65методы и структура современной психологии

Литература:

Основная:

  1. Практическая
    психология образования; Учебное пособие
    4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной
    — СПб.: Питер, 2004. — 592 с: ил.

  2. Шарапановская
    Е.В. Организация службы практической
    психологии в образовании (принципы
    работы, статус психолога, документация,
    работа с педагогами).- Барнаул., 2004. –
    134 с.

Дополнительная:

1.
Сапогова Е.Е. Как я понимаю психологию:
в подражание М.К.Мамардашвили// Журнал
практического психолога. – 1999, № 4. –
С.13-27

2.
Сапогова Е.Е. Профессиональное
психологическое сознание: рефлексия
вслух.// Журнал практического психолога.
-1997. № 6. – С.3-12

3.
Сартан М. Шесть проблем и одна
тема.//Школьный психолог,2002. — № 17, С.5

Психология управления как научное знание

Данное направление являет собой гибрид двух теоретических баз – психологии как науки о свойствах человеческой психики и управления как науки обо всех аспектах организации целенаправленно и оптимально функционирующей социальной системы. Поиск наиболее удачного соотношения пропорции между психологическими и непсихологическими особенностями в процессе управления считается наиболее актуальным вопросом в психологии управления.

Эта наука оперирует такими важнейшими процедурами формирования методологии познания, как обобщение и систематизация фактов и явлений, данных, полученных экспериментальным и статистическим методами в сфере человеческих измерений и управления.

Область знания в психологии управления определяется:

  • Степенью актуальности той или иной проблемы современного управления;
  • Необходимостью выработки наиболее эффективных методов управления;
  • Распространением тенденции воспринимать работника, прежде всего, как индивидуальность со своими социальными правами и обязанностями; такой подход требует от начальства использования человеческих ресурсов с учётом всех психологических особенностей каждого члена группы, но наиболее эффективными для организации способами;
  • Требованиями по организации оптимизированной системы управления группой, предприятием и т.д. .

Поэтому, можно сказать, что психология управления – это отрасль психологии, аккумулирующая достижения других наук для изучения психологической стороны управления, его оптимизации и повышения уровня эффективности управленческой деятельности .

Практический психолог как образ жизни и профессия

Практический психолог — такая же профессия, как и любая другая. Чтобы выбрать ее для себя, человек должен уметь неплохо разбираться в людях либо, по крайней мере, хотеть научиться этому. Быть хорошим психологом — это призвание. Нужно уметь погрузиться в проблему другого человека, при этом не принимая ее близко к сердцу, чтобы суметь помочь разрешить сложившуюся ситуацию.

Многие люди обладают природным талантом психолога. Они помогают друзьям, близким, коллегам. При этом такие люди не имеют психологического образования, базы знаний, которую можно было бы добавить к заложенному природой таланту. Совершенно необязательно такой человек обязан это образование получать. Если ему просто нравится помогать близким и неблизким людям, искать решение возникшей у них проблемы и радоваться вместе с ними положительному результату — это его выбор. Конечно, практическим психологом в такой ситуации человека назвать можно разве что в кругу друзей. Окружающие и он сам должны понимать, что с серьезными проблемами все же нужно обращаться к человеку с образованием психолога, поскольку на интуитивном уровне, без соответствующей подготовки и базы знаний их решить невозможно, а хуже сделать можно.

Если человек все-таки решил, что практическая психология — это та сфера, в которой он хочет работать и зарабатывать и готов развиваться, то нужно получить соответствующее образование

Неважно, в каком возрасте будущий специалист решил это для себя. Образование психолога получают несколькими путями

Это и классическое первое высшее, полученное по дневной или заочной форме, и второе высшее, которое можно получить даже дистанционно. Кроме того, существует множество возможностей получить специальное образование путем переквалификации из смежной сферы и т. д.

Кем может работать человек с таким образованием? Основными профессиями здесь являются:

  • психотерапевт;
  • коуч-тренер;
  • психолог-тренер.

При этом психотерапевт — чисто медицинская профессия. То есть практические психологи здесь оказывают помощь здоровью обратившегося клиента, вплоть до избавления от зависимостей. Задачей коучей и тренеров является мотивация и подталкивание людей как индивидуально, так и группами, к развитию личности в целом, каких-либо качеств, например, лидерских и решение различных проблем, связанных с этим. В качестве примера можно привести модное сейчас направление психологов-тренеров в бизнес-среде, когда они помогают людям найти в себе смелость и решимость сделать первый шаг в создании собственного дела.

Отмечается нарастающая популярность практической психологии у нас в стране. Это связано с резким увеличением стрессов у людей всех возрастных и социальных категорий, ускорением ритма жизни, появлением огромного количества новых возможностей при ограниченности материальных ресурсов у большинства населения. Люди чаще задумываются, кем бы они действительно хотели стать как в профессии, так и в жизни в целом, чтобы получать удовлетворение и удовольствие от жизни. Из-за того же ускорения ритма в городах и ряда других причин, связанных с современностью, людям стало сложнее познакомиться с целью завести долгосрочные любовные романтические отношения, в дальнейшем перетекающие в создание семьи, которую еще нужно будет делать крепче. А такая потребность никуда не пропала. Люди все чаще сталкиваются с такими проблемами, которые сможет помочь решить лишь грамотный практический психолог, и чаще к ним обращаются. Общественные реалии меняются, а человеческие потребности, которые мы помним еще со времен Маслоу, остаются теми же.

Решение всех перечисленных проблем — важнейшая задача, которую и призвана решать практическая психология. Исходя из того, что мы сейчас видим вокруг, можно с уверенностью говорить, что у этой науки большое будущее, и специалисты практические психологи будут востребованы все больше.

VI. Задания для самостоятельной работы

Тема, содержание

Формы контроля

Общая психология

История развития психологии как науки

Проанализировав научную литературу ответить, навопросы:

1.Что связывает теории развития личности А. Адлера, К. Юнга, Э. Фромма, З. Фрейда?»

2. Какие методы изучения бессознательного были предложены З. Фрейдом?

3. Что общего и различного в гуманистической психологии и психоанализе?

Обсуждение на семинарских занятиях по темам «Свойства личности», «Развитие личности в психоанализе, в гуманистической и отчествественной психологии»

Происхождение и развитие психики в филогенезе.

Подобрать из учебников примеры поведения животных, иллюстрирующие разные урони развития психики

Экзамен

Индивид, индивидные свойства

Найти в научных исследованиях данные, позволяющие обсуждать следующие вопросы:

1. Предопределяют ли свойства нервной системы фиксированные формы поведения?

2. Влияют ли индивидные свойства на успешность деятельности?

3. Достаточно ли для приема на работу изучения у претендента типа темперамента?

4. Как могут проявиться особенности темперамента в общении?

Обсуждение на семинарском и практическом занятии по теме «Темперамент и характер»

Личность, свойства личности

Подготовить материал для обсуждения вопросов:

1. Какие основные психологические потребности ребенка «дают пуск» его развитию?

2. Усвоенный мотив (знаемый мотив) – реально действующий мотив? Что необходимо для того, чтобы мотив был действующим?

3. Почему гуманистическую теорию А. Маслоу относят к биологизаторским?

4. Объясните на своих примерах закономерности влияния биологических предпосылок на психическое развитие человека.

5. Сформулируйте свое отношение к вопросу: «Что определяет способности человека: наследственный фактор или средовый?»

6. Психологи отмечают, что с переходом в школу ребенок теряет некоторое любопытство, творческость, затем еще происходят потери с переходом к подростковому возрасту. По вашему мнению, это неизбежные возрастные изменения или это влияние школы?

Обсуждение на семинарских занятиях: «Личность, развитие личности с точки зрения психоанализа, гуманистической и отечественной психологии»

Эссе на тему

Человек как субъект познания

Используя научную литературу, ответить на следующие вопросы:

1. Объясните следующий факт: почему, когда человек впервые идет по незнакомой местности, самостоятельно разыскивая дорогу, он без труда найдет ее вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо известна, человеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь в следующий раз?

2. Человек мгновенно может распознать любую фигуру, например, квадрат, независимо от того, большой он или маленький, расположен вертикально или под углом, нарисован белым цветом на черном фоне или просто очерчен контуром. Какое свойство восприятия отражается в этой способность человека?

3. Верно ли выражение: «Восприятие – это сумма ощущений»?

4. В одном эксперименте группе испытуемых было предложено решить пять арифметических задач. В другом эксперименте им же примерно через 15 минут предложили придумать пять аналогичных задач. После этого потребовалось воспроизвести числа из условий всех десяти задач. Числа из каких задач испытуемые запомнили лучше и почему? Какая закономерность памяти здесь проявляется?

6. Ученику предложили найти обобщающее слово к двум следующим понятиям: километр – метр. Чтобы выполнить верно задание, какое мыслительное действие должен произвести ученик?

7. Подумайте, чем отличается память животного от памяти человека?

Домашняя письменная работа

Речь. Развитие речи в онтогенезе.

Подготовиться самостоятельно по учебнику к экзамену.

Вопрос на экзамене.

Эмоционально-волевые процессы человека.

1. Найти в произведениях Ф.М.Достоевского («Идиот», «Престпление и наказание»), Л.Н.Толстого («Война и мир») писания разного эмоционального состояния героев. Определите это состояние.

Письменная работа

Развитие личности с точки зрения психоанализа, бихевиориальной психологии, гуманистической психологии

Развитие личности в психоанализе (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм по выбору студентов), гуманистической школе (А. Маслоу) и бихевиориальной психологии (Б. Скиннер).

Движущие силы развития личности. Точка детерминации развития личности в разных теориях личности.

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ. Чем принципиально отличаются эти школы в вопросе развития личности

Рассуждайте беспристрастно: находите плюсы и минусы во всех точках зрения.

11. Проблема развития личности в отечественной психологии

Проблема развития личности в работах отечественных психологов (Леонтьев А.Н. Божович Л.И., Петровский А.В.).

Движущие силы развития личности. Критерии личности. Механизмы развития личности.

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ. Чем отличаются взгляды отечественных психологов на вопрос развития личности?. Знать хорошо, с примерами роль и биологических предпосылок, и индивидных свойств в развитии личности

Знать хорошо, с примерами роль и биологических предпосылок, и индивидных свойств в развитии личности.

14. Человек как субъект познания

Познавательные процессы человека: ощущение, восприятие, мышление, память, внимание, воображение. Закономерности и особенности познавательных процессов

Изучение памяти, мышления (практическое занятие).

Развитие словесно-логического мышления.

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ. Знать и уметь объяснять, приводить СВОИ примеры на закономерности восприятия, памяти, внимания

Привести СВОИ примеры на умственные действия.

16. Эмоционально-волевые процессы человека

Определение эмоций. Разные аспекты изучения эмоций. Научные подходы к изучению эмоций. Некоторые из теорий эмоций. Классификации эмоциональных явлений. Воля, волевые процессы. Произвольное и волевое поведение. Психологические механизмы защиты.

Семинарские и практические занятия (8 часов)

Семинар 1

Сознание и бессознательное. Самосознание (самостоятельно Гиппенрейтер)

1. Сознание человека, его структура, роль.

2. Бессознательное и его значение в поведении человека.

3. Конкретно-психологические характеристики сознания.

4. Структура сознания (по А. Н. Леонтьеву).

5. Характеристика бессознательного.

Литература

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психоло-гию / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. 1996. – С. 67–98.

2. Годфруа М. Что такое психология? / М. Годфруа. – М. 1992. – С. 137–153.

3.Зинченко В. П.

4. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х томах / А. Н. Леонтьев. – М., 1983. – Т. 2. – С. 168–186.

5. Слободчиков В. И. Психология человека. Введение в психоло-гию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М., 1995. – С. 177–195.

6. Фрейд 3. Забывание иностранных слов / З. Фрейд //Хрестоматия по памяти. – М., 1978. – С. 104–119.

Службы практической психологии

Психологическая служба семьи и социальной защиты населения работает в русле обеспечения, сохранения и развития национальных традиций и культуры семейной жизни, коррекции и профилактики семейных конфликтов, гармонизации сексуальных отношений; помощи детям, пострадавшим от религиозного экстремизма сект; социально-психологической поддержки молодой семьи, детей-сирот, пенсионеров, инвалидов, ветеранов войны;

Психологическая служба системы образования психологически обеспечивает учебно-воспитательный процесс, работу с одаренными и недобросовестными учениками, профессиональную подготовку молодежи, работая с детьми, школьниками, студентами, учителями и преподавателями;

Психологическая служба системы здравоохранения занимается психологическим обеспечением лечебного процесса и реабилитации больных, инвалидов, психотерапией и психопрофилактикой, оперативной психологической помощью населению в экстремальных условиях психогенных, социальных, природных, экологических катастроф, индивидуальной помощью в преодолении последствий психотравмирующих ситуаций, предотвращением и устранением угрозы суицида и т.д.;

Практическая психология политической деятельности, управления и массовых коммуникаций осуществляет экспертизу законов и государственных программ, прогнозирования последствий управленческих решений, работу с персоналом органов управления и государственной администрации, повышение эффективности средств массовой коммуникации и тому подобное;

Практическая юридическая психология и социология занимается психологическим и социологическим обеспечением деятельности органов Министерства внутренних дел, Службы безопасности, суда, прокуратуры, пенитенциарной системы, работая с сотрудниками органов милиции, судьями, заключенными, правонарушителями, потерпевшими;

Практическая психология и социология экономики и бизнеса изучает психологические условия экономической деятельности, влияния на нее различных форм собственности, методы оптимизации ведения деловых переговоров и заключения сделок, маркетинга, рекламы, предоставляя консультативную помощь предпринимателям, экономистам, органам государственного управления, гражданам, представителям профсоюзов;

Практическая психология труда и профориентации осуществляет мероприятия по профинформации, профконсультации, профессиональному отбору, профадаптации, социально-психологическому обеспечению производства, созданию оптимальных условий для трудовой деятельности, помогая ученикам и студентам, рабочим и служащим предприятий, безработным и пенсионерам;

Социально-психологическая служба армии ведет работу по военной профориентации и профотбору, психологической подготовки военнослужащих, социально-психологическому обеспечению высокого уровня боеспособности солдат и офицеров Министерства обороны, Национальной гвардии и Службы безопасности;

Практическая психология и педагогика спорта осуществляет мероприятия по отбору, психологической подготовке, поддержке спортсменов, спортивных команд, тренеров в экстремальных условиях спортивных соревнований.

Между
различными отраслями практической психологии существуют тесные связи, что обусловлено пересекающимся кругом их задач и сходностью методов психологической помощи в разных сферах человеческой
деятельности.

См. также:

Место психологии в системе наукОсновные дисциплины и области психологии

Варий М. И. Общая психология. Учебное пособие. — Киев, «Центр учебной литературы», 2007.

Этические стандарты деятельности практического психолога

Психология, как и любая другая наука,
делится на:

  • фундаментальную;

  • прикладную.

Для обеих наук характерно стремление
к получению нового знания и его обобщению.
Если первую скорее интересуют
основополагающие проблемы психики,
теоретический аспект рассмотрения этих
проблем и их эмпирическая проверка
(общая психология, психофизиология,
социальная психология, психология
развития и др.), то в прикладной науке
приоритет отдается изучению психических
явлений в естественной обстановке и
использованию полученных в фундаментальной
науке знаний в конкретных ситуациях и
условиях (эргономика, психология рекламы,
психология менеджмента, организационная
психология, юридическая психология и
др.). (См.
дополнительный иллюстративный
материал.)Наряду
с этим существует еще одна сфера
деятельности психолога —практическая
психология
, в которой решаются
конкретные задачи, а получение нового
знания является, как правило, необязательным
приложением. Практическая психология
— это особый вид деятельности психолога,
направленный на:

  • решение конкретной практической задачи
    и предполагающий получение психологической
    информации о конкретном человеке или
    группе людей;

  • анализ полученной информации на основе
    знаний, полученных в фундаментальной
    или прикладной психологии;

  • разработку (планирование)
    и реализацию воздействия (как
    психологического, так и не психологического)
    на конкретного человека или группу
    людей с целью их изменения или изменения
    их поведения. (См.
    дополнительный иллюстративный материал.)

Такая специфика работы практического
психолога накладывает на него серьезные
обязательства и предопределяет его
действия в соответствии с этическими
и моральными принципами. Перечислим
наиболее существенные из них.
     1.
Практический психолог обеспечивает
конфиденциальность личностно значимой
информации, полученной от клиента на
основе личного доверия. Он обязан
предупреждать обследуемых о том, кто и
для чего может использовать получаемую
информацию и какие решения могут быть
вынесены на ее основе.
     2.
Практический психолог несет моральную
ответственность за решения, принимаемые
на основе предоставляемой им информации,
и предупреждает возможные ошибки,
допускаемые непрофессионалами в области
психологии.
     3.
Практический психолог должен воздерживаться
от действий, ухудшающих состояние
клиента и наносящих ему вред, особенно
при работе с больными людьми. (См.
дополнительный иллюстративный материал.)

1.3. Связь психологии с другими науками

Связь психологии с
другими науками показана на рис. 1.10.

Рис. 1.10. Связь
психологии с другими науками

Философия. Родоначальником
психологии считается величайший философ
древности – Аристотель. Философия есть
система взглядов на мир и человека, а
изучением человека занимается именно
психология. Поэтому до недавнего времени
психологию изучали на философских
факультетах университетов, и ее некоторые
разделы (в частности, общая психология,
где даются определения базовых понятий
науки) тесно переплетаются с философией.
Однако психология не может быть «служанкой
философии», как это было в Советском
Союзе, где марксистко-ленинская философия
жестко определяла основные постулаты
психологии. Это две самостоятельные
науки, которые могут взаимно обогащать
и дополнять друг друга. На стыке философии
и психологии располагается такая отрасль
последней, как общая психология.

Естествознание тесно
связано с психологией. Развитие
теоретической и практической психологии
в последние годы было бы невозможно без
успехов в биологии, анатомии, физиологии,
биохимии и медицине. Благодаря этим
наукам психологи лучше понимают строение
и работу мозга человека, который является
материальной основой психики. На стыке
физиологии и психологии располагается
психофизиология.

Социология как
самостоятельная наука тесно связана с
социальной психологией, которая является
тем мостиком, который связывает мысли,
чувства и установки отдельных людей с
феноменами массового сознания. Кроме
того, социология предоставляет психологии
факты социальной деятельности людей,
которые затем используются психологией.
Связь между психологией и социологией
обеспечивает социальная психология.

Технические науки
также связаны с
психологией, так как у них зачастую
возникает проблема «стыковки» сложных
технических систем и человека. Данными
вопросами занимаются инженерная
психология и психология труда.

История. Современный
человек – есть продукт исторического
развития, при котором происходило
взаимодействия биологических и
психических факторов – начиная от
биологического процесса естественного
отбора до психических процессов речи,
мышления и труда. Историческая психология
изучает изменение психики людей в
процессе исторического развития и роль
психологических качеств исторических
деятелей на ход истории.

Медицина помогает
психологии лучше понять возможные
механизмы нарушения психики людей и
находить пути для ее лечения (психокоррекции
и психотерапии). На стыке медицины и
психологии находятся такие ветви
психологии, как медицинская психология
и психотерапия.

Педагогика предоставляет
психологии информацию об основных
направлениях и закономерностях обучения
и воспитания людей, позволяющую
вырабатывать рекомендации по
психологическому обеспечению этих
процессов. Связь между этими близкими
науками обеспечивают педагогическая
психология и возрастная психология.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.