Гуманистическая психология: что это, плюсы и минусы

Введение

Психологическое консультирование – прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими проблемами. Разрабатываются эти теоретические основы и программы, с одной стороны, на основе анализа современного состояния психологического знания, достижений в областях эмпирических и теоретических исследований. Среди существующих в настоящее время психологических школ и направлений гуманистическая психология представляет особый интерес, во-первых, потому, что возникнув сравнительно недавно (в середине XX века), когда большинство психологических школ исчерпало свой исследовательский потенциал, она, вызревая в полемике с бихевиоризмом и психоанализом как «третья сила» в психологии, аккумулировала в себе опыт исследования личности в предшествующих и современных ей психологических направлениях и школах. В настоящее время она является влиятельным научным направлением, сформировавшим новую исследовательскую программу в общей, социальной, педагогической психологии, оказавшим влияние на теорию и практику воспитания, психологию производственных отношений и в последние годы — на проблемы разрешения групповых политических конфликтов.

Понимание личностных проблем клиента и его проблем во взаимоотношениях существенным образом зависит от того, каких теоретических позиций придерживается консультант. Особенно это сказывается на характере терапевтических отношений, применяемых методах и техниках. Мы подробно рассмотрим направление в теории личности (А.Маслоу)»>гуманистическое направление в психологическом консультировании.

2 стр., 988 слов

Психология, как наука. Введение в психологию

Психология, как наука. Психология в последние годы стала наукой, востребованной самой жизнью. Однако слово «психология» все еще окутано завесой тайны для тех, кому не приходилось соприкасаться с психологами на практике. Психологов ценят, уважают, но в обыденной жизни побаиваются, полагая, что психолог «насквозь видит человека» даже в простом разговоре. При этом затрудняются точно сказать, «кто …

Сравнение гуманистической и когнитивной психологии

Гуманистическая психология в качестве основных предметов анализа рассматривает ответственность, высшие ценности, самоактуализацию, творчество и свободу личности, любовь, автономию, психическое здоровье, межличностное общение.

Среди основных позиций гуманистической психологии, являющихся общими для большинства ее школ, можно выделить:

  • Целостность человека, рассмотрение человеческой жизни как единого процесса;
  • Стремление человека по определению к самореализации;
  • Свобода выбора.

Когнитивная же психология в большей мере изучает то, каким образом человек получает информацию о мире. Она анализирует то, как данная информация представляется людьми, как происходит ее сохранение в памяти и преобразование в знания

Далее исследования посвящены тому, как данные знания влияют на наше внимание и поведение

Замечание 1

Таким образом, когнитивная психология изучает практически все познавательные процессы, начиная от ощущений и заканчивая восприятием, распознаванием образов, памяти, формированием понятий, мышлением, воображением.

Историческая справка. От зарождения в 60-х и до наших дней

Направление возникло в 1960-х годах XX столетия в Америке в противовес бихевиоризму и психоанализу.

В 1957 году специалисты, соглашающиеся с первыми постулатами гуманистической психологии, стали организовывать семинары, посвященные актуальным психологическим проблемам и вопросам.

Чуть позднее, в 1961 году, появился «Журнал гуманистической психологии», а еще позднее, в 1970 году, была организована международная ассоциация «За гуманистическую психологию».

✪ Основной идеей представителей новой школы было изучение человека и человеческой психики, не оперируя техническими методами и приемами, а ведя живой диалог психолога с клиентом. Только так, по мнению Роджерса, Маслоу, Олпорта и других, человек может найти самого себя.

У истоков основания науки стоит группа ученых во главе с Абрахамом Маслоу, которая приложила все силы к созданию уникального, совершенно нового подхода к психологии.

Маслоу откровенно критиковал существующие представления о человеке и называл их недалекими и токсичными. Он заявлял, что психология все больше делала акцент на отрицательных, слабых сторонах человеческой психики, нежели на сильных.

В противовес этому, Маслоу настаивал, что изучать нужно психологию психического здоровья, т.е. психику положительных эмоций и состояний, а не только психических расстройств, депрессий и тому подобное.

Современный психоанализ

Развитие классического психоанализа привело к тому, что многие идеи Зигмунда Фрейда подверглись жесткой критике. Даже те сторонники, которые изначально разделяли его постулаты, со временем переосмыслили взаимосвязи и культуру человека, выдвинув собственные учения.

Дополнительная информация! Австрийский врач Альфред Адлер, пересмотрев парадигмы Фрейда о бессознательном и сознании, влечениях индивида, причинах конфликтов, создал учение, которое получило название «индивидуальная психология».

Среди основных работ медика можно выделить:

  • практику и теорию индивидуальной психологии;
  • исследования органической неполноценности.

Адлер поддерживал мысль о том, что бессознательное и сознание – не антагонистические части личности. А индивида можно охарактеризовать не при помощи анализа внутренних противоречий, а руководствуясь жизненным стилем человека, который сформировался в процессе преодоления трудностей в детском возрасте.

Современный психоанализ

Справка! Адлер считал, что каждый человек обладает чувством неполноценности, компенсация которого выражается в стремлении личности получить власть и превосходство над остальными.

Эрик Фромм считал, что при помощи классического психоанализа можно улучшить знания о человеке, но невозможно понять, как индивиду жить и действовать. Немецко-американский психоаналитик критиковал Фрейда за его поверхностное понимание сексуальности, сведенное к биологическим основам.

Дополнительная информация! Фромм старался углубить фрейдовские представления о личности и направить их в экзистенциальную плоскость.

Психоаналитик считал, что человек – единственное в мире существо, которое представляет проблему для самого себя. Главной задачей любой личности является разрешение этой ситуации.

Современный психоанализ до сих пор провоцирует множество дискуссий и споров, которые ведутся вокруг парадигм Фрейда. Благодаря философским размышлениям психоаналитиков, а также комбинациям структурализма, герменевтики, персонализма, экзистенциализма, в психологии появились новые направления, такие как:

  1. Структурный психоанализ. Направлен на изучение желаний клиента посредством анализа трех уровней психики человека, а также структуры языка и речи.
  2. Психоаналитическая герменевтика. Согласно этому направлению, действие психоанализа начинается в момент выхода клиента и аналитика за рамки терапевтических отношений.
  3. Экзистенциальный психоанализ представители помогают человеку не только осмыслить сновидения, но и исследовать мысли в период бодрствования.

Современный психоанализ это настоящий микс различных направлений в психологии. Его развитие продолжается до сих пор, так как человеческая психика уникальна и интересна. Различные подходы помогают посмотреть на нее под разным углом.

Цель гуманистической терапии

Общая цель гуманистической терапии — дать целостное описание человека. Используя определенные приемы, психолог пытается увидеть всего человека, а не только фрагментированные части личности.

Такая терапия также требует интеграции всего человека. Это называется самоактуализацией по Маслоу. Гуманистическая психология заявляет, что у каждого человека есть встроенный потенциал и ресурсы, которые могли бы помочь создать более сильную личность и поднять самооценку. Миссия психолога — направить человека в сторону этих ресурсов. Однако для реализации скрытых возможностей ему, возможно, придется отказаться от безопасности определенного этапа личности, чтобы охватить новый и более интегрированный этап. Это непростой процесс, поскольку он может включать в себя рассмотрение новых жизненных решений или пересмотр взглядов на жизнь. Этот тип психологии рассматривает психологическую нестабильность и тревогу как нормальные аспекты человеческой жизни и развития, которые можно проработать в терапии.

Гуманистический подход в психологии уникален, потому что его термины и его понятия исходят из предположения, что все люди имеют свой собственный взгляд на мир и уникальный жизненный опыт.

Личность

Описанный в упомянутой теории гуманистический подход человеку, к психологии личности был глубоко проанализирован учеными учеными-психологами. Конечно, нельзя сказать, что эта область исследована совершенно, однако в ней сделаны значительные теоретические исследования.

Это направление психологии возникло как своеобразная альтернативная концепция течению, полностью или частично отождествляющему психологию человека и поведение животных. Теорию личности, рассматриваемую с точки зрения гуманистических традиций, относят к психодинамическим (одновременно, интеракционистским). Это не экспериментальная отрасль психологии, имеющая структурно-динамическую организацию и охватывающая весь период жизни человека. Она описывает его как личность, используя термины внутренних свойств и особенностей, а также поведенческие термины.

Сторонников теории, рассматривающей личность в гуманистическом подходе, прежде всего интересует восприятие, понимание и объяснение человеком реальных событий своей жизни. Предпочтение отдается феноменологии личности, а не поиску объяснений. Поэтому такого типа теорию часто называют феноменологической. Само описание личности и событий в ее жизни сосредотачивается, в основном, на настоящем и описывается в таких терминах: «жизненные цели», «смысл жизни», «ценности» и т. п.

Традиционная психология: Россия

Аксенов Д.В., Борисова В.А. Гений общения
Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров
Аутогенная тренировка
Барлас Татьяна. Психологический практикум для «чайников»
Березкина-Орлова В.Б., М.А. Баскакова. Телесно-ориентированная психотехника актера
Бондаренко Александр. Психологическая помощь: теория и практика
Вагин Игорь, Глущай Антонина. Основной инстинкт: психология интимных отношений
Вагин Игорь. Заяц, стань тигром
Вагин Юрий. Креативные и примитивные
Васильчишин Иван. Что такое тренинг и как его выбирают
Василюк Ф. Е. Психология переживания
Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии
Василюк Ф.Е. Переживание и молитва
Василюк Ф.Е. Пережить горе
Вахромов Евгений. Разработка теории личности в отечественной науке первой трети XX века
Вачков Игорь. Психология тренинговой работы
Гавердовская Полина. Прощай, Карлсон! (осторожно, манипулятор!) Статья
Гармаев Анатолий. Культура семейных отношений
Гармаев Анатолий. Обрести себя
Гармаев Анатолий. От зачатия до рождения
Гармаев Анатолий. Психопатический круг в семье
Гармаев Анатолий. Этапы нравственного развития ребенка
Гиппенрейтер Юлия Борисовна. Введение в общую психологию
Гиппенрейтор Ю. Неосознаваемые процессы
Гиппиус С. В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств
Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия
Грачев Георгий, Игорь Мельник. Манипулирование личностью
Доктор «КЛЮЧ»
Егидес А. П. Синтоны и конфликтогены
Егидес А.П. Психотехника синтонного общения
Егидес А.П. Реклама книг
Егидес Аркадий Петрович. Лабиринты общения, или Как научиться ладить с людьми
Ермолин А.А. Школа жизни
Калинаускас Игорь. Игры, в которые играет Я
Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования
Касаткин Сергей. Мастер общения. Советы практикующего психолога
Кипнис Михаил. Тренинг лидерства
Козлов Н.И. Истинная правда
Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям
Козлов Н.И. Книга для тех, кому нравиться жить
Козлов Н.И. Простая правильная жизнь. Как соединить в жизни радость, смысл и эффективность
Козлов Н.И. Семнадцать мгновений успеха: стратегии лидерства
Козлов Н.И. Философские сказки
Козлов Н.И. Формула личности
Козлов Н.И. Формула успеха
Кордонский М.Б., Ланцберг В.И. Технология группы
Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины
Криксунова Инна. Госпожа Удача
Леви Владимир Львович. Искусство быть собой
Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы
Литвак Михаил. Как узнать и изменить свою судьбу
Литвак Михаил. Командовать или подчиняться?
Литвак Михаил. Психологический вампиризм
Литвак Михаил. Психологическое айкидо
Любимов Александр. Двести процентов уверенности
Мамонтов Сергей. Поверь в себя. Тренинг уверенности в себе
Михайлова Екатерина. Я у себя одна, или веретено Василисы
Мотков О.И. Интегральная модель личности
Мотков О.И. Природная и гармоничная личность
Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация
Пахомов Юрий. Занимательный аутотренинг
Петров Н.Н. Аутогенная тренировка
Практическая психология. Учебник
Психогимнастика в тренинге
Рогов Евгений. Настольная книга практического психолога в образовании
Самоукина Наталья. О психологии и психологах
Сидоренко Елена. Мотивационный тренинг
Тарас Анатолий. Боевая машина
Цзен Николай, Пахомов Юрий. Психотренинг: игры и упражнения
Эльконин Даниил Борисович. Психология игры

Гуманистическая психология

Братченко Сергей. Верим ли мы в ребенка? Личностный рост с позиций гуманистической психологии
Маслоу
Абрахам. Мотивация и личность
Маслоу Абрахам. Новые рубежи человеческой природы
Маслоу Абрахам. Пиковые переживания
Маслоу Абрахам. Психология Бытия.
Миф о недирективности: сеанс с Джилл
Роджерс Карл. Что значит становиться человеком
Смит Мануэль Дж. Тренинг уверенности в себе
Франкл Виктор. Логотерапия
Франкл Виктор. Психотерапия на практике
Франкл Виктор. Сказать жизни — «Да»
Фромм Эрих. Анатомия человеческой деструктивности
Фромм Эрих. Бегство от свободы
Фромм Эрих. Иметь или быть?
Фромм Эрих. Искусство любви
Фромм Эрих. Кредо
Фромм Эрих. Психоанализ и этика
Фромм Эрих. Человек для себя

Плюсы

Признание того, что человек может управлять своей психикой. Применяя гуманистический подход, можно убрать нервозность, улучшить качество жизни человека. При потере смысла жизни человек испытывает фрустрацию, негативные мысли, депрессию. Различные проблемы, неврозы индивидуума приводят к мышечным зажимам, психосоматическим заболеваниям. Применяя логотерапию, клиент-центрированный подход, различные техники психолог или психотерапевт может помочь человеку улучшить психическое и физическое здоровье, изменить качество жизни.
Направление гуманистической психологии подходит для исследования потенциала личности. Исследовать можно только здоровых, полноценных людей. Способности и творческий потенциал заложен в каждом человеке. В современной психологии существуют различные методы исследования креативности.
Влияние гуманистического подхода на терапию, образование, здравоохранение, политику и другие сферы. Гуманистическая психология в настоящее время прочно вошла в нашу жизнь, продолжает активно развиваться. На ее основе построено развивающее обучение, которое десятилетиями практикуется в нашей стране. Не одно поколение детей получило образование на принципах этого направления. В медицине давно уже признан факт того, что все болезни от нервов. Современные врачи знают о психосоматических заболеваниях, умеют дифференцировать физические и психологические отклонения, зачастую направляют пациентов к психологу.
Человеку отводится большая роль в определении состояния психического здоровья. От того, как человек живет, от целостности персоны зависит психическое здоровье. При активном личном выборе пути развития, самореализации, самоактуализации индивидуума, реализации его творческого потенциала уменьшается риск негативных ощущений в психике и в теле

Человеку необходимо понимание своей природы для того, чтобы уметь жить в гармонии с самим собой.
Подчеркивается важность влияния окружающей среды на опыт человека. Человек познает окружающий мир, приобретает собственный уникальный опыт через призму чувств и эмоций, полученных в процессе жизни, отношений с близким и дальним окружением

Поэтому так важно, в какой социальной среде он находится. Какая окружающая среда, такой и опыт. Развитие личности зависит от условий, в которых человек находится.
Утверждение достоинства человеческой личности и ответственности человека за свое поведение. Я-концепция у человека формируется с самого раннего детства. Целостный, полноценно сформировавшийся и функционирующий человек способен принимать решения, совершать поступки и нести ответственность за них. Такая личность будет опираться на собственные внутренние ощущения, а не на внешние авторитеты и шаблоны.

Самоактуализация как основная категория гуманистической психологии

Определение 3

В понимании представителей гуманистического подхода личность представлена как существо, обладающее свободой выбора, стремящееся к самоактуализации – активному стремлению к раскрытию собственных задатков и способностей, максимально полному раскрытию собственного потенциала.

Данное стремление носит врожденный характер, однако, его развитию или препятствию могут способствовать или препятствовать детские переживания, научение.

В свою очередь, полное раскрытие творческого потенциала, заложенного в человеке, требует удовлетворения ряда потребностей. Иерархия потребностей, к удовлетворению которых стремится личность, может быть представлена следующим образом:

  1. Физиологические потребности – потребность в пище, питье, дыхании, сне, сексе;
  2. Потребность в безопасности – чувстве стабильности, защищенности, отсутствии страха, тревоги;
  3. Потребность в чувстве общности, принадлежности к определенной группе, человеческому коллективу;
  4. Потребность в самоуважении, уважении со стороны окружающих;
  5. Потребность в самоактуализации.

Определение 4

Таким образом, самоактуализация представляет собой наивысший уровень психического здоровья человека, является перманентным процессом развития личности, ее совершенствования на протяжении всей жизни.

Гуманистическая психология выступает одним из важнейших направлений психологической науки, исследуя личность человека во всей совокупности ее проявлений, многообразии эмоциональных, поведенческих проявлений, эффективно используя целительный потенциал позитивных эмоций в процессе реализации психологической поддержки.

Управление и гуманизм

Сегодня различные организации стремятся постоянно повышать уровень культуры своего персонала. В Японии, например, любое предприятие (фирма) является для своих сотрудников не просто местом зарабатывания средств для проживания, но и местом, которое объединяет отдельно взятых коллег в коллектив. Для него играют важную роль дух сотрудничества и взаимозависимость.

Организация – это продолжение семьи. Гуманистический подход к управлению рассматривается как процесс, создающий реальность, которая дает возможность людям видеть события, понимать их, действовать соответственно ситуации, придавая смысл и значимость собственному поведению. На самом деле правила – это средства, а основное действие происходит в момент выбора.

Каждый аспект организации нагружен символическим смыслом и помогает создавать реальность. Гуманистический подход делает акцент на человеке, а не на организации

Для осуществления этого очень важно умение интегрироваться в существующую ценностную систему и меняться в новых условиях деятельности

дальнейшее чтение

  • Бендек Сотиллос, С. (Ред.). (2013). Психология и вечная философия: исследования в области сравнительного религиоведения . Блумингтон, ИН: Мировая мудрость. ISBN  978-1-936597-20-8 .
  • Бугентал, JFT (ред.). (1967). Вызовы гуманистической психологии. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
  • Бюлер К. и Аллен М. (1972). Введение в гуманистическую психологию. Монтерей, Калифорния: Brooks / Cole Pub. Co.
  • Чанг, Х. -М., и Маслоу, А.Х. (1977). Здоровая личность (Второе изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: D. Van Nostrand Co.
  • ДеКарвалью, Р.Дж. (1991). Основоположники гуманистической психологии. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: издательство Praeger.
  • Фрик, WB (1989). Гуманистическая психология: беседы с Абрахамом Маслоу, Гарднером Мерфи, Карлом Роджерсом. Бристоль, IN: Wyndham Hall Press. (Оригинальная работа опубликована в 1971 г.)
  • Фромм, Э. (1955). Вменяемое общество. Оксфорд, Англия: Rinehart & Co. * Фромм, Э. (1955). Вменяемое общество. Оксфорд, Англия: Rinehart & Co.
  • Гессманн, Х.-В. (2012). Гуманистическая психология и гуманистическая психодрама. — Гуманистическая психология и гуманистическая психодрама. Москва — jurpsy.ru/lib/books/id/25808.php
  • Человеческий потенциал: вызов и перспектива. (1968). Человеческий потенциал: вызов и обещание. Сент-Луис, Миссури: WH Green.
  • Шнайдер, Кирк Дж .; Bugental, James FT ; Пирсон, Дж. Фрейзер (2001). Справочник гуманистической психологии . Шалфей. ISBN .
  • Мадди, SR, и Коста, PT (1972). Гуманизм в персонологии: Олпорт, Маслоу и Мюррей. Чикаго, Иллинойс: Алдин · Атертон.
  • Misiak, H., & Sexton, VSJA (1973). Феноменологические, экзистенциальные и гуманистические психологии: исторический обзор. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Grune & Stratton.
  • Мосс, Д. (1999). Гуманистическая и трансперсональная психология: исторический и биографический справочник. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press.
  • Мустакас, CE (1956). Самость: исследования в личностном росте. Харпер и Роу.
  • Мерфи, Г. (1958). Человеческий потенциал. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: основные книги.
  • Невилл, Д.Д. (1977). Гуманистическая психология: новые рубежи. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Gardner Press.
  • Отто, HA (1968). Человеческий потенциал: вызов и обещание. Сент-Луис, Миссури: WH Green.
  • Роуэн, Джон (2001). Обычный экстаз: диалектика гуманистической психологии (3-е изд.). Бруннер-Рутледж. ISBN  0-415-23633-9
  • Рассон, Джон Эдвард (2003). Человеческий опыт: философия, неврозы и элементы повседневной жизни (ББК. Ред.). Государственный университет Нью-Йорка Press. ISBN .
  • Шнайдер, К., Бугенталь, JFT, и Пирсон, Дж. Ф. (2001). Справочник по гуманистической психологии: передовые позиции в теории, исследованиях и практике. Лондон: МУДРЕЦ.
  • Шнайдер, KJ, редактор (2008). Экзистенциально-интегративная психотерапия: ориентиры к сути практики . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  978-0-415-95471-6
  • Северин, Ф. Т. (1973). Открытие человека в психологии: гуманистический подход. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
  • Сингх, Дж. (1979). Гуманистический взгляд на человека. Нью-Дели, Индия: Индийский институт государственного управления.
  • Сутич, AJ, и Vich, MA (ред.). (1969). Чтения по гуманистической психологии. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Свободная пресса.
  • Уэлч И., Тейт Г. и Ричардс Ф. (ред.). (1978). Гуманистическая психология: Справочник. Буффало, Нью-Йорк: Книги Прометея.
  • Цукер Р. А., Рабин А. И., Аронофф Дж. И Франк С. (ред.). (1992). Структура личности на жизненном пути. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Спрингер.

Что это за подход

В XX веке господствовали идеи бихевиоризма. Они рассматривали индивида с точки зрения зависимости от внешних стимулов. Специалисты направления полагали, что поведение человека мало чем отличается от поведения животных.

Гуманистический подход в психологии противопоставляется естественно-научному. В нем нет четких формулировок, он основывается на философских рассуждениях. Труды ученых эпохи Просвещения, восточные и религиозные системы, экзистенциальные работы философов позволили подойти к рассмотрению психики человека с иной стороны.

У направления нет единого основателя. К данному течению примкнул Маслоу, Роджерс и другие специалисты. В основе нового направления лежат убеждения, что человек обладает определенной степенью свободы от внешнего мира.

В отличие от психоанализа, взгляды гуманистических психологов более оптимистичны. Специалисты считали, что человек обладает способностью к развитию, творческим началом, активностью.

Экзистенциализм определяет постулат, что жизнь – это единый процесс становления и существования человека. Переживания на тему места в мире являются психологической реальностью.

Гуманистическое направление в психологии позволило сформировать новое течение в психотерапии. Появились человеко-центрированный подход, логотерапия. Многие техники остаются актуальными по сей день.

В педагогике гуманистический подход позволил изменить отношение к ученикам с авторитарного на партнерский

Новые взгляды позволили изменить психологию. Направление приобрело особую популярность в 80-х годах прошлого века. Оно востребовано в западных странах.

Главные основы гуманистического подхода к человеку

В наши дни трактовка гуманизма делает акцент на гармоничном развитии интеллектуальных способностей личности, а также на ее духовно-нравственной и эстетической составляющей

Для это важно разглядеть в человеке его потенциальные данные

Цель гуманизма — полноценный субъект деятельности, познания и общения, который является свободным, самодостаточным и ответственным за происходящее в социуме. Мера, которую при этом предполагает гуманистический подход, определяется предпосылками для самореализации человека и предоставленными для этого возможностями. Главное — дать раскрыться личности, помочь ей стать свободной и ответственной в творчестве.

Модель формирования такого человека, с точки зрения гуманистической психологии, начала свое развитие в США (1950-1960 гг.). Она была описана в работах Маслоу А., Франка С., Роджерса К., Келли Дж., Комбси А., а также других ученых.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.