Психология развития

Личностное развитие в психологии

Личностное развитие – это раздел в психологии, относящийся к личностному росту и саморазвитию. Данный раздел психологии личностного развития включает в себя все изменения психологических настроев и процессов человека, как личности, при внешних и внутренних воздействиях на него.

Личностное развитие может формироваться в человеке не только с помощью его самостоятельных трудов, но и при влиянии любых других факторов извне. Развитие личности человека – процесс довольно долгий, сопровождающий его на протяжении всего жизненного пути. На личностное развитие в психологии человека это может повлиять и, благодаря, его непрерывному взаимодействию с окружающим миром и другими людьми.

В какой-то степени, психика человека похожа на губку. Она впитывает в себя всё происходящее вокруг, что отражается и на личностном саморазвитии человека и его становлении. Именно поэтому, в некоторых случаях даже уже сформировавшаяся личность нуждается в своей коррекции профессиональным психоаналитиком.
Фото 4 – итог личностного развития в психологии – полная гармония с собой.

1.1. Предмет и задачи психологи развития и возрастной психологии

Психология
развития – раздел психологии, который
изучает возрастную динамику развития
человеческой психики, онтогенез
психических процессов и психологических
качеств личности. Психологию развития
можно назвать «возрастной психологией»,
хотя данный термин будет не совсем
точным. В возрастной психологии развитие
изучается только в связи с определенным
хронологическим возрастом. Психология
развития изучает не только возрастные
этапы человеческого онтогенеза, она
также рассматривает различные процессы
психического развития вообще. Поэтому
правильнее будет считать, что возрастная
психология – это один из разделов
психологии развития. Практически все
исследователи считают, что развитие –
это изменение во времени. Психология
развития отвечает на вопросы что и как
именно изменяется; в качестве предмета
психология развития изучает закономерные
изменения человека во времени и связанные
с этим явления и особенности человеческой
жизни.

Возрастная
психология
– это
отрасль психологической науки, изучающая
закономерности этапов психического
развития и формирования личности на
протяжении онтогенеза человека от
рождения до старости.

Предметом
возрастной
психологии являются возрастная динамика
психики человека, онтогенез психических
процессов и качеств личности развивающегося
человека, закономерности развития
психических процессов.

Возрастная
психология изучает возрастные особенности
психических процессов, возрастные
возможности усвоения знаний, ведущие
факторы развития личности, возрастные
изменения и т. д.

Возрастные
изменения подразделяются на эволюционные,
революционные и ситуационные. К
эволюционным
изменениям
относятся количественные и качественные
преобразования, происходящие в психике
человека при переходе из одной возрастной
группы в другую. Такие изменения протекают
медленно, но основательно, и охватывают
значительные периоды жизни, от нескольких
месяцев (для младенцев) до нескольких
лет (для детей более старшего возраста).
Они обусловлены следующими факторами:
а) биологическим созреванием и
психофизиологическим состоянием
организма ребенка; б) его местом в системе
социальных отношений; в) уровнем
интеллектуального и личностного
развития.

Революционные
изменения
осуществляются быстро, за короткий
срок, они более глубоки, чем эволюционные.
Данные изменения происходят в момент
кризиса возрастного развития, возникающего
на рубеже возрастов между сравнительно
спокойно протекающими периодами
эволюционных изменений психики и
поведения.

Ситуационные
изменения
связаны с воздействием на психику
ребенка конкретной социальной ситуации.
Данные изменения отражают процессы,
происходящие в психике и поведении
ребенка под влиянием обучения и
воспитания.

Возрастные
эволюционные и революционные изменения
психики и поведения устойчивы, необратимы,
не требуют систематического подкрепления.
Они преобразуют психологию человека
как личности. Ситуационные изменения
неустойчивы, обратимы и требуют
закрепления в последующих упражнениях.
Такие изменения направлены на
преобразование частных форм поведения,
знаний, умений и навыков.

Теоретической
задачей
возрастной
психологии является изучение
закономерностей психического развития
в онтогенезе, установление периодов
развития и причин перехода от одного
периода к другому, определение возможностей
развития, а также возрастных особенностей
психических процессов, возрастных
возможностей усвоения знаний, ведущих
факторов развития личности и т. д.

Объектом
изучения
выступают ребенок, подросток, юноша,
взрослый человек, пожилой человек.

Методы исследования в возрастной психологии

Средства и приёмы, с помощью которых изучаются изменения в психологии развития, называют методами.

Б. Г. Ананьев, советский психолог, предложил разделить их на четыре группы:

  • организационные;
  • эмпирические;
  • обработки данных;
  • интерпретационные.

Организационные методы бывают следующими:

  • сравнительный – используют в психологии развития в форме «поперечных» срезов: применение одинаковых психологических инструментов для разных возрастных групп;
  • лонгитюдный – многолетнее исследование конкретных людей (продольное) с применением дополнительных методик (наблюдение, тесты, эксперименты);
  • комплексный – сочетает в себе, кроме психологии, методы, используемые в других науках.

Если рассмотреть краткий список эмпирических методов, то он состоит из пунктов:

  • наблюдение за исследуемым субъектом (внешнее) и самонаблюдение (внутреннее) – изучается поведение для распознавания особенностей индивидуальной психики;
  • опрос: устный или письменный (тестирование) – позволяет при помощи тест-опросов или тест-заданий получить результат качественной или количественной оценки состояния психики;
  • практический эксперимент – создание искусственной ситуации, при которой, наблюдая за испытуемым, вызывают проявление необходимых психологических реакций;
  • моделирование – знаковая (моделирование процессов психики) и воспроизведение определённого рода деятельности человека в искусственно сконструированной среде (лаборатории), применяется в случае недоступности других методов.

Методами обработки данных являются количественный (статистика) и качественный (работа с материалом, разбитым по группам, с описанием отдельных случаев, как исключительных, так и имеющих общие позиции).

Четвёртая группа методов – интерпретационные способы, к ним относятся:

  • генетический способ – определяет генетические связи между уровнями и стадиями развития;
  • структурный метод – выявляет связи личностных характеристик, изученных в процессе исследования.

Внимание! В первом способе связи называют «вертикальными», во втором – «горизонтальными»

Методы ВП

Какими аспектами занимается

Объектом изучения этого раздела психологии как науки неизменно остаётся человек в определённый жизненный период. Его поведение и изменения в психике относительно возраста – главный аспект исследований. Перед изыскателями ставятся следующие задачи:

  • обнаружение и проработка обособленных и общих закономерностей для конкретной возрастной категории;
  • построение психологической картинки поэтапного взросления индивида;
  • разрешение проблем развития личности человека;
  • обнаружение психологических возможностей для каждого возраста.

К сведению. Возрастная психология (ВП) устанавливает свои закономерности, опираясь на данные, взятые из таких областей, как медицина, педагогика, этнография. Результаты работы в области ВП, ставшие общественным достоянием, применяются на практике.

Путь в психологии развития личности

Природа человека и путь к личностному самовоспитанию

Природа человека имеет свою классификацию в психологии:

  • Безусловно позитивная;
  • Условно позитивная;
  • Нейтральная;
  • Повреждённая.

Уже исходя из выявленной природы человека, возможно построение пути к личностному росту.

Например, в “безусловно позитивной” природе человека, смыслом воспитания будет выступать помощь ему психолога в актуализации. При “условно позитивной” природе человека, смысл воспитания поменяется на экзистенциальный подход психолога в помощи при выборе.

Если же брать нейтральную человеческую природу, то здесь смыслом воспитания станет формирование и коррекция личности психологом. Что же касается последней вариации человеческой природы – поврежденной, то здесь уже на плечи психолога ляжет более сложная задача – исправление и компенсация.

Истоки психологии личностного роста

Если вернуться к истокам создания теории о психологии личностного роста, то здесь стоит поблагодарить её “отцов” американских психологов Карла Рэнсом Роджераса и Абрахама Харольда Маслоу. Именно они когда-то создали свою гуманистическую концепцию, в рамках которой сформировалась психология личностного роста.

Психология личностного роста в современном мире

Годы практики и трудов многих талантливых психологов по-своему “отшлифовали” психологию личностного роста, преобразовав её в удобный инструмент для проведения мотивационных тренингов по саморазвитию человека.

В современной практике проведение подобных тренингов особенно популярно среди психологов и их слушателей. Но стоит отметить, что изначальная теория психологии личностного роста со временем приобрела свои новые особенности.

Например, наш современник, бизнес-тренер Григорий Спижевой выступил автором новой книги по теме личностного роста. В его теории выступают такие понятия, как “внутренняя гармония”, “взаимоотношения с самим собой”, “отношения Я+Я”, “отношения Я+другие”, “отношения с окружающим миром” и, конечно же, “саморазвитие”. По замыслу Спижевой, все эти понятия и составляют всю психологию личностного роста.

Возрастная психология

Определение 1

Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении всей жизни человека, от его рождения до старости.

Возрастная психология ставит своей целью изучение возрастной динамики психики человека, возможности усвоения информации с течением времени, а также особенностей возрастных изменений.

Объектом изучения возрастной психологии является человек, чье психическое развитие меняется на протяжении всей его жизни. Предметом изучения возрастной психологии являются направленность психического развития на протяжении всего периода жизни, его тенденции и закономерности, а также причины перехода от одного психического состояния к другому по мере взросления или старения.

Ключевым понятием возрастной психологии является термин «развитие». Развитие – это переход из одного состояния в другое, более совершенное и улучшенное, переход от простого к сложному, от старого к новому. Развитие – неотъемлемая часть психического становления личности.

Современная психология рассматривает термин «созревание» как самый важный процесс психического развития личности. Он происходит в центральной нервной системе и других системах организма, настраивая организм на нужный лад.

Существует ряд признаков, характерных процессу развития и созревания. Это:

  • Необратимость развития. Обратное развитие невозможно в принципе;
  • Стремление к качественному развитию. Оно подразумевает улучшение психических качеств личности;
  • Неравномерность развития. Какие-то признаки изменяются быстрее, какие-то медленнее.

Выделены следующие разделы возрастной психологии: психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология среднего возраста, психология старости.

Замечание 1

Возрастная психология связана с такими науками, как медицина, философия, социология, этнография, искусствоведение.

Возрастные изменения подразделяют на следующие типы:

  • эволюционные – изменения, происходящие в психике человека по мере его взросления и старения. Они отражают такие факторы, как биологическое созревание человека, интеллектуальное развитие и способностью адекватно себя вести в социуме;
  • революционные – изменения, происходящие за короткий срок. Они возникают на рубеже возрастного развития (например, кризис среднего возраста);
  • ситуационные – изменения, связанные с влиянием социума на психику ребенка.

Основные задачи

Задачи психологии развития делятся на: научные, теоретические и прикладные.

Научные задачи:

  • изложение процесса развития (рассматриваются изменения в субъекте в статическом и динамическом состоянии);
  • пояснение развития (поиск причин, предпосылок и обстоятельств, которые способствовали наступлению определённых изменений в поведении и мироощущении);
  • предвидение дальнейшего развития (рассмотрение последствий, которые могут последовать, исходя из причины);
  • корректирование развития (заключается в регулировании развития посредством внесения изменения в причины).

Знание возрастной психологии необходимо для применения на практике людьми определённых профессий (преподаватели, воспитатели, психологи, врачи) и социальных ролей (родители, опекуны, дедушки). Практические задачи нацелены на постановку вопросов, ответы на которые будут способствовать гармоничному развитию личности.

Теоретической задачей является формирование верной модели развития человека. 

Прикладными задачами данного ответвления психологии являются:

  1. Определение стадии развития (вопрос — «что имеем?»).
  2. Вычленение причин и обстоятельств, которые привели к данной стадии (вопрос — «как возникло?»).
  3. Прогнозирование дальнейшего хода событий, учитывая внесённые изменения (вопрос — «что будет?»).
  4. Аргументирование поставленных целей и корректировки (вопрос — «что и как должно быть?»).
  5. Разработка мероприятий, корректирующих развитие, для достижения необходимого эффекта (вопрос — «какие цели и как могут быть достигнуты?»).
  6. Анализ коррекционных мероприятий (вопрос — «к чему привело? каков результат?»).

Теории развития[2]

  • Ранние теории: преформизм, конформизм Локк и Руссо
  • Теория созревания Гезелла
  • Этологические и эволюционные теории Дарвина, Лоренца и Тинбергена
  • Теории привязанности — Боулби и Эйнсуорт
  • Философия образования Монтессори
  • Теория организма и сравнительная теория Вернера
  • Теория когнитивного развития Пиаже: Швейцарский психолог Жан Пиаже утверждал, что дети активно учатся и получают знания через практический опыт, он также выдвинул предположение, что роль взрослого заключается в том, чтобы предоставить ребёнку необходимые материалы для осуществления своей практической деятельности. Жан использовал в работе с детьми метод Майевтика, созданный Сократом, для того чтобы дети могли задуматься о собственных действиях и могли, тем самым, увидеть противоречия в своих объяснениях. Пиаже считал, что интеллектуальное развитие детей имеет несколько стадий, которые он изложил в своей теории когнитивного развития. Каждый этап состоит из шагов, которые ребёнку необходимо освоить, прежде чем перейти к следующему шагу. Он считал, что каждый этап взаимосвязан друг с другом, например, каждый новый этап строится на основе предыдущего в непрерывном процессе обучения. Жан предложил несколько стадий развития интеллекта : период сенсо-моторного интеллекта (0—2 года), период подготовки и организации конкретных операций (2—11 лет), период формальных операций (11—15 лет), которые по его теории проходят строго в определённом возрастном порядке.
  • Стадии нравственного развития по Колбергу
  • Теории научения: Павлов, Уотсон, Скиннер
  • Теория социального научения Бандуры
  • Культурно-историческая теория Выготского и Лурии
  • Психосексуальное развитие Зигмунда Фрейда
  • Теория сепарации-индивидуации Маргарет Малер
  • Теория аутизма Беттельгейма
  • Теория детских переживаний Шахтеля
  • Теория зрелости Юнга
  • Теория развития на основе привязанности Ньюфелда

Основные понятия

Главные положения, которыми занимается возрастная психология, – это:

  • развитие индивида;
  • возраст (период).

Внимание! Развитие – это термин (определение), означающий переход от низшего качественного состояния к высшему (новому) состоянию. В данном случае подлежит изучению психическое развитие, обусловленное физическими изменениями с учётом социальных причин

Такие исследования позволяют составлять нормы поведения людей в разном возрасте. Например, изучение изменений в развитии ребёнка по мере роста и созревания даёт возможность составить шкалу возрастных норм в разных сферах жизни малыша. Это в дальнейшем помогает разрабатывать методы психологической коррекции для аномально развивающихся детей

В данном случае подлежит изучению психическое развитие, обусловленное физическими изменениями с учётом социальных причин. Такие исследования позволяют составлять нормы поведения людей в разном возрасте. Например, изучение изменений в развитии ребёнка по мере роста и созревания даёт возможность составить шкалу возрастных норм в разных сферах жизни малыша. Это в дальнейшем помогает разрабатывать методы психологической коррекции для аномально развивающихся детей.

Классы коррекции психологического развития

Развитие человека протекает по следующим направлениям:

физическому – изменение размеров и форм внутренних органов, тела, мозговой структуры, сенсорики, моторики и прочего;
когнитивному – развитие умственных способностей (память, мышление, речь, внимание, восприятие и т.д.);
психосоциальному – приобретение социальных навыков, личностные особенности, восприятие окружающего мира и эмоциональные реакции.

Важно! Для полноценного развития личности все направления должны быть связаны между собой и не отставать во времени друг от друга. Процесс человеческого развития имеет особенности, к которым относятся:

Процесс человеческого развития имеет особенности, к которым относятся:

  • обязательное качественное изменение и переход на новый уровень поведения;
  • невозможность обратного процесса – нельзя вернуть прежнее состояние;
  • при выборе развития в одном направлении остаются нереализованными другие (обязательно сочетаются элементы прогресса и регресса) функции;
  • неравномерность – резкие качественные скачки сменяются медленными накоплениями изменений количественного характера;
  • зигзагообразность – образуются абсолютно новые признаки развития, которые функционируют хуже в своём начале (ребёнок, отлично ползающий, делая первые шаги, ходит плохо);
  • перерастание стадий в уровни – после появления следующей стадии предыдущая становится одним из уровней новой структуры, а не исчезает бесследно.

Возраст делится на типы: хронологический, биологический и психологический. Психологическое развитие в основном базируется на онтогенетическом методологическом подходе. С его помощью ведут учёт всего процесса развития: от появления на свет до старости. Это позволяет изучать нарушения развития в психическом плане. Выполнение организмом заложенной в него генетической программы под влиянием определённых внешних условий называется онтогенезом.

Аспекты изучения

Какие методы используются?

Возрастной психологией используются те же методологические разработки, которые активно применяются другими научными дисциплинами. В число основных и применяемых наиболее часто входит эксперимент и наблюдение.

Метод наблюдения

Преимуществом процесса наблюдения выступает возможность получения точной и разнообразной информации об объекте, особенностях и нюансах его поведения. Способ получения ценной информации может охватывать только определенную сферу жизни человека или полностью посвящаться его деятельности. Достоинствами способа наблюдения считаются следующие моменты:

  • получение большого объема данных для анализа;
  • разносторонность сведений об объекте наблюдения;
  • объективность и непредвзятость мнения;
  • возможность прослеживания взаимосвязей.

Наблюдение за поведением индивида предполагает систематичность и регулярность, поэтому способ позволяет отследить связи с целью. В дальнейшем данные подлежат оценке и анализу, что позволяет получить описательную часть и сделать выводы. Психолог при помощи наблюдения получает сведения в целом о личности, может последить особенности поведения в зависимости от произнесенных или услышанных высказываний, поступков и иных важных для индивида действий.

Особенность метода заключается в том, что исследователь вправе только наблюдать за объектом исследования, но не может вмешиваться в происходящее или оказывать корректирующее воздействие. Методика направлена на фиксацию сведений, но формировать психические индивидуальные особенности не может.

Проведение эксперимента

Проведение эксперимента ставит целью изучения реакций человека, не связанных со спонтанными проявлениями. Психолог намеренно создает определенные условия или меняет привычное окружение с целью наблюдения за происходящими изменениями.

Методы возрастной психологии допускают совмещение, а на практике исследователи часто сочетают способ наблюдения и эксперимента. В итоге на основании полученных данных можно сделать выводы о степени развития личностных качеств и показателях уровня интеллектуальных способностей. Существуют целенаправленные методики, с помощью которых можно оказывать воздействие на человека, вырабатывая у него требуемые навыки и умения.

Информативные источники

Для психолога важно получить максимальный объем информации, поэтому для сбора сведений об объекте и особенностях его поведения применяются разнообразные методы. В число распространенных входит:

  • моделирование — предполагает воссоздание ожидаемой психической ситуации;
  • изучение условных реакций — человек от природы обладает глотательным, сосательным, хватательным и иными рефлексами;
  • психогенетический метод — основан на анализе родословной, информации о близких, наличии в семье близнецов и иной информации;
  • исторический анализ — дает сведения о жизненном пути других индивидуумов, причинах важных изменений и решений.

Психолог при проведении исследования часто самостоятельно выбирает наиболее приемлемую методику, отдавая предпочтение беседе, анкетированию или тестированию. Оптимальный способ получения информации часто определяется возрастом индивидуума, которые определяют особенности его развития и поведения.

Личностное развитие в подростковом возрасте

Этап 3 — Подростковый возраст

Физически подростковый возраст наступает в 12–13 лет и достигает кульминации в 19–20 лет.

Интеллектуально подростковый возраст – период, когда человек становится способным формулировать гипотезы или предположения, а также проверять и рационально оценивать их.

В это время психология развития личности подростка состоит в том, что он учится контролировать себя, осознавать свои сексуальные порывы и определять, что и кто ему нравится, а чего он предпочитает сторониться.

К концу подросткового возраста у индивида ослабляется эмоциональная зависимость от родителей и возникает собственный набор ценностей – как только к этому прибавляется и материальная независимость от родителей, подросток переходит во взрослую жизнь.

Этап 4 — Совершеннолетие

Период максимального психического функционирования, когда интеллектуальные, эмоциональные и социальные возможности индивида достигают пика своего развития. Именно в этот период люди вступают в брак, рожают детей, продвигают свой бизнес или же осваивают профессию всей жизни.

Некоторые психологи разделяют период совершеннолетия на три фазы: раннюю (20–30 лет), среднюю (30–50 лет) и позднюю (50 лет и старше).

В ранней фазе совершеннолетия индивиды приходят к осознанию своих целей и обязательств. Они получают профессиональные знания необходимые для дальнейшей жизни.

В это время молодые люди психологически стабильны, они полны надежд на прекрасное будущее и не зацикливаются на неприятностях.

В средней фазе психология развития личности выходит на совершенно другой виток – у человека развивается чувство ограничения по времени, ему кажется, что ничего в этой жизни невозможно успеть.

Даже финансовообеспеченные люди переносят эмоциональные срывы, которые могут отражаться в отказе от, казалось бы, незыблемых ценностей. Происходит переоценка не только вкусов, но и пристрастий, что иногда приводит к внезапной смене работы, увлечением взрослого человека какой-либо субкультурой (например, когда 40 летний успешный бизнесмен, все забрасывает и становится рэпером) и т.д. Именно в этой фазе, чаще всего разбиваются семьи.

В поздней фазе эмоциональные «бури» успокаиваются, из-за того, что возникающие возрастные болезни изменяют закономерность жизни, или же индивид понимает, что достиг предела своих возможностей и принимает это. У тех же, кто не хочет смириться, возникает чувство несамареализованности, «отравляющее» их зрелые годы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.