- Виды мышления ребенка
- Наглядно-действенное
- Образное
- Логическое
- Творческое
- Методики развития мышления у детей дошкольного возраста
- Развитие абстрактно-логического мышления
- Что развивать
- Как развивать
- Посещайте научные сайты и читайте популярные журналы о науке
- Как определить плохое развитие
- Младшие школьники (7+ лет)
- Ребенок старше 7 лет умеет:
- Как тренировать пространственное мышление в 7 лет и старше?
- Еще по теме «Развитие критического мышления у детей»:
- Обзор методик раннего развития.
- размышления о вопросах и о творческом мышлении…
- Как развивать логику и мышление?
- «Лаборатория мысли»: практическая философия для детей в Детском лектории
- Возмущенный отец: ребенка в школе заставляют читать «Какашку и весну»
- Абстрактное мышление — обьясните мне пожалуйста что это такое, с жизненными примерами .
- УО и ЗПРР
- Еще про развитие творческого мышления
- Когнитивное мышление.
- Как научить мыслить логически?
- Тага и всем. Вопросы для проверки словесно-логического мышления (6-7 лет)
- Смотрите вместе с детьми научные передачи
- Как это все поможет родителям?
- Этапы
- Наглядно-действенное
- Наглядно-образный тип
- Словесно-логическое
- Творческое
- Способы развития
- Упражнения
- Задачи
- Игры «Найди зверят»
Виды мышления ребенка
Весь сложный и комплексный процесс мышления подразделяется на четыре основных типа:
- наглядно-действенное
- образное
- логическое
- творческое
Наглядно-действенное
Именно людей с таким сильно развитым типом мышления называют людьми с «золотыми руками».
Среди таких людей: гениальные конструкторы и талантливые хирурги.
Этот вид мышления присущ всем детям. Все малыши любят исследовать, трогать и пробовать, они разбирают игрушки и зачастую просто ломают их из желания познать, как же они устроены внутри.
Образное
Образное мышление у детей начинает формироваться в дошкольном возрасте, в пять-шесть лет. Дети начинают рисовать, собирают что-то из конструктора, играют, представляя образы и фигуры в уме.
Именно на педагогах в детском саду лежит ответственность за формирование у ребенка умения создавать в уме образы, запоминать и пересказывать, тренировать память на воспроизведении различных ситуаций. Например, воспитатель показывает картинки животных для детей, и они рисуют понравившихся зверушек по памяти.
Поскольку школьная программа в своей значительной части состоит из заданий по тренировке логического мышления, в школьном возрасте ребенку необходима уже помощь родителей в развитии образного мышления. Обязательно нужно заниматься дома самостоятельно: рисовать, лепить, создавать поделки, а также читать и пересказывать прочитанное. Полезно также придумывать с ребёнком истории и интересные сценки.
Логическое
В период начальной школы, в возрасте шести-семи лет, начинает развиваться логическое мышление.
Ребенок учится аналитически мыслить, вычленять главное, обобщать и делать выводы. Однако, в современных школьных реалиях, развитие логики у ребенка совершенно шаблонно и стандартно однобоко. Нет творчества, нет креативности. Всё это от отсутствия времени у учителя и загруженности и плотности программы и заданий. У школьников масса задач и ни одной с более-менее креативным решением. У задачи по учебнику — одно решение, хотя по факту её можно решить творчески и по-другому. Но этому не учат в школе, к сожалению.
И вновь ответственность за это падает на плечи родителей. Не надо заставлять ребенка решать сотни стандартных однообразных задачек.
Лучше сыграйте с ребенком в настольные игры: в шахматы, шашки, монополию или колонизаторов.
Именно там для решения логических задач вам потребуется вся ваша фантазия, там нет шаблонных решений. А творческие и нестандартные решения вкупе с логикой развивают мышление.
Творческое
Как развить у детей креативное мышление? Просто. Его помогает развивать общение.
Коммуникация и взаимодействие ребенка с другими людьми подводят его к сопоставлению многих точек зрения на один и тот же вопрос.
Это происходит в процессе разговора, во время чтения книги или прослушивания аналитической передачи
Вырабатывая и формируя собственное мнение, ребенок совершает созидательный акт, он творит, а это и есть креативность. Ибо только по-настоящему творческая личность может прийти к осознанию того, что на один и тот же вопрос может быть множество правильных ответов. И просто рассказать об этом ребенку недостаточно, нужно чтобы он пришел к пониманию этого сам, выполнив множество таких творческих заданий самостоятельно.
Школа не дает такого развития, тут тоже придётся постараться родителям, чтобы, занимаясь дома с ребенком, научить его нестандартно и гибко мыслить. Это несложно, для начала в раннем школьном возрасте поможет, например, такое упражнение, как складывание из одних и тех же геометрических фигур разных картинок.
К примеру, оригами или конструирование из бумаги отлично развивают детское творческое мышление.
Попробуйте вместе с ребенком взять какой-нибудь привычный повседневный предмет и придумайте ему нестандартные новые предназначения.
Фантазируйте, творите, придумывайте новые задачки, мыслите творчески сами и ребенок обязательно научится быть креативным вместе с вами.
Видео по теме:
Методики развития мышления у детей дошкольного возраста
Чтобы ребенок был успешен в учебе, важна своевременная систематическая подготовка. Если малыш посещает дошкольное учреждение, образовательная программа детского сада предусматривает работу по развитию мышления.
Однако, родители в состоянии сделать общение со своим ребенком продуктивным и интересным, используя небольшие развивающие задания.
«Найди лишнее». Найди среди предложенных слов лишнее, объясни решение. (Тренируем обобщение)
- Килограмм, час, секунда.
- Тетрадь, стакан, ложка.
- Кастрюля, рюкзак, сумка.
«Ищи пару». (Тренируем анализ, сравнение)
Используется детское лото с парами похожих карточек. Один ребёнок (ведущий) берёт карту и, не открывая ее другим, рассказывает, что на ней видит. Другие рассматривают свои карточки, находят похожий по описанию предмет на карточке. Если описание совпало с отгадкой, пару карт выводят из игры, игра продолжается дальше.
alt: Пример развивающего лото “Фрукты”
«Один признак на всех» (развиваем мышление, речь, пассивный и активный словарь, внимание)
Нужно назвать как можно больше предметов, которые имеют этот признак (например, высокий). Для этого нужно ответить на уточняющий вопрос: “Что бывает высоким?” (гора, дерево, шкаф, здание т.д.)
«Что пропало» (тренируем память)
Занятие не требует особой подготовки для проведения. Находящиеся перед ребенком предметы прикрываются непрозрачной тканью, один или несколько игрушек прячут. Затем ткань убирают. Задача дошкольника определить, что исчезло.
Развитие абстрактно-логического мышления
Логическое мышление считается высшей формой мыслительного процесса, хотя с этим можно и поспорить, так как творчество связано не с ним, а с образным мышлением. Но, так или иначе, логика необходима взрослому человеку для решения самых разнообразных проблем: от обыденных, житейских, до профессиональных и научных.
Что развивать
Логическое мышление основано на нескольких мыслительных операциях:
- Анализ – это разделение единого целого на отдельные значимые элементы, осмысление структуры вещей и явлений, их системной организации.
- Сравнение – сопоставление отдельных элементов системы, отдельных вещей и явлений с целью определить их сходство и различие.
- Синтез – это переход от отдельных элементов к целому, объединение частей, часто связанное с их комбинированием в новом сочетании.
- Абстрагирование – отвлечение от несущественного или переход от предметного мышления к мышлению с использованием абстрактных понятий (цифр, формул), замена конкретных образов отвлеченными понятиями.
Первые три основные операции можно проиллюстрировать распространенной детской игрой в цветную пирамидку. Ребенок разбирает уже собранную пирамидку и рассматривает ее колечки – это анализ. Затем в процессе сборки он сравнивает колечки по величине, иногда по цвету и форме – это сравнение. Потом собирает пирамидку из отдельных элементов – синтез. Так протекает мыслительный процесс на уровне доступного малышу наглядно-действенного мышления. А мы хотим развить логическое, поэтому будем совершать операции не с колечками и кубиками, а с понятиями.
Для логического мышления также необходима развитая речь, так как протекает это мышление в понятийной форме. Причем это касается не только устной, но и письменной речи, которая сама по себе более логична и упорядочена.
Как развивать
Логическое мышление основано на строгих законах и правилах, которые были разработаны еще античными философами, а логика всегда считалась искусством мышления. Теоретические знания хоть и полезны, но для развития недостаточны. Если вы их не знаете, то это не препятствие для развития. Тут более важна практика, освоение навыков. А навыки мышления, так же как и любые другие навыки, формируются в процессе тренировки. И для тех, кто хочет развить навыки логики, можно предложить несколько упражнений.
Посещайте научные сайты и читайте популярные журналы о науке
Казалось бы, такой очевидный совет, но, тем не менее, многие родители упускают его из виду. Научно-популярных журналов существует немало, многие из них имеют свои сайты. Есть и просто сайты научной тематики, регулярный просмотр которых сильно расширит кругозор и детей, и взрослых.
Теперь многие из информационных проектов создают не только текстовый, но и видео, и аудио контент, который удобно слушать в дороге, например.
Лучшие научно-популярные ресурсы на русском языке:
-
Постнаука. Сайт, который ежедневно пишет о современной науке и ученых, которые ее создают. Список тем — наиобширнейший.
- Наука 2.0. Еще один очень интересный проект, освещающий актуальные новости науки и пишущий увлекательные статьи на самые разные научные темы.
-
Наука и жизнь. Знаменитый журнал, на который стоит подписаться в печатном виде и дополнительно читать их сайт.
- Популярная механика. Еще один классный журнал для всей семьи, все найдут в нем интересные темы для себя.
- В мире науки. Журнал, который интересно будет читать и детям от 12+, и всем взрослым.
Важный совет. Не все, что написано на научных сайтах и в журналах, может быть понятно детям.
Ваша роль как воспитателя — объяснить им на доступном языке суть произошедшего. Но не транслируйте информацию в одностороннем потоке.
Каждый раз привлекайте детей к обсуждению, поощряйте задавать вопросы и переспрашивайте, как он понял, что он понял, просите их помощи в объяснении.
Есть и научные журналы, которые пишут специально для детей, отбирая круг тем под интересы определенной возрастной аудитории, язык, который будет им понятен.
-
Юный натуралист
-
ГЕОленок
-
Квантик
-
Юный эрудит
Эти журналы они могут рассматривать часами, вчитываться и восхищаться миром даже без вашей помощи. И заодно воспитывать в себе научное мышление.
Как определить плохое развитие
Уровень развития людей одного возраста может отличаться. Одни люди склонны анализировать и мыслить глубоко, другие – рассуждают поверхностно.
Признаки недостаточного развития взрослого:
- Сложности при выполнении задач на работе, когда коллеги справляются без труда;
- Тяжело сформулировать мысли, правильно построить речь, частое использование слов-паразитов;
- Часто допускаются ошибки при написании слов, предложений;
- Напряжение и мигрени во время принятия решений;
- Неспособность логично распределить свои задания. Тяжело составить маршрут движения в течение дня;
- Сложно понять смысл прочитанного, сказанного.
Девушке тяжело думать
Школьник недостаточно развит, если:
- Он плохо читает;
- Он не может пересказать смысл прочитанного или услышанного;
- У него несвязанная по смыслу речь, он не может сформулировать мысль;
- У него плохая память;
- Не умеет считать, не знает простых вещей: цвета, название предметов.
Обратите внимание! У ребенка могут быть дефекты речи, не связанные с умственным развитием. Выявить речевые отклонения, дать рекомендации и определить методы лечения может только логопед
Хорошо развитое мышление необходимо как программисту, так и частному предпринимателю. Школьник и студент не смогут преуспеть на учебе без умения рассуждать, делать выводы и усваивать информацию. Независимо от возраста, занимаемой должности и социального статуса, свой мозг нужно регулярно тренировать и всесторонне развиваться.
Младшие школьники (7+ лет)
Развитием трехмерного мышления школьников занимаются учителя — на уроках математики, окружающего мира, труда, рисования. В младших классах дети, в основном, учатся мыслить «на плоскости», но по мере взросления задачи становятся «трехмерными», — и желательно, чтобы к такому переходу ваш школьник был готов.
Ребенок старше 7 лет умеет:
моделировать положение объектов в пространстве — представлять, не прибегая к физическому перемещению предметов;
обращать внимание на пространственные отношения между предметами, их взаимное расположение и его изменение;
видеть картину с разных точек зрения, определять или выбирать правильную проекцию трехмерного предмета — посмотреть на фигуру с одной стороны и понять, как она выглядит с другой. К 9 годам школьник уже способен на более сложные операции, связанные с координированием перспектив, например, определить исходя из разных проекций, как выглядит трехмерная фигура;
формулировать в устной речи пространственные характеристики объекта.
Как тренировать пространственное мышление в 7 лет и старше?
Можно предложить ребенку:
- задания на соотнесение предметов в пространстве и на плоскости относительно друг друга. Например, «нарисуй стакан, тарелку и нож так, чтобы нож оказался справа от тарелки и слева от стакана»;
- задания на перечерчивание фигур: простое копирование точь-в-точь, перерисовка с примерным изменением размера или точным масштабированием, воспроизведение изображения по памяти;
- рисовать маршруты — например, свой путь от дома до школы или маршрут сказочного героя, движущегося по воображаемому замку;
- творческие задания с любыми видами конструкторов — не по схеме, а с помощью собственных навыков; при этом задавайте исходные параметры, например, средневековый замок с тремя башнями, двухэтажный гараж с парковкой и т.д.
Играйте с кубиками «по-взрослому» — создавайте сложные конструкции и совершайте с ними метаморфозы, складывайте фигуры по «тени» (схематичному изображению одной, двух или трех проекций). Для этих целей пригодится развивающий игровой набор «Геометрия в кубиках», либо блоки Дьенеша / «кирпичики» Никитиных плюс собственная фантазия. Составляйте вместе с ребенком трехмерные пазлы, стройте объемные модели предметов.
Еще по теме «Развитие критического мышления у детей»:
Обзор методик раннего развития.
Мне кажется, что очень важно создать такие методики развития мышления, которые лучше всего И цитата о выявленни в школе незнания у детей очень хороша(Ты плохой потому-что ты вот этого не знаешь). Она как бы является девизом всей нашей образовательной системы
размышления о вопросах и о творческом мышлении…
Читаю книжку Тамберга « Развитие творческого мышления детей », очень интересно, там описано столько методов решения задач различного типа. Одна глава посвещена умению задавать нужные вопросы, дающие пищу для творческих решений.
Как развивать логику и мышление?
Чем занимаемся (в плане логики и мышления ): 1. книжки с задачками по логике 2. различные головоломки (пятнашки, кубик-рубик, пазлы и т.д. и т.п Советуем прочитать: способ борьбы с депрессией. невролог о развитии ребенка до года. морозильная камера вертикальная загрузка.
«Лаборатория мысли»: практическая философия для детей в Детском лектории
Занятия практической философией с детьми направлены на развитие логического, критического, рефлексивного, креативного и других видов продуктивного мышления. На практикуме «Лаборатория мысли» в Детском лектории Политеха мы будем размышлять и учиться задавать вопросы себе и окружающим на самые разные темы. Что такое философия и с чего она начинается? Что такое любовь и мудрость, добро и зло? В чем разница между знанием и пониманием? Нравится ли нам учиться и чему нас учат в школе? Как сделать…
Возмущенный отец: ребенка в школе заставляют читать «Какашку и весну»
14 октября 2013, 14:32 «Здравствуйте! Мой ребенок ходит во второй класс Лехтсеской школы. Учится он очень хорошо. Несколько дней назад классный руководитель написал в дневнике, чтобы он взял в библиотеке и прочитал самую интересную книгу за последнее десятилетие „Kaka ja kevad“ что в переводе на русский язык, право, звучит неприлично. Уважаемая редакция, у меня вопрос: это входит в школьную программу? Внесите, пожалуйста, ясность, надо ребенку читать книгу про какашку, или же в эстонской…
Абстрактное мышление — обьясните мне пожалуйста что это такое, с жизненными примерами .
у тебя есть примеры как развивать абстрактное мышление у ребенка ? 28.01.2010 18:21:37, MyKidsMom. решение задачки по образцу — это шаг к развитию абстрактного мышления, а не его применение:) Мне кажется, тебя кто-то сильно дезинформировал на эту тему:) 29.01.2010…
УО и ЗПРР
Как мы учим ДЦП-шек двигаться, также мы учим наших детей мыслить :)) Так же, как в методике РМО ( развитие межличностных отношений) человека учат правильно реагировать и взаимодействовать с людьми. Конечно, для развития мышления нужны как правильная…
Еще про развитие творческого мышления
А. Э Симановский, » Развитие творческого мышления детей «. Ярославль, «изд-во «Гринго». Вообще, в этой серии много интересных книжек было издано.
Когнитивное мышление.
Как развить у ребенка когнитивное мышление ? И каким образом может помочь именно психолог? Что именно может помочь при развитии когнитивного мышления, т.е. какие пособия, игры или что-то еще:)) Может кто ссылку кинет, не нашла в и-нете пока ничего…
Как научить мыслить логически?
Как научить мыслить логически?. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Мы ходили в сад Монтессори, там как раз все время упор был на логику и самостоятельность мышления. А вот такая мысль : нельзя ли использовать все эти многочисленные компьютерные игры — не…
Тага и всем. Вопросы для проверки словесно-логического мышления (6-7 лет)
Вопросы для проверки словесно-логического мышления (6-7 лет). Подготовка к школе. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет.
Смотрите вместе с детьми научные передачи
Космос завораживает всех детей и еще до сих пор некоторых взрослых. Снято столько потрясающих интересных передач, что нескольких лет не хватит, чтобы все пересмотреть! Смотрите эти передачи вместе с детьми, интересно и познавательно будет и вам, и им.
Важно заранее планировать такие просмотры, делать их регулярными, а не спонтанными. В жизнь семьи можно встроить просмотр интересных документалок, например, по субботним вечерам.. Всегда сопровождайте просмотр приятной атмосферой, когда у всех хорошее настроение
Это правда важно — чтобы у детей закреплялось позитивное отношение к научным фильмам, а вместе с тем и к науке в целом.
Всегда сопровождайте просмотр приятной атмосферой, когда у всех хорошее настроение
Это правда важно — чтобы у детей закреплялось позитивное отношение к научным фильмам, а вместе с тем и к науке в целом.
Космическая тема – практически всегда беспроигрышный вариант привлечь внимание ребенка к познавательным сферам, удержать его и рассказать о том, как все устроено. Обычно дети понимают эти темы лет с 9 (кто-то даже раньше).. Попробуйте, к примеру, посмотреть вместе сериал с Нилом Деграссом Тайсоном «Космос».
Попробуйте, к примеру, посмотреть вместе сериал с Нилом Деграссом Тайсоном «Космос».
А вообще, кроме космоса, есть масса передач о животных, об океанах, о вулканах, о бактериях — фильмы можно подобрать по любой интересующей ребенка теме. Если думаете, что полнометражные ленты не заинтересуют детей, попробуйте начать прокачку научного мышления с коротких видео от TED-Ed или Asap Science.
Найдите в интернете видео, которое за 10 минут нам покажет, как появилась Вселенная, Солнце, Земля и человечество на ней.
Известный популяризатор науки Нил де Грасс объясняет, что такое темная материя (как мы пока это понимаем).
Таких видео очень много на Youtube и в соцсетях. Здорово, если вы сами будете проявлять искренний интерес ко всему, чем интересуется наука. Ну или хотя бы к той ее части, которая вам интереснее всего.
Как это все поможет родителям?
Развитие объемного мышления происходит поэтапно. Представления о трехмерности должны накапливаться постепенно. Подавайте любую новую информацию легко, ненавязчиво, без принуждения — и только после усвоения предыдущих понятий и активного использования только что приобретенных навыков. Помните об универсальном учебном принципе «от простого — к сложному».
Понимание возрастных этапов развития пространственного мышления поможет родителям:
- не спешить, не форсировать изучение аспектов, временно сложных для усвоения;
- определить контрольные точки — некие ориентиры, подсказки о том, чему именно в разном возрасте обучать ребенка;
- сохранять спокойствие в случае, если кажется, что ребенок «не тянет», «отстает», не справляется с некоторыми заданиями на оценку пространственного мышления;
- подготовить ребенка к успешному освоению школьной программы.
К подростковому возрасту развитие трехмерного мышления считается полностью завершенным, но даже во взрослом возрасте имеет смысл тренировать его с помощью упражнений и решения пространственных задач.
Профессор психологии Дэвид Уттал из Северо-Западного Университета (США) и профессор психологии Нора Ньюкомб из Университета Темпл (США) научно доказали, что люди всех возрастов благодаря обучению могут улучшить практически все известные типы пространственных навыков.
Учиться и развивать зрительные и незрительные пространственные способности никогда не рано.
Этапы
Специалисты в области детской психологии и педагогики выделяют несколько этапов развития детского мышления.
Наглядно-действенное
Самым ранним этапом развития детского сознания является возраст 1,5-2 года. В это время у малышей идет процесс исследования мира руками. Чтобы усвоить какую-то информацию об окружении, ребенку все надо потрогать, взять в свои руки, что-то разобрать и даже сломать, попробовать на зуб. Таким образом, предметы познаются с помощью вариативных действий, выполняемых с ними, и наблюдением за тем, что произойдет. Это мышление так и называется – наглядно-действенное.
Наглядно-образный тип
К наглядно-действенному типу осмысления в возрасте 3-4 лет присоединяется линия развития наглядно-образного мышления. Эти два типа мышления развиваются параллельно, гармонично дополняя друг друга.
Яркий пример тому – рисование. Малыши начинают изображать на бумаге сложившиеся в их представлении картины окружающего мира. Эти картины просты и примитивны (например, домик с треугольной крышей и окошком), но это и есть отражение наглядно-образного мышления
Поэтому очень важно в этот период сделать акцент на занятиях рисованием, лепкой, конструированием, аппликацией
Необходимо отметить, что связующим звеном и ступенью, которая позволяет постепенно перейти от наглядно-образного типа сознания к словесно-логическому, является комбинаторное мышление.
Словесно-логическое
Этап развития еще одного важного типа мышления – словесно-логического – начинается в возрасте 5-7 лет. Оно дает возможность не просто говорить о фактах действительности, но также анализировать окружение и вариативно в словесной форме озвучивать этот анализ
Если ребёнка в возрасте 3-4 лет спросить, что такое собака, он ответит, что это Тузик, который живет во дворе. А в возрасте 5-6 лет скажет, что это животное, которое охраняет дом и любит вилять хвостом, когда его гладят. Разница между ответами очевидна. В последнем случае ребенок демонстрирует свою способность анализировать информацию и логично выражать ее с помощью слов. Такая операция сознания является важнейшей основой мыслительного процесса, она позволяет развиваться детям дошкольного возраста и двигаться в познании вверх и вперед.
Творческое
Творческое мышление дает возможность человеку (в данном случае – ребенку) создавать что-то совершенно новое, принимать какие-то нестандартные инженерные решения. А развитие этих возможностей и способностей во многом зависит от родителей ребенка. Нет детей, у которых бы полностью отсутствовало творческое начало. Оно есть у каждого, и это должны знать и помнить родители, которые хотят развить в своих детях такие способности.
Помочь в этом может любое направление (литературное, художественное, танцевальное, музыкальное и так далее), а также чуткое руководство опытных педагогов.
Необходимо учитывать тот факт, что творческое мышление не зависит ни от физического роста и развития ребенка, ни от его интеллектуальных способностей.
Способы развития
Развивать образное мышление однозначно нужно как взрослым, так и дошкольникам. Улучшить межполушарное взаимодействие помогут различные методики, разработанные специалистами. Рассмотрим упражнения, которые помогут провести коррекцию, существенно улучшающую визуальное мышление как у взрослого человека, так и у школьника, а также у подростка.
Упражнения
Тренировка может осуществляться независимо от вашего места нахождения. В данном случае ваш мозг будет выступать как тренажер.
- Когда вы едете на работу и находитесь внутри автобусного салона, попробуйте выбрать попутчика, образ которого нужно будет тщательно рассмотреть и запомнить. Перед тем как заснуть, опишите человека в своем сознании. Постарайтесь вспомнить все детали в его одежде и облике. Если он что-либо говорил, то также вспомните эти слова.
- Поставьте перед собой предмет (можно яркую детскую игрушку). Рассмотрите его внимательно. Закройте глаза и опишите предмет во всех подробностях. Откройте глаза и сравните ваше изображение с оригиналом.
- Подумайте о животном, которое вам нравится. Представьте его мысленно и опишите в своем сознании. Затем подумайте, какую пользу или вред приносит данное существо. Если вы выбрали кошку, то представьте, как она ловит мышей, ластится возле ваших ног. Фантазируйте так, как будто вы смотрите какой-либо документальный фильм.
Дети дошкольного возраста еще плохо воспринимают некоторые задания. Поэтому для формирования образного мышления примените другие способы.
- Пробуем играть в перевоплощение образов. Например, ребенок изображает лисичку, а через пять минут он должен примерить на себя образ зайчика.
- Прочтение рассказов нужно сопровождать мимическими элементами, жестикулировать и применять большое количество эмоций.
- Необходимо просить детей, чтобы они по очереди сочиняли различные истории или сказки. Дополняйте их рассказы более красочными моментами.
- Нужно много рисовать. Давайте задания младшим детсадовцам, чтобы они рисовали каких-либо персонажей из сказок.
- Гуляя на улице, можно попросить детей ассоциировать облака с каким-либо героем из мультфильма или, например, найти необычное дерево и сопоставить его с вымышленным героем.
- Загадывайте загадки.
Задачи
Формирование пространственных образов происходит при помощи межполушарного взаимодействия. Тогда можно решить задания геометрической направленности. Например, можно рисовать предметы, которые состоят из линий и различных фигур (куба, треугольника и т. д.).
Попробуйте разложить спички так, чтобы получилось какое-либо животное. Уберите несколько из них и попросите ребенка восстановить изображение при помощи недостающих палочек.
Решать тесты – это тоже занятие, которое помогает развить образное мышление. Например, можно применить следующий тест. Нарисуйте квадрат и разделите его на несколько непроизвольных частей. Выберите одну из этих частей и в точности перерисуйте на отдельный лист. Предложите ребенку найти данную часть внутри треугольника.
Также развитию образного мышления поможет тест, который называется «Вращение куба». Нарисуйте куб и обозначьте одну его сторону буквой А. Рассмотрите, как следует изображение. После чего попробуйте поворачивать куб в разные стороны в своем сознании. Ориентиром должна выступать буква А.
Игры «Найди зверят»
Различные игры помогают развить пространственное мышление у детей. Попробуйте поиграть с тенями. Выйдите на улицу в солнечную погоду тогда, когда фигуры детей начинают отбрасывать тени. Рассмотрите каждую из них. Поменяйте месторасположение и снова повторите упражнение. Пусть ребята научатся определять по расположению тени расположение частей тела.
Кроме этой простой методики есть различные конструкторы для развития.
Можно применить различные игры. Например, игру «Найди зверят». На специальных картинках звери спрятаны так, что их сразу невозможно увидеть. Поэтому каждому участнику игры придется применить внимательность и воображение, прежде чем получится справиться с поставленной задачей.