Фрейдизм и неофрейдизм: особенности направлений

2.3.Содержание индивидуальной теории личности А. Адлера

Предметом этой теории является целостность психической
жизни личности. Основные задачи:

1)Изучение компенсации неполноценности личности;

2) Формирование социально полезного стиля жизни.

 Определение личности: личность существует в
стремлении к превосходству и социальном интересе, являющиеся компенсацией
чувства неполноценности.

Основные тезисы индивидуальной психологии:

1.Основные принципы индивидуальной психологии –
целостность психической жизни личности, стремление к превосходству как основная
мотивационная сила в жизни личности, а также социальная принадлежность
человека.

2.Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать
чувство собственной неполноценности, вырабатывая свой уникальный стиль жизни, в
рамках которого они стремятся к достижению фиктивных целей, ориентированных на
превосходство или совершенство. Неблагоприятные ситуации детства, среди которых
Адлер особо выделяет неполноценность органов, чрезмерную опеку и отвержение со
стороны родителей, способствуют перерастанию чувства недостаточности в комплекс
неполноценности – преувеличение собственной слабости и несостоятельности.

3.Второй движущей силой развития личности является
социальный интерес. С точки зрения Адлера, степень выраженности социального интереса
является показателем психического здоровья, его недоразвитие может стать
причиной неврозов, наркомании, преступности и других социальных и
психопатологических отклонений.

4.Опираясь на оценку
выраженности социального интереса и степень активности личности при решении
главных жизненных задач, Адлер выделяет четыре типа установок, сопутствующих
стилю жизни: управляющий, получающий, избегающий и социально полезный.

5.Возникновение неврозов, по Адлеру,
связано с ошибочным стилем жизни и недостаточным развитием социального
интереса. В связи с этим психотерапия должна быть направлена на коррекцию
ошибочного стиля жизни, устранение ложных целей и формирование новых жизненных
целей, которые помогут реализовать жизненный потенциал. Достигаются эти терапевтические
цели через понимание пациента, повышение его уровня понимания себя и развитие
социального интереса.

Основы фрейдизма

Основы фрейдизма сводятся к тому, чтобы максимально усилить эго человека, как переходящей и связующей структуры. Именно оно способно предотвратить развитие неврозов, осуществить достижение желаемого, сохранить социальность. Напряжение, нарастающее у личности под давлением внешних сил (требования и запреты общества, осуждение и стыд) и внутренних побуждений (интимные желания, биологические стремления, мортидные тенденции) приводят либо к нарушению психического гомеостаза либо к выработке психологических защит. Когда психика не справилась, то личность попадает в клинику патологий, если же ещё имелись ресурсы, то строятся защиты, немного искажающие реальность и делающие её доступной для выживания.

Защитные механизмы являются основой описания поведения человека во фрейдизме. Так вытеснение говорит о травматичном опыте и невозможности на данном жизненном этапе его принять и интериоризировать. Сублимация показывает и наличие энергии, и скрытые настоящие потребности – если смотреть на среднестатистического человека можно понять, сколько все могут заниматься спортом (или другим делом), когда эти показатели завышены, значит в другой сфере пустота, требующая реализации.

Регрессия появляется, когда личность попадает в экстремальные для неё условия или травматичные и тогда происходит соскальзывание на предыдущие уровни. Это могут быть примитивные реакции успокоения (взрослые начинают сосать палец как дети) или принятия решений (выбрать самое яркое, как в подростковом возрасте).

Цель всей психоаналитической терапии сводится к тому, чтобы гармонизировать конфликты, возникшие в личности на ранних этапах развития. Вся система развития, прохождения возрастных кризисов, любые достижения и способы построения активности рассматриваются через призму первых лет жизни, где были заложены проблемы, успехи, компенсаторные механизмы и стили защит.

Определение

Фрейдизм — это обобщенное название многочисленных философских школ, представители которых намеревались исследовать теории Фрейда, дабы объяснить природу явлений и раскрыть тайны подсознания.

бессознательном

Рекомендуем: Основы глубинной психологии

Фрейдизм начал активно распространяться после Первой мировой войны, вследствие общего кризиса в традиционной психологии буржуазного общества и культуры в целом. Именно в тот период ученый предложил новую теорию о строении психики человека как особой системы, в основание которой заложено противоречие между некоторыми уровнями психики, особенно между сознанием и бессознательным (подсознанием). Фрейдизм гласит о биологических основах сознания человека.

Пытаясь расширить границы использования психоанализа, ученый постарался интегрировать основы доктрины практически во все сферы культуры и общества: мифы, народный фольклор, искусство, религию, астрологию, хотя изначально это течение принадлежало психологии.

Список литературы

Введение

Идеи Фрейда продолжают влиять на психологию, литературу, искусство, антропологию, социологию и медицину. Многие из его воззрений являются общепризнанными, другие аспекты его теории широко дискутируются.

Неофрейдизм (от греч. neos — новый + фрейдизм) — направление в современной психологии, развившееся из ортодоксального фрейдизма в процессе его культурологической и социологической реформации. Сторонники неофрейдизма пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести основные его положения в социальный контекст.

Идейным предшественником неофрейдизма считается А.Адлер. Его идеи подхватили и развили К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм и др.

Неофрейдизм наряду с рассмотрением бессознательных процессов, обращает большое внимание на социальное окружение и социальные достижения человека. Неофрейдизм К.Хорни исходил из ценности опыта раннего детства

Он оказывает значительное влияние на характер взаимоотношений, складывающихся в подростковом периоде, в молодости и зрелости. Отношения, которые имеют место в родной семье между родителями и детьми, являются определяющими на протяжении всей последующей жизни человека. Мы, прежде всего, не рациональные животные. Скорее, мы часто побуждаемы могущественными эмоциональными силами, которые могут нам предоставить средства для избавления от напряжения и понимания удовольствия и помогают удерживать определенные воспоминания вне области осознания.

1. Основные идеи неофрейдизма

Разнообразные теории и концепции неофрейдистов содействовали распространению психоаналитических ориентации и внедрению комплекса психоаналитических представлений в различные сферы общественной жизни. Как направление неофрейдизм сформировался в 30-х годах XX века в США и с тех пор пользуется всевозрастающей популярностью и влиянием.

Неофрейдизм соединил психоанализ Фрейда с социологическими теориями. Лидеры неофрейдизма — К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм и др. — подвергли критике некоторые фундаментальные биологические и психологические подходы и утверждения 3. Фрейда и намеренно акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества. При видимом внимании к факторам общественной жизни, неофрейдизм считает индивида с его бессознательными влечениями изначально независимым от общества и противостоящим ему, при этом общество рассматривается как источник «всеобщего отчуждения» и признается враждебным коренным тенденциям развития личности.

Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, представители неофрейдизма оставили важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду) и перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений.

Это сделано в стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что должен делать. Причиной неврозов у человека они считают тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение.

Именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества.

Из Википедии — свободной энциклопедии

Неофрейди́зм (др.-греч. neo — новый + фрейдизм) — направление в психологии, развившееся в —-е годы XX века из фрейдизма, основанное последователями Зигмунда Фрейда, принявшими основы его теории, но в котором ключевые понятия психоанализа Фрейда были переработаны, например, на основе постулата о социальной детерминированности психики человека.

Психоанализ Фрейда (фрейдизм) состоял в систематизированном объяснении бессознательных связей через ассоциативный процесс. Фрейд предложил новую структуру личности человека, разделив её на эго («Я»), суперэго («сверхЯ») и Ид («оно»). Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события, и общественные явления Фрейд подвергает психоанализу, то есть истолковывает как проявление бессознательных, и прежде всего сексуальных, влечений.

Последователи Фрейда (представители неофрейдизма) считают, что ведущую роль в положении человека играют общественно-культурные воздействия

То есть они сосредотачивают своё внимание на социальных и культурных процессах. По их мнению, именно эти процессы оказывают существенное влияние на возникновение внутриличностных конфликтов индивида

В основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества.

Основными представителями неофрейдизма являются Г. Салливан, К. Хорни и Э. Фромм. К неофрейдистам нередко также относят А. Кардинера, Ф. Александера и некоторых других представителей психоанализа.

К примеру, К. Хорни после эмиграции в США в 1932 г. обнаружила, что подоплёка невротических конфликтов у пациентов в Новом свете существенно отличалась от таковой у пациентов в Германии и Австрии. Осмысление этих фактов привело Хорни к отказу от фрейдистской теории инстинктов и к признанию социо-культурной обусловленности психопатологии. Таким образом, неофрейдисты остались приверженными идее бессознательной эмоциональной мотивации человеческой деятельности, но выдвигают утверждение о том, что психопатология относительна и специфична для каждой культуры.

Идеи Фрейда получили широкое развитие в трудах его последователей. Так, один из его ближайших сподвижников Альфред Адлер (1870—1937) перенёс акцент с сексуально-бессознательного на бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей, проявляющееся в их поведении в рамках семьи, межличностных отношений и взаимоотношений социальных групп. Другой его близкий сподвижник Карл Густав Юнг (1875—1961) развивал учение о коллективном бессознательном, являющемся совокупностью архетипов, определяющих поведение, как отдельных людей, так и больших социальных групп.

Представители психокультурного неофрейдизма Карен Хорни (1885—1952), Эрих Фромм (1900—1980) и др., признавая определенную роль подсознательного, в том числе сексуальных инстинктов, в поведении людей, обосновывают роль в этом социальных факторов, в том числе социальных связей и отношений между людьми, материальной и духовной культуры. По их мнению, социокультурные условия жизни людей в немалой степени обусловливают мотивы и содержание их деятельности и поведения.

Таким образом, можно сказать, что представители неофрейдизма отклонились в сторону большего признания роли сознания и влияния социального фактора на развитие личности, в отличие от Фрейда, признававшего только сексуальную энергию. Нужно сказать, что разработка проблемы бессознательного внесла существенный вклад в исследование структуры индивидуального и общественного сознания, разграничив область человеческой психики на сферу сознательного и бессознательного. Неофрейдисты вводят такое понятие, как сверхкомпенсация. Под ней они понимают особую социальную форму реакции на чувство неполноценности. На её основе вырастают крупные личности, «великие люди», отличающиеся исключительными способностями.

То есть можно сказать, что представители фрейдизма ставили перед собой задачу прояснить индивидуальные поступки человека. Их последователи неофрейдисты уже на основе базовых идей этой философии стремились объяснить социальное устройство жизни людей.

Принципы концепции Фрейда

Фрейд внес огромный вклад в исследование психоанализа, заявив, что человеческая психика включает в себя сознательное, подсознательное и бессознательное. Бессознательное, по мнению ученого, состоит из элементов человеческой психики, похожих на инстинкты животных:

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

  • Страсти.
  • Желания.
  • Эмоции.
  • Ощущения.

Бессознательное контактирует с сознанием людей через:

  • Сны.
  • Оговорки.
  • Устные и письменные ошибки.
  • Введение в транс.

Бессознательное (оно) — это основополагающий элемент в психике, работающий на базе имеющихся с рождения, генетических инстинктивных проявлений. Сознание человека, его ум или эго, находится между подсознанием и окружающим миром. Осознание действительности будто помогает подсознанию реализовать истинные мотивы и желания, воплотить их в жизнь.

Подсознательное, гипер-эго — это тайная совесть личности. Она формируется в ходе социализации, во время формирования запретов и возникновения рамок, это плод воздействия окружающих людей. Бессознательное — результат определенной комбинации генов. Сознательное — следствие личного опыта.

Рекомендуем: Гуманистический подход в психологии

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Одной из основных идей фрейдизма является теория о наличии в бессознательном вечно присутствующих сексуальных инстинктов, жажды удовольствия

Либидо конфликтует с осознанностью индивида, внимание которого сосредоточено на объективной реальности, т.е. на общепринятых в социуме способах получения наслаждения

Сознательное и подсознательное хотят воздействовать на бессознательное и управлять им, но при этом конфликт не разрешается, а лишь временно уходит на дно, и есть вероятность, что он может всплыть в самый неподходящий момент.

Сублимация

Рекомендуем: Что такое Эдипов комплекс?

В 20 веке также возник социальный фрейдизм. Это течение охватывает культуру, социум и политику, соотнося эти сферы с сублимацией энергии либидо, которая выступает как следствие бессознательного, что является основой всего социального и культурного. Доктрины Фрейда об изучении психоанализа сподвигли других ученых сформировать концепцию неофрейдизма, исследовавшую разные формы отношений между людьми, поведение при стрессе и агрессию людей.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

В начале 40-х годов неофрейдизм стал набирать популярность, стремясь трансформировать фрейдизм в теорию, сугубо связанную с социумом и культурой, не уделяя внимания концепции о бессознательном. Основоположники неофрейдизма отмечали, что классический фрейдизм не в силах разобраться со связью человека и социума.

Поэтому основной представитель неофрейдизма, Эрих Фромм, не принимал биологизм и социальный пессимизм Фрейда, вследствие чего он намеревался преобразовать психоанализ в философско-социальное течение. Основные представители фрейдизма — это психиатр Юнг, который в свое время очень заинтересовался анализом снов в рамках фрейдизма, и Фромм, исследовавший психоанализ с его антропологической и гуманитарной сторон.

Сегодня в рамках психоаналитической мысли фрейдизм включает полный спектр идей и доктрин Фрейда. В основе этого учения лежит идея о главной движущей энергии эволюции индивида, которая выражена извечно присущим человеку сексуальным и агрессивным влечением.

Определение понятия «фрейдизм»

Термин происходит от фамилии известного ученого Зигмунда Фрейда, который предложил свою теорию психоанализа человека. Фрейдизм – это теория психоанализа, которая объясняет некоторые психические процессы, происходящие на бессознательном уровне. По мнению Фрейда, вся психическая жизнь человека состоит из трех основных уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного.

Бессознательный уровень Фрейд связывает с сексуальной энергией. Фрейд в своей теории выделяет такие компоненты личности:

  1. «Ид» — носитель инстинктов.
  2. «Эго», или по-другому «Я», которое действует по принципу реальности.
  3. «Супер-Эго», или «Сверх-Я», отвечает за моральные качества личности.

Если между этими компонентами возникает конфликт, то начинают проявляться защитные механизмы.

ВЫВОД

фрейдизм неофрейдизма психоанализ

Из всех загадок существования ни одна не представляет для современного человека такой важности, как загадка собственного бытия и установления своей особой, личной обусловленности и исключительности. К этому средоточию внутренней жизни человека Фрейд еще раз приблизил психологию, ставшую к тому времени абстрактною наукою

Он впервые развил с почти художественной мощью заложенные в человека драматические элементы — эту судорожную игру мельканий в сумеречном свете подсознательного, где ничтожный толчок отдается отдаленнейшими последствиями и в самых изумительных сочетаниях сплетаются прошлое с настоящим — поистине целый мир в тесном кругообороте человеческого тела, необозримый в своей цельности и все же обаятельный как зрелище, в непостижимой свое закономерности

К этому средоточию внутренней жизни человека Фрейд еще раз приблизил психологию, ставшую к тому времени абстрактною наукою. Он впервые развил с почти художественной мощью заложенные в человека драматические элементы — эту судорожную игру мельканий в сумеречном свете подсознательного, где ничтожный толчок отдается отдаленнейшими последствиями и в самых изумительных сочетаниях сплетаются прошлое с настоящим — поистине целый мир в тесном кругообороте человеческого тела, необозримый в своей цельности и все же обаятельный как зрелище, в непостижимой свое закономерности.

А закономерное в человеке, — в этом решающая переустановка фрейдовского учения, — никоим образом не поддается академической схематизации, но может быть только пережито, изжито совместно с ним и познано в процессе этого изживания, в качестве единственно ему свойственного. Личность человека постигается не с помощью застывших формул, но исключительно по отпечаткам посланных ему судьбой переживаний; поэтому всякое врачевание в тесном смысле этого слова, всякая помощь в смысле моральном предполагают, по Фрейду, познание личности, но познание утверждающее, сочувствующее и в силу этого действительно полное. Поэтому уважение к личности, к этой, в гетевском смысле, «явленной тайне» есть для него непреложное начало всякой психологии и всякого душевного врачевания, и Фрейд, как никто другой, научил нас хранить это уважение как некий моральный закон.

Лишь благодаря ему тысячи и сотни тысяч узнали об уязвимости души, в особенности детской, и перед лицом вскрытых им изъявлений начали понимать, что всякое грубое касание, всякое бесцеремонное залезание (часто при посредстве одного лишь слова!) в эту сверхчувствительную, одаренную роковой силой припоминания материю может разрушить судьбу и что, следовательно, всякие необдуманные запреты, наказания, угрозы и меры принуждения возлагают на наказывающего неведомую до того ответственность. Он неизменно внедрял в сознание современности — школы, церкви, зала суда — уважение к личности, даже на путях ее отклонения от нормы, и этим более глубоким проникновением в душу насадил в мире больше предусмотрительности и снисходительности.

Искусство взаимного понимания, это наиболее важное в человеческих отношениях искусство, которое может способствовать возникновению высшей гуманности, в развитии своем обязано учению Фрейда о личности много больше, чем какому-либо другому методу современности; лишь благодаря ему стали понятными нашей эпохе, в новом и действительном понимании, значение индивидуума, неповторимая ценность всякой человеческой души. Идя своим, сторонним путем, Фрейд неизменно попадал в средоточие жизни — в область человеческого

И в то время как специалисты все еще не могут помириться с тем, что его творчество не выдержано в строго-академических формах медицины, естествознания или философии, в то время как тайные советники и ученые все еще яростно спорят об отдельных пунктах и о конечной цели его труда, учение Фрейда давно уже выявилось, как непреложно-истинное — истинное в том творческом смысле, который запечатлен в незабываемых словах Гете: «Что плодотворно, то единственно-истинно».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.