Аналитическая психология

Примечания

  1. Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. Теории личности. Основные положения, исследование и применение. L.Hjelle, D.Ziegler. Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications. 1992; СПб.: Питер Пресс, 1997.
  2. В. А. Лейбин. // Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Составление и общая редакция. И. Т. Касавин. — Москва: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. — С. 48-49. — 1248 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-88373-089-3.
  3. Хиллман Дж. Архетипическая психология. СПб.: БСК, 1997.
  4. Барц Э. Игра в глубокое. М.: Класс, 1997.
  5. Л. Штейнхард, Юнгианская песочная терапия, СПб., Питер, 2001
  6. Stevens, A. Archetype: A Natural History of the Self, Routledge & Kegan Paul, London.
  7. Jung, C.G. (1958—1967). Psyche and Symbol. (R. F. C. Hull, Trans.). Princeton, New Jersey: Princeton University Press. (Published 1991).

Общие положения

В качестве единицы анализа психики Юнг предложил понятие архетипа как надперсональной врожденной модели восприятия, мышления и переживания на различных уровнях психики человека: животном, общечеловеческом, родовом, семейном и индивидуальном. Энергетика архетипа обусловлена тем, что он является реализацией либидо — универсальной психической энергии, которая — в отличие от концепции либидо Фрейда — не имеет собственной определенной окраски (например, сексуальной), а может иметь различные проявления в разных областях жизни человека. В процессе личного исследования собственной психики — анализа, человек встречается со своим бессознательным через понимание символов, которые можно встретить во всех сферах жизни: в сновидениях, искусстве, религии, отношениях с другими людьми. Символический язык бессознательного следует изучать и понимать с привлечением данных мифологии, этнологии, религиоведения

Внимание и открытость к этим процессам гармонизирует жизнь человека.

Юнг также дал описание экстравертной (направленной преимущественно на внешний мир) и интровертной (направленной на внутренний, субъективный мир) установок и четырёх основных психических функций (мышление, чувство, ощущение, интуиция), по роли которых в индивидуальной психике выделяются типы личности.

Невроз с точки зрения аналитической психологии — это результат дисгармоничных отношений между индивидуальным сознанием и архетипическими содержаниями. Цель психотерапии состоит в том, чтобы помочь индивиду установить (или восстановить) здоровую связь с бессознательным. Это означает, что сознание не должно быть ни поглощено бессознательными содержаниями (что определяется как состояние психоза), ни изолировано от них. Встреча сознания с символическими посланиями бессознательного обогащает жизнь и способствует психологическому развитию. Юнг считал процесс психологического роста и созревания (который он называл индивидуацией) ключевым процессом жизни каждого отдельного человека и общества в целом.

Для движения по пути индивидуации человеку следует допустить встречу с чем-то в своей личности, что находится за пределами Эго. Этому способствует работа со сновидениями, знакомство с религиями и различными духовными практиками и критическое отношение к социальным закономерностям (а не слепое нерефлексивное следование привычным нормам, убеждениям, стереотипам).

Производными аналитической психологии являются:

  • Архетипическая психология
  • Юнгианская символдрама (кататимно-имагинативная терапия)
  • Юнгианская арт-терапия
  • Юнгианская психодрама
  • Процессуально ориентированная терапия
  • Песочная терапия
  • Неоэриксонианский гипноз
  • Юнгианская типология

Карл Юнг: известный и неизвестный

Общепризнанны достижения швейцарского ученого Карла Юнга в области психологии и психиатрии. Он — основатель аналитической психологии, одного их направлений глубинной психологии, ему принадлежат идеи о существовании коллективного бессознательного, архетипических образов, оказывающих мощное влияние на подсознание человека, им разработана типология человеческих личностей. Годы его жизни охватывали один из самых сложных и трагичных периодов истории человечества – 1875-1961 года. Но, возможно, степень силы влияния Юнга на мышление наших современников мы еще до конца не осознали

Ведь до него внимание серьезных ученых не останавливалось на фактах или явлениях, которые хоть в какой-то степени можно было счесть сомнительными. Весьма рациональный принцип «картезианского сомнения» царил в научной среде

В соответствии с ним при поиске истины сомневаться нужно было во всем, и без колебания отбрасывать или вообще считать несуществующим абсолютно все, что давало хоть малейший повод к сомнению. А как же сны, смутные предчувствия и неясные ощущения? На них могли обращать внимание только не в меру эмоциональные дамы и экзальтированные мистики, а уж никак не серьезные ученые. Однако Фрейд, а за ним Юнг, даже в большей степени, чем Фрейд, строили свои теории на анализе именно этих весьма сомнительных явлений. Например, синхронности.

Обратим внимание, что гносеология, как направление в философии, изучающая процессы познания, в постюнговский период значительно изменилась. В поле её интересов вошли явления, на которые ранее серьезным ученым обращать внимание было просто неприлично

Картина мира у человека ХХ века менялась, не последнюю роль сыграли открытия в области естественных наук, в частности теория относительности Эйнштейна. В связи с этим вспоминается забавная эпиграмма, которая в шутливой форме передает впечатления современников от знаменитой «теории относительности»

Так что интерес к иррациональному был веянием времени, но и исследования Юнга сыграли свою роль. После выхода его трудов и ввода в научный обиход понятия «коллективное бессознательное» научная общественность не слишком удивилась тому, что доктор философии Станислав Гроф, создавая в 60-х годах ХХ века теорию трансперсональной психологии, основывался на изучении измененных состояний людей.   А этнолог и философ, профессор Чикагского университета Мирча Элиаде считал мифологическое восприятие мира шаманами не менее достойным внимания и изучения, чем историческое мышление европейских народов. Для жизненной и творческой судьбы Карла Юнга как раз влияние «субъективного фактора» и «сомнительных явлений» и было определяющим.

Структура личности

Структура личности по Юнгу несколько пересекается с психоанализом, но все же имеет существенные отличия. Фрейд утверждал, что личность состоит из Ид, Эго и Суперэго. Где Ид – это бессознательные желания человека, глубинные комплексы, его сны. Эго – сознание и самосознание, а Суперэго – нормы морали, система человеческих ценностей.

Юнг же выделял иные структуры человеческой личности. В одну группу он выделял Эго, мысли, чувства и ощущения, находящиеся в области сознания – то есть все то, что дает возможность осознавать себя человеком. К другой группе он относил личное бессознательное – эмоции, переживания и воспоминания человека, которые были вытеснены из области сознания, а также комплексы, определяющие мотивы поведения человека. И в отдельную категорию он выделял коллективное бессознательное. И если первые категории несколько схожи с психоанализом, то понятие коллективного бессознательного относится исключительно к аналитической психологии.

Под коллективным бессознательным Юнг понимал эмоциональный опыт всего человечества, который на глубинном уровне находится в подсознании каждого индивида. Этот опыт формирует определенные образы и модели поведения, которые автор называет архетипами.

Становление аналитического Юнга подхода: пересмотр классических идей

Карл Густав Юнг родился в религиозной семье, и это оказало существенное влияние на его становление как психоаналитика и формирование собственного подхода к психоанализу. Исследуя коллективное бессознательное, Юнг ввел понятие «архетип» — врожденный прототип идеи, который можно использовать в процесс психоанализа. Впервые он использовал этот термин в своей работе «Инстинкт и бессознательное», опубликованной в 1919 г. Основу для выбора архетипов он искал в религиозной литературе, позднее добавил историческую и художественную.

Рассматривая структуру личности, Юнг добавил в нее архетипы. На основании связей вокруг архетипа формируется комплекс — группа воспоминаний, вызывающих внутриличностный конфликт. Юнг представлял архетипы как психологический аналог органов тела, которые развиваются и взаимодействуют.

Критика

С момента своего создания аналитическая психология была объектом критики, исходящей из психоаналитической сферы. Сам Фрейд охарактеризовал Юнга как «мистика и сноба». В своем предисловии к выпуску «Лекций по теории психоанализа» Юнга 2011 года, прочитанному в Нью-Йорке в 1912 году, Сону Шамдасани утверждает, что Фрейд организовал серию критических обзоров сочинений Юнга от Карла Абрахама , бывшего коллеги Юнга в больнице Бургхельцли. и из раннего валлийского фрейдиста Эрнеста Джонса . Такая критика множилась в течение 20-го века , сосредотачиваясь в первую очередь на «мистицизме» в трудах Юнга. Другие психоаналитики, в том числе юнгианские аналитики, возражали против культа личности швейцарского психиатра. Он достиг апогея из-за предполагаемого сговора Юнга с нацизмом во время Второй мировой войны и во время Второй мировой войны и до сих пор является повторяющейся темой. Томас Кирш пишет: «Последовательные поколения юнгианских аналитиков и анализандов боролись с вопросом о сложных отношениях Юнга с Германией».

Мышление и инстинкты

Юнг отмечает, что в качестве связующего звена между психическими и физиологическими процессами выступает особый вид человеческого инстинкта — рефлективный или культурный инстинкт (par exellence) . Этот инстинкт отвечает за преобразования внешних импульсов в абстрактные восприятия с их последующим переносом в опыт.

Рефлективный инстинкт, согласно Юнгу, свойственен только человеку и не относится к базовым инстинктам. Существует три группы базовых инстинктов. К первой группе относятся те, которые определяются фактором голода, ко второй — фактором продолжения рода, к третьей — самореализации. Активация инстинктов третьей группы происходит только после удовлетворения потребностей, обусловленных первыми двумя.

Рефлективный инстинкт связан с сохранением опыта и потому его можно также назвать культурным, так как культура является обобщенным опытом на пути развития человечества. Рефлективный инстинкт присущ всем людям на физиологическом уровне. Он способен побуждать человека к деятельности, которая иногда может быть неосознанной и автоматической . Подобные допущения позволяют предположить весьма интересные выводы.

Основные аспекты аналитической психологии

Замечание 1

Основоположником аналитической психологии является К. Г. Юнг, который некоторое время был включен психоаналитическую ассоциацию во главе с З. Фрейдом. Также было известно, что Фрейд считал Юнга своим учеником, наследником, но сам Юнг впоследствие не может принять некоторые идеи психоанализа Зигмунда Фрейда. И в $1914$ г. вместе со многими другими, в том числе, и А. Адлером, покинул ассоциацию и создал свое направление в психологии.

Основной акцент аналитической психологии ставился на экзистенциальную составляющую человеческой жизни, в то время как З.Фрейд в большей степени обращал внимание на природу, сущность человеческой личности

Причины обращения к психоаналитику, психологу-психотерапевту

   — сложности во взаимоотношениях с близкими и в профессиональной среде, трудности в общении

   — последствия перенесенных травм любого рода

   — невозможность вступить в брак

   — отсутствие любви, понимания

   — проблемы адаптации в коллективе, неудачи в карьере

   — проблемы во взаимоотношениях с детьми

   — потеря смысла в жизни

   — страдания любви и взаимопонимания

   — неуверенность, скованность

   — сложности характера: застенчивость, обидчивость, мнительность,

   — страх публичных выступлений, стыд

   — общая неудовлетворенность жизнью

   — возрастные кризисы: подростковый, среднего возраста, старение

   — тревожность, панические атаки

   — вина   — измена   — ревность   — развод и (или) его последствия   — депрессия, апатия- страхи, фобии   — навязчивости   — раздражительность, нарушение сна  — ощущение одиночества   — затянувшееся горевание   — психосоматика   — нарушение пищевого поведенияВажно помнить, что  наши симптомы и проблемы — это способ, выбранный ранее нашей психикой, чтобы спасти нас от другой более невыносимой или казавшейся невыносимой боли

Структура личности

Структура личности по К. Юнгу состоит из $3$ структур, которые несколько напоминают составляющие личности по З.Фрейду. Рассмотрим каждую структуру в отдельности.

  1. Эго представляет собой своеобразный центр сознания. Эго включает в себя мысли, чувства, различные воспоминания, которые составляют всю целостность личности.
  2. Личное бессознательное включает в себя подавленные конфликты.
  3. Коллективное бессознательное – самый глубокий слой бессознательного, который отражает аспекты памяти всего человечества когда-либо существовавшего на планете.

Как видно, сходство с теорией З.Фрейда действительно есть, однако в концепции К. Юнга присутствует качественно новый компонент – коллективное бессознательное.

Литература

  1. К. Г. Юнг, Воспоминания, сновидения, размышления. Киев: Air Land, 1994.
  2. К. Г. Юнг, Тевистокские лекции. Киев: Синто, 1995.
  3. К. Г. Юнг, Либидо, его метаморфозы и символы. СПб.: ВЕИП, 1994.
  4. К. Г. Юнг, Человек и его символы. СПб.: БСК, 1996.
  5. Г. Адлер, Лекции по аналитической психологии. М.: Рефл-бук, 1996.
  6. Д. Ш. Болен, Богини в каждой женщине. М.: София, 2005.
  7. Д. Ш. Болен, Боги в каждом мужчине. М.: София, 2006.
  8. Х. Дикман, Методы в аналитической психологии, М., Рон, 2002.
  9. Д. Калшед, Внутренний мир травмы, М., Академ. проект, 2001.
  10. Кембриджское руководство по аналитической психологии, М. Добросвет, 2000.
  11. Т. Кирш, Юнгианцы, СПб., «А-Я», «Янус», 2007.
  12. Э. Нойманн, Происхождение и развитие сознания, М., Рефл-бук, 1998.
  13. Э. Нойманн, Глубинная психология и новая этика, СПб, ГА, 1999.
  14. Д. Сэджвик, Раненый целитель, М., Добросвет, 2007.
  15. А. Сэмюэлз, Б. Шортер, Ф. Плот, Словарь аналитической психологии К. Юнга, Азбука-классика, 2009.
  16. М.-Л. Фон Франц, Психология сказки, СПб, БСК, 1997.
  17. М.-Л. Фон Франц, Архетипические паттерны в волшебных сказках, М., Класс, 2007.
  18. Дж. Ходоров, Танцевальная терапия и глубинная психология: движущее воображение, М., Когито-центр, 2008.
  19. Дж. Холл, Юнгианское толкование сновидений, СПб., БСК, 1999.
  20. Дж. Холлис, Перевал в середине пути, М., Инфра-М, 2002.
  21. Н. Шварц-Салант, Чёрная ночная рубашка, М., ИКСР, 2008.
  22. Юнг, Уилрайт, Нойманн и др., Анима и Анимус, М., МААП, 2008.
  23. П. Янг-Айзендрат, Ведьмы и герои, М., Когито-центр, 2005.

Юнгианский анализ

Основным методом в аналитической психологии является анализ ситуации и состояния клиента. Данный процесс представляет собой сознательное и добровольное вовлечение пациента в символическую игру. Основной задачей анализа в аналитической психологии является в формировании нового интерсубъективного пространства, которое существует благодаря процессам смешения субъективностей участников.

Можно сказать, что данное пространство является пространством для творческой реализации клиента. Благодаря его формированию клиент получает способность к делегированию аналитики отдельных частей собственной личности, отвечающих за сравнение, оценивание, контроль, организацию.

Данный процесс анализа будет эффективным и действенным в том случае, когда у клиента сформировано положительное отношение к психотерапевту, но при этом он будет четко осознавать тот факт, что специалист тоже человек имеющий свои особенности, задачи и проблемы.

Другими словами, важнейшим условием эффективности анализа является процесс осознания клиентом своей позиции и позиции аналитика и строгое соблюдение данных ролей.

Замечание 2

Таким образом можно сделать вывод о том, что анализ, выступая в качестве метода психотерапии, предназначен не для всех категорий пациентов.

Литература

  1. К. Г. Юнг, Воспоминания, сновидения, размышления. Киев: Air Land, 1994.
  2. К. Г. Юнг, Тевистокские лекции. Киев: Синто, 1995.
  3. К. Г. Юнг, Либидо, его метаморфозы и символы. СПб.: ВЕИП, 1994.
  4. К. Г. Юнг, Человек и его символы. СПб.: БСК, 1996.
  5. Г. Адлер, Лекции по аналитической психологии. М.: Рефл-бук, 1996.
  6. Д. Ш. Болен, Богини в каждой женщине. М.: София, 2005.
  7. Д. Ш. Болен, Боги в каждом мужчине. М.: София, 2006.
  8. Х. Дикман, Методы в аналитической психологии, М., Рон, 2002.
  9. Д. Калшед, Внутренний мир травмы, М., Академ. проект, 2001.
  10. Кембриджское руководство по аналитической психологии, М. Добросвет, 2000.
  11. Т. Кирш, Юнгианцы, СПб., «А-Я», «Янус», 2007.
  12. Э. Нойманн, Происхождение и развитие сознания, М., Рефл-бук, 1998.
  13. Э. Нойманн, Глубинная психология и новая этика, СПб, ГА, 1999.
  14. Д. Сэджвик, Раненый целитель, М., Добросвет, 2007.
  15. А. Сэмюэлз, Б. Шортер, Ф. Плот, Словарь аналитической психологии К. Юнга, Азбука-классика, 2009.
  16. М.-Л. Фон Франц, Психология сказки, СПб, БСК, 1997.
  17. М.-Л. Фон Франц, Архетипические паттерны в волшебных сказках, М., Класс, 2007.
  18. Дж. Ходоров, Танцевальная терапия и глубинная психология: движущее воображение, М., Когито-центр, 2008.
  19. Дж. Холл, Юнгианское толкование сновидений, СПб., БСК, 1999.
  20. Дж. Холлис, Перевал в середине пути, М., Инфра-М, 2002.
  21. Н. Шварц-Салант, Чёрная ночная рубашка, М., ИКСР, 2008.
  22. Юнг, Уилрайт, Нойманн и др., Анима и Анимус, М., МААП, 2008.
  23. П. Янг-Айзендрат, Ведьмы и герои, М., Когито-центр, 2005.

Классические понятия аналитической психологии: теория бессознательного

Для аналитической теории бессознательное — ключевая составляющая человеческой личности, объединенная с сознанием. Все подавляемые эмоции и чувства, отвергаемые сознанием, уходят в бессознательное. Но поскольку они продолжают существовать, в сознание прорываются образы мыслей и чувств в виде сновидений.

Через личное бессознательное человек связан с коллективным бессознательным. В нем содержатся архетипы, являющиеся общими для всех людей. В процессе обработки сознанием поступающей информации, человек часто сталкивается с образами, которые не вызывают у него никаких ассоциаций. В его жизненном опыте нет соответствующего опыта. Содержание коллективного бессознательного включает ответы на глубинные вопросы о жизни, любви, счастье и других.

Чтобы правильно трактовать теорию о бессознательном, нужно учитывать смысл архетипов. Они одинаковы для людей, независимо от культуры и национальности, так же, как одинаковы их физиологические процессы. Архетипы нельзя изучать традиционными методами, их понимание во многом зависит от фантазии психотерапевта.

Метод свободных ассоциаций

Основное содержание данного метода заключается в понимании особенностей функционирования психики человека

Учитывая, что человек находясь в состоянии расслабленности, полусна, с плавающим внимание, более свободно выражает свои мысли, специалист работающий с ним получает гораздо более объективное знание, которое позволяет поставить более четкий диагноз и выбрать наиболее эффективные способы лечения и психологической помощи

Замечание 3

Следует отметить, что возникающие в подобном состоянии свободные ассоциации человека, не имеют случайного характера и подчинены четкой логике – логике аффекта.

При использовании данного метода психотерапевт должен помогать пациенту снова и снова возвращаясь к возникающим образам, формироватьновые и новые ассоциации осознать их психологический смысл.

Основной задачей метода является организация свободного доступа к бессознательному содержанию психики человека

Общие положения

В качестве единицы анализа психики Юнг предложил понятие архетипа как надперсональной врожденной модели восприятия, мышления и переживания на различных уровнях психики человека: животном, общечеловеческом, родовом, семейном и индивидуальном. Энергетика архетипа обусловлена тем, что он является реализацией либидо — универсальной психической энергии, которая — в отличие от концепции либидо Фрейда — не имеет собственной определенной окраски (например, сексуальной), а может иметь различные проявления в разных областях жизни человека. В процессе личного исследования собственной психики — анализа, человек встречается со своим бессознательным через понимание символов, которые можно встретить во всех сферах жизни: в сновидениях, искусстве, религии, отношениях с другими людьми. Символический язык бессознательного следует изучать и понимать с привлечением данных мифологии, этнологии, религиоведения

Внимание и открытость к этим процессам гармонизирует жизнь человека.

Юнг также дал описание экстравертной (направленной преимущественно на внешний мир) и интровертной (направленной на внутренний, субъективный мир) установок и четырёх основных психических функций (мышление, чувство, ощущение, интуиция), по роли которых в индивидуальной психике выделяются типы личности.

Невроз с точки зрения аналитической психологии — это результат дисгармоничных отношений между индивидуальным сознанием и архетипическими содержаниями. Цель психотерапии состоит в том, чтобы помочь индивиду установить (или восстановить) здоровую связь с бессознательным. Это означает, что сознание не должно быть ни поглощено бессознательными содержаниями (что определяется как состояние психоза), ни изолировано от них. Встреча сознания с символическими посланиями бессознательного обогащает жизнь и способствует психологическому развитию. Юнг считал процесс психологического роста и созревания (который он называл индивидуацией) ключевым процессом жизни каждого отдельного человека и общества в целом.

Для движения по пути индивидуации человеку следует допустить встречу с чем-то в своей личности, что находится за пределами Эго. Этому способствует работа со сновидениями, знакомство с религиями и различными духовными практиками и критическое отношение к социальным закономерностям (а не слепое нерефлексивное следование привычным нормам, убеждениям, стереотипам).

Производными аналитической психологии являются:

  • Архетипическая психология
  • Юнгианская символдрама (кататимно-имагинативная терапия)
  • Юнгианская арт-терапия
  • Юнгианская психодрама
  • Процессуально ориентированная терапия
  • Песочная терапия
  • Неоэриксонианский гипноз
  • Юнгианская типология

Исконные образы

Архетипы Юнга – образы, возможности, представления, которые есть в нас без научения, до осознания (в коллективном бессознательном), действуют повсеместно и у всех людей. Юнг считал, что они оказывают огромное влияние на наше поведение, на наши суждения, чувства и желания, хоть мы этого и не осознаем, что иногда ведет к выходу архетипа из-под контроля. Это вид или модель, которую принимает побудительная сила в нас.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Для осознания и приближения раскрытия себя Юнг считал необходимым диалог с архетипами или их разбор. Архетипов достаточно много, но автор аналитической психологии выделил следующие как основные:

1. Тень

Юнг определял Тень как утраченные воспоминания, вытесненные представления, подпороговые восприятия (недостаточно яркие и сильные, поэтому оставшиеся вне сознания). Тень – это сумма скрытых свойств, которые невыгодно признавать человеку в самом себе.

Зло, что живет в человеке, грандиозно, оно присуще человеческой природе, вот о чем напоминает нам Юнг. Это и есть первородный грех, что тянется за нами из века в век. Именно люди совершали в прошлом зверства, и мы также являемся людьми, которые совсем не безобидны, а способны на величайшие злодейства.

Рекомендуем: Механизмы психологической защиты

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

И каждый человек должен обладать знанием о своей способности творить зло: пока он закрывает на это глаза, он может быть превращен в орудие зла. При этом Юнг полагал, что от контакта с другими интересами содержания Тени могут меняться к лучшему, но для этого их сначала нужно вывести из бессознательного.

Тень, по мнению Юнга, проецируется на других, поэтому мы видим в других свою собственную темноту. В литературе Тень – это, например, библейский змей-искуситель, а также мистер Хайд из романа Стивенсона.

2. Персона

Юнг определял её комплексом, противоположным Тени. Её содержание составляет все то, чем человек хочет быть, как он себя показывает миру. Она наиболее близка сознанию, создает социальную маску, соответствие социальным ролям.

Анима/Анимус

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

По мысли Юнга, это вытесненные из сознания мужчины или женщины черты противоположного пола. Коллективное бессознательное несет информацию обо всех женщинах и мужчинах прошлого, и у мужчины персонифицируется в женщину Аниму, а у женщины в образ мужчины – Анимуса.

При благоприятной интеграции – осознании своих вытесняемых мужских и женских черт – человек способен к плодотворной и активной жизни. Мужчина легче понимает символы, использует свою интуицию, становится более чувственным и легким. А женщина удаляется от размытости и фантазийности, приближаясь к строгости, осмысленности.

Рекомендуем: Что такое гедонизм?

Архетип может овладевать личностью. Юнг называл это одержимостью или идентичностью Эго с комплексом. Сознание человека в этот момент чрезвычайно ослабленное, содержания бессознательного выходят на сцену.

Согласно воззрениям Юнга, человек, одержимый Тенью, ведет себя всегда на самом низком уровне развития, который ему доступен. Одержимость Анимой или Анимусом придает особую выразительность чертам личности, свойственным противоположному полу. Мужчина становится чрезвычайно женоподобен, а женщина – маскулинна.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

4. Самость

Центральный архетип человека, бессознательное чувство целостности личности. Посредством процесса индивидуации достигается идентификация с Самостью. В ней находятся содержания сознания и бессознательного. Юнг считал, что полное сознание Самости вряд ли возможно. Если понимать Эго как центр сознания, то Самость есть центр всей суммы содержаний психики. Именно в Самости отражен принцип индивидуальности, она является конечной целью, так как полностью выражает человека.

Общее понятие об аналитической психологии Карла Юнга

Карл Юнг является одним из основоположников психоаналитического движения. Совместно с Зигмундом Фрейдом он занимался исследованиями глубинной психологии и бессознательных проявлений психики человека.

В процессе своей научной деятельности он развивал подход Фрейда к психике человека как многоуровневой и многополюсной энергетически противоречивой системе.

Впоследствии Карл Юнг занялся отдельными исследованиями и сформулировал собственную теорию об особенностях аналитической психологии человека, которая оказала большое влияние как на психологию, так и на психиатрию и многие смежные науки.

Основные компоненты структуры психики в аналитической психологии

Структура психики включает бессознательный компонент и сознание. Бессознательное не имеет четких границ, его происхождение неизвестно. Бессознательное выражено сознанием — инструментом, с помощью которого личность ориентируется в мире.

Внутри сознания находится эктопсихическая система — комплекс чувств, связывающих человека с внешними явлениями. Под влиянием комплекса органов чувств формируется психологический тип. Вторая составляющая сознания — эндопсихическая система. К ней относятся внутренние элементы, регулирующие эмоции, память, и взаимодействие с бессознательной частью психики.

Методы исследования и работы с бессознательным в аналитической психологии

Ассоциативный тест: в эксперименте используется длинный список слов, на которые тестируемый реагирует, проговаривая возникшие у него на эти слова ассоциации. Услышав слово-стимул, тестируемый должен как можно быстрее назвать первое слово, пришедшее ему в голову. Секундомером фиксируется время каждой реакции. Пройдя, например, сто слов, слова-стимулы повторяются, а тестируемый должен воспроизвести свои прежние ответы. Ошибки в повторении ассоциации, задержка ответа и другие типы нарушений реакции на слова-стимулы, по мнению Юнга, свидетельствуют о болезненном отношении к этим словам. Например, тот, у кого комплекс на почве денег, возможно, будет задет словами «купить», «уплатить», «деньги» и т. п. Упоминание слова, содержащего проблему на бессознательном уровне, искажает реакцию и не подлежит контролю со стороны воли. Чтобы узнать, что беспокоит человека, нужно прочесть слова, вызвавшие беспокойство, и попытаться связать их.

Анализ сновидений: сопоставление серии снов (например, двадцати или ста) может, по мнению Юнга, показать процесс, протекающий в бессознательном от ночи к ночи. При этом отдельно взятый сон может быть проинтерпретирован произвольно (!). Для разбора содержания сна Юнг использовал метод амплификации. Этот метод состоит в поисках параллелей: как в случае с никогда не встречавшимся словом исследователь ищет текстовые параллели со схожими словами, так психоаналитик ищет схожие с образом пациента мотивы в истории, литературе, искусстве и т. д.

Активное воображение: сосредоточение внимания на выбранном образе с последующим бессознательным развитием картины. Когда пациент концентрируется на чём-то, отходит от сознательного размышления и даёт волю своему воображению, бессознательное подаёт идеи и представляет материал, который в некоторых случаях может быть полезен для психоаналитика.

Все статьи в нашем журнале, в которых упомянут Карл Густав Юнг:

  • Неудачные попытки известных психологов выявить универсальный метод
  • Попытка деперсонализации Бога. К.Г. Юнг
  • Джеймс Холлис «Под тенью Сатурна»
  • Карл Густав Юнг «Человек и его символы»
  • Краткие сведения из биографии Клариссы Пинкола Эстес
  • Архетип ребенка. К. Г. Юнг
  • Категории аналитической психологии
  • Архетип уходящей эпохи: персона
  • Аналитическая психология
  • Концепция коллективного бессознательного
  • Libido. Его метаморфозы и символы
  • Практикум по изучению libido для решения психологических проблем
  • Два типа мышления по Юнгу
  • Биография Карла Густава Юнга
  • О психологии брачных отношений
  • Карл Густав Юнг о психологических типах
  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Психотерапевтический контракт

На первой встрече  мы заключаем устный психотерапевтический контракт.

Его цель повысить взаимопонимание в процессе психотерапии, оговариваем задачи психотерапии, предполагаемый результат, частоту и время встреч, стоимость, правила пропусков сессий.

Количество встреч может быть разным: от одной  до нескольких раз в неделю. Один раз в неделю считается поддерживающей формой психотерапии.Более редкие (менее чем один раз в неделю) встречи, как правило, не обеспечивают необходимого контакта между психотерапевтом и клиентом, а также не запускают глубокой работы самопознания, которая была бы способна привезти к желаемым изменениям.

Время  дальнейших регулярных встреч определяется, как правило, на первой встрече и в дальнейшем это время закрепляется за вами и мы встречается в определенное время и определенный день. Важным условием является правило опозданий: время опозданий не компенсируется. То есть, если вы опаздываете к назначенному времени, наша встреча укорачивается на длину вашего опоздания.

Психологические функции

Одним из наиболее выдающихся достижений Юнга является выделение интровертов и экстравертов.

Интроверт – ориентация человека, направленная во внутренний мир. Такой тип людей, как правило, получает энергию изнутри, из-за чего часто предпочитает одиночество общению с окружающими. Одной из наиболее ярких особенностей интровертов считается высокий уровень рефлексии. Также известно, что для них более характерен сенситивный и шизоидный тип акцентуации. Среди интровертов нередки выдающиеся ученые, художники или музыканты.

Экстраверт – ориентация человека вовне, на социальное окружение. Для такого типа людей характерен высокий уровень жизненной энергии, коммуникабельность, потребность в постоянном движении.

Амбиверт – тип людей, которые гармонично сочетают в себе как черты интроверта, так и экстраверта.

Далее Юнг расширяет типологию, включая в нее две пары психологических функий:

  • Рациональные – мышление и чувство,
  • Иррациональные – ощущение и интуиция.

Литература

  1. К. Г. Юнг, Воспоминания, сновидения, размышления. Киев: Air Land, 1994.
  2. К. Г. Юнг, Тевистокские лекции. Киев: Синто, 1995.
  3. К. Г. Юнг, Либидо, его метаморфозы и символы. СПб.: ВЕИП, 1994.
  4. К. Г. Юнг, Человек и его символы. СПб.: БСК, 1996.
  5. Г. Адлер, Лекции по аналитической психологии. М.: Рефл-бук, 1996.
  6. Х. Дикман, Методы в аналитической психологии, М., Рон, 2002.
  7. Д. Калшед, Внутренний мир травмы, М., Академ. проект, 2001.
  8. Кембриджское руководство по аналитической психологии, М. Добросвет, 2000.
  9. Т. Кирш, Юнгианцы, СПб., «А-Я», «Янус», 2007.
  10. Э. Нойманн, Происхождение и развитие сознания, М., Рефл-бук, 1998.
  11. Э. Нойманн, Глубинная психология и новая этика, СПб, ГА, 1999.
  12. Д. Сэджвик, Раненый целитель, М., Добросвет, 2007.
  13. А. Сэмюэлз, Б. Шортер, Ф. Плот, Словарь аналитической психологии К. Юнга, Азбука-классика, 2009.
  14. М.-Л. Фон Франц, Психология сказки, СПб, БСК, 1997.
  15. М.-Л. Фон Франц, Архетипические паттерны в волшебных сказках, М., Класс, 2007.
  16. Дж. Ходоров, Танцевальная терапия и глубинная психология: движущее воображение, М., Когито-центр, 2008.
  17. Дж. Холл, Юнгианское толкование сновидений, СПб., БСК, 1999.
  18. Дж. Холлис, Перевал в середине пути, М., Инфра-М, 2002.
  19. Н. Шварц-Салант, Чёрная ночная рубашка, М., ИКСР, 2008.
  20. Юнг, Уилрайт, Нойманн и др., Анима и Анимус, М., МААП, 2008.
  21. П. Янг-Айзендрат, Ведьмы и герои, М., Когито-центр, 2005.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.