Подходы в психологии

Смежные психологические дисциплины

Пограничными науками для психологии управления являются следующие.

Социальная психология. Исследует закономерности деятельности и поведения людей, включённых в социальные группы, и психологические особенности социальных групп. В каждой группе есть формальная и неформальная иерархия, при этом, вторая существенно влияет на производительность всего коллектива. Кроме того, известно, что группа может влиять на мнение её отдельных членов и восприятие ими той или иной ситуации.

Психология управления использует данные, полученные этой наукой, для того, чтобы выявить для себя закономерности и факторы, влияющие на успешное руководство коллективом.

Психология личности. Изучает психологические составляющие, качества, черты, особенности личности, их влияние на поведение, деятельность, общение и восприятие действительности индивидом. Эта наука накопила на сегодняшний день достаточный объём теоретического и эмпирического материала. Существует множество теорий личности, расшифровывающих и прогнозирующих различные стороны человеческого поведения в разных ситуациях.

Психология управления на основе данных, полученных в этой научной области, определяет для себя список именно тех свойств и качеств личности, приёмов поощрения и наказания, которые делают эффективнее систему руководства организацией и профессиональную деятельность сотрудников.

Психология развития и акмеология. Изучают ход развития и формирования человеческой психики на разных жизненных этапах (от новорождённости до старости).

Психология управления смотрит на человека как на работника определённой сферы деятельности и потому имеет свой взгляд на проблему развития личности, формирования профессионально значимых качеств и уровня компетентности руководителя .

Принципы гуманистической психологии

Определение 1

Гуманистическая психология – это направление в западной психологии, главной ценностью которого является личность как уникальная целостная система, представляющая собой «открытую возможность» самоактуализации, характерной только для человека.

Ряд направлений гуманистической психологии ориентирован на изучение смысловых структур человека. Основными предметами анализа выступают высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, психическое здоровье, межличностное общение.

Как самостоятельное течение гуманистическая психология выделилась в 60-ые годы XX века. Это особое направление от других школ отличается основополагающими концепциями, к которым относятся теория личностных черт Г. Олпорта, теория самоактуализации А. Маслоу, теория К. Роджерса, идеи Р. Мэйя.

Каждая теория имеет свой понятийный аппарат и создает оригинальные представления о внутреннем мире человека.

Ряд базовых принципов гуманистической психологии сформулировал А. Маслоу:

  • принцип становления, предполагающий неисчерпаемость потенциала человека в течение жизни, что делает его независимым от внешних условий;
  • принцип уникальности подчеркивает первостепенное значение изучения субъективного опыта личности;
  • принцип холизма предполагает подход к человеку как к единому целому;
  • принцип позитивного отношения к природе человека – человек предрасположен к добродетели и творческому началу, что является главной движущей силой личности;
  • принцип психологии психического здоровья говорит о необходимости концентрации внимания психологов на изучении здорового человека, потому что исследование психической патологии дает однобокую «увечную» психологию.

Эти принципы отвечают идеям гуманизма и позволяют преодолеть, присущую бихевиоризму механистичность и чрезмерную концентрацию на бессознательных процессах фрейдизма.

Замечание 1

В общем, принципы гуманистической психологии сводятся к тому, что человек должен изучаться в его целостности, он уникален и открыт миру.

Главной психологической реальностью является переживание человеком мира и себя в мире, а его жизнь необходимо рассматривать как единый процесс становления и бытия.

Частью природы человека являются его потенции к непрерывному развитию и самореализации, поскольку он есть активное, интенциональное, творческое существо, обладающее определенной степенью свободы от внешней детерминации.

Эти идеи имеют свои истоки, которые лежат в философских традициях гуманистов эпохи Возрождения, немецкого романтизма, французского просвещения, в трудах Ницше, Толстого, Достоевского.

«В погоне за счастьем»

В погоне за счастьем

Биографический фильм, основанный на реальных событиях, о непростом пути к американской мечте. 

Кинопоиск 8.2IMDb 8.20

Крис Гарднер – отец-одиночка. Воспитывая пятилетнего сына, Крис изо всех сил старается сделать так, чтобы ребенок рос счастливым. Работая продавцом, он не может оплатить квартиру, и их выселяют.

Кадр из фильма «В погоне за счастьем» kinopoisk.ru

Оказавшись на улице, но не желая сдаваться, отец устраивается стажером в брокерскую компанию, рассчитывая получить должность специалиста. Только на протяжении стажировки он не будет получать никаких денег, а стажировка длится 6 месяцев…

Смотреть фильм «В погоне за счастьем» на ivi

Другие материалы блога:Разбор фильма Регины Тодоренко о домашнем насилииСтатья о токсичных отношенияхПодкаст о панических атакахВсе статьи здесь

От познания универсальных законов развития к исследованию индивидуального случая

Сегодня идеографический подход к изучению психического развития не просто мирно соседствует с номотетическим, но и оказывается все более востребованным как наукой, так и ее практическими приложениями – психологическим консультированием по проблемам развития, обучения и воспитания детей и подростков. Универсализм в понимании развития оказывается недостаточным для перехода от теоретических конструктов к практическим решениям в практике обучения, воспитания, социализации ребенка 11. Возрастание интереса к индивидуальным траекториям развития ребенка требует создания типологии вариантов онтогенетического развития. Все большую актуальность приобретает проблема оснований такой типологии и критериев научной квалификации вариантов развития. Структура и динамика психологического возраста, по нашему мнению, могут составить основу для ее создания. Принцип реконструкции истории развития ребенка, предложенный Л.С. Выготским, является методом исследования индивидуальной траектории развития.

Концепция психологического консультирования на основе гуманистической психологии

Личность клиента стоит в центре методологии гуманистического направления, которое развивали К. Роджерс, Ф. Перлз, В. Франкл.

Методологическая позиция этих психологов заключается в том, что предназначение человека жить и действовать, определяя свою судьбу внутри самого себя сосредотачивать контроль и решения.

Задача психолога и клиента заключается в том, чтобы полнее понять мир клиента и оказать ему поддержку во время принятия важного для него решения. Революция в практической психологии состоит в том, что Роджерс подчеркивал ответственность человека за свои действия и решения

Поддерживая состояние психического здоровья у клиента, психолог дает возможность клиенту соприкоснуться со своим внутренним миром

Революция в практической психологии состоит в том, что Роджерс подчеркивал ответственность человека за свои действия и решения. Поддерживая состояние психического здоровья у клиента, психолог дает возможность клиенту соприкоснуться со своим внутренним миром.

Основным понятием в работе этого направления лежит мироощущение клиента.

Работа психолога требует навыков внимания, эмпатии, умения слушать, работать с противоречием реального и идеального «Я» клиента.

В интервью используются открытые и закрытые вопросы, приемы отражение чувств, пересказ, самораскрытие, направленные на проявление мироощущения клиента.

Методы взаимодействия дают возможность снять тревожность и напряжение клиента. Показывая клиенту как надо общаться с людьми, психолог может его изменить.

Особое место в гуманистическом направлении психологии занимает гештальт-терапия Ф. Перлза – она отличается разнообразием приемов и микротехник, среди которых восприятие «здесь и теперь», метод пустого кресла, беседа с частью своего «Я», диалог «верхней собаки», работа со снами и др.

Также в гуманистической психологии благодаря работам В. Франкла используются техники перемены отношения, парадоксальные намерения, переключение, метод убеждений. Работая с этими техниками психолог должен ориентироваться на мироощущение клиента.

Подход в психологии

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое «подход в психологии» в других словарях:

ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД (в психологии) — (англ. holistic approach) совокупность принципов изучения психики, сознания и поведения как целостных феноменов. Разрабатывался с нач. XX в., г. о. в школах целостной психологии, как антитеза господствовавшему ранее элементаристскому подходу.… … Большая психологическая энциклопедия

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (в психологии) — (англ. activity approach) совокупность теоретико методологических и конкретно эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых… … Большая психологическая энциклопедия

Деятельностный Подход В Психологии — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов, в соответствии с которыми основным предметом исследования является деятельность , опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в… … Психологический словарь

деятельностный подход в психологии — Категория. Система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Исследования. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в… … Большая психологическая энциклопедия

микроструктурный подход в психологии — теоретико экспериментальное направление в современной психологии, особое внимание уделяющее изучению деятельности человека на уровчне ее микроструктур – действий, операций, движений, а также исследованию микрогенеза восприятия, запоминания,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Гендерный подход в психологии — см. Психология гендерных отношений … Термины гендерных исследований

Экологический подход в психологии — направление в теории социального научения, рассматривающее развитие личности ребенка в контексте его взаимодействия с социальной средой. Название «Э. п.» предложено У. Бронфенбреннером по аналогии с… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ — ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ. Базисная категория методики, определяющая стратегию обучения языку и выбор метода обучения, реализующего такую стратегию; представляет собой точку зрения на сущность предмета, которому надо обучать. Выступает как самая общая… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

подход деятельностный — 1. Подход деятельностный к коррекции психологической формировался преимущественно в отечественной психологической школе; предполагает коррекцию за счет организации специального обучения, в ходе коего клиент овладевает психологическими средствами … Большая психологическая энциклопедия

ПОДХОД — комплекс парадигматических, синтагматических и прагматических структур и механизмов в познании и/или практике, характеризующий конкурирующие между собой (или исторически сменяющие друг друга) стратегии и программы в философии, науке, политике или … Новейший философский словарь

Анализ биографических данных в психологии

Рассмотрим понятие биографического метода в психологии, его основные черты, источники, а также варианты данного метода.

Биографический метод представляет собой особое исследование групп людей, который основан на анализе их биографий.

Основные черты биографического метода

  1. Историзм. По происхождению биографический метод является историческим. Связь с историей тут происходит благодаря:
  • ретроспективности,
  • опосредованности источниками,
  • полноте реконструкции,
  • близости к искусству.

Единица анализа данного метода – событие.

  1. Генетический метод. Биографический метод относят к группе генетических методов; отчасти он может заменить лонгитюдное исследование.
  2. Реконструкция. Данный метод относится к группе реконструктивных, так как весь жизненный путь невозможно воспроизвести в лаборатории, но возможно реконструировать его, зная основные события.
  3. Синтетический метод.
  4. Субъективность. Данному методу присуща субъективность, так как он рассматривает также и переживания человека, которые могут отражаться в различных дневниках, письмах и другом. Из-за высокой степени субъективности нарушается валидность и надежность данного метода. Существует несколько путей по повышению валидности:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • комплексность процедуры,
  • сопоставление полученных результатов с выявленными ранее типами,
  • обсуждение результатов в кругу специалистов.

Источники биографического метода

  1. Официальные документы (сбор материала начинается именно с них. Основная цели анализа таких документов – получение знаний об основных фактах жизни, состоянии здоровья, а также личностных качествах):
  • характеристики,
  • автобиографии.
  1. Практические результаты деятельности (здесь можно судить о степени сформированности качеств индивида, которые подвергнуты изучению):
  • общественная работа,
  • выполнение нормативов.
  1. Автобиографические данные:
  • автобиография,
  • беседа (расширение и уточнение информации).

Варианты биографического метода

  1. Традиционный биографический метод. Описание жизненного пути человека, исходя из его биографии, дневников, писем, продуктах деятельности и др.Преимущества:
  • Возможность прослеживания решений индивида
  • Возможность владения информацией о роли человека в обществе
  • Значительный объем предоставленной информации.

Ограничения такого вида метода состоят в низкой надежности информации, массовых пробелах.

  1. Лонгитюдные исследования. Данный вид биографического метода входит в область онтогенетической психологии.
  2. Казуометрический анализ. Цель – реконструкция жизненного пути человека на базисе его собственных оценок. Конкретные методики каузометрического анализа разнообразны по форме, но все они направлены на достижение одной и той же цели -помочь испытуемому наиболее полно реконструировать свой жизненный путь и оценить свои жизненные перспективы.

    В качестве таких методов могут быть использованы глубинные интервью, экспериментальные методы с элементами проективных техник, игровые и психотерапевтические ситуации.

Далее рассмотрим место биографического метода в системе методов психологии по Б. Г. Ананьеву.

Психотерапевтические направления подхода

На сегодняшний день в практической психологии в рамках психодинамического подхода работают такие наиболее популярные направления, как транзактный анализ, психодрама и телесно-ориентированная психотерапия.

Транзактный анализ подводит человека к рациональному анализу своего и чужого поведения с целью осознания сути взаимодействия с другими людьми и внутреннего запрограммированного жизненного стиля – сценария.

Психодрама предполагает инсценирование реальных проблем путем распределения ролей между участниками групповой терапии. Человек в ходе театрализации своих привычных сценариев или моделей поведения достигает понимания, катарсиса. В результате этого происходит внутреннее озарение, которое помогает по-новому взглянуть на ситуацию, осмыслить ее и избавиться от ограничивающих неэффективных сценариев.

Телесно-ориентированная терапия основана на взаимодействии психики и тела. В целях снятия внутреннего напряжения выявляются провоцирующие бессознательные факторы и проводится работа по высвобождению замкнутых эмоций, раскрепощению ума и тела.

Субъект и объект управления

Субъект управления – это лицо (физическое или юридическое), осуществляющее функцию управления . В организации под это определение попадает как один руководитель, так и несколько руководителей, например, совет директоров. Психологии управления подразумевает под субъектом такого воздействия, прежде всего, личность руководителя со всеми её особенностями.

Необходимо отличать субъекта управления от субъекта управленческой деятельности, который может быть только человеком, индивидом.

Персонифицированным объектом управления является лицо (физическое или юридическое), в отношении которого осуществляется функция управления. В организации объектами управления можно назвать работников различных сфер деятельности и менеджеров низшего или среднего звена. Психология управления рассматривает следующие объекты воздействия:

  • личность сотрудника;
  • формальная и неформальная группа;
  • социальная группа, коллектив, подразделение;
  • уровень управления;
  • организация.

Явления-объекты управления:

  • Процессы управления и иные виды человеческой деятельности;
  • Корпоративный микроклимат;
  • Корпоративная мораль;
  • Стиль руководства;
  • Системы управления, организации, контроля, регуляции, мотивации;
  • Регламенты, правила, нормы, планы, установленные в организации, и т.д.

Научные направления

Для начала вспомним о другой дисциплине, с которой психология имеет тесные связи, — о биологии. Применяя биологический подход, ученый пытается проследить взаимосвязь между поведением человека и процессами, происходящими в его нервной системе, в первую очередь головном мозге.

Рекомендуем: Методы практической психологии

Так, например, сторонники биологического подхода сосредоточивают внимание на роли генетики в формировании характера, а те или иные особенности личности (например, интровертизм) объясняют прежде всего различием в структурах мозга или химических веществ, которые в нем образуются. https://www.youtube.com/embed/wDNV4EWhZF8

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Современные методы изучения мозга, такие как магнитно-резонансная томография, компьютерная томография и другие, дают возможность исследовать состояние мозга более глубоко, чем раньше, и дают обширный материал для изучения в рамках биопсихологии.

Бихевиористский (от англ. behavior — «поведение») подход, как ясно из названия, рассматривает внешние поведенческие проявления, отказываясь от изучения внутренних состояний. Бихевиористы видели свою задачу в установлении отношений между внешними стимулами  и ответными реакциями человека на них, из которых, как они полагали, и складывается поведение. Особенно влиятельным это направление было в первой половине прошлого века, а сегодня идеи бихевиоризма сохранили актуальность в практической психологии и педагогике.

Рекомендуем: Мортидо — это

Даже далекие от психологии люди наверняка слышали о таком направлении этой науки, как психоанализ. Имя основателя этой теории, а также основанного на ней метода лечения тоже широко известно. Австрийский врач-невролог Зигмунд Фрейд считал, что все поступки человека контролируются бессознательными влечениями, важнейшие из которых — сексуальная энергия и энергия смерти.

Бессознательное проявляется в оговорках, ошибках, симптомах психических расстройств, конфликтах, а также находит отражение в творческой деятельности человека. Импульсы бессознательного конфликтуют с требованиями внешней среды, и потому запускаются различные механизмы психологической защиты (самый знаменитый — вытеснение), которые помогают ослабить напряженность и отрегулировать поведение человека. Психоаналитик должен помочь пациенту осознать вытесненные в бессознательное травмирующие переживания и освободиться от них.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Когнитивная психотерапия Бека

Гуманистическая психология сформировалась в 50-60-е годы XX века под влиянием идей Абрахама Маслоу, Генри Мюррея и Карла Роджерса, которые интересовались значением потребностей и мотивов в поступках и деятельности человека. Этот психологический подход противопоставляет себя когнитивизму, бихевиоризму и психоанализу.

Представители гуманистической психологии считают, что поведение не определяется ни процессами мышления и восприятия, ни внешними стимулами, ни бессознательными влечениями — это слишком упрощает подход к человеку. Предмет исследования гуманистических психологов — уникальная личность, которая стремится к самоактуализации и находится в постоянном развитии, причем субъективный опыт отдельного человека для них едва ли не более важен, чем изучение общих закономерностей.

Теоретические предпосылки создания гуманистического подхода

В психологии гуманистическое направление психологической помощи часто называют «третьей силой», для которой ключевым становится понимание уникальности человека. Метафорой гуманистического подхода является метафора зерна, которое при наличии необходимых условий будет прорастать.

Высшая ценность, считают гуманистические психологи – это жизнь конкретного человека, его способность максимально себя реализовать, поэтому для психолога значение имеют частные, а не только общие случаи.

Гуманистическая психология имеет свой подход к проблеме человека и рассматривает его как целостное образование, что является фундаментальным её положением.

Базовое убеждение психологов-гуманистов состоит в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления, который он может реализовать в полной мере, и работа гуманистического психолога направлена на создание благоприятных условий.

Известным подходом гуманистического направления психологической помощи стала клиент центрированная терапия К. Роджерса, ключевым понятием которой является тенденция к актуализации. Автор считает, что развить и сохранить себя, выявить свои лучшие, заложенные природой, качества – это есть важнейший мотив жизни человека.

Саморазвитие может сопровождаться срывами, падениями, страданиями, но, побудительный мотив непреодолим и человек продолжает свои попытки дальше.

Опыт жизни человека автоматически оценивается – способствовал он развитию личности или препятствовал этому. Происходящий на бессознательном уровне этот процесс, Роджерс назвал организмическим оценочным процессом.

Люди, доверяющие своим ощущениям, легче осознают правильность направления.

Второе основное понятие клиент-центрированного подхода – это «поле опыта» и «самость». Поле опыта является потенциальной доступностью сознанию, а самость – это центральное понятие концепции Роджерса. Оно включает в себя целостность, состоящую из телесного, символического, духовного опыта.

В подходе Роджерса к психологической помощи важным понятием является Я-концепция или, как он считает, это сознательное представление о самом себе. Разрыв между Я-реальным и Я-идеальным является симптомом внутреннего неблагополучия и страдания.

Клиент-центрированная терапия Роджерса предполагает, что человек всегда будет действовать в соответствии со своей Я-концепцией, которая является своеобразными очками, через которые человек видит мир и самого себя.

Замечание 2

Цель клиент-центрированной терапии состоит в том, чтобы оказать помощь в приведении Я-концепции человека в соответствие с опытом для реализации его природного потенциала.

Качество взаимоотношений психолога и клиента являются успехом психологической помощи. Эффективно работающий психолог по отношению к клиенту проявляет эмпатию и контактирует с ним искренне.

Психоанализ как зарождение подхода

Психодинамический подход к личности развил известный психиатр Зигмунд Фрейд, создавая свою теоретическую концепцию – психоанализ. Поэтому этот подход часто называют психоаналитическим. Взгляды ученого были революционными для того времени. Он исходил из психодинамического понимания психических явлений. Он стремился не просто описать и классифицировать явления, а понять их как борьбу душевных сил.

В основу угла Фрейд ставил бессознательные мотивы, работающие согласованно друг с другом или враждующие между собой. Он первым высказал предположение о том, что личность человека и его поведение являются результатом усилий Эго, стремящегося примирить бессознательные психические конфликты и требования реального мира.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector