- Основные понятия психологии воспитания детей
- Особенности воспитания ребенка от 1 года до 3 лет
- Воспитание детей в возрасте 5-6 лет
- Психологическое воспитание ребенка — ЖЕРТВЫ -БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ.
- Литература
- Воспитание без ошибок
- Психологическое воспитание ребенка — ЗАНИЖАЕМ САМООЦЕНКУ.
- Психология воспитания: дополнительные компоненты
- Показатели и критерии воспитанности школьников
- 3.1 Современные проблемы изучения детей
Основные понятия психологии воспитания детей
Понятие «воспитание» рассматривают различные науки. Его часто используют в психологии, педагогике, социологии, философии. Но единого определения, из-за многозначности самого понятия, до сих пор нет, так как оно изменяется вместе с развитием социума. Воспитанием называют целенаправленное воздействие на индивида, осуществляемое другими людьми, целью которых является формирование у него поведенческих навыков, отношения к себе, труду и социуму, оценочной системы.
Его связывают и с другими понятиями, такими как:
- Формирование личности. Это процесс личностных изменений, которые происходят при взаимодействии с объективной реальностью, возникновение в структуре личности новых психологических и социальных образований.
- Становление. Достижение ребенком определенного уровня развития, при котором он осознает свои отношения с миром и сможет сделать собственный выбор. А также будет готов к самостоятельной жизни.
- Социализация. Индивид находится в новых социальных условиях, что сказывается на процессе формирования его личности. И, в соответствии с этим, он устанавливает для себя такие же нормы и правила, которые приняты в данном социуме или общественной группе.
В зависимости от ситуации в обществе или от смены в нем отношений, цель и задачи воспитания могут изменяться. На них влияют тенденции развития общества, от которых зависят требования, которые предъявляются ко всем его членам.
Особенности воспитания ребенка от 1 года до 3 лет
В этом возрасте дети любознательны. Учатся ходить, разговаривать, познавать окружающий мир, где много интересного, непонятного для маленького человечка. Главное, чтобы кроха рос, воспитывался полноценной семьей, поскольку начинает понимать отличия между матерью и отцом. Поведение, характер малыша выстраивается с учетом поведения его родителей.
Кроха начинает развиваться интеллектуально
Поэтому важно уделять ему больше времени. На помощь могут прийти интерактивные игрушки
Важно задействовать мелкую моторику. Можно дать малышу кубики, конструктор, карандаши. Если капризничает, не проявляет интерес к игрушкам, не нужно кричать, старайтесь вести спокойно, сдержанно. Иначе может появиться плохая ассоциация и малыш не притронется к игрушкам.
С 1,5 лет начинается важный процесс— приучение детей к горшку. Если кроха продолжает писаться в штаны не ругайте его. В 2–3 года у малыша проявляется интерес к сверстникам. Как правило, дети знакомятся в садике, играя на улице. Стоит способствовать этому процессу, помогая налаживать контакты с детьми, поскольку впереди долгая жизнь, которая строится на общении.
Можно понемногу знакомить детей с навыками этикета. Малыш должен иметь представление о правилах гигиены, учиться застилать кровать, складывать игрушки, вещи.
Согласно психологии воспитания детей, в этот период малыш выполняет следующие действия:
- повторяет слова и действия взрослых;
- активно учится разговаривать, запоминая новые слова, пытаясь вникнуть, участвовать в разговоре взрослых;
- проявляет интерес к окружающим предметам, стремясь понять их назначение и смысл;
- знакомится с общественными нормами поведения;
- активно фантазирует, совершая непредсказуемые поступки;
- принимает спонтанные решения.
Родители должны быть терпеливыми и сдержанными, не пытаться подавлять желания и интерес малыша, помогать крохе познавать окружающий мир, проявляя любовь, заботу. Если кроха сделал что-то впервые, отличился хорошим поведением, похвалите. Если речь идет о безопасности, здоровье малыша, необходимо показывать твердость, строгость.
Чтобы улучшать память и речь малыша, чаще читайте крохе сказки, стихи. Несмотря на то, что он начинает познавать родной язык, будет полезно параллельно начать изучать иностранные языки.
От 1 до 3 лет у детей наблюдается нестабильное психологическое состояние, которое проявляется плаксивостью, агрессиями, истериками
Родителям важно уметь преподносить любую информацию в игровой форме, чтобы снять давление, напряжение, стресс
Нередки ситуации появления психологической травмы, вызванной стрессами, истериками, депрессиями. Самостоятельно справиться с таким состоянием тяжело, лучше прибегнуть к помощи психологов. Периодические сеансы снимут истерические припадки, нормализуют эмоциональное состояние крохи.
Воспитание детей в возрасте 5-6 лет
С точки зрения психологии этот возраст связан с многочисленными запретами, ограничениями. Дошкольники достаточно много времени проводят за компьютером, играя. Если замечается тяга к компьютеру, нужно проявлять строгость, ограничивать время нахождения за ним. При бурной реакции детей на подобного рода запреты стрелялки, гонки заменяют на развивающие игры, связанные с цифрами, буквами, языками, историей. Стоит постараться как можно чаще отвлекать ребенка различными делами. К примеру, предложить пройтись по магазинам и купить новую игрушку, вкусности, сходить в зоопарк, цирк, кино, попросить помочь по дому, прогуляться на свежем воздухе, пообщаться со сверстниками. Дети дошкольного возраста налету схватывают услышанное, поэтому окружающим стоит следить за речью, не употреблять плохих выражений. Но, если малыш услышал нецензурные выражения и периодически их повторяет, нужно провести беседу с членами семьи, воспитателями. Во многих случаях именно в садике дети могут услышать от сверстников нецензурную лексику. Не стоит ругать ребенка или игнорировать сказанное, надеясь, что ребенок забудет. Нужно спокойно донести ему, что его поведение недопустимо.
Психологическое воспитание ребенка — ЖЕРТВЫ -БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ.
В мегаполисе сохранить спокойствие и трезвость по поводу внешнего вида, воспитания и образования детей так же сложно, как не поддаться на уговоры телевизионной и уличной рекламы. Маркетологи старательно поддерживают в нас иллюзию, что. съев новую шоколадку, воспользовавшись технологичной зубной щеткой или надев платье раскрученной марки, мы немедленно станем гораздо здоровее и счастливее. Точно таким же товаром, как дезодоранты, автомобили и недвижимость, сейчас стали детские игрушки, одежда, воспитательные и образовательные услуги. Родителям будто бы всякий раз напоминают, что они недостаточно хороши, ведь уже открылись еще более элитные ясли, чем те. в которые ходит их ребенок, и поступили в продажу ярко-розовые юбки, гораздо розовее той, что они купили в прошлые выходные. Для того чтобы противостоять столь сильному натиску, необходима недюжинная внутренняя сила и абсолютная уверенность в себе — качества, которыми большинство из пас, увы, не обладает. Именно поэтому мы постоянно совершаем попытки объять необъятное и почти все время чувствуем себя немного несчастными: добиться всего сразу действительно нереально, а ребенок ну никак не может быть и художником, и математиком, и спортсменом одновременно. В результате получается, что все силы взрослых уходят па создание красивого фасада под названием «как у всех и еще лучше», а внутрисемейные отношения и воспитательный процесс тем временем начинают пробуксовывать.
ЧТО ДЕЛАТЬ? Для начала перестать постоянно смотреть по сторонам (на чужие успехи) и обратить внимание на собственного ребенка. Попробуйте составить список истинных, а не придуманных талантов малыша и сравните свое чадо не с другими детьми, а с ним же самим по принципу «что он умел делать год назад и что у него получается сегодня»
Постарайтесь немного отвлечься от переживаний, посмотрите вокруг — возможно, кому-нибудь из близких(или не очень) людей действительно нужна ваша помощь? Забота о других порой очень помогает осознать незначительность собственных проблем. И обязательно уделяйте время себе: пока вы смотрите фильм, или, например, читаете книгу, малыш тоже будет иметь полное право заниматься своими делами.
Литература
I
Выготский Л. С. Педагогическая психология.—М., 1991.
(Социально-психологические аспекты воспитания: 236—246.)
Джаинотт X. Дж. Родители и дети.— М., 1986.
Земска М. Семья и личность.— М., 1986.
(Воспитание в семье: 5—7. Семья и счастье: 30—37. Семья и воспитание детей: 37—б4. Развитие ребенка в семье: 73—92. Аномалии семейного воспитания: 93—137.)
Каган В. Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание//Вопросы психологии.—1992.—№ 1.
Нравственность, агрессия, справедливость // Вопросы психологии.— 1992.—№ 1.
Одаренные дети.—М., 1991.
(Поло-ролевое воспитание в семье: 78—87. Психологические основы работы с одаренными детьми: 257—319.)
Развитие личности ребенка.—М., 1987.
(Приобретение детьми социального опыта: 151—165. Самосознание и социальное развитие детей: 166—189. Социализация в семье: 190—211. Социализация вне семьи: 212—230.)
Раншбург И., Поппер П. Секреты личности.—М., 1983.
(Социальное обучение и развитие личности: 85—100.)
Раттер М. Помощь трудным детям.—М., 1987.
(Роль семьи в развитии ребенка: 171—220. Социальное окружение и его влияние на ребенка: 220—244.)
Фрустрация, конфликт, защита//Вопросы психологии.—1991.— № 6.
Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей.—М., 1984.
(Моральное развитие и усвоение культурно-исторического опыта людей: 19—27.) .
II
Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация.— М., 1983.
(Психология семьи: 55—63.)
Бойко В. В. Малодетная семья: социально-психологическое исследование.— М., 1980. (Психология семьи: отношения родителей и детей: 46—72.)
Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского
психиатра.— М., 1988.
(Что такое депривация: 28—30. Развитие детей вне семьи: 36—47. Развитие детей в новой семье: 47—52.)
Каган В. Е. Воспитателю о сексологии.— М., 1991.
(Половое воспитание в дошкольном возрасте: 81—115. Половое воспитание в младшем школьном возрасте: 115—139. Половое воспитание в подростковом возрасте: 139—208. Система полового воспитания: 221—244.)
Иващенко Ф. И. Психология трудового воспитания.— Минск, 1988.
(Коллектив и воспитание личности: 47—56.)
Сысенко В. А. Супружеские конфликты.—М., 1989. (Конфликтные ситуации в семье: 11—25, 51—110.)
III
Андреева Г. М. Социальная психология.— М., 1988.
(Социальные установки: 348—367.)
Бойко В. В. Малодетная семья: социально-психологическое исследование.— М., 1980.
(Репродуктивная установка: 125—151.)
Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского
психиатра.— М., 1988.
(Какие бывают семьи: 5—9. Психология больного ребенка: 53—64, 70—72, 86—96.
Пьянство и дети: 149—164.)
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского.—М., 1979. (Коллектив и его роль в воспитании: 235—243.)
Ковалев С. В. Психология семейных отношений.— М., 1987.
(Психология семейного воспитания: 70—98.)
Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива.— М., 1988.
(Психология воспитания личности в коллективе: 82—123.) .
Меньшутин В. П. Помощь молодой семье: заметки психолога.—М.,1987.
(Какие бывают семьи: 11—30. Что могут службы семьи: 123—162.)
Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания.— М., 1981.
(Семья как коллектив: 40—64.)
Сизанов А. Н. Подготовка подростков к семейной жизни.— Минск,1989.
(Конфликты в семье: 92—104.)
Спиваковская А. С. Как быть родителями (о психологии родительской любви).—М., 1986. (Семь «законов» супружеской жизни: 8—19. Семья в психологическом рентгене: 56-66.)
Сысенко В. А. Супружеские конфликты.— М., 1989.
(Мотивы и поводы разводов: 35—50. Психологический климат семьи и трудности семейного воспитания: 111—140. Психология брачносемейных отношений: 141—171.)
Титаренко В. Я. Семья и формирование личности.— М., 1987.
(Внутрисемейные отношения как специфический воспитательный фактор: 19—64. Основные направления совершенствования внутрисемейных отношений: 64—105. Отрицательное воздействие потребительской атмосферы семьи на духовное развитие детей: 156—174. Численность и состав семьи и их влияние на воспитательный потенциал: 15—242.)
Этика и психология семейной жизни.— Минск, 1989. (Брак и семья. Основы семейных отношений: 110—243.)
Воспитание без ошибок
Ответственность родителей перед детьми очень высока. Ведь с самого рождения ребенка они должны заниматься его воспитанием, следить за правильным развитием и формированием личностных качеств. В их силах воспитать его так, чтобы ребенок вырос счастливым, не испытывал с возрастом таких чувств как разочарования или собственной ущербности.
Многие папы и мамы хотят знать, как правильно воспитывать детей, психология ошибок воспитания позволит им понять, что не следует говорить ребенку или с ним делать:
- В воспитании ребенка родителям нужно отказаться от собственнических чувств. Ведь перед ними — личность. Пусть совсем маленькая (пока что), без опыта и навыков, но со своими потребностями и талантами. Нужно помочь ему стать настоящим человеком, а не предъявлять ему невыполнимые требования или проявлять по отношению к нему всеобъемлющую заботу. Гиперопека — одна из самых частых ошибок родителей.
- Публичный выговор обычно сильно ранит ребенка и заставляет его переживать происшедшее в одиночку. Ведь если папа или мама воспользовались моментом и выставили малыша перед сверстниками или воспитателем не в лучшем свете, то станет ясно, что искать защиты ему не у кого. Чтобы не травмировать психику ребенка, лучше предложить ему обсудить данный случай позже, без посторонних.
- Угроза физического наказания — не лучший выбор взрослых. Так как запугиванием проблем не решить. Мало того, ребенок быстро сообразит, что пустая угроза за собой ничего не влечет. В итоге, призвать его к порядку станет еще труднее. В этом случае, нужно суметь достучаться до малыша и серьезно поговорить с ним.
Попытка напугать ребенка также довольно плохой аргумент. Плохо засыпает? Нужно понять, а его ли это вина. Может, ему было позволено перед сном немного поиграть в компьютерные или подвижные игры. Эмоциональное возбуждение проходит долго, следует просто подождать, пока малыш успокоиться, а в следующий раз предложить ему книжку или немного порисовать. Взрослым нельзя забывать, что страшные сказки «на ночь глядя» — прямой путь к энурезу, вылечить который не всегда просто.
Психологическое воспитание ребенка — ЗАНИЖАЕМ САМООЦЕНКУ.
Вы наверняка встречали людей, которые с трудом делают какой бы то ни было выбор
Не важно, о чем идет речь — о десерте после ужина, платье для корпоративной вечеринки или. скажем, походе в кино
Подобные проблемы часто являются прямым следствием системы воспитания, при которой родители учат ребенка ориентироваться не на собственные ощущения и желания, а па мнение окружающих (сначала — мамы и папы, потом — воспитателей, учителей и т.д.). Когда родственники заботятся о развитии и внешнем виде малыша для того, чтобы пустить пыль в глаза окружающим, и готовы ради достижения этой внешней цели пожертвовать отношениями в семье, ребенок начинает чувствовать, что сам по себе он недостаточно ценен и любим. Только определенные достижения делают его достойным внимания и похвалы взрослых.
ЧТО ДЕЛАТЬ? Учите малыша самостоятельно делать выбор и удерживайтесь от критики, если вам не нравятся его решения. Предлагайте утром две разные футболки или два варианта завтрака, на прогулке спрашивайте, куда ему хочется пойти — на площадку или в парк. Хвалите ребенка не только за те успехи, которые вам, взрослым, кажутся важными и значимыми, но и за достижения, которые считает ценными он сам. Малыш должен твердо знать, что с его мнением в доме считаются, а его выбор уважают. Если у карапуза не идут какие-нибудь обязательные занятия (например, чтение), непременно постарайтесь найти дело, в котором он будет успешен. Это поднимет самооценку малыша и поможет лучше справляться с трудностями в проблемных областях.
! ВАЖНО. С одной стороны, постоянно стимулируя детку на штурм новых вершин, вы вроде бы работаете на повышение его самооценки, ведь новые достижения действительно прибавляют уверенности в себе
Но с другой стороны, хваля ребенка только за подвиги (не проявляя любовь без повода), вы подрываете в нем ощущение собственной важности, без которого, честно говоря, даже самый грандиозный успех не в радость.
Психология воспитания: дополнительные компоненты
К понятиям психологии воспитания также относят:
- Общие для всех цели воспитания, которые нужны для того, чтобы вырастить детей ответственными людьми, развитыми нравственно и духовно.
- Специальные цели, которые могут меняться вместе с общественным прогрессом. Они заключаются в том, чтобы характеры школьников способствовали достижению их целей, позволяли им проявлять инициативу, достигать значительных успехов.
Психологию воспитания нужно знать, ведь в ней есть противоречия, которые оказывают заметное влияние на детей. Их можно обнаружить между общественным опытом и индивидуальным, формами воспитания коллективов и характером познания ценностей. А также еще есть ряд закономерностей, реализовав которые, можно добиться правильного становления и формирования личности.
Показатели и критерии воспитанности школьников
Перед психологией воспитания стоит вопрос о критериях воспитанности школьника. М.В. Гамезо, например, выделяет 2 критерия воспитанности:
- Уровень сформированности нравственных потребностей, чувств, привычек (в данном случае имеется в виду содержание нравственной сферы: то чем руководствуется человек).
- Уровень преднамеренности, произвольности поведения: моральная устойчивость человека, умение преодолевать трудности невозможны без умения управлять своими желаниями, своим поведением. Способность человека действовать под влиянием намерения, преодолевать все другие непосредственные побуждения, желания, которые мешают выполнять намерение, говорит о том, что человек сознательно управляет своей мотивационной сферой.
А.К. Маркова указывает, что чрезвычайно важным для оценки эффективности труда учителя являются те психические изменения в развитии учащихся, которые происходят в результате труда учителя: обученность и обучаемость, воспитанность и воспитуемость. Воспитанность ученика включает:
- запас нравственных представлений (то, что оно знает о нормах поведения и отношения к обществу);
- нравственные убеждения (как ученик воспринимает нравственные нормы для себя лично, т.е. личное, пристрастное отношение к нравственным нормам – личностные смыслы, мотивы, ценности);
- реальное нравственное поведение (как знания и убеждения реализуются в поведении).
Воспитанность есть согласованность знаний, убеждений и поведения. Воспитуемость – это возможности ученика к дальнейшему личностному росту вместе со взрослыми, восприимчивость к воспитанию, потенциальный уровень воспитанности.
3.1 Современные проблемы изучения детей
В бурно меняющихся условиях современной действительности (общественной и школьной) у школьных педагогов заметно возрос интерес к научно-педагогическим и психологическим методикам изучения личности учащихся, классного коллектива, хода и результативности воспитательного процесса. Причин тому много: изменились дети и родители, стремительно меняется обстановка в мире и в нашей стране, поменялись ценностные ориентации в обществе, изменились коренным образом стратегия и тактика обучения и воспитания в школе, усложняются науки о ребенке, меняются взгляды на воспитание и развитие детей с учетом современных реалий, появились некоторые негативные явления, с которыми не считаться нельзя.
Воспитывать детей сегодня трудно
еще и потому, что труднее их изучать: «водораздел поколений» возрос не только из-за разного возрастного видения мира (как было всегда), но и из-за того, что у сегодняшних «отцов и детей» резко, а порой диаметрально противоположны ценностные ориентации – политические, экономические, культурологические, социальные, бытовые, личностно-психологические. Но не только это. Живущие в современных реалиях дети (подростки, юношество) отличаются еще и своей закрытостью от мира взрослых: у них своя субкультура, в которой они живут и куда не хотят никого пускать, особенно родителей и педагогов. И, видимо, в качестве защиты, имеют две маски: дома и в школе. На глазах родителей и педагогов они одни (живут и действуют по принципу «как надо» – они это хорошо знают), а наедине с собой и в кругу «приятных» сверстников – они другие.