Способы разрешения конфликтов

Профилактика межличностных конфликтов

Следует уделить внимание оппоненту, необходимо вести себя с ним вежливо и тактично.
Терпимость поможет избежать вспыльчивых реакций со стороны другого человека.
Доверие и открытость стоит проявлять, поддерживая визуальный контакт, избегать взгляда не нужно в любом случае.
Предоставить возможность собеседнику объяснить свою точку зрения и обосновать мнение.
Постараться понять оппонента или мысленно поставить себя на его место.
Тактично признать свою ошибку, если она есть.
Выразить неопределенные чувства, которые обозначают ваши сомнения в своей правоте касательно настоящей беседы.
Аккуратно объяснить те моменты, где мнение оппонента поддается критике.
Положительный настрой на разрешение ситуации, а не на доводы своей правоты.

Важно! Решение любого конфликта должно происходить не повышенным голосом, не следует допускать личных оскорблений.

[media=https://www.youtube.com/watch?v=zkpxwTAs4qg]

Способы разрешения педагогических конфликтов

В учебных заведениях педагоги сталкиваются с разнообразными ситуациями противостояния и конфронтации, которые могут быть поделены на несколько групп в зависимости от статуса участников: между учащимся либо группой учеников или их родителями и педагогом, между самими учащимися, конфликты в коллективе учителей и внутрисемейные конфликтные ситуации у отдельно взятого школьника, последствия которых влияют на его школьную жизнь.

По своему содержанию перечисленные выше виды конфликтов бывают деловыми или личного характера. Конфликтология подразделяет все педагогические конфликты по содержанию ситуации, спровоцировавшей их зарождение, на конфликты отношений, деятельности и поведения. Сегодня число таких конфликтов возросло в связи с добавлением еще и социального фактора, например, материальные проблемы, обуславливающие снижения интереса к учебной деятельности.

Конфликты поведения связаны с нарушениями школьниками предписаний, принятых в учебном заведении. Проще, быстрее и конструктивнее разрешаются конфликты, обусловленные связью с деятельностью, немного сложнее – конфликты поведения, наибольший процент неконструктивно законченных ситуаций конфронтации припадает на конфликт отношений.

С целью регулирования возникшей конфликтной ситуации педагогу, в первую очередь, необходимо дать правильную оценку конфликту и проанализировать его. Создание достаточного информационного фундамента для возможности принятия решения и получения наилучшего результата выхода из конфликта будет являться ключевой задачей такого анализа.

А. Добрович предложил способы разрешения конфликтов в коллективе учащихся прямого действия посредством привлечения третьей стороны, так называемого арбитра, например, другого преподавателя или представителя администрации. Арбитру необходимо поочередно провести беседы с каждым из противостоящих. При этом следует выслушать их мнения о сущности и причинах ситуации, собирать объективные данные о конфликте и об индивидах, принимающих участие в нем. После этого арбитр приглашает обоих оппонентов, предоставляет им возможность высказаться и предлагает собственное решение.

Другой путь разрешения педагогических конфликтов заключается в предоставлении возможности арбитром конфликтующим сторонам высказать накопившиеся взаимные претензии или требования при коллективе. Решение принимается коллективно, основываясь на суждениях каждого участника.

Если данные способы не способствуют успешному завершению педагогических конфликтов, то задачей руководителя или преподавателя будет применение санкций в отношении обеих противоборствующих сторон либо одной из них. В случаях, когда даже применение санкций не помогает необходимо использовать способ разведения оппонентов по разным классам или школам.

Конфликтная ситуация нередко зарождается вследствие стремления преподавателя утвердить собственную педагогическую позицию или протеста учащихся против незаслуженного наказания, заниженной оценки и др. Проявляя правильную реакцию на поведение школьников, учитель тем самым контролирует ситуацию.

Способы разрешения педагогических конфликтов включают арсенал действий следующего характера: конфликтогенный, конфликтотерпимый и конструктивный. Гнев, возмущение, негативное оценивание личности школьника или оскорбление, применение санкций к нему и др. являются типичными действиями конфликтогенного характера. Уход от проблемы, затягивание процесса разрешения конфликтов, компромисс – это все является конфликтотерпимыми средствами. Действия, направленные на изменение неконструктивного завершения ситуации, переключение внимания, «шаг навстречу» относятся к конструктивным действиям.

Поэтому в конструктивном разрешении состояний противостояния довольно многое зависит от педагога.

Сущность конфликта в педагогическом процессе и фазы его протекания

Наиболее эффективным взаимодействие
педагога и учащихся оказывается в случае
ориентации обеих сторон на сотрудничество
в условиях совместной деятельности.
Однако, как показала педагогическая
практика, наличие общей цели еще не
гарантирует отсутствия различных
трудностей и противоречий в ее организации
и осуществлении.
     Отражением
этих противоречий между участниками
совместной деятельности является
межличностный конфликт. Он представляет
собой некую ситуацию взаимодействия
людей, которые либо преследуют
взаимоисключающие или недостижимые
одновременно обеими сторонами цели,
либо стремятся реализовать в своих
взаимоотношениях несовместимые ценности
и нормы. (См.
дополнительный иллюстративный
материал.)Можно
выделить три фазы протекания конфликта
в педагогической ситуации:

  • 1 фаза— конфликтное острое начало
    с явным нарушением социально ценных
    норм и ценностей одним из участников
    ситуации;

  • 2 фаза— ответная реакция «соперника»,
    от формы и содержания которой зависит
    исход конфликта;

  • 3 фаза
    — относительно быстрое и радикальное
    изменение бытующих норм и ценностей в
    двух различных направлениях — улучшения
    или ухудшения ранее сложившихся
    отношений. (См.
    дополнительный иллюстративный материал.)

Конкретные педагогические ситуации,
особенно острые и конфликтные, возникают
и у опытных, и у начинающих учителей.
Очень важно для учителя выйти из
конфликтной ситуации с достоинством и
творческой удовлетворенностью в своей
работе.
     Способы
разрешения конфликта, особенно если он
не зашел далеко, известны и доступны
каждому — это нежность, юмор и шутка. В
более сложных ситуациях мы прибегаем
к компромиссу, делая уступки друг другу,
или обращаемся к третьему, независимому
лицу (третейский суд), или сами проводим
анализ, стремясь разобраться в себе и
своих поступках, и только в исключительных
случаях используем принуждение и
временное расставание

Педагог не имеет
права пойти на создание конфликта, если
он не владеет технологией разрешения
конфликта. Конфликт создается в тот
момент или доводится до такого уровня,
когда возникает обоюдная потребность
в его разрешении. (См.
дополнительный иллюстративный
материал.)Большинство
конфликтных ситуаций, участниками
которых являются педагог и учащийся,
характеризуется несовпадением, а иногда
и прямой противоположностью их позиций
в отношении учебы и правил поведения в
школе. Недисциплинированность,
расхлябанность, несерьезное отношение
к учебе того или иного ученика и излишняя
авторитарность, нетерпимость учителя
— основные причины острых межличностных
столкновений. Однако своевременный
пересмотр ими своих позиций может
устранить конфликтную ситуацию и не
позволить ей перерасти в открытый
межличностный конфликт.(См.
дополнительный иллюстративный материал.)

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности.
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.Фото: Екатерина Афанасьичева.

Прямые методы разрешения межличностных конфликтов в воинском коллективе

Как было отмечено выше, межличностные конфликты в условиях воинского конфликта отличаются значительной спецификой и значительным разрушительным потенциалом. В этой связи, в ряде случаев целесообразно применять прямые методы разрешения соответствующих конфликтов, разновидностями которых являются:

  • Метод привлечения «компетентного судьи» – в данном случае инициатива по разрешению имеющегося конфликта должна исходить от офицера-руководителя воинского формирования, которому надлежит пригласить к себе участников конфликта и предложить им высказать свое видение ситуации, а также взаимные претензии, управляя при этом ходом общения. В результате, на основании полученных сведений офицер должен предложить сторонам оптимальный путь выхода из конфликта;
  • Метод «публичного высказывания претензий» – в отличие от ранее описанной модели обсуждение конфликта происходит не только в присутствии офицера-руководителя, но и остальных участников воинского коллектива (например, на общем собрании военнослужащих). После этого решение по конфликту оглашается офицером от лица всех военнослужащих, участвовавших в его обсуждении и разрешении;
  • Метод применения санкций формального и неформального характера, как возможность принуждения сторон к прекращению конфликта под угрозой применения к ним наказаний.

Стратегические и тактические способы разрешения межличностных конфликтов

В специальной литературе наряду с перечисленными выше способами разрешения межличностных конфликтов предлагается дифференцировать их в зависимости от содержания и направленности на стратегические и тактические.

Так, стратегические методы в большей степени подлежат применению в процессе разрешения межличностных конфликтов, складывающихся в крупных организациях внутри трудового коллектива, а также при разрешении явно деструктивных форм конфликтного взаимодействия. Примерами способов в рамках названной группы выступают: составления плана (прогноза) развития общественных отношений, внутри которых наблюдается социальная напряженность, информирование его участников о целях и текущем состоянии дел, например, внутри предприятия, применение методов снятия напряженности путем стимулирования и поощрения индивидов, формирования четких инструкций и указаний, выполнение которых позволит эффективно взаимодействовать без столкновения интересов разных сторон и т. д.

В свою очередь тактические методы противодействия социальным конфликтам включают в себя тактики соперничества и приспособления, каждая из которых способна по-своему снимать социальную напряженность, а также методы уклонения, компромисса и сотрудничества, содержательно схожие с теми способами разрешения межличностных конфликтов, о которых было сказано выше.

Способы разрешения межличностных конфликтов

Столкновение индивидов с всевозможными целями, различными характерами, мировоззрениями называют межличностным конфликтом. Подоплекой для зарождения конфликта считается проблематичная или противоречивая ситуация, которая появляется при стремлении к удовлетворению противоположных целей, несовпадении интересов индивидов и др. Конфликтная ситуация является непременным условием зарождения самого конфликта.

Внезапно образовавшийся конфликт необходимо постараться избежать. В случаях, когда избежать не получается нужно встретить его спокойно с установкой на скорейшее конструктивное разрешение к удовлетворению обоих противоборствующих сторон. Для разрешения ситуаций конфронтации нужно быть подготовленным. Необходимо четко понимать свою цель

Для грамотного и конструктивного регулирования межличностными конфликтными ситуациями важно не забывать о собственной позиции и стараться понять точку зрения противостоящей стороны, а также осознавать состояние ситуации в целом. Конструктивный выход из ситуаций конфронтации предполагает спокойное заявление о собственных интересах и беседу с противником о его желании либо нежелании разрешить конфликт

Если оппонент не согласен с представленной точкой зрения и не собирается разрешать конфликт, то нужно узнать у него каким образом он видит разрешение ситуации. После готовности обоих сторон к урегулированию ситуации противостояния, необходимо осознать собственное состояние, ощущения в конкретный момент и понять, чья позиция ближе: своя или противника.

Разумное разрешение межличностных противостояний предполагает поиск понимания, а не личностную победу. Нужно стараться спокойно обсуждать факторы, спровоцировавшие зарождение конфликта. Поэтому нужно разобраться в том, что конкретно вызвало конфликт – действия противника или недопонимание ситуации. Всегда следует предполагать лучшее, а не обвинять до выяснения мотивов и точки зрения оппонента.

Собственную позицию следует отстаивать, но не посредством давления на партнера. Давление сужает возможности обоих оппонентов и не содействует разрешению ситуации конфронтации.

Существует определенная модель поведения, способствующая конструктивному выходу из сложившейся ситуации противостояния. В первую очередь необходимо использовать в речи фразы, которые будут «поднимать» оппонента, а не «опускать» его. Нужно отдавать себе отчет, что аргументы отвечают реальности, а не являются следствием преувеличения. Также необходимо пытаться не использовать в споре, таких наречий, как всегда или никогда. В беседе нужно быть доброжелательным, открытым и честным. Также нужно помнить о золотом правиле, которое поможет выйти с достоинством из любого противоборства. А правило звучит следующим образом – «порой лучше промолчать». Необходимо понимать, что конфликтная ситуация возникает вследствие несовпадения интересов, точек зрения, принципов, а не из-за личностных качеств участников. Поэтому в ходе спора нужно нападать непосредственно на предмет конфликта, а не на личность. Говорить следует конкретно и аргументировано, а не обобщать. Решать необходимо главные задачи, а не придираться к мелочам. Не нужно говорить о сопернике, следует говорить о себе. Например, вместо фразы: «ты врешь», лучше сказать: «я владею иной информацией».

В процессе разрешения спорных ситуаций нужно стараться держать собственные эмоции под жестким контролем. Другими словами, подавлять эмоции не следует, но и позволять им управлять собой нельзя.

Необходимо научиться ощущать атмосферу ситуации целиком, ведь каждый участник процесса играет в ней определенную роль.

Характеристика наиболее распространенных способов разрешения межличностных конфликтов

Определение 1

Способы разрешения межличностных конфликтов – это совокупность вырабатываемых в конфликтологии приемов и действий, подлежащих применению на практике с целью наиболее оперативного и эффективного снятия социальной напряженности и разрешения межличностных конфликтов.

Среди наиболее распространенных способов разрешения социальных конфликтов, описываемых в литературе и активно применяемых индивидами в процессе участия в межличностных конфликтах (в том числе на интуитивном уровне), могут быть названы:

  • Тактика «сглаживания острых углов» – не отличающаяся достаточной эффективностью модель поведения в конфликте, при которой фактически не происходит устранения или разрешения причины межличностного конфликта, а используются механизмы устранения лишь ключевых проявлений конфликтного взаимодействия. В результате имеет место лишь мнимый выход из сложившейся ситуации, а эмоциональная напряженность между ее участниками, способа в будущем перерасти в новый, гораздо более интенсивный межличностный конфликт;
  • Способ поиска компромиссного решения путем частичного принятия условий, выдвигаемых оппонентом в межличностном конфликте. Данный способ разрешения конфликта отличается достаточно высокой эффективностью, однако может сопровождаться сохранением определенной напряженности, обусловленной тем, что каждая из сторон конфликта вынуждена идти на определенные уступки, и, соответственно, не получает в полной мере того, на что претендовала вступая в конфликт;
  • Принятие всех замечаний оппонента и взаимных претензий сторонами межличностного конфликта – наиболее оптимальный способ разрешения межличностных конфликтов, однако нечасто встречающийся на практике, поскольку в силу индивидуальных особенностей люди редко способны полностью понять интересы и мотивацию другой стороны;
  • Тактика подавления, в больше степени характерная для вертикальных межличтностных конфликтов, в рамках которых существуют отношения власти и подчинения между его участниками. Например, в рабочих коллективах, когда подчиненный работник, несмотря на существующие разногласия, вынужден полностью принять точку зрения оппонента

Как себя вести при межличностном конфликте

Уважение к оппоненту. Как бы там ни было, в большинстве случаев конфронтацию человек ведет с тем, кого хорошо знает или нередко взаимодействует. Межличностные конфликты с незнакомыми людьми тоже случаются, но не так часто, как с близкими, знакомыми, коллегами. Вероятность дальнейших связей или контактов с оппонентом — огромная. Поэтому, чтобы избежать дальнейшей неловкости, извинений и дискомфорта в общении с данным человеком, не следует обращаться оскорбительно или унизительно по отношению к нему.

Эмоциональная сдержанность. Существует тенденция, что конфликтные ситуации без аффективной нагрузки быстрее разрешаются и не оставляют неприятного осадка. Более того, есть вероятность сохранить минимально позитивные отношения с другой стороной конфронтации. В важных спорах переход на эмоциональную сторону с выявлением личностной неприязни к человеку считается признаком нетактичности, невоспитанности и дурного тона. К тому же такое отношение отнюдь не поднимет репутацию человека среди знакомых и близких.

Направление к решению проблемы. Часто в конфликтных ситуациях люди забывают, зачем затеяли спор. Перейдя на личностные оскорбления и уничижения, суть распри остается нерешенной или незатронутой

Все внимание, ярость или задор следует использовать в разработке оптимальных схем решения данного разногласия, методах установки обоюдно устраивающего компромисса.

При любом конфликте себя следует вести так, как вы хотели, чтобы себя вел ваш оппонент. Таким образом, можно достичь культуры и взаимопонимания с близкими, друзьями и знакомыми.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.