- Свойства темперамента
- Эффект публичности
- Сущность понятия
- Свойства темперамента
- Социальная фасилитация и ингибиция
- Фасилитация в педагогике
- Почему современный лидер отдаёт инициативу коллективу?
- Правила участия в конкурсе «Лучший фасилитатор 2019 года»
- Кто может участвовать в конкурсе
- Как стать участником конкурса
- Какие награды получат победители конкурса
- Определение победителей конкурса
- Подведение итогов конкурса
- Динамическая фасилитация. Закрытие встречи
- Автократический стиль управления
- Определение
- Как применять
- Где применять
- Понятие фасилитации и фасилитатора
- Неверный выбор фасилитатора
- Динамическая фасилитация. Подводим итоги
- Плюсы и ограничения метода
- Ограничения метода
Свойства темперамента
Известно, что сангвиники легче остальных приспосабливаются к изменяющимся условиям. Холерики склонны действовать импульсивно, совершать необдуманные шаги. Флегматики достаточно спокойны и рассудительны, а меланхолики отличаются эмоциональной неустойчивостью и чрезмерной впечатлительностью. Какое влияние на все четыре типа оказывает социальная фасилитация? Пример можно привести такой: при первых же трудностях меланхолик склонен тотчас же замыкаться в себе, флегматик пытается разложить все «по полочкам», сангвиник активно и продуктивно действует, а холерик громко возмущается.
Эффект публичности
Человек, который живет в обществе, всегда стремится произвести хорошее, положительное впечатление на окружающих. Мы иногда не можем самостоятельно принимать решения в том плане, что постоянно оглядываемся на мнение большинства. Эффект социальной фасилитации заставляет следовать общественным установкам и ориентироваться на его запросы. Вот и получается, что человек начинает жить требованиями социума, забывая о собственных потребностях. Так рождается внутреннее неудовлетворение, чувство потерянности и личностной нереализованности.
Эффект публичности находит выражение в том, что, находясь в обществе, личность начинает действовать согласно возложенным на нее ожиданиям. Она не делает ничего лишнего, но ведет себя достаточно адекватно для каждой конкретной ситуации.
Сущность понятия
Социальная фасилитация представляет собой механизм поведения личности, когда она обладает способностью довольно успешно действовать и принимать верные решения в окружении общества. Если человек остается наедине с собой, то некоторые задачи того же уровня сложности воспринимаются им как более трудные. То есть вступает в действие эффект социальной поддержки и одобрения
Нам всем в той или иной степени важно быть замеченными и услышанными обществом. Никто не стремится жить настолько независимо, чтобы его не касались никакие социальные установки и стереотипы
Мы больше склонны прислушиваться к мнению большинства и делать из этого собственные выводы.
Социальная фасилитация в психологии – это явление достаточно тонкое и индивидуальное. На каждого человека отсутствие или присутствие поддержки со стороны общества будет воздействовать по–разному. Кто–то предпочитает работать в одиночку, и ему мешают люди, постоянно снующие туда-сюда. Есть люди, которые не любят выслушивать наставления, они опираются только на собственные знания, умения и предпочтения
Другому важно на протяжении всего периода работы чувствовать взаимодействие с коллегами и сослуживцами. Пусть это и не будет значительно помогать в работе, однако главное — человек находится не один
Говоря иными словами, феномен социальной фасилитации заключается в том, что человек чувствует себя более уверенно тогда, когда его деятельностью кто–то интересуется и поддерживает ее.
Свойства темперамента
Известно, что сангвиники легче остальных приспосабливаются к изменяющимся условиям. Холерики склонны действовать импульсивно, совершать необдуманные шаги. Флегматики достаточно спокойны и рассудительны, а меланхолики отличаются эмоциональной неустойчивостью и чрезмерной впечатлительностью. Какое влияние на все четыре типа оказывает социальная фасилитация? Пример можно привести такой: при первых же трудностях меланхолик склонен тотчас же замыкаться в себе, флегматик пытается разложить все «по полочкам», сангвиник активно и продуктивно действует, а холерик громко возмущается.
Социальная фасилитация и ингибиция
Два противоположных друг другу социальных феномена, фасилитация и ингибиция, могут наблюдаться одновременно в группе людей, которые оказались в одной ситуации и в казалось бы, одинаковых условиях. Ингибиция предполагает ухудшение деятельности человека, попавшего под наблюдение сторонних людей, в отличие от фасилитации, когда присутствие наблюдателей вызывает всплеск активности у членов группы занимающихся каким-либо делом. Почему возникает тот или иной эффект, Д. Майерс (амер. психолог) выявил несколько причин:
- Настроение – плохое вызывает эффект ингибиции, хорошее усиливает фасилитацию.
- Боязнь оценивания – присутствие незнакомых людей, или тех, чье мнение небезразлично может повышать возбуждение и активность у одних участников, но и провоцировать торможение продуктивности у других.
- Представители другого пола в аудитории – женщины и мужчины могут начать ошибаться в сложных заданиях, если в аудитории находятся наблюдатели противоположного пола. При феномене фасилитации, процессы деятельности наоборот улучшаются.
Фасилитация в педагогике
Классические общепризнанные методики обучения специфичны тем, что педагог владеет теорией и не применяет методы коллективного взаимодействия и рефлексии в качестве вспомогательных средств для достижения наибольшей результативности обучения.
При соблюдении ряда условий педагогическую деятельность можно рассматривать в качестве фасилитации учебной деятельности ученика. Здесь следует рассматривать фасилитацию с позиции участников учебного взаимодействия, зарождающихся между ними взаимоотношений, специфики обучающей и учебной деятельности. Проще говоря, от классического обучения методы фасилитации отличаются тем, что педагог не дает советов и строгих рекомендаций, а отыскивает решения сообща с членами группы, объединенной общей целью – обучением. Такой тренинг подразумевает наличие конкретной задачи и достижение ее в результате обучения.
Социально-педагогическую фасилитацию можно воспринимать в качестве интеграции деятельности субъектов педагогического процесса по приумножению продуктивности такой деятельности в ситуации затруднения. Социально-педагогическая фасилитация может выступать эффективным методом, способствующим решению проблем неуспеваемости школьников.
Фасилитация в педагогической деятельности, в первый черед, подразумевает коммуникативное взаимодействие всех участников процесса.
Фасилитация общения это планирование и реализация коммуникативного поведенческого реагирования в проблемных ситуациях, который требуют конструктивного подхода и творческих решений. Прежде всего, она предполагает благожелательную атмосферу общения, заинтересованность в успехе деятельности участников процесса, что способствует самоактуализации и личностному росту учеников.
Фасилитация общения это совместная коммуникативная деятельность учащихся и педагога. Она осуществляется преподавателем на уроке, но ученики в ситуациях вне класса в дальнейшем могут самостоятельно применять полученные ранее навыки, что ведет к росту мотивации.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Почему современный лидер отдаёт инициативу коллективу?
Фасилитация – наука, которая демонстрирует особенности современного подхода к управлению людьми.
«Фасилитация – это технология антитоталитарного подхода, это технология антиэго. Это не когда кто-то говорит: «Ого-го, я альфа-самец». Это когда мы реально доверяемся умным, активным, вовлечённым людям, которые могут брать на себя ответственность», – считает Светлана Крутских.
Фото Informburo.kz
На различных тренингах по лидерству и управлению очень любят подчёркивать, что руководитель не должен быть деспотом, он должен быть максимально демократичным и вести дело так, чтобы сотрудники чувствовали, что сами принимают решения.
Тренеры считают, что это важно, потому что отвечает запросу современного поколения, которому уже не подходят советские методики подавления личного ради общественного. «Современному лидеру важно не брать всю инициативу на себя
Не быть эгоистом. Например, на этой антиконференции мы отдаём инициативу участникам, мы понимаем, что к нам пришли умные люди, – говорит Светлана Крутских. – Современной молодёжи, поколению «y» это очень нравится. Они не хотят быть фишками, которые двигают на поле. Они хотят принимать участие, хотят мыслить»
«Современному лидеру важно не брать всю инициативу на себя. Не быть эгоистом
Например, на этой антиконференции мы отдаём инициативу участникам, мы понимаем, что к нам пришли умные люди, – говорит Светлана Крутских. – Современной молодёжи, поколению «y» это очень нравится. Они не хотят быть фишками, которые двигают на поле. Они хотят принимать участие, хотят мыслить».
Светлана считает, что нельзя относиться к такому подходу как к манипуляции, нужно реально доверять своей команде. Потому что правильный лидер наберёт людей, которые могут взять на себя ответственность. Такой метод подходит для конкурентных рынков. Если применять его правильно, то считается, что в сухом остатке будет главное – эффективность и прибыль компании.
Рамиль Мухоряпов на антиконференции / Фото Informburo.kz
Директор холдинга Choco Family Рамиль Мухоряпов рассказал, что на себе испытал разницу двух подходов к руководству: более тоталитарного и, наоборот, дающего свободу решений.
«Хорошо, когда в команде все лидеры. Они слышат других, но они не готовы взять под козырёк и пойти исполнять. Они все уверены в себе. С такими ребятами у нас были стычки, конфликты, – рассказывает Рамиль Мухоряпов. – В какой- то момент я их просто отпустил: раз такой умный, делай сам. И стало только лучше. Я перестал командовать, но оставил за собой право посоветовать, а решения принимает сотрудник, и это оказалось гораздо лучше».
Правила участия в конкурсе «Лучший фасилитатор 2019 года»
Ежегодный конкурс «Лучший фасилитатор года» проводится с целью:
популяризации фасилитации групповой работы как важного навыка для развития команд и организаций,
распространение лучшего опыта фасилитации,
повышение уровня профессионализма фасилитаторов на рынке.
Для участия в конкурсе необходимо выслать заявку на участие в соответствии с Положением о конкурсе.
Условия подачи заявки описаны в разделе «Как стать участником конкурса».
В конкурсе есть три обязательных этапа:
- Заявка на участие в конкурсе. Прием заявок осуществляется до 1 февраля 2020 года на адрес [email protected] Оплата участия в конкурсе в размере 1300 (Одна тысяча триста) рублей осуществляется в срок до 1 февраля 2020 года и является обязательной.
- Пост в любой из социальных сетей с ответом на вопрос «Почему я участвую в конкурсе «Лучший фасилитатор года» и хештегами #докажичтотылучший и #конкурсфасилитаторов до 1 февраля 2020 года.
- Конкурсный проект с презентацией о лучшей проведенной в 2019 году фасилитационной сессии на основании лично разработанного сценария, c фото и/или видео отчетом, отзывами заказчика и участников сессии. В конкурсном проекте должны быть указаны все фасилитаторы проекта и их роли в проекте. Все участники конкурсного проекта автоматически считаются участниками конкурса.
Кто может участвовать в конкурсе
- Корпоративные фасилитаторы – представители организаций, которые не реже двух раз в год проводят внутрикорпоративные мероприятия с использованием инструментов фасилитации.
- Внешние фасилитаторы – независимые тренеры / консультанты / коучи / фасилитаторы, которые на платной основе оказывают фасилитационные услуги коммерческим организациям или на льготных условиях – общественным организациям.
- Бизнес-тренеры, которые регулярно используют отдельные инструменты фасилитации в тренингах.
- Agile-коучи
- Менеджеры проектов
- Дизайн-мыслители
Участники конкурса прошлых лет имеют право участвовать в конкурсе, но в других номинациях, отличных от заявок прошлых лет. Победители прошлых лет приглашаются в жюри конкурса по решению организатора.
Как стать участником конкурса
Для того чтобы стать участником конкурса, необходимо отправить заявку по электронной почте на адрес [email protected], с темой письма «Заявка на участие в конкурсе «Лучший фасилитатор года 2019»_Фамилия Имя Отчество» в срок до 1 февраля 2020 года.
Заявки, поступившие после 1 февраля 2020 года, приниматься к рассмотрению не будут.
В заявке необходимо указать:
- Фамилия Имя Отчество участника
- Город проживания
- Название организации, должности.
- Номинация, в которую вы заявляетесь.
- Контактные данные:
- Согласие на обработку персональных данных Организаторами конкурса и разрешение использовать их для проведения самого Конкурса.
- Выслать подтверждение оплаты участия в конкурсе – 1300 рублей (Одна тысяча триста рублей). Без НДС.
Все перечисленные выше пункты являются обязательными. Владельцы заявок, которые были не полностью заполнены, к участию в конкурсе не допускаются.
Принимается только одна заявка к участию в конкурсе от одного лица.
Подавая заявку на участие в конкурсе, участник соглашается, что фото и видео-материалы, связанные с его участием в конкурсе, могут быть использованы в дальнейшем организатором конкурса для освещения конкурса в средствах массовой информации, на сайте, в методических материалах и книгах.
Оплата конкурса производится по следующим реквизитам: ООО «Имидж персонал», ИНН 7701319535, КПП 770101001, р/сч 40702810200000013890, в АО «ОТП Банк» г.Москва, БИК 044525311, к/сч 30101810000000000311.
Подача Конкурсного проекта осуществляется в сроки до 14 февраля 2020 года.
Какие награды получат победители конкурса
Победители получают памятные дипломы и подарки от партнеров организатора, а также:
Победители в номинациях «Лучший корпоративный фасилитатор 2019» и «Лучший внешний фасилитатор 2019» получат ценные призы – Сумка фасилитатора (тренера) и Билет на участие в 11-й Конференции российских фасилитаторов.
Победитель в номинации «Лучший старт 2019» – Модератус и Билет на участие в 11-й Конференции российских фасилитаторов.
Определение победителей конкурса
- Эксперты;
- Представители организатора (Консалтинговая компания «Имидж персонал»);
- Представители соорганизатора (Ассоциация фасилитаторов).
Подведение итогов конкурса
Итоги конкурса будут подведены до 10 апреля 2020 года.Награждение победителей конкурса состоится 16-17 апреля 2020 года в г.Москве на 11-ую Конференции российских фасилитаторов.Все участники конкурса получат памятные дипломы об участии в конкурсе.
Динамическая фасилитация. Закрытие встречи
Обращаемся к участникам: «Почитайте все, что здесь сказано. Что отнести в итоги этого разговора?» Про что Вы можете сказать: очевидно что? Что стало очевидно? Подумайте какие вопросы нужно еще обсудить? Продолжаем фразу «Очевидно, что…» Например: проблема общая и комплексная и т.д. Затем фасилитатор зачитывает результат работы группы, проходя коротко по всем плакатам. Что стало с проблемой? Мы зашли с такой проблемой. Пообсуждали ее. Как она изменилась. Над чем будем работать дальше? С чего мы бы начали следующую встречу (если она предполагается)?
Закрытие сессии идет в обратном порядке. Первое что делаем: резюмируем обсуждение и закрываем контент.
Если случился прорыв (групповой инсайт): например, когда группа находит что проблема совсем не там, где было первоначально заявлено. Это отличный вариант завершения сессии, но он бывает не часто
Варианты закрытия сессии (как индивидуально, так и через малые группы):
- Сбор выводов. Участники отвечают на вопрос «Что стало очевидно?»
- Можно итоги структурировать в три предложения
- При планировании следующих сессий задаем вопрос: «Что возьмем в фокус следующий раз?» или «Что нужно обсудить на следующей сессии?».
- Можно пройти по истории сессии:
- Мы считали, что
- Когда мы с Вами говорили, мы увидели, что проблема не вот в этом, а вот в этом. И порождением этой проблемы является вот это.
- Мы поняли вот это
И в итоге мы проговариваем весь путь, которым шла группа. Таким образом закрывается (резюмируется) контент.
Далее закрываем процесс. Рассказываем, что происходило. Задаем вопросы участникам:
- Что Вы наблюдали?
- Как изменилась для Вас проблема?
Получить обратную связь по процессу обсуждения!
Закрываем пространство: что будем делать дальше или обсуждать на следующей сессии. Это часто бывает закладкой следующей встречи. Мы договариваемся какую нам еще информацию подготовить? Кого нам нужно еще позвать, чтобы следующая встреча прошла продуктивно. Какие вопросы необходимо обсудить на следующей встрече?
Автократический стиль управления
Давай сначала избавимся от этого строгого (и старомодного) стиля управления — и быстро! Хотя это лучший выбор в определенных экстремальных условиях. Этот метод управления мало использует творческий потенциал работников и мало способствует росту. Он также связан с существенными затратами на планирование, коммуникацию и контроль.
Определение
Я предпочитаю простое определение автократа — это любой лидер с менталитетом «потому что я тебе так сказал». Автократическое лидерство означает, что менеджер берет на себя полный контроль (и ответственность) за ситуацию.
Как применять
Этот стиль руководства может подойти твоей команде, когда у участников мало опыта или он отсутствует. Конечно, он также становится необходимым в областях высокого риска. Например, пожарные, парашютирующие из самолетов в лесные пожары, должны выполнять приказы без вопросов или задержек.
Если твоя ситуация требует автократического стиля управления, используй метод лидерства «путь-цель». Установи (и донеси) четкие и непосредственные цели для команды. Убедись, что они точно знают, как выполнять твои инструкции, и имеют все необходимые ресурсы. Каждый в команде должен понимать свои роли и обязанности — и как справляться с любыми препятствиями, которые могут возникнуть.
В зависимости от рабочей среды, ты можете найти этот стиль лидерства эффективным в небольших дозах — и в особых случаях. Например, на производственном предприятии новые работники должны тщательно следовать инструкциям своих руководителей (и не проявлять творческий подход), чтобы избежать нанесения травм себе и другим. Однако со временем эти новенькие рабочие вырастут и сменят нынешних лидеров.
Умный менеджер будет предоставлять возможности для непрерывного обучения / образования, определять уровень квалификации каждого работника и время от времени встречаться с членами команды (вдали от тяжелой техники), чтобы узнать их мнение о процедурах и системах. По мере того, как рабочие команды приобретают навыки и надежность, умные менеджеры переходят от строгих нисходящих методов к другим, более гибким, стилям руководства.
Где применять
Подчиненные должны безоговорочно подчиняться инструкциям во многих жизненно важных ситуациях:
- Военные подразделения;
- Поисково-спасательные работы;
- Тяжелая промышленность;
- Важные лабораторные эксперименты;
- Ситуации первого реагирования;
- Скорая помощь / хирургические операции.
Иногда соблюдение приказов без размышлений или сомнений в авторитетности начальства создает наилучшие результаты для всех заинтересованных сторон.
Понятие фасилитации и фасилитатора
Определение 1
Учитель-фасилитатор – это педагог, деятельность которого проходит в рамках личностно-направленного подхода в образовании и характеризуется открытостью, акцентированием внимания на чувствах, эмоциях, переживаниях учащихся, поощрением их за успехи и заслуги, доверительным отношением к их способностям и возможностям, эмпатическим видением их деятельности и поступков.
Фасилитация – это особый управленческий стиль, предполагающий создание такой системы управления и организации педагогического процесса, при которой управление носит директивный характер, не выходящий за пределы самоорганизации самоуправляемой системы. Проще говоря, фасилитация является одновременно и процессом, и способом действия, и инструментом, посредством применения которого осуществляется качественное и продуктивное групповое взаимодействие, организуется групповое сотрудничество и совместная деятельность.
Замечание 1
В процессе фасилитации происходит поиск пути, при котором коллектив будет работать слажено и продуктивно, создавая что-то новое или усваивая теоретическую научную информацию, чтобы затем найти ей практическое применение.
Коллективная работа и коллективное взаимодействие организуется за счет специальных действий педагога. Именно эти действия и отражают процесс фасилитации. В нем приоритетную позицию занимает лидер. В образовательной сфере это место принадлежит учителю. Его задача сводится к тому, чтобы не выставлять себя авторитетом, а занять нейтральную позицию и направить учащихся на верный путь и направление развития.
Фасилитатор является особым инструментом в образовательном процессе. От его квалификации и профессионализма зависит эффективность развития отдельного образовательного учреждения и образовательной системы в целом. Его обучают навыкам психологического взаимодействия и технологиям обеспечения продуктивной коммуникации.
Фасилитаторская деятельность ставится в приоритет воспитательной. Успех профессиональной деятельности учителя зависит от построения личных контактов с воспитанниками, исключая следование нормам и общественным взглядам, а только лишь учитывая индивидуальные потребности, особенности развития, стремления и взгляды.
Деятельность педагога-фасилитатора ориентирована на создание такого образовательного климата, который благотворно сказывается на развитии инициативы и самостоятельности учащихся, формирует навыки коммуникативного взаимодействия и помогает создать комфортную среду для общения между сверстниками в образовательном заведении. Учебно-воспитательный процесс в этом случае характеризуется свободой и применением здоровьесберегающих методик и технологий.
Учитель-фасилитатор должен обладать навыками:
- Направления и построения обсуждения на учебном занятии в нужное русло.
- выбора из разнообразных решений коллектива наиболее оптимального и верного, а также продуктивного в конкретной ситуации.
- Уметь принимать рискованные решения и брать на себя ответственность за них.
- Взаимодействовать с различными коллективами учащихся, с проблемными и трудными детьми.
- Уметь строить беседы, диалоги, обсуждения различных форматов и с легкостью ориентироваться в них.
- Применять разнообразные методы и средства воспитательного воздействия, продуктивно сочетать их.
- Легко адаптироваться к новым социально-экономическим условиям развития общества, политическим направлениям в образовательной сфере.
- Преодоления трудностей, возникающих в ходе решения учебных проблем и задач.
- Справляться со стрессовыми ситуациями, контролировать свои эмоции.
- Открытого взаимодействия с учащимися.
- Стимулирования к личностному развитию и желанию изменить свои качества, способности, развить навыки.
Деятельность учителя-фасилитатора формируется таким образом, чтобы ставить интересы и потребности учебно-воспитательной группы на приоритетное место в образовании, не допуская торможения в обсуждении и не ускоряя его темпы
Объект, процесс, проблема, стоящая в центре обсуждения должна охватывать все внимание учащихся. Этому способствует педагог
Профессиональные навыки педагога-фасилитатора помогают создать грамотное эмоционально-психологическое взаимодействие на учебном занятии.
Овладение навыками фасилитаторской деятельности не доступно каждому педагогу. Это сложный и трудоемкий процесс, требующий постановки иных приоритетов и открытия своей личности учащимся, формирование личностного характера общения.
Неверный выбор фасилитатора
Фасилитация значительным образом отличается от модерации. Здесь нет директивного стиля управления процессом, нет внимания к личности фасилитатора. Напротив, он должен занять крайне нейтральную позицию в команде. Как только фасилитатор начинает активно вмешиваться в процесс обсуждения со своим мнение, дискуссия теряет свой смысл.
Участие фасилитатора возможно через правильно поставленные вопросы, через диалог. Часто участники сами заранее знают ответы и решение проблемы, главное – правильно стимулировать процесс генерации идей
Важно понять, фасилитация – это всегда совместная работа единомышленников, которые уважают друг друга, искренни, открыты к диалогу, новым идеям и переменам. Хороший фасилитатор всегда сможет создать подобную атмосферу в команде
Фасилитатор должен, как и другие участники, брать ответственность на себя, поддерживать участников, уметь работать с различными группами, иметь в арсенале различные инструменты и методики, а также мотивировать людей на саморазвитие, движение вперед и изменения. Как говорил Роберт Де Ниро: «Успех – это всегда правильный выбор». Успех фасилитации заключается в правильном выборе команды и фасилитатора.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Добавлено 29 января 2019
Динамическая фасилитация. Подводим итоги
Важно записывать все, что происходит и посадка участников. Участников обязательно сажаем перед флип-чартами, показывая этим что проблема — вот здесь (на флип-чартах)! И участники перед проблемой
То есть все против проблемы.
Группа работает в рабочем коридоре. Это когда люди слышат, понимают, воспринимают информацию и имеют силы и возможности ждать, когда высказаться и сделать свой вклад
Поэтому важно при организации группы обратить внимание на численность группы: до 12 человек! Большее количество участников может привести к «выпадению» участников из обсуждения
При выходе из рабочего коридора происходит падение или резкое повышение энергии. Падение энергии чаще всего происходит, когда человек никак не может высказаться. Высказываются один или двое, а остальные начинают отключаться от обсуждения (например, достают сотовые телефоны). Когда энергии много, участники начинают перебивать друг друга. Что делаем?
В этих двух случаях один и тот же прием. Сажаем в пары (тройки) чтобы участники поговорили. В паре отмолчаться не получится и поэтому энергия приходит к рабочему коридору (либо поднимается, либо успокаивается). Люди начинают говорить и переходят в активную позицию. Энергия поднимается.
Если энергии много – участники начинают быстро говорить, идет быстрая коммуникация и уровень энергии падает до рабочего коридора. Поэтому рассадка в группу – это инструмент регулирования энергии.
Еще один важный момент: участники при работе в группе структурируют информацию. Работа в парах или тройках позволяют собрать целостную картину.
Логика флип-чартов:
- Мес
- Что мы имеем.
- Чего мы боимся или какие барьеры
- Причинно — следственные связи
- Что нужно делать
Динамическая фасилитация проводится в группе до 12 человек. Нижняя граница участников – 2 человека. Если участников больше и потребность в проведении динамической фасилитации есть, то можно провести в нескольких группах, а затем провести консолидацию данных. Консолидацию можно провести путем формирования малых групп, по количеству участников равной количеству больших групп. Они могут обменяться тем, что происходило в большой группе. Малые группы консолидируют, например итоги работы. Классическая сессия динамической фасилитации идет 1,5 часа.
Руководитель (заказчик) в наших сессиях работает вместе с командой. Перед сессией мы рассказываем, что будет происходить. Говорим руководителю, что он тоже должен сделать свой вклад в сессию. Но главная его задача – работать на вход. Договариваемся, что заказчик максимально слушает, а когда будет высказываться – он должен четко понимать: как и что говорить. Мы договариваемся о том, что его деструктивное поведение будет останавливаться. С заказчиком формируем образ результата. Исходя из этого обсуждаем состав группы, который нужен для достижения результата. Обсуждаем и решаем какие ресурсы нужны. После окончания сессии смотрим на то, что получилось.
Плюсы и ограничения метода
Динамическая фасилитация – это технология совместного думания. Это культура обсуждения сложных вопросов. Это технология глубокого разговора. Что волнует людей, что стоит за эмоциями. Это дает возможность понимать друг друга, по-другому слышать друг друга. И это позволяет находить новые и интересные решения. Возникающее во время обсуждения изменение восприятия – это отличный результат
И не важно, что не появился план реализации! Появилось понимание своих коллег и проблемы
Инициатива по динамической фасилитации должна исходить от руководителя! И руководитель должен быть готов к тому, что решения, которые выработала группа он должен оценить: вот это решение приемлемо и можно реализовать, а вот это решение пока нужно отложить.
Ограничения метода
- Один вопрос
- Вопрос должен быть важным
- Готовность руководителя конструктивно воспринимать реальность (то, что произойдет во время сессии)
- Количество участников в группе не более 12 человек
Отличие динамической фасилитации от других методов заключается в том, что это, пожалуй, одна из немногих технологий, которые достают и проговаривают эмоции, связанные с обсуждаемым вопросом. В динамической фасилитации участники высказываются до «упора», когда больше уже нечего сказать.