- Основные направления инженерной психологии[3]
- Становление инженерной психологии как самостоятельной науки
- Типы высшей нервной деятельности
- Основные аспекты инженерно-психологического подхода
- Главные аспекты: концепции науки, принципы и требования
- Относительная четкость сочетаний цветов при отраженном свете.
- Основные механизмы нервной деятельности
- Особенности инженерной психологии, назначение и смысл науки
- Этапы деятельности оператора.
- Связь с другими науками, роль в общей структуре наук
- Методы инженерной психологии.
- Творчество в деятельности преподавателя психологии
- История инженерной психологии
- Предмет, цель и задачи инженерной психологии.
- Предмет и объект возрастной физиологии человека и психологии
- Строение нервной системы
- Значение раздражений внешней среды для развития функциональных систем мозга.
- Цель и задачи, изучение практического трудового процесса
- Уровни функциональной активности
- Характеристика процесса принятия решения
Основные направления инженерной психологии[3]
- Анализ задач человека в системах управления, распределения функций между человеком и автоматическими системами, в том числе с искусственным интеллектом.
- Инженерно-психологическое проектирование
- Исследование совместной деятельности операторов, процессов общения и информационного взаимодействия между ними.
- Анализ психологической структуры деятельности операторов.
- Исследование факторов, влияющих на эффективность, качество, точность, скорость, надежность действий операторов.
- Исследование процессов приема человеком информации, изучение сенсорных «входов» человека.
- Исследование формирования команд выполнения управляющих действий человеком, характеристик речевого и моторного «выхода».
- Анализ процессов переработки информации человеком, её хранения и принятия решений, психологических механизмов регуляции деятельности операторов.
- Разработка методов психодиагностики, профессиональной ориентации и отбора специалистов операторского профиля.
- Разработка методов защиты операторов от эмоционального выгорания.
- Анализ и оптимизация процессов обучения операторов.
- Использование результатов исследований для проектирования и эксплуатации человеко-машинных (человеко-технических и человеко-информационных) систем.
В процессе развития инженерной психологии произошел переход от изучения отдельных элементов деятельности к изучению трудовой деятельности в целом, от рассмотрения оператора как простого звена системы управления к рассмотрению его как сложной высокоорганизованной системы, от машиноцентрического подхода — к антропоцентрическому, а далее — к системному.
Научно – технический прогресс привел к распространению условий, повлекших за собой создание инженерной психологи, на все виды человеческой деятельности, требующей профессионализма. К таким условиям относятся:
- резкое увеличение темпов социальной жизни, значительный рост информационных потоков и связанной с этим неопределенностью
- рост гражданских и военных энергетических мощностей, управляемых профессионалом: слишком дорогой стала цена ошибок исполнителей и некомпетентных руководителей:
- значимо возросло количество и разнообразие экстремальных ситуаций, увеличилась нервно–психическая напряженность субъектов труда
- технические устройства, средства обработки и отображения информации — стали повсеместно опосредствовать деятельность людей, даже в традиционно гуманитарных сферах занятий.
Таким образом, в настоящее время в любой работе субъект труда, профессионал, — оказывается подобен человеку-оператору в человеко-технических системах, изучаемых в инженерной психологии. В связи с этим в новой технической и информационной реальности возникла необходимость (и возможность) распространения инженерно–психологического подхода и методов, наработанных в инженерной психологии, на любые виды сложной профессиональной деятельности.
В результате произошедших изменений в технической и информационной реальности, в новых условиях актуальным стал инженерно-психологический подход к изучению профессиональной деятельности и профессионализма.
Становление инженерной психологии как самостоятельной науки
История развития отрасли началась в 20 веке, после технологического бума. Развитие технологий в странах Европы, Америке и России привело к возрастанию интереса психологов к психологическим аспектам труда. Изменение условий производства повлекло за собой изменение подхода к работе и как следствие — рассмотрение психики технического оператора.
В СССР первая Всесоюзная конференция психологов, посвященная изучению труда, состоялась в 1957 г. На ней инженерную психологию признали отдельной наукой. Главным итогом конференции стало создание первой лаборатории индустриальной психологии. Заведующим лаборатории стал Б. Ломов, организовавший проведение всесоюзных исследований. Благодаря результатам работы лаборатории условия работы многократно пересматривались.
В период с 1960 по 1963 годы создали еще три крупных лаборатории, в которых занимались изучением влияния условий производства на психику, особенности взаимодействия оператора и механизмов. Это позволило повысить производительность, не прибегая к дегуманизационным методам. Основной вклад в развитие отрасли в СССР и России внесли В. Вавилов, В. Венда, А. Галактионова.
Типы высшей нервной деятельности
Имеются индивидуальные особенности людей, обусловленные своеобразием нервной системы и ее свойства. Процессы торможения и возбуждения могут быть сильными, слабыми, подвижными, уравновешенными и неуравновешенными.
Сила нервной системы характеризуется высоким пределом работоспособности нервных клеток, их устойчивостью к раздражителям, большой силы, интенсивности, сопротивляемостью к действию постоянных раздражителей. Слабость нервной системы — малая выраженность её силы, повышенная утомляемость, но при этом высокая чувствительность.
Подвижность и малоподвижность (инертность), торможение проявляется в быстроте возникновения и превращения этих процессов в легкости переходов от одного к другому, быстроте перехода человека от состояния покоя к активности, в умении владеть собой, собираться с мыслями.
Уравновешенность и неуравновешенность характеризуются соотношением силы возбуждения и торможения.
Типов высшей нервной деятельности может быть множество, но выделяют основные: Сильный (сангвиник), Спокойный (флегматик), Безудержный (холерик) и Слабый (меланхолик).
Основные аспекты инженерно-психологического подхода
Основные аспекты инженерно–психологического подхода сводятся следующему:
В методологии — это системный принцип в сочетании с антропоцентрической, естественно-научной и технико-технологической парадигмами.
В теории – это совокупность следующих концепции:
- концепция деятельности как целеустремленной открытой системы и человека как субъекта труда, в том числе оператора
- концепция информационной и концептуальной (психической) моделей профессиональной деятельности
- концепция требований к человеку – профессионалу
- концепция обеспечения надежности человека
- трансформационная теория обучения
- концепция экстремальных условий и реабилитации профессионалов после перегрузок
- концепция проектирования деятельности
а также ряд других концепций
В методическом инструментарии – методы профессиографии (базирующиеся на системном использовании профессиограмм), профориентации, профотбора, тренажерной и тренинговой подготовки, анализа кривых обучаемости, алгоритмизации, проектирования и эргономической оценки деятельности, анализа и оптимизации психических состояний специалиста, являющихся следствием его профессиональной деятельности.
См. также
- Профессиограмма
- Эргономика
- Юзабилити
Главные аспекты: концепции науки, принципы и требования
Инженерно-психологический подход создается на соблюдении концепций, обеспечивающих безопасность, продуктивность и эффективность. В совокупность концепций входят следующие принципы:
- оговоренный набор требований к оператору;
- постоянно совершенствование методов обучения;
- реабилитация работников, подвергшихся перегрузке;
- доступность и достоверность профессиональной информации;
- открытая деятельность, ориентированность на сотрудника как субъекта производственного процесса;
- прогнозированность деятельности.
Инструментарий психолога, работающего над изучением взаимодействия техники и человека, включает методы профотбора, обучения, анализа психического состояния и оптимизации психического здоровья людей.
Относительная четкость сочетаний цветов при отраженном свете.
Оценка четкости | Цветовая комбинация |
Очень хорошо | Черные буквы на белом фоне; |
Хорошо | Черные на желтом, темно-синие на белом, зеленые на белом; |
Удовлетворительно | Красные на белом, красные на желтом; |
Плохо | Зеленые на красном, красные на зеленом, оранжевые на черном, оранжевые на белом. |
Рис. 60. Если последние цифры не имеют сущестепного значения (т. е. содержащаяся в их показаниях точность не соблюдается), то их следует заменять постоянными нулями. Иной подход рекомендуется для впереди стоящих цифр, которые не требуются оператору к работе; в этом случае соответствующее пространство должно быть пустым.
Отношение высоты цифр к их ширине для барабанных счетчиков должно быть 1 : 1, а не 3 : 2, как рекомендуется для других контрольно-измерительных приборов. Это объясняется искажениями формы цифр, вызываемыми изогнутой поверхностью барабана.
Счетчики всегда должны быть ориентированы гак, чтобы их показания читались слева направо. Промежутки между цифрами не должны превышать половику высоты цифры.
Если требуется больше четырех цифр, то следует учитывать, что многозначные числа легче читаются и запоминаются, если они разбиты на группы, разделенные несколько большими промежутками, точками или запятыми.
В окне счетчика одновременно должно появляться не более одной цифры.
Ввиду небольшого угла зрения, под которым видны цифры в счетчиках барабанного типа, они должны располагаться перпендикулярно к линии наблюдения.
Контраст между цифрой и окружающим фоном следует всегда делать максимальным. Черные цифры на белом фоне при нормальных условиях освещения обеспечивают наиболее четкую видимость. Белые цифры на черном фоне целесообразны, когда требуется поддерживать условия темповой адаптации глаз наблюдателя.
Цифровые приборы также должны соответствовать инженерно-психологическим требованиям.
Расположение органов управления: наиболее часто используемые органы управления следует располагать на высоте между локтем и плечом.
Наиболее легко отыскивается орган управления, расположенный впереди немного ниже плеча (рис. 61); максимальные усилия могут быть приложены к рычагам, захватываемым стоящим оператором на уровне плеча, а сидящим — на уровне локтя (рис. 62).
Рис. 61
Рис. 62
Предпочтительнее расположение органов управления на некотором расстоянии сбоку от центральной оси оператора.
При фиксированном положении оператора (например, пилота, прикрепленного к сидению заплечными ремнями) органы управления должны располагаться на расстоянии не более 700 мм от плеча оператора (рис. 63).
Рис. 63
Примером неудачного расположения клавишей является кнопочный переключатель скоростей на современных американских автомобилях:
ОБЫЧНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
Ошибки:
- Нет логической связи с последовательным нарастанием скорости;
- Нет опоры на привычную связь направлений;
- Нет логической связи с последовательностью операций.
РАЗМЕЩЕНИЕ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Примененные принципы:
- Кнопка, соответствующая начальной операции, помешена вверху слева, так как это обычно первое место, которое видит оператор при осмотре панели;
- Большую часть времени автомобиль, как правило, идет на средней скорости (1), поэтому ее клавиша помешена в привычной для человека последовательности «слева-направо», второй после старта;
- Задний ход — следующее наиболее часто употребляемое переключение, поэтому эта клавиша по тому же принципу «слева-направо» расположена правее средней скорости;
- Возрастанию скорости от самой низкой до самой высокой соответствует привычное расположение органов управления снизу вверх;
- 2-я и 3-я скорости следуют в привычном для человека порядке сверху вниз.
Шкалы, циферблаты и стрелочные индикаторы приборов должны соответствовать эргономическим требованиям.
Основные механизмы нервной деятельности
Иррадиация — распространение, расширение охватываемой возбуждением или торможением зоны в коре головного мозга.
Индукция — этот процесс стимулирует возникновение обратного процесса в соседних зонах, по этом не следует отвлекать человека, занятого той или иной деятельностью.
Концентрация возбуждения или торможения как обратный иррадиации процесс.
Основным механизмом высшей нервной деятельности — обеспечивающий правильную реакцию и установление равновесия между организмом и средой, является рефлекс, как ответная деятельность организма на воздействие внешней или внутренней среды.
Безусловные рефлексы — природообусловленные;Условные рефлексы — сформировавшиеся как ответ на особенности жизнедеятельности человека обеспечивают приспособленность человека к среде.
Устойчивая система условных рефлексов называется Динамическим стереотипом.
Система условных рефлексов, которая обеспечивает правильное реагирование на непосредственные раздражители, идущие через органы чувств, называется первой сигнальной системой.
В процессе длительного развития у человека сложилась вторая сигнальная система — сигналом или раздражителем является понятие, существующее в виде слова.
Особенности инженерной психологии, назначение и смысл науки
Объекты изучения инженерной психологии: человек, техника, взаимосвязь рабочего и оборудования. С ее помощью происходит разработка новых технологий, внедрение в повседневную жизнь, подбор, профессиональную и психологическую подготовку людей для взаимодействия со сложным оборудованием.
У психологов, изучающих психику операторов, двойственная задача. Исследователи параллельно работают с психикой людей, отвечающих за создание и обслуживание техники, и технической составляющей. Такая особенность требует специфических методов. Структура, включающая человека и технику, направлена на создание работоспособной последовательности действий. Поэтому ряд отдельных структур характеризуется закономерностями, ориентированными на объединение материальных и субъективных начал.
Направляющая закономерность относится к решению проблемы производительности. Повышение скорости обеспечивается модернизацией техники и увеличением накопленного опыта операторов. Объединение достижений человека и техники приводит к согласованию, повышает надежность и безопасность работы техники, ускоряет и облегчает подготовку работников. Совокупность наработок приводит к развитию эргономики — взаимовыгодного взаимодействия человека и предметов техники, как в условиях производства, так и в быту.
Еще одна закономерность определяет характер производственных отношений. Капиталистический подход приводит к отчуждению труда и дегуманизации личности, социалистический направлен на формирование отношения к труду как к части гармоничного развития. Таким образом, исследования особенностей технического прогресса ориентированы на поиск способа перехода к социалистической модели производства.
Этапы деятельности оператора.
Этапы | Содержание этапа | Выполнение действия | Влияющие факторы |
Прием информации | Формирование перцептивного (чувственного) образа. | Обнаружение — выделяется объект из фона;Различение — раздельное восприятие двух объектов, расположенных рядом, либо выделение деталей;Опознание — выделение и классификация существенных признаков объекта. | Сложность воспринимаемого сигнала, вид и число индикаторов, организация информационного поля, размеры изображений, их физические и технические характеристики. |
Оценка и переработка информации | Формирование оперативного образа. | Сопоставление заданных и текущих параметров (режимов) системы «человек — машина»;Анализ и обобщение информации. | Способы кодирования, степень сложности информационной модели, объем отображения, динамика смены информации. |
Принятие решения | Формирование последовательности целесообразных действий для достижения цели на основе преобразования исходной информации. | Поиск, выделение, классификация и обобщение информации о проблемной ситуации;Построение текущих образов с рядом оперативных концептуальных моделей;Сопоставление текущих образов с рядом эталонов и оценка сходства между ними;Коррекция моделей;Выбор эталонной гипотезы или ее построение;Принятие принципа и программы действий. | Тип решаемой задачи, число и сложность проверяемых логических условий, сложность алгоритма и число возможных вариантов решения. |
Реализация принятого решения | Использование выходных «каналов» человека: двигательного (моторного) или речевого. | Перекодирование принятого решения в машинный код;Поиск нужного органа управления;Движение руки к органу управления и манипуляция с ним. | Число и тип органов управления, их характеристики (размер, форма и т. п.), совместимость двигательных операций, компоновка рабочего места, характеристика окружающей среды и др. |
Центральный, творческий этап деятельности оператора — принятие решений.
Для быстрого и эффективного принятия управленческого решения необходима оптимальная организация получаемой оператором исходной информации — оптимальные условия различения и опознания знаков (см. таблицу).
Связь с другими науками, роль в общей структуре наук
Внутри процесса человек и оборудование рассматриваются как единство. На основании этого представления формируется ряд требований и рекомендаций к разработке техники, обустройству пространства, методике подбора и подготовки специалистов. Для этого необходимо взаимодействие с другими дисциплинами, изучающими структуру личности, характер и поведение.
Изучение условий производства является основой для создания нового подхода к рассмотрению взаимосвязи человека и техники. Он подразумевает рассмотрение человека, как часть процесса производства, который зависит от него и напрямую влияет на условия жизненной и рабочей среды. При этом работник также оказывает влияние на среду, формируя взаимозависимую связь агрегатов и операторов. Исследования технических характеристик трудового процесса учитывают эту связь для разработки практических методов, внедряемых на предприятии для улучшения условий труда, повышения безопасности, гуманистичности рабочего процесса.
Исследования в области трудовой деятельности человека значимы не только для производства техники, но и для изучения человеческой психики. Во время работы проявляются особенности личности человека, как индивида и как субъекта деятельности. Эти особенности важны для получения полной информации о структуре психики.
Так изучение аспектов труда способствует повышению осведомленности психологов о вариантах индивидуальных реакций психики, особенностях личности, влиянии личностных характеристик на особенности производства.
Методы инженерной психологии.
Основными методами исследования в инженерной психологии являются наблюдения, беседа и эксперимент.
Наблюдение за деятельностью оператора позволяет получить довольно полное представление о его подготовленности, работоспособности, самообладании, решительности, эмоциональной устойчивости, скорости и точности его управляющих действий.
Наблюдающий должен хорошо знать специфику деятельности оператора, иметь достаточное представление о психологической сущности этого метода и четко понимать поставленную задачу наблюдения.
Беседа обычно используется при изучении причин, ошибок в работе оператора, а так же предпосылок к ним. Испытуемому задают заранее продуманные вопросы, порядок и форму которых меняют в зависимости от индивидуальных особенностей человека и хода самой беседы.
9 стр., 4079 слов
Творчество в деятельности преподавателя психологии
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ» СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ЕНД К У Р С О В А Я Р А Б О Т А По дисциплине «Методика преподавания психологии» Творчество в деятельности преподавателя психологии & …
Близким к методу беседы является метод анкетного опроса, который проводится в целях получения необходимой информации от большого числа операторов.
Эксперимент — это такой способ исследования, для которого характерно преднамеренное планомерное воспроизведение изучаемых процессов при точно учитываемых условиях, которые протекают с регистраций изучаемых параметров.
Различают лабораторный, естественный и модельный эксперименты.
Лабораторный эксперимент проводится с целью изучения различных психофизиологических процессов (скорости и точности реакций, восприятие, внимание, мышление, памяти, волевых качеств, эмоциональной устойчивости и т.д.), а так же поведение оператора в различных ситуациях. Для лабораторного эксперимента используются различные приборы, стенды и тренажеры, моделирующие элементы деятельности оператора
Недостатком лабораторного эксперимента является его искусственность
Для лабораторного эксперимента используются различные приборы, стенды и тренажеры, моделирующие элементы деятельности оператора. Недостатком лабораторного эксперимента является его искусственность.
Естественный эксперимент проводится в условиях реальной деятельности. Испытуемый иногда даже и не знает, а порой забывает что он является объектом исследования. По этому полученные в результате естественного эксперимента данные объективны и имеют большую ценность.
Модельный эксперимент это искусственное воспроизведение какого-либо явления, аналогичного другому изучаемому явлению. Модельный эксперимент может выражаться более или менее точно воспроизведение отдельных элементов деятельности оператора на тренажерах. Однако, если модельный эксперимент проводится в целях психофизиологического отбора оператора, то действия испытуемого во время эксперимента не обязательно должны быть идентичны по форме и действиям оператора при выполнении поставленной задачи.
История инженерной психологии
В истории развития научного направления выделяют два этапа.
-
Первый этап связан с возникновением новой области знаний и активным накоплением практических исследований (20-60 гг. 20 века). Это было обусловлено развитием техники и проведением экспериментов, которые подготовили основу для зарождения инженерной психологии как науки. Основателями инженерной психологии как нового научного направления стали американские и английские психологи: А. Чапанис, Мак-Фердан, У. Гарнер, Д. Бронбет. В России первыми исследованиями инженерно-психологического характера стали разработки, проведенные в двадцатые годы XX века в сфере психологии труда и психотехники. В октябре 1959г. в ЛГУ была организована лаборатория индустриальной психологии, где руководителем был Б. Ломов. В 1963 г. была выпущена его монография «Человек и техника». Именно данная работа стала тем научным трудом, которая послужила роль толчка к проведению масштабных исследований по главным проблемам инженерной психологии. Данный этап характеризуется «машиноцентрическим» подходом, когда осуществлялось активное накопление эмпирического материала. Именно эти наработки и стали в дальнейшем основой различных методических рекомендаций, инженерно-психологических нормативов, всевозможных учебников.
-
Второй этап связан с теоретическим оформлением инженерной психологии (60-90 гг. 20 века). Преобладающим становится «антропоцентрический» подход, согласно которому человек рассматривается как субъект, а техника — средство труда. Данный этап характеризуется переходом от обезличенного к индивидуальному человеку, в руках которого находится пульт управления.
-
Третий этап характеризуется системными исследованиями в инженерной психологии (90 гг. 20 века — настоящее время). Человек рассматривается не просто как звено системы «человек — машина», акцент смещается на проектирование деятельности человека в системах «человек-техника».
Предмет, цель и задачи инженерной психологии.
Инженерная психология — это научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации системы «человек-машина» (СЧМ).
Инженерная психология рассматривает деятельность человека и функционирование машины во взаимосвязи. При этом подчеркивается ведущая роль человека.
Человек это субъект труда, а машина это орудие труда.
Таким образом предметом инженерной психологии являются процессы информационного взаимодействия человека и техники.
Инженерная психология возникла на стыке технических и психологических наук. Как психологическая наука инженерная психология изучает психологические процессы и свойства человека, выясняя, какие требования техническим устройствам вытекают из особенностей человеческой деятельности, т.е. решая задачу информационного приспособления техники и условий труда к человеку.
Как техническая наука инженерная психология изучает культы ( панели ) управления технических устройств, процессы и алгоритмы их функционирования для выяснения требований, предъявляемых психологическим и физиологическим особенностям человека-оператора.
Таким образом конечной целью инженерной психологии является обеспечение эффективного информационного взаимодействия человека-оператора с техническим средством, повышение производительности труда путем гуманизации техники и технологий.
Главной задачей инженерной психологии является разработка оптимальных методов и средств разрешения противоречий между технологическими процессами и техникой с одной стороны, и трудовой деятельностью человека с другой.
Основные задачи инженерной психологии.
1. Анализ функций человека в системе «Человек-машина», изучение структуры и классификация деятельности оператора.
2 стр., 895 слов
Предмет и объект возрастной физиологии человека и психологии
Предмет и объект возрастной физиологии человека и психологии.Выполнил Студент гр. БЗ 113 СТГ Волкова А.В. Руководитель В.В. Чиж г. Березовский 2009г. 1. Строение и функции системы крови Под системой крови понимают совокупность органов, тканей и некоторых физиологических процессов, которые обеспечивают образование крови и ее функционирование. В эту систему входят: • органы, где происходит …
2. Изучение процессов преобразования информации человеком-оператором, которая включает: Прием информации, Переработку информации, Принятие решения, Осуществление управляющей деятельности.
3. Разработка принципов построения рабочих мест оператора.
4. Изучение влияния психологических факторов на эффективность СЧМ.
5. Разработка принципов и методов проффесиональной подготовки операторов, которая включает: Проффесиональный отбор, обучение, тренировку, формирование коллектива.
6. Инженерно-психологическое проектирование и оценка СЧМ.
В более конкретном плане проблематика инженерной психологии может быть разделена на ряд направлений:
1. Методологическое, включающее в себя определение предмета и цели исследования, разработка методов и принципов исследования и установление места инженерной психологии в системе наук.
2. Психофизиологическое, включающее в себя характер оператора, анализ деятельности оператора и изучение состояний оператора.
3. Систематическое, разработка принципов построения элементов СЧМ, проектирование и оценка СЧМ, и оценка надежности и эффективности СЧМ.
4. Эксплуатационное, включает проффесиональную подготовку операторов, психологическое обеспечение научной организации труда и разработку методов повышения работоспособности операторов.
Строение нервной системы
Материальной основой психического выступает головной мозг, по этому большое значение в познании психики человека имеют знания по физиологии человека, головного мозга и высшей нервной деятельности.
Задачи нервной системы человека
1) Координация органов тела и физиологических систем организма. 2) Взаимодействие организма как целостной системы со средой.
Строение нервной системы
1) Первичным элементом нервной системы является нейрон — нервная клетка. Её функциями являются: проведение нервных импульсов от рецепторов к центральной нервной системе ( Ц Н С ); проведение нервных импульсов от ЦНС органам движения и проведение нервных импульсов от одного участка ЦНС к другому. 2) Нервная система делится на центральную (головной, промежуточный и спинной мозг) и периферийную (нервная система участков всего тела и внутренних органов человека.
Часть ЦНС и периферийной, регулирующей внутренние органы и части организма, называют вегетативной нервной системой. Другая часть нервной системы, которая обеспечивает взаимодействие органов со средой, называется Анимальной нервной системой.
13 стр., 6391 слов
Значение раздражений внешней среды для развития функциональных систем мозга.
… чихание, дыхание, сердцебиение). Значение раздражений внешней среды для развития функциональных систем мозга. У человека имеется свой рано созревающий набор функциональны систем,т.е. свой системогенез. … у него срыв нервной деятельности. Для детей раннего возраста сверхсильными раздражителями могут оказаться хотя и безобидные, но незнакомые объекты: новый человек, гром, сильный …
Строение головного мозга
Человеческий мозг состоит из 25 миллиардов нейронов, которые представляют собой серое вещество. Мозг покрыт оболочками: твердой, мягкой и паутинной (по её каналам циркулирует так называемый «ликвор», который является спинномозговой жидкостью и является амортизатором, защищающим головной мозг от ударов).
Конечный мозг протянулся от затылочной до лобной кости. В нем различают два больших полушария. Он отличается от других отделов мозга наличием большого количества извилин и борозд.
Полушария различают доли (теменную, лобную, затылочную, височную), кору и подкорку.
Правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое правой. Они дополняют друг друга.
Кора головного мозга это поверхностный слой толщиной в 3 мм, покрывающий полушария. Он состоит из вертикально ориентированных нервных клеток с отростками.
Функции коры головного мозга: височная доля — слух и обоняние; затылочная доля — зрение; теменная — осязание и вкус; лобная — речь, движение, сложное мышление.
Каждый нейрон (серое вещество) имеет до 10 000 контактов с другими нейронами.
Белое вещество головного мозга — это нервные волокна. Внутри полушарий мозга находятся скопления серого вещества. Его функции — передача информации. Конечный мозг управляет всеми важными для жизни человека процессами, и нашими интеллектуальными способностями.
Промежуточный мозг состоит из гипоталамуса, метоталамуса, таламуса и эпиталамуса.
Таламус — это посредник, в котором все полученные раздражения направляются в полушария мозга. Его часто называют «зрительным бугром». Благодаря ему организм быстро приспосабливается к изменяющийся внешней среде.
Гипоталамус — это подкорковый центр, в котором происходит регуляция вегетативных функций. Он регулирует бодрствование и сон, формирует питьевое и пищевое поведение.
Задний мозг состоит из расположенного спереди моста, и находящегося позади него мозжечка. Мост имеет вид белого толстого валика. От функционирования мозжечка зависит наша координация движений.
Средний мозг — в нем расположен центр ориентировочного рефлекса, обеспечивающий поворот тела в сторону резкого шума.
Продолговатый мозг являет собой продолжение спинного мозга. Этот мозг отвечает за координацию движения, равновесие, регуляцию обмена веществ, кровообращение и дыхание.
Цель и задачи, изучение практического трудового процесса
Достижением главной цели является обеспечение эффективной работы схемы — человек и техника. Для этого необходима теоретическая и практическая база, изучение на базе комплекса наук. Инженерная психология — наука, которая изучает технические характеристики труда и трудовую активность работника с целью улучшения.
Для улучшения технологической стороны рабочего процесса необходимо:
- минимизировать время выполнения отдельных трудовых операций;
- исключать ошибки в трудовом процессе;
- сократить риски, связанные с выполнением деятельности;
- сохранить работоспособность, сократить энергозатраты во время трудового процесса.
Для улучшения условий, стимулирующих нормальную рабочую деятельность, необходимо:
- рационально использовать пространство;
- соблюдать соответствие сложности техники и уровня подготовки;
- устранять вредные факторы среды;
- повышать надежность механизмов;
- улучшать эстетический вид устройств.
Помимо улучшения условий производства, для стимуляции операторов необходимо улучшать социальные условия, вырабатывать позитивную мотивацию к труду.
К задачам психологов, изучающих специфику труда, относятся теоретические и практические задачи. Теоретическая отрасль занимается изучением человека, психических свойств, психофизиологического состояния, особенности трудовой деятельности. Исследования направлены на выяснение особенностей психологических процессов работников, обработке информации при управлении техникой, изучение регуляторных функций. Практическая отрасль исследует взаимодействие человека с техникой. Ее предмет — согласование, приспособление оператора к агрегатам, грамотное распределение рабочих функций.
Уровни функциональной активности
Нервная система человека и ее отдельные части могут иметь три уровни функциональной активности:Первый уровень — состояние относительного функционального покоя, характеризуется отсутствием выраженных проявлений какой-то активности, но при этом протекают процессы обмена веществ на уровне, необходимом для поддержания жизнедеятельности, и готовые среагировать в нужный момент.Возбуждение — процесс повышенной активности в результате воздействия на организм каких-то факторов и раздражителей. По источнику они могут быть внешними или внутренними.Торможение — процесс торможения, процесс ослабления или прекращения функциональных отправлений нервной системы, ведущей к нарушению, угасанию связей в нервной системе. Особой формой торможения является запредельное торможение, вызываемое чрезмерной силой раздражителя. При этом возбуждение в определенных центрах максимально усиливается, переходит в свою противоположность — торможение, что является своеобразным защитным организмом нервной системы, охраняющим её от разрушения в экстремальных ситуациях. Для человека сила раздражителя определяется не только его физическими особенностями, но и степенью значимости для данного человека.
Характеристика процесса принятия решения
Частные задачи |
Методы их решений |
Соответствующие психические процессы |
Виды решений |
Обнаружение сигнала |
Информационный поиск по полю |
Перцепция | Решение о наличии или отсутствии сигнала |
Различение |
Информационный поиск по отдельным признакам |
Перцепция | Решение о различии или сходстве сигналов |
Опознание (идентификация) сигнала |
Сопоставление с эталоном |
Перцепция, долговременная и оперативная память | Решение о типе, виде сигнала |
Интерпретация, декодирование (идентификация) ситуации |
Сопоставление с концептуальной моделью | Долговременная и оперативная память, оперативное мышление | Решение о ситуации |
Выбор стратегии | Сопоставление с целью и алгоритмами управления | Долговременная и оперативная память, оперативное мышление | Решение о стратегии воздействия на систему (программа) |
Построение плана действий | Сопоставление с имеющимися возможностями | Долговременная и оперативная память, оперативное мышление | Решение о конкретных действиях (рабочий план) |