- Доходы аспиранта
- Вам будет нужно много бумаги
- Защита: неформальная часть
- Сколько я потратил на защиту
- Тема кандидатской и выбор научного руководителя
- Как ученый защищает докторскую диссертацию
- Подготовка к предзащите
- Требования к оформлению диссертации
- Требования к списку публикаций
- Участие в научных конференциях
- 1.3 Аргументы «против»
- Несколько слов об эффективности аспирантуры
- Причины фиаско
- Что делать после защиты
- Интриги на кафедре разочаровывают и отбивают вдохновение
- Александр Демидов
- Что такое научная диссертация
- Личные причины
- Екатерина Митина
- Что дает аспирантура без защищенной диссертации?
- Причины, почему не все защищают диссертацию
- Как успешно защитить диссертацию
- Требования
- Процедура предзащиты
- Научный руководитель и рецензенты
- Обсуждение диссертации
- Оформление заключения
- Молодые люди часто идут в аспирантуру, просто чтобы получить отсрочку от армии
- Алексей Зеленский
- Руководители используют аспирантов как бесплатную рабочую силу
- Ирина Кузнецова
Доходы аспиранта
Аспиранты-очники три года получают стипендию. Она зависит от вуза и специальности, но сейчас не может быть меньше 3000 Р. Для «технарей» минимальный порог выше — 7400 Р. Стипендия может быть увеличена за счет региональных надбавок и дополнительных выплат конкретного вуза. Узнайте, как получить более высокую стипендию, в отделе аспирантуры, но помните, что полноценную зарплату это не заменит. Скорее всего, придется совмещать аспирантуру и работу.
Кроме стипендии от государства и вуза можно получить грант — это деньги на проведение научного исследования, выделяются по конкурсу. За полгода работы над диссертацией обычно накапливается достаточно материала, чтобы собрать из него заявку для конкурса.
Информацию о текущих программах можно узнать на кафедре и в отделе подготовки научных кадров. У меня небольшой опыт в погоне за грантами: я подал заявку всего на один и выиграл его, поэтому какой-то статистики привести не могу. Но такой способ получения дополнительного дохода есть.
За три года обучения я получил от государства 105 810 Р стипендии — в месяц выходило от 2700 Р в 2013 году до 2922 Р в 2016 году. Еще на втором году обучения я выиграл грант на поддержку молодых ученых от университета — 21 700 Р. Всего получилось 127 510 Р.
Вам будет нужно много бумаги
Заранее продумайте, где вы будете печатать материалы. За четыре года у меня на это ушло более 6000 листов. Я договорился с руководством компании, где работаю, на печать 125 страниц в месяц — это и есть 6000 страниц за 48 месяцев.
Дополнительных условий мне не ставили, но я был готов использовать следующие аргументы в переговорах:
- Я повышаю профессиональную квалификацию. Кандидат наук ценнее, чем просто специалист.
- Я продвигаю имидж компании. Гарантирую публикацию названия компании в научных статьях и на выступлениях.
- Я могу привлекать студентов на практику на предприятие.
Защита: неформальная часть
Еда. Узнайте заранее, будет ли кто-то еще защищаться в тот же день, что и вы. Если вас несколько, свяжитесь с другими соискателями и договоритесь разделить затраты. Обычно в таких случаях принято делать полноценный банкет. Если защищаетесь один, будет достаточно кофе-брейка или небольшого фуршета.
Обсудите с ученым секретарем, как и где принято организовывать фуршет или банкет. У него же возьмите контакты кейтеринга. Защиты проходят часто, у постоянных подрядчиков есть варианты меню под каждый диссертационный совет и пропуск в вуз.
Договоритесь с кейтерингом, чтобы было две подачи еды: до защиты и после. Защита длится два часа. Все остынет.
Я защищался один, поэтому организовал расширенный кофе-брейк. Рядом с залом заседания была комната, которую всегда используют для этой цели. Кейтерингом занималось университетское кафе. Через него же я заказал воду на столы в зал заседаний. На кофе-брейк и воду потратил 26 800 Р.
Цветы, как и подарки, дарить необязательно. Но я руководствовался представлением, что если делать праздник, то должны быть цветы. Чтобы дешево купить цветы, отправляйтесь на цветочную базу и торгуйтесь. На пять букетов на Рижском рынке я потратил 7100 Р — выторговал скидку 1500 Р. Идти лучше вечером накануне защиты: скидки будут давать охотнее.
Сколько я потратил на защиту
Трата | Стоимость |
---|---|
Кофе-брейк на защите | 26 800 Р |
Цветы на защиту | 7100 Р |
Всего | 33 900 Р |
Кофе-брейк на защите
26 800 Р
Цветы на защиту
7100 Р
Всего
33 900 Р
Тема кандидатской и выбор научного руководителя
Удачный выбор руководителя существенно поможет при подготовке и защите диссертации. С самого начала руководитель может подсказать тему и идеи для актуальной и интересной научной работы, которая сможет получить положительную оценку научной аудитории.
Научный руководитель играет немаловажную роль в подготовке соискателем научного труда. Помимо помощи в подборе актуальной темы, он принимает участие в проведении научных исследований и подготовке к защите. Призвание руководителя – делится опытом и знаниями, касательно того, как защитить кандидатскую диссертацию. Кроме того, руководитель будет представлять своего подопечного на защите.
Тема научной работы является основополагающей идеей, вокруг которой разворачивается кандидатская диссертация
Важно выбрать интересную тематику, представляющую интерес, как для самого соискателя, так и для аудитории, дающую пространство для проведения исследований, разносторонней проработки основных мыслей и целей диссертации
Актуальность выбранной темы и новаторство и ценность проведенных исследований являются основными критериями оценки научной работы.
Как ученый защищает докторскую диссертацию
После того как исследовательская работа готова и одобрена научным консультантом, нужно начать подготовку к выступлению. На начальном этапе необходимо ознакомиться с методическими рекомендациями по защите докторских диссертаций, которые издает вуз для помощи соискателям. Методическое пособие можно взять на кафедре или в библиотеке вуза/НИИ.
Перед защитой докторской диссертации проводится предзащита. С ее помощью определяются и корректируются недочеты, содержащиеся в работе. Затем, не менее чем за 3 месяца, на официальном сайте ВАК должна быть размещена информация о дате предстоящей защиты. К этому обращению прикрепляется готовый, оформленный согласно ГОСТу автореферат. Докторанту нужно прибыть к месту защиты заранее, чтобы:
- подготовить аудиторию;
- распределить раздаточный материал;
- настроить показ презентации;
- установить прочие демонстрационные элементы.
В назначенное время осуществляется заслушивание доклада. На него выделяется не больше 20 минут. После речи будущего доктора не менее трех оппонентов высказываются о содержании диссертации. Далее члены комиссии задают вопросы по теме, а будущий доктор наук предоставляет точные содержательные ответы на них.
Все обсуждение не занимает более 20 минут, однако этот период жестко не регулируется. Во время защиты происходит видео- и аудиозапись.
Подготовка к предзащите
Требования к оформлению диссертации
При обсуждении важна не только содержательность самого текста работы, но и её оформление в соответствии с правилами госстандарта и требованиями ВАК. Это относится к тексту, таблицам, схемам, рисункам, а также к правильно оформленным и выверенным ссылкам на цитированные источники и списки использованной литературы
Учитывая, что в последние годы особое внимание уделяется индексу цитирования как одному из основных показателей научной квалификации ученого, правильно оформленной библиографии в диссертационной работе уделяется большое внимание. Сколько экземпляров рукописи потребуется для предзащиты желательно согласовать с зав.кафедрой. Необходимо подготовить хороший автореферат, по содержанию которого можно составить правильное представление о работе в целом. Тем более что большая часть членов кафедры предпочтет для знакомства с работой использовать автореферат
Написать автореферат задача непростая и не стоит ее откладывать на потом. Перед тем как размножать его в бумажном варианте, как того требуют правила, а на предзащиту надо обеспечить аудиторию достаточным количеством экземпляров, желательно раздать его коллегам знакомым и друзьям, чтобы выслушать их мнение.
Требования к списку публикаций
Важную роль играют опубликованные работы соискателя. Список научных статей с выходными данными подписывается научным руководителем. В статьях отражается основное содержание диссертационных исследований. Эти статьи лучше публиковать с единоличным авторством аспиранта, ведь эта работа по определению должна быть самостоятельной.
Неплохо было, чтобы они были опубликованы не только в журналах из Перечня ВАК, но и имели хороший импакт-фактор, которыми могут похвастаться далеко не все ваковские журналы
А вот статьи в журналах Scopus и Web of Science придадут дополнительный вес научной работе, представленной на защиту. Обязательно надо обратить внимание, что речь идет об уже опубликованных работах. Те работы, которые планируются к выходу или подписаны к печати, но еще не увидели свет, в расчет не принимаются
К научным публикациям не относятся газетные статьи и статьи в научно-популярных журналах.
Участие в научных конференциях
На протяжении долгих лет ведется дискуссия о том считать или нет публикациями тезисы научных конференций. Большинство диссоветов в своей практике придерживается правила не считать достаточными для защиты публикациями упомянутые тезисы. Другими словами, предлагается рассматривать тезисы научных конференций международного и национального уровня как дополнительный фактор в оценке научной активности аспиранта. Это относится и к выигранным грантам на научные исследования. Далеко не лишней будет справка в произвольной форме от коммерческой или государственной структуры, подтверждающая практическую или научную ценность работы.
Предзащита кандидатской диссертации требует наличия справки о сдаче экзаменов кандидатского минимума. Без нее заключение не будет соответствовать предъявляемым требованиям ВАК.
1.3 Аргументы «против»
Несколько слов об эффективности аспирантуры
«Как и мечта, статистика — это форма исполнения желания»
Дж. Бодриллард
Послушаем сначала, что говорит высокое начальство. «Я готов выйти с
предложением в правительство с целью внести изменения в законы и продлить срок
обучения в аспирантуре с 3 до 4 лет, — сказал министр. — Я считаю, что за три
года хорошую диссертацию написать невозможно» (министр образования и науки А.А.
Фурсенко) .
Немного «веселой» статистики по аспирантуре и защитам диссертаций. Налицо
путаница в показаниях…
Точных данных об эффективности аспирантуры вы нигде не найдете. Да и потом,
средняя эффективность аспирантуры сродни средней температуре по больнице.
«Сравнение данных по приему в аспирантуру и количеству защит показывает, что
эффективность работы аспирантуры в вузах России колеблется от 2% до 65%» .
«… сегодня средний показатель эффективности аспирантуры по России намного ниже
25%, примерно 15%» . В среднем в России из окончивших аспирантуру защищается
по статистике 15-20%. В 2005 году, например, защищено 35 тысяч кандидатских и 1
тысяча докторских .
«… только 30% российских аспирантов защищают диссертацию после окончания
учебы. У докторантов этот показатель несколько выше — 38,9%, но все равно он
остается крайне низким на протяжении последних нескольких лет. Наблюдается
парадокс: число соискателей ученой степени кандидата и доктора наук постоянно
растет, а количество «защищенных» диссертаций уменьшается» .
А вот цитата из документа Высшей аттестационной комиссии, относящегося к 2003
г.
«В 2003 г. отклонено, снято с рассмотрения и возвращено в диссертационные и
ученые советы 201 докторская, 744 кандидатских и 39 профессорских аттестационных
дел. Основные причины принятия отрицательных решений по диссертациям в ВАК —
непродуманный выбор темы, отсутствие новизны, незавершенность
работы, ее описательность, низкий научный уровень. Бывает
слабой методическая сторона исследования, обнаруживаются ошибки в математическом
аппарате, необоснованность выводов и научных положений» .
В среднем количество отклоненных диссертаций в ВАКе составляет 3% от общего числа .
Причины фиаско
Таким образом, только 20% (по чересчур оптимистичным оценкам) аспирантов
доводят дело до защиты. Аспирант может успешно выполнить все требования
«Положения об аттестации», и, тем не менее, не защититься в срок. Так что же,
объективно мешает этой славной прослойке населения достойно завершить обучение в
аспирантуре и защититься в срок?
Причина 1. Отсутствие полноценного научного задела. Почти никто из аспирантов
не обсуждает такие вопросы, как будущая тема, трактовка, направление
исследований ДО поступления в аспирантуру. А навыки научной работы приобретаются
(или не приобретаются) уже с самого поступления в ВУЗ (при осмысленном обучении
и дальновидном взгляде на жизнь). Поэтому решение «Я хочу заниматься наукой» не
должно приниматься во втором семестре последнего курса.
Причина 2. Дело том, что большинство поступают в аспирантуру без намерения
защититься или, как минимум, без мыслей о защите, которые то ли возникнут потом,
то ли нет. Данная категория товарищей искренне полагает, что в аспирантуре они
спокойно смогут провести 2-2,5 года, ничего не делая. Причем формального повода
отчислить их не будет, т.к. диссертацию раньше срока все равно никто не
потребует, а систематической учебы как таковой в аспирантуре нет.
Причина 3. Отсутствие профессионального руководства со стороны научного
руководителя.
Причина 4. Кто-то после поступления в аспирантуру уходит с головой в работу
либо другой вид деятельности, где вырисовываются более привлекательные
перспективы, чем грызть гранит науки.
Причина 5. Женитьба (или замужество), а, тем более, появление киндеров, также
зачастую ставят жирный крест на учебе в аспирантуре.
Причина 6. Лень-матушка и неорганизованность.
Причина 7 и т.п. Внезапные проблемы со здоровьем, конфликт с руководителем,
неудачный результат предварительной защиты, и еще тысяча и одна причина.
Можно, конечно, на старости лет успокаивать себя фразой «Талантливые не
защищаются не потому, что не могут, а потому, что не хотят», но это дела не
меняет.
Практическая ситуация
Пятеро человек учились в аспирантуре, но так и не
защитили свои диссертации в срок. Один просто бросил аспирантуру на втором году
обучения; другой был отчислен, поскольку фактически прекратил работу над
диссертацией; двух других «зарубили» на предзащите. Правда, один из них через
несколько лет защитился, другой до сих пор нет, и уже вряд ли. И последний
аспирант из этой пятерки забросил науку после того, как его лишили места в
общежитии.
Грустно…
Что делать после защиты
Когда ученый прошел через все испытания и защитил докторскую диссертацию на тему, встает вопрос, как действовать дальше. При положительном решении, вуз предоставляет ученому новый документ государственного образца, его подлинность заверяет ВАК.
Для его оформления соискатель ученой степени должен в течение месяца обратиться в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и сдать аттестационное дело. Получаемый на финальном этапе документ содержит описание ценности полученных в докторской диссертации выводов, которые необходимы для науки.
Если есть сомнения, зачем писать докторскую диссертацию, помните, что она определяет карьерный рост в науке и позволяет повысить профессиональный статус. Кроме того, в нашей стране без степени доктора фактически занять должность ректора или руководителя национального научного проекта невозможно.
Интриги на кафедре разочаровывают и отбивают вдохновение
Александр Демидов
Я окончил журфак МГУ, но всю жизнь любил и изучал восточную философию и йогу. Армия мне совершенно не грозила, военный билет уже был на руках (абсолютно законный, кстати говоря), но пора было определяться, куда направиться дальше.
На пятом курсе наш лектор по истории зарубежной философии (замечательный профессор, очень его уважаю!) очень рекомендовал поступать в аспирантуру философского факультета на кафедру истории зарубежной философии.
Впрочем, рекомендация профессора стала скорее финальным поводом, чем причиной. Моей главной страстью и сферой изучения были агни йога и теософия. В мире современной философии это явно маргинальные учения, и относятся к ним скептически («Молодой человек! Может, займетесь Платоном или Гегелем вместо этой вашей эзотерики?»). Рерихов еще более-менее воспринимают (возможно, отдавая дань искусству и востоковедению), но озвучить имя Блаватской в контексте вклада в философию — все равно что черта в храме помянуть.
Тем не менее для меня агни йога и теософия всегда были (и остаются) мудрыми, благородными и нравственными учениями, возвышающими человека. И да, сильно недооцененными обществом. Я искренне полагал, что смогу раскрыть красоту этой философии и ввести ее в поле серьезного дискурса.
Честно признаюсь, после журфака я романтизировал философский факультет. Философия всегда была для меня источником нравственности и лучших человеческих стремлений. Попав на факультет, я весьма разочаровался. Подсмеивания над коллегами из ВШЭ за кафедральным столом, борьба за публикации, жесточайшие битвы за свои и только свои теории, слухи и сплетни о преподавателях (куда жестче и злее, чем на журфаке!). И зачастую — самое будничное отношение к философии. Все это портило впечатление и совершенно не вдохновляло. Становиться похожим на таких людей не хотелось. Были отдельные замечательные товарищи, но общая картина складывалась не самая радостная.
Еще мне очень хотелось приносить пользу. Чувствовать отдачу от 11 лет школы и 5 лет универа. Хотелось приложиться к делу — а здесь на горизонте снова маячили десятки часов в библиотеках, статьи, монографии, совещания, диссертации…
Наконец, философия в моем представлении есть нечто очень живое, а здесь к тем же статьям выдвинуты жесткие требования «научной академичности». Прямо свинцовый занавес. Такой подход выхолащивает то самое живое, что может дать философия человеку (мое мнение). Когда сказали, что мои статьи очень интересные и захватывающие, но их нужно переписать и привести к «научному» (читай: скучному и серенькому) виду, мне стало страшно тоскливо. Я понял, что мне пора. И совершенно не жалею.
Теперь я преподаю английский на языковых курсах детям от 10 до 70 лет и организовываю встречи с беседами о важных жизненных вопросах в свете восточного мировоззрения, буддизма, йоги. Чувствую себя гораздо счастливее. Успел также поработать в проектах по профориентации подростков и выбору жизненного пути (замечательный опыт!). Вполне возможно, займусь улучшением системы образования в будущем, а то она основательно устарела почти по всем мыслимым параметрам.
Что такое научная диссертация
Внимание!
Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.
Расчет стоимости Гарантии Отзывы
Кандидатская, так же как и докторская диссертация, представляет собой полноценный научный проект, подготовленный и представленный публике с целью соискания научной степени. Работа должна опираться на исследование, проводимое аспирантом лично, предлагать публике актуальные идеи, данные аналитических исследований, новые изобретения и авторские решения. Проблема, или явление, которое затрагивается в научной работе должно быть востребованным и актуальным, а подходы и используемые методики – новаторскими и не исследованные ранее.
Можно сказать, что научная диссертация это личный вклад отдельно взятого человека в общественный научный фонд. Но для внесения данного вклада нужно строго придерживаться всем требованиям, выдвигаемым к соискателям.
Личные причины
Екатерина Митина
Начиная с тринадцати лет у меня была мечта стать режиссером, я в принципе человек творческий: в детстве писала стихи, прозу, мне нравилось что-то придумывать. С братом мы мечтали снять наши игры на видео, чтобы это было как кино. Как у многих подростков моего поколения, у меня был кумир. В отличие от них, выбирающих себе более простых и понятных кумиров, моим кумиром был Владимир Ворошилов, автор и ведущий программы «Что? Где? Когда?».
Но родители настояли на том, чтобы я пошла на историка, так как туда было проще поступить. Тем не менее я всегда думала, что если окончу истфак, то обязательно получу второе высшее, пойду на режиссера. И мне перспектива писать диссертацию на историческую тему была не очень интересна.
Но мой папа и мой молодой человек просто загнали меня в аспирантуру силком. Папа меня убеждал, что, дескать, если ты пойдешь в аспирантуру, то у тебя будет кусок хлеба и ты всегда сможешь заработать себе на жизнь, если будешь кандидатом наук. А мой любимый человек сказал: «Слушай, у тебя крутая тема, российская иудаика просто умрет, если ты это не увековечишь».
Я поступила в ИСАА на кафедру иудаики. В обучении было много положительных моментов: у меня был просто замечательный научный руководитель, я его до сих пор очень нежно люблю. Кроме того, аспирантура мне была полезна с той точки зрения, что мне там исправили английский язык. Языковое образование на истфаке и в ИСАА — это совершенно разные вещи.
На втором году обучения у меня случилась депрессия из-за сложных отношений с любимым человеком, и аспирантура постоянно мне о нем напоминала. В то же время я вообще не понимала, как писать диссертацию на мою тему. Мои о ней представления не устраивали научного руководителя и завкафедрой: они говорили, что это не исследование, а беллетристика. Но я их не осуждаю: в том виде, в котором я это писала, это действительно не было историческим исследованием.
Плюс у меня было огромное желание уехать куда-нибудь из России, чтобы меня просто никто не трогал, и, может быть, там что-нибудь и написать. Под этим соусом я подала заявление об отчислении из аспирантуры и уехала в Израиль. Я действительно потратила очень много сил: выиграла грант, сидела в сионистском архиве и, вернувшись в Москву, пыталась все-таки что-то написать.
В это же время я решилась поступить на режиссерские курсы при ВГИКе, и мне там было безумно интересно. Этюды, работа с актером — это было что-то потрясающее. Особенно здорово, когда начинает рождаться образ и ты с актером его творишь вместе. Вот это сотворчество и счастье от него не заменят никакие исторические исследования. Кроме того, я за этот год попробовала себя в качестве ассистента режиссера на документальном фильме, познакомилась с известными людьми театра и телевидения.
Год где-то я пыталась совмещать, но потом меня настолько захватил мой проект, что я уже не могла думать об истории. Я поняла, что совмещать псевдопопытки научной деятельности с работой в кино просто невозможно. Думаю, что все-таки напишу диссертацию, когда сниму фильм, но не уверена, что на эту тему, потому что, в принципе, она недиссертабельна вообще.
Что дает аспирантура без защищенной диссертации?
Зачем нужна третья ступень образования, если она не заканчивается высокой степени кандидата?
- На выходе слушатель курса получает диплом с квалификацией исследователь, что уже указывает работодателю на его более высокий уровень подготовки.
- Молодым людям аспирантура интересна, как законный способ отсрочки от армии (3 года плюс год для подготовки).
- Педагогическая практика — полезный навык (потенциальное призвание, расширение вакансий).
- Научные публикации, общение с учеными умами — все это может сформировать основу успешной карьеры на любом поле (научном, предпринимательском).
- Удачно выбранный научный руководитель открывает студенту целый мир возможностей — грантов для проведения экспериментов, практикум соавторских открытий. Здесь же — поездки на конференции по городам своей страны или за рубеж.
Независимо от результатов защиты научного труда аспирантура дает отличную возможность найти себя.
Причины, почему не все защищают диссертацию
Причин остановки на последнем «рубеже» заветной кандидатской работы много. Нередко виной всему ошибочный выбор научного руководителя, мало заинтересованного в успехе подопечного. Этим чаще всего объясняется причина перевода в наш вуз аспирантов из других учебных заведений.
Иные популярные поводы отсрочки:
- семья, работа (рождение ребенка, предложение отличной должности);
- путанная бюрократическая платформа действий (25% студентов не допускаются до предзащиты из-за канцелярских неточностей);
- изначально слабая тематика труда (сложности с ее выбором).
Как успешно защитить диссертацию
Успешная защита диссертации — дело сложное, но посильное каждому. Огромную роль в нем сыграет статус, авторитет, заинтересованность научного руководителя.
Важны хорошие отношения с кафедрой, активное участие в научной работе своего вуза, публикации в любые издания (ВАК, индекс РИНЦ, зарубежные). До основного выступления студент «покажет» труд минимум трижды (руководителю, на сайте кафедры, Ученому совету). Только затем его доклад заслушают на Диссертационном совете, куда можно выйти при наличии рекомендации к защите.
Адрес поступления:
Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.
Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.
Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01
График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10; Сб — Вс: 10:00 — 17:00;
Требования
Порядок и форму представления, а также критерии оценки научного доклада аспиранта образовательное учреждение разрабатывает самостоятельно, руководствуясь положениями № 273-ФЗ от 29.12.2012 и постановлениями Правительства. Доклад по своей теме соответствует направлению исследовательской работы и сфере профессиональной деятельности аспиранта. В нем необходимо достаточно полно раскрыть вопросы, касающиеся:
- актуальности и теоретических основ исследуемой темы;
- обоснованности проблемы и степени ее разработанности;
- объекта изучения и используемых методик;
- источниковой базы;
- экспериментальной части;
- научной новизны и значимости результатов, их апробации и возможности внедрения в практику;
- заключительных выводов по итогам исследования, перспектив по его продолжению.
Общие требования к оформлению научного доклада аспиранта определяются ГОСТом Р 7.0.11-2011:
- объем текста составляет не более 1 печатного листа (24–26 страниц А4; шрифт – Times New Roman размером 14 pt с межстрочным интервалом – 1,5);
- печать на бумаге А4 со стандартными полями – 20 х 25 х 20 х 10 мм;
- нумерация страниц – без пропусков и указания на титульном листе;
- заголовки отделяются от текста с обеих сторон тремя интервалами;
- библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТом Р 7.0.5-2008.
Процедура предзащиты
Научный руководитель и рецензенты
В проведении такого важного мероприятия, как предзащита кандидатской диссертации на кафедре, следует отметить роль научного руководителя. Он хорошо знает профессорско-преподавательский состав кафедры, он известен научному сообществу и его задача, ввести своего аспиранта в это сообщество. Он несет ответственность и за его успешную защиту. При надлежащей готовности материала надо вместе с научным руководителем позаботиться о подборе умных позитивных рецензентов
Их задача должна заключаться не в том, чтобы дать просто положительную рецензию, как формальную отписку, оказать реальную помощь в возможном улучшении диссертационной работы. Рецензенты – это обычно сотрудники кафедры с ученой степенью по профилю диссертации. Возможно привлечение в качестве рецензентов-специалистов из сторонних организаций, у которых есть печатные работы по данному научному направлению. Рецензент должен провести проверку рукописи на возможный плагиат и результат отразить в представленном отзыве.
Обсуждение диссертации
Обсуждение диссертации проходит под председательством заведующего кафедрой. Рассмотрение начинается выступлением аспиранта, в котором он излагает положения своих диссертационных исследований, полученные результаты и выводы, их практическую и научную ценность. После этого выступает научный руководитель, который дает оценку проделанной аспирантом научной работы, характеризует его работу в период обучения в аспирантуре, отмечает его участие в научно-методической работе кафедры и оценивает полученный аспирантом преподавательский опыт. В принятом заключении должен быть отражен личный вклад автора в представленной работе, новизна, практическая применимость и научная ценность выводов диссертации. В частности, это касается и тех статей, которые были опубликованы в журналах. В выступлениях рецензентов дается оценка диссертационной работы, приводятся достоинства и недостатки, указываются наличие или отсутствие соответствия требованиям ВАК. Затем дается слово диссертанту для ответа на выступления рецензентов.
Оформление заключения
По окончании обсуждения выносится одно из следующих решений: рекомендовать к защите, рекомендовать с учетом сделанных замечаний, не рекомендовать из-за наличия существенных недостатков.
В тексте заключения по каждому принятому решению обязательно отражаются следующие пункты:
- актуальность темы;
- вклад диссертанта;
- актуальность исследований;
- доказательность выводов;
- новизна полученных результатов;
- практическая ценность работы;
- перечень публикаций диссертанта.
Названные решения принимаются путем голосования, если за него проголосовало большинство участников совещания. В заключительном документе по предзащите указываются следующие сведения: присутствующие на обсуждении лица; фамилия, и.о. соискателя; тема работы и код специальности; содержание выступления аспиранта в тезисной форме; вопросы, заданные при обсуждении; основное содержание выступлений рецензентов; отзыв руководителя. По итогам предзащиты диссертация рекомендуется к защите по указанной специальности.
Имея на руках такую рекомендацию, аспирант вправе защищаться как в диссовете данного института, так и в любом другом совете по указанной специальности на основании решения ВАК.
Молодые люди часто идут в аспирантуру, просто чтобы получить отсрочку от армии
Алексей Зеленский
Я учился в Гуманитарном институте телевидения и радиовещания на звукорежиссуре. Когда заканчивал, у меня, как и у любого молодого человека в России, очень остро стоял вопрос с армией, и самым естественным способом как-то ее избежать было пойти в аспирантуру. При моем же институте была аспирантская кафедра культурологии, которая казалась неплохим вариантом: один из преподавателей там, например, был из тартуской школы, там учился сын профессора, к которому я специально окольными путями бегал слушать лекции по аудиовизуальным языкам в другой институт. Мне показалось, что это может быть интересным компромиссным вариантом.
Я туда поступил и начал заниматься диссертацией, она была основана на трудах Леви-Стросса, Делеза, Деррида, а также людей, которые не имеют прямого отношения к научному миру (например, Владимир Мартынов и Маршалл Маклюэн). И вскоре я обнаружил странный конфликт с моим руководителем и другими людьми на кафедре: они все время хотели выкинуть или максимально сократить все ссылки как раз на Мартынова, Маклюэна и в принципе сократить то, что казалось мне очень существенным в тексте.
Я понял, что научный метод не предполагает некоторых вещей, которые мне кажутся очень важными в этой работе, и постепенно начала закрадываться такая мысль, что диссертацию по моей теме невозможно написать так, чтобы оставаться верным источникам, которые я использую, потому что разрабатывать идеи Делеза и Деррида внутри строгого, по линейке вымеренного научного труда — это какое-то извращение. Кроме того, я уехал за границу, на меня перестал распространяться призыв, у меня родился сын, и я понял, что аспирантура будет требовать огромных бессмысленных затрат из-за ВАКа, из-за того, сколько мне предстоит бороться с самим собой, чтобы отказаться от своего видения текста и сделать его таким, каким он должен быть, чтобы его защитить. Тут есть такая типичная российская бессмысленность, когда ты изначально идешь в аспирантуру в первую очередь потому, что тебе грозит армия, а потом все должен делать строго определенным образом и при этом еще и думать о том, что этим ваковским изданиям надо платить, потому что они иначе не печатают работы и так далее. В общем, все, что связано с российской действительностью, абсолютно отравило идею того, что эту работу нужно довести до конца.
Если я и решу закончить диссертацию, то точно не в России, хотя тут это было бы важнее с той точки зрения, что здесь существует гораздо меньше работ на эту тему. Но я не вижу никакого смысла включаться в российскую большую академическую жизнь, потому что для меня очевидно, что первоначальный смысл этой ступени образования, к сожалению, очень сильно искажен из-за вопросов армии, бюрократии и так далее.
Руководители используют аспирантов как бесплатную рабочую силу
Ирина Кузнецова
Я окончила Орловский государственный университет и, поскольку мужа по службе перевели в Москву, решила пойти в аспирантуру там, а не в родном вузе. У знакомого моего отца дочка окончила МГУ и посоветовала мне тоже идти туда, сказала, что ничего страшного там нет.
В аспирантуре я хотела получить знания, которые помогут мне в моем будущем трудоустройстве (по специальности я преподаватель английского и немецкого), и, соответственно, получить какой-то опыт. Мне было очень интересно узнать, как обучают в этом вузе, какие преподаватели, отличается ли программа.
Когда я пришла в аспирантуру на филологический факультет МГУ, я поняла, что люди там получают знания исключительно теоретического характера. То есть они мне понадобятся только в случае, если я в дальнейшем планирую преподавать в специализированном вузе. В плане методики образования, в плане языка эти знания практически ничего не дают.
Следующий аспект — это отношение к студентам из других вузов. У нас на курсе из одиннадцати поступивших немосквичами были только я и девочка из Петербурга, и никого не волновало, защитимся мы или нет, к нам относились как к назойливым мухам. Тех, кто изначально учился в МГУ, все знали, а судьба приехавших из провинции особенно никого не заботила.
Также меня поразила бесплатная практика. Она начинается на втором курсе и выражается в том, что студент аспирантуры ведет пары за других преподавателей в то время, когда они находятся в командировке или уехали в отпуск. То есть деньги за это получают преподаватели, а студенты все делают бесплатно. Я вела практику полгода на факультете иностранных языков, и никого не интересовало, чем я вообще занимаюсь на этой практике: я могла плясать, петь, смотреть фильмы со студентами. Какого-то педагогического или методического толка от этого не было.
Еще меня напрягало то, что я фактически работала личным секретарем у своего руководителя: покупала билеты, приносила кофе, распечатывала квитанции, отвозила эти квитанции ее знакомым, писала за нее письма, редактировала статьи. Если я не брала трубку или не была на связи, то мне все это выговаривалось и следовали угрозы, что я не напишу диссертацию.
Тем не менее к концу третьего года моя диссертация была готова, у меня были статьи в ваковских и неваковских журналах, были выступления на конференциях. Я ушла на летние каникулы с твердой уверенностью, что, когда вернусь осенью, моя диссертация будет вычитана, нам останется только пройти предзащиту, поправить ее и выходить на защиту. Но в сентябре научный руководитель предложила мне изменить тему диссертации и, соответственно, переписать две главы и добавить еще одну, а также выступить на нескольких научных конференциях. Это предполагало еще около двух лет сотрудничества. Продержавшись еще два года, я все равно не увидела никакого итога работы: на каждой встрече руководитель говорила, что все еще не проверила мою диссертацию. Честно, я не знаю, чего она от меня хотела: то ли она не могла найти замену на пост личного секретаря, то ли ей нужно было какое-то материальное поощрение. Я не стала вдаваться в эти вопросы и решила, что лучше с этим пока завязать.