Не взрослость, а «формирующаяся зрелость». ученые выделили новый период в жизни людей

§ 1. Взрослость как психологический период

Период взрослости
—наиболее продолжительный период
онтогене-

за (в развитых
странах составляет три четверти
человеческой жиз-

ни). Обычно выделяют
три подпериода, или три стадии взрослости:

—ранняя взрослость
(молодость),

—средняя взрослость,

—поздняя взрослость
(старение и старость).

Понятие взрослости
и критерии достижения взрослости.

Учитывая многомерность
процесса развития и гетерохронность
дос-

тижений в разных
сферах, можно выделить множество
признаков

взрослости1:

—новый характер
развития, теперь в меньшей степени
связан-

ный с физическим
ростом и быстрым когнитивным совершенство-

ванием;

—способность
реагировать на изменения и успешно
приспосаб-

ливаться к новым
условиям, позитивно разрешать противоречия
и

трудности;

—преодоление
зависимости и способность брать
ответствен-

ность за себя и
других;

—некоторые черты
характера (твердость, благоразумие,
надеж-

ность, честность
и умение сострадать и др.);

—социальные и
культурные ориентиры (роли, отношения

и т.д.) для определения
успешности и своевременности развития
во

взрослости.

Понятия ≪взрослость≫
и ≪зрелость≫ не тождественны. Зре-

лость —это самый
социально активный и продуктивный
период

жизнедеятельности;
это период взрослости, когда может
осущест-

виться тенденция
к достижению наивысшего уровня развития
ин-

теллекта и личности.
Древние греки называли этот возраст и
состоя-

ние духа ≪акме≫,
что означает ≪вершина≫, высшая ступень,

цветущая пора.

В теории Э.
Эриксона зрелость
—это возраст ≪совершения дея-

ний≫, наиболее
полный расцвет, когда человек становится
тождест-

венным самому
себе2.
Главные линии развития человека средних

лет —это
генеративностъ, производительность,
созидательность

1 См.:
Крайг Г. Психология развития. С. 647 —653.

2 См.:
Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

284 Раздел пятый.
Онтогенетическое психическое развитие
человека…

(в отношении вещей,
детей и идей) и неуспокоенность —стремле-

ние стать как можно
лучшим родителем, достичь высокого
уровня в

своей профессии,
быть неравнодушным гражданином, верным
дру-

гом, опорой близким.

Работа и забота
—добродетели зрелых людей. Если личность

оказывается
≪успокоенной≫ в каком-либо отношении,
то начинает-

ся застой и
деградация, которые проявляются в
инфантильности и

самопоглощенности
—в излишней жалости к себе, в потакании
сво-

им прихотям.
Успешное разрешение конфликта между
неуспокоен-

ностью и застоем
в установке на преодоление проблем и
трудностей,

а не в бесконечном
сетовании на них.

В гуманистической
психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Род-

жерс и др.) центральное
значение придавалось процессу самореали-

зации, самоактуализации
взрослого человека.

По мнению А. Маслоу,
самоактуализирующиеся люди не огра-

ничиваются
удовлетворением элементарных
(дефицитарных) по-

требностей, но
привержены высшим, предельным, бытийным
цен-

ностям, среди
которых истина, красота, добро. Они
стремятся

достичь в своем
деле высот (или возможно более высокого
уровня).

На основе анализа
биографий ряда самоактуализирующихся
лично —

стей (зрелых,
разумных) Маслоу обнаружил присущие им
качества:

более эффективное
восприятие действительности и более
комфорт-

ные взаимоотношения
с ней; принятие себя, других и природы;

спонтанность;
сосредоточенность на проблеме;
отстраненность (как

потребность в
уединении и самодостаточности);
независимость от

культуры и окружения;
постоянная свежесть оценок; социальное

чувство; глубокие,
но избирательные социальные взаимоотношения;

демократический
характер; нравственная убежденность;
невраж-

дебное чувство
юмора; креативность. Чтобы совершенствоваться,

продвигаться в
направлении самоактуализации, нужно
помнить

прежде всего, что
это продолжающийся процесс, требующий
упор-

ного труда над
собой:

—необходимо
стремиться самозабвенно отдаваться
пережива-

ниям, раскрывая
свою человеческую сущность взамен
демонстрации

позы, маски,
психологической защиты;

—в каждый момент
жизни делать выбор, ведущий к лич-

ностному росту,
через преодоление страха и стремления
к без-

опасности;

—прислушиваться
к внутреннему голосу, дать возможность

проявиться своей
самости, начиная с самых простых вещей
(вроде

доверия своему
собственному вкусу при оценке кушанья
или на-

питка) ;

О ВЗРОСЛОСТИ И ЗРЕЛОСТИ

В акмеологии, как было показано выше основным объектом изучения
выступает взрослый человек. Именно происходящие изменения на этом
отрезке жизненного пути человека как сложнейшего природного
существа — индивида, как продукта общественных отношений —
личности, как субъекта деятельности, прежде всего как
профессионала, — и вширь и вглубь исследуют акмеологи.

Их интересует, в частности, достижение человеком вершин в этих
трех его основных «ипостасях». Однако при этом среди других
проблем перед учеными встает проблема соотношения феноменов
взрослости и зрелости. Из повседневной жизни известно множество
случаев, когда те или иные люди, достигнув возраста
совершеннолетия, оказывались незрелыми ни физически, ни
духовно-нравственно, ни по своей готовности к трудовой
деятельности. В то же время та же жизнь дает нам примеры, когда
не достигший совершеннолетия человек, и в своем физическом
развитии еще далеко не набравший параметров физических
характеристик взрослой личности, обнаруживает высокую
духовно-нравственную зрелость. В условиях дореволюционной России,
во время Великой Отечественной войны имело место и существует в
теперешнее время множество случаев, когда еще далеко не достигшие
своего совершеннолетия дети и подростки трудились и трудятся как
взрослые зрелые люди.

Эти факты говорят о том, что взрослость и зрелость — это понятия
не тождественные.

Человек по количеству прожитых им лет может считаться взрослым
человеком, но физически зрелым его можно считать только в том
случае, если его конституция, состояние функционирования всех его
систем оказываются соответствующими статистически средним
показателям, типичным для нормального человека рассматриваемого
возраста, или превосходят их.

И соотношение между взрослостью человека как личности и зрелостью
его в этом качестве тоже непростое. Если человек, достигший
совершеннолетия, ведет себя в различных ситуациях в соответствии
с общечеловеческими нормами морали, и основные ценности жизни
стали его собственными ценностями, значит можно с уверенностью
говорить об его личностной зрелости. В других случаях, когда он
одни нормы соблюдает, а другие грубо игнорирует, одни ценности
поддерживает, а против других восстает, доказывая это своими
поступками, можно с полным правом утверждать, что он в личностном
отношении оказывается зрелым только частично.

И такое же неоднозначное отношение существует между взрослостью
человека как субъекта деятельности и, конечно, его как
профессионала и его зрелостью.

Если человек, проходя отрезок своего жизненного пути, который
принято называть взрослостью, с предельной самоотдачей овладевает
специальностью, а затем с полной ответственностью за результаты
своего труда работает как профессионал и, не останавливаясь на
уже достигнутом им, стремится выйти на уровень Мастера в своей
области труда, то это, конечно, все — показатели его зрелости как
субъекта деятельности.

Однако повседневная жизнь дает нам и другие примеры. Так, не
по-умному любвеобильные родственники продлевали своему ребенку
детство, когда он уже стал подростком, потом юношей, не заботясь
о выработке у него привычки к будничному трудовому усилию,
ответственного отношения к своему будущему как специалиста в
какой-то конкретной области. В результате, став взрослым по
паспорту, такой человек оказывается инфантильным в своем
отношении к труду (и не только к труду). Зрелость как
интегральное качество его как субъекта трудовой деятельности у
него оказывается не сформированной.

Все сказанное выше еще раз обращает нас к проблеме
содержательного наполнения психического феномена «зрелость», форм
его объективирования в реальном бытии человека и к еще более
сложной проблеме развития зрелости применительно к каждому
возрастному этапу жизненного пути человека.

| | | | 4 |
| | | | | | | | | | | | | …

Кто такие кидалты?

Этот термин стал востребованным в последний десяток лет. Кидалт – ребенок в теле взрослого. Он соблюдает социальные приличия: ходит на работу, заводит отношения. Но спектр его увлечений родом из детства.

Еще одно название подобного состояния – «синдром Питера Пена». Кидалты обожают компьютерные игры, комиксы, мультфильмы, книги из серии «Янг Эдалт», бесполезные дорогие игрушки и девайсы.

Каждый может распоряжаться деньгами и временем как угодно. Вы еще докажите, что фильмы Марвел хуже рыбалки. Проблема кидалтов не в увлечениях.

Многие из них не хотят заводить семьи, детей, брать на себя взрослые обязательства. Столкновение с реальной жизнью заставляет их скорее бежать домой, чтобы отдохнуть в красочной виртуальности, где не нужно ничего решать.

Именно это доставляет немало проблем их близким. Или оставляет 30-летних Питеров Пенов в одиночестве.

100%-го способа профилактики не существует. Но давайте поразмыслим логически: всему свое время. Может, стоит дать ребенку перебеситься в 16? Купите уже ему этих глупых книг, смешных футболок и приставку.

На это тяжко смотреть, но пусть насладиться по полной. Сутками в интернете, чипсы на столе и все такое. Возможно, к 30 ему все-таки надоест.

Нельзя пройти этот этап вместо ребенка. Будьте рядом: на расстоянии вопроса, звонка, вытянутой руки. Любите вашего подростка вместе с его свободой. Тогда, шатаясь по Большому Миру, он всегда будет помнить дорогу домой.

Разобраться в том, что такое взросление – не сложно. А вот прожить этот процесс тяжело. Взросление идет через кризис. Помните, как это? Все бесит, все не так, а в голове – вопросы о смысле жизни.

Трансформирующий опыт

Во взрослой жизни люди часто начинают акцентировать внимание на том, чего им не хватает. Уильямс Браун, автор книги Adulting, в 20 лет была сосредоточена на своей карьере

Несмотря на это, она ловила себя на том, что она с сожалением наблюдает за своими ровесниками, которые завели семью и детей:

Сейчас Уильямс Браун 31 год, и она недавно вышла замуж. Я спросила ее, чувствует ли она себя сейчас более взрослой, достигшей своих целей.

Пожалуй, самым трансформирующим опытом для перехода ко взрослой жизни считается родительство. Это не означает, что бездетные люди не могут считаться взрослыми. Но вот для тех людей, у кого дети есть, словно срабатывает тот самый переключатель. Дженсен Арнетт в своем интервью 1998 года сказал:

Если взрослением считать (по Берроу) комбинацию внутреннего чувства ответственности с убежденностью окружающих людей в том, что у тебя эта ответственность есть, рождение детей — это идеальная ситуация. Именно в этом случае ты чувствуешь себя взрослым, а другие люди уверены в этом.

Крайне важной валютой сегодня является чувство идентичности и цели, а дети дают и то и другое. Помимо рождения детей часто упоминается и обратная ситуация — уход за престарелыми родителями

Эти две ситуации при удачном стечении обстоятельств позволяют достигнуть взросления в короткий период. Но взрослеть не обязательно быстро — этот процесс может быть медленным и постепенным. Взросление — это не какое-то событие, о котором можно написать в Facebook и ждать поздравлений. Взросление происходит тихо

Помимо рождения детей часто упоминается и обратная ситуация — уход за престарелыми родителями. Эти две ситуации при удачном стечении обстоятельств позволяют достигнуть взросления в короткий период. Но взрослеть не обязательно быстро — этот процесс может быть медленным и постепенным. Взросление — это не какое-то событие, о котором можно написать в Facebook и ждать поздравлений. Взросление происходит тихо.

Суть периода

Взрослость – период трудовой деятельности и построения семьи. Общение, труд, семья – основные виды деятельности, меняется только их соотношение. Притом общение проходит связующей нитью между двумя другими, оно редко выступает как самостоятельный вид.

К новообразованиям зрелости относится:

  • выстраивание стратегии жизни;
  • феномен «акме» (пик развития, активности и успехов личности);
  • поиск смысла жизни и следование ему;
  • новый интеллектуальный уровень (диалектическое мышление, способность самостоятельно формулировать проблемы);
  • родительство.

Все этапы взрослости похожи друг на друга (работа и семья), потому их часто рассматривают в одном контексте. Между тем выделяется три кризисных этапа взрослости – 30 лет, 40 лет и 50 лет. Кризис 30 и 40 лет – это поиск смысла жизни, оценка прожитых дней, корректировка жизненных планов, осознание утраты молодости, сомнения в правильности прожитого пути и целесообразности следования по нему. Подробнее о кризисах среднего возраста читайте в статье «Средний возраст и кризис у мужчин и женщин».

Период взрослости, особенно поздней взрослости, изучен меньше, чем, например, подростковый или юношеский. Дело в том, что в зрелости человек уже сформирован как личность, а возрастная психология часто пересекается с педагогикой, разбирая вопросы развития и воспитания. В зрелом возрасте речь может идти только о перевоспитании и самовоспитании, а это уже другая работа. В плане же развития личности и ее становления в зрелости уже мало что влияет на человека. Однако в последнее время интерес психологов к этому возрастному периоду вырос, но пока имеется мало теоретических и практических данных.

Ранняя взрослость, или молодость

Этап завершения профессионального обучения и окончательного вхождения во взрослую жизнь. Личность переходит от накопления знаний, умений и навыков к практическому применению. К особенностям этого периода относится:

  • стабилизация личности (психологическая, финансовая, моральная и т. д.);
  • осознание главных жизненных интересов, расстановка приоритетов, познание себя;
  • полное отлучение от родительской опеки, самостоятельное построение жизни;
  • нацеленность на будущее, активность ради будущей хорошей жизни.

Успех этого периода и благополучное разрешение кризиса во многом зависит от правильности выбранной профессии. В противном случае человек оказывается дезориентированным, растерянным и напуганным. При неблагоприятном раскладе человек продолжает от кого-то зависеть материально, а значит и морально; взгляды на будущее пессимистичны; отношение к себе негативно.

Средняя взрослость, или зрелость

Период пика профессиональной и личностной самореализации, развития. Если на предыдущем этапе индивидуально-личностные особенности «устаканивались», то тут они «консервируются» и на всем дальнейшем жизненном пути остаются без значительных изменений.

Зрелость условно разделяют еще на два периода: ранней зрелости (40-49 лет) и поздней (50-60). Для ранней зрелости характерно:

  • подведение итогов жизни (нацеленность на будущее угасает, большее значение отводится настоящему и прошлому);
  • переосмысление прожитых дней, анализ соответствия настоящей жизни и планов с действиями из юности и молодости;
  • осознание ограниченности собственных возможностей (времени и здоровья в том числе);
  • уменьшение уровня притязаний (не всегда, но часто).

Выраженность и глубина кризиса зависит от разницы образа идеальной жизни для личности и образа реальной жизни. Чем сильнее несоответствие и фрустрация от несбывшихся ожиданий, тем сильнее кризис.

Как правило, на этот же период приходится противоречивое снижение самооценки и ощущение человеком себя как снова молодого, находящегося в начале пути, то есть меняется восприятие возраста.

Поздняя зрелость – этап принятия возраста и опыта, прекращение попыток омоложения (хотя омоложение действительно происходит при осознании правильности и осмысленности пути), максимальное раскрытие потенциала личности. Психологически это проявляется:

  • полным избавлением от комплексов;
  • полным и адекватным пониманием своих интересов, приоритетов, способностей, места в жизни;
  • ориентацией на настоящее, а не на прошлое или будущее;
  • стремлением максимально самореализоваться и ощутить окружающий мир (понять его, увидеть, почувствовать).

Поздняя взрослость

Поздняя взрослость – альтернативное название периода старости. Подробнее об этом читайте в статье «Возрастные кризисы старости в психологии – краткое описание, что это, симптомы, как пережить».

Взросление как телесная зрелость

Еще один из способов измерить уровень взросления — это телесная зрелость. Ведь должна же быть какая-то точка в развитии, после которой мы прекращаем телесно развиваться и становимся взрослым организмом? Однако и это зависит от единиц измерения. Сексуально люди становятся зрелыми после пубертатного периода, который может начаться в возрасте 8–13 лет для девочек и 9–14 лет для мальчиков, и всё это — варианты нормы.

К тому же простое достижение половой зрелости не означает прекращение роста и развития. Кстати, в течение столетий критерием зрелости служило физическое развитие (а если конкретнее — развитие скелета).

Куда уходит детство

Профессор Гриффин предлагает взглянуть на проблему детства и взросления с другой стороны и задать совсем иной вопрос: не «Когда можно считать меня взрослым?», а «Когда можно считать меня ребенком?».

Все так переживают за то, что молодежь слишком поздно взрослеет. Почему мы не волнуемся о тех, кто становится родителями в 15? Или за тех, кому приходится ухаживать за умирающими родителями еще ребенком? Порой случается так, что человеку приходится играть роль взрослого тогда, когда он еще к этому не готов. Интересно, такие люди переживают период формирующейся зрелости?

Эта привилегия может сработать по-разному: кто-то проедет весь мир в погоне за работой своей мечты, а кто-то спокойно поживет в родительском доме, чтобы немного поразмышлять.

Взросление не всегда бывает желанным. Независимость может превратиться в одиночество. Ответственность может обернуться стрессом и тревогой.

Минтц пишет о том, что некоторым образом взросление несколько обесценилось в культуре:

В сравнении с романами XIX столетия, полных томительного ожидания взросления, романы второй половины XX века полны разочарования. В них сквозит вопрос: а хотим ли мы становиться взрослыми?

Как узнать взрослого человека?

Взрослость – это не цифра в паспорте. Наличие или отсутствие этого документа тоже ничего не значит. Мы же о психологии говорим, а не юридическую ответственность обсуждаем.

• сами отвечают за свою жизнь;

Зрелые люди самостоятельно принимают решения и воплощают их. При необходимости могут отстоять и аргументировать свой выбор.

Это касается всех аспектов: от выбора цвета носков до подбора ВУЗа, работы, партнера, друзей.

К чужому мнению взрослые прислушиваются, но оно не является определяющим.

• способны обеспечить себя финансово;

Не обязательно пахать 24/7. Однако, если придется, взрослый человек от этого не разрушится ни физически, ни морально. Он сам подберет работу, сможет прокормить себя и свою семью.

• могут найти работу;

Они не ждут звонка, блата или удачной вакансии директора без опыта работы. Место взрослого – у штурвала собственной жизни. Он либо быстро организовывает нужные звонки и блат, либо не менее эффективно справляется своими силами.

Взрослые люди понимают, что работа их не определяет. Поэтому в сложной ситуации они могут согласиться на не подходящую должность. Они уверены в своих силах и понимают, что переквалификация из профессора в продавца – временное решение.

• легко организовывают досуг;

Одна из характеристик взрослой жизни: постоянно хочется спать. Но выспавшись, сформированные личности способны развлечь себя. Им не нужно колесить по клубам, чтобы поднять настроение. Они умеют по-разному взаимодействовать с собой.

Сегодня – танцы до потери сознания, завтра – йога и массаж, послезавтра – мастер-класс по гончарству. Уметь заботиться о себе, слышать свои потребности –это про взрослость.

• планируют свою жизнь;

Жить в хаосе или по строгому расписанию – выбор каждого. Хотя долгосрочное планирование – это явный признак серьезной личности.

Взрослые знают, чего хотят от жизни. Поэтому романы, дети, переезды и кругосветные путешествия у них случаются по их собственному желанию. При этом окружающим перемены часто кажутся внезапными.

• осознают последствия поступков;

Они умеют прогнозировать варианты развития событий и прорабатывать их. «Если не сдам экзамены, то не поступлю в ВУЗ. Что делать тогда: искать работу или учиться на онлайн-курсах? Надо ли поступать через год?»

• берут ответственность за близких.

Не сливаться при трудностях – это тоже суперсила взрослого человека. Такие хомо сапиенсы не бросают детей, близких родственников, друзей.

Они умудряются балансировать между внушительной помощью (временем, деньгами, участием) и сохранением собственных границ. Отдавать последние кеды на благотворительность – это не сила, это запрос к психотерапевту.

Легкое взросление как историческая аномалия

Исследователь образования Роберт Хевигхерст утверждал, что существуют некоторые вполне конкретные «задачи развития», которые необходимо решить: найти партнера, научиться с ним / с ней жить, завести семью, воспитать детей, получить профессию, обзавестись домом. Это традиционные взрослые роли, которые можно увидеть в любом семейном ситкоме и которые, как считается, современная молодежь не разделяет и не ценит.

Хевигхерст разрабатывал свою теорию развития в 40–50-е годы, поэтому она ожидаемо была продуктом своего времени. Экономический послевоенный бум приблизил взросление, сделал его доступным: молодым мужчинам хватало работы, а образования для многих должностей не требовалось, и на эти деньги вполне можно было прокормить семью. А общественные взгляды того времени давали приоритет необходимым признакам благополучия: работа, жена, дом, детишки.

Однако этот период был лишь исторической аномалией. Минтц пишет:

А чтобы жениться, многим молодым мужчинам приходилось ждать смерти отца, чтобы получить наследство. По крайней мере, сегодня свадьба не требует летального исхода одного из родственников.

Золотой век простого взросления долго не продлился. Уже с 1960-х возраст вступления в брак стал увеличиваться, а законченное среднее образование стало необходимостью. Общество до сих пор ценит старые маркеры, но для их достижения уже нужно стараться гораздо больше.

Дженсен Арнетт подмечает удивительную вещь:

Выживаем рядом со взрослеющим ребенком

Когда в семье обитает подросток (а лучше – несколько) жизнь слегка напоминает сидение на вулкане. Ты готов слушать прогноз погоды, звать всех шаманов, молиться… Да что угодно, лишь бы лавой пятую точку не обожгло.

1. смириться;

Дочь/сын выросли – сроднитесь с этой мыслью. Мы помним их сладкими пупсами, умиротворенно лежащими в памперс. А они уже – отдельные личности со своим неординарным взглядом на жизнь.

Дайте им новое место в семье – не наравне с родителями, но с правом принимать решения. Выбор куртки, университета, секции, репетитора, получение справки и оформление документов – со всем этим они уже справятся.

2. обсудить безопасность;

Mother Talking To Teenage Daughter About Contraception

В 15 начинать первый разговор о сексе поздновато. В этом возрасте дети уже не хотят беседовать с предками на острые темы. Если контакт не налажен, лучше оплатить лекцию секс-педагога или организовать ее в школе (совместно с администрацией).

Задача родителей – научить ребенка охранять собственные границы, говорить «нет» и предупредить насилие. «Принесешь в подоле – убью!» — плохое начало доверительной беседы.

Сексуальное воспитание – это не все. Придумайте семейный пароль, который можно непринужденно сказать по телефону при всех. Означает он только одно: «Приезжай срочно и забирай меня, дело плохо». Кодовая фраза может быть любой, но попросите ребенка выучить ее наизусть.

Подростки часто ищут себе приключений. Обсудите, как защитить себя в подворотне, куда бежать, кому звонить и что орать. Внушите ребенку мысль: «Возможно, я офигею от твоих фокусов, вероятно, я буду злиться. Но я ВСЕГДА на твоей стороне. Ты можешь прийти в любое время с любой проблемой».

3. разобраться со своими тараканами;

А вот грузить человека своими амбициями – излишне. Занимайтесь своей жизнью. Как раз кризис среднего возраста на подходе.

До трясучки хочется, чтобы сын стал врачом? Что в вашей жизни пошло не так, почему свои желания вы аккуратно сложили на плечи ребенка? Тянет в медицину – идите сами. Мед. Колледж быстро откроет вам двери в мир уколов, капельниц и родов.

4. много говорить;

Подросток согласен обсуждать с вами насущные проблемы? Возрадуйтесь, вам завидует полстраны. Пользуйтесь этим и говорите, говорите, говорите.

Без нотаций, пожалуйста. Делитесь опытом, рассуждайте вместе. Помните, как вы обсуждаете волнующие темы с друзьями? Нужно примерно так же: честно, но максимально корректно.

5. искать общие интересы.

Mother and son (13-15) playing with game controls, smiling

Подрастающие люди нуждаются в общении со своими взрослыми, хоть и тщательно скрывают этот факт. Предлагайте им совместный досуг: посмотреть кино, съездить к вам на работу, сходить на концерт.

Будьте готовы услышать отказ и примите его спокойно. А через время предложите что-то другое. Вы все еще глава семейной стаи и ответственность за отношения пока только на вас. Поэтому проявлять инициативу – это ваша рутинная задача.

Взросление сумасшедшими темпами стартует с переездом. Дочь вместо пятой палетки теней купила гречку по акции? Гордитесь, вы воспитали самодостаточного человека. Но если ребенок всю жизнь проведет под маминым крылышком, вы никогда об этом не узнаете.

Не обязательно съезжать навсегда, но попробовать самостоятельную жизнь на вкус – важный этап. В противном случае будет просто меняться место, где ребенок проводит день.

Сперва сад, потом школа, университет, затем офис. А ужин так и продолжит появляться сам, как и продукты в холодильнике. В таких условиях взрослеть можно до пенсии.

Взросление как зрелость мозга

Ситуация, когда молодые люди учатся до 21–22 лет, вполне соотносится с современными научными представлениями о развитии мозга.

В возрасте 22–23 лет наш мозг уже практически полностью сформирован, по утверждению Стейнберга, исследователя развития мозга и подросткового периода. Это не означает, что после достижения этого возраста мы уже не можем обучаться. Еще как можем! Нейропластичность остается с нами на протяжении всей жизни. Однако нейропластичность взрослого отличается от таковой у подростка, у которого идут мощные процессы образования новых и отмирания старых связей. Во взрослом возрасте всё еще возможны некоторые изменения, но нейронная структура уже не меняется.

Эпитеты к слову «взросление»

Быстрое, быстролётное, быстротекущее, быстротечное, вечное, далекое, короткое, мимолетное, наивное, невозвратимое, невозвратное, недолгое, недолговечное, незабываемое, неизгладимое, неповторимое, первое, полузабытое, прошедшее, раннее, туманное, утраченное, беззаботное, безмятежное, безоблачное, беспечальное, беспечное, беспокойное, благополучное, благородное, блестящее, бурное, веселое, взволнованное, вольное, горячее, дерзкое, дивное, жаркое, живое, жизнерадостное, здоровое, златое, золотое, искрометное, кипучее, кипящее, легкое, мятежное, мятущееся, нежное, неомраченное, пламенное, прекрасное, прелестное, пылкое, радостное, радужное, резвое, светлое, свободное, счастливое, тревожное, цветущее, чистое, чудесное, чудное, яркое, солдатское, фронтовое, жизненное, незабываемое, ласковое, тихое.Бедное, безотрадное, безрадостное, бесполезное, бесприютное, горестное, горькое, грустное, затруднительное, дурное, несчастливое, несчастное, омраченное, печальное, суровое, трудное, тяжелое, унылое, хмурое, безрассудное, безумное, беспутное, буйное, неразумное, нескладное, ошибочное, порочное, преступное, сложное, стеснённое, разгульное, хмельное, бездомное, голодное, горемычное, изуродованное, невеселое, нелегкое, обездоленное, рваное, сиротливое.

Афоризмы

«Если бы дети росли в соответствии с нашими ожиданиями, у нас вырастали бы только гении». Немецкий писатель Иоганн В. Гёте говорил о том, что родители слишком многого ждут от своих детей. Не всем суждено стать гениями, поэтому нужно снижать свои требования соответственно действительности.

«На этом свете меня огорчает только одно – то, что нужно становиться взрослым». Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери считал детство лучшей порой в жизни, поэтому с сожалением писал о неизбежном взрослении. Его всемирно известна притча-сказка «Маленький принц» стала гимном детству.

«Взрослея, мы становимся серьёзнее, и это, позволю себе заметить, первый шаг к тому, чтобы поглупеть»

Английский политик и поэт эпохи Просвещения Джозеф Аддисон говорил о том, что дети гораздо умнее взрослых, потому как с возрастом их интеллект ограничивается множеством условностей.

«Неосторожное слово – и ребёнок взрослеет, обманутая любовь – и человек ожесточается». Французский писатель Андре Моруа писал о том, что дети могут повзрослеть просто из-за неосторожного слова, которым их обидят

А разбитые чувства приводят к ожесточению, по его мнению.

«Стареть – это печально, но приятно взрослеть». Популярная французская киноактриса Бриджит Бардо говорила о том, что взросление – это приятное чувство. Человек становится мудрее, проще смотрит на жизнь и адекватно оценивает происходящие события.

«Каждый ребенок рождается божеством, а потом опускается до человека». Французская писательница Симона де Бовуар писала о том, что дети рождаются неиспорченными, поэтому их можно сравнить с божеством. Лишь с возрастом они обрастают пороками, свойственными каждому человеку.

«Повзрослеть стоит хотя бы для того, чтобы научиться по-настоящему любить». Французская киноактриса Ванесса Паради говорила о том, что в взросление есть свои определённые плюсы, например, человек узнаёт, что такое настоящая любовь.

«Ничто так не взрослит, как предательство». Русские советские писатели соавторы Братья Стругацкие писали о том, что человек резко становится взрослым только от страдания. Одним из способов такого взросления является предательство, которое ранит человеческую душу.

«Взросление – чертовски трудная штука! Гораздо легче перейти из одного детства в другое». Американский писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд говорил о том, что часто люди так не взрослеют, а просто переходят в другое детство. Таким личностям неведомо чувство ответственности и чувство стыда, они живут в собственное удовольствие.

 «Тайна и ложь – это то, что мы принимаем, став взрослыми». Британская писательница Джоан Кэтлинг Роулинг писала о том, что у взрослой жизни есть множество недостатков, по сравнению с детством. Например, человек узнаёт, что такое тайны и ложь.

Выводы

Агрессор знает мою эмоциональность и мою привычку реагировать по-детски.

Агрессоры прекрасно понимают, на кого можно нападать, а на кого нападать нельзя. В этом смысле именно я и моя психологическая незрелость стали причиной того, что меня используют.

Это к слову о своей ответственности

Обратите внимание, не вины! Вина за неэтичное поведение осталась на Агрессоре. Моей вины, в том, что он говорит про меня гадости, нет

Но есть причина, почему именно обо мне. И, зная эту причину, я могу управлять ситуацией. Вина же не даёт возможности изменить ситуацию, кроме как повиниться, попытаться как-то исправить и пообещать больше так не делать. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.