Исследование эмоционально-аффективной сферы личности в трудах теодюля рибо

Взаимосвязь эмоциональной и когнитивной сфер

Если человек психически развит, у него в полной мере активизирована, как когнитивная, так и эмоциональная сфера. Благодаря ним, он является целостной личностью.

Дополнительная информация. Некоторые люди нередко поддаются эмоциональным порывам, но, несмотря на это, в сложных и ответственных ситуациях задействуют когнитивную сторону личности.

Взаимосвязь рациональной и эмоциональной сфер заключается в том, что, чем бы человек ни занимался, какую бы работу он ни выполнял, он не перестает чувствовать. Если у него начинают активизироваться эмоциональные порывы, он прикладывает все усилия к тому, чтобы логически осмыслить свои последующие поступки и последствия от них.

Результаты исследования

Как мы можем наблюдать количественный параметр алексетимии снизился не выраженно. Тем не менее на сессиях можно было наблюдать, качественные изменения: осознание и выражение своих эмоций и чувств через движения, улучшение коммуникации пациентов и возможностью вербализировать свои эмоции. 

Несмотря на то, что все участники эксперимента по-прежнему находятся в зоне риска диагностирования алекситимии можно выявить положительную динамику и предположить эффективность метода танцевальной терапии при работе с этим параметром. Однако для этого потребуются боле широкие исследования.

Проективная методика «Человек под дождем» 

Можно наблюдать появление имажинарности и эмоциональной окраски рисунка, усложнение рисунка у некоторых участниках.

«До» 

«После»

«До» 

«После»

«Телесный анализ» Н.Ю. Оганесян 

Однозначно можно сказать о динамике репертуара движений, двигательной активности, пространственной ориентации и невербальных кинестетических коммуникаций в процессе танцевальной терапии. по методике телесного анализа Н.Ю. Оганесян. Наглядно представлено на диаграмме по каждому участнику:

Если говорить о качественных изменениях, то можно с уверенностью сказать о том, что фон настроения на занятиях всегда приподнят, девочки с радостью и нетерпением шли на сессии, стали лучше общаться в отделении, просить помощи у персонала, сплотились друг с другом. Уменьшилось кол-во протестных реакций, увеличился энергетический потенциал. Заметно снизилось стеснение при выполнении упражнений на импровизации, появилось желание поддержать друг друга во время танца. У двух участницы появился заметный прогресс в привлечении к целенаправленной деятельности.

Таким образом, обобщая полученные результаты можно отметить следующие изменения:

В эмоционально-волевой сфере:

По итогам прохождения группы у пациентов развивается произвольная регуляция мышечного тонуса, что способствует осознанию мышечных ощущений в разных частях тела, а также повышает ощущение целостности тела. Что в свою очередь позволяет повысить произвольную регуляцию своего эмоционального состояния. Понимание адекватного выражения своих ощущений, ситуативной уместности эмоций и чувств. В ходе терапии у пациентов сформировалось осознанное восприятие своих и чужих эмоций. Участники терапии научились выражать простые базовые эмоции при помощи жестов и движений. Невербально определять чужое эмоциональное состояние. Снизился уровень алекситимии. Настроение стало более стабильным и устойчивым, уровень тревожности снизился. Расширился диапазон эмоциональных реакций. Вследствие чего улучшился уровень коммуникации, появилась критичность к своему состоянию, повысилась адаптация к окружающей̆ среде (тест на алекситимию и проективная методика «человек под дождем»). 

В двигательной̆ сфере: 

Развитие координации движений и двигательной активности, повысило энергетический потенциал участников. Ориентация и освоение пространства дало возможность для творческого выражения. Расширение двигательного диапазона позволило лучше чувствовать и осознавать собственное тело, ощущать себя свободнее в телесных проявлениях. Наблюдается меньше кататонических состояний пациентов. В движениях появилась сила и прямота (достоверные увеличения по большому количеству шкал методики «Телесный анализ» Н.Ю. Оганесян). 

В когнитивной сфере: 

Важно отметить, что танцевальная терапия способствует не только выражению эмоций, но структурированию мышления, выстраиванию связи телесное выражение-эмоция-мысль. Курс ТДТ помог пациентам в коррекции произвольной концентрации и распределения внимания, навык удерживаться в заданной инструкции, повторять и запоминать движения терапевта

Дольше удерживаться в целенаправленной деятельности. Участие в группе позволило прикоснуться к развитию образного мышления во время импровизации и в танцах с предметом. Способствовало развитию мышечной и зрительной памяти при постановке элементов из структурных танцев. Расширило общий кругозор пациентов. Развитие слухового восприятия и чувства ритма помогло лучше структурировать и координировать свои мысли и движения.

Психометрическое измерение

В разных культурах было обнаружено, что аффект включает как положительные, так и отрицательные аспекты. Наиболее часто используемым показателем в научных исследованиях является График положительных и отрицательных воздействий (PANAS). PANAS — это лексическая мера, разработанная в условиях Северной Америки и состоящая из 20 элементов, состоящих из одного слова, например, возбужденный , настороженный , определенный для положительного аффекта и расстроенный , виноватый и нервный для отрицательного. Однако было обнаружено, что некоторые из пунктов PANAS либо избыточны, либо имеют двусмысленное значение для англоговорящих людей из других культур. В результате была разработана и утверждена международно-надежная краткая форма I-PANAS-SF, включающая две шкалы из 5 пунктов с внутренней надежностью, межвыборочной и кросс-культурной факторной инвариантностью, временной стабильностью, конвергентностью и критерием. связанные действительности.

Мрочек и Коларц также разработали еще один набор шкал для измерения положительных и отрицательных эмоций. На каждой из шкал по 6 позиций. Шкалы продемонстрировали приемлемую достоверность и надежность в разных культурах.

Социальное взаимодействие

Отображение аффекта — важный аспект межличностного общения . Эволюционные психологи выдвинули гипотезу о том, что гоминиды эволюционировали с развитой способностью к чтению аффектов.

Эмоции изображаются как динамические процессы, которые опосредуют отношение человека к постоянно меняющейся социальной среде. Другими словами, эмоции рассматриваются как процессы установления, поддержания или разрушения отношений между организмом и окружающей средой по вопросам, имеющим значение для человека.

Большинство социальных и психологических явлений возникают в результате повторяющихся взаимодействий между несколькими людьми с течением времени. Эти взаимодействия следует рассматривать как многоагентную систему — систему, которая содержит несколько агентов, взаимодействующих друг с другом и / или со своей средой с течением времени. Результаты поведения отдельных агентов взаимозависимы: способность каждого агента достигать своих целей зависит не только от того, что он делает, но и от того, что делают другие агенты.

Эмоции — один из основных источников взаимодействия. Эмоции человека влияют на эмоции, мысли и поведение других; реакции других могут затем повлиять на их будущее взаимодействие с человеком, выражающим исходную эмоцию, а также на будущие эмоции и поведение этого человека. Эмоции действуют циклами, которые могут вовлекать множество людей в процесс взаимного влияния.

Аффекты, эмоции или чувства передаются другим через мимику , жесты рук , позу, характеристики голоса и другие физические проявления. Эти аффективные проявления различаются между культурами и внутри них и проявляются в различных формах, от самых дискретных выражений лица до самых драматичных и плодотворных жестов.

Наблюдатели чувствительны к эмоциям агентов и способны распознавать сообщения, которые они передают. Они реагируют на эмоции агента и делают выводы из них. Эмоции, которые демонстрирует агент, могут не быть достоверным отражением его или ее фактического состояния (см. Также « Эмоциональный труд» ).

Эмоции агентов могут влиять на четыре широких набора факторов:

  1. Эмоции других людей
  2. Выводы других лиц
  3. Поведение других людей
  4. Взаимодействие и отношения между агентом и другими лицами.

Эмоция может повлиять не только на человека, на которого она была направлена, но и на третьих лиц, наблюдающих за эмоцией агента. Более того, эмоции могут влиять на более крупные социальные объекты, такие как группа или команда. Эмоции — это своего рода сообщение, и поэтому они могут влиять на эмоции, атрибуцию и последующее поведение других, потенциально вызывая процесс обратной связи с исходным агентом.

Чувства агентов вызывают чувства у других с помощью двух предложенных различных механизмов:

  • Заражение эмоциями — люди склонны автоматически и бессознательно имитировать невербальные выражения. Подражание также происходит во взаимодействиях, включающих только текстовый обмен.
  • Интерпретация эмоций — человек может воспринимать агента как испытывающего определенную эмоцию и реагировать дополнительными или ситуативно соответствующими эмоциями. Чувства других расходятся с чувствами первоначального агента и некоторым образом дополняют их.

Люди могут не только реагировать эмоционально, но также могут делать выводы об эмоциональных агентах, таких как социальный статус или сила эмоционального агента, его компетентность и доверие к нему. Например, предположительно рассерженный агент также может считаться обладающим высокой властью.

Виды аффекта

Существует несколько разновидностей, различающихся не только эмоциональным состоянием человека, но и характером проявлений. В первую очередь это состояние может быть как физиологическим, так и патологическим. Кроме того, виды аффекта различаются в зависимости от особенностей возникновения.

Физиологический аффект

Физиологические аффективные комплексы возникают как нормальная реакция организма человека на резко возникшую экстремальную ситуацию. Они сопровождаются рядом характерных физиологических изменений, в т. ч.:

  • повышение концентрации адреналина крови;
  • нарушения функционирования работы органов ЖКТ;
  • учащение сердцебиения;
  • мышечные спазмы;
  • обострение органов чувств.

Это состояние характеризуется стремительностью. При этом выраженные изменения психики отсутствуют. После выхода их этого состояния у человека начинают дрожать ноги, кружится голова и выступает холодный пот. Стремительно усиливающаяся слабость является реакцией организма человека на возникшее резко перенапряжение.

Психогенный или патологический аффект

При аффекте такого типа присутствует выраженное нарушение сознания и неадекватное поведение. В это время человек не может оценивать и контролировать свои действия. В дальнейшем он не может даже объяснить, зачем совершил тот или иной поступок. Это нарушение является результатом стремительного повышения активности коры головного мозга.

Находясь в таком состоянии, человек может представлять опасность для окружающих. Возбуждение нервной системы, невозможность контролировать свои действие и многократное повышение скорости и силы может стать причиной крайне жестоких и непредсказуемых действий. Данный вариант аффекта наиболее часто учитывается как смягчающееся обстоятельство.

Кумулятивный аффект

Этот вариант аффекта может возникать, когда нет опасности. Человек начинает вести себя неадекватно в спокойных условиях. Это состояние развивается в результате длительного сдерживания и накапливания негативных эмоций. Процесс накапливания негативных эмоций получил название — ригидность аффекта. Человек, часто слыша что-то неприятное или постоянно пребывая в состоянии стресса, при некоторых обстоятельствах может повести себя неадекватно. Особенно часто такой взрыв происходит, когда находится подтверждение его опасениям.

Аффект неадекватности

Несмотря на то что любой вариант этого состояния сопряжен с риском неадекватного поведения, все же психологи выделяют аффект неадекватности в особую группу. Этот тип связан с наличием некоторых особенностей личности. Нередко подобное состояние возникает у людей, имеющих завышенную самооценку и страдающих повышенной тревожностью. У них также отмечается стремлением к власти и манипулированию окружающими. Такие люди крайне остро реагируют на любые замечания касающиеся их социального статуса.

Когда ожидания у таких людей не совпадают с реальностью, у них нередко появляются сильнейшие негативные эмоции, которые могут спровоцировать истерику, приступы злости и немотивированной агрессии, злости и т. д. Возможны попытки покончить с собой. Людям, страдающим данным расстройством, требуется работа с психотерапевтом. В период обострения может потребовать лечение в условиях стационара психиатрической клиники.

Пути преодоления стресса

Проблема «как
справляться со стрессом», несомненно,
представляет ак­туальность

В
эмоциональном преодолении важно осознать
свои чувства, потребности и желания,
вызывающие стресс, овладеть социально
приемле­мыми формами проявления своих
эмоций, снять эмоциональное напряже­ние
(Куликов Л., 1997)

Многочисленные
наблюдения и эксперименты показали,
что оборони­тельное поведение человека,
особенно пассивное,— наименее эффективная
стратегия преодоления стресса для
сохранения душевного и физического
здоровья в социально-психологическом
плане.

Менее агрессивные
люди преодолевают жизненные трудности
с меньши­ми отрицательными последствиями,
избегая децрессии. У человека, пере­несшего
психическую травму и не давшего выхода
эмоциям в словах и дей­ствиях, тяжелые
чувства вытесняются из сознания, но
могут проявляться в невротических и
телесных расстройствах.

Избавить от такого
состояния может оживление в памяти,
осознание всех вытесненных переживаний.
Освобождение и выражение «ущемлен­ной»
эмоции может быть осуществлено при
пересказе, который лишает пе­режитый
травматический опыт человека болезненной
силы.

Ряд авторов выделяют
три основных
способа,
позволяющих
успешно бороться со стрессом, а также
управлять событиями, вызывающими его.

1. Решить
свою проблему.
В
этом случае необходимо четко сформулиро­вать
конкретную проблему, рассмотреть
имеющиеся возможности и вы­брать один
из вариантов в качестве решения. Есть
данные, что люди, кото­рые решают свои
проблемы, чаще других довольны собой и
ощущают себя хозяевами своей жизни.

502
■ Часть
VII.
Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)

  1. Изменить отношение
    к проблеме.
    Например,
    можно посмотреть на неприятности как
    на способ закалки характера. Подчас
    людям удается най­ти в стрессовых
    ситуациях смешные стороны.

  2. Смириться с
    наличием проблемы, но постараться
    уменьшить влия­ние вызванного ею
    стресса на свой организм.
    Когда
    человек расстроен и испытывает стресс,
    полезно взять тайм-аут и немного
    отдохнуть. Этот метод особенно эффективен
    в том случае, если проблему нельзя ни
    обойти, ни решить.

Кроме того, нельзя
не вспомнить, что шутка, юмор — повелители
хоро­шего настроения и одно из самых
сильных лекарств от стресса. Люди,
ли­шенные чувства юмора, гораздо чаще
и сильнее страдают от стрессов, чем те,
кто всегда готов посмеяться над собой,
своими неприятностями и недо­моганиями.

Это
интересно

В
своей книге «Смех — дело серьезное»
философ Джон Монрилл дает такое объяснение
этому
явлению: «Человек, обладающий чувством
юмора, в стрессовой ситуации отнюдь не
чув­ствует себя спокойнее, просто он
гибко подходит к ее разрешению». Другой
известный философ и писатель Артур
Кестлер, не считавший смех серьезным
делом, между тем писал: «Единствен­ной
функцией смеха является просто снятие
напряжения».

РЕЗЮМЕ

Развитие аффективной
сферы человека в период средней взрослости
про­текает неравномерно.

Данный возраст
может быть для человека периодом расцвета
его семей­ной жизни, карьеры или
творческих способностей. Но при этом
он все чаще начинает задумываются о
том, что он смертен и что его время
уходит.

Большинство людей,
испытывающих к кому-либо привязанность,
чув­ствуют себя счастливее, чем те,
кто этого лишен. По сравнению со вдовами
и одинокими людьми, особенно с разведенными
и брошенными, люди, со­стоящие в браке,
чувствуют себя более удовлетворенными
жизнью.

Труд становится
важнейшим источником человеческих
чувств. Те эмо­ции, которые играют в
жизни обычно очень большую роль и
существенно сказываются на общем
эмоциональном состоянии, настроении
человека, связаны с ходом его трудовой
деятельности, ее успехом или неуспехом.

Этот период жизни
человека обладает чрезвычайно высоким
потенциа­лом для развития стресса,
который способствует развитию многих
заболева­ний среднего возраста.

В зрелом возрасте
люди часто испытывают депрессию и
чувство одиноче­ства.

48.Структура и виды деятельности.

Деятельность
– это активное взаимодействие человека
со средой, в котором он достигает
сознательно поставленной цели, возникшей
в результате появления у него определенной
потребности, мотива

Рис.
3. Структура деятельности

Мотивы
и цели могут не совпадать. То, почему
человек действует определенным образом,
часто не совпадает с тем, для чего он
действует. Когда мы имеем дело с
активностью, в которой отсутствует
осознаваемая цель, то здесь нет и
деятельности в человеческом смысле
слова, а имеет место импульсивное
поведение, которое управляется
непосредственно потребностями и
эмоциями.

Поступок
– действие, выполняя которое, человек
осознает его значение для других людей,
т.е. его социальный смысл.

Действие
имеет подобную деятельности структуру:
цель – мотив, способ – результат.
Различают действия: сенсорные (действия
по восприятию объекта), моторные
(двигательные действия), волевые,
мыслительные, мнемические (действия
памяти), внешние предметные (действия
направлены на изменение состояния или
свойств предметов внешнего мира) и
умственные (действия, выполняемые во
внутреннем плане сознания). Выделяют
следующие компоненты действия.

Основные
виды деятельности, обеспечивающие
существование человека и формирование
его как личности – это общение, игра,
учение и труд.

Сенсомоторные
процессы – это процессы, в которых
осуществляют связь восприятия и движения.
В них различают четыре психических
акта: 1) сенсорный момент реакции –
процесс восприятия; 2) центральный момент
реакции – более или менее сложные
процессы, связанные с переработкой
воспринятого, иногда различием,
узнаванием, оценкой и выбором; 3) моторный
момент реакции – процессы, определяющие
начало и ход движения; 4) сенсорные
коррекции движения (обратная связь).

Идеомоторные
процессы связывают представление о
движении с выполнением движения. Проблема
образа и его роли в регуляции моторных
актов – центральная проблема психологии
правильных движений человека.

Эмоционально-моторные
процессы – это процессы, связывающие
выполнение движений с эмоциями, чувствами,
психическими состояниями, переживаемыми
человеком.

Интериоризация
– процесс перехода от внешнего,
материального действия к внутреннему,
идеальному действию.

Экстериоризация
– процесс превращения внутреннего
психического действия во внешнее
действие.

Как помочь себе во время аффекта?

Игнорируйте раздражающие факторы. Не позволяйте людям или обстоятельствам воздействовать на вас. Мысленно выстройте вокруг себя прочную стену, внутри которой вы в безопасности.

Смиритесь с неизбежным. Если вы не в состоянии изменить ситуацию, то постарайтесь изменить свое отношение к ней. Настройте себя игнорировать раздражители.

Анализируйте свои эмоции, называйте их. Осознавайте, в этот момент вы чувствуете раздражение, а в этот – гнев. Таким образом, вы устраните фактор внезапности развития аффекта, что поможет прервать его.

Контролируйте свою готовность к действиям. Отдавайте себе отчет, на какие поступки толкает вас данная эмоция и к чему они могут привести.

Контролируйте выражение лица. Желательно, чтобы жевательные мышцы и мышцы вокруг глаз были расслаблены. Это поможет удерживать контроль над действиями и эмоциями.

Концентрируйтесь на всех деталях, чтобы видеть полную картину происходящего. Это поможет всесторонне анализировать ситуацию, видеть положительные моменты и пути выхода из кризиса. Если чувствуете, что эмоции вас захлестывают, попробуйте сосредоточиться на дыхании, начните изучать мелкие детали окружающих предметов, шевелить пальцами ног.

Сосредоточьтесь на позитивных воспоминаниях

Вспомните близкого человека, чье мнение для вас важно. Представьте, как бы он повел себя в этой ситуации

Молитесь, если вы верующий. Молитва успокаивает и повышает концентрацию, отвлекает от негативных эмоций.

Не испытывайте угрызений совести. Аффект естественная реакция здоровой человеческой психики. Он заложен природой, как механизм сохранения вида. В большинстве ситуаций после аффекта достаточно просто извиниться за несдержанность.

Мотивационная сфера.

Изменения
связаны с событиями и фактами, которые
происходят в личной, социальной и
культурной сферах.

Необходимость
принятия решений о своей семье (брак,
дети), о профессии — нормативные события.

Ненормативные
события: смерть близких, инвалидность,
потеря работы и другие.

Поведение
человека становится менее импульсивным,
появляется понимание причин своих
поступков и поступков других людей.
Происходит становление социально зрелой
личности.

Одна
из задач: совместить
желаемое и действительное
.

Для
мужчин — характерна однородность в
мечтах (карьера). Для женщин — разнообразие
в мечтах: о семье, о работе (18% — только
карьера; 15% — семья).

Мужчины
при принятии решений опираются на
потребности; женщины — на мотиватор
дома, таким образом, они более приспособлены
к усвоению общественных норм и требований.

Мотивация
брака
.

Женщины
раньше готовы к браку, готовы к
обязанностям, ограничениям, необходимо
построение отношений не только в
сексуальной, но и в социальной сфере.

Готовность
к браку — интимные чувства, которые не
предполагают потерю своей идентичности
(Эриксон).

Ковалёв:
пять основных мотивов вступления в
брак:

  • любовь
    (возможны
    негативные последствия);

  • духовная
    близость;

  • материальный
    расчёт;

  • психическое
    соответствие;

  • моральные
    соображения
    .

Максимальное
удовлетворение от брака — когда вместе
два первых мотива.

Основная
масса разводов — 25 — 29 лет.

Причины
разводов:

  • несовместимость
    характеров;

  • нарушение
    супружеской верности;

  • плохие
    отношения с родственниками;

  • пьянство;

  • вступление
    в брак без любви;

  • осуждение
    одного из супругов на длительный срок
    .

После
развода многие предпочитают быть одни.

Мотивы:

  • боязнь
    семейных проблем;

  • не
    заинтересованность в подобных отношениях
    .

Корни:

детско-родительские
отношения — в них корни одиночества, т.
к. люди в детстве недополучили любви;
не возникает чувства достаточной
безопасности; ощущение базальной
тревоги; недоверие к миру и как следствие
человек начинает строить защитные
стратегии (невротические потребности).

Мотивация
выбора профессии.

Желание
получать много денег.

Другие
мотивы:

  1. Родительская
    установка — человек предпочитает работу,
    связанную с заботой о других;

  2. Необходимость
    реализовать свои способности, добиться
    самоактуализации;

  3. Интерес
    к профессии;

  4. Общественный
    престиж;

  5. Поло
    — ролевые факторы;

  6. Ориентация
    на сложившуюся систему социальных
    ценностей.

Период
выбора профессии заканчивается к
двадцати пяти годам. С двадцати пяти
лет — упрочнение карьеры.

Главный
мотив — занять прочное место в выбранной
профессии.

Первые
семь — десять лет — подтверждение
правильности выбора.

К
сорока годам — понимание, что продвижение
по карьерной лестнице не так легко,
может возникнуть чувство разочарования.

Тридцать
лет — пересмотр жизненных планов, целей,
ценностей.

Мужчины
— смена работы в случае неудовлетворённости.
Карьера по — прежнему очень важна.

Женщины
— меняются жизненные приоритеты. У тех,
кто ориентировался на семью — переключение
на карьеру и наоборот.

Смена
романтических планов — прагматическими.
Человек понимает адекватно собственные
ограничения. Наступает ощущение
целостности и удовлетворённости.

Методы борьбы с аффектом

Выбрать действенный метод борьбы с аффектом задача довольно сложная. Проблема в том, что аффект развивается неожиданно, протекает очень кратковременно, а человек в этот период слабо контролирует происходящее с ним.

Возможные методы борьбы с аффектом

1.      Предупреждение развития аффектов. В основе этого подхода лежит сохранение баланса нервной системы.

  • Соблюдение режима труда и отдыха;
  • Чередование умственных и физических нагрузок;
  • Полноценный сон;
  • Профилактика переутомления;
  • Избегание негативных эмоций;
  • Релаксационные методики – миорелаксация, дыхание животом, йога, самовнушение.

2.      Отвлечение

Попытаться переключить внимание на другой объект. Этот метод можно задействовать в предаффективной фазе, когда эмоциональное напряжение нарастает или после аффекта, когда человека терзают угрызения совести за собственную несдержанность

Назовите человека по имени, скажите, что все будет хорошо, что вы вместе найдете выход из положения.

3.      Помощь со стороны. Человек, находящийся в фазе аффективного «взрыва», не прислушивается к словам окружающих и уговоры в этом случае бесполезны. Может подействовать физический контакт – крепко взять за руку или обнять и держать до тех пор, пока человек не выплеснет эмоции.

Основные функции и фазы протекания

В ситуации внезапно возникшего стресса сознание призвано сохранить человеку жизнь. Психика резко переходит в «аварийный» режим. Такое состояние обладает двумя функциями:

  • преобладанием над другими психическими процессами, происходящими в данный момент (идет торможение нормальных реакций), мобилизацией физического и психологического потенциалов личности;
  • оставлением следов в виде глубоких нарушений в организме человека, в частности, его функционировании.

Отмечено, что после того, как аффектная реакция завершилась, человек не помнит, что делал. Психика, таким образом, защищает сознание. Обычно за этим следуют моральное опустошение и огромная физическая усталость.

Советский психолог, Александр Лурия, утверждал, что аффект наносит урон энергетике человеческого организма. При этом изменяются электротонус, содержание адреналина и сахара в крови, попадает под удар деятельность желудочно-кишечного тракта.

Интересно. По утверждению А. Р. Лурия,  от аффекта изменяется естественный психологический порядок создания ассоциативных образов. Это значит, что стоит только человеку, испытавшему сильное душевное волнение вспомнить о нём, как тут же появляются характерные для аффекта признаки.

Характеристики аффекта

Выделяют три фазы душевного волнения:

  • подготовительная – эмоции напряжены, рефлексы заглушены, все желания направлены на осуществление намерения;
  • взрывная – полная потеря самообладания, сужение сознания и возникновение действий агрессивного характера;
  • фаза завершения – упадок сил, как физиологических, так и психических.

К сведению. В исключительных случаях вместо агрессии происходят неспособность осмыслить ситуацию, растерянность и суетливое бесцельное поведение индивида.

Стадии аffectuctus

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.