- Методологические принципы научного исследования
- Научный метод: внедрение в жизнь
- Используйте свои ошибки
- Уважайте собеседника
- Остерегайтесь «Конечно же»
- Отвечайте на риторические вопросы
- Используйте «бритву Оккама»
- Тратьте время с пользой
- Избегайте псевдоглубины
- Методы обучения, существующие на данный момент
- Эксперимент как основной психологический метод
- Качественные методы исследования
- Классификация методов психологии
- Похожие материалы
- Тестирование
- Классификация методов психологии по различным критериям
- Классификация методов научного исследования
- Философские методы
- Общенаучные методы
- Консультирование детей у психолога
- Наблюдение
- 1.5.1. Основные методы
- Что такое методы исследования
- Классификация общенаучных методов
- Методы эмпирического уровня
- Методы теоретического уровня
- Характеристика наблюдения как одного из психологических методов
- Что такое научное исследование
Методологические принципы научного исследования
Методология относится к разделу учений, занимающихся научными методами познания. Она основывается на совокупности принципов организации прохождения научного исследования, его методах и приемах реализации, научном аппарате, составляющим понятийную структуру научного исследования.
Методология основывается на следующей системе принципов:
- Принцип взаимодействия и единой направленности теории и практики исследования. Теория может находить качественное выражение и имеет продуктивное значение только на практике. Практика позволяет проверить реальность и истинность теоретических концепций и утверждений. Практике же, должна быть строго проконтролирована теорий, которая придает ей целенаправленный характер и упорядочивает ее.
- Принцип объективности. В процессе исследования должна быть найдена его суть и исключено субъективное влияние.
- Принцип конкретности. В процессе исследования предполагается находить только важные стороны процессов и явлений и определенные подходы к их анализу и контролю.
- Принцип развития. Предполагает исследовать объект, процесс или явление, исходя из количественных и качественных параметров его функционирования.
- Принцип системности. К каждому объекту исследования должен быть применен системный подход т.е. он должен рассматривается, как целостный процесс, состоящий из совокупности компонентов, связанных и сотрудничающих между собой.
- Принцип разностороннего изучения объектов, процессов и явлений.
- Принцип единства исторического и логического аспекта любого исследуемого процесса. Логика познания определяет логику развития. А история развития различных объектов отражает сущность и специфику его признаков и характерных особенностей.
Научный метод: внедрение в жизнь
Начать этот раздел мы хотим с советов Дэниела Деннета – американского ученого-когнитивиста, философа-материалиста, содиректора Центра когнитивных исследований университета Тафтса автора нескольких бестселлеров по развитию мышления, проблемам человеческого сознания и работе с когнитивными диссонансами.
Нижеследующие советы из книги Intuition Pumps Tools Thinking (2013), помогут вам быстро научиться мыслить научно:
1
Используйте свои ошибки
Первый совет предполагает абсолютную честность человека перед самим собой, постоянный самоанализ и получение опыта посредством метода проб и ошибок. Если вы ошиблись, глубоко вдохните, сожмите зубы и изучите свои воспоминания об ошибке. Сделайте это беспристрастно и беспощадно к самому себе. Согласно научному методу, любая ошибка – это шанс научиться чему-то новому, используя эту ошибку в качестве примера, но ни в коем случае не повод для печали.
2
Уважайте собеседника
Здесь имеется в виду доброжелательность – метод, происходящий из риторики и логики и основанный на идее о том, что убеждение мотивирует людей прислушиваться к вам. Однако вас никогда не станут слушать, если вы будете явно неприятны, несправедливы, чересчур торопливы и педантичны. Ваши собеседники будут воспринимать вашу критику только тогда, когда вы покажете им, что понимаете и уважаете их позицию точно так, как они сами, и выносите справедливые суждения.
3
Остерегайтесь «Конечно же»
Дэниел Деннет говорит, что фраза «конечно же» подобна громкому электрическому автомобильному клаксону. Этот гудок является риторическим – он указывает на употребление автором трюизма без предоставления объективных свидетельств своей правоты и причинно-следственных связей. Такой прием свидетельствует о надежде автора на то, что адресат его сообщения быстро примет его позицию.
4
Отвечайте на риторические вопросы
Аналогично фразе «конечно же», риторические вопросы могут служить подменой продукта мысли. Несмотря на то, что смысл риторического вопроса кроется в очевидном ответе на него, Деннет советует все-таки давать на него ответ. К примеру, если вас спросили: «Кому решать, что правильно, а что нет», просто отвечайте: «Мне».
5
Используйте «бритву Оккама»
Английский философ 14 столетия Уильям из Оккама назвал своим именем закон экономии, известный также как lex parsimonious. Согласно Деннету, это принцип применяется простейшим образом: не выдумывайте необычных и запутанных теорий, если в наличии есть простые (состоящие из меньших элементов), подходящие к конкретной ситуации.
6
Тратьте время с пользой
За основу здесь взят закон Старджона, согласно которому, 90% всего, что нас окружает – это ерунда. Да, это утверждение можно рассматривать, как преувеличение, однако суть состоит в том, что не нужно тратить свое время на ни к чему не приводящие и бессмысленные дискуссии, в особенности, если они рождаются на почве идеологии.
7
Избегайте псевдоглубины
Дэниел Деннет использовал понятие «deepity», предложенное профессором компьютерных наук Джозефом Вейценбаумом. Оно представляет собой утверждение, кажущееся справедливым, важным и глубоким, но достигающим данных эффектов благодаря двусмысленности и неясности. Стремитесь выражаться как можно яснее и применять аналитическое мышление в суждениях.
Продолжить же этот список рекомендаций по применению научного метода в жизни мы хотим небольшим количеством более простых, но не менее интересных и действенных идей.
Методы обучения, существующие на данный момент
В последнее время огромное значение имеет поиск новых либо видоизменение хорошо известных педагогике методов обучения, обеспечивающих взаимодействие различных функций обучения.
Педагоги постоянно ищут новые и новые методы
В отличие от классических методов обучения современные методы характеризуются несколько другими признаками:
- в процессе разработки новые методы сразу адаптируются под особенный педагогический замысел, а в основе лежит уникальный взгляд автора;
- последовательность операций и действий основывается на установках, которые представляют собой результат;
- реализация современных словесных методов обучения представляет собой взаимосвязанную деятельность педагогов и учеников, которая имеет основу, учитывающую индивидуальные особенности;
Наиболее востребованными словесными методами обучения на данный момент являются:
- Тренинг. Один из словесных методов, основой которого считается практическая сторона обучения, а теория имеет немного второстепенную роль. Плюсы тренинга – возможность изучения проблемы с различных точек зрения, во время тренинга каждый имеет возможность высказать свое мнение по поводу того или иного вопроса. Тренинг подготавливает учеников к действиям в реальных жизненных ситуациях, а также повышает их мотивацию.
- Модульное обучение. Еще один из видов словесного обучения предполагает разбивку словесной информации на модули, то есть отдельные микрочасти. Плюсы модульного обучения в том, что есть возможность перестановки учебных модулей, это способствует улучшению внимания со стороны учеников. Отрицательные черты в том, что несоответствующая словесная подача со стороны учителя может повлиять на восприятие и усвоение материала, может восприниматься разъединенно и будет усваиваться не целостно.
Новые словесные методы обучения, появляющиеся на свет, до конца не имеют психологического и педагогического обоснования, также их сложно классифицировать, но их использование в учебном процессе приносит свои успехи.
Эксперимент как основной психологический метод
Определение 4
Эксперимент – это основной метод современной психологии, предполагающий создание искусственной ситуации в зависимости от направления исследования, в которую помещают испытуемого.
Эксперимент, как психологический метод, имеет ряд преимуществ:
- Предоставление возможности задействовать у испытуемых любой процесс, состояние или свойство, которые интерес исследователю (Например, при исследовании воли или эмоции, нет необходимости ждать их проявления, можно создать искусственные условия, в которых испытуемые проявят данные качества).
- Предварительное удаление всех условий, которые могут оказать негативное воздействие на исследуемое явление и создание тех, которые напротив, будут способствовать его проявлению в «чистом» виде.
- Достоверное установление, какой из факторов оказывает минимальное или максимальное влияние на проявление исследуемого состояния, процесса или свойства.
- Возможность осуществить строгую количественную обработку и качественную трактовку тех результатов, которые были получены исследователем в ходе эмпирического исследования.
Все указанные преимущества метода эмпирического исследования неизбежно приводят к тому, что в ходе организации эксперимента встречаются некоторые трудности. Так, психическая работа испытуемого протекает не в естественном для него состоянии, а под воздействием искусственно созданных факторов.
В виду некоторых объективных и субъективных причин современная психология становится все менее экспериментальной наукой. В больше мере среди используемых методов психологического исследования применяются тесты, опросы, интервью. Часто неоправданно экспериментом называют любое вносимое во что-то новшество, включая неконтролируемые изменения. Забвение эксперимента значительно обедняет методики и теорию психологии, упрощая и искажая понимание ее предмета.
Качественные методы исследования
Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.
Рассмотрим важнейшие методы этой группы.
- Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
- Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
- Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.
Классификация методов психологии
Самоконтроль — что это такое в психологии, определение
Существует несколько подходов к классификации методов психологического исследования. Все методы психологии кратко описала Б.Г. Ананьева:
- Методы организации исследования. На них строится вся методология. К ним относятся поперечные срезы, комплексное изучение психического явления, сравнительный метод, предполагающий проведение исследования в контрольной и экспериментальной группах, лонгитюдное изучение, основывающееся на констатирующей и контрольной диагностиках.
- Методы сбора эмпирических данных. С их помощью проводят изучение чего-либо, добывают факты. К ним относятся эксперимент и наблюдение, тестирование и опросы, анкетирование и беседа, изучение продуктов деятельности, биографий, моделирование.
Сбор эмпирических данных
- Методы количественной обработки экспериментальных данных. К ним относятся математические и статистические методы.
- Интерпретационные методы. Они позволяют на основе количественных результатов составить описательную характеристику изучаемых явлений.
Похожие материалы
- Проблема определения истины
- Особенности научного познания
- Критерии технической рациональности
- К проблеме истины в преподавании философии
- Концептуальный модус исторической истины
На протяжении всей своей истории человечество накопило огромное количество различных по своему характеру знаний о мире. Наряду с научными существуют религиозные, мифологические, обыденные знания и т.д. Существование различных видов знания ставит вопрос о критериях, позволяющих отличить научное знание от ненаучного.
Выделяют четыре основных критерия научного знания. Первым из них является системность знания. Система в отличие от суммы характеризуется внутренним единством, невозможностью изъятия либо добавления без веских оснований тех или иных элементов в ее структуру. Научное знание всегда выступает в качестве определенных систем: в этих системах есть исходные принципы, фундаментальные понятия (аксиомы), имеются знания, выводимые из этих принципов и понятий по законам логики .
Кроме того, система включает в себя важные для данной науки интерпретированные опытные факты, эксперименты, математический аппарат, практические выводы и рекомендации. Хаотический же набор верных высказываний сам по себе наукой считаться не может.
Вторым критерием науки является наличие отработанного механизма для получения новых знаний. Иными словами, наука – это не просто система знаний, но и деятельность по их получению, что предусматривает не только отработанную методику практического и теоретического исследования, но и наличие людей, специализирующихся на этой деятельности, соответствующих организаций, координирующих исследования, а также необходимых материалов, технологий и средств фиксации информации. В философии они присутствуют в виде норм и идеалов научного познания, а также в виде научной картины мира .
Третьим критерием научности знания является его теоретичность, получение истины ради самой истины. Если наука направлена только на решение практических задач, она перестает быть наукой в полном смысле этого слова. В основе науки лежат фундаментальные исследования, чистый интерес к окружающему миру и его тайнам, а затем уже на их основе становятся возможны прикладные исследования, если это позволяет данный уровень развития техники .
Четвертым критерием научности является рациональность знания. В основе рационального стиля мышления лежит признание существования универсальных, доступных разуму причинных связей, а также формального доказательства в качестве главного средства обоснования знания. Сегодня это положение кажется тривиальным, но ведь познание мира преимущественно при помощи разума появилось далеко не сразу и не везде. Данный критерий тесно связан со свойством интерсубъективности научного знания, которое понимается как общезначимость, общеобязательность знания, его инвариантность, возможность получить один и тот же результат разными исследователями. В ряде случае имеет место абсолютизация этого критерия, что приводит к традиционалистской парадигме .
Для современной науки вводится дополнительный, пятый критерий научности. Это наличие экспериментального метода исследования, а также математизация науки. Эти признаки появились только в Новое время, придав науке современный облик, а также связав ее с практикой. С этого момента и наука, и европейская цивилизация стали ориентироваться на сознательное преобразование окружающего мира в интересах человека, т.е. стали тем, чем они являются сейчас.
Немаловажными свойствами научного знания являются его достоверность, связанная с постоянной проверкой полученных результатов, а также критичность – готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои взгляды, если в ходе проверки они не подтвердятся. Критичность позволяет избегать догм, придерживаться поливариативности научного познания .
Научное знание всегда является принципиально незавершенным. Поскольку невозможно получить абсолютную истину, постольку научное познание не может быть ограничено. Чем больше мы узнаем о мире, тем больше тайн и загадок ждут своего решения. При этом не нужно забывать о субъективном компоненте в знаниях, что позволяет характеризовать научное знание как единство объективного и субъективного .
Тестирование
Представленный метод является промежуточным между субъективностью и объективностью исследования. Тестирования также имеют свои подвиды. К примеру, тесты-опросники, которые преимущественно используются для изучения личностных особенностей. Респондент сознательно или несознательно может повлиять на конечный результат.
Тесты-задания используются в изучении интеллекта. Есть еще и проективные методики, предполагающие свободную интерпретацию, что является достаточно опасным для надежности и достоверности данных. Такие приемы часто используют для тестирования детей или для измерения эмоциональных состояний (тест Люшера, Роршаха, ТАТ).
Классификация методов психологии по различным критериям
В классификации по уровню научного познания выделяют:
- теоретические методы – проектирование, моделирование. Они позволяют определять проблемы, выдвигать гипотезы, анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать и моделировать;
- эмпирические методы – наблюдение, эксперимент, опрос, беседа, рейтинг, тестирование, анализ результатов деятельности.
Классификация по цели и продолжительности исследования включает в себя методы изучения актуального состояния и динамических изменений во времени (лонгитюдный метод).
Классификация по действию с объектом исследования предусматривает:
- изучение исследуемого объекта (теоретические и эмпирические методы);
- обработку данных (качественные и количественные показатели);
- представление полученных данных в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков.
Классификация методов научного исследования
Все методы научного исследования подразделяются на несколько уровней.
Философские методы
Наиболее известными среди них являются древнейшие методы: диалектический и метафизический. Кроме них к философским методам относятся феноменологический, герменевтический, интуитивный, аналитический, эклектический, догматический, софистический и другие.
Общенаучные методы
Анализ процесса познания позволяет выделить методы, на которых строится не только научное, но и любое повседневное человеческое познание. К ним относятся методы теоретического уровня:
- Анализ – расчленение единого целого на отдельные части, стороны и свойства для дальнейшего их детального изучения.
- Синтез – соединение отдельных частей в единое целое.
- Абстрагирование – мысленное выделение каких-либо существенных свойств рассматриваемого предмета при одновременном отвлечении от ряда других присущих ему признаков.
- Обобщение – установление объединяющего свойства предметов.
- Индукция – способ построения общего вывода на основе известных отдельных фактов.
Консультирование детей у психолога
Возрастное психологическое консультирование, или психологическое консультирование детей, — это один из видов индивидуальной консультации. Оно направлено на просвещение по вопросам психического развития в различных возрастных периодах. Родителям на таких консультациях дают рекомендации относительно особенностей психического развития их ребенка, оптимального воспитания и принципов обучения. Эти консультации посвящены не только родителям, но и сотрудникам различных учреждений, непосредственно контактирующих с детьми.
Кроме того, подобные консультации могут быть направлены и на самих детей — они призваны решить вопросы трудностей в успеваемости, во взаимодействии с коллективом, учителями, родителями, сверстниками. Для подростков старшего школьного возраста проводятся консультации по профориентации — выбора будущей профессии на основе выявленных склонностей.
Этот вид психологического консультирования направлен на контроль за нормальным развитием психических функций ребенка, выявление задержек в развитии, а также коррекцию аномального развития личности. Говоря проще, необходимость возрастного психологического консультирования заключается в стремлении родителей вырастить гармоничную, успешную личность, готовую к самостоятельному принятию решений и выбору собственного жизненного пути.
Личность и ситуация психологического консультирования детей в корне отличается от аналогичного процесса, проводимого со взрослым человеком. Если подростка еще можно убедить в ответственности за принимаемые решения и добиться от него самостоятельных действий, то с маленькими детьми это принципиально невозможно. Поэтому на подобных консультациях активным субъектом выступают взрослые члены семьи, в которой воспитывается ребенок.
Воспитание и влияние, которое оказывают родители на ребенка, являются основным формирующим фактором для его мировоззрения и поведения. Поэтому пока ребенок находится внутри семьи, основная работа психолога сосредоточена на его родителях.
Перечислим основные правила, которых обязан держаться специалист во время консультации детей:
- Конфиденциальность. Психолог выступает для ребенка безопасной фигурой, которому можно (и необходимо) доверить ту информацию, которую нельзя рассказать родителям, учителям и друзьям. Вся информация, полученная от ребенка, должна сохраняться в тайне и использоваться исключительно в интересах самого клиента.
- Честность с обеих сторон. Психолог должен быть честен с клиентом, если хочет добиться от него правдивой информации.
- Безоценочное принятие. Психологическое консультирование предполагает, что консультант безоговорочно принимает позицию клиента, независимо от его внутреннего согласия. Клиент должен чувствовать, что его понимают и принимают таким, какой он есть — иначе не получится установить доверительный контакт.
Основной задачей консультанта является преодоление барьера между ним и его маленьким пациентом. Дети при походе к психологу оказываются немотивированными, они не понимают, зачем им сеансы и что от них требуется — ведь поход к специалисту стимулирован их родителями.
Кроме того, у маленьких детей с психологическими проблемами часто наблюдается низкая самооценка и негативный опыт общения со взрослыми — с родителями или педагогами. Психолог, как фигура взрослого, тоже автоматически вызывает негативную реакцию, которую ему необходимо преодолеть в ходе налаживания контакта с клиентом.
Подростки, в отличие от детей младшего возраста, оказываются более прямолинейными, способными к проявлению агрессии. Они отрицают у себя наличие каких-либо проблем, эмоционально реагируют на указания в их неправоте, сопротивляются рекомендациям психолога.
Наблюдение
Методы возрастной психологии включают этой способ познания действительности. Для наблюдения характерно проведение его в нормальных условиях для испытуемого, без каких-либо воздействие на него. Все, что респондент делает, говорит, подробно фиксируется, а потом поддается анализу. Записывать можно все или выбирать какой-то момент. Использование сплошной записи свойственно исследованию личности в целом, а выборочной – для фиксации определенных проявлений психической реальности. Методы общей психологии представлены также самонаблюдением.
Опрос тоже представляет методы психологии. Он заключается в том, что данные можно получить в результате ответов на вопросы самыми испытуемыми. Опрос можно проводить устно, письменно или свободно.
1.5.1. Основные методы
Наблюдение.
Наблюдение –
научный метод исследования, переходящий
от описания фактов к их объяснению.
Наблюдение
становится научным методом изучения
психики лишь в том случае, если оно не
ограничивается описанием внешних
явлений, а осуществляет переход к
объяснению психологической природы
этих явлений. Формой такого перехода
является гипотеза, возникающая в ходе
наблюдения.
Требования
к научному наблюдению:
-
Постановка
цели, составление плана наблюдения. -
Обязательное
фиксирование результатов наблюдения. -
Необходимо
фиксировать только факты, а не
умозаключения, мнения психолога. -
Необходимо
проанализировать факты и сделать
выводы; сравнить их с целью. -
Испытуемый
не должен знать, что за ним наблюдают.
Задачами
наблюдения могут быть изучение
индивидуально-психологических
особенностей личности, изучение
психологии коллектива учебной группы.
Следовательно, объектами наблюдения
могут быть как отдельные лица в различных
видах деятельности, различных ситуациях
общения, так и группы. Предметом наблюдения
могут являться речевые и неречевые акты
поведения отдельного учащегося или
всей группы в определенной ситуации.
Эксперимент.
Эксперимент
– это активное вмешательство исследователя
в деятельность испытуемого с целью
создания условий, в которых выявляется
психологический факт.
Экспериментируя,
исследователь создает условия, в которых
психологический факт может быть изменен
в направлении, желательном для
экспериментатора, а может быть неоднократно
повторен для всестороннего рассмотрения.
Различают лабораторный
и естественный эксперименты.
Характерным
признаком лабораторного
эксперимента является то, что его
проводят в лабораторных условиях ( часто
с помощью специальной аппаратуры) и что
действия испытуемого определяются
инструкцией, и он знает, что над ним
экспериментируют (хотя, обычно, не знает
в чем сущность эксперимента, что конкретно
исследуют и с какой целью). С помощью
лабораторного эксперимента исследуют
не только свойства внимания, особенности
восприятия, памяти и других психических
процессов отдельных индивидов, но и
психологические особенности групповой
деятельности.
Естественный
эксперимент (впервые предложен А.Ф.
Лазурским в 1910 г.) предполагает исключить
то напряжение, которое возникает у
испытуемого, знающего, что над ним
экспериментируют. С этой целью исследование
переносится в обычные, естественные
условия (урок, игра, труд), в которые
незаметно для исследуемого вносятся
определенные изменения.
И
лабораторный, и естественный эксперименты
могут проводиться с целью не только
выявления каких-либо качеств личности,
но и формирования их.
Что такое методы исследования
Методы исследования – это способы достижения цели в научной работе. Наука, занимающаяся изучением данных методов называется “Методология”.
Любая деятельность человека зависит не только от объекта (на что направлена) и действующего лица (субъекта), но и от того, каким образом она осуществляется, какие средства и способы применяются. В этом и заключается суть метода.
В переводе с греческого языка «метод» означает «способ познания». Правильно выбранный метод способствует более быстрому и точному достижению цели, служит особым компасом, который помогает исследователю избежать большинства ошибок, прокладывая свой путь.
Классификация общенаучных методов
Методы эмпирического уровня
Метод | Определение | Пример |
Наблюдение | Исследование, опирающееся на органы чувств; восприятие явлений | С целью изучения одной из стадий развития детей Ж.Пиаже наблюдал за манипулятивными играми детей с определенными игрушками. На основе наблюдения им был сделан вывод о том, что способность ребенка составлять предметы друг в друга возникает позже, чем необходимые для этого моторные навыки. |
Описание | Фиксация сведений | Антрополог записывает все факты з жизни племени, не оказывая никакого влияния на него |
Измерение | Сравнение по общим признакам | Определение температуры тела с помощью термометра; определение веса с помощью уравновешивания гирь на рычажных весах; определение расстояния с помощью радиолокатора |
Эксперимент | Исследование, основанное на наблюдении в условиях, созданных специально для этого | На оживленной городской улице останавливались группы людей в различных количествах (2,3,4,5,6 и т.д. человек) и смотрели вверх. Рядом останавливались прохожие и также начинали смотреть вверх. Выяснилось, что процент присоединившихся значительно возрастал при достижении экспериментальной группы 5 человек. |
Сравнение | Исследование, основанное на изучении сходств и различий предметов; сопоставление одного предмета с другим | Сопоставление экономических показателей базового года с прошедшим, на основе чего делается вывод об экономических тенденциях |
Методы теоретического уровня
Метод | Определение | Пример |
Формализация | Раскрытие сущности процессов за счет их отображения в знаково-символическом виде | Моделирование полета на основе знаний основных характеристик летательного аппарата |
Аксиоматизация | Применение аксиом для построения теорий | Геометрия Эвклида |
Гипотетико-дедуктивный | Создание системы гипотез и выведение из этого заключений | Открытие планеты Нептун было основано на выдвижении нескольких гипотез. В результате их анализа было сделано заключение, что Уран не является последней планетой солнечной системы. Теоретическое обоснование нахождения новой планеты в определенном месте, подтвердилось затем эмпирическим путем |
Характеристика наблюдения как одного из психологических методов
Определение 2
Наблюдение – это один из основных и чаще всего используемых психологических методов.
Данный метод используется не только исследователями для выявления необходимых сведений и характеристик, но и при написании научных работ (рефератов, курсовых, диссертаций).
Метод наблюдения не требует от исследователя специальной подготовки или использования какого-то специализированного оборудования. При его применении важным является профессионализм исследователя, его умение четко поставить цель, распланировать ход наблюдения, грамотно и верно составить протокол и т.д.
Точность получаемых сведений во многом зависит от адекватности исследователя, его независимости при интерпретации полученных результатов.
Основным преимуществом наблюдения является то, что исследователь имеет возможность получить сведения об испытуемом в естественных для него условиях. Для того, чтобы сведения были максимально точными, наблюдение проводят скрыто, то есть испытуемым не знает о проводимом исследовании и о том, что за ним наблюдают. В этом случае он ведет себя максимально естественно.
Одной из разновидностей наблюдения является самонаблюдения (интроспекция).
Определение 3
Самонаблюдение – это психологический метод, который исторически является первым методом изучения психики человека и его души, представляет собой «внутреннее» наблюдение индивида за течением собственных психических процессов.
В настоящее время самонаблюдение применяется в виде рефлексии, когда индивид осуществляет самоанализ своей деятельности, своего поведения и поступков.
Что такое научное исследование
Структура научного знания по В.С. Ледневу
Научное исследование можно определить как целенаправленное познание. Проводить исследование – значит изучать, познавать закономерности, систематизируя факты.
Научное исследование обладает рядом отличительных признаков: наличие четкой сформулированной цели; стремление к открытию неизвестного; систематичность процесса и результатов; обоснование и верификация полученных выводов и обобщений.
Следует отличать научное и обыденное познание. Научное познание в отличие от обыденного предполагает использование особых методов исследования. В связи с этим возникает необходимость постоянного поиска новых методов для изучения неисследованных объектов.