Инфантилизм: виды, причины, симптомы и лечение

Характер

Давайте более подробно поговорим о признаках инфантильности. Быть может, некоторые из этих качеств вы найдете в себе. Если вы стараетесь убежать от ответственности, то вы инфантильный человек. Значительно проще найти кого-то, кто подскажет как поступить в ситуации. Иногда, это доходит до абсурда: «Какое конкретно молоко я должен купить», «Какого цвета должна быть таблица».

Инфантильный человек боится брать ответственность даже за незначительные эпизоды. Страх что-либо сделать не так, совершить ошибку, заставляет по несколько раз спрашивать и советоваться. Это приводит к потере времени и низким показателям продуктивности. Инфантильный человек – не слишком .

Такая личность не имеет жизненных ориентиров, а поступает под влиянием сиюминутных порывов. Он наивен и часто становится жертвой мошенничества. – непосильная задача для инфантильного человека.

«Сейчас мне хочется порадовать девушку и отвезти ее на море. Денег на это у меня нет, но другие берут кредиты. Надеюсь, мне тоже дадут», — инфантильному человеку главное результат. Он хватается за те слова консультанта, которые сулят ему быстрое получение результата. Он не склонен к всестороннему анализу ситуации и как будто не замечает таких слов как «10% в день» и последующие выплаты в течение 30 лет его особенно не пугают. Хочу и баста.

Диагностика

Диагностика психофизических форм болезни включает такие методы:

  1. Беседа со специалистом — психиатр задает уточняющие вопросы, по которым оценивает адекватность человека, адаптационные способности, готовность к обучению, эмоционально-поведенческие реакции, способность поддерживать беседу.
  2. Рисуночные тесты — используются при обследовании детей дошкольного и школьного возраста. Ребенка просят нарисовать дерево, дом, человека, животное. Больной ребенок не способен придерживаться инструкции, упрощает элементы рисунка.
  3. Интерпретация ситуаций — используются различные тесты для школьников, больной ребенок не может объяснить чувства людей на изображениях.
  4. Анкеты — опросники для школьников старше 10 лет, позволяющие выявить психоэмоциональную неустойчивость.

Для выявления половых инфантильных расстройств применяют сонографию, антропометрию, анализ на гормоны, гинекологический осмотр.

Целиакия неспецифична в проявлениях, поэтому сложна в диагностике. При обследовании выясняют жалобы, собирают анамнез, проводят лабораторный анализ (иммуноферментный) с определением биомаркеров. Выполняется гастроэнтероскопия, биопсия.

Причины

Истоки инфантильности, по мнению специалистов из разных стран, занимающихся подобной проблемой, следует искать в детских годах человека. Из множества выявленных ими причин, можно указать несколько основных:

  • гиперопека родителей – ребенок не имеет возможности принимать самостоятельные решения и учиться на своих ошибках, у него появляется привычка перекладывать ответственность на других людей;
  • постоянная нехватка внимания и любви со стороны близких родственников – ситуация, когда малыш большую часть времени предоставлен самому себе, своеобразная педагогическая запущенность, во взрослой жизни такие дети стремятся возместить себе упущенное ощущение заботы;
  • тотальный контроль – если детей заставлять отчитываться буквально за каждый сделанный ими шаг, то в противовес они начинают своим инфантильным поведением выражать своеобразный протест, мол, получайте, что хотели, отказываюсь брать на себя ответственность;
  • вынужденное быстрое взросление – если ребенку, в силу жизненных обстоятельств, пришлось чересчур рано столкнуться с необходимостью принимать важные решения, то впоследствии он может стремиться избегать ситуаций, когда требуется делать выбор.

Иногда платформой для инфантильности становятся заболевания внутренних органов, к примеру, – когда у клеток мозга просто не хватает энергии для полноценной деятельности. Или же возникающий инфантилизм у женщин в силу недоразвития яичников – дефицит выработки половых гормонов приводит к отставанию созревания высшей нервной деятельности.

Психический инфантилизм

Психический инфантилизм — незрелость человека, выражающаяся в задержке психического развития, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям к нему. Преимущественно отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы, неспособности принятия самостоятельных решений и сохранении детских качеств личности. Суждения инфантильных лиц закономерно отличаются незрелостью, поверхностностью, конкретностью.

В раннем возрасте признаки инфантилизма, снижения уровня поведенческих мотиваций выявляются с трудом. Поэтому о психическом инфантилизме обычно говорят лишь начиная со школьного и подросткового возраста, когда соответствующие особенности начинают выступать более отчётливо.

Одним из наиболее важных факторов развития психического инфантилизма являются родители человека, которые недостаточно серьёзно относятся к человеку в детстве, не позволяя принимать самостоятельные решения — тем самым ограничивая подростка (но не ребёнка) в свободе. То есть в инфантилизме человека, родившегося нормальным, могут быть повинны сами родители.

Типичными для инфантильных детей являются преобладание развлечений и игровых интересов над учебными, неадекватная привязанность к матери, неприятие школьных ситуаций и связанных с ними дисциплинарных требований. Это приводит к школьной дезадаптации, а в дальнейшем — и к социальным проблемам. Дезадаптация (как в школьной сфере, так и в других) обусловлена главным образом незрелостью эмоционально-волевой сферы. Характерные черты индивидуумов с психическим инфантилизмом: эгоцентризм, мечтательность, капризность, шаловство, впечатлительность и пренебрежение коллективными интересами.

Однако инфантильные дети сильно отличаются от умственно отсталых или аутичных детей. Они отличаются более высоким уровнем абстрактно-логического мышления, способны переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи, более продуктивны. Динамика возникающей интеллектуальной недостаточности при инфантилизме характеризуется благоприятностью с тенденцией к сглаживанию нарушений познавательной деятельности.

Простой инфантилизм следует отличать от дисгармонического, который может приводить к расстройствам личности (психопатиям). В МКБ-10 в разделе «другие специфические расстройства личности» (F60.8) выделяется инфантильное расстройство личности. Помимо этого, психика лиц с истерическим расстройством личности также отличается крайним эгоцентризмом и психическим инфантилизмом. При детском типе шизофрении наблюдается «дисгармонический» психический инфантилизм. Инфантилизм у больных шизофренией характеризуется утрированной дисгармоничностью и карикатурными формами.

Как избавиться от инфантильности

Инфантильный человек прекрасно осознаёт свою ситуацию и те проблемы, которые из неё вытекают. Отчасти он даже признаёт, что живёт неполноценной жизнью и не отрицает связанные с этим испытываемые страдания. Однако психологи считают, что ни один незрелый субъект ни за что не станет меняться самостоятельно. Ему тяжело делать самостоятельные шаги по направлению к позитивным изменениям, выходить из своей зоны комфорта.

Поэтому если проблему удалось обнаружить на ранних этапах (в подростковом периоде), то не стоит тянуть с визитом к специалисту. Положительных изменений можно добиться только за счёт групповых консультации у психолога. При этом чем старше человек, тем тяжелее ему будет измениться.

Чтобы не доводить эту проблему до кабинета психолога, родители должны правильно организовать процесс воспитания. Существуют методики, которыми делятся психологи, рассказывая, как избавиться от инфантильности:

  1. Советуйтесь с ребёнком, спрашивайте его мнение, обговаривайте те или иные проблемы. Вместе обсуждайте семейный бюджет. Это повысит в нем уверенность, даст понять, что он находится на равных со своими родителями, как в плане прав, так и в плане ответственности.
  2. Не позволяйте ребёнку закрываться в зоне комфорта. Узнайте, какие трудности он испытывает. Время от времени создавайте ситуацию, при которой он будет испытывать сложности, чтобы тот самостоятельно их преодолевал.
  3. Отдайте ребёнка в спортивную секцию. Дети, занимающиеся спортом, по статистике становятся более ответственными и целеустремлёнными.
  4. Побуждайте ребенка к общению со сверстниками и людьми старшего возраста.
  5. Проводите работу над ошибками. Разъясняйте в каких ситуациях ребенок был прав, а в каких – нет.
  6. Избегайте мыслить категорией «мы» в отношении детей. Разделите это понятие на «я» и «ты». Это позволит им быть более самостоятельными.
  7. Детский инфантилизм поддаётся коррекции медикаментозным способом. Психоневролог может прописать препараты (ноотропы), улучшающие мозговую деятельность, память, концентрацию.

Приведём несколько советов психолога, которые покажут, как повзрослеть мужчине или как повзрослеть девушке:

  1. Осознайте, примите тот факт, что вы инфантильная личность.
  2. Намеренно поставить себя в ситуацию, которая требует самостоятельного принятия решения: устроиться на работу, где будет некоторая ответственность.
  3. Завести питомца, о котором придется заботится и ухаживать. Это приведет к постепенному привыканию к ответственности.
  4. Попросить близких не потакать их инфантилизму.
  5. Выйти из зоны комфорта – переехать в другой город, начать новую жизнь.

Сегодня, в нашей стране наблюдается явный перекос в сторону женского воспитания. В школе нас обучает женщина, дома — мама и бабушка, в университете преобладают женщины педагоги… Образ мужчины, отца, защитника, кормильца и война сходит на нет, что приносит свои плоды — мальчики не способны принимать решения, поздно женятся, разводятся, не могут построить карьеру.

Уже давно было сделано открытие, что в нас живут три ипостаси:

  • ребёнок,
  • взрослый,
  • родитель.

Каждый этот аспект личности время от времени требует проявления, чтобы человек чувствовал себя комфортно. Однако если замкнуться на одном из них, – это не принесет счастья. Прожить жизнь, оставаясь молодым в душе, – это отчасти достижение. Тем не менее для полноценной жизни нельзя отыгрывать роль только ребёнка, превращаясь в инфанта, или вечно занимать позицию родителя, становясь строгим контролёром. Этот мир живёт по своим правилам, адаптироваться к которым – наша обязанность. Однако такая адаптация возможна лишь при соблюдении баланса между нашими ипостасями.

Почему инфантильных мужчин и женщин становится все больше и больше.

Watch this video on YouTube

Инфантильность в отношениях

Незрелый человек на подсознании тянется к тем, кто заменит ему родителя. Будет ухаживать за ним, принимать все его недостатки и лелеять. Учитывая своеобразное восприятие реальности инфанту сложно найти себе друзей и вторую половинку, а современное общество подталкивает людей к тому, что индивидуумов с инфантильным складом характера становится все больше и больше. Поиск «новой мамы или папы» приводит к конфликту, агрессии со стороны настоящих родителей. Инфантильный муж в два счета сможет бросить свою супругу по наставлению матери или отца.

Если мужчина ведет себя как ребенок, то навряд ли это изменится, если рядом будут его родители, стремящиеся к господству над своим чадом.

Профилактика

Вылечить инфантилизм гораздо сложнее, чем провести профилактические мероприятия. Родителям необходимо:

  • Регулярно вести с ребенком беседы. Спрашивать о проблемах, делах, интересоваться его мнением;
  • Объяснять ребенку, что хорошо, а что плохо;
  • Побуждать его к общению с ровесниками;
  • Научить ребенка думать самостоятельно (например, если ему задали сложное домашнее задание, необходимо помочь ему разобраться в этом, а не полностью решить поставленную задачу);
  • Отдать ребенка в спортивную секцию или подобрать вместе с ним хобби.

Для взрослых людей рекомендуется:

  • Принятие себя;
  • Часто выходить из зоны комфорта;
  • Завести питомца;
  • Объяснить близким, в чем кроется Ваша проблема;
  • Начать жизнь с чистого листа.

1 Особенности детского инфантилизма

Термин «инфантилизм» походит от латинского слова infantilis (детский). Означает отставание в физическом, психическом, духовном развитии личности, присутствие качеств ребенка у взрослого человека. Проявления — эмоционально-волевая незрелость, отсутствие желания принимать личные решения, брать на себя ответственность.

В раннем возрасте инфантилизм определить непросто, поскольку для маленьких детей свойственно зависеть от родителей, принимающих за них решения, опекающих и защищающих. Выявляется психологическая незрелость в 3-5 лет, когда ребенок должен приобретать самостоятельные навыки и умения. Инфантильные дети не способны менять поведение в соответствии с ситуацией, не чувствуют опасности, неосторожны, не понимают надобности подчинения требованиям и запретам.

Их отличает:

  • неспособность концентрироваться на интеллектуальной деятельности;
  • поверхностное ассоциативное мышление;
  • неспособность сохранять длительный интерес к занятиям;
  • резкие смены настроения, кратковременные вспышки раздражения и гнева;
  • желание постоянного внимания со стороны окружающих.

Если в школьном возрасте у ребенка наблюдается склонность к играм в ущерб учебному процессу, он не может приспособиться к школьной дисциплине, возникают сложности в общении с учителями, одноклассниками, подозревают психологический инфантилизм, который бывает:

  1. 1. Простой. Психическое развитие ребенка задерживается на 1-2 года. Это не означает умственную отсталость: малыш любознателен, жизнерадостен, креативен, чувствует музыку и красоту. Но в сферах, требующих самостоятельности, он неразвит, не умеет одеваться, есть, убирать за собой. Его основная деятельность — игры, в которые он старается вовлечь остальных членов семьи. К школьному возрасту такие дети не адаптированы социально, у них возникают трудности в обучении и общении с учителями и одноклассниками. Неумение концентрироваться на учебном процессе и контактировать с окружающими вызывает неврозы, истерики, психические расстройства.
  2. 2. Гармонический. В этом случае психический инфантилизм тесно связан с физиологическим. Ребенок отстает от сверстников в росте, весе, часто болеет, плохо ест, он хрупкий и слабый; его все жалеют, опекают, не отягощают требованиями, делают поблажки. Отставания в умственном развитии не наблюдается, но интеллектуальной работе школьник предпочитает игры. Замечания игнорирует или реагирует обидой, слезами, истерикой.
  3. 3. Психогенный. В отличие от первых двух форм, этот тип полностью формируется воспитанием. Гиперопека, возведение ребенка в ранг «центра вселенной» развивают в нем эгоцентризм, требовательность, капризность, неумение понимать состояние других, завышенную самооценку, неуместное ощущение собственной значимости. Привыкший к обожанию и восхищению в семье, столкнувшийся с реальностью школьник ведет себя подобно малышу: капризничает, перебивает учителя, требует отпустить его домой, отказывается выполнять требования школьного распорядка. Дома ребенок устраивает истерики, отказываясь ходить в школу, выполнять домашние задания, предпочитая игры и просмотр телевизора.

Первые два типа можно лечить правильным воспитанием и своевременной психологической коррекцией. К 10-12-летнему возрасту эмоционально-волевая сфера психики окончательно формируется, и ребенок постепенно адаптируется в социуме, приобретая самостоятельные навыки и применяя их.

Тяжелые формы психогенного инфантилизма требуют когнитивной коррекции, в некоторых случаях — лечения нейролептиками, антидепрессантами, транквилизаторами, ноотропными препаратами.

Симптоматика

Среди всего разнообразия симптомов, которыми можно описать поведение человека-инфанта, можно выделить следующие наиболее характерные признаки инфантильности:

  • неумение и нежелание принимать важные решения, за которые потом придется нести личную ответственность – в ситуациях, когда требуется срочно что-то решить, такой человек постарается максимально переложить задачу на плечи коллеги, родственника, или же пустит все на самотек;
  • неосознанное стремление к иждивенчеству – инфантильные люди могут хорошо зарабатывать, но вот обслуживать себя в быту не приучены или просто ленятся, стараясь всячески избегать повседневных обязанностей;
  • крайне выраженный эгоцентризм и эгоизм – ничем не обоснованная уверенность в том, что весь мир должен вращаться вокруг них, их просьбы должны незамедлительно выполняться, тогда, как сами они постараются найти тысячу оправданий собственным невыполненным обязательствам;
  • сложности в отношениях с коллегами, партнерами, супругами – нежелание трудиться над отношениями приводит к тому, что, в конце концов, такие люди остаются одинокими даже в собственной семье;
  • инфантильная женщина может веселиться на каком-то мероприятии или вечеринке, тогда как в квартире у нее будет не убрано, а холодильник сияет пустыми полками;
  • частая смена работы – инфантильный мужчина всячески оправдывает себя тем, что к нему чересчур придираются или заставляют перерабатывать, поэтому они всю жизнь проводятся в поиске такого места работы, где бы им платили больше, а требовали меньше.

Люди–инфанты живут буквально, как мотыльки – одним днем. Зачастую у них нет накоплений «про запас». Они не стремятся к самосовершенствованию, потому что уверены, что и так хороши, их все устраивает в себе.

Диагностика

Диагностика психического инфантилизма выполняется в дошкольном и старшем школьном возрасте. Причиной обращения к врачам становятся трудности адаптации ребенка к условиям, режиму, нагрузке образовательных учреждений. Обследование включает:

  • Беседу с врачом-психиатром. Специалист проводит опрос: уточняет симптомы, их продолжительность, выраженность, особенности адаптации к школе, детскому саду. Отмечает поведенческие и эмоциональные реакции ребенка: адекватность, умение соблюдать дистанцию, поддерживать продуктивный разговор.
  • Рисуночные тесты. Используются методики «Рисунок человека», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное». Инфантилизм проявляется неспособностью удержать инструкцию, очеловечиванием животного, упрощением элементов (прямой ствол, руки) и другими признаками. Результаты информативны при обследовании дошкольников, младших школьников.
  • Тесты интерпретации ситуаций. Применяются методики «РАТ», «САТ», фрустрационный тест Розенцвейга. Характерно восприятие ситуаций как игровых, шуточных, веселых. Затруднено пояснение мыслей и чувств людей на картинках. Методики используются для обследования школьников различных возрастов.
  • Опросники. Распространено применение опросника акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека, патохарактерологического диагностического опросника. По результатам определяется эмоциональная неустойчивость, черты истероидного, гипертимного типов. Тесты подходят для диагностики психического инфантилизма у пациентов старшелет.

Дифференциальный диагноз психического инфантилизма проводится с олигофренией, аутизмом, поведенческими расстройствами. Отличие от умственной отсталости – способность к абстрактно-логическому мышлению, умение использовать помощь, переносить усвоенные знания на новые ситуации. Различение с аутизмом основано на оценке социальных отношений: ребенок нуждается в них, но устанавливает с трудом.

Причины, патогенез

Причины:

  1. Перенесенные в детстве заболевания хронического характера:
    • печени, сердечно-сосудистой и кровеносной систем, желудочно-кишечного тракта;
  2. туберкулез;
  3. сифилис, и др.
  4. Заболевания и травмы головного мозга.
  5. Родовая травма.
  6. Функциональная или органическая гипоталамо-гипофизарная недостаточность:
    • тотальная;
  7. парциальная;
  8. Чрезмерное употребление алкоголя, наркотическая зависимость родителей.
  9. Плохие материальные условия:
    • недостаточное питание;
  10. авитаминоз.
  11. Наследственность.

Причины инфантилизма в 20-40 лет у взрослых:

  1. Поражения гипоталамуса или гипофиза:
    • опухолевое;
  2. травматическое;
  3. сосудистое;
  4. инфекционно-токсическое.
  5. Неправильная работа эндокринных желез.

Патогенез следующий:

  • центральная нервная система (ЦНС) развивается замедленно, функциональная активность одной или нескольких эндокринных желез недостаточная;
  • нарушаются обменные процессы;
  • недоразвитие половых органов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.