Индивидуальная психология по альфреду адлеру

Полярные теории ученика и учителя

Известно, что А. Адлер был учеником З. Фрейда. Точка зрения на психологию индивидуума Зигмунда Фрейда заключается в признании доминирующей роли рефлекторных желаний и имеет естественнонаучное обоснование. Интересно, что он, считаясь до сегодняшнего дня учителем последующих аналитиков и психологов, в вопросе взаимоотношения личности и общества не является основоположником одного из самых популярных учений. Оно было разработано его учеником Альфредом Адлером. На этапе становления и формирования собственных идей, посвященных анализу психологии индивида, Адлер опирался на позицию Фрейда. Однако со временем он создал не просто другую теорию, а совершенно противоположную.

Зигмунд Фрейд не терпел возражений, не допускал возможности пересмотра своей точки зрения, поэтому все его ученики рано или поздно уходили в самостоятельное плавание. Так, например, Юнг и Адлер, изменив своё отношение к гениальности и непревзойдённости Фрейда, ушли от него, демонстративно «хлопнув дверью».

Основным «камнем преткновения» стал различный взгляд на отношения индивидуума и общества. З. Фрейд считал, что личностью управляют бессознательные рефлексы и желания. «Самая глубокая и значительная область человеческого разума – это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавленны и вытеснены в область бессознательного. Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование» . Однако Адлер имел полярные взгляды. Он выдвинул гипотезу, что людьми в большинстве случаев движут социально обусловленные мотивы. Что за ихпоступками стоит врожденный социальный инстинкт, заставляющий отказываться от личных желаний в пользу общественных установлений.Основной спор между психологическими школами А. Адлера и З. Фрейда развернулся вокруг адлеровской концепции «мужского протеста», (одно из понятий индивидуальной психологии А. Адлера, обозначающее стремление ребенка преодолеть чувство неполноценности. Ощущение собственной слабости воспринимается ребенком как проявление женственности, а борьба против слабости как выражение мужественности. И мальчики, и девочки реагируют на свою слабость одинаково: ее признание означает действие по-женски, ее неприятие и протест – действие по-мужски. В основе «мужского протеста» не сексуальность, а социальная оценка) которую он представил на еженедельных встречах Венского психоаналитического общества в 1910—1911 годы

Оба светила психологии были близки в своих оценках важности сексуальной жизни человека, но А. Адлер (в отличие от З

Фрейда) не считал ее роль главенствующей.

Аналитическая психология, 1912

Ещё одним направлением, получившим свой старт в начале XX в. и имевшим интерес в профессиональной среде, является аналитическая психология психиатра и педагога из Швейцарии Карла Густава Юнга. В своих работах К. Юнг разлагает структуру личности на слои: персона, эго, тень, Анима у мужчин и Анимус у женщин, самость.

Цель человека, определяющая жизненный смысл и основную потребность, по теории К. Юнга, направлена на достижение самости путём прохождения сознательных слоёв (персона, эго) и бессознательных (коллективное бессознательное следует за индивидуальным). Самый верхний слой бессознательного – тень, т.е. двойник «Я», самый нижний – самость, т.е. реальное «Я». Именно К. Юнгу принадлежит разделение бессознательного на индивидуальное и коллективное. Таким образом, смысловым ядром аналитической психологии является вопрос индивидуации, то есть нахождение человеком самости как уникальной целостности, поскольку каждый индивидуум изначально имеет вектор на саморазвитие.

История создания

А. Адлер родился в предместье Вены в еврейской семье. В детстве он испытывал чувство соперничества по отношению к своему брату, часто и тяжело болел, а в возрасте пяти лет чуть не умер от пневмонии. Это повлияло на его выбор профессии врача. Окончив медицинский факультет Венского университета, он практиковал как врач — офтальмолог. Однако, вследствие его растущего интереса к деятельности нервной системы область занятий Адлера стала смещаться в сторону психиатрии и неврологии.

В 1902 году, увлечённый книгой Фрейда о толковании сновидений, он стал стремиться к научному сотрудничеству с ним. Вскоре Адлер примкнул к кружку Фрейда, который был создан для развития и распространения психоаналитических идей. Собрания проводились каждую среду у Фрейда дома, вплоть до 1908 года. Данный кружок быстро набирал популярность и расширялся, и к 1908 году было создано общество под названием «Венское психоаналитическое объединение». В 1910 году по предложению Фрейда Адлер его возглавил. Однако вскоре Адлер начал развивать идеи, противоречившие некоторым основным положениям Фрейда. В 1911 году на очередном собрании Фрейд подверг резкой критике взгляды Адлера, и тот отказался от поста президента общества и вскоре покинул его. В октябре того же года Адлер со своими сторонниками организовал свой собственный кружок — «Общество свободных психоаналитических исследований», в дальнейшем получивший название «Ассоциация индивидуальной психологии».

В 1912 году Адлер опубликовал работу «О нервном характере», обобщавшую основные концепции индивидуальной психологии; и основал «Журнал индивидуальной психологии», выпуск которого вскоре был прерван Первой мировой войной.

После Первой мировой войны он заинтересовался вопросами педагогики и попытался внедрить свои идеи из области психологии в практическую сферу. В 1919 году Адлер основал первую воспитательную клинику в рамках венской системы школьного образования, а затем и экспериментальную школу, реализующую его идеи. Через несколько лет в Вене было около 30 таких центров. Вскоре подобные клиники стали появляться в Голландии, Германии и США.

С конца 20-х годов он часто бывал в США, где выступал с научными докладами и лекциями, развивая свои идеи в области индивидуальной психологии. В 1935 году он переехал в США, где продолжал работать в качестве психиатра, одновременно занимая пост профессора медицинской психологии. Индивидуальная психология Адлера оказалась в центре внимания психологов в 50-е годы, значительно повлияв на формирование гуманистической психологии и нового подхода к проблеме личности.

Адлер стал основателем нового, социально-психологического подхода к исследованию психики человека. Именно в развитии новых идей своей концепции он и разошелся с Фрейдом. Его теория представляет собой совершенно новое направление, очень мало связанное с классическим психоанализом.

Основные положения концепции

Вероятно, индивидуальная психология Адлера во многом оформилась под влиянием биографии исследователя. Будущий психиатр родился в небогатой семье, рос физически слабым и несколько раз чудом избежал смерти. В то же время он постоянно искал общества ровесников, стараясь завоевать уважение в их кругу.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Каковы же основные принципы адлеровской теории? Во-первых, основатель индивидуальной психологии утверждал, что личность целостна. В отличие от Фрейда, который делал акцент на расщеплении личности, подчеркивал наличие в ней борющихся сил, Адлер говорил о том, что сознательное и бессознательное не противостоят друг другу. Личность демонстрирует единство во всех своих, на первый взгляд, не связанных желаниях, стремлениях и чувствах.

Рекомендуем: Классический психоанализ Фрейда

Во-вторых, Адлер отмечал наличие осознанного творческого начала, которое способно менять направление развития личности. Творческое «Я» формирует то, что автор концепции назвал жизненным стилем — совокупность привычек, вкусов, способов поведения, особенности постановки целей и их достижения. Такой взгляд, безусловно, означает ответственность человека за собственную жизнь, предоставляет ему большие возможности, но и накладывает большие обязательства.

В-третьих, Адлер, не соглашаясь с Фрейдом, утверждал, что жизнь вовсе не подчинена поиску удовольствий. Как полагал автор концепции индивидуальной психологии, мотивационной силой становится стремление человека к идеалу, движение от несовершенства к совершенству.

В целом теория личности Адлера имеет трехчастную структуру, базируется на трех факторах.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

  • Чувство общности.
  • Чувство собственной значимости.
  • Чувство неполноценности.

Эти факторы рассматриваются как взаимосвязанные и взаимозависимые, однако проанализировать можно и каждый в отдельности.

Рекомендуем: Как преодолеть свои комплексы?

Развитое чувство общности выступает не только как основа удачных межличностных отношений, но и как стимул создания культурных и социальных ценностей. Оценить чувство общности можно по трем направлениям, вернее, как говорил Адлер, по тому, как решаются жизненные задачи в этих трех направлениях.

  • Отношение к противоположному полу.
  • Отношение к труду.
  • Отношение к окружающим.

Стремление к собственной значимости в структуре личности заставляет ее постоянно искать самоутверждения. В норме это стремление должно выражаться в достижениях в труде и творчестве, при неадекватном удовлетворении оно может перерасти в комплекс превосходства, особенно если чувство общности развито слабо.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Что такое гиперкомпенсация?

Произойти это может в силу разных причин: принадлежности к недооцениваемому меньшинству (например, по половому признаку), ошибок воспитания, неблагоприятных условий жизни, дефектов развития. В норме чувство неполноценности должно подталкивать человека к саморазвитию и достижению целей.

Творческое Я

Творческое «Я»

Адлер, как и Фрейд, подчеркивал важность раннего опыта в формировании личности взрослого человека

Главным конструктором теории Адлера является концепция творческого Я, по отношению к которой все остальные конструкты занимают подчиненное положение. Ученый утверждал, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Люди ответственны за то, кем они становятся и как себя ведут. Отвечая за цель жизни, творческая сила определяет метод достижения цели и способствует развитию социального интереса. Она же влияет на восприятие, память, фантазии, сны и делает человека свободным индивидом.

Адлер не отрицал влияния на формирование личности наследственности и окружения, но, люди есть нечто большее, чем результаты действия наследственности и окружающей среды. Наследственность и окружение человек использует как строительный материал для формирования здания личности, но со своим собственным стилем.

Творческая сила является результатом долгой истории эволюции, а люди, обладая ею, поэтому и являются людьми. Люди – хозяева собственной судьбы.

лекция 5.doc

Лекции по дисциплине «психотерапия»

Раздел 2. Виды и типы психотерапии.Лекция 5. Психотерапия, основанная на индивидуальной психологии А. Адлера. План

  1. Основные положения индивидуальной психотерапии.
  2. Теоретические основы психотерапии А.Адлера
    1. 1.

групповой психотерапии

  • выявление травматического опыта, явившегося отправной точкой развития невроза;
  • исследование фиктивной цели и ошибочных апперцептивных схем, анализ аранжировок конечной цели;
  • развитие социального интереса.
    1. Цель психотерапии А.Адлера – вернуть человека в человечество. Задачи – развитие социального чувства: развитие кооперативного поведения, определение жизненных целей (работа, дружба, любовь), коррекция жизненного стиля. Три основных аспекта терапии: понимание специфического стиля жизни, помощь в понимании самого себя, усиление социального интереса. Пять источников достоверного изучения личности: – ранние детские воспоминания; – сновидения и грезы; – порядок рождения ребенка в семье; – трудности детства; – характер экзогенного фактора, обусловившего данное нарушение или болезнь.

^ Методы психотерапии. Интервью, метод ранних воспоминаний, качественный анализ ранних воспоминаний, анализ сновидений, опросники и анкеты, анализ неблагоприятных ситуаций в детстве.

  1. любое поведение происходит в социальном контакте;
  2. развитие восприятия себя частью большего социального целого, чувства социальной вовлеченности, желания внести свой вклад в общественную жизнь на общее благо – социальный интерес;
  3. поведение может меняться на протяжении всей жизни человека в соответствии с требованиями ситуации, с целями, присущими его стилю жизни;
  4. становление – это жизнь человеческой души;
  5. на протяжении жизни человек сталкивается с альтернативами;
  1. отношения – создание и поддержание «хороших» отношений;
  2. анализ – раскрытие динамики пациента, его стиля жизни, его целей, того, как они влияют на ход его жизни;
  3. интерпретация полученных данных (сновидений), кульминацией которой является инсайт;
  4. переориентация начинается с предварительного, мягкого или энергичного убеждения пациента, что изменение необходимо в его же интересах.
    1. Литература. Основная литература.
  1. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  2. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – М.:Эксмо, 2008.
  3. Настольная книга практического психолога. / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. – М.: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ; СПб.: Сова, 2008.
    1. Дополнительная литература.
  1. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. – М., 1995.
  2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М. 1995.
  3. Сидоренко Е.В. Экспериментальная групповая психология. – СПб., 1993.
  4. Адлер А. Индивидуальная психология./ История зарубежной психологии. 30-60-е годы XX в. (тексты). – М., 1986.
  5. Вительс С. Фрейд: его личность, учение и школа. Глава Х. А.Адлер. – Л., 1991.
  6. Дрейкурс Р., Золц В. Счастье вашего ребенка. – М., 1986.
  7. Кристенсен O.K., Томас К.Р. Дрейкурс и поиски равенства. – М., 1992.

Поиск по сайту:  

История создания

А. Адлер родился в предместье Вены в еврейской семье. В детстве он испытывал чувство соперничества по отношению к своему брату, часто и тяжело болел, а в возрасте пяти лет чуть не умер от пневмонии. Это повлияло на его выбор профессии врача. Окончив медицинский факультет Венского университета, он практиковал как врач — офтальмолог. Однако, вследствие его растущего интереса к деятельности нервной системы область занятий Адлера стала смещаться в сторону психиатрии и неврологии.

В 1902 году, увлечённый книгой Фрейда о толковании сновидений, он стал стремиться к научному сотрудничеству с ним. Вскоре Адлер примкнул к кружку Фрейда, который был создан для развития и распространения психоаналитических идей. Собрания проводились каждую среду у Фрейда дома, вплоть до 1908 года. Данный кружок быстро набирал популярность и расширялся, и к 1908 году было создано общество под названием «Венское психоаналитическое объединение». В 1910 году по предложению Фрейда Адлер его возглавил. Однако вскоре Адлер начал развивать идеи, противоречившие некоторым основным положениям Фрейда. В 1911 году на очередном собрании Фрейд подверг резкой критике взгляды Адлера, и тот отказался от поста президента общества и вскоре покинул его. В октябре того же года Адлер со своими сторонниками организовал свой собственный кружок — «Общество свободных психоаналитических исследований», в дальнейшем получивший название «Ассоциация индивидуальной психологии».

В 1912 году Адлер опубликовал работу «О нервном характере», обобщавшую основные концепции индивидуальной психологии; и основал «Журнал индивидуальной психологии», выпуск которого вскоре был прерван Первой мировой войной.

После Первой мировой войны он заинтересовался вопросами педагогики и попытался внедрить свои идеи из области психологии в практическую сферу. В 1919 году Адлер основал первую воспитательную клинику в рамках венской системы школьного образования, а затем и экспериментальную школу, реализующую его идеи. Через несколько лет в Вене было около 30 таких центров. Вскоре подобные клиники стали появляться в Голландии, Германии и США.

С конца 20-х годов он часто бывал в США, где выступал с научными докладами и лекциями, развивая свои идеи в области индивидуальной психологии. В 1935 году он переехал в США, где продолжал работать в качестве психиатра, одновременно занимая пост профессора медицинской психологии. Индивидуальная психология Адлера оказалась в центре внимания психологов в 50-е годы, значительно повлияв на формирование гуманистической психологии и нового подхода к проблеме личности.

Адлер стал основателем нового, социально-психологического подхода к исследованию психики человека. Именно в развитии новых идей своей концепции он и разошелся с Фрейдом. Его теория представляет собой совершенно новое направление, очень мало связанное с классическим психоанализом.

Стремление к превосходству

Стремление к превосходству. Оно означает необходимость преодолевать самого себя, развивать свои способности и потенциально заложенные возможности.

Агрессию и волю к власти позже он начинает считать стремлением к превосходству, которое является врожденным и человек никогда от него не освободится. Для того чтобы осуществить свои человеческие возможности, это чувство надо воспитывать и развивать. Процесс начинается на пятом году жизни, когда идет формирование жизненной цели, как фокуса стремления к превосходству. Существуют варианты его проявления критерием, которых выступает социальный интерес. Этот врожденный инстинкт дает возможность отказываться от своих эгоистических целей ради целей общественных. Невротический путь развития характерен для низкого социального интереса и связан со стремлением к личному превосходству, желанию быть лучше всех.

Высокий социальный интерес указывает на стремление к конструктивному превосходству. Адлер считает, что социальный интерес является показателем психического здоровья.

Предмет индивидуальной психологии

Название теории Адлера «Индивидуальная психология» происходит от латинского слова individum (неделимый) и выражает идею цельности психической жизни людей, в частности, отсутствие границ и противоречий между сознанием и подсознание. Через поведение и жизненный уклад любого человека красной нитью проходит его жизненный стиль, направленный на реализацию жизненных целей (в более поздних работах — смысла жизни).

Цель, смысл и стиль жизни человека формируются в первые 3-5 лет и обусловлены особенностями семейного воспитания. Своим предметом изучения индивидуальная психология ставит освещение проблем души и тела.

Ссылки

  • Индивидуальная психология // Большой Энциклопедический словарь (рус.). — 2000. // Большой Энциклопедический словарь. — 2000.
  • Адлера индивидуальная психология // 1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг (рус.). // [dic.academic.ru/contents.nsf/enc_medicine/ Медицинская энциклопедия]
  • Б. Д. Карвасарский. Индивидуальная психология // Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер (рус.). — 2000. // Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб. : Питер : Б. Д. Карвасарский. — 2000.

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология — это направлении в психологии, возникшее в XX веке, предметом исследования которого стала здоровая творческая личность, цель которой самоосуществление, самоактуализация и рост.Основателями гуманистической психологии считаются А. Маслоу и К. Роджерс.

С точки зрения Абрахама Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации. Причем подобное активное стремление к раскрытию своих способностей и задатков, развитию личности и скрытого в человеке потенциала является наивысшей человеческой потребностью.

Правда, для того, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. Прежде, чем начинает «работать» потребность каждого вышележащего уровня, потребности нижележащих уровней уже должны быть удовлетворены.

Иерархия потребностей по Маслоу: 1) физиологические потребности (потребность в еде, питье, дыхании и т.д.);2) потребность в безопасности (чувства стабильности, порядка, защищенности, отсутствие страха и тревоги);3) потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной группе;4) потребность в уважении со стороны окружающих и в самоуваже­нии;5) потребность в самоактуализации.

Карл Роджерс известен прежде всего благодаря своему популярному в психотерапии методу под названием личностно-ориентированная терапия (психотерапия, центрированная на клиенте).

У Роджерса был свой особый подход к психокоррекции. Он исходил из того, что психотерапевт должен не навязывать свое мнение пациенту, а подводить его к правильному решению, которое последний принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям, начнет лучше понимать себя, а значит и окружающих.

Возлагая основную от­ветственность за происходящие во время лечения перемены не на тера­певта, а на клиента, Рождерс указывает на то, что человек, благодаря своему разуму, в состоянии самостоятельно менять характер своего поведения, заменяя нежелательные действия и поступки на более желательные.

По его мнению, мы вовсе не обречены вечно находиться под властью бессознательного или собственных детских переживаний. Личность человека определяется настоящим, она формируется под влиянием наших сознательных оценок происходящего.

Роджерс также разделял позицию Маслоу о присущей каждому потребности в самоактуализации, считая, что основной причиной неврозов является расхождение между тем, кем себя считает человек, и тем, каким он хочет быть.Стремление к самоактуализации, по Роджерсу, является главным мотивом деятельности человека. Хотя это стремление носит врожденный характер, его развитию могут способствовать (или, напротив, препятствовать) детские переживания и научение.

Другим ярким представителем гуманистической психологии является Гордон Олпорт.К важнейшим заслугам Олпорта относится то, что он одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Он утверждал, что каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл  черта.

Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и представляют собой врожденные, генотипические образования, а инструментальные — оформляют поведение и формируются в процессе жизни человека, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности, придает ей уникальность и неповторимость.

Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся системой. Он исходил из того, что человек прежде всего социальное, а не биологическое существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом.

Он доказывал, что в основе развития человеческой личности лежит как раз потребность взорвать равновесие, достичь новых вершин, т.е. потребность в постоянном развитии и совершенствовании.

Ссылки

  • Динкмейер, округ Колумбия, Пью, У.Л., и Динкмайер, округ Колумбия, мл. (1979). Адлеровское консультирование и психотерапия . Монтерей, Калифорния: Брукс / Коул.
  • Фолл, К.А., Холден, Дж. М., и Маркиз, А. (2002). Теоретические модели консультирования и психотерапии . Нью-Йорк: Бруннер-Рутледж.
  • Хоффман, Э. (1994). Стремление к себе: Альфред Адлер и основание индивидуальной психологии . Ридинг, Массачусетс: издательство Addison-Wesley Publishing.
  • Мосак, HH, и Ди Пьетро, ​​Р. (2006). Ранние воспоминания: метод и применение интерпретации . Нью-Йорк: Рутледж.
  • Оберст, UE, и Стюарт, AE (2003). Адлеровская психотерапия: продвинутый подход к индивидуальной психологии . Нью-Йорк: Бруннер-Рутледж.

Описание

В отличие от классического психоанализа, индивидуальная психология считает основой характера врожденное «социальное чувство», нуждающееся в воспитании. Главную роль в структуре и динамике поведения личности играет не бессознательное, а сознание человека, не биологические, а социальные мотивы. Люди как личности не являются беспомощными существами, жертвами или пассивными носителями своего прошлого опыта. Они активны и сами могут творить своё настоящее, а также относительно произвольно выбирать своё будущее. Важную роль в этом процессе играют интеллект и осознание человеком собственных ценностей и идеалов.
В отличие от фрейдовского либидо, основной движущей силой социальной активности человека, в индивидуальной психологии, являются его стремление к власти и комплекс неполноценности, глубоко укоренившийся в подсознании человека. Главными человеческими пороками, проистекающими из этого комплекса, выступают тщеславие и честолюбие, а добродетелями,- мужество и стремление к сотрудничеству.
Индивидуальная психология была популярна в странах Западной Европы и США в 20—40-х годах XX века и оказала значительное влияние на зарождение неофрейдизма.

Биография Альфреда Адлера

Альфред родился в небогатой многодетной семье еврейского происхождения. Он упорно боролся со своей физической слабостью. Когда только это было возможно, юный Альфред общался и играл с соседскими детьми, которые всегда охотно принимали его в свою компанию. Таким образом, он находил среди приятелей то ощущение признания и собственной ценности, которого его лишили дома

Влияние этого опыта можно проследить в последующей работе Адлера, когда он выделяет важность эмпатии и общих ценностей, именуя это социальным интересом, благодаря которому, по его мнению, человек способен реализовать свой потенциал и стать полезным членом социума

Бихевиоризм, 1912

Самым ранним направлением, сводящим психологию к рефлексам и имеющим значимость по настоящее время, является бихевиоризм. Предпосылками для его развития служат исследования американского психолога и педагога Эдварда Ли Торндайка над поведением животных, основу которых составляли проблемы навыка. В понимании психологии человека концепцию Э. Л. Торндайка перенёс американский психолог Джон Бродес Уотсон, в 1912 г. отразивший принципы нового направления психологии в своей статье . В России представителями бихевиоризма или поведенческой психологии считаются И. П. Павлов и В. М. Бехтерев, изучавшие рефлексологию.  

Изначальная методологическая позиция психологов данного направления заключается в предоставлении клиенту контроля над своими действиями, что позволяет добиться изменений в его поведении. Именно поведение, а не сознание, рассматривается как предмет психологии. Поведение характеризуется ответными движениями (реакциями) организма на внешние воздействия (стимулы) среды. Приверженцы бихевиорального направления в основу своей работы закладывают изучение условий возникновения, закрепления, исчезновения привычек и навыков. Такому подходу присущи научный прагматизм, контроль результатов и сведение сознания к физиологическим процессам, что служит поводом для критики со стороны представителей личностно-ориентированных направлений.

История создания

А. Адлер родился в предместье Вены в еврейской семье. В детстве он испытывал чувство соперничества по отношению к своему брату, часто и тяжело болел, а в возрасте пяти лет чуть не умер от пневмонии. Это повлияло на его выбор профессии врача. Окончив медицинский факультет Венского университета, он практиковал как врач — офтальмолог. Однако, вследствие его растущего интереса к деятельности нервной системы область занятий Адлера стала смещаться в сторону психиатрии и неврологии.

В 1902 году, увлечённый книгой Фрейда о толковании сновидений, он стал стремиться к научному сотрудничеству с ним. Вскоре Адлер примкнул к кружку Фрейда, который был создан для развития и распространения психоаналитических идей. Собрания проводились каждую среду у Фрейда дома, вплоть до 1908 года. Данный кружок быстро набирал популярность и расширялся, и к 1908 году было создано общество под названием «Венское психоаналитическое объединение». В 1910 году по предложению Фрейда Адлер его возглавил. Однако вскоре Адлер начал развивать идеи, противоречившие некоторым основным положениям Фрейда. В 1911 году на очередном собрании Фрейд подверг резкой критике взгляды Адлера, и тот отказался от поста президента общества и вскоре покинул его. В октябре того же года Адлер со своими сторонниками организовал свой собственный кружок — «Общество свободных психоаналитических исследований», в дальнейшем получивший название «Ассоциация индивидуальной психологии».

В 1912 году Адлер опубликовал работу «О нервном характере», обобщавшую основные концепции индивидуальной психологии; и основал «Журнал индивидуальной психологии», выпуск которого вскоре был прерван Первой мировой войной.

После Первой мировой войны он заинтересовался вопросами педагогики и попытался внедрить свои идеи из области психологии в практическую сферу. В 1919 году Адлер основал первую воспитательную клинику в рамках венской системы школьного образования, а затем и экспериментальную школу, реализующую его идеи. Через несколько лет в Вене было около 30 таких центров. Вскоре подобные клиники стали появляться в Голландии, Германии и США.

С конца 20-х годов он часто бывал в США, где выступал с научными докладами и лекциями, развивая свои идеи в области индивидуальной психологии. В 1935 году он переехал в США, где продолжал работать в качестве психиатра, одновременно занимая пост профессора медицинской психологии. Индивидуальная психология Адлера оказалась в центре внимания психологов в 50-е годы, значительно повлияв на формирование гуманистической психологии и нового подхода к проблеме личности.

Адлер стал основателем нового, социально-психологического подхода к исследованию психики человека. Именно в развитии новых идей своей концепции он и разошелся с Фрейдом. Его теория представляет собой совершенно новое направление, очень мало связанное с классическим психоанализом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector