Проблемы самовоспитания и самосовершенствования: апология развития

Содержание
  1. Отсутствие осознанности, как проблема самовоспитания и самосовершенствования личности
  2. 18.Методы воспитания, их классификация. Понятие системы методов воспитания.
  3. Сущность процесса самовоспитания
  4. Методы самовоспитания.
  5. Самоубеждение.
  6. Самовнушение.
  7. Самообязательство.
  8. Самокритика.
  9. Самоприказ (самопринуждение).
  10. Самонаказание.
  11. Эмпатия.
  12. Зачем человеку заниматься самовоспитанием
  13. Что дает самовоспитание
  14. Золотая середина
  15. Совет профессора А. Г. Ковалева
  16. Основные проблемы самовоспитания и самосовершенствования человека
  17. Низкая самооценка, меркантильность и инфантильность
  18. Л. Н. Толстой
  19. Поговорим немного о методах самовоспитания
  20. Задачи, правила и принципы семейного воспитания
  21. Семья как субъект и социокультурная среда воспитания и развития личности
  22. Значение термина «самовоспитание»
  23. Сущность понятия «форма воспитания». Общая характеристика форм воспитательной работы.
  24. Цель самовоспитания
  25. Личность как субъект общения.
  26. Семейный конфликт. Пути преодоления конфликта между родителями и подростками
  27. Понятия «воспитание» и «самовоспитание»

Отсутствие осознанности, как проблема самовоспитания и самосовершенствования личности

«Все болезни от бескультурья» — произнес герой Алексей Булдакова в фильме «Особенности национальной рыбалки». Аналогично возникают и проблемы самовоспитания и самосовершенствования личности — нежелание двигаться дальше, даже когда есть все возможности стопорит процесс саморазвития. Неприемлемые табу, вроде: «У меня ничего не выйдет, я не знаю как это сделать, и вообще это невозможно» нужно забыть раз и навсегда. Вас никто не обязан любить и помогать во всём, особенно, когда вы не проявляете должного стремления к цели. Разумеется, гораздо легче потерпеть неудачу, немного пострадать и остаться на прежнем месте, чем изменить себя и снова двигаться вперед.

Личностные проблемы самосознания и самосовершенствования зачастую являются осознанными. Но, если человек понимает свои недостатки, он должен уметь смотреть им в глаза, дабы однажды победить накопившиеся страхи, вредные привычки и с небес опуститься на землю. Осознанность — это чувство, развивающее единение человека с миром природы и всего, что окружает нас. Каждый человек воспринимает осознанность по-разному, противопоставляя её бессознательности. Как понять формирование личности и этапы познания осознанности?

  1. Я не убегаю от проблем и страхов, которые создают дискомфорт, стараясь понять источник неприятных ощущений. Любое сознательно принятое решение нивелирует проблему.
  2. Я осознаю причины всех своих поступков, что делает меня свободным в плане поведения. Таким образом, я вижу возможные последствия каждого шага, отвечая за поведение.
  3. Мне подвластна глубина красоты окружающего мира, способная передать наслаждение от прекрасного. Я ежедневно нахожу новые источники вдохновения, применяя разные формы совершенствования. Стереотипы многие события окрашивают одинаково, но я от них избавляюсь, как от ненужной проблемы самовоспитания и самосовершенствования.

18.Методы воспитания, их классификация. Понятие системы методов воспитания.

Методы воспитания — это конкретные
пути влияния на сознание, чувства,
поведение школьников для решения
педагогических задач в совместной
деятельности (общении) последних с
учителем-воспитателем. Методы воспитания
следует отличать от средств воспитания,
с которыми они связаны.

Метод воспитания – это способ
воздействия на ребенка.

Выбор методов воспитания осуществляется
в соответствии с педагогическими
целями, которые ставятся с учетом
воспитательной среды, возрастом,
индивидуально – типологических
особенностей учащихся, уровнем
воспитанности конкретного ребенка и
коллектива в целом. Метод воспитания
всегда зависит от конкретных особенностях
ребенка

Наконец, метод воспитания всегда
определяется личными и профессиональными
качествами самого воспитателя.
Характеризуя методы воспитания, нельзя
не упомянуть прием воспитания. Это
составная часть метода.

Квалификация:

Методы формирования сознания: рассказ,
беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод
примера;

Методы организации деятельности и
формирования опыта общественного
поведения: упражнение, поручение,
требование, приучение, создание
воспитывающих ситуаций;

Методы стимулирования поведения:
соревнование, игра, поощрение, наказание;

Методы контроля, самоконтроля и
самооценки: наблюдение, анализ результатов
деятельности, опросные методы.

В качестве основных выступают следующие
методы воспитания:

— убеждение

— положительный пример
— упражнение
(приучение)
— одобрение
— осуждение

требование
— контроль за поведением

переключение на другие виды деятельности

Воспитательная система – это
целостный социальный организм, возникший
в процессе истолкования основных
компонентов воспитания.

Сущность процесса самовоспитания

Как уже было сказано
выше, главным субъектом воспи­тания
является сам ребенок, поэтому в качестве
важного фактора его развития выступает
самовоспитание. Самовос­питание —
это сознательная целенаправленная
деятельность человека по совершенствованию
своих положительных ка­честв и
преодолению отрицательных

Оно
предполагает це­ленаправленное
освоение человеком социального опыта.

Самовоспитание —
это управляемое человеком самораз­витие.
Однако саморазвитие и самовоспитание
— не одно и то же. Самовоспитание —
высшая форма саморазвития, так как оно
осуществляется осознанно и последовательно.

Воспитание — лишь
внешнее воздействие на человека, а
формирование каких-либо качеств возможно
только тог­да, когда следствием этого
воздействия является самовос­питание.
Оно представляет относительно
самостоятельный процесс и является в
основном результатом воспитатель­ных
воздействий.

Таким образом,
самовоспитание является важнейшей
стороной воспитания, реализуемой под
влиянием педаго­гов и социальной
среды и на основе индивидуальных ка­честв
человека. Формирование качеств человека
проис­ходит под влиянием как воспитания,
так и самовоспита­ния (схема 2).

Схема 2

Как считает П. Н.
Осипов, движущей силой самовоспи­тания
является ряд противоречий:

■ между требованиями,
предъявляемыми к учащимся, и их реальным
поведением;

■ между желанием
и неумением работать над собой из-за
недостаточной требовательности к себе,
слабости силы воли, незнания методики
самовоспитания.

Педагогам необходимо
учитывать, реализация каких тре­бований
посильна для детей. При этом самовоспитание
во многом зависит от соответствующей
психолого-педагогичес­кой подготовки
учащихся к работе над собой. Основой
само­воспитания является волевой
компонент. Только способность к проявлению
волевых усилий позволяет детям
формиро­вать в себе необходимые
качества

Важно, что осуществля­ется
это на основе коррекции своих привычек,
своих взгля­дов, своих поступков

В развитии
самоуправления прослеживают ряд этапов.

Первый этап —
мотивационный.
На этом этапе должна возникнуть
потребность в работе над собой

Важно
понимание значимости применяемых
усилий. Необходимо рассмат­ривать
формирование мотивов самовоспитания
как непре­рывно реализуемую
педагогическую задачу

Эффективность
самовоспитания учащихся находится в
определенной зави­симости от того,
насколько они осознают перспективы
сво­его роста и испытывают при этом
радость успеха.

Второй этап —
программный.
Это определение програм­мы самовоспитания,
последовательности работы по
самосо­вершенствованию.

Третий этап —
поисковый.
Дети стремятся попробовать себя в той
или иной области, убедиться в правильности
сво­их действий.

Четвертый этап —
рефлексивный
(рефлексия — отраже­ния своего
поведения и своих отношений с окружающими).
На этом этапе происходит оценка своего
саморазвития, про­ектируются новые
задачи и пути их решения.

Самовоспитание
требует познания человеком самого себя,
адекватной самооценки и волевых усилий,
направленных на изменение определенных
черт личности.

Следует, однако,
помнить, что самовоспитания не всесиль­но
и не может изменить те черты, которые
даны человеку от природы. В то же время
возможна самокоррекция про­явлений
своего индивидуального стиля отношений
с окру­жающими.

Н. М. Таланчук
разработал свою модель процесса
само­воспитания \ в которой отражены
функции, методы само­воспитания,
соответствующие им, и необходимые
качества, отражающие культуру воспитанника.
Эта модель приводит­ся ниже в табл.
3.

Таблица 3

Методы самовоспитания.

Овладеть техникой самовоспитания невозможно без понимания его основных методов, которые представлены ниже:

  • Самоубеждение;
  • Самовнушение;
  • Самообязательство;
  • Самокритика;
  • Самоприказ (самопринуждение);
  • Самонаказание;
  • Эмпатия.

На первый взгляд, может показаться очень сложно, а местами даже пугающе. Но все гораздо проще, чем можно себе представить. Эти методы взаимно дополняют друг друга. Поэтому, стоит попробовать и все обязательно получится.

Самоубеждение.

Самовоспитание личности начинается с правильной мотивации самого себя. Например, пытаясь заставить себя записаться на курсы английского языка, стоит доказать своему подсознанию их значимость. Представить себя путешествующим по миру, посещающим дальние страны и находящим там новых интересных друзей. Для этого всего необходимо выучить один из международных языков.

Самовнушение.

Этот метод самовоспитания необходим в случае неуверенности. К примеру, кто-то считает себя неудачником. Эти мысли формируют его жизнь. Если он начнет себе внушать, что на самом деле удачлив, то со временем это превратится в правду. Развитие личности невозможно без высокой самооценки и самоуважения.

Пройти тест на характер человека

Самообязательство.

Проблема многих в неумении доводить начатое до конца. Люди, останавливающиеся на полпути, постепенно привыкают к такому поведению. Им становится проще бросить любое дело, при первых же трудностях. Стоит помнить, что путь к вершине тернистый. Успеха добиваются только те, кто умеет преодолевать трудности и держать обязательство, данное самому себе.

Самокритика.

Для эффективного самовоспитания одной только похвалы или мотивации не достаточно. Следует научиться критиковать себя. Только не путать с самоунижением или самобичеванием. Критика заключается в умении объективно видеть свои слабые стороны. Она помогает вовремя понять, какие действия безрезультативны, чтобы переориентировать свои усилия в более конструктивное русло.

Самоприказ (самопринуждение).

Развитая сила воли позволяет человеку продолжать самосовершенствование, даже когда нет желания этого делать. Например, любое желание походить в спортзал, рано или поздно, заканчивается. Если не проявить волевые качества, то дальнейшее физическое развитие окажется под вопросом. Если же пересилить себя и продолжить тренировки, то опять появится желание заниматься.

Самонаказание.

Не стоит конечно уподобляться средневековым флагеллантам, фанатично бичующим себя плетями, но ввести «штрафные санкции» за нарушение режима желательно. Поскольку взрослого человека уже в угол не ставят, его самовоспитание зависит от развития собственных волевых качеств. Иначе, как бросить курить, перестать лениться или наконец-то записаться на водительские курсы? Только, если поставить себя в такие жесткие рамки, что другого пути не останется.

Эмпатия.

Самовоспитание тесно связано с умением выстраивать социальные связи

Для этого очень важно научиться ставить себя на место другого человека, понимать его страхи, мотивы, желания. Стоит жить по принципу «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе»

Если человек научится видеть и слышать других, то они тоже начнут относиться к нему более уважительно и заботливо.

Самовоспитание тесно связано с совершенствованием личности. Оно дополняет профессиональный рост и развитие. Без элементарных коммуникационных и волевых навыков человек не сможет занять достойное место в обществе. Поскольку не всегда семья или учителя способны привить эти качества, взрослый человек должен сам доработать все «пробелы» детства, с тем, чтобы стать более эффективным и, самое главное, счастливым.

Пройти тест на эмпатию

Зачем человеку заниматься самовоспитанием

Сущность самостоятельного воспитания – тема научных работ многих философов, психологов, педагогов. По мнению ученых, движущей силой формирования человека является его душа. В развитии личности задействовано несколько факторов:

  • самообразование;
  • сила воли;
  • определенная линия поведения.

Психологи отмечают особую роль самовоспитания в профессиональном становлении. Постоянная работа над собой и собственным характером помогает добиться следующих результатов:

  • успешное преодоление жизненных трудностей – это укрепляет волю и закаляет характер;
  • работа над собственными негативными чертами характера способствует развитии сильных и положительных качеств;
  • занимаясь самовоспитанием, человек учится контролировать эмоции, это значительно повышает эмоциональную устойчивость;
  • нравственное воспитание и развитие себя помогает достигать поставленных целей и четко следовать выбранному жизненному пути.

Профессиональное самовоспитание – необходимый процесс, в ходе которого человек учится находить выход из конфликтных ситуаций, возникающих с другими людьми и внутри себя. Необходимо понимать, что познание самого себя – это в большинстве случаев неприятный процесс, но необходимый. Разбираясь в собственных отрицательных качествах, человек проходит через ряд неприятных эмоций – обида, агрессия, вина, но именно в этом заключается элемент самосовершенствования.

Для чего необходимо самовоспитание личности:

  • человек становится счастливым и помогает ощутить счастье другим людям;
  • возникает радость преодоления, в результате появляется желание помогать другим;
  • человек творчески самовыражается и добивается успеха.

Что дает самовоспитание

Самосовершенствование дается человеку непросто, основной задачей является познание себя, но никак не получение удовольствия от этого процесса. Люди склонны оправдывать многие свои неприятные поступки, но на пути самопознания придется их признать и увидеть, как правильно с ними справиться

Важно понять мотивацию поступков, после чего станет понятно, что агрессия, раздраженность, антипатия являются результатом защитного механизма, который срабатывает в ответ на психологические комплексы

Работа над собой – это сложное определение, целью этого является познание механизмов самозащиты для ее устранения. Речь, конечно же, идет не о естественном инстинкте самосохранения, а о пагубном ответном механизме, который мешает реализовывать себя. Самопознание подразумевает неприятные открытия, и смириться с ними позволит именно самосовершенствование.

Перед началом самовоспитания важно четко определить свои жизненные цели и желаемый в будущем результат. Только с четким видением результата можно говорить о возможности изменения себя и воспитания

Золотая середина

В процессе самопознания важно понять, что развиваясь, человек совершенствует одно качество и, в идеале, угнетает другое. Нельзя одномоментно избавиться от всех комплексов и недостатков, потому воспитание занимает длительное время

Если же стоит цель избавиться от всего плохого и приобрести хорошее одновременно и без малейших затрат, она изначально не имеет смысла и не будет реализована.

Каждая черта характера человека имеет полярность:

  • уверенность-скованность;
  • открытость-замкнутость;
  • активность-апатичность и другие примеры.

Чрезмерное развитие определенной черты может пагубно сказаться на характере в целом, такая акцентуация может даже привести к различным психическим отклонениям.

Чтобы избежать ошибок на пути самопознания и совершенствования, следует наделить эти определения своим смыслом. То есть знать, какой ожидаемый результат и что эти слова значат в отдельном случае.

Совет профессора А. Г. Ковалева

Он предлагал наглядное сопоставление всех «за» и «против» события. Рассмотрим на примере решения вопроса «Играть в компьютер или нет?». Мы сопоставим доводы, оценивая их по трёхбалльной шкале. Наиболее важные аспекты по высшей оценке, менее одним или двумя баллами.

Доводы за игру в компьютер:

  1. Очень увлекательная новая игра – 3.
  2. Крайне неудобно отказать другу – 3.

Итого – 6.

Доводы против игры:

  1. Не смогу подготовить уроки – 1.
  2. Отхвачу единицу за невыполненное задание – 3.
  3. Придется краснеть перед классом – 3.
  4. Не совестно перед преподавателем – 3.
  5. Плохая отметка разочарует маму с папой – 3.

Итого – 13.

Расставив приоритеты, делаем вывод: необходимо сначала сделать уроки.

Основные проблемы самовоспитания и самосовершенствования человека

Существует шесть основных проблем самосовершенствования личности, которые мешают нам развиваться:

  1. Нестыковка промежуточных и конечных целей. Краткосрочные планы не всегда следуют по намеченной дороге, что нередко мешает исполнению наиболее желаемого. Причин тому может быть множество — образование, выбор деятельности, отторжение на второй план желаемого и довольствование сегодняшним днём…
    Стабильная, но мелкая оплата труда, близость к месту жительства, отсутствие конкурса при отборе и другие подобные вещи притупляют саморазвитие, заставляя довольствоваться синицей в руках, чем журавлем в небе. Однако, в такой ситуации редко получается добиться чего-то большего, чем минимальной стабильности — вы забываете о будущем, выбираете более простую профессию и однажды человек может навсегда отпустить желаемые цели, которые так и останутся мечтой. Такое отношение к себе не что иное, как растрата жизненного времени и уничтожение потенциала.
  2. Чрезмерное количество целей. К сожалению, человеческие ресурсы ограниченны, и однажды приходится делать выбор для достижения максимального результата, но в одной, или нескольких сферах жизни. Если вы хотите стать рок-звездой, вряд ли удастся совместить концерты со спортивной карьерой. Либо, если вы намерены служить в армии, добившись высокого звания, вряд ли получится одновременно быть публичной личностью, и прочее. То есть — если вы не можете осуществить все цели, выбирайте наиболее желаемые и рентабельные.
  3. Ставьте только реальные цели — вы должны осознавать собственные возможности, анализируя финансовое, физическое и интеллектуальное положения дел. Частенько личность не получает желаемого из-за банального незнания характера собственной деятельности. Если вы художник, то экономистом стать будет не так легко, но и кормить семью тоже надо. Но, как узнать, чем лучше всего вам подойдёт?
    В школьные годы молодой человек не может себя реализовать из-за ежедневного получения знаний. Но, уже тогда появляются научные направления, которые помогают больше развивать формы самосовершенствования. Если вам нравится география, и не нравится химия, в будущем вам больше понравится работа дальнобойщика, либо менеджера услуг туризма, нежели лабораторного ученого.

Низкая самооценка, меркантильность и инфантильность

Проблемы самообразования и самосовершенствования иногда могут быть в самом человеке, а не его действиях, о чем порой индивид и не подозревает.

  1. Низкая самооценка, которой страдает большинство жителей стран бывшего СССР — весьма тяжелое препятствие. Мы часто забываем, кто мы есть, однажды утрачивая веру в собственные силы. Именно по этой причине мы часто не решаемся сделать важный шаг, который позволит жить лучше. Сегодня примеров множество: «я не умею, потому боюсь начинать, туда ехать далеко, а вдруг не получится, и что я людям скажу?» и прочее. Человек способен на всё, только иногда об этом забывает.
  2. Меркантильность при обозначении главных планов, излишняя материальность. Капитализм со своей системой «купи-продай» не всегда даёт положительный результат — делая всё только ради наживы, однажды можно потерять целый мир. Материальные вещи никогда не принесут полное удовлетворение от жизни, хотя молодое поколение всё чаще ищет личную выгоду в любом деле. Только при достижении взрослого возраста мы понимаем, что нет ничего важнее Отечества и семьи.
  3. Инфантильность, либо инертность. Сегодня молодое поколение, оканчивающее образовательное заведение, далеко не всегда утруждает себя поиском постоянного заработка. Отдельные люди даже не интересуются собственными возможностями и перспективами, что достаточно сужает их возможности. Большинство молодых людей в возрасте до 25 лет сегодня считают молодость временем развлечений и бесшабашного отдыха, однако со временем недавние юноши девушки осознают свои ошибки. Данный процесс можно назвать физическим самовоспитанием и самосовершенствованием.

Л. Н. Толстой

Приведем примеры самовоспитания из жизни великих людей. Л. Н. Толстой, будучи юнцом, вел дневник, в котором излагал моральные принципы и следовал им, записывал правила для воспитания воли. Поначалу они были простыми, такими как режим дня, а далее усложнялись. Некоторые из них:

  • Сосредоточение на одном предмете.
  • По возможности справляться самостоятельно.
  • Исполнять все написанное.
  • Только при необходимости, начинать новое дело, не окончив старое.
  • Всегда думать о главной цели.

Толстой и другие великие люди понимали, что свободу и нрав можно воспитать в борьбе с самим собой, преодолевая трудности, выполняя ряд упражнений, проходя все препятствия, свершая поступки. Он был счастлив, когда удавалось внести пометку, о проделанной работе. Дневник помог великому писателю избавиться от недостатков.

Его пример самовоспитания из жизни показывает, как он добивался этого. Толстой был крайне самокритичен, серьезен и беспощадно требователен к себе.

Поговорим немного о методах самовоспитания

Намечая собственный план, необходимо определиться с методами:

  1. Самоубеждение. Метод заключается в выявлении недостатков и убеждении себя в их устранении. Причем найденную отрицательную черту характера, над которой ведется работа, нужно проговаривать вслух. Самовнушение. Ученик самостоятельно обязуется воздействовать на свою психику и чувства. Закрепившись в сознании эти установки, будут определять его действия.
  2. Самообязательство. Метод схож с предыдущим. Его суть в том, чтобы взять на себе определенные обязательства в достижении цели по устранению недостатка.
  3. Самокритика. Ученик в работе над собой подвергается самокритике, чтобы активировать целеустремлённость к скорейшему преодолению.
  4. Эмпатия. Это умение сопереживать, ставить себя на место другого человека. Видя, как люди с враждебностью воспринимают бездушность, злобу, чёрствость, сопереживая им, ребенок задумывается над тем, чтобы искоренить их у себя.
  5. Самоприказ. Эффективный метод, позволяющий воспитывать волевые качества, которые помогают, заставляют прорабатывать и выполнять написанные правила.
  6. Самонаказание. Тут все ясно, в случае невыполнения или отступления от намеченных правил поведения, по отношению к себе необходимо подобрать и применить определенное наказание.

Наличие педагога, который будет следить за правильностью выполнения составленной программы, конечно, облегчит процесс самовоспитания личности. Но самостоятельная работа приносит все же больше плодов, потому что воспитывается сила воли. Итак, мы рассмотрели примеры самовоспитания из жизни великих людей, его методы и этапы.

Задачи, правила и принципы семейного воспитания

Задачи
семьи состоят в том, чтобы:

создать
максимальные условия для роста и развития
ребенка;

стать
социально-экономической и психологической
защитой ребенка;

передать
опыт создания и сохранения семьи,
воспитания в ней детей и отношения к
старшим;

научить
детей полезным прикладным навыкам и
умениям, направленным на самообслуживание
и помощь близким;

воспитать
чувство собственного достоинства,
ценности собственного “я”.

Семейное
воспитание имеет свои принципы: –
гуманность и милосердие к растущему
человеку;

вовлечение
детей в жизнедеятельность семьи как ее
равноправных участников;

открытость
и доверительность отношений с детьми;

оптимистичность
взаимоотношений в семье;

последовательность
в своих требованиях;

оказание
посильной помощи своему ребенку,
готовность отвечать на вопросы.

Кроме
этих принципов есть ряд частных:
запрещение физических наказаний,
запрещение читать чужие письма и
дневники; не морализировать, не говорить
слишком много, не требовать немедленного
повиновения, не потакать и др.

Семья как субъект и социокультурная среда воспитания и развития личности

Семья
— это основанная на браке и (или) кровном
родстве малая социальная группа, члены
которой объединены совместным проживанием
и ведением домашнего хозяйства,
эмоциональной связью и взаимными
обязательствами по отношению друг к
другу.

Но
семья это не только малая группа, но и
социальный институт. важнейшей функцией
семьи считается первичная социализация
детей. Первый социальный опыт ребенок
присваивает под влиянием ближайшего
окружения, которому он подражает.И
решающую роль в этом играет семья.

Семья
является социокультурной средой
воспитания и начинается с подражания
родителям, с возрастом ребенок становится
все более самостоятельным, но в идеале
родители, в первую очередь, должны всегда
оставаться для него авторитетом. Именно
в семье передается первый жизненный
опыт, система убеждений, взглядов,
интересов, ценностей. Поэтому первое,
с чего начинается семейная педагогика,
это осознание своей ответственности
за воспитание своих детей.

Значение термина «самовоспитание»

Это осознанная работа индивида, направленная на совершенствование положительных характеристик и устранение отрицательных черт характера.

Сущность самовоспитания заключается в целенаправленной реализации, заложенного генетически потенциала. Чтобы достать его наружу, необходимо хорошо знать особенности своего нрава. И не только положительные черты характера, но и отрицательные, которые не хотим признавать и не умеем выявлять. Для этого необходимо научиться мыслить критически, анализируя свои поступки.

Случившиеся неприятности, как правило, списываются на что угодно, жизненную ситуацию, на окружающих людей, непогоду и даже плохое самочувствие. Цель самовоспитания и заключается в том, чтобы научиться отыскивать проблему в себе, нести за все ответственность.

Сущность понятия «форма воспитания». Общая характеристика форм воспитательной работы.

Форма воспитания

внешнее выражение этого процесса.
Философские категории содержания и
формы отражают единство внутреннего и
внешнего в явлениях воспитания: первая
указывает на то, что имеется, а вторая
— в каком виде выражается. Содержание
и форма, как известно, неразрывно
взаимосвязаны: изменение содержания
влечет за собой изменение формы и
наоборот. Содержание формируется, форма
наполняется содержанием. Ведущая роль
принадлежит содержанию.

Содержание
воспитательного процесса составляют
качества и свойства всесторонне и
гармонически развитой личности –
интеллектуальные, физические, эстетические,
трудовые, социальные, нравственные,
духовные. На практике содержание
воплощается в конкретную организацию,
которая должна ему максимально
соответствовать. Если это соответствие
нарушается, то воспитание сталкивается
с серьезными, иногда неразрешимыми
противоречиями. Так, стремление сохранить
старые формы при новом содержании
неизбежно затормозит развитие, так же
как и желание скорее внедрить новые
идеи в устаревшую организацию, вписать
их в старую форму, созданную для реализации
иного содержания, на ином уровне, в
других условиях.

История педагогики
знает различные формы организации
воспитательного процесса. Каждая из
них создавалась для реализации
определенного содержания в определенных
условиях, которые, как известно, не
остаются постоянными. Изменялось прежде
всего число детей: от единиц и десятков
школьников в далеком прошлом до
обязательного школьного воспитания
всех детей сегодня. Поэтому первым
критерием для анализа форм воспитания
может быть количественный. По количеству
охватываемых процессом воспитания
людей формы воспитания делятся на
индивидуальные, микрогрупповые, групповые
(коллективные) и массовые. Число
воспитанников в группе (коллективе)
колеблется от 5–7
до 25–40,
а при массовых формах верхний предел
числа не ограничен.

Установлено, что
эффективность воспитательного процесса
зависит от формы его организации. На
реализации содержания и особенно на
управлении воспитательной деятельностью
сказывается число воспитанников. При
увеличении числа воспитанников качество
воспитания обычно снижается. Сравнение
эффективности различных форм заставляет
отдавать предпочтение индивидуальным
и микрогрупповым формам воспитания. Их
неоспоримое преимущество – возможность
очень быстро и прицельно пересматривать
формы организации воспитания, оперативно
изменять педагогическую тактику при
изменении условий. Однако высокая
экономическая стоимость индивидуального
и микрогруппового воспитания – серьезное
препятствие на пути его широкого
распространения. Большинство современных
воспитательных систем перешло к групповым
(коллективным) формам воспитания,
достаточно эффективных при условии
квалифицированного педагогического
руководства и относительно низкой
экономической стоимости педагогических
услуг.

Цель самовоспитания

Совершенствуя себя, важно ставить правильные цели:

альтруизм и умение прощать ошибки окружающих людей, осознавая, что никто не идеален;
устранение лени – нежелание что-либо делать говорит о том, что человеку недостает мотивации или это дело попросту бесполезно, и важно выбрать правильный вариант;
воспитание в себе честности, в первую очередь, перед самим собой – игнорирование очевидных вещей, собственных ошибок, нежелание что-либо осознавать – это то, что называется самообманом, и такое поведение нужно искоренять;
поиск вдохновения, избавление от комплексов – это важные критерии самосознания и самовоспитания, ведь любой комплекс — это дань прошлому, а отсутствие вдохновения – нежелание видеть завтрашний день, то есть реализовываться.

Самовоспитание не ограничивается определенным промежутком времени. Это пожизненный процесс, который у каждого человека происходит по-разному. Плохими поступками воспитывается эгоизма, злость, недовольство окружающим миром

Положительным отношением к себе и окружающим человек воспитывает в себе жизнелюбие, внутреннюю мотивацию, умение различать важное и второстепенное

Личность как субъект общения.

Общение
– это процесс направленный на прием и
передачу информации, на восприятие
человека человеком и процесс направленный
на взаимодействии. Социальная психология
выделила дополнительные аспекты:
восприятие, взаимодействие. Поэтому
выделяют 3 аспекта общения: — коммуникативный,
— перцептивный (восприятие человека
человеком); — интерактивный (взаимодействия).

Социально-психологические
способности личности

а) А.А.
Бодалев к ним относит «способность к
эмоциональному отклику»,

б) В.В.
Лабунская – перцептивные способности,

в)Г.
Олпорт – «общая способность к оценке
другого»,

г)В.А.
Семиченко, Б.Д. Парыгин, А.С. Руденский
– «способность к рефлексии, эмпатии,
социальный интеллект», «компетентность
в общении и другое».

Социально-психологические
качества личности
формируются в общении и совместной
деятельности (там же они и проявляются).
Социальные качества проявляются в
субъект-субъектном общении, называются
коммуникативными.

 Свойства
субъективности (духовный
мир человека, осознание собственного
«Я», умение говорить и использовать
знаковые системы для общения, вступать
в общение) представляют собой человеческую
сущность первого порядка.

 Качества
человеческой субъективности являются
основой для развития личности (более
высокий уровень) – сущности второго
порядка, и третьего порядка – его
индивидуальность.

Личность
как субъект общения в
социальной психологии определяется
неоднозначно (см. у Г.М. Андреевой и у
Б.Д. Парыгина).

К.В.
Вербова и Г.В. Пар определяют
социально-психологические свойства
личности как субъекта общения. Они
выделяют в структуре личности следующие
способности:

1)
Способность понимать внутренний мир
другого человека – рефлексию;

2)
Способность отождествлять себя с другим
человеком – идентификацию;

3)
Способность сопереживать другому
человеку – эмпатию;

4)
Способность к инициативному и гибкому
воздействию на партнера в общении –
динамизм;

5)
Способность владеть собой – эмоциональную
устойчивость.

Современный
подход в рассмотрении личности
как субъекта общения определяется
следующими характеристиками:

· Типологической (на
основании которой определяются
типологические свойства личности и их
реализация в общении);/пр-р:
Томас-Килмен, стили/

· Статусной (социально-психологический
статус личности раскрывается в ее
социально-психологических свойствах);

· Диспозиционной (определяющей
фиксированную в социальном опыте
личности предрасположенность к общению);

· Функциональной (определяющей
функции личности как субъекта общения);
/ коммуникатор — реципиент, терапевт-
клиент; болтун-мочун и др./

· Технологической(определяющей
уровень коммуникативной компетенции
личности, ее владение навыками
социально-психологического воздействия).

На
базе типологических особенностей
личности формируется ее психограма как
субъекта общения.

Психограма
личности как субъекта общения:

— Психологические
особенности
 (темперамент,
характер);

— Психологические
процессы
:
а) восприятие б) память в) воображение

г)
мышление;

— Психологические
состояния:
 а)
усталость б) апатия в) стресс г) тревожность
д) эйфория е) депрессия ж) возбуждение
и) аффект и др.


Психологические отношения:
 а)
эмоциональные б) волевые в) интеллектуальные.

Итак,
в основе социаьно-психологического
понимания личности лежат «характеристика
социального типа личности как
специфического образования, продукта
социальных обстоятельств, ее структуры,
совокупности ролевых функций личности,
их влияния на общественную жизнь»

Семейный конфликт. Пути преодоления конфликта между родителями и подростками

Это
столкновение противоположных желаний
и потребностей, интересов, целей, позиций,
мнений или взглядов супругов, других
членов семейного взаимодействия.
Семейный конфликт может присутствовать
и при здоровых семейных отношениях. В
основе конфликта находятся либо
несовпадение интересов,влечений членов
семьи, либо их противоречивые позиции
по какому-либо вопросу, либо противоположные
цели или средства их достижения.

Преодоление
конфликтов:

-Определение
проблемы. необходимо выяснить причины
неприемлемого поведения ребенка или
взрослого.

-Поиск
возможных вариантов решения. Искать их
надо вместе. Сначала полезно перебрать
все приходящие в голову варианты, ни
одна идея не критикуется.

-Обсуждение
и оценка предложенных вариантов
решения.должны быть удовлетворены
потребности обеих сторон – и ребенка,
и взрослого.

-Выбор
лучшего решения.

-Определить,
как выполнить это решение: что надо
сделать.

-Оценка,
насколько хорошо намеченный способ
действия разрешает проблему. При этом
полезно спросить друг друга:«Исчезла
ли проблема? Вы довольны тем, что мы
сделали?»

Понятия «воспитание» и «самовоспитание»

Воспитание представляет собой процесс целенаправленного характера. Его формирование происходит при помощи осуществления педагогического влияния согласно с конкретным социальным и педагогическим идеалом.

Термин «воспитание» находится в прямой связи с такими понятиями как «становление», «формирование», «социализация».

Воспитание в качестве основного понятия педагогики содержит в себе следующие признаки:

  • целенаправленность, это присутствие образца, либо идеала;
  • полное соответствие процесса воспитания общественным и культурным ценностям. В данном случае они рассматриваются в качестве достижения исторического развития человечества;
  • присутствие конкретной системы осуществления воспитательных влияний.

Результатом правильно организованного процесса воспитания является становление навыков человека к самовоспитанию. Самовоспитание является деятельностью сознательного характера. Она нацелена на то, чтобы каждый человек реализовал себя как личность. Также сюда входит и присутствие полностью сформированных целей и идеалов.

Самовоспитание имеет свои цели. Их базисом является желание на индивида. Для того, чтобы более успешно достичь цели, они обязаны содержать в себе объективную самооценку. Традиционно принято выделять общие цели самовоспитания. Она направлены на формирование многогранности своей личности, овладение профессией и многое другое.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.