- Синдром гиперактивности — мнение медиков
- Синдром гиперактивности — мнение педагогов
- Сложность постановки диагноза
- Чем отличаются гиперактивные дети
- Другие факторы
- Положительные стороны
- Особенности организма
- Общая информация о СДВГ
- Когда очень активный ребенок — это норма
- Причины возникновения
- Что надо знать родителям?
- Гиперактивный ребенок — что делать взрослым?
- Особенности общения с гиперактивными детьми
- Жить дальше: рекомендации и советы
- Признаки СДВГ
Синдром гиперактивности — мнение медиков
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте.
Симптомы СДВГ: ребенок гиперактивный, невнимательный, импульсивный.
Существует перечень проявлений данных симптомов у ребенка согласно Международной классификации болезней (МКБ-10) и американской классификации психических патологий (DSM-V).
Дефицит внимания | Гиперактивность и импульсивность |
Часто теряет вещи | Совершает импульсивные движения руками или ногами |
Избегает задач, требующих умственного напряжения | Не может ждать своей очереди |
Ребенок забывчивый | Вмешивается в разговор или деятельность других |
Часто переключается с одного занятия на другое | Отвечает прежде, чем был закончен вопрос |
Не может выполнить задание до конца | Совершает шумные выходки, выкрики |
Не слушает | Не может играть тихо, спокойно |
Не выполняет инструкции, не работает самостоятельно | Действует как будто «заведенный» |
Легко отвлекается | Чрезмерно много бегает |
Часто встает с места |
При наличии минимум 6 проявлений из 9, наблюдающихся в разных социальных средах (дом, класс, секция) в течение не менее 6 месяцев, врачи подозревают у ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Синдром гиперактивности — мнение педагогов
Мы показали данный перечень воспитателям детского сада и педагогам начальной школы. Они отметили, что не меньше 20 % всех детей в 2-3 года (при поступлении в садик) и около 15 % ребят в возрасте 6-8 лет (при поступлении в школу) имеют некоторые из этих симптомов.
Чаще всего встречались следующие характеристики:
-
малыш активнее других детей;
-
ребенок проявляет нетерпеливость, может вскакивать с места, выкрикивать ответ в классе или на занятии в детском саду;
-
совершает беспокойные движения руками и/или ногами (например: барабанит пальцами, стучит ногой);
-
не может спокойно сидеть на одном месте, вертится, крутится, ерзает, извивается;
-
находится в постоянном движении, куда-то лезет, карабкается, бегает, прыгает;
-
ребенок шумный и болтливый, не может играть тихо и спокойно.
Значит ли это, что синдром гиперактивности встречается у каждого пятого ребенка?
Сложность постановки диагноза
- Прежде чем говорить о синдроме гиперактивности у ребенка, медики предлагают сначала убедиться в том, что импульсивность, чрезмерная активность и отвлекаемость не являются реакцией ребенка на сложную жизненную ситуацию в семье, садике, школе (переезд, семейные неурядицы, конфликты). Однако в современной жизни сложно «поместить» ребенка в идеальную ситуацию, чтобы сказать, что симптомы никак не связаны с влиянием психотравмирующих факторов.
- Не существует лабораторных и радиологических тестов, подтверждающих данное заболевание.
- Критерии диагностирования синдрома гиперактивности недостаточно ясные, часто изменяются.
Лечение, предлагаемое гиперактивному ребенку, длительное и не всегда эффективное, 100-процентное излечение невозможно.
Все это затрудняет диагностирование и ставит под сомнение необходимость медицинского вмешательства при синдроме гиперактивности.
Некоторые медики (включая психиатров), психологи, учителя, родители считают синдром дефицита внимания и гиперактивности несуществующим заболеванием (среди них специалисты с мировым именем — Томас Сас, Мишель Фуко).
Комитет по правам ребенка ООН даже выпустил рекомендации, в которых выразил озабоченность ошибочным диагностированием синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и синдрома дефицита внимания (СДВ).
Итак, не все врачи имеют 100-процентную уверенность в необходимости назначения лечения гиперактивному ребенку.
Многие медики, психологи, педагоги склоняются к мнению, что если у ребенка не выявлены органические нарушения центральной нервной системы (ЦНС), то с проявлениями синдрома гиперактивности можно справиться немедикаментозными методами.
Пути коррекции | Ответственный за помощь ребенку |
Психокоррекционная работа | Психолог |
Коррекционная педагогика | Воспитатель в доу, учитель в школе |
Улучшение микроклимата в семье ребенка | Родители |
Правильное воспитание | Родители |
Большое значение в коррекции поведения ребенка с признаками синдрома гиперактивности имеет самочувствие ребенка в семье и его правильное воспитание.
Родители могут создать условия для развития ребенка, научить его использовать свою энергию в нужном русле. Для этого нужно понять особенности психики гиперактивного ребенка. Эти знания даются на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Покажем основные моменты, которые просто необходимо знать родителям о своем шустром ребенке.
Чем отличаются гиперактивные дети
По данным ученых гиперактивных детей на сегодняшний день в России около 6%, причем мальчиков гораздо больше, чем девочек. Такие дети подвержены стрессам гораздо чаще, нежели их сверстники с обычным ритмом. По статистике гиперактивное поведение приводит к частым травмам; нередки случаи, когда ребята убегают из дома и бросают школу. Эти дети не глупее ровесников, но, к сожалению, не могут хорошо усваивать школьную программу по причине своей неусидчивости и невнимательности. У них довольно сильно завышена самооценка, дети упрямы и агрессивны. Гиперактивные дети не уживаются в коллективе, что ведет к частым конфликтам; не испытывают чувство вины; для них нет авторитетов.
Другие факторы
Считается, что некоторые группы подвержены большему риску гиперактивности во взрослом возрасте, особенно если имеют другие проблемы:
- Тревожное расстройство. Стрессовые ситуации заставляют беспокоиться, нервничать и повышают частоту сердцебиения, вызывая головокружение, потливость или физические изменения в виде истощения при недостаточной строгости к регулярному приему пищи.
- Вызывающее оппозиционное расстройство. Негативное, импульсивное поведение. Проявляется, в частности, к авторитетным фигурам: родителям, начальству, руководителю, куратору, декану.
- Расстройство поведения. Антиобщественные действия, противоречащие моральным нормам. Люди, склонные к деструктивному поведению, нередко связаны с воровством, борьбой, вандализмом, а также могут причинить физический вред человеку или животному.
- Депрессия. Подавленное состояние, апатия, равнодушие к окружающим переживаниям.
- Проблемы со сном. Невозможность расслабиться, бессонница.
- Расстройство аутистического спектра. Влияет на социальное взаимодействие, общение, интересы и поведение.
- Синдром гиперактивности бронхов. У взрослых проявляется чаще, чем у детей. Характерный признак — постоянный кашель, особенно летом. При неправильной работе бронхов в них не только попадает кислород, но и оседает пыль, вещества, раздражающие слизистую оболочку.
- Эпилепсия. Состояние, при котором происходит влияние на мозговые процессы. Человек может переживать неконтролируемые судороги или упасть в обморок.
- Синдром Туретта. Нарушение в нервной системе, характеризующееся постоянными моторными тиками и непроизвольными шумами. Например, человек может одновременно дергать головой, свистеть или несдержанно ругаться.
- Трудности в усвоении материала. Характерна дислексия — невозможность сосредоточиться на чтении или записать слова так, чтобы в процессе буквы не перемешались.
При наличии одного или нескольких факторов повышается риск обнаружения синдрома гиперактивности у взрослых. Для выявления расстройства следует обратиться к специалисту. Лечение назначается в индивидуальном порядке.
Положительные стороны
Довольно часто синдром гиперактивности у взрослых приводит к злоупотреблению алкоголем или наркотиками. Отмечаются случаи аварий в нетрезвом состоянии, когда человек садится за руль импульсивно, желая доказать правоту или сбежать от проблем.
Тем не менее гиперактивность не окрашена исключительно темными красками, а имеет ряд преимуществ. К ним относятся:
- Высокая энергичность.
- Творческий подход к решению проблем.
- Повышенная эмпатия, интуиция и проницательность.
- Хорошее чувство юмора.
- Предприимчивость.
- Безграничное упорство.
- Сосредоточенность на любимом увлечении.
Особенности организма
Генетическая предрасположенность является одной из популярных причин возникновения расстройства, но не единственной. Корректнее выделить, что на гиперактивность у взрослого человека влияет сочетание факторов, корни которых берут начало из разных особенностей.
Современные исследования демонстрируют ряд отличий в мозговой активности среди людей с расстройством и теми, у кого отсутствует заболевание. Проведенное сканирование демонстрирует уменьшение некоторых областей и, напротив, увеличение других. Связано это в первую очередь с тем, что синдром указывает на существующий дисбаланс в уровне нейротрансмиттеров в мозге, что приводит к недостаточной работоспособности химических веществ в организме человека.
Общая информация о СДВГ
Неврологическо-поведенческое расстройство впервые стали изучать около 150 лет назад. Не один десяток лет учёные спорят о способах диагностики и терапии этой патологии. Одни считают, что следует проводить лечение медикаментозными препаратами, другие, что лучше использовать меры психологического характера.
Факт наличия расстройства также подлежит сомнению: специалисты не знают наверняка, когда диагноз СДВГ — результат сбоя в мозговой деятельности, а когда — результат ошибок в воспитании и негативного психологического климата в семье.
Без применения соответствующего лечения основные симптомы проявления патологии во взрослом возрасте могут постепенно отойти на второй план. Некоторые дети адаптируются к обычной жизни. Но чаще всего прогноз неутешителен — заболевание не проходит бесследно, и у людей остаётся постоянная тревожность, пониженная самооценка и раздражительность.
Вместе с тем повышается риск возникновения таких негативных факторов:
- Алкогольной и наркотической зависимости;
- Трудностей с усвоением новой информации;
- Депрессий и панических атак;
- Шизофрении;
- Нервных тиков;
- Частых головных болей;
- Склонности к антисоциальным действиям.
Лечение дефицита внимания и гиперактивности назначается только после выявления точной причины, которая привела к появлению заболевания. Медикаментозная терапия позволяет принимать детям витамины и успокоительные препараты. Все таблетки, назначаемые по линии неврологии, направлены на стабилизацию работы нервной системы.
Скорректировать поведение ребёнка и обеспечить ему адаптацию в коллективе помогут занятия с профессиональным психологом. Он даст советы, как научиться правильно реагировать в конфликтной ситуации и держать себя в руках, подавить импульсивность и проявить терпение. Родители услышат рекомендации о том, какую линию поведения выбрать по отношению к своему малышу. На своих занятиях психолог использует различные упражнения, которые помогают снять напряжение и наладить двигательную рекреацию (комплекс оздоровительных мероприятий).
Когда очень активный ребенок — это норма
Любого возбужденного ребенка не следует приравнивать к детям с синдромом гиперактивности. Если малыш полон энергии, бьющей через край, из-за чего он становится непослушным и упрямым — это не означает, что он гиперактивный. Если вы сидите в очереди, а ребенок не может усидеть на месте, начинает злится и хныкать — это нормально. Ведь утомление не считается чем-то ненормальным. Если ребенок начинает «разгуливаться в постели», когда мама пытается уложить его спать, балуется в магазине или становится как заводной — это также не является признаком гиперактивности. Итак, шумный малыш, который полон сил и энергии — это радость, а не повод для беспокойства.
Рассмотрим, что характеризует активного ребенка, поведение которого считается НОРМОЙ:
- Предпочитает подвижные игры, большую часть дня бегает и прыгает, как заводной. Если его заинтересовать, то с ним можно почитать книжку или собрать конструктор.
- Много и быстро говорит, задавая кучу вопросов.
- Он активный не везде. Например, непоседливый и беспокойный дома, а в гостях или садике ведет себя спокойно и хорошо.
- Он не агрессивный. Играя на улице может случайно ударить или дать сдачи обидчику, но сам редко провоцирует на драку.
Активность и подвижность естественна для малыша и ее не следует ограничивать. Однако как же тогда быть с чрезмерной активностью? И главное, что нужно считать чрезмерным? Норму определить нелегко, ведь многое зависит от индивидуальности, от темперамента и характера ребенка. И все же, неврологи же называют некоторых детей гиперактивными. Давайте рассмотрим почему.
Причины возникновения
На сегодняшний день учёным не удалось установить точные причины появления у ребёнка СДВГ. Они сходятся во мнении, что развитию заболевания может способствовать сочетание факторов, которые нарушают нормальное функционирование нервной системы. К ним относятся:
- Обвитие плода пуповиной в утробе матери, в следствии этого длительное кислородное голодание плода (асфиксия), а также возможное произошедшее кровоизлияние в мозг;
- Бесконтрольный приём беременной женщиной лекарственных препаратов, курение, употребление алкоголя и наркотиков;
- Перенесённые во время беременности инфекции, психотравмы;
- Иммунологическая несовместимость матери и плода;
- Осложнённые роды, во время которых произошло травмирование позвоночника или головы младенца;
- Неполноценное питание будущей мамы или употребление пищи, содержащей пестициды и другие неполезные продукты;
- Плохая экология;
- Угроза прерывания беременности;
- Высокая температура новорождённого (около 40 градусов), которая держится длительное время;
- Приём лекарственных препаратов нейротоксического действия;
- Перенесённая ребёнком в младенческом возрасте пневмония и тяжёлое заболевание почек;
- Порок сердца.
В течение нескольких десятилетий преобладало мнение, что основная причина развития синдрома гиперактивности у детей — нарушение семейных отношений и ошибки в воспитании, которые совершили родители. В настоящее время такой подход считают ошибочным. Сложная ситуация в семье, импульсивность взрослых лишь усиливают симптомы, но не могут быть фактором, провоцирующим развитие недуга.
Проявление синдрома нехватки внимания и гиперактивности у ребёнка — это не результат плохого воспитания родителей или вседозволенности, а следствие особой работы мозга. Поэтому неврологи диагностируют это расстройство, как неврологическое заболевание. Многочисленные исследования показали, что причина болезни кроется в ДНК человека и в его основе лежат генетические факторы. Для возникновения недуга необходимо, чтобы сработал не один, а несколько различных генов.
Что надо знать родителям?
Если проблема выявлена и в ней нет сомнений, родителям следует знать, как правильно воспитывать гиперактивного ребенка. Действуйте так:
- Повышайте у малыша самооценку. Непонятая гиперактивность ребенка толкает взрослых на постоянные замечания и одергивания. Они не просят его, а приказывают «замолчать», «сесть», «успокоиться». Маленький человечек слышит такие слова и в саду, и дома, и в школе – у него формируется ощущение собственной ущербности, в то время как он остро нуждается в поощрениях и похвале. Делайте это почаще.
- Выстраивая взаимоотношения с сыном или дочерью, уважайте личностные качества. Отставьте в сторону ваше эмоциональное восприятие их поведения, действуйте строго, но справедливо. Наказывая малыша, согласовывайте свое решение с другими членами семьи. Понимая, что ребенку трудно сдерживать себя и он пускается во все тяжкие, не делайте этого сами. Ваши слеты с «тормозов» могут восприниматься им как норма.
- Занимая ребенка в домашних делах, давайте ему несложные и краткосрочные задания, на которые у него хватит терпения. Обязательно поощряйте, если он их выполнил.
- Получение информативных знаний должно быть дозированным. Отводите на чтение и подготовку уроков не больше 15 минут за одно занятие. Дайте ребенку отдохнуть, предложив ему поиграть, затем вернитесь к урокам.
- Если малыш привык, что дома ему прощают все шалости, то он непременно столкнется с негативным отношением к его выкрутасам в школе и ли детском саду. Ваша помощь состоит в доходчивом объяснении малышу его неправильного поведения. Обсуждайте с ним конфликт, находите решение ситуации.
- Хорошее решение – предложить ребенку вести дневник, в котором будут отражаться все его маленькие победы. Такая наглядная иллюстрация достижений станет конструктивной помощью.
Гиперактивный ребенок — что делать взрослым?
Хорошие родители всегда переживают за своих детей, если их поведение отличается от принятой в обществе нормы. Причина волнения — непонимание того, что действительно нужно малышу.
Случается, что ребенку с синдромом гиперактивности действительно нужна врачебная помощь. Но в подавляющем большинстве случаев за «симптомами» СДВГ скрываются природные особенности ребенка, позволяющие ему развиваться в правильном направлении, обеспечивающие его счастливое и успешное будущее. И «лечить», подавлять эти проявления крайне опасно.
Понимание причин поведения гиперактивного ребенка, особенностей его психики дает родителям возможность найти эффективные методы воспитания, подобрать верную программу обучения. Часто этого достаточно, чтобы избавить ребенка от проявлений, определяемых как синдром гиперактивности.
Это работа не только внутри семьи — воспитатели, учителя, тренеры должны понимать особенности малыша.
Родители в ответе за своего ребенка. Иногда достаточно перевести его в группу к другой воспитательнице (например, с кожным вектором, как и у него), и снимаются вопросы о синдроме гиперактивности. По равенству свойств воспитатель будет понимать малыша и не требовать от ребенка невозможного.
Основные рекомендации для родителей гиперактивного ребенка:
1. Любой ребенок должен расти в ситуации защищенности и безопасности. Он должен чувствовать, что вы его любите, понимаете
Важно, чтобы сами родители находились в сбалансированном состоянии, то есть не испытывали страхи, депрессии и другие плохие состояния
2. Категорически нельзя бить, кричать, оскорблять ребенка — это только усугубит проявления синдрома гиперактивности и приведет к задержкам психического развития ребенка.
Родители, прошедшие тренинг «Системно-векторная психология», уже нашли ответы на все свои вопросы о воспитании детей.
Они знают, почему ребенку с кожным вектором важны дисциплина и ограничения, соблюдение режима дня. Могут выбрать подходящий малышу вид спорта и упражнения, развивающие его логическое мышление. Понимают, что конструктор для их ребенка — лучшая игрушка. Умеют грамотно мотивировать сына или дочь на учебу и хорошее поведение.
Родители ребенка со звуковым вектором понимают, как вырастить гения. Они не сомневаются в необходимости занятий музыкой и в еще большей необходимости — предоставить ребенку тишину. Карта звездного неба и физико-математические задачи заменяют маленькому звуковичку игрушки и развлечения.
Родители малыша с уретральным вектором перестают видеть в нем гиперактивного ребенка. Они понимают, какое чудо растет в их семье, и воспитывают человека, ценность которого для общества сложно переоценить.
Тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» позволит вам узнать своего ребенка и разобраться в тонкостях его воспитания. Вместо проявлений синдрома гиперактивности вы увидите настоящие особенности и возможности вашего родного человечка.
Читайте отзывы людей, которым это уже удалось:
Особенности общения с гиперактивными детьми
Чем раньше близкие заметят у ребенка отклонения в поведении, тем легче будет ему помочь. В лечении, которое начинается после обследования, обычно принимают участие:
- педиатры
- психологи
- неврологи
Но на состоянии детей значительным образом сказывается и атмосфера, царящая в семье.
Не следует навязывать им жестких правил, указания взрослых всегда должны быть обоснованы. Твердость надо проявлять только в отношении безопасности детей и их здоровья. Все требования к ребенку должны соответствовать его способностям и возможностям.
Пусть у ребенка появятся домашние обязанности, которые он будет ежедневно выполнять сам, но взрослым никогда не следует его в этом подменять.
Такие дети требуют особого внимания к себе, и с ними надо проводить больше времени. Им очень полезны любые физические нагрузки, при которых высвобождается избыточная энергия, продолжительные прогулки на свежем воздухе, спорт и закаливание. Но соревнования и игры на результат их перевозбуждают, этого следует избегать.
Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в или в
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники target=»_blank»>в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во , Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках…
Жить дальше: рекомендации и советы
Заболевание, которое невозможно устранить хирургическим путем, нередко шокирует пациентов. Так, наиболее частыми причинами гиперактивности у взрослых является генетическая предрасположенность или наличие смежного заболевания, повышающего риск возникновения расстройства, как, например, синдром Туретта или депрессия. Тем не менее жизнь не стоит на месте и неумолимо движется вперед. Специалисты в области клинической психологии предоставляют ряд советов, которые помогут не опустить руки и снизить проявление симптомов.
Планирование дня. Распределение дел помогает сосредоточиться на их выполнении. Перечень необходимых обязанностей может выглядеть бессмысленным занятием, но он помогает узнать, что следует ожидать в настоящее время. Например, человеку нужно создать проект, но только с помощью структурированных шагов ему удастся выполнить задачу максимально эффектно.
Объективное вознаграждение. Основными источниками лечения являются мотивация и похвала. Пациенту рекомендуется настроиться на позитивное поведение и вознаградить себя покупками, любимыми занятиями, которые не навредят его здоровью. Например, это может быть поход в кинотеатр или прогулка по любимому парку
Даже за выполнение одного из пунктов в ежедневнике важно не забыть сказать самому себе простое «молодец».
Упражнения. Физические нагрузки — эффективный способ снизить уровень гиперактивности в течение дня
Уделяя занятиям как минимум по полчаса в день, человек не только сможет использовать лишнюю энергию, но и повысить тонус, подкачать мышцы и нормализовать качества сна. Спорт подразумевает умеренную активность и потому, во время выполнения упражнений не следует превышать собственные физические возможности.
Рацион питания. Следует избавиться от кофеина и других возбудителей нервной системы. Некоторые продукты питания также оказывают похожий эффект, тонизируя сознание и повышая энергичность. Рекомендуется составить сбалансированное, здоровое меню. Специалисты советуют обзавестись тетрадью, где человек будет записывать основные продукты, которые съел в течение дня.
Расслабление перед сном. Нередко люди с гиперактивностью страдают бессонницей, поскольку не могут успокоиться. Шумные вечеринки, компьютерные игры или просмотр боевика негативно сказываются на отдыхе. Пациентам рекомендуется придерживаться рутины за несколько часов до сна, а также ложиться и вставать в одно время.
В современном мире гиперактивность не приговор для любого человека. Следуя советам специалистов в области клинической психологии, правильно установив диагноз и придерживаясь курса лечения, с расстройством можно жить и избавиться от него в будущем.
Признаки СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности характеризуется рядом признаков, среди которых – повышенная подвижность и явная невнимательность, ребенок всегда беспокойный. К признакам СДВГ, которые проявляются до 5-летнего возраста, относятся:
️ раньше других ползают, держат головку, сидят и ходят;
️ чрезмерно чувствительны к свету, перемене обстановки, громким звукам и незнакомцам – все это сопровождается громким плачем;
️ игрушки отбрасывают почти сразу, даже не рассмотрев;
️ спят мало, засыпают с трудом;
️ при переутомлении не успокаиваются, истерят.
Это начальные признаки СДВГ, но они зачастую присутствуют и у здоровых, но беспокойных малышей до 3-летнего возраста. Однако если перечисленное в списке – проявления синдрома, то это накладывает негативный отпечаток на развитие ЦНС. У малыша могут появиться проблемы с пищеварительной системой, а как результат нарушения вегетативной – диарея. Чаще, чем у его сверстников, проявляется аллергия и высыпания на коже.