Структура эго
Эго человека состоит в основном из его воспоминаний и формируется постепенно после получения различных психо-физических аспектов жизненного опыта. У новорожденного нет ассоциаций себя, как мужчины или женщины, умеющего петь или считать в уме – это чистое пространство, не знающее ничего предопределённого о себе.
Потом взрослые начинают сообщать какие-то неоспоримые данные о самом человеке, являющиеся базой для составления первого образа себя (обычно вписывающиеся в контекст социальных требований, потому что преподнесён внешними факторами). Из маленьких событий у человека складывается понимание, кто он такой и соответственно эго. Он начинает отождествлять себя с тем, кто смог пройти до центра города или написать рассказ, кто нравится девочкам или слепил красивую модель. Но, так же как и достижения, эго вносит в свой образ и негативные моменты, такие как провалы и невозможность реализации.
Особые верования о том, что мужчины смелы, могут внести в эго стремление быть смелым, не соотнося это с внешней ситуацией. Сюда же можно отнести моменты, когда частью внутреннего образа становятся утверждения значимых взрослых, а в силу ещё слабого собственного эго их характеристики впечатываются, как нерушимые. Взрослый руководитель корпорации ощущает себя как несмышлёного и неуклюжего только потому, что это регулярно повторялось в детстве, и помещено в основу самовосприятия и идентификации, потому что познание мира изначально строилось на мнении значимых взрослых, считавшихся правыми.
Эго строится на воспоминаниях, и если человеку стереть память, то можно получить любую личность, какую захочется написать, просто рассказав, что и как она делала в прежней жизни. Идентификация себя со своим прошлым делает эго негибким, плохо адаптирующимся и приносящим множество проблем. Грубо говоря, человек знающий, что он не умеет плавать не подойдет к воде, тогда как малыш без подобных предубеждений знает, что купаться возможно, потому что так делает часть людей и попробует. Жёсткое эго лишает развития и самореализации.
Взаимодействие трех уровней психики
Несмотря на кажущуюся противоречивость «целей» бессознательного и «сверх-Я», наша психика – единое образование. И в норме все три уровня действуют согласованно и сбалансированно. Если же эта согласованность нарушается, то происходит отклонение от нормы, то есть возникают серьезные внутриличностные конфликты, или развивается психическое заболевание.
Механизм взаимодействия трех уровней психики довольно прост и состоит из трех этапов:
- На уровне бессознательного зарождаются потребности (например, сексуальные) или активизируются инстинкты, удовлетворение которых требует определенных действий. А за принятие решений и за деятельность отвечает сознание.
- Активным действиям по удовлетворению этих потребностей препятствует «сверх-Я». Оно блокирует запретные желания, прорывающиеся на уровень сознания («Я»). В результате этого возникает психическое напряжение, связанное с нереализованной энергией желаний.
- Чтобы избежать саморазрушения, «Я» отправляет эти желания снова на уровень бессознательного, предварительно сублимируя их – преобразуя в социально поощряемую деятельность. Сублимация необходима для того, чтобы перенаправить энергию желаний «в мирное русло», не допустить негативного воздействия на психику и сохранить внутреннюю гармонию.
Сублимация – это очень важный процесс с точки зрения психоанализа, так как она позволяет избежать внутренних конфликтов и примирить человека и подавляющее его свободу общество. Например, сексуальные желания чаще всего сублимируются в таких социально значимых сферах, как творчество, политика, общественная деятельность.
Однако даже успешная сублимация не может полностью избавить человека от чувства неудовлетворенности и влияния запретных желаний. Они прорываются на уровень сознания в виде сновидений, оговорок, опечаток, склонности к нецензурной лексике и т. д.
Чувство неудовлетворенности может иметь серьезные негативные последствия и стать источником таких психических проблем:
- фобии;
- неврозы;
- состояние фрустрации;
- психологические комплексы и т. д.
Чтобы избежать этих неприятных последствий, человек часто использует различные способы психологической защиты, которые помогают ему, правда временно, снять негативные ощущения от нереализованных желаний, переживаемых им страхов или комплексов.
Но, с другой стороны, чувство неудовлетворенности может также стать источником социальной активности, подтолкнуть человека к реализации собственных амбиций, способствовать успеху в бизнесе и карьерному росту.
дальнейшее чтение
- Бреннер, К. (1982). Разум в конфликте. Нью-Йорк: International Universities Press, Inc.
- Фрейд, А. (1966). Эго и механизмы защиты. Исправленное издание. Нью-Йорк: International Universities Press, Inc. (первое издание опубликовано в 1936 г.)
- Фрейд, С. (1911). Формулировки о двух принципах психического функционирования. Стандартное издание, т. 12. С. 213–226.
- Фрейд, С. (1923). Эго и идентификатор. Стандартное издание, т. 19. С. 1–59.
- Фрейд, С. (1926). Запреты, симптомы и тревоги. Стандартное издание, т. 20. С. 75–174.
- Хартманн, Х. (1939/1958). Эго-психология и проблема адаптации. Пер., Дэвид Рапапорт. Нью-Йорк: International Universities Press, Inc. (первое издание опубликовано в 1939 г.)
- Якобсон, Э. (1964). Я и объектный мир. Нью-Йорк: International Universities Press, Inc.
- Малер М. (1968). О человеческом симбиозе и превратностях индивидуации. Нью-Йорк: International Universities Press, Inc.
- Митчелл, С. А. и Блэк, М. Дж. (1995). Фрейд и за его пределами: история современной психоаналитической мысли. Нью-Йорк: Основные книги.
- Шпиц, Р. (1965). Первый год жизни. Нью-Йорк: Пресса международных университетов.
Ошибка цитирования: на этой странице есть теги или шаблоны, но ссылки не будут отображаться без шаблона или шаблона (см. Страницу справки ).
3.2.1. Хайнц Гартманн. Теория я
Хайнц
Гартманн(1894-1970) — выдающийся психоаналитик
второго поколения, посвятивший свои
труды психологии Я и адаптации. В отличие
от бытующего в психологии мнения, что
Я это личность, человек как целое,
Гартманн предлагает различать Я как
целое и Я как отдельную инстанцию этого
целого. Я, по его мнению, нельзя приравнивать
к личности или к индивиду, это не субъект,
противопоставляемый объекту, не сознание
и не чувство Самости. В психоанализе Я
это особое понятие. Оно представляет
собой частную область личности и
определяется его функциями. Нередко
в психоаналитических исследованиях, в
частности в работах Фрейда, Я рассматривалась
как инстанция, вовлеченная в
интрапсихологический конфликт. Остальные
функции Я, не связанные с конфликтом,
не изучались. Именно Гартманн первым
попытался прояснить некоторые из
неисследованных областей психоаналитической
теории. Возникновение
и начало генезисаЯ относится Гартманном к самому раннему
детству. Это положение противоречило
уже вполне устоявшемуся мнению о том,
что Оно является источником развития
Я. Ранняя дифференциация Я и Оно
соотносилась с закономерностями процесса
созревания как части биологического
наследия организма. Этот процесс был
соотнесен с реакцией индивида на
воздействие влечений и конфликтов между
ними. «Первичная
автономия Я» определяется развитием
восприятия, памяти, контроля за движениями,
которые находятся под влиянием
конституциональных факторов. «Из
этих ядер Я в раннем Я развиваются такие
функции, как понимание объекта,
планирование, продуктивность, хватание,
ползание, ходьба, мышление, речь и др.
Они развиваются в основном без конфликтов
и не включаются в конфликты. Для
обозначения совокупности этих функций,
которые всегда проявляются вне сферы
психических конфликтов, Гартманн ввел
термин «бесконфликтная сфера Я»
(Вальдхорн Г.Ф. Хайнц Гартманн и современный
психоанализ // Энциклопедия глубинной
психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С.
63).
Со
временем часть механизмов, участвующая
в конфликтах, может стать относительно
независимой от них и использоваться
для других целей, например, адаптации,
синтеза, интеграции и др. Подобная смена
функций приводит к формированию
«вторичной автономии Я».
Гартманн
систематизирует разрозненные функции
Я, выделяя наиболее важные из них. Это
— организация и контроль восприятия и
движения, защита от чрезмерных внешних
и внутренних раздражителей, проверка
реальности, сигнализация об опасности,
антиципация, а также координирующая и
интегрирующая тенденции, реализующиеся
через синтетическую функцию.
С
инстанцией Я Гартманн связывал адаптацию
организма. Кроме известных научному
миру способов адаптации — аутопластические,
т.е. изменения самого индивида, и
аллопластические, т.е. переструктурирование
окружения, Гартманн описывает третий
путь адаптации — создание новой и более
благоприятной среды для индивида.
Нахождение новой среды может быть
затруднено на таком социальном
пространстве, где существуют жесткие
ограничения и нормативы. Тем не менее
реальная возможность создания нового
в сочетании с изменением себя и
переструктурированием среды рассматривались
Гартманном в качестве важных элементов
модели психического здоровья человека.
Как не слушаться своего ЭГО?
ЭГО далеко не всегда бывает нам добрым помощником. Часто, оберегая нас от всего нового и неизвестного, оно оказывает нам медвежью услугу. Мы перестаем развиваться, и, не смотря, на то, что порой наша жизнь нам не нравится, мы не в силах что-либо изменить. И виним в этом обстоятельства или самих себя.
Переживание чувства вины или обиды на внешние обстоятельства – не лучший способ меняться и менять свою жизнь. Длительное нахождение в такой ситуации может способствовать апатии (откроется в новой вкладке), депрессии и развитию психосоматических заболеваний.
Чтобы научиться жить полноценной жизнью, развиваться, все время узнавать и принимать что-то новое, стоит осознать свое ЭГО, его проявления в твоей жизни и его влияние при принятии важных решений.
Нужно понять, что ЭГО основано на убеждениях, большинство из которых сформировано в далеком детстве, под влиянием родительских установок или личного опыта.
Многие убеждения, сыграв свою положительную роль на каком-то этапе твоей жизни, не являются столь же полезными или нужными в настоящем. Они могут быть ограничивающими или вредными.
Научившись слышать свое истинное Я, ты сможешь следовать своему внутреннему голосу и действовать, в соответствии со своими истинными целями и потребностями. Твое ЭГО перестанет управлять тобой. У тебя больше не будет возникать ощущение, что ты живешь не своей жизнью.
Ты научишься быть самим собой и обретешь внутреннее спокойствие.
Заключение
Надеюсь, Вам теперь понятно, что такое ЭГО и как оно проявляется. Если статья Вам понравилась, поделитесь ею с друзьями или оставьте свой комментарий.
Если у Вас не получается самостоятельно разобраться со своим ЭГО (убеждениями), мы можем проработать это у меня на сеансах-консультациях. Записывайтесь и приходите!
П.С. Загляните в БЕСПЛАТНО, там может быть кое-что полезное для Вас.
Что такое супер эго
Супер эго человека стало психическим новообразованием с появлением социума и его норм. Именно наличие общих ценностей, правил этики и норм сформировали потребность новой психологической структуры, следящей за соблюдением всех этих правил. Если совсем упростить, то супер эго – это сверх «Я», т.е. та категория, которая призвана упорядочить множество различных личностей и требующая соблюдения правил, являющихся благими для большинства даже в ущерб счастью одного.
Из всех внутренних компонентов, имеющих отношения к самовосприятию сверх я формируется самым последним, поскольку для этого необходимо активное социальное взаимодействие. Это формирование внутренней морально-этической концепции после длительного замещения её родительской фигурой. Если для раннего возраста категории добра и зла разграничивают и следят за их соблюдением родители, то потом эта функция переносится во внутренний ракурс и у каждого внутри появляется собственный родитель.
У супер эго есть два рычага управления человеческим поведением.
Первый идёт через негатив – его формируют родительские наказания за проступки, проявляющиеся потом как совесть и стыд – регулирующие социальные чувства. У животных и маленьких детей подобные переживания отсутствуют, а имеются только желания и поиск способа их достижения. Второй вариант управления – это идеализация, формирующаяся через поощрения родителей. Когда каждому рассказывают, как правильно поступать, описывают модель идеального человека (доброго, внимательного, помогающего и т.д.) и хвалят за выполнение требований, то в психике формируется связка, где любовь и хорошее отношение возможно только когда поведение максимально приближено к идеалу. Отсюда синдромы отличниц и желание нравится всем – это только механизм регулирования социального поведения.
Что такое супер эго окончательно понять можно, когда сам человек способен регулировать свои желания, контролируя всплески ид и перенаправляя полученную энергию в сторону самореализации и развития. Гармоничное формирование этой категории приводит социальной успешности, и личность остаётся гармонично развитой внутри – нет необходимости вымещать скрытые желания негативным образом, нет потребности вести двойную жизнь, балансируя между ид и социумом.
Эго-психология пояснение
ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ (эгопсихология) — одно из направлений психоанализа, сформированное под влиянием идей и трудов последователей З. Фрейда — его дочери А. Фрейд и Э. Гартмана; возникло как реакция на ортодоксальный фрейдизм. В отличие от последнего, рассматривающего инстинкты и влечения как доминирующую часть личности, эго-психология считает, что Я играет более важную и независимую роль,, чем полагал Фрейд. Главные представители эго-психологии — А. Фрейд, Э. Гартман и Э. Эриксон. Оно поставило в центр исследований проблемы человеческого Я. Основные идеи эго-психологии отрабатывались на материале детского психоанализа и исследований личностной проблематики
При изучении Я особое внимание уделяется вопросам развития и адаптации личности, автономии, свободы и особенностям функционирования Я, взаимодействия Я и влечений. С самого начала в эго-психологии развиваются две доминирующие версии
В версии А. Фрейд и ее последователей внимание акцентируется на изучении Я и его механизмов защитных. В версии Э. Гартмана и его последователей исследуются преимущественно вторичные функции Я — рациональное мышление, рациональные действия и прочие проблемы. Главная роль в формировании личности отводится человеческому Я, кое не просто служит Оно (как утверждал Фрейд), но отвечает за главное — за психическое здоровье личности, ее идентичность. Согласно Эриксону, идентичность — это чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Развитие личности рассматривается с позиций усиления Я и продвижения к идентичности. На пути интеграции Я личность проходит восемь стадий развития — от рождения до смерти; каждая стадия предстает как кризис, ставящий перед выбором в сторону усиления Я или его ослабления. Особенно принципиален для становления личности подростковый возраст. Сами стадии заданы генетически, но позитивное или негативное разрешение кризиса определяется особенностями взаимодействия личности с социумом. Помимо борьбы с влечениями, Я регулирует взаимоотношения личности со средой, выступая как относительно автономное образование, имеющее собственные структурные характеристики и собственную систему механизмов защитных (-> защита психологическая). При этом функции Я не зависят от влечений прямо. Ключевое для психоанализа понятие конфликта в эго-психологии заменяется понятием диалога индивида со средой, который предполагает первоначальную автономию Я. Среда или социум рассматриваются упрощенно, как ближайшее окружение индивида, а сам процесс развития Я сводится к адаптации. Социальные закономерности функционирования личности при таком подходе не учитываются.
Что такое альтер эго человека
Эго состояния человека не всегда могут отражать то, что присутствует. Существует альтер эго, представляющее собой личность или персонажа, описанных в рассказе или фильме, отражающие во многом основные характерологические черты автора, но не являющихся ими. Это также может быть намеренно воплощённый образ для выступлений и закрепившийся в итоге за самим человеком. В королевских династиях альтер эго используется для характеристики наместника, тех, кому передавалась власть на время отсутствия, невозможности принятия решений или смерти действующего правителя.
Также упоминание данного термина относится к патопсихологическим категориям, когда одна из множественных личностей получает значительные права и начинает управлять жизнью индивида в решающих ситуациях. Второй вариант названия – ложное эго, описывающее диссоциативные расстройства или раздвоение личности. Проявляется, как временное расщепление человека на несколько персон, при этом, одна не имеет понятия о своей второй параллельной жизни и спецификаций её активности. Могут отличаться пристрастия, темперамент, привычки, круг знакомых и вид деятельности, разность восприятия своего пола или возраста. Это не относится к специальному изображению другого человека, игре или обману – это болезненное состояние психики, требующее медикаментозной коррекции и психотерапевтического направления. Возникать такие нарушения могут вследствие глубоких психотравм или же актов длительного насилия любой направленности. Во всех случаях это адаптивная реакция психики, направленная на изменение собственной личности относительно критических условий.
Когда альтернативное эго человека вызвано заболеванием, а не специальными социальными заказами (передача власти, игра роли), то необходима госпитализация. Ранее подобные состояния приравнивались к психотическим и лечились медикаментозно, на данный момент большую востребованность, а главное эффективность имеет психотерапия, устраняющая последствия насилия и психологических травм.
Эго – источник отождествления
Сознание отождествляется с происходящим – как бы проецирует свою самоидентификацию на внешние объекты. В этой грани эго – это память – мысли о формах внешней реальности. Когда внешние формы подвергаются разрушению, отождествляющееся с ними эго страдает так, словно его уничтожают. Если объект имеет нейтральную оценку, как в примере с ложкой, страдание носит номинальный характер
Однако если объекту придается важность, все обстоит иначе. Когда, например, человек отождествляется со своим автомобилем и придает этой «части себя» значение, он мучается, когда кто-то сравнивает его автомобиль с более «крутой» маркой, он страдает, когда его машина в аварии, потому что частица его эго – его самоидентификации в данный момент – под угрозой уничтожения
Эго состоит из множества ложных «я» – у каждого человека десятки таких личин. Чем более грубое и «узкое» сознание, тем сильней отождествление с ложным «я», потому что ложная личность затмевает всю сферу восприятия. Когда у заядлого автолюбителя его единственная машина в аварии, он может переживать почти смертельное отчаяние. Если же у него таких машин – с десяток, то проецирование самоидентификации равномерно распределятся на все десять, и от поломки одной, хозяин страдает не так интенсивно. А если машины для хозяина неважны, тогда он и вовсе не переживет.
Эта закономерность прослеживается во всех личных качествах и внешних объектах, которыми личность владеет. Для творческой личности – это неоспоримость таланта и ценность творений. Для любящего мужа — любимая жена, которую он, как часть своего эго, воспринимает всерьез, переживая, если ее поведение не соответствует его отождествлениям. У фанатика эго проецируется на сферу своего фанатизма – в обществе он говорит лишь о том, за что «фанатеет», таким образом, утверждая собственное «я». По этой причине начинающие эзотерики так рьяно рассказывают о чакрах, МЛМщики – о «построении бизнеса», фанаты Спартака – о матчах и т.п. На progressman.ru я уже косвенно затрагивал эту тему в статье об эгрегорах, где называл эго – «эгрегором имени себя».
Мы действуем по принципу приоритета – по такому принципу, что некоторые вещи на данный момент более или менее важны. Каждая личность действует от эго. Даже если где-то на земле идет война, для нашей персоны, куда более важным явлением может оказаться прыщ на лбу, потому что он имеет прямое отношение к самоидентификации
Сама важность происходящего — это и есть очередная проекция эго; эта важность является условной и субъективной – у каждого что-то свое имеет собственную исключительную важность
А что если человек живет для других – занимается благотворительностью, или помогает близким? Все это также, делается под диктовку эго. И в этом нет ничего дурного. Здесь я бы хотел ввести такой термин как «мудрое эго», нашедшее относительное равновесие и компромисс с жизнью
Добрые люди получают удовольствие от помощи другим, поэтому для них важно помогать – в этом их самоидентификация. Таким людям живется легче, но это по-прежнему поиск, и отсутствие истинного приятия жизни
Здесь для ясности можно провести черту между эго и эгоизмом.
Каждый является неповторимым, или уникальным, лишь потому, что имеет собственный набор ложных личностей, с которыми отождествляется
Когда у людей важность или значение, придается одной и той же вещи, то появляется общий интерес – программа, которая их объединяет. Такие люди могут стать друзьями, пока у них подобный интерес держится
Сама по себе дружба – это программа, которую друзья взаимно подкрепляют. Без взаимности эта программа теряет внешний поддерживающий отклик и становится менее устойчивой – дружить в одни ворота способен не каждый.
Сексуальность – это мощное укрепление центральных отождествлений эго – телесных и личных качеств. Комплименты, одобрение, а главное – непосредственный интимный контакт партнеров – это колоссальная подпитка эго – поддержка его неустойчивой природы. Исходя из этого, можно понять, почему секс так активно муссируется в нашем обществе. Во время успешного контакта возникает временное удовлетворение, затем сканирование реальности на предмет одобрения продолжается.
Обыденная «любовь» – это самоидентификация с деятельностью своего фаворита, что вызывает сильную зависимость и неадекватно преувеличенную реакцию на поведение объекта «любви». «Любят», как правило, тех, в ком есть нечто, чего нам самим не хватает. А после выработки новых качеств, «любовь» сглаживается. Эта тема освещалась подробней в статье о влюбленности. В этом ракурсе можно сказать, что любовь – это такой инструмент эволюции и развития сознания.
Функции эго
Основной функцией является проверка реальности, соотнесение собственных представлений с тем, что есть на самом деле (внешних источников, так и собственных фантазий и домыслов). Эго позволяет установить контакт и развить другие структуры психики, особенно волевого спектра, поскольку необходима не только проверка реальности, но также ещё и составление плана действий или ограничения собственных желаний.
Функция самоопределения позволяет выстроить целостный образ собственного состояния. Сюда относится целый набор внешних характеристик, настолько подробный, что окружающие могут и не догадываться (психическая структура хранит память о каждом миллиметре тела и постоянно сопоставляет наличие изменений и характера их привнесений). Также самоопределение постоянно мониторит и складывает психологический образ, где есть привычки и характер, предпочтения, цели и примерны ответы о том, кем и каким я являюсь.
Функция социализации проявляется в поиске своего места не только из внутреннего ракурса желаний, но также и относительно социальной ситуации. Тут поднимаются вопросы лидерства, предпочтения совместной или одиночной работы, необходимость семьи, а также способы её формирования. Если функция самоопределения помогает человеку понять кто он, то социальная функция помогает понять кто он относительно других, и какое место занимает. Рядом с социальной всегда идет функция адаптации, корректирующая поведение насколько ужать свои желания и тем, как всё-таки осуществлять реализацию действительно важных потребностей, не теряя социальной поддержки.
Чем больше социального взаимодействия, тем больше потребность в умении устанавливать психологические защиты. Если речь не идёт о физической безопасности, то все остальные границы формирует эго. Именно эта структура помогает избежать новых психологических травм, уйти от чрезмерного стресса, установить гармоничные, а не истощающие отношения, выбрав нужную дистанцию. Чем лучше развита защитная функция эго, тем чаще личность проверяет мир на его удовлетворение собственных безопасностей и возможностей развития. Тут включаются фантазии о том, как хочется и как будет хорошо, выполняя одновременно и успокаивающую функцию и планирующую.
Создание идеального образа (не статичного, а меняющего вследствие новой полученной информации или приобретённого опыта) являющегося целеполагающим фактором. Это функция формирования жизненного пути с желанием соответствовать внутреннему образу. Эго всегда берёт всю ответственность на себя, расширяя или сужая контакт с внешним, осознавая свои потребности и всё время, соотнося это с реальностью. Можно сказать, что это главный управляющий элемент психики, т.к. ид подчиняется подсознательным импульсам.
Эго в духовных учениях, науке и религии
То, что я сегодня вам рассказал, было известно давно. Любая религия и древние учения говорили про эго, просто каждый об этом рассказывал своим языком.
В йоге и индуизме эго всегда рассматривали, как искаженное восприятие мира, от которого нужно избавляться, чтобы достигнуть просветление и обрести благо.
В христианстве эго тесно связано с греховностью человека. А в борьбе с ней применялась молитва и поклонение богу.
В буддизме феномен эго пристально изучали. Считали, что эго порождает все беды человека, приводит к страданию, невежеству, несвободе, порождает карму. Исчезновение эго это путь к счастью, свободе и просветлению.
В нагуализме индейских шаманов окружающая действительность состоит из нагуаля и тоналя. Нагуаль это мир, как он есть на самом деле. Тональ же это мир, который мы видим сквозь призму эго. И ставя эго под контроль, практик обретает силу, паранормальные способности и начинает видеть мир с минимальным искажением.
В психологии, психоанализе и других современных науках о человеке применяется термин эго. О нем говорили такие знаменитости как Зигмунд Фрейд, Эрик Эриксон, Роберт Уилсон и другие.
В квантовой психологии эго это декогеренция сознания человека, отделяющая нас от квантового тонкого мира и погружающая нас в плотноматериальную сферу бытия.
Что древние учения, что современные знания о человеке, сходятся в одном мнении. Чрезмерная и неправильная работа эго создает нам одни проблемы, забирает здоровье и силы. Трансформация эго, контроль над ним, но не уничтожение, дает нам полное обретения счастья и здоровья. Чего и вам желаю, дорогие читатели.
А в конце сегодня я вам не предлагаю послушать музыку. Лучше посмотрите интересный фильм, в котором показывается факт того, что мы наблюдаем не реальный мир, а лишь его интерпретацию. Это еще раз подтверждает то, о чем я рассказал в статье. Мы смотрим на мир сквозь призму эго.
Выход рядом
Эго – это совокупность субъективных программ, нагруженных иллюзиями и сопутствующими им страданиями. На бессознательном уровне мы устремлены к единству, к целостности, а на изменчивом поверхностном ментальном уровне без учета глубинных слоев психики абсолютного единства никогда не достичь.
Выход в том, чтобы открыться жизни по-настоящему, быть честным с собой, видеть все как есть – тогда внешняя реальность, поверхность психики и ее глубинные слои приходят в согласованность и все внутренние конфликты постепенно устраняются. Устранять собственные слепые пятна самостоятельно бывает нелегко – здесь срабатывает такой эффект, когда человек не способен разгадать собственные иллюзии, потому что сам принимает их за чистую монету. В этом деле проще копать с опытным специалистом. Это я так ненавязчиво рекламирую свои психологические услуги.
Самостоятельно можно практиковать самоанализ, вести дневник, медитировать – сознательная практика неоценима.
В глобальном смысле важно также уметь не привязываться к преходящему, и не придавать большого значения ни событиям, ни своему образу. Личный образ – это такой инструмент взаимодействия с жизнью, он может быть эффективным, но ставить его во главу угла – себе дороже
Чувство собственной важности неизбежно приводит к ощущению собственной ничтожности.
Самопознание приводит к ясности. В идеале, самоидентификация смещается с эго, на высшее «Я». Под высшим «Я» подразумеваю чистое сознание, ощущение бытия, в котором происходит жизнь. Оно не состоит из молекул, или каких-то частиц. Высшее «Я» – это ощущение того, что вы есть и всегда присутствуете здесь и сейчас. Это – истинное равновесие, потому как высшее «Я» не колеблется, оно является вечно устойчивым свободным пространством сознания, которое не зависит от внешних форм.
Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Самолюбие под маской любви
Потребитель реальности
Чувство собственной важности
Секс и чувство собственной важности