- Безответственность и ответственность в направлениях
- Методы получения информации
- Различия научной и житейской психологии
- Существуют ли различия?
- Основные различия психологических отраслей
- Методы получения информации
- Взгляд науки
- Взгляд науки
- Способы проверки
- Донаучная или житейская психология
- Научная психология: что это
- Связь научной психологии с житейской и практической психологией
- Сущность житейской и научной психологии
- Сходство научной и житейской психологии
Безответственность и ответственность в направлениях
Житейская психология наиболее часто проявляется в безответственности, агрессивности. Самыми яркими проявлениями подобных верований являются следующие утверждения:
- Болезни возникают из-за нервов.
- Все думают только о себе.
- Нет смысла посещать тренинги — они бесполезны.
- Понедельник — день тяжелый.
- Как Новый Год встретишь, так год и проведешь.
- Утро добрым не бывает.
Психологи, изучающие жизненные ситуации, не исключают правдивость таких суждений. Они принимают моменты из жизни, стараются дать людям больше знаний для повышения культурного уровня.
Житейская и научная психология — два направления, дополняющие друг друга. Люди получают жизненный опыт из происшествий, закрепляют его прочтением книг, статей, публикаций, документов. Исследователи постоянно собирают новую информацию, для ее обобщения, систематизации, донесения до масс.
Методы получения информации
Существует суждения, которые звучат убедительно, но ставятся скептиками под сомнение. Окружающих привлекает яркость, убедительность, новизна выражений. Они не обращают внимания на опровергающие факты, которые предоставляют опытные исследователи.
Среди научных понятий больше обоснованной информации, чем среди житейских знаний. Распространенные домыслы:
- Проклятие, наложенное на род снимается вымаливанием прощения у мертвого.
- После потери близкого родственник обязательно получит сильную психологическую травму.
- Детские психотравмы могут мешать вести нормальную деятельность, развиваться.
- Не имея материнской любви, полноценная личность не будет сформирована.
Различия научной и житейской психологии
Не только психология, но и любая другая наука опирается на некоторый эмпирический опыт людей, например, на знания, приобретенные в повседневной жизни о падении и движении тел, опирается физика.
У каждого человека есть запас житейских психологических знаний. Выдающимися житейскими психологами являются великие писатели, священнослужители, врачи, педагоги.
Между научной и житейской психологией, безусловно, существуют различия:
- Житейские психологические знания являются конкретными и приуроченными к конкретным людям и задачам, часто прагматическим. Например, ребенок хорошо знает, как вести себя с каждым членом семьи и в каждом конкретном случае, для того, чтобы добиться желаемой цели. Однако этот же ребенок в чужой семье поведет себя совсем по-другому;
- Житейские психологические знания имеют интуитивный характер, потому что приобретаются путем практических проб. Отчетливо этот способ виден у детей, который достигается ежечасными испытаниями взрослых, в ходе которых ребенок обнаруживает из кого можно «вить веревки», а из кого этого лучше не делать;
- Следующее отличие касается способа передачи знаний. В житейской психологии эта возможность ограничена – житейский опыт от старшего поколения передается младшему с большим трудом, Дети не хотят перенимать опыт своих отцов, в этом и состоит вечная проблема «отцов и детей». Каждое новое поколение набивает себе шишки самостоятельно. Научные же знания аккумулируются и передаются с большим коэффициентом полезного действия;
- Четвертое различие житейской и научной психологии состоит в методах получения знаний. Если житейская психология ограничивается наблюдениями и размышлениями, то в научной психологии добавляется метод эксперимента. Суть метода состоит в том, что экспериментатор не ждет стечения обстоятельств, а сам вызывает нужное ему явление, создав для этого необходимые условия. Именно с введением в психологию метода эксперимента она оформилась в самостоятельную науку;
- Пятым отличием и преимуществом научной психологии является очень обширный, разнообразный и порой уникальный фактический материал, которым она располагает. Накапливается и осмысливается этот материал в таких отраслях психологии, как возрастная психология, педагогическая психология, нейропсихология, социальная психология и др.
Существуют ли различия?
Так вот, что же выбрать, когда возникает какая-то сложность, с которой не выходит разобраться самому? Излить душу любимой подруге за бокалом вина, хорошенько погулять с друзьями до утра или всё-таки записаться на консультацию? Выбор непосредственно за вами.
Но хочу предложить вашему вниманию отличия в работе специалиста и житейского психолога. Зная разницу в их подходе, будет проще ориентироваться в своих потребностях
То есть, чего именно в итоге важно получить
Порой действительно «спасительными» оказываются посиделки с близкими людьми
Когда важно просто выговорится тому, кто знает вас «тысячу лет». Такое доверие за пару встреч к психотерапевту вряд ли можно ощутить
Но бывают моменты, когда друг просто не умеет слушать, или необходимо принять решение, а он даёт советы исходя из собственной истории. И они в вашей ситуации могут «сработать» не так, как у него
Да и важно понимать, откуда берётся проблема, тогда возможно с ней справиться
Основные различия психологических отраслей
Любой начинающий психолог должен знать основные отличия этих отраслей. Многие опытные исследователи выделяют свой список отличий. Проанализировав их мнение, можно выделить несколько отличающихся пунктов:
- Способы получения новых данных. Для научного объяснения фактов специалисты применяют различные инструменты. Житейский опыт нарабатывается только собственным наблюдением.
- Объект изучения. Научное направление изучает психологические процессы в общем, житейское — исключительно для одного индивида.
- Варианты передачи информации. Для передачи мудростей, полученных на собственном опыте, применяется разговорный метод или путем творческого подхода. Для получения научных данных необходимо изучить соответствующие документы, учебники, статьи.
- Языковые особенности. Мудрости передаются простыми выражениями, словами. При описании официальных материалов, задокументированной информации употребляются определенные термины, понятия.
- Варианты объяснения событий. Житейское направление подразумевает отсутствие разъяснений по пунктам относительно отдельных ситуаций. Научных подход описывает то, какие чувства задействуются в разных процессах, какие гормоны играют роль, какие свойства психики участвуют.
- Научная психология обобщает данные, применяет их к отдельным индивидам или группе людей. Мудрости являются опытом одного человека.
Методы получения информации
Существует суждения, которые звучат убедительно, но ставятся скептиками под сомнение. Окружающих привлекает яркость, убедительность, новизна выражений. Они не обращают внимания на опровергающие факты, которые предоставляют опытные исследователи.
Среди научных понятий больше обоснованной информации, чем среди житейских знаний. Распространенные домыслы:
- Проклятие, наложенное на род снимается вымаливанием прощения у мертвого.
- После потери близкого родственник обязательно получит сильную психологическую травму.
- Детские психотравмы могут мешать вести нормальную деятельность, развиваться.
- Не имея материнской любви, полноценная личность не будет сформирована.
Взгляд науки
Для начала важно понять определение психологии как таковой. Итак, психология – это наука сложная, она исследует один из самых загадочных и сложных механизмов в природе – человеческую психику. В связи с этим данная научная дисциплина требует внимания, глубины исследования, а также особых методов работы
В связи с этим данная научная дисциплина требует внимания, глубины исследования, а также особых методов работы.
На протяжении всего 20 века данная наука набирала обороты, развивалась, находила всё новые и новые методы исследования человека. Профессиональный взгляд многих теоретиков помог этой науке стать одной из самых влиятельных в наше время. Теоретический аспект в ее рамках крайне важен, ведь теория дает общие представления о мире и человеке, которые существуют практически в каждой науке.
Рекомендуем: Что такое герменевтика?
В процессе длительных экспериментов, сбора и анализа теоретических и практических данных была сформирована научная или академическая психология, основные признаки которой таковы:
1. Обобщения. Данный признак говорит о том, что выводы делаются не на основе того, что пережил один конкретный человек, а на основе многих экспериментов и наблюдений. И когда некий факт, некая поведенческая реакция проявляется в схожих обстоятельствах у большего числа выборки, можно делать некий вывод, основанный на детальном анализе и обобщении.
2. Рационализация. Знания научная психология получает путем эксперимента и детального обдумывания его результатов. Данные должны рационально объясняться, должна прослеживаться причинно-следственная связь между явлениями.
3. Отсутствие ограничений – это означает, что данные, полученные в ходе научных экспериментов, применимы для большого числа людей
Например, данные об утомляемости школьников, о том, как функционирует внимание и какое максимальное количество объектов мы можем удерживать в кратковременной памяти, – все это едино для большей части генеральной совокупности
Рекомендуем: Гипноз и гипнотический сон
4. Опора на различные методы. Как известно, научная психология имеет достаточно большой набор различных методов – от контент-анализа до психологического эксперимента. При использовании различных методов исследования психики и ее механизмов данные проверяются с целью выявления переменных, влияющих на эксперимент, и создания необходимых условий для исследования.
- Наблюдение – длительное отслеживание проявления определенных признаков у наблюдаемых в естественных, а иногда и специально созданных условиях.
- Опрос – сбор информации от большого числа людей при помощи вопросов, ответы на которые обрабатываются и группируются.
- Тесты – метод количественного и качественного оценивания психических процессов человека, его поведенческих и эмоциональных реакций. С помощью тестов можно оценить как умственные и интеллектуальные способности человека, так и уровень его тревожности или творческих способностей.
- Эксперимент – данный метод направлен на исследование конкретных психических явлений в определенных, специально созданных и контролируемых условиях. Практически любой эксперимент служит для подтверждения или опровержения некой теории или гипотезы.
5. Систематизация знаний – это теоретический подход. Все, что наука получает в ходе исследований и экспериментов, систематизируется, анализируется, на основе чего делаются определенные выводы. И нужно сказать, на то, чтобы систематизировать какое-либо знание или прийти к некоему выводу, необходимо много времени, иногда и несколько лет.
6. Основные особенности научного подхода – это наличие единого глоссария и использование единой терминологии. Психология как наука имеет четкую систему терминов, описывающих те или иные состояния, процессы. А это в свою очередь исключает разночтения, когда одно понятие подменяется другим.
7. Использование методов математической статистики для обработки данных. Они позволяют избежать ненадежности, субъективности и выводов «на глазок».
Рекомендуем: Графология: наука о почерке
Соотношение житейской и научной психологии очевидно – одна исследует практику и накапливает опыт, другая проверяет все через эксперимент. Но никогда не стоит забывать, что житейские психологические знания не являются научными, а значит, не всегда могут быть применимы тем или иным человеком и быть эффективными.
Если вспомнить все этапы становления психологии как науки, можно сказать, что данное знание во многом начиналось с использования метода интроспекции, когда ученый наблюдал за собой и своими субъективными переживаниями. На основе этого делались многие выводы и умозаключения.
Взгляд науки
Для начала важно понять определение психологии как таковой. Итак, психология – это наука сложная, она исследует один из самых загадочных и сложных механизмов в природе – человеческую психику
В связи с этим данная научная дисциплина требует внимания, глубины исследования, а также особых методов работы.
Рекомендуем: Что такое герменевтика?
В процессе длительных экспериментов, сбора и анализа теоретических и практических данных была сформирована научная или академическая психология, основные признаки которой таковы:
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
1. Обобщения. Данный признак говорит о том, что выводы делаются не на основе того, что пережил один конкретный человек, а на основе многих экспериментов и наблюдений. И когда некий факт, некая поведенческая реакция проявляется в схожих обстоятельствах у большего числа выборки, можно делать некий вывод, основанный на детальном анализе и обобщении.
2. Рационализация. Знания научная психология получает путем эксперимента и детального обдумывания его результатов. Данные должны рационально объясняться, должна прослеживаться причинно-следственная связь между явлениями.
Рекомендуем: Гипноз и гипнотический сон
4. Опора на различные методы. Как известно, научная психология имеет достаточно большой набор различных методов – от контент-анализа до психологического эксперимента. При использовании различных методов исследования психики и ее механизмов данные проверяются с целью выявления переменных, влияющих на эксперимент, и создания необходимых условий для исследования.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
- Наблюдение – длительное отслеживание проявления определенных признаков у наблюдаемых в естественных, а иногда и специально созданных условиях.
- Опрос – сбор информации от большого числа людей при помощи вопросов, ответы на которые обрабатываются и группируются.
- Тесты – метод количественного и качественного оценивания психических процессов человека, его поведенческих и эмоциональных реакций. С помощью тестов можно оценить как умственные и интеллектуальные способности человека, так и уровень его тревожности или творческих способностей.
- Эксперимент – данный метод направлен на исследование конкретных психических явлений в определенных, специально созданных и контролируемых условиях. Практически любой эксперимент служит для подтверждения или опровержения некой теории или гипотезы.
5. Систематизация знаний – это теоретический подход. Все, что наука получает в ходе исследований и экспериментов, систематизируется, анализируется, на основе чего делаются определенные выводы. И нужно сказать, на то, чтобы систематизировать какое-либо знание или прийти к некоему выводу, необходимо много времени, иногда и несколько лет.
7. Использование методов математической статистики для обработки данных. Они позволяют избежать ненадежности, субъективности и выводов «на глазок».
Рекомендуем: Графология: наука о почерке
Соотношение житейской и научной психологии очевидно – одна исследует практику и накапливает опыт, другая проверяет все через эксперимент. Но никогда не стоит забывать, что житейские психологические знания не являются научными, а значит, не всегда могут быть применимы тем или иным человеком и быть эффективными.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Если вспомнить все этапы становления психологии как науки, можно сказать, что данное знание во многом начиналось с использования метода интроспекции, когда ученый наблюдал за собой и своими субъективными переживаниями. На основе этого делались многие выводы и умозаключения.
Способы проверки
Житейские знания доказывают свою состоятельность лишь с течением времени, а то, что утрачивает свою актуальность, постепенно забывается. Кроме того, их правильность подтверждается личным опытом, а не научно регламентированными экспериментами.
В науке исследователь целенаправленно моделирует необходимые условия, а не ждет благоприятного стечения обстоятельств. Это позволяет изучать во всей полноте, интересующее явление, изменяя характеристики экспериментальной среды.
За счет того, что научные знания накапливаются и систематизируются информация о том или ином объекте, явлении становится комплексной и разнообразной. Полученный материал продолжает осмысливаться и анализироваться, становясь благотворной почвой для его расширения и возникновения новых научных дисциплин.
Общая психология развивается благодаря совершенствованию и обогащению отдельных ее отраслей. Житейское знание не имеет единой системы и такой особенности.
Донаучная или житейская психология
Донаучное, или житейское, мировосприятие и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие ему психологические представления вырастали из непосредственной повседневной практики, жизненного опыта первобытного человека. В форме обыденного знания психология возникла вместе с человеческим обществом. В процессе практического взаимодействия люди учились различать скрытые за внешним поведением психические качества людей. За поступками угадывались мотивы, характеры людей. Донаучную психологию иногда определяют как такое знание, кᴏᴛᴏᴩое люди создают еще задолго до появления психологов. Эти знания возникали в процессе осмысления конкретных ситуаций. Его содержание ограничивалось выводами из анализа простых событий, когда лежащие в их основе причины можно было легко проследить. Нужно помнить, такие выводы фиксировались в различного рода пословицах, типа: «семь раз отмерь, один раз отрежь», «повторенье — мать ученья» и т.п. По϶ᴛᴏму донаучная психология, конечно, еще не поднимались до целостной оценки бытия и ограничивалась исключительно символическим объяснением его отдельных фрагментов. Это мировоззрение возникло и существовало в условиях неразвитости системных, целостных, рациональных способов оϲʙᴏения действительности. Материал опубликован на http://зачётка.рф Его называют топоцентрическим, поскольку его содержание ограничивалось знаниями о том месте, в кᴏᴛᴏᴩом обитали тот или иной род или племя.
Обыденные психологические знания первобытных людей ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовали ϶ᴛᴏму несистемному, фрагментарному мировоззрению.
Важно заметить, что однако, при всем этом ϶ᴛᴏ знание могло быть весьма обширным, охватывая все сферы жизни первобытного человека. Зарождение данных знаний было вызвано некᴏᴛᴏᴩыми очевидными проявлениями человеческой психики, такими как:
Зарождение данных знаний было вызвано некᴏᴛᴏᴩыми очевидными проявлениями человеческой психики, такими как:
- сновидения:
- психические состояния — радость, грусть, страх и т.д.;
- разнообразные психические качества, проявляющиеся в ходе общения: доброжелательность, враждебность, хитрость и т.п.
Древние люди, пытаясь объяснить данные явления, приходили к выводу, что душа способна выходить из тела человека и жить собственной жизнью в его снах. В момент смерти душа покидает тело навсегда
Важно заметить, что одним из самых древних будет широко распространенное в Индии учение о переселении душ из одного тела в другое
Но несмотря на ϲʙᴏю простоту, отрывочность, обыденные формы психологического знания не обязательно оказывались ложными. Некᴏᴛᴏᴩые из данных представлений сохранили ϲʙᴏе значение вплоть до настоящего времени и вошли в сокровищницу современной психологической науки.
Так, современная наука признает следующие постулаты психологического знания, кᴏᴛᴏᴩые впервые возникли уже в сознании первобытного человека:
- представление о том, что все психологическое так или иначе существует внутри человека;
- мысль о том, что человеческая душа, не умирает вместе с человеком, а остается жить вечно.
Но если древние египтяне считали, что человеческая душа после смерти человека превращается в птицу, кᴏᴛᴏᴩая живет рядом с его могилой, то сегодня бессмертие души представляется, конечно, иначе.
Современный человек верит, что вечность, бессмертие его души связаны с добрыми делами, кᴏᴛᴏᴩые он совершит в течение жизни.
«Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», — утверждал Серафим Саровский (1754-1833), отечественный религиозный мыслитель, причисленный Русской православной церковью к лику святых (1903).
Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что древняя идея о вечности души, появившаяся уже у первобытного человека, хотя и в иной форме, но продолжает жить в общественном сознании и в наше время. Известный отечественный психолог Л. С. Выготский отмечал, что психология должна была начаться с идеи души. Стоит заметить, что она явилась первой научной гипотезой древнего человека, огромным завоеванием мысли, кᴏᴛᴏᴩому мы сейчас обязаны существованием психологической науки.
Научная психология: что это
Это данные, которые накапливаются при помощи исследований, а используются как в теории, так и на практике, то есть в жизни. Дисциплина возникла в XIX веке, но жизненная мудрость накапливалась вместе с развитием общества.
Специфика научной (академической) психологии, ее отличие от житейской:
- Первая – это наука. Вторая – это чьи-то взгляды, итоги размышлений, анализа, самоанализа, социального взаимодействия.
- Научная информация тесно связаны со статистикой, математическими вычислениями, опытами, экспериментами.
- Научные данные всегда рационально обобщены, объяснены. Они тщательно выверены, подтверждены, не зависят от эмоций, настроений отдельного субъекта или общества. Они объективны, беспристрастны. Как правило, они отличаются более высоким культурным, интеллектуальным уровнем.
- Факты из науки актуальны для всего социума, они учитывают специфику тех или иных условий, отличия индивидов.
Далее рассмотрим характеристику житейской и научной психологии в сравнении.
Связь научной психологии с житейской и практической психологией
Научные знания по психологии необходимы, но недостаточны для того, чтобы осуществлять, например, педагогическую деятельность
Важно научиться применять научные знания и в обыденной жизни, и в процессе воспитания и обучения детей. Житейские знания по психологии есть у каждого человека и каждый должен быть немного психологом, чтобы жить среди людей и достичь нужных результатов
Знания житейской психологии бессистемны, носят интуитивный характер и мало осмыслены, поэтому житейская психология является совокупностью разрозненных эмпирических знаний о психике человека. Научная психология не только уточняет и дополняет житейские знания, она делает их осознанными и рациональными, а это значит, что их можно применять в практической деятельности.
Поскольку эти знания имеют обобщенный характер и не связаны с конкретным человеком, их применение представляет большие трудности. Между житейской и научной психологией, таким образом, появляется разрыв, а устранить его может практическая психология, разрабатывающая приемы и способы применения научной психологии в практической деятельности.
Благодаря практической психологии и её специальным диагностическим методикам, человек имеет возможность познать самого себя, увидеть свои плюсы и минусы.
Чтобы привести себя в нормальное спокойное состояние, подготовиться к напряженной деятельности, спортивный психолог А.А. Алексеев в своей книге «Преодолей себя» приводит 7 формул. Его рекомендации сводятся к следующему — перед сном в затемненном помещении нужно каждую формулу повторять про себя 10 раз:
- я расслабляюсь и успокаиваюсь;
- мои конечности, и лицо полностью расслаблены, они теплые и неподвижные;
- туловище теплое и полностью расслабленное;
- дыхание спокойное, свободное, легкое;
- сердце бьется ровно и спокойно;
- я успокоился и отдохнул;
- мое самочувствие хорошее.
Есть и другие аутотренинги самосовершенствования личности.
Полностью изолироваться от общества личность не может, потому что является членом какой-либо группы. Группа, в свою очередь, может оказывать на личность как положительное, так и отрицательное влияние.
Чтобы группа оказывала положительное влияние, практические психологи создают небольшие по численности группы с применением специальных тренингов, направленных на самосовершенствование личности в группе.
Группы могут быть разных видов, и каждой дается историческая и теоретическая характеристика, предлагается описание практических упражнений, которые направлены на приобретение опыта общения и самосовершенствования
Сущность житейской и научной психологии
Замечание 1
Если научная психология является наукой о душе, то житейская психология – это взгляды, представления, убеждения и знания о психике, обобщающие жизненный опыт людей и каждого конкретного человека.
Житейские психологические знания человек приобретает путем самонаблюдения, во время взаимодействия со средой или с окружающими людьми.
Рисунок 1. Соотношение житейской и научной психологии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Житейская психология связана с размышлениями над конкретными событиями. Их выводы, хорошо отражаются в народных пословицах – «Чужая душа – потемки», «Не зная броду – не лезь в воду» и др.
Поскольку житейская психология объясняла отдельные фрагменты бытия человека, то понятно, что в психологических знаниях человека не было никакой системности. Влияние на их мировоззрение оказывало отсутствие необходимых способов изучения окружающей действительности, но эти знания, тем не менее, могли быть актуальными и значительными. Современные психологи считают, что их зарождение обуславливали такие проявления психики как эмоциональные состояния, сновидения, определенные черты характера.
Научная психология больше настроена на изучение и понимание общих закономерностей жизни, с учетом фактов, полученных опытным путем. Она разрабатывает методы систематизированных наблюдений, методы моделирования, анализа документов. Научная психология располагает способами измерения психических явлений с проверкой их результатов.
Характерными для научной психологии являются:
- рациональный подход,
- высокий интеллектуализм,
- использование абстрактно-научных категорий.
К источникам научной психологии относятся научные статьи, книги, эксперименты, преподаватели, передающие теоретический опыт.
Замечание 2
Житейская психология является основой научной психологии. Если научная психология изучает психические процессы, то житейская психология рассматривает конкретного человека или определенные условия.
Та и другая психология имеют разные способы передачи знаний – житейская психология передает накопленные знания через устную речь, от бабушек к внукам, через народное творчество, научная психология передает знания с помощью специальной литературы, учебников, учебных заведений.Передача знаний в научной психологии идет специальными терминами и понятиями, а житейская психология передает своими словами.
Есть у них и черты сходства, состоящие в том, что обе помогают людям понимать друг друга, поэтому друг для друга они очень важны.
По сути научная и житейская психологии являются теорией и практикой. Познавая себя, человек сам себя изменяет, и сегодня психология располагает множеством фактов, которые показывают, как новые знания человека о себе делают его другим. Это говорит о том, что психология не только познает человека, она его формирует.
Сходство научной и житейской психологии
Сходство научной и житейской психологии в том, что они помогают людям понимать друг друга. Результат объединения двух направлений психологии – практическая психология.
Как выглядит объединение научной и житейской психологии:
- Изучение влияния группы на человека и личности на группу (психология управления и лидерства).
- Определение особенностей взаимодействия двух групп или двух людей.
- Изучение уникальности человека, особенностей поведения (психология личности).
Практическая психология начинается с житейского наблюдения, а заканчивается научным изучением. И третьим этапом, наоборот, выдвинутая теоретическая гипотеза проверяется на частных случаях в быту, отмечается широта ее применения.
Житейская и научная психология важны друг для друга. Это взаимно дополняемые виды. Житейская психология – личный опыт каждого. Научная психология – обобщенный опыт всего социума. Но разве можно делать общие выводы о закономерностях общества, не зная психику каждого отдельного индивида. И так же нельзя понять систематические знания, не прочувствовав их лично на практике. Разве может учитель следовать только написанному в учебнике материалу, игнорируя условия среды и особенности именно тех детей, с которыми он взаимодействует. Так что, по сути, речь идет о теоретической и практической психологии.