Невербальное общение: трактовка мимики в чувства и эмоции

Как развить навыки невербального общения?

Невербальное общение – это важная часть межличностного взаимодействия. Человек, способный хорошо замечать и правильно трактовать чужие невербальные сигналы, гораздо лучше понимает любого собеседника. Он видит, как люди реагируют на его слова, быстро замечает попытки манипулировать собой. Не менее полезно и умение следить за собственными невербальными сигналами. Человек, хорошо контролирующий свою мимику и жесты, всегда создаёт приятное впечатление.

Развить способность лучше замечать и контролировать невербальные сигналы совсем не сложно. Достаточно начать более внимательно смотреть на людей, с которыми приходится общаться. Старайтесь замечать каждое невольное движение, позволяющее сказать что-то о мыслях или переживаниях собеседника

Уделяйте внимание всему: выражениям лица, движениям глаз, жестам, смене позы и осанки, интонации и тембру голоса

Со временем это превратится в увлекательную игру, которая позволит почти каждый день совершать новые открытия. С каждым днём ваши навыки будут совершенствоваться. Постепенно вы научитесь замечать определенные невербальные сигналы и в собственном поведении. Это позволить своевременно предотвращать нежелательные и подчеркивать те, которые вы посчитаете правильными.

Что такое невербальное общение?

Невербальное общение – это передача информации посредством любых каналов коммуникации, отличных от вербальных (т.е. словесных). Это могут быть жесты, мимика, смена позы, интонация и манера речи, тембр голоса или определенные демонстративные действия. В зависимости от темы разговора, соотношение между вербальной и невербальной составляющей общения может меняться в широких пределах.

В целом, во время общения мы передаём информацию двумя путями: вербальным и невербальным. Например, когда один человек говорит другому: «Вот такую рыбу поймал!», он задействует оба канала. На словах (вербально) он сообщает, что поймал рыбу, а руками (невербально) показывает её размер, то есть, дополняет информацию важными фактами.

Некоторые исследователи полагают, что в обычном разговоре только 7% информации мы передаём непосредственно словами и предложениями. Ещё 38% приходится на интонацию и тембр голоса, а оставшиеся 55% – на мимику и жесты. Разумеется, эти значения нельзя считать универсальными, ведь всё зависит от вида информации. Например, список покупок можно прислать и текстовым сообщением – он не станет менее информативным. Но вернувшись из отпуска, делиться впечатлениями хочется только в живом диалоге и никак иначе.

Мимика и особенности эмоционального состояния человека

Исследование непосредственного взаимодействия людей, важную роль в котором играет обмен эмоциональными состояниями, необходимо предполагает изучение средств эмоциональной связи, к числу которых в первую очередь относится мимика.

В истории изучения восприятия эмоций по мимике можно выделить четыре периода. Первый из них связан с работами Аристотеля, Ч. Белла, Дюшена, пытавшихся описать некоторые эмпирически наблюдаемые связи между мимическими выражениями и теми или другими эмоциональными состояниями.

Второй период в изучении восприятия эмоционально-выразительных мимических проявлений связан с именем Ч. Дарвина, охарактеризовавшего ряд мимических выражений и объяснившего их происхождение с эволюционно-биологической точки зрения.

Сформулированный им принцип первоначальной биологической целесообразности выразительных движений сохраняет свое значение до наших дней. Дарвину принадлежит также первое межкультурное исследование распознания мимических проявлений.

Его работы могут рассматриваться как первая попытка объективного изучения экспрессии.

Третий период характеризуется интенсивным экспериментальным изучением восприятия человеком различных мимических выражений. Однако до 60-х годов ХХ в. вопрос о возможностях восприятия эмоций человека по его мимике не имел более или менее однозначного решения.

Ряд исследователей сходились на том, что эти возможности ограничены узким кругом эмоциональных состояний, однако каждый включал в него различные эмоции. Так, А. Фелеки пришла к выводу о возможности восприятия по мимике по крайней мере трех эмоций — горя, радости и удивления. По мнению Н.

Другие авторы считали, что по мимике человека возможно опознание широкого спектра эмоций. Однако согласованность оценок испытуемых в их опытах была невысокой.

Такая разноречивость данных в немалой степени была связана с тем, что фотографии мимических выражений, использовавшиеся в этих эмоциях в качестве стимульного материала, не были стандартизированы, что приводило к несопоставимости полученных результатов. Например, К.

Лендис, который пришел к выводу о невозможности опознания эмоций по мимике, в качестве стимульного материала использовал фотографические снимки мимических реакций испытуемых в ответ на различные эмоциогенные стимулы.

Однако в условиях эксперимента, целью которого было формирование определенных эмоциональных реакций, у испытуемых могли возникать эмоции, не соответствовавшие ожиданиям экспериментатора.

Уже сама ситуация предварительного трехчасового пребывания испытуемых в экспериментальной камере, предусматривавшая крайнее ограничение двигательной активности, могла вызвать у них различные переживания, начиная от страха и кончая гневом. Кроме того, в ряде случаев К. Лендис использовал сложные стимулы, такие как музыкальные произведения, картины и пр., воздействие которых не могло быть однозначным.

Наиболее убедительные результаты о возможностях распознавания эмоций по мимике человека были получены П. Экманом с соавторами и К. Изардом, с именами которых связан четвертый этап разработки проблемы восприятия экспрессии человека.

Усилия этих исследователей были направлены на выявление мимических паттернов, характерных для так называемых основных эмоций. По мнению П. Экмана, таких эмоций шесть: радость, горе, отвращение — презрение, удивление, страх и гнев; по мнению К.

Изард независимо друг от друга сконструировали фотоэталоны мимических выражений ряда эмоций. Кросскультурные исследования показали, что данные эталоны опознаются с высокой степенью точности независимо от расовых, национальных, половых и культурных различий.

Общение: сущность понятия и виды

Определение 1 Общение – это процесс установления и последующего развития контактов между людьми, порождаемый их потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, взаимное восприятие, попытки влиять друг на друга.

Замечание 1

Без общения невозможна никакая человеческая деятельность.

Общение имеет содержание, которое раскрывается в двух взаимосвязанных аспектах:

  1. Общение выступает в виде процесса, который не подразумевает оказание влияния на изменения психологического состояния партнера. В данном случае общение используется с целью установления и последующего развития контактов между людьми. При этом данный контакт основан на совместной деятельности или потребностях человека.
  2. Общение выступает в качестве процесса, направленного на изменение психологического состояния партнера. В данном случае общение используется с целью изменения поведения собеседника, его личностно-смысловых образованиях.

Различают следующие виды общения, в зависимости от егосредств:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Психолого-педагогические особенности организации общения детей дошкольного возраста 470 руб.
  • Реферат Психолого-педагогические особенности организации общения детей дошкольного возраста 230 руб.
  • Контрольная работа Психолого-педагогические особенности организации общения детей дошкольного возраста 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  • Вербальное общение – это общение, осуществляемое посредством речи, предоставляя человеку обширные коммуникативные возможности.
  • Невербальное общение – это общение, осуществляемое посредством жестов, мимики и пантомимики, а также через телесные или сенсорные контакты.

Поза

Позы, которые принимает человек во время общения, тоже могут рассказать о многом. Положение тела меньше всего подвержено сознательному контролю, поэтому поза собеседника говорит о его истинном состоянии гораздо красноречивее, чем мимика и жесты.

Так происходит потому, что людей с самого раннего возраста обучают владеть своими эмоциями и мимикой, а контролировать позу не учат. Поэтому именно положение тела, которое принимает собеседник во время разговора, лучше всего выдает его истинные чувства. В процессе общения, в зависимости от того, в какое русло повернула беседа, позы ее участников могут существенно меняться

Это тоже важно учитывать при передаче деловой или личной информации

Психологи выделяют три основные группы поз:

  • Открытость или закрытость. Если человек расположен к общению, он улыбается, его поза расслаблена, ладони раскрыты, туловище повернуто к собеседнику. Если человек закрыт, он скрещивает руки и ноги, отклоняется от собеседника, сцепляет пальцы.
  • Зависимость или доминирование. Человек, стремящийся к доминированию, может нависать над собеседником, похлопывать его по руке, плечу, смотреть сверху вниз. Зависимость выражается взглядом снизу вверх, опусканием головы.
  • Гармония или противостояние. Гармония выражается в позе, которая соответствует позиции собеседника. Противостояние проявляется в виде сжатых кулаков, выставленного вперед плеча, воинственно приподнятого подбородка, руках, расположенных на боках или на бедрах.

Жестикуляция

И мимика, и жесты в общении дают понять, что и как человек говорит:

  • Открытые ладони означают доверие и открытость. Если человек периодически обнажает перед вами внутреннюю сторону кисти, значит, ему нечего от вас скрывать, и чувствует в вашем обществе он себя неплохо. Если же собеседник постоянно прячет руки в карман, заводит их за спину или совершает другие подобные «скрытные» движения, вероятно, ему не очень-то комфортно. Это может быть как неприязнь к вам, так и вина/стыд за прошлые поступки.
  • Руки, расположенные у щеки, означают задумчивость. Обычно в такие моменты человек усиленно размышляет о чём-то, пытается сообразить, как поступить в данной ситуации и пр.
  • При нервозности или, что вероятнее, неуверенности в себе человек начинает дотрагиваться либо до шеи, либо до находящихся на ней объектов вроде кулона, цепочки и т. д. Помимо этого, он может начать грызть ручку.
  • Кивок головы знаменует согласие. Порой люди бесконтрольно кивают, сообщая тем самым на подсознательном уровне, что чужое мнение им по нраву. Мотание головой, наоборот, означает, что человек с вами не согласен. Так же как и кивок, иногда это происходит автоматически.

Типы невербальной коммуникации

Выделяется несколько типов невербальной коммуникации: кинесика, гаптика, мимика, проксемика, окупесика, хронемика, одорика, аускультация, гастика, системология, паралингвистика, актоника.

Подробнее о них мы узнаем, обратившись к рисунку 1.

Рисунок 1. «Типы невербальной коммуникации»

Также выделяется и более упрощенные типы невербальной коммуникации.

  • выразительные движения тела (жесты, мимика и пантомимика, поза, походка);
  • визуальный контакт (направление, длина паузы, частота контакта).

Просодические и экстралингвистические. Голос и речь: интонация, громкость, тембр, темп речи, ритм, дикция, модуляция, высота, тональность, паузы, вздох, смех, плач, кашель, зевание и др.
Такесические. Динамические прикосновения: рукопожатие, поцелуй, похлопывание и др.
Проксемические:

  • пространственная структура общения (ориентация и угол общения партнеров, дистанция);
  • время (опоздания, ранний приход, соотношение времени и статуса, культура времени).

Невербальное проявление эмоций мы можем проследить по выражению лица, различных жестов. Представим информацию наглядно на рисунках 2 и 3.

Рисунок 2. «Универсальные проявления эмоций: радость, гнев, удивление, страх»

Рисунок 3. «Жесты»

Невербальное проявление эмоций начинается с самого рождения ребенка, однако совершенства оно достигает лишь в подростковом возрасте, когда общение со сверстниками становится ведущей деятельностью.

Далее рассмотрим подход П. Экмана и У. Фризена. Они представили невербальное общение (и выражение эмоций, в частности) в виде определенных кодов. Перечислим их ниже:

  1. «эмблемы» — это определенный устойчивые коды, которые тесно связаны с культурой и осознанно употребляются;
  2. «иллюстраторы» — неустойчивые коды, которые тесно связаны с речью и могут употребляться как осознанно, так и неосознанно;
  3. «регуляторы» представляют собой коды, которые направлены на поддержание общения;
  4. «экспрессивные» являются лицевыми знаками;
  5. «адапторы» — это остаточные формы когда-то целесообразных действий, сопровождающих потребности человека, их функции в общении заключаются недостаточно осознанно в поддержке, защите себя.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Вывод

Таким образом, невербальные проявления эмоций тесно связаны с невербальной коммуникацией в целом.

Интонация голоса в психологии.

Не менее важна восприимчивая психология голоса в разговоре. Идея состоит в том, чтобы распознать в подаваемой интонации скрываемое эмоциональное состояние, анализируя только вокальные характеристики. Не каждый человек знает психологию, большинство делают выводы инстинктивно по мимике и жестам, но голос выдает натуральность души в 60% случаев. Эффективность паралингвистических признаков распознавания вокального выражения эмоций объясняется вариациями тона, интенсивностью и модификациями, поэтому куда проще опираться на голосовой анализ.

Вокальные реплики, определяемые объединенным действием различных биологических, языковых и социокультурных факторов, являются основой избыточности актерской игры. Они объясняют большую изменчивость в эмоциональном спектре психологии человека. Эти знания помогают отбирать актеров для профессиональной сцены. В быту помогает выявить ложь в разговоре с человеком, резко перестраивающим свой эмоциональный фон.

Значение мимики в жизни человека

Невербальное общение не предполагает использования речи, только сенсорные или телесные контакты: мимика, прикосновение, жесты, взгляд. Именно они помогают людям достигнуть взаимопонимания на уровне эмоций. Исследованиями установлено, что лишь 35% информации мы передаем друг другу посредством речи. Остальное  65% приходится на долю невербальных сигналов: движения тела, жестов, взгляда, мимики. Они дополняют произносимые фразы, усиливая их значимость.

Фактически, невербальные средства общения вполне способны заменить собой речь. Так происходит с глухо — немыми людьми. Для них безречевое общение посредством жестов и мимики – обычный способ коммуникации с окружающими. То же самое можно сказать о детях, которые еще не научились говорить. Приёмами невербального общения люди пользуются, чтобы установить коммуникативные связи с представителями животного мира.

Нельзя недооценивать значение мимики в процессе общения. Ведь порой выражение лица, вкупе с другими невербальными сигналами, несет в себе больше информации о чувствах или настроении собеседника, чем слова. Люди привыкли контролировать то, что говорят. Однако невербальные проявления скрыть сложно. Многие движения происходят рефлекторно, до того как эмоция будет оценена мозгом. Научившись улавливать и трактовать мимику и другие невербальные сигналы, можно понять не только то, что хочет сказать собеседник, но и то, что он пытается скрыть.

Проявления чувств и эмоций посредством невербальных сигналов

Жесты, пантомимика и мимика — средства общения, которые относятся к оптико — кинетическим. Эта система невербальных сигналов включает внешний вид, тембр голоса, движения рук или головы, положение тела в пространстве. Успешное установление контакта зависит не только от того, что собеседник говорит, но и насколько уверена его мимика, поза, голос, взгляд. Именно этим обусловлен интерес к изучению значения невербальных сигналов со стороны психологов, бизнесменов и людей, которые хотят построить карьеру.

О чём расскажет мимика?

Важнейшим элементом невербальной коммуникации является мимика. Американский психолог Пол Экман разработал методику «Facial Affect Scoring Technique» или, сокращенно, FAST, которая позволяет определить эмоциональное состояние пациента визуально. Профессор предложил условно разделить лицо человека на три зоны:

  • лоб и глаза,
  • нос и область вокруг него,
  • рот и подбородок.

Согласно методике FAST значение невербальной мимики рассматривается только в совокупности изменений хотя бы двух из этих участков. Такой несложный анализ невербального сигнала позволяет, к примеру, отличить притворную улыбку от искренней радости.

Существует шесть основных эмоций, наиболее ярко выражаемых посредством мимики:

  • радость,
  • гнев,
  • удивление,
  • отвращение,
  • ужас,
  • печаль.

Непроизвольная или рефлекторная мимика это невербальные проявления, которые сам человек не контролирует. Именно она отражает истинное эмоциональное состояние.

Наиболее употребительные мимические выражения

Длительность и направление взгляда.

Взгляд выполняет важнейшую коммуникативную функцию, а его длительность указывает на характер отношения к собеседнику и предмету разговора. Обращенный на другого человека взгляд направлен на разные области лица и тела, в зависимости от этого он несет различную информацию о характере общения:

  • деловой взгляд концентрируется на области лба и глаз;
  • социальный взгляд – на уровне глаз и рта;
  • интимный взгляд – от глаз до других частей тела.

Пристальный прямой взгляд характеризует предупреждение, вызов или угрозу. Также он может интерпретироваться как проявление чувств, любви и привязанности.

Согласно наблюдениям исследователей, если человек смотрит на собеседника менее 1/3 времени, это может признаком скрытия чего-либо, недоговоренности.

Универсальным индикатором является частота взглядов. В деловых взаимоотношениях взгляды, направленные на собеседника от вышестоящего лица, немного выше.

Глаза, размер зрачков играют важную роль в коммуникации людей. Расширенные зрачки воспринимают как признак, свидетельствующий об отзывчивости и доброжелательности собеседника. Напротив, человек с суженными зрачками считается эгоистичным и холодным.

Важным невербальным сигналом является мигание одним или двумя глазами. Собеседники подмигивают друг другу для того, чтобы достичь определенной договоренности и показать, что поняли друг друга. Заигрывая с мужчиной, женщина подмигивает мужчине. Например, в Америке подмигивание обозначает одобрение или согласие, напротив, в Азии оно воспринимается как неуважение или оскорбление собеседника.

Замечание 1

Особую важность имеет контактоустанавливающий взгляд. Социальный успех человека, умение устанавливать межличностные контакты зависит от его умения использовать взгляд

Русские не вступают в разговор без установления контакта, а японцы, напротив, стараются избегать взгляда собеседника.

Другие проявления.

Часто в мимике людей встречаются оскаленные зубы, являющиеся сигналом откровенной агрессии.

Сжатые губы свидетельствуют об агрессивных действиях, угрозе или злости человека, вкупе это создает угрожающее лицо.

Универсальным мимическим выражением считаются нахмуренные брови, они могут обозначать не только злость, но и сомнение, недовольство и т.д.

При ощущении неприятных запахов лицевые мышцы человека сокращаются, тем самым образуя сморщенный нос. В социальном контексте это выражение лица констатирует отвращение к собеседнику или к предмету разговора.

Несомненно, улыбка и смех носит универсальный коммуникативный характер. Исследователи выделяют около 18 разновидностей улыбки, которая используется в разных ситуациях невербальной коммуникации человека. Смех находится под слабым контролем сознания человека и возникает после окончания фразы.

Таким образом, используемые человеком невербальные средства общения, а именно мимика, составляют самостоятельную систему знаков, выступающую в качестве незаменимого средства установления межличностных контактов. Мимика является знаковой системой невербального общения, различной в разных нациях. Проблема невербального общения актуальна в условиях глобализации мира и требует глубокого исследования.

Научитесь распознавать ложь

Для того, чтобы чувствовать себя уверенно и комфортно в ситуации общения с разными людьми, избегать манипуляций, вам следует научиться распознавать невербальный язык общения в ситуациях, когда вас пытаются обмануть.

На какие же средства невербального общения, жесты, позы, мимику следует обратить внимание, чтобы распознать ложь?

  • слишком продолжительные либо частые паузы, паузы и колебания перед началом реплики;
  • ассиметрия мимики, отсутствие синхронности в работе лицевых мышц, когда выделяется несоответствие в мимике двух сторон лица;
  • «застывшее» выражение лица, когда оно не меняется на протяжении 5-10 секунд, является фальшивым;
  • запаздывающее выражение эмоций, когда между словом и соотносящимися с ним эмоциями возникают длительные паузы;
  • «продолговатая» улыбка, когда губы оттянуты назад от зубов, создавая узкую линию губ;
  • визуальный контакт неглубокий, когда глаза лжеца встречаются с глазами собеседника не более, чем третью часть всего времени беседы, при этом часто глядя в потолок и по сторонам с беспокойным выражением лица;
  • подергивание любой части тела: постукивание пальцами по столу, покусывание губы, подергивание руками или ногами;
  • скудная жестикуляция, которую лжец держит под контролем;
  • высокий тон голоса, тяжелое дыхание;
  • согнутый корпус, позы со скрещенными ногами;
  • скудная мимика, слабая работа лицевых мышц;
  • быстрое перемещение глаз вначале в верхний правый угол, а потом в нижний левый;
  • быстрое, незаметное на первый взгляд, прикосновение к носу, потирание века;
  • более яркая жестикуляция правой рукой, в сравнении с левой;
  • любые преувеличения: лишние движения и жесты, неуместные эмоции;
  • частое моргание глазами

Зная все тонкости приемов невербального общения вы не только сможете избежать манипулирования, но сами легко сможете  научиться управлять людьми

Способы невербального общения

Существует довольно много каналов невербального общения. И чем сильнее человек вовлечён в разговор, тем активнее он их использует. Чаще всего используются такие каналы как:

  1. Мимика. Выражение лица – самый информативный канал невербального взаимодействия, позволяющий передать множество эмоций, выразить восхищение или негодование, показать своё согласие или отказ. Одним взглядом мы можем продемонстрировать, что недовольны поведением человека, а можем подмигнуть, показав, что мы с ним заодно.
  2. Жесты. Мы с детства привыкаем использовать жесты в общении наравне с речью и мимикой. Некоторые из них являются естественными и выглядят одинаково во всём мире. Другие же культурно зависимы, но мы привыкаем к ним и используем, не задумываясь над их смыслом. Однако в разных культурах одни и те же жесты могут иметь противоположный смысл. Поэтому, собираясь в другую страну, желательно почитать о культурных особенностях. Вполне вероятно, что жест, кажущийся вам безобидным и доброжелательным, окажется там пошлым, грубым или даже враждебным.
  3. Взгляд. Зрительный контакт и направление взгляда – один из ключевых каналов невербальной коммуникации. Едва уловимые движения глаз, широко раскрывшиеся веки, расширившиеся от интереса зрачки или приподнятая бровь – это сигналы, которые мы улавливаем мгновенно, даже не задумываясь. Взглядом подчас можно передать мысли, которые просто невозможно выразить словами.
  4. Поза. Этот канал передаёт довольно много информации, которую человек не планировал сообщать собеседнику. По положению его тела и осанке, по движениям и по тому, как он держит голову, можно многое сказать о его настроении и самооценке. Поза всегда показывает, насколько комфортно человеку в данной обстановке и насколько уверенно он себя чувствует.
  5. Прикосновения. Социальное взаимодействие людей подразумевает некоторые прикосновения к собеседнику. В зависимости от природы отношений это может быть рукопожатие, прикосновение к локтю, похлопывание по плечу или по спине, дружеские или близкие объятия.
  6. Пространство. Расстояние до собеседника сильно влияет на комфорт общения. Некоторые люди используют сближение как невербальный сигнал, демонстрируя симпатию, привязанность, сексуальный интерес, желание доминировать или агрессию.
  7. Голос.Во время общения мы «играем» голосом, меняя интонацию и тембр, делая многозначительные паузы, ускоряя или замедляя ритм речи. Что-то из этого мы делаем произвольно, а что-то ускользает от нашего внимания, но многое говорит собеседнику о наших переживаниях и даже мыслях.

Многие из перечисленных каналов умело используют представители гоп-культуры. Эти люди хорошо понимают, что такое невербальное общение и как его можно использовать. Кроме того, у них от природы развита эмпатия. По поникшей осанке и ссутуленным плечам они легко определяют неуверенного в себе человека. Остановив его под невинным предлогом, они стараются подойти поближе, приобнять за плечо, чтобы продемонстрировать «дружеские» намерения. Этим жестом они осознанно причиняют человеку дискомфорт, чтобы тот скорее выполнил их требования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.