Лекция 1. методы психологического исследования

Содержание
  1. Методологические принципы научного исследования
  2. Научный метод: внедрение в жизнь
  3. Используйте свои ошибки
  4. Уважайте собеседника
  5. Остерегайтесь «Конечно же»
  6. Отвечайте на риторические вопросы
  7. Используйте «бритву Оккама»
  8. Тратьте время с пользой
  9. Избегайте псевдоглубины
  10. Методы обучения, существующие на данный момент
  11. Эксперимент как основной психологический метод
  12. Качественные методы исследования
  13. Классификация методов психологии
  14. Похожие материалы
  15. Тестирование
  16. Классификация методов психологии по различным критериям
  17. Классификация методов научного исследования
  18. Философские методы
  19. Общенаучные методы
  20. Консультирование детей у психолога
  21. Наблюдение
  22. 1.5.1. Основные методы
  23. Что такое методы исследования
  24. Классификация общенаучных методов
  25. Методы эмпирического уровня
  26. Методы теоретического уровня
  27. Характеристика наблюдения как одного из психологических методов
  28. Что такое научное исследование

Методологические принципы научного исследования

Методология относится к разделу учений, занимающихся научными методами познания. Она основывается на совокупности принципов организации прохождения научного исследования, его методах и приемах реализации, научном аппарате, составляющим понятийную структуру научного исследования.

Методология основывается на следующей системе принципов:

  1. Принцип взаимодействия и единой направленности теории и практики исследования. Теория может находить качественное выражение и имеет продуктивное значение только на практике. Практика позволяет проверить реальность и истинность теоретических концепций и утверждений. Практике же, должна быть строго проконтролирована теорий, которая придает ей целенаправленный характер и упорядочивает ее.
  2. Принцип объективности. В процессе исследования должна быть найдена его суть и исключено субъективное влияние.
  3. Принцип конкретности. В процессе исследования предполагается находить только важные стороны процессов и явлений и определенные подходы к их анализу и контролю.
  4. Принцип развития. Предполагает исследовать объект, процесс или явление, исходя из количественных и качественных параметров его функционирования.
  5. Принцип системности. К каждому объекту исследования должен быть применен системный подход т.е. он должен рассматривается, как целостный процесс, состоящий из совокупности компонентов, связанных и сотрудничающих между собой.
  6. Принцип разностороннего изучения объектов, процессов и явлений.
  7. Принцип единства исторического и логического аспекта любого исследуемого процесса. Логика познания определяет логику развития. А история развития различных объектов отражает сущность и специфику его признаков и характерных особенностей.

Научный метод: внедрение в жизнь

Начать этот раздел мы хотим с советов Дэниела Деннета – американского ученого-когнитивиста, философа-материалиста, содиректора Центра когнитивных исследований университета Тафтса автора нескольких бестселлеров по развитию мышления, проблемам человеческого сознания и работе с когнитивными диссонансами.

Нижеследующие советы из книги Intuition Pumps Tools Thinking (2013), помогут вам быстро научиться мыслить научно:

1

Используйте свои ошибки

Первый совет предполагает абсолютную честность человека перед самим собой, постоянный самоанализ и получение опыта посредством метода проб и ошибок. Если вы ошиблись, глубоко вдохните, сожмите зубы и изучите свои воспоминания об ошибке. Сделайте это беспристрастно и беспощадно к самому себе. Согласно научному методу, любая ошибка – это шанс научиться чему-то новому, используя эту ошибку в качестве примера, но ни в коем случае не повод для печали.

2

Уважайте собеседника

Здесь имеется в виду доброжелательность – метод, происходящий из риторики и логики и основанный на идее о том, что убеждение мотивирует людей прислушиваться к вам. Однако вас никогда не станут слушать, если вы будете явно неприятны, несправедливы, чересчур торопливы и педантичны. Ваши собеседники будут воспринимать вашу критику только тогда, когда вы покажете им, что понимаете и уважаете их позицию точно так, как они сами, и выносите справедливые суждения.

3

Остерегайтесь «Конечно же»

Дэниел Деннет говорит, что фраза «конечно же» подобна громкому электрическому автомобильному клаксону. Этот гудок является риторическим – он указывает на употребление автором трюизма без предоставления объективных свидетельств своей правоты и причинно-следственных связей. Такой прием свидетельствует о надежде автора на то, что адресат его сообщения быстро примет его позицию.

4

Отвечайте на риторические вопросы

Аналогично фразе «конечно же», риторические вопросы могут служить подменой продукта мысли. Несмотря на то, что смысл риторического вопроса кроется в очевидном ответе на него, Деннет советует все-таки давать на него ответ. К примеру, если вас спросили: «Кому решать, что правильно, а что нет», просто отвечайте: «Мне».

5

Используйте «бритву Оккама»

Английский философ 14 столетия Уильям из Оккама назвал своим именем закон экономии, известный также как lex parsimonious. Согласно Деннету, это принцип применяется простейшим образом: не выдумывайте необычных и запутанных теорий, если в наличии есть простые (состоящие из меньших элементов), подходящие к конкретной ситуации.

6

Тратьте время с пользой

За основу здесь взят закон Старджона, согласно которому, 90% всего, что нас окружает – это ерунда. Да, это утверждение можно рассматривать, как преувеличение, однако суть состоит в том, что не нужно тратить свое время на ни к чему не приводящие и бессмысленные дискуссии, в особенности, если они рождаются на почве идеологии.

7

Избегайте псевдоглубины

Дэниел Деннет использовал понятие «deepity», предложенное профессором компьютерных наук Джозефом Вейценбаумом. Оно представляет собой утверждение, кажущееся справедливым, важным и глубоким, но достигающим данных эффектов благодаря двусмысленности и неясности. Стремитесь выражаться как можно яснее и применять аналитическое мышление в суждениях.

Продолжить же этот список рекомендаций по применению научного метода в жизни мы хотим небольшим количеством более простых, но не менее интересных и действенных идей.

Методы обучения, существующие на данный момент

В последнее время огромное значение имеет поиск новых либо видоизменение хорошо известных педагогике методов обучения, обеспечивающих взаимодействие различных функций обучения.

Педагоги постоянно ищут новые и новые методы

В отличие от классических методов обучения современные методы характеризуются несколько другими признаками:

  • в процессе разработки новые методы сразу адаптируются под особенный педагогический замысел, а в основе лежит уникальный взгляд автора;
  • последовательность операций и действий основывается на установках, которые представляют собой результат;
  • реализация современных словесных методов обучения представляет собой взаимосвязанную деятельность педагогов и учеников, которая имеет основу, учитывающую индивидуальные особенности;

Наиболее востребованными словесными методами обучения на данный момент являются:

  1. Тренинг. Один из словесных методов, основой которого считается практическая сторона обучения, а теория имеет немного второстепенную роль. Плюсы тренинга – возможность изучения проблемы с различных точек зрения, во время тренинга каждый имеет возможность высказать свое мнение по поводу того или иного вопроса. Тренинг подготавливает учеников к действиям в реальных жизненных ситуациях, а также повышает их мотивацию.
  2. Модульное обучение. Еще один из видов словесного обучения предполагает разбивку словесной информации на модули, то есть отдельные микрочасти. Плюсы модульного обучения в том, что есть возможность перестановки учебных модулей, это способствует улучшению внимания со стороны учеников. Отрицательные черты в том, что несоответствующая словесная подача со стороны учителя может повлиять на восприятие и усвоение материала, может восприниматься разъединенно и будет усваиваться не целостно.

Новые словесные методы обучения, появляющиеся на свет, до конца не имеют психологического и педагогического обоснования, также их сложно классифицировать, но их использование в учебном процессе приносит свои успехи.

Эксперимент как основной психологический метод

Определение 4

Эксперимент – это основной метод современной психологии, предполагающий создание искусственной ситуации в зависимости от направления исследования, в которую помещают испытуемого.

Эксперимент, как психологический метод, имеет ряд преимуществ:

  1. Предоставление возможности задействовать у испытуемых любой процесс, состояние или свойство, которые интерес исследователю (Например, при исследовании воли или эмоции, нет необходимости ждать их проявления, можно создать искусственные условия, в которых испытуемые проявят данные качества).
  2. Предварительное удаление всех условий, которые могут оказать негативное воздействие на исследуемое явление и создание тех, которые напротив, будут способствовать его проявлению в «чистом» виде.
  3. Достоверное установление, какой из факторов оказывает минимальное или максимальное влияние на проявление исследуемого состояния, процесса или свойства.
  4. Возможность осуществить строгую количественную обработку и качественную трактовку тех результатов, которые были получены исследователем в ходе эмпирического исследования.

Все указанные преимущества метода эмпирического исследования неизбежно приводят к тому, что в ходе организации эксперимента встречаются некоторые трудности. Так, психическая работа испытуемого протекает не в естественном для него состоянии, а под воздействием искусственно созданных факторов.

В виду некоторых объективных и субъективных причин современная психология становится все менее экспериментальной наукой. В больше мере среди используемых методов психологического исследования применяются тесты, опросы, интервью. Часто неоправданно экспериментом называют любое вносимое во что-то новшество, включая неконтролируемые изменения. Забвение эксперимента значительно обедняет методики и теорию психологии, упрощая и искажая понимание ее предмета.

Качественные методы исследования

Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.

Рассмотрим важнейшие методы этой группы.

  • Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
  • Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
  • Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.

Классификация методов психологии

Самоконтроль — что это такое в психологии, определение

Существует несколько подходов к классификации методов психологического исследования. Все методы психологии кратко описала Б.Г. Ананьева:

  • Методы организации исследования. На них строится вся методология. К ним относятся поперечные срезы, комплексное изучение психического явления, сравнительный метод, предполагающий проведение исследования в контрольной и экспериментальной группах, лонгитюдное изучение, основывающееся на констатирующей и контрольной диагностиках.
  • Методы сбора эмпирических данных. С их помощью проводят изучение чего-либо, добывают факты. К ним относятся эксперимент и наблюдение, тестирование и опросы, анкетирование и беседа, изучение продуктов деятельности, биографий, моделирование.


Сбор эмпирических данных

  • Методы количественной обработки экспериментальных данных. К ним относятся математические и статистические методы.
  • Интерпретационные методы. Они позволяют на основе количественных результатов составить описательную характеристику изучаемых явлений.

Похожие материалы

  • Проблема определения истины
  • Особенности научного познания
  • Критерии технической рациональности
  • К проблеме истины в преподавании философии
  • Концептуальный модус исторической истины

На протяжении всей своей истории человечество накопило огромное количество различных по своему характеру знаний о мире. Наряду с научными существуют религиозные, мифологические, обыденные знания и т.д. Существование различных видов знания ставит вопрос о критериях, позволяющих отличить научное знание от ненаучного.

Выделяют четыре основных критерия научного знания. Первым из них является системность знания. Система в отличие от суммы характеризуется внутренним единством, невозможностью изъятия либо добавления без веских оснований тех или иных элементов в ее структуру. Научное знание всегда выступает в качестве определенных систем: в этих системах есть исходные принципы, фундаментальные понятия (аксиомы), имеются знания, выводимые из этих принципов и понятий по законам логики .

Кроме того, система включает в себя важные для данной науки интерпретированные опытные факты, эксперименты, математический аппарат, практические выводы и рекомендации. Хаотический же набор верных высказываний сам по себе наукой считаться не может.

Вторым критерием науки является наличие отработанного механизма для получения новых знаний. Иными словами, наука – это не просто система знаний, но и деятельность по их получению, что предусматривает не только отработанную методику практического и теоретического исследования, но и наличие людей, специализирующихся на этой деятельности, соответствующих организаций, координирующих исследования, а также необходимых материалов, технологий и средств фиксации информации. В философии они присутствуют в виде норм и идеалов научного познания, а также в виде научной картины мира .

Третьим критерием научности знания является его теоретичность, получение истины ради самой истины. Если наука направлена только на решение практических задач, она перестает быть наукой в полном смысле этого слова. В основе науки лежат фундаментальные исследования, чистый интерес к окружающему миру и его тайнам, а затем уже на их основе становятся возможны прикладные исследования, если это позволяет данный уровень развития техники .

Четвертым критерием научности является рациональность знания. В основе рационального стиля мышления лежит признание существования универсальных, доступных разуму причинных связей, а также формального доказательства в качестве главного средства обоснования знания. Сегодня это положение кажется тривиальным, но ведь познание мира преимущественно при помощи разума появилось далеко не сразу и не везде. Данный критерий тесно связан со свойством интерсубъективности научного знания, которое понимается как общезначимость, общеобязательность знания, его инвариантность, возможность получить один и тот же результат разными исследователями. В ряде случае имеет место абсолютизация этого критерия, что приводит к традиционалистской парадигме .

Для современной науки вводится дополнительный, пятый критерий научности. Это наличие экспериментального метода исследования, а также математизация науки. Эти признаки появились только в Новое время, придав науке современный облик, а также связав ее с практикой. С этого момента и наука, и европейская цивилизация стали ориентироваться на сознательное преобразование окружающего мира в интересах человека, т.е. стали тем, чем они являются сейчас.

Немаловажными свойствами научного знания являются его достоверность, связанная с постоянной проверкой полученных результатов, а также критичность – готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои взгляды, если в ходе проверки они не подтвердятся. Критичность позволяет избегать догм, придерживаться поливариативности научного познания .

Научное знание всегда является принципиально незавершенным. Поскольку невозможно получить абсолютную истину, постольку научное познание не может быть ограничено. Чем больше мы узнаем о мире, тем больше тайн и загадок ждут своего решения. При этом не нужно забывать о субъективном компоненте в знаниях, что позволяет характеризовать научное знание как единство объективного и субъективного .

Тестирование

Представленный метод является промежуточным между субъективностью и объективностью исследования. Тестирования также имеют свои подвиды. К примеру, тесты-опросники, которые преимущественно используются для изучения личностных особенностей. Респондент сознательно или несознательно может повлиять на конечный результат.

Тесты-задания используются в изучении интеллекта. Есть еще и проективные методики, предполагающие свободную интерпретацию, что является достаточно опасным для надежности и достоверности данных. Такие приемы часто используют для тестирования детей или для измерения эмоциональных состояний (тест Люшера, Роршаха, ТАТ).

Классификация методов психологии по различным критериям

В классификации по уровню научного познания выделяют:

  • теоретические методы – проектирование, моделирование. Они позволяют определять проблемы, выдвигать гипотезы, анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать и моделировать;
  • эмпирические методы – наблюдение, эксперимент, опрос, беседа, рейтинг, тестирование, анализ результатов деятельности.

Классификация по цели и продолжительности исследования включает в себя методы изучения актуального состояния и динамических изменений во времени (лонгитюдный метод).

Классификация по действию с объектом исследования предусматривает:

  • изучение исследуемого объекта (теоретические и эмпирические методы);
  • обработку данных (качественные и количественные показатели);
  • представление полученных данных в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков.

Классификация методов научного исследования

Все методы научного исследования подразделяются на несколько уровней.

Философские методы

Наиболее известными среди них являются древнейшие методы: диалектический и метафизический. Кроме них к философским методам относятся феноменологический, герменевтический, интуитивный, аналитический, эклектический, догматический, софистический и другие.

Общенаучные методы

Анализ процесса познания позволяет выделить методы, на которых строится не только научное, но и любое повседневное человеческое познание. К ним относятся методы теоретического уровня:

  1. Анализ – расчленение единого целого на отдельные части, стороны и свойства для дальнейшего их детального изучения.
  2. Синтез – соединение отдельных частей в единое целое.
  3. Абстрагирование – мысленное выделение каких-либо существенных свойств рассматриваемого предмета при одновременном отвлечении от ряда других присущих ему признаков.
  4. Обобщение – установление объединяющего свойства предметов.
  5. Индукция – способ построения общего вывода на основе известных отдельных фактов.

Консультирование детей у психолога

Возрастное психологическое консультирование, или психологическое консультирование детей, — это один из видов индивидуальной консультации. Оно направлено на просвещение по вопросам психического развития в различных возрастных периодах. Родителям на таких консультациях дают рекомендации относительно особенностей психического развития их ребенка, оптимального воспитания и принципов обучения. Эти консультации посвящены не только родителям, но и сотрудникам различных учреждений, непосредственно контактирующих с детьми.

Кроме того, подобные консультации могут быть направлены и на самих детей — они призваны решить вопросы трудностей в успеваемости, во взаимодействии с коллективом, учителями, родителями, сверстниками. Для подростков старшего школьного возраста проводятся консультации по профориентации — выбора будущей профессии на основе выявленных склонностей.

Этот вид психологического консультирования направлен на контроль за нормальным развитием психических функций ребенка, выявление задержек в развитии, а также коррекцию аномального развития личности. Говоря проще, необходимость возрастного психологического консультирования заключается в стремлении родителей вырастить гармоничную, успешную личность, готовую к самостоятельному принятию решений и выбору собственного жизненного пути.

Личность и ситуация психологического консультирования детей в корне отличается от аналогичного процесса, проводимого со взрослым человеком. Если подростка еще можно убедить в ответственности за принимаемые решения и добиться от него самостоятельных действий, то с маленькими детьми это принципиально невозможно. Поэтому на подобных консультациях активным субъектом выступают взрослые члены семьи, в которой воспитывается ребенок.

Воспитание и влияние, которое оказывают родители на ребенка, являются основным формирующим фактором для его мировоззрения и поведения. Поэтому пока ребенок находится внутри семьи, основная работа психолога сосредоточена на его родителях.

Перечислим основные правила, которых обязан держаться специалист во время консультации детей:

  1. Конфиденциальность. Психолог выступает для ребенка безопасной фигурой, которому можно (и необходимо) доверить ту информацию, которую нельзя рассказать родителям, учителям и друзьям. Вся информация, полученная от ребенка, должна сохраняться в тайне и использоваться исключительно в интересах самого клиента.
  2. Честность с обеих сторон. Психолог должен быть честен с клиентом, если хочет добиться от него правдивой информации.
  3. Безоценочное принятие. Психологическое консультирование предполагает, что консультант безоговорочно принимает позицию клиента, независимо от его внутреннего согласия. Клиент должен чувствовать, что его понимают и принимают таким, какой он есть — иначе не получится установить доверительный контакт.

Основной задачей консультанта является преодоление барьера между ним и его маленьким пациентом. Дети при походе к психологу оказываются немотивированными, они не понимают, зачем им сеансы и что от них требуется — ведь поход к специалисту стимулирован их родителями.

Кроме того, у маленьких детей с психологическими проблемами часто наблюдается низкая самооценка и негативный опыт общения со взрослыми — с родителями или педагогами. Психолог, как фигура взрослого, тоже автоматически вызывает негативную реакцию, которую ему необходимо преодолеть в ходе налаживания контакта с клиентом.

Подростки, в отличие от детей младшего возраста, оказываются более прямолинейными, способными к проявлению агрессии. Они отрицают у себя наличие каких-либо проблем, эмоционально реагируют на указания в их неправоте, сопротивляются рекомендациям психолога.

Наблюдение

Методы возрастной психологии включают этой способ познания действительности. Для наблюдения характерно проведение его в нормальных условиях для испытуемого, без каких-либо воздействие на него. Все, что респондент делает, говорит, подробно фиксируется, а потом поддается анализу. Записывать можно все или выбирать какой-то момент. Использование сплошной записи свойственно исследованию личности в целом, а выборочной – для фиксации определенных проявлений психической реальности. Методы общей психологии представлены также самонаблюдением.

Опрос тоже представляет методы психологии. Он заключается в том, что данные можно получить в результате ответов на вопросы самыми испытуемыми. Опрос можно проводить устно, письменно или свободно.

1.5.1. Основные методы

Наблюдение.

Наблюдение –
научный метод исследования, переходящий
от описания фактов к их объяснению.

Наблюдение
становится научным методом изучения
психики лишь в том случае, если оно не
ограничивается описанием внешних
явлений, а осуществляет переход к
объяснению психологической природы
этих явлений. Формой такого перехода
является гипотеза, возникающая в ходе
наблюдения.

Требования
к научному наблюдению:

  1. Постановка
    цели, составление плана наблюдения.

  2. Обязательное
    фиксирование результатов наблюдения.

  3. Необходимо
    фиксировать только факты, а не
    умозаключения, мнения психолога.

  4. Необходимо
    проанализировать факты и сделать
    выводы; сравнить их с целью.

  5. Испытуемый
    не должен знать, что за ним наблюдают.

Задачами
наблюдения могут быть изучение
индивидуально-психологических
особенностей личности, изучение
психологии коллектива учебной группы.
Следовательно, объектами наблюдения
могут
быть как отдельные лица в различных
видах деятельности, различных ситуациях
общения, так и группы. Предметом наблюдения
могут являться речевые и неречевые акты
поведения отдельного учащегося или
всей группы в определенной ситуации.

Эксперимент.

Эксперимент
– это активное вмешательство исследователя
в деятельность испытуемого с целью
создания условий, в которых выявляется
психологический факт.

Экспериментируя,
исследователь создает условия, в которых
психологический факт может быть изменен
в направлении, желательном для
экспериментатора, а может быть неоднократно
повторен для всестороннего рассмотрения.
Различают лабораторный
и естественный эксперименты.

Характерным
признаком лабораторного
эксперимента является то, что его
проводят в лабораторных условиях ( часто
с помощью специальной аппаратуры) и что
действия испытуемого определяются
инструкцией, и он знает, что над ним
экспериментируют (хотя, обычно, не знает
в чем
сущность эксперимента, что конкретно
исследуют и с какой целью). С помощью
лабораторного эксперимента исследуют
не только свойства внимания, особенности
восприятия, памяти и других психических
процессов отдельных индивидов, но и
психологические особенности групповой
деятельности
.

Естественный
эксперимент (впервые предложен А.Ф.
Лазурским в 1910 г.) предполагает исключить
то напряжение, которое возникает у
испытуемого, знающего, что над ним
экспериментируют. С этой целью исследование
переносится в обычные, естественные
условия (урок, игра, труд), в которые
незаметно для исследуемого вносятся
определенные изменения.

И
лабораторный, и естественный эксперименты
могут проводиться с целью не только
выявления каких-либо качеств личности,
но и формирования их.

Что такое методы исследования

Методы исследования – это способы достижения цели в научной работе. Наука, занимающаяся изучением данных методов называется “Методология”.

Любая деятельность человека зависит не только от объекта (на что направлена) и действующего лица (субъекта), но и от того, каким образом она осуществляется, какие средства и способы применяются. В этом и заключается суть метода.

В переводе с греческого языка «метод» означает «способ познания». Правильно выбранный метод способствует более быстрому и точному достижению цели, служит особым компасом, который помогает исследователю избежать большинства ошибок, прокладывая свой путь.

Классификация общенаучных методов

Методы эмпирического уровня

Метод Определение Пример
Наблюдение Исследование, опирающееся на органы чувств; восприятие явлений С целью изучения одной из стадий развития детей Ж.Пиаже наблюдал за манипулятивными играми детей с определенными игрушками. На основе наблюдения им был сделан вывод о том, что способность ребенка составлять предметы друг в друга возникает позже, чем необходимые для этого моторные навыки.
Описание Фиксация сведений Антрополог записывает все факты з жизни племени, не оказывая никакого влияния на него
Измерение Сравнение по общим признакам Определение температуры тела с помощью термометра; определение веса с помощью уравновешивания гирь на рычажных весах; определение расстояния с помощью радиолокатора
Эксперимент Исследование, основанное на наблюдении в условиях, созданных специально для этого На оживленной городской улице останавливались группы людей в различных количествах (2,3,4,5,6 и т.д. человек) и смотрели вверх. Рядом останавливались прохожие и также начинали смотреть вверх. Выяснилось, что процент присоединившихся значительно возрастал при достижении экспериментальной группы 5 человек.
Сравнение Исследование, основанное на изучении сходств и различий предметов; сопоставление одного предмета с другим Сопоставление экономических показателей базового года с прошедшим, на основе чего делается вывод об экономических тенденциях

Методы теоретического уровня

Метод Определение Пример
Формализация Раскрытие сущности процессов за счет их отображения в знаково-символическом виде Моделирование полета на основе знаний основных характеристик летательного аппарата
Аксиоматизация Применение аксиом для построения теорий Геометрия Эвклида
Гипотетико-дедуктивный Создание системы гипотез и выведение из этого заключений Открытие планеты Нептун было основано на выдвижении нескольких гипотез. В результате их анализа было сделано заключение, что Уран не является последней планетой солнечной системы. Теоретическое обоснование нахождения новой планеты в определенном месте, подтвердилось затем эмпирическим путем

Характеристика наблюдения как одного из психологических методов

Определение 2

Наблюдение – это один из основных и чаще всего используемых психологических методов.

Данный метод используется не только исследователями для выявления необходимых сведений и характеристик, но и при написании научных работ (рефератов, курсовых, диссертаций).

Метод наблюдения не требует от исследователя специальной подготовки или использования какого-то специализированного оборудования. При его применении важным является профессионализм исследователя, его умение четко поставить цель, распланировать ход наблюдения, грамотно и верно составить протокол и т.д.

Точность получаемых сведений во многом зависит от адекватности исследователя, его независимости при интерпретации полученных результатов.

Основным преимуществом наблюдения является то, что исследователь имеет возможность получить сведения об испытуемом в естественных для него условиях. Для того, чтобы сведения были максимально точными, наблюдение проводят скрыто, то есть испытуемым не знает о проводимом исследовании и о том, что за ним наблюдают. В этом случае он ведет себя максимально естественно.

Одной из разновидностей наблюдения является самонаблюдения (интроспекция).

Определение 3

Самонаблюдение – это психологический метод, который исторически является первым методом изучения психики человека и его души, представляет собой «внутреннее» наблюдение индивида за течением собственных психических процессов.

В настоящее время самонаблюдение применяется в виде рефлексии, когда индивид осуществляет самоанализ своей деятельности, своего поведения и поступков.

Что такое научное исследование

Структура научного знания по В.С. Ледневу

Научное исследование можно определить как целенаправленное познание. Проводить исследование – значит изучать, познавать закономерности, систематизируя факты.

Научное исследование обладает рядом отличительных признаков: наличие четкой сформулированной цели; стремление к открытию неизвестного; систематичность процесса и результатов; обоснование и верификация полученных выводов и обобщений.

Следует отличать научное и обыденное познание. Научное познание в отличие от обыденного предполагает использование особых методов исследования. В связи с этим возникает необходимость постоянного поиска новых методов для изучения неисследованных объектов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.