- В чем заключается работа фасилитатора?
- Обсуждение вопроса.
- Вот некоторые из отличий между фасилитатором и тренером:
- Акцент делается:
- Компетенции включают в себя:
- Динамическая фасилитация. Структура записи на флип-чартах.
- Навыки фасилитации: Что должен делать каждый фасилитатор и что делать нельзя!
- Динамическая фасилитация. Структура встречи.
- 1 Модуль курса «Мастер фасилитации»
- Динамическая фасилитация. Подводим итоги
- Плюсы и ограничения метода
- Ограничения метода
В чем заключается работа фасилитатора?
Задача фасилитатора – помочь каждому участнику думать. Создать среду, в которой поощряется участвовать в работе, понимать точку зрения окружающих и разделять ответственность. Во время работы фасилитатор группы помогает участникам искать решения и строить сбалансированные договоренности.
В некоторых группах такого вида помощи не потребуется. Например, в тех, где на собраниях зачитывается информация, делаются сообщения и доклады. Или в группах, которые встречаются регулярно, чтобы обсудить плановые решения стандартных проблем, например, расписание. Такие вопросы решаются без фасилитации.
Как насчет сложных вещей? Группа, занимающаяся запуском новой линейки товаров, состоит из службы дизайна, маркетинга, изготовления и клиентского сервиса. Несмотря на общую цель – высокие продажи, рамки ответственности у них отличаются.
То, что кажется разумным одному члену группы, потребует много дополнительных трудозатрат от другого участника. И стили межличностного общения также будут отличаться.
В подобных ситуациях участники добьются принятия конструктивных решений, если воспользуются приемами фасилитации. Это делает тренер, который может помочь лидеру встречи, используя фундаментальные принципы групповой фасилитации.
Обсуждение вопроса.
Структура рабочей встречи составляет:
- Открытие рабочей встречи
- Основная часть
- Закрытие рабочей встречи
Открытие рабочей встречи. Во время открытия рабочей встречи мы рассказываем о цели этой встречи. Открытие встречи включает три элемента:
- Открытие пространства
- Открытие процесса
- Открытие контента
Люди должны понять, что мы будем обсуждать и как мы будем обсуждать. Участники на входе должны иметь следующую информацию:
- Что мы будем обсуждать
- Как мы будем обсуждать
Лучше начинать с контента!
Открыть контент. Определить вопрос обсуждения. Либо представить, либо объяснить.
Открыть пространство. Мы рассказываем о целях встречи. Размещаем людей так, чтобы было видно, что записано. Принципиально должны сидеть полукругом. Они должны видеть друг друга и иметь возможность вставать и обращаться друг к другу. И при «нападении» участников друг на друга у ведущего должна быть возможность защитить.
Открытие процесса. Рассказываем о формате встречи и как будем работать.
Вопрос для обсуждения декларируется сразу в начале сессии заказчиком. Если заказчик предложил только тему для обсуждения, то участникам предлагается озвучить свои вопросы на сессию и объяснить почему они их волнуют. В идеале каждый предлагает вопрос и его можно записывать на флип чарт. Можно предложить участникам записать вопросы на стикер и потом выйти и приклеить стикер с вопросом.
После этого спрашивают участников: какой вопрос им откликнулся больше всего или аспект вопроса входит в другой, более широкий вопрос. После этого можно предложить голосование за самый волнующий вопрос. Исключение: за свой вопрос не голосуем.
Если вопрос не для всех актуален, можно предложить группе: подумайте, пожалуйста, над этим вопросом и найдите для себя тот аспект, который для Вас «разогреет» этот вопрос. Что Вас в этой проблеме может очень сильно разогреть. Если бы Вас пригласили поговорить об этом вопросе, то о чем бы Вы стали говорить.
Вот некоторые из отличий между фасилитатором и тренером:
Акцент делается:
- Тренер: На том, что обсуждается – чтобы побудить группу выполнить работу
- Фасилитатор: На том, как проходит дискуссия – чтобы удержать группу вместе и поощрять ответственность участников.
Компетенции включают в себя:
Тренер:
- Подготавливает к обучению;
- Создает обучающее пространство;
- Использует принципы обучения взрослых;
- Проводит лекции;
- Проводит дискуссии;
- Проводит учебные мероприятия, демонстрации, тренировку навыков;
- Дает обратную связь ученикам;
- Помогает учебникам, которые испытывают проблемы;
- Оценивает исполнение навыков;
- Использует аудиовизуальные приемы.
Фасилитатор:
- Планирует встречи с конкретной повесткой дня;
- Устанавливает продуктивный климат, начинает обсуждение;
- Настраивает группу на определение и достижение целей;
- Помогает группе общаться;
- Поддерживает и поощряет участие в обсуждении;
- Поощряет поиск альтернативных решений;
- Помогает группе прийти к решениям;
- Помогает определить тим-лидера;
- Умеет обращаться с участниками, которые мешают работать остальным.
Какую из этих двух ролей Вы чаще играете в организации: фасилитатор команды или тренер?
Динамическая фасилитация. Структура записи на флип-чартах.
Куда надо записывать? Если фасилитатор ошибется, то участники поправят. Вот примерная структура записи:
- ДАННЫЕ (факт что). Если Вы будете давать ответ на вопрос и это для участника является фактом (это контекст этого вопроса), то записываем в этом разделе.
- ОПАСЕНИЯ (есть опасения). Если это касается опасений, озабоченности участника, все, что волнует в этом вопросе (его невозможно решить) и касается чувственного отношения записываем здесь.
- ПРОБЛЕМА (суть проблемы в том что). Пишем здесь суть проблемы. Из чего проблема состоит. Участника просим описать в чем ее суть и почему она такая «важная». Суть проблемы может меняться. По наполнению этого раздела мы видим широту и глубину проблемы.
- РЕШЕНИЕ (нужно). Сюда записываем все, что Вам кажется хорошим решением. При заполнении этого раздела мы видим качества предлагаемых решений (глубина, объем и т.д.)
- ИТОГИ
Важный момент, что когда для людей вопрос «важный», люди не дослушивают друг друга, перебивают друг друга. А если человека перебить, то, когда он вступит вновь в разговор, он начнет именно с места, где его перебили. Поэтому слушать желательно до конца и стараться понять, что человек хочет сказать и что пытается до нас донести.
Фасилитатор слушает и пишет. Если участники увидели, что ведущий записал не точно, не то, что они хотели сказать или не туда записали, то они могут корректировать фасилитатора. Хотя на самом деле это не имеет большого значения.
Можно сначала проговорить с участниками что записывать, а потом записать. Когда люди говорят лучше дослушать до паузы, чтобы ничего не потерять. Самое главное, чтобы люди услышали, поняли говорящего. Поэтому слушать надо до паузы, понять суть, резюмировать и записывать эти ключевые элементы.
Просим говорить, что важно и говорить именно то, что хочется донести людям. Возможно, участник скажет, что не будет биться с другими мыслями
Это не важно. Надо дать высказать все точки зрения. Это может быть суть проблемы или состав проблемы. Можно высказываться столько, сколько есть желание.
Навыки фасилитации: Что должен делать каждый фасилитатор и что делать нельзя!
Хотя задачи фасилитатора могут отличаться, есть 10 ключевых техник, которые опытные специалисты используют, чтобы управлять работой группы:
- Инициировать, предлагать, делать предположения;
- Разделять участников в подгруппы;
- Использовать вопросы, чтобы «разговорить» людей;
- Использовать молчание, чтобы создать пространство;
- Следить за развитием нескольких тем;
- Использовать флипчарт, чтобы создавать дополнительные обсуждения и чтобы записывать идеи;
- Слушать обсуждение, отсекать не относящиеся к делу детали, перенаправлять обсуждение;
- Организовывать последовательность выступающих;
- Перефразировать ответы участников;
- Просить участников группы приводить конкретные примеры, подводить итоги.
Сколько из этих навыков Вы используете, когда проводите фасилитационные встречи? Какие из них теперь сможете добавить, чтобы сделать работу эффективной?
Динамическая фасилитация. Структура встречи.
В нормальной жизни за нами никто ничего не записывает. В динамической фасилитации записываются все высказывания участников группы. Если высказывания записываются, то это структурирует восприятие и дает возможность к этому возвращаться. Например: поработали в парах, затем за парами записали и пары попросили прочитать. У участников появляется картинка
Почему это важно?
Есть проблема и люди видят ее, но не видят решения. И когда мы начинаем добавлять свои реальности в общую картину (это записи на флип-чарте) видимость расширяется. Люди начинают рассуждать. А когда люди рассуждают появляется видение проблемы с разных сторон и это ценно! И выход из коридора своего мышления важен! Как только один вышел, за ним идут другие. Люди прорывают «коридор мышления» и начинают смотреть на проблему с другой позиции, расширяя себе горизонт восприятия проблемы.
Нужно помнить, что люди с разной скоростью включаются в обсуждение. Будут те, кто быстро включается в процесс и будут те, кто включается долго. Самое ценное в этой методологии – думать вместе! Это возникает, когда мы даем дослушать до паузы. Даем возможность участникам высказать все, что он хочет нам передать и что он думает про обсуждаемый контент.
1 Модуль курса «Мастер фасилитации»
Приглашаем тренеров, консультантов и руководителей на уникальный тренинг, который позволит вам освоить современную технологию фасилитации и затем использовать её в своей практике.
В ходе тренинга вы на практике освоите технику фасилитации, которая позволяет:
- интересно, ярко и более эффективно проводить свои программы (тренинги, совещания, бизнес-мероприятия)
- профессионально фасилитировать групповые корпоративные мероприятия (мозговые штурмы, конференции, рабочие встречи)
- проводить презентации на высоком уровне совсем простыми техническими средствами
- улучшить коммуникацию и мотивацию в ваших тренинговых группах,
- развить большую свободу и креативность в подготовке и ведении тренингов,
- получить большую отдачу от более продуктивных мероприятий.
Основные темы
- Как может техника фасилитации улучшить качество тренинга и рабочего мероприятия?
- Фасилитация как метод решения бизнес-задач и как развивающий образовательный метод.
- Техники фасилитации и их использование в бизнес-мероприятии и тренинге:
- Как подготовиться к тренингу/ мероприятию
- Как открыть групповую встречу, начать обсуждение
- Как сломать барьеры непонимания
- Полное вовлечение всех и каждого
- Сбор идей и мнений
- Фокусировка на ключевых моментах
- Голосование и оценка
- Групповое обсуждение тем, решение проблем
- Как добиться от участников, чтобы они вносили свой вклад в происходящее
- Как задавать вопросы, актуализирующие опыт и отношение участников
- Работа с трудными ситуациями (разговорчивые участники, конфликт мнений)
- Место фасилитации в программе тренинга
- Алгоритм подготовки сессии.
- Подготовка и проведение сессии фасилитации участниками.
- Использование нетрадиционных материалов и оборудования, делающих фасилитацию и обучение эффективными и приносящими удовольствие.
Длительность модуля: 16 академ. часов (2 дня).
План тренинга
1 день
- Введение в фасилитацию: история, методы, особенности базовой технологии, как делать рабочие встречи и групповую работу – быстрее, эффективнее, креативнее; роль фасилитатора.
- Проведение сессии фасилитации. Все участники тренинга являются активными участниками групповой сессии и испытывают на себе и наблюдают в действии весь инструментарий.
- Анализ полученного опыта и методическое обсуждение алгоритма и методов фасилитации, правил их использования.
2 день
- Примеры из практики
- Как готовить сессию фасилитации: от задачи до сценария.
- Участники в группах разрабатывают свои фасилитации на выбранную рабочую тему.
- Проведение фрагментов сессий участниками и обратная связь от группы и тренера.
- Подведение итогов тренинга.
Участники получат великолепные раздаточные материалы!
Место проведения: г. Москва
Информация о тренере:
Михаил Россиус
Тренер навыков ведения групповой работы, фасилитации совещаний и встреч, фасилитатор, ведущий стратегических сессий. Член Правления российской Ассоциации фасилитаторов. Член международной Ассоциации фасилитаторов IAF. Тренер Agile, сертифицированный. Agile коуч, SCRUM мастер. Инициатор и постоянный член команды организаторов российских конференций фасилитаторов 2010–2018 (facilitators.ru). Постоянный партнер и участник проектов Людмилы Дудоровой с 2005 года, руководитель по развитию компании Имидж персонал с момента основания. Ключевой партнер, тренер и фасилитатор STORMZ, специализированной платформы для виртуальной фасилитации. Игротехник, лидер проекта Все для тренинга, все для тренера (gotraining.ru).
Определения фасилитации
Фасилитация – это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала.
Фасилитация – это развивающий образовательный метод. Его использование содействует тому, чтобы люди обменивались идеями, мнениями, критически анализировали стоящие перед ними задачи и определяли пути их реализации.
Фасилитатором (от англ. facilitate – помогать, облегчать) часто называют ведущего, основная задача которого состоит в стимулировании и направлении процесса поиска и анализа информации участниками групповой работы.
Динамическая фасилитация. Подводим итоги
Важно записывать все, что происходит и посадка участников. Участников обязательно сажаем перед флип-чартами, показывая этим что проблема — вот здесь (на флип-чартах)! И участники перед проблемой
То есть все против проблемы.
Группа работает в рабочем коридоре. Это когда люди слышат, понимают, воспринимают информацию и имеют силы и возможности ждать, когда высказаться и сделать свой вклад
Поэтому важно при организации группы обратить внимание на численность группы: до 12 человек! Большее количество участников может привести к «выпадению» участников из обсуждения
При выходе из рабочего коридора происходит падение или резкое повышение энергии. Падение энергии чаще всего происходит, когда человек никак не может высказаться. Высказываются один или двое, а остальные начинают отключаться от обсуждения (например, достают сотовые телефоны). Когда энергии много, участники начинают перебивать друг друга. Что делаем?
В этих двух случаях один и тот же прием. Сажаем в пары (тройки) чтобы участники поговорили. В паре отмолчаться не получится и поэтому энергия приходит к рабочему коридору (либо поднимается, либо успокаивается). Люди начинают говорить и переходят в активную позицию. Энергия поднимается.
Если энергии много – участники начинают быстро говорить, идет быстрая коммуникация и уровень энергии падает до рабочего коридора. Поэтому рассадка в группу – это инструмент регулирования энергии.
Еще один важный момент: участники при работе в группе структурируют информацию. Работа в парах или тройках позволяют собрать целостную картину.
Логика флип-чартов:
- Мес
- Что мы имеем.
- Чего мы боимся или какие барьеры
- Причинно — следственные связи
- Что нужно делать
Динамическая фасилитация проводится в группе до 12 человек. Нижняя граница участников – 2 человека. Если участников больше и потребность в проведении динамической фасилитации есть, то можно провести в нескольких группах, а затем провести консолидацию данных. Консолидацию можно провести путем формирования малых групп, по количеству участников равной количеству больших групп. Они могут обменяться тем, что происходило в большой группе. Малые группы консолидируют, например итоги работы. Классическая сессия динамической фасилитации идет 1,5 часа.
Руководитель (заказчик) в наших сессиях работает вместе с командой. Перед сессией мы рассказываем, что будет происходить. Говорим руководителю, что он тоже должен сделать свой вклад в сессию. Но главная его задача – работать на вход. Договариваемся, что заказчик максимально слушает, а когда будет высказываться – он должен четко понимать: как и что говорить. Мы договариваемся о том, что его деструктивное поведение будет останавливаться. С заказчиком формируем образ результата. Исходя из этого обсуждаем состав группы, который нужен для достижения результата. Обсуждаем и решаем какие ресурсы нужны. После окончания сессии смотрим на то, что получилось.
Плюсы и ограничения метода
Динамическая фасилитация – это технология совместного думания. Это культура обсуждения сложных вопросов. Это технология глубокого разговора. Что волнует людей, что стоит за эмоциями. Это дает возможность понимать друг друга, по-другому слышать друг друга. И это позволяет находить новые и интересные решения. Возникающее во время обсуждения изменение восприятия – это отличный результат
И не важно, что не появился план реализации! Появилось понимание своих коллег и проблемы
Инициатива по динамической фасилитации должна исходить от руководителя! И руководитель должен быть готов к тому, что решения, которые выработала группа он должен оценить: вот это решение приемлемо и можно реализовать, а вот это решение пока нужно отложить.
Ограничения метода
- Один вопрос
- Вопрос должен быть важным
- Готовность руководителя конструктивно воспринимать реальность (то, что произойдет во время сессии)
- Количество участников в группе не более 12 человек
Отличие динамической фасилитации от других методов заключается в том, что это, пожалуй, одна из немногих технологий, которые достают и проговаривают эмоции, связанные с обсуждаемым вопросом. В динамической фасилитации участники высказываются до «упора», когда больше уже нечего сказать.