Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка

Медицинские критерии наличия нарушений

Для постановки соответствующих диагнозов необходимо сочетание ряда факторов:

  • появление первой симптоматики дефицита внимания до 7-летнего возраста (обычно начинается в возрасте 3-4 лет), гиперактивность может проявиться уже в годовалом возрасте);
  • сохранение симптомов высокого уровня дезадаптации в течение минимум полугода;
  • развитие внимания, активности, импульсивности поведения и адаптационных способностей, не соответствующих возрасту;
  • снижение привычно повышенного уровня активности при попадании в незнакомую обстановку или при контакте с новыми людьми – происходит временное торможение за счет волнения;
  • повышенная чувствительность к раздражителям;
  • снижение чувства страха и способности держать тактичную дистанцию при взаимодействии;
  • неразвитость социальных навыков, отсутствие социальной адаптации среди сверстников и взрослых в пределах детского сада, школы и других учреждений, несмотря на сохранность интеллектуальных и когнитивных процессов. Проблемы с режимом дня дома, затрудненное общение с родственниками.

Нарушение внимания проявляется с 3-4 лет неспособностью доводить начатое до конца, а сохранение активного направленного внимания обычно длится не более, чем несколько минут

Дети с данным синдромом часто отвлекаются на окружающие предметы и внешние раздражители, но при достаточной внутренней мотивации способны удерживать внимание в заданных рамках на более длительное время

Гиперактивность дает о себе знать уже в первый год жизни через осуществление ребенком бесцельных непрерывных движений, прыжков и перемещений. Ходить такие дети начинают значительно раньше остальных, при этом забираются в различные места, достают вещи, ломают их. Хождение обычно не имеет цели, а поведение носит деструктивный характер, поэтому за ними необходим постоянный присмотр. Тем не менее, такое поведение в годовалом возрасте еще не может служить поводом к постановке диагнозов и может со временем пройти самостоятельно, но требует наблюдения специалистов, чтобы в случае необходимости вовремя начать коррекцию и лечение.

Гиперактивный ребенок: лечение и нивелирования симптомов

К сожалению, в основном, на момент постановки диагноза, ребенок уже учится в начальной школе, что значительно усложняет коррекционную работу с ним.

Если вашему ребенку поставили диагноз СДВГ, следует четко придерживаться назначенного врачом лечения.

Среди возможных видов медицинской помощи наиболее распространенными являются: нейропсихологическая коррекция, фармакотерапия, холдинг-терапия, поведенческая терапия, Босс-терапия.

Важно помнить, что различными видами медицинской помощи занимаются разные специалисты. Например, все, что касается психолого-коррекционной работы – выполняет психокоррекционный педагог или психотерапевт, а фармакологические назначения имеет право предоставлять только психиатр, невропатолог или невролог

Важно осознать, что гиперактивный ребенок имеет огромный запас энергии, которую нужно направить в мирное русло. Поэтому в тандеме со специализированной помощью должна быть физическая нагрузка, которая соответствовала бы уровню проявлений гиперактивности

Например, это может быть:

  • занятия спортом;
  • танцы;
  • боевые искусства;
  • туризм и тому подобное.

Дополнительно подобные занятия научат регулировать негативные поведенческие реакции, а также повысят уровень внутренней дисциплины.

Тут будет размещена реклама

Практические советы родителям гиперактивного ребенка

Работа с родителями гиперактивного ребенка состоит, во-первых, в помощи им осознать, что их ребенок имеет отклонения от нормы.

Очень часто родители ищут отговорки по типу: «Он просто избалован», «Всыпать ему и все пройдет», «Это ребенок индиго, вы не понимаете» и т. д

Это не что иное, как психологическая защита родителей, поэтому важно мягко подвести к осознанию проблемы, ради самого ребенка и его благополучия. Главное – осознать, что гиперактивность – не приговор, этот синдром довольно легко снивелировать

Во-вторых, со стороны родителей требуется колоссальный запас терпения, важно окружить ребенка вниманием и заботой. Крик – это ваш враг, подобная реакция, только вызовет у ребенка агрессивный ответ и только усложнит ситуацию

Особенно важно правильно и дозированно подавать материал или инструкцию выполнения определенной задачи, при необходимости – максимально сократить информацию и повторить ее несколько раз, пока вы не убедитесь, что ребенок сконцентрировался и вас услышал. В-третьих – старайтесь создать благоприятную среду развития ребенка

Избегайте стрессовых ситуаций и конфликтов в семье, придерживайтесь режима дня, четко следуйте инструкциям и советам врача о питании и приеме препаратов, добавьте в рацион успокаивающие чаи из мелиссы, ромашки или мяты

В-третьих – старайтесь создать благоприятную среду развития ребенка. Избегайте стрессовых ситуаций и конфликтов в семье, придерживайтесь режима дня, четко следуйте инструкциям и советам врача о питании и приеме препаратов, добавьте в рацион успокаивающие чаи из мелиссы, ромашки или мяты.

При соблюдении назначенного лечения в сочетании с благоприятной средой и вашей заботой, ребенок научится контролировать собственные поведенческие реакции и ничем не будет отличаться от ребенка без СДВГ.

А главное – любите своего малыша таким, какой он есть, не ставьте психологических блоков, ни в коем случае не стесняйтесь его и все у вас будет хорошо!

Лечебное питание

От питания зависит многое. В некоторых случаях оно может даже стать причиной развития синдрома, а в других усугубить течение болезни. Однако целиком уповать на лечение диетой нельзя, как пишут ученые Института по проблемам питания Университетской клинической больницы в Гиссене: “Диета помогает многим детям вести нормальную жизнь, но не всем. Это, безусловно, связано с тем комплексом причин, который мог привести к развитию гиперкинетического синдрома”. В частности, если заболевание вызвано употреблением салицилатов и пищевых добавок, таких как консерванты и красители, то исключение их из питания приводит к значительному улучшению здоровья ребенка. Особенно опасными считаются красный искусственный краситель эритрозин и оранжевый – тартрацин. Они встречаются в некоторых видах соков, соусах, газированных напитках. Считаем, что в любом случае их надо исключить из питания ребенка с СДВГ, даже если причина заболевания никакого отношения к питанию не имеет (например, при родовых травмах и пр.), так же, как исключить и консерванты, ароматизаторы, пищу, богатую углеводами.

Особое внимание вопросам питания нужно уделять тем больным, у которых гиперактивность является следствием аллергии. Здесь, конечно, общих рекомендаций быть не должно, так как разные дети могут не переносить разные продукты

Но зато когда удастся выявить конкретные “возбудители” и исключить их из рациона, то дело быстро идет на поправку. Непереносимость тех или иных продуктов определяют в аллергоцентрах с помощью специальных методик и тестов. Довольно часто используются биоэлектронные методики (в частности, электропунктура по доктору Фол-лю), тест на мышечное сопротивление и др. Даже в том случае, когда конкретный продукт определить не удается, но выявляется хотя бы группа, например, углеводы или животные белки, то уже можно надеяться на хороший результат. Конечно, всю группу этих продуктов исключать резко не стоит, но можно их сокращать постепенно, меняя, подбирая, подыскивая им замену.

Вообще же питание детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должно состоять преимущественно из овощей и салатов, приготовленных с растительными маслами холодного отжима, кислосливочным маслом или маргарином и потребляемых, в основном, в сыром виде. Белую пшеничную муку необходимо заменить мукой грубого помола с отрубями. Постарайтесь приготовить из этих продуктов вкусные блюда и отвлечь детей от шоколадок, колы, чипсов.

Список рекомендуемых продуктов при СДВГ:

– овощи – горошек, морковь, соя, цветная капуста, кольраби, краснокочанная капуста, белокочанная капуста, брокколи, шпинат, бобы, длинные огурцы;

– салат листовой;

– фрукты – яблоки, груши, бананы;

– гарнир – картофель, лапша из муки грубого помола, нешлифованный рис;

– зерновые – пшеница, рожь, ячмень, просо, льняное семя;

– хлеб – пшеничный и ржаной хлеб, приготовленный без молока;

– жиры – кисломолочное масло, маргарины, в которые не входит простокваша, растительное масло холодного отжима;

– мясо – говядина, телятина, птица, рыба, баранина (1-2 раза в неделю);

– напитки – неподслащенный чай, негазированная вода с содержанием натрия около 50 мг/кг;

– приправы – йодированная соль

Источники

. Болотовский, Л. С, Кропотов. Ю. Д Причины гиперактивности у детей/ сайт «Адалин» – http://adalin. *****/l_02_00/l_02_07c. shtml.

Особенности проявления синдрома гиперактивности и дефицита внимания

Дети с СДВГ действуют относительно настоящего момента, при этом практически не задумываясь о последствиях и правилах. Это проявляется в межличностном взаимодействии – нарушении дистанции, несоблюдении правил (обучения, взаимодействия, игры), лжи и отсутствии самоконтроля.

Несоблюдение правил поведения относится и к общему поведению, что приводит в итоге к получению травм и возникновению неприятных ситуаций. С возрастом такая неконтролируемая активность видоизменяется и приобретает характер трудностей, испытываемых человеком при планировании своего времени. Кроме того, это увеличивает сложности объяснения своих потребностей и мотивов окружающему социуму.

Важно отметить, что неустойчивость внимания в данном случае не связана с мотивацией, а происходит из-за смещения фокуса внимания. Соответственно, оптимальным вариантом улучшения состояния является перестройка окружающего пространства с минимизацией количества отвлекающих моментов, а там, где невозможно снизить количественные проявления, необходимо убрать насыщенность

Также благотворно влияет постановка четких и ясных задач как в качестве требований обучения, так и повседневного взаимодействия.

Прогноз дефицита внимания с гиперактивностью

Традиционные уроки и занятия в школе часто усиливают симптомы у детей при отсутствии или неадекватном лечении СДВГ. Может сохраняться социальная и эмоциональная незрелость. Плохое принятие сверстниками и одиночество имеют тенденцию усиливаться с возрастом и при очевидном проявлении признаков СДВГ. Сопутствующие низкий интеллект, агрессивность, социальные и межличностные проблемы, психопатология у родителей являются предикторами неблагоприятного исхода в подростковом и взрослом возрасте. Проблемы в подростковом и взрослом возрасте проявляются преимущественно как академическая неуспеваемость, низкая самооценка, сложности с развитием должного социального поведения. Подростки и взрослые преимущественно с импульсивным типом СДВГ могут иметь повышенную частоту расстройств личности и антисоциального поведения; у многих сохраняются импульсивность, возбуждение и низкие социальные навыки. Лица с СДВГ лучше приспосабливаются к работе, чем к учебе или домашней жизни.

[], [], []

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, диагностика

  1. Сбор информации – интервью с ребенком, беседа с родителями, диагностические опросники.
  2. Нейропсихологическое обследование.
  3. Консультация педиатра.
  1. Сбор информации

Диагностический опросник

  • Диагностический опросник СДВГ для подростков Вандербильта. Существуют версии для родителей, педагогов.
  • Родительский симптоматический опросник проявлений СДВГ;
  • Структурированный опросник Коннерса.

диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» у ребенка

Нарушение адаптации

Выражается несоответствием характеристикам нормальным для этого возраста; Нарушение внимания, когда ребенок не может сосредоточить свое внимание на одном предмете; Импульсивность и гиперактивность; Развитие первых симптомов в возрасте до 7-ми лет; Нарушение адаптации проявляется в различных ситуациях (в детском саду, школе, дома), при этом интеллектуальное развитие ребенка соответствует возрасту; Данные симптомы сохраняются на протяжении 6-ти и более месяцев

на протяжении 6-ти и более месяцев минимум 6 симптомов невнимательности и минимум 6 симптомов импульсивности и гиперактивностиПризнаки невнимательности

Не удерживает внимание на деталях. В работе допускает большое количество ошибок из-за небрежности и легкомыслия

Легко отвлекается. С трудом сосредоточивает внимание при игре и выполнении заданий. Не слушает речь, обращенную к нему. Не в состоянии довести до конца выполнение задания, сделать домашнюю работу. Не может придерживаться инструкции. Испытывает трудности в выполнении самостоятельной работы. Нуждается в руководстве и контроле со стороны взрослого. Сопротивляется выполнению заданий, которые требуют длительного умственного напряжения: домашних заданий, задач учителя или психолога. Избегает такой работы под разными поводами, выказывает недовольство. Часто теряет вещи. В повседневной деятельности проявляет забывчивость и рассеянность.

Признаки импульсивности и гиперактивности

  • Совершает большое количество ненужных движений. Не может спокойно сидеть на стуле. Вертится, совершает движения, стопами, кистями, головой.
  • Не может сидеть или оставаться на месте в ситуациях, когда это делать необходимо – на уроке, на концерте, в транспорте.
  • Проявляет необдуманную двигательную активность в ситуациях, когда это недопустимо. Встает, бегает, крутится, без спросу берет вещи, пытается куда-то забраться.
  • Не может спокойно играть.
  • Чрезмерно подвижен.
  • Излишне болтлив.
  • Отвечает, не дослушав вопрос до конца. Не задумывается перед тем, как дать ответ.
  • Нетерпелив. С трудом дожидается своей очереди.
  • Мешает окружающим, пристает к людям. Вмешивается в игру или беседу.
  1. Нейропсихологическое обследование при СДВГ

С целью исследовать особенности работы мозга ребенку делаютэлектроэнцефалографическое обследование (ЭЭГ).бета-ритм снижен, а тета-ритм увеличен. в несколько раз выше нормы. Это говорит о том, что

  1. Консультация педиатра

Проявления сходные с СДВГ могут быть вызваны анемией, гипертиреозом и другими соматическими заболеваниями. Подтвердить или исключить их может педиатр, после анализа крови на гормоны и гемоглобин.

  • Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – легкие неврологические расстройства, вызывающие нарушения двигательных функций, речи, поведения;
  • Повышенное внутричерепное давление (ВЧД) – повышенное давление ликвора (спинномозговой жидкости) которая находится в желудочках головного мозга, вокруг него и в спинномозговом канале.
  • Перинатальное повреждение ЦНС – повреждение нервной системы, возникшее во время беременности, родов или в первые дни жизни.

Что следует делать родителям при подозрении СДВГ у ребенка?

Следует обратиться к врачу-педиатру. Диагноз СДВГ можно установить только при помощи информации о поведении ребенка, поступившей от нескольких знакомых ребенку людей. Врач задаст родителям определенные вопросы, может счесть необходимым поговорить с преподавателем или кем-либо, кто знаком с поведением ребенка. Врач может предложить преподавателю ребенка заполнить определенные бланки или анкеты. Это поможет родителю и врачу сравнить поведение своего ребенка с поведением других детей.

Также врачу может потребоваться провести соответствующие диагностические исследования зрения и слуха ребенка, если таковые в последнее время не проводились.

Врач может посоветовать определенные лекарственные препараты с целью выявления возможности контролирования гиперактивного поведения. При этом, пробное назначение какого-либо лекарственного средства не может служить основанием для диагноза СДВГ. Тем не менее, это может сыграть важную роль при оценке подозрения на СДВГ.

Для врача постановка у ребенка диагноза СДВГ может представлять определенные трудности. Многие дети с СДВГ не проявляют никакой гиперактивности во время посещения врача во врачебном кабинете. Поэтому врач может порекомендовать пройти консультацию у специалиста в области поведенческих проблем у детей, например, у психолога.

Как устанавливается диагноз СДВГ?

Многие пытаются провести диагностику самостоятельно при помощи анкет или опросных листов, доступных в журналах или интернете. И хотя эти материалы могут оказаться полезными, оптимальным и единственно верным способом при подозрениях на СДВГ является консультация у врача. Врач может задать следующие вопросы о прошлом и настоящем обследуемого, о текущем состоянии его взаимоотношений. Обследуемому может быть предложено записать ответы на бланке анкеты.

  • Имеют ли место проблемы с концентрацией внимания и проявлением гиперактивности? Проявляются ли данные проблемы с детского возраста?
  • Трудно ли дается держать себя в руках или оставаться в хорошем настроении?
  • Имеют ли место проблемы с организованностью или соблюдением временных сроков?
  • Данные проблемы проявляются как на работе, так и дома?
  • Заметны ли эти проблемы для членов семьи и друзей?
  • Имеют ли место какие-либо нарушения физического или душевного характера, отрицательно сказывающиеся на поведении? (Врач может назначить проведение медицинского осмотра и диагностических исследований с целью выявления нарушений, связанных с симптомами, сходными с СДВГ).

Что может вызвать подозрение на СДВГ при фактическом его отсутствии?

Человек может испытывать ощущение беспокойства, тревоги или отстраненности по множеству различных причин. Ниже приведены лишь некоторые из тех, на основании которых врач может предположить данный диагноз:

  • Депрессия или упадок духа
  • Приступ мучительного беспокойства или паники
  • Побочные эффекты действия рецептурных или безрецептурных лекарственных средств или лекарственных препаратов растительного происхождения
  • Нарушения функции щитовидной железы или иные гормональные нарушения
  • Злоупотребление алкоголем или наркотическими веществами
  • Воздействие на организм свинца

Причины дефицита внимания с гиперактивностью

Причины дефицита внимания с гиперактивностью остается неизвестной. Аналогичные клинические проявления встречаются при синдроме ломкой Х-хромосомы, алкогольном синдроме плода, у детей, родившихся с очень низким весом, а также при очень редких наследственных заболеваниях щитовидной железы; но эти состояния выявляются лишь в небольшой части случаев дефицита внимания с гиперактивностью. Поиски причин дефицита внимания с гиперактивностью ведутся по разным направлениям с помощью генетических, нейрохимических исследований, методов структурной и функциональной нейровизуализации и т.д. Например, у больных с дефицитом внимания с гиперактивностью отмечено уменьшение размеров передних отделов мозолистого тела. Однофотонная эмиссионная компьютерная томография (SPECT) выявила фокальную гипоперфузию в зоне стриатума и гиперперфузию в сенсорной и сенсомоторной зонах коры.

Каковы симптомы СДВГ?

У страдающих СДВГ лиц с выраженной гиперактивностью/импульсивностью и невнимательностью наблюдается, как минимум, 6 из перечисленных ниже симптомов или более. Проявление подобных симптомы у человека продолжается не менее 6 месяцев.

Испытывает трудности в следовании инструкциям
С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или во время игр в школе, на работе и дома
Теряет вещи, необходимые в школе, на работе и дома
Складывается впечатление, что ребенок/человек не слушает то, что ему говорят
Не уделяет внимание деталям
Не организован
С трудом выполняет задания, требующие предварительного планирования
Проявляет забывчивость
Легко отвлекается
Совершает беспокойные резкие движения
Проявляет чрезмерную двигательную активность
Не может играть или проводить досуг тихо, спокойно
Отвечает на вопросы быстро, не задумываясь
Перебивает собеседников
Не может усидеть на одном месте
Проявляет болтливость
Постоянно находится в движении
С трудом дожидается своей очереди

Как проходит курс Томатис?

Курс Томатис состоит из 14 сессий слушания длительностью от 40 до 80 минут. В течение занятия ребенок находится в специальных наушниках, имеющих вибрирующее устройство на теменной части (вибрация очень деликатная и практически не заметна). Во время сессии слушания ребенок может играть, собирать пазлы, читать книгу, конструировать, рисовать, лепить, делать школьное домашнее задание или просто отдыхать. Занятия нужно посещать 4-5 раз в неделю. Эффект от Метода Томатис имеет свойство накапливаться от курса к курсу. Кроме того, мозг продолжает работать и формировать необходимые нейронные связи еще примерно месяц после окончания программы.

Перед курсом Томатис обязательно проводится консультация специалиста (в нашем Центре это клинический психолог Александрова О.А.), сбор анамнеза и онлайн-анкетирование. Это необходимо, чтобы подобрать оптимальную программу для ребенка. Для оценки результатов проводится повторное тестирование через месяц после прослушивания курса.

Признаки гиперактивности

Вот некоторые отличительные особенности детей, страдающих гиперактивностью:

  • Ребенок физически развивается быстрее своих сверстников. Такие малыши рано садятся, встают, начинают ходить и ползать. Они часто падают с диванов и сводят этим родителей с ума, в то время как их ровесники еще мирно лежат в колыбелях. Сам по себе этот признак ничего не означает, если есть реальная гиперактивность, она проявит себя как-то еще.
  • Эти дети не могут просто заснуть или отдохнуть, если сильно устали. Вместо того чтобы присесть, гиперактивный малыш начнет «нарезать» круги по квартире с криками на бешеной скорости, а потом впадет в истерику. Уложить спать ребенка с таким диагнозом сложно даже в младенчестве, зачастую маме приходится долго качать и носить на руках свое чадо, прежде чем наконец-то придет сон.
  • С самого начала жизни гиперактивные дети спят меньше, чем остальные. Новорожденные проводят во сне большую часть дня, но не те, у которых гиперактивность. Эти малыши могут бодрствовать по 5 часов, подолгу плакать, но не засыпать.
  • Еще одно проявление сдвг — чуткий сон. Ребенок просыпается от каждого шороха, вздрагивает от любого незначительного шума. Уложить его спать обратно очень сложно, приходится подолгу укачивать и носить на руках
  • Смена обстановки, гости, новые лица — все это для гиперактивного ребенка настоящее испытание. Он тяжело выдерживает такой активный образ жизни мамы, может впадать в истерики от большого количества впечатлений, долго восстанавливается и приходит в себя после полного эмоций дня. От бурного восторга он переходит в долгому плачу, затем засыпает в изнеможении от слез. Чем больше людей в помещении, тем больше устает ребенок.
  • Симптомом СДВГ, то есть синдрома дефицита внимания с гиперактивностью является сильная привязанность к маме. Малыш боится других взрослых, не идет на контакт, прячется за мать. Такие дети ревнуют маму к чужим и каждый конфликт превращают в истерику.
  • Девочка или мальчик с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью не может долго заниматься чем-то одним. Любая игрушка быстро надоедает, малыш то берет одно и бросает, то принимается за другое и тоже бросает.
  • Частая смена настроения — важный симптом СДВГ. Только что ребенок смеялся, а теперь уже кричит и крушит все от злости. Если это происходит часто, стоит сводить его на осмотр к невропатологу.
  • Не только импульсивность и раздражительность сигнализируют о проблемах нервной системы. Если ребенок часто уплывает куда-то в мечтах, задумывается и не слышит, что к нему обращаются и не обращает внимания на то, что происходит вокруг, — это тоже повод задать вопрос неврологу.
  • СДВГ часто сопровождается депрессивным настроением ребенка, страхами. Вы можете заметить, что малыш стал замкнут, выглядит грустным и усталым. Он как будто потерял интерес к играм и увлечениям. Страхи могут сделать ребенка излишне обидчивым и тревожным.
  • Гиперактивные дети часто дергают руками и ногами, ерзают на стуле, когда нужно сидеть тихо. Стоя в очереди для игры они могут подпрыгивать от нетерпения. Если поиграть с таким малышом в викторину, есть вероятность, что он выкрикнет ответ еще до того, как вы произнесете полностью вопрос.
  • Потеря вещей, ошибки из-за невнимательности, переключение на вещи, не относящиеся к делу, — вечные спутники пациентов с диагнозом сдвг.

Все эти признаки не говорят о том, что у вашего ребенка обязательно диагноз гиперактивность. Его должен ставить невролог. Похожее поведение встречается у здоровых детей и является следствием их здорового темперамента. Для того чтобы не поднимать раньше времени панику и не залечить здорового ребенка, нужно очень ответственно подойти к вопросу диагностики и не судить по нескольким симптомам «на глаз».

Здоровый ребенок тоже может бегать, прыгать и стоять на голове, но он не впадет в истерику, а придет тихо посидеть, посмотреть мультики. Еще одно отличие — здорового ребенка легко отвлечь от истерики игрушкой, песенкой, птичкой за окном. Хороший долгий сон и быстрое засыпание также являются признаком здоровой нервной системы .

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги – контрольЦенные бумаги – оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Диагностика дефицита внимания с гиперактивностью

Диагностика является клинической и основана на полном медицинском и психологическом обследовании, обследовании развития и школьных навыков.

Диагностические критерии по DSM-IV включают 9 симптомов и признаков нарушения внимания, 6 – гиперактивности, 3 – импульсивности; для диагностики с использованием этих критериев необходимо наличие этих симптомов по меньшей мере в двух ситуациях (например, дома и в школе) у ребенка младше 7 лет.

Бывает сложным дифференциальный диагноз между СДВГ и другими состояниями. Следует избегать гипердиагностики и должным образом выявлять другие состояния. Многие признаки СДВГ, проявляющиеся в дошкольном возрасте, могут также указывать на нарушения общения, которые могут возникать при других расстройствах развития (например, общие расстройства развития), а также отдельных расстройствах приобретения школьных навыков, тревожных расстройствах, депрессии или расстройствах поведения (например, кондуктивные расстройства). В более старшем возрасте признаки СДВГ становятся более определенными; такие дети демонстрируют постоянные движения нижних конечностей, двигательное непостоянство (например, бесцельные движения и мелкие постоянные движения рук), импульсивную речь, кажутся недостаточно внимательными и даже беспечными к окружающему.

Критерии СДВГ по DSM-IV1

Класс симптомов

Отдельные симптомы

Нарушение внимания

Не уделяет внимания деталям

Отмечаются сложности с поддержанием внимания в школе

Невнимательно слушает, когда с ним говорят

Не следует инструкциям по завершению задания

Имеет сложности с организацией деятельности и выполнения заданий

Избегает, не любит или выполняет неохотно задания, требующие длительного

умственного напряжения

Часто теряет вещи

Легко отвлекается

Забывчив

Гиперактивность

Часто совершает суетливые нервные движения руками, ногами

Часто встает с места в классе или других местах

Часто бегает взад-вперед или карабкается по лестнице вверх-вниз

Ему сложно играть спокойно

Постоянно находится в движении, как будто у него есть моторчик

Часто слишком много говорит

Импульсивность

Часто отвечает на вопрос, до конца его не дослушав

Ему сложно дожидаться своей очереди

Часто прерывает и вмешивается в чужой разговор

СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

1 Диагноз по критериям DSM-IV требует наличия симптомов как минимум в двух ситуациях в возрасте до 7 лет. Для диагностики типа с преобладанием нарушения внимания необходимо как минимум 6 из 9 возможных симптомов нарушения внимания. Для диагностики гиперактивно-импульсивного типа необходимо наличие по меньшей мере 6 из 9 возможных симптомов гиперактивности и импульсивности. Для диагностики смешанного типа необходимо наличие по меньшей мере 6 симптомов нарушения внимания и 6 симптомов гиперактивности-импульсивности.

Медицинское обследование фокусируется на выявлении потенциально поддающихся лечению состояний, которые могут участвовать в развитии или утяжелять симптомы СДВГ. Оценка уровня развития концентрируется на определении начала и прогрессирования симптомов и признаков. Оценка школьных навыков направлена на фиксацию ключевых симптомов и признаков; она может включать изучение школьных записей и применение различных шкал или проверочных заданий. Впрочем, использования только шкал и проверочных заданий не всегда достаточно для того, чтобы отличить СДВГ от других расстройств развития или нарушений поведения.

Лечение и профилактика синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей

Вовремя не диагностированный СДВГ может спровоцировать у ребенка появление в будущем негативных особенностей психики, которые не будут поддаваться коррекции. От 25% до 45% детей с синдромом очень рано начинают употреблять алкоголь, принимать наркотики, совершают попытки к суициду, а 20% демонстрируют физическую агрессию в адрес окружающих. Гиперактивный ребенок имеет сложности с социальной адаптацией, во взрослом возрасте у человека с СДВГ часто не складывается личная жизнь.

Диагностика синдрома происходит в процессе наблюдения неврологом, детским психологом или психиатром за поведением юного пациента. Врач делает выводы после бесед с родителями, которые высказывают свои опасения и мнение о развитии малыша, а также на основе результатов МРТ головного мозга, электроэнцефалограммы и анализов крови:

  • На гормоны щитовидной железы;
  • Наличие свинца при вероятности интоксикации организма;
  • Определения уровня железа для исключения развития анемии.

Врач выясняет детали течения беременности и родов, уточняет список перенесенных малышом заболеваний. С ребенком проводится специальное психологическое тестирование.

После постановки диагноза назначается медикаментозное лечение с применением трициклических антидепрессантов, психостимуляторов и препаратов, содержащих атомоксетина (томоксетина) гидрохлорид.

Психологическая коррекция как часть лечения и профилактики появления синдрома включает в себя применение различных педагогических мер, направленных на преодоление ребенком сложностей общения с окружающими

Детей с СДВГ необходимо чаще хвалить и обращать внимание на положительные черты их характера. Малыша с 2-х лет нужно приучать к распорядку дня, а к 5 годам организовать ему личное жизненное пространство (уголок или отдельную комнату)

Гиперактивым детям рекомендуют чаще гулять на улице, ходить на занятия в спортивные секции, чередовать спокойные настольные игры с подвижными.

СДВГ часто встречается у современных детей и не должны пугать родителей. Эти синдромы давно изучены учеными и хорошо поддаются коррекции и терапии.

Advertisement

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector