восприятие мира человеком в донаучной психологии было обусловлено его повседневными занятиями и накапливанием опыта. О психических особенностях и характерах других людей было можно догадаться по их поведению и поступкам.

Противопоставление житейской и научной психологии в получении психологических знаний открыто демонстрирует основные различия между дисциплинами. В житейской психологии это было связано с размышлениями над конкретными событиями. Выводы можно было сделать довольно простые, так как найти причину происходящего казалось не так уж и сложно. Они нашли отражение в народных пословицах. Например: «Не зная броду, не лезь в воду», «Чужая душа — потемки» или «Умный не говорит все, что знает, а глупый не все знает, что говорит».

Житейская психология ограничивалась объяснениями отдельных фрагментов бытия, поэтому в психологических знаниях людей отсутствовала системность. На их мировоззрение оказывало существенное влияние отсутствие целесообразных способов изучения окружающей действительности. Но даже, несмотря на топоцентрическое содержание знаний, привязанных к месту, где обитало человеческое сообщество — род или племя, они могли быть весьма актуальными и значительными.

Их зарождение, по мнению современных психологов, было обусловлено следующими проявлениями психики:

  • эмоциональными состояниями — аффектом, страхом, фрустрацией;
  • сновидениями;
  • чертами характера — трудолюбием, самостоятельностью, правдивостью или жадностью, эгоизмом.


В отличие от житейской научная психология более всего настроена на изучение и понимание общих закономерностей жизни, учитывает факты, полученные опытным путем, занимается разработкой методов систематизированных наблюдений, моделирования, анализом документов. В научной психологии есть способы измерения психических явлений, результаты которых могут быть проверены.

Взгляд науки

Для начала важно понять определение психологии как таковой. Итак, психология – это наука сложная, она исследует один из самых загадочных и сложных механизмов в природе – человеческую психику. В связи с этим данная научная дисциплина требует внимания, глубины исследования, а также особых методов работы

В связи с этим данная научная дисциплина требует внимания, глубины исследования, а также особых методов работы.

На протяжении всего 20 века данная наука набирала обороты, развивалась, находила всё новые и новые методы исследования человека. Профессиональный взгляд многих теоретиков помог этой науке стать одной из самых влиятельных в наше время. Теоретический аспект в ее рамках крайне важен, ведь теория дает общие представления о мире и человеке, которые существуют практически в каждой науке.

Рекомендуем: Что такое герменевтика?

В процессе длительных экспериментов, сбора и анализа теоретических и практических данных была сформирована научная или академическая психология, основные признаки которой таковы:

1. Обобщения. Данный признак говорит о том, что выводы делаются не на основе того, что пережил один конкретный человек, а на основе многих экспериментов и наблюдений. И когда некий факт, некая поведенческая реакция проявляется в схожих обстоятельствах у большего числа выборки, можно делать некий вывод, основанный на детальном анализе и обобщении.

2. Рационализация. Знания научная психология получает путем эксперимента и детального обдумывания его результатов. Данные должны рационально объясняться, должна прослеживаться причинно-следственная связь между явлениями.

3. Отсутствие ограничений – это означает, что данные, полученные в ходе научных экспериментов, применимы для большого числа людей

Например, данные об утомляемости школьников, о том, как функционирует внимание и какое максимальное количество объектов мы можем удерживать в кратковременной памяти, – все это едино для большей части генеральной совокупности

Рекомендуем: Гипноз и гипнотический сон

4. Опора на различные методы. Как известно, научная психология имеет достаточно большой набор различных методов – от контент-анализа до психологического эксперимента. При использовании различных методов исследования психики и ее механизмов данные проверяются с целью выявления переменных, влияющих на эксперимент, и создания необходимых условий для исследования.

  • Наблюдение – длительное отслеживание проявления определенных признаков у наблюдаемых в естественных, а иногда и специально созданных условиях.
  • Опрос – сбор информации от большого числа людей при помощи вопросов, ответы на которые обрабатываются и группируются.
  • Тесты – метод количественного и качественного оценивания психических процессов человека, его поведенческих и эмоциональных реакций. С помощью тестов можно оценить как умственные и интеллектуальные способности человека, так и уровень его тревожности или творческих способностей.
  • Эксперимент – данный метод направлен на исследование конкретных психических явлений в определенных, специально созданных и контролируемых условиях. Практически любой эксперимент служит для подтверждения или опровержения некой теории или гипотезы.

5. Систематизация знаний – это теоретический подход. Все, что наука получает в ходе исследований и экспериментов, систематизируется, анализируется, на основе чего делаются определенные выводы. И нужно сказать, на то, чтобы систематизировать какое-либо знание или прийти к некоему выводу, необходимо много времени, иногда и несколько лет.

6. Основные особенности научного подхода – это наличие единого глоссария и использование единой терминологии. Психология как наука имеет четкую систему терминов, описывающих те или иные состояния, процессы. А это в свою очередь исключает разночтения, когда одно понятие подменяется другим.

7. Использование методов математической статистики для обработки данных. Они позволяют избежать ненадежности, субъективности и выводов «на глазок».

Рекомендуем: Графология: наука о почерке

Соотношение житейской и научной психологии очевидно – одна исследует практику и накапливает опыт, другая проверяет все через эксперимент. Но никогда не стоит забывать, что житейские психологические знания не являются научными, а значит, не всегда могут быть применимы тем или иным человеком и быть эффективными.

Если вспомнить все этапы становления психологии как науки, можно сказать, что данное знание во многом начиналось с использования метода интроспекции, когда ученый наблюдал за собой и своими субъективными переживаниями. На основе этого делались многие выводы и умозаключения.

Научная психология: что это

Это данные, которые накапливаются при помощи исследований, а используются как в теории, так и на практике, то есть в жизни. Дисциплина возникла в XIX веке, но жизненная мудрость накапливалась вместе с развитием общества.

Специфика научной (академической) психологии, ее отличие от житейской:

  1. Первая – это наука. Вторая – это чьи-то взгляды, итоги размышлений, анализа, самоанализа, социального взаимодействия.
  2. Научная информация тесно связаны со статистикой, математическими вычислениями, опытами, экспериментами.
  3. Научные данные всегда рационально обобщены, объяснены. Они тщательно выверены, подтверждены, не зависят от эмоций, настроений отдельного субъекта или общества. Они объективны, беспристрастны. Как правило, они отличаются более высоким культурным, интеллектуальным уровнем.
  4. Факты из науки актуальны для всего социума, они учитывают специфику тех или иных условий, отличия индивидов.

Далее рассмотрим характеристику житейской и научной психологии в сравнении.

Методологические принципы в психологии

Методологические принципы в психологии делятся на общенаучные и специальные. Общенаучные методологические принципы действуют на уровне общей методологии научных исследований, специальные — на уровне конкретно-научной методологии.

Существуют следующие основные общенаучные методологические принципы:

  • Принцип детерминизма – причинной обусловленности всех явлений. Каждое изменение того или иного предмета или явления является следствием определенного процесса и результатом воздействия определенных факторов. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно.
  • Принцип системности – все явления находятся в состоянии непрерывного взаимодействия друг с другом и являются элементами систем. Поэтому каждое явление необходимо рассматривать только в процессе взаимодействия, направленного на достижение целей системы. При исследовании какого-либо явления необходимо, во-первых, оценивать достаточность элементов системы, взятых для анализа и необходимость их для появления нового свойства, во-вторых, необходимо выделение принципа устройства данной системы. Принцип системности возник в ответ на два более ранних метода анализа: механистический и холистский. Механистический подход подразумевал исследование отдельно каждого элемента или его свойств и попытку соединения этих элементов для изучения свойств целого. Холистский подход исследовал свойства целого и распространял их на отдельные элементы.
  • Принцип развития. Развитие – это процесс приобретения объектом принципиально нового свойства как результат реализации отношений. Развитие предполагает преодоление той меры, в границах которой происходит процесс только количественного изменения объекта и предусматривает изменение качества. Развитие связано с эволюцией – усложнением уровня организации объекта. Развитие отличается от формирования (формирование как структурирование системы протекает внутри этапа развития). С принципом развития тесно связан принцип диалектичности.
  • Принцип диалектичности — сформулирован Ф. Энгельсом. Каждый последующий уровень развития объекта возникает на основе предыдущего и преобразовывает его, оставляя за ним определенную роль в регуляции взаимодействия. Любое новое качество объекта – это следствие перестройки его внутренней структуры, которая вызвана требованиями взаимодействия. Перестройка расширяет возможности взаимодействия и изменяет принцип устройства данной системы. Пример: Личность можно рассматривать как физическое тело, биологическое существо и социальное существо. Физическая сущность заключается в потреблении пищи и преобразовании ее в энергию жизнедеятельности. Биологически личность является субъектом психологических отношений; продолжается функционирование первого уровня, преобразованное психическим отражением. Личность как социальное существо является субъектом социально-психологических отношений при продолжении функционирования первых двух уровней в преобразованном виде.

Существуют следующие основные специальные методологические принципы психологии:

  • Принцип психологического детерминизма – сформулирован С.Л. Рубинштейном. Внешнее воздействие преломляется через психику человека и только после этого влияет на его реакции и поведение (преломление внешнего через внутреннее). А внутреннее, в свою очередь, в известной мере определяет те внешние воздействия, которые будут оказывать на него влияние.
  • Принцип единства сознания и деятельности – психика проявляется и формируется в деятельности. Психическое формируется в процессе деятельности и является субъективным выражением объективно протекающих процессов. Формируясь в деятельности, психическое эту деятельность регулирует и придает ей соответствующий характер, направленный на самосохранение и развитие личности.
  • Принцип развития в психологии – психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности. Исследование любого психического явления должно включать в себя характеристику его особенностей в данный момент, историю возникновения и формирования и перспективы развития.

См.также: Методы психологических исследований

Гуманитарный подход

Основное содержание — познание человека в самом широком смысле слова (культура, общественное бытие, сам человек).

Цель: познание человеческой субъективности, ориентированно на индивидуальность, на изучение духовного мира человека, его жизненных смыслов, ценностей. Человек изучается с антропологической позиции, рассматривается как самоценность.

В гуманитарном подходе одна и та же проблема может реализовываться в разных теориях, концепциях; в отличие от естествознания, которое утверждало, что истинность единична.

Гуманитарный подход использует не только понимание как способ познания человека, но и эмпатию, и личный опыт исследователя. Субъективный подход к изучению и респондент выступает не как объект исследования, а как активный субъект общения.

15 стр., 7240 слов

Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя

… оценок руководитель ведет анализ деятельности подчинен­ного по … В процессе исследований установлено, что люди при разговоре как … Современный этап развития психологии воздействия характери­зуется … естественно, поскольку необходимость критического освоения, сознательного принятия или непринятия поступающей извне информации предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального развития человека. …

Дельтей (немецкий философ) выделил объяснительную и понимающую психологию. Он считается основоположником понимающей психологии. Это противопоставление возникло в конце 19 века.

Объяснительная психология — естественно – научный подход.

Задача: стремление объяснить психический склад человека, составные части, закономерности, таким образом, как химия и физика объясняет строение мира или предмета. При этом присутствует стремление разложить поэлементно психику человека и выявить основные закономерности и взаимосвязь.

Такую психологию называют « психология о душе без души ».

Понимающая психология – гуманитарный подход.

Описательная психология по Дельтею исходит из того, что человек может сам проанализировать свой внутренний опыт и отнестись к нему как к целостности. Важную роль при этом играет анализ переживаний человека. При этом по Дельтею понимающая психология не отвергает методов объясняющей психологии. Тем не менее, существует определенная приоритетность в используемых методах.

Развитие отечественной психологии в целом происходило на естественно – научной основе, т.е. ориентированность на объективность, эксперимент.

В последние десятилетия стали использовать теорию, практические технологии, основанные на гуманитарном подходе, особенно это касается проблем личности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.