Психологическая наука в россии xx столетия: проблемы теории и истории москва 1997 издательство «институт психологии ран»

Содержание
  1. Движущие силы и механизмы развития личности в психологии человека
  2. Мотивационный посыл
  3. Социальное развитие личности, роль психологии
  4. Фазы социального развития
  5. Психология развития личности человека: понятие, факторы и этапы
  6. Тема 15. Развитие советской психологии в послевоенные годы (50-е — 90-е гг. XX в.)
  7. Основные термины и понятия
  8. Контрольные вопросы для самопроверки
  9. Тематика рефератов и/или курсовых работ
  10. Литература
  11. Дополнительная литература
  12. Педагогическая психология развития личности ребенка
  13. Связь обучения и развития маленькой личности
  14. Специфика социальной ситуации развития науки в России в 20-30-е г.г. XX века
  15. Современные проблемы развития личности в психологии
  16. § 2. Психология и физиология:
  17. Возрастное развитие личности, особенности психологии
  18. Первый год жизни
  19. Отрочество (13-16 лет для мальчиков и 11-15 лет для маленьких женщин)
  20. Юность
  21. Период зрелости, продолжающийся до 60-70 лет
  22. Старость

Движущие силы и механизмы развития личности в психологии человека

Под движущими силами понимаются потребности самого ребенка, его мотивация, внешние стимулы общения и действий, цели и требования, которые ставят взрослые в воспитании и обучении детей. В случае, если последние совпадают с детской мотивацией, то для развития будут созданы оптимальные условия.

Каждому возрасту присущи определенные потребности, удовлетворение которых первостепенно важно для нормального развития личности, следовательно, любая задержка чревата негативными последствиями

Мотивационный посыл

Важнейшим элементом в данном аспекте является мотивационный посыл, который побуждает поведенческие привычки, организует и направляет его, придавая ему личностный смысл. Для массовой личности побудителем выступает именно негативная мотивация, например, ощущение страха, скуки. В то же время развитая личность использует для себя любую мотивацию, в зависимости от конкретных целей.

Таким образом, мотором роста и развития человека может быть:

  • естественный внутренний источник или «мотор»;
  • собственная воля, инициативность сознания к саморазвитию;
  • посыл других людей или организаций, деятельность.

Таким образом, можно создать хорошую основу для роста и развития личности, главными механизмами которой выступает:

1) переход мотива на цель;

2) идентификация – сравнительный анализ, основанный на подражании старшим;

3) обобщенное освоение социальных ролей и появление новых взглядов.

От рождения до смерти — Психология человека

Социальное развитие личности, роль психологии

Социальное развитие является неотъемлемой частью вхождения человека в культурный и общественный мир. Это понятие включает в себя усвоение, переработку и реализацию опыта, накопившегося в процессе общения и взаимодействия с другими людьми и коллективом, а также формирование индивидуальных качеств по итогам социализации и воспитания.

Фазы социального развития

  • усвоение общественных норм и ценностей;
  • стремление к самоактуализации, к взаимодействию на других членов социума;
  • интеграция в группу, которая раскрывает потенциал возможностей.

Основная роль науки в этом процессе состоит в тщательном изучении законов психической деятельности. В наше время личностная психология является распространенной сферой профессиональной деятельности специалистов.

То есть, по сути, человек должен обрести новое мировоззрение, взгляды, органично приспособленные к ближайшему окружению, более пригодные для того, чтобы достичь жизненных успехов.

Только полностью осознав новую точку зрения, можно понять глубину своего заблуждения, потому что потенциал самопознания прямо пропорционален способности подробно разобраться в причинах тех или иных действий.

Психология развития личности человека: понятие, факторы и этапы

Иными словами, это процесс изменения организма в направлении высшей формы жизнедеятельности.

Взгляды людей естественным образом изменяются в течение всей жизни по целому ряду причин. Личностно вырастая, человек переосмысливает свой опыт, ищет удачные решения для различных ситуаций, решает поставленные задачи.

Происходит это под влиянием следующих ключевых факторов, как внутренних, так и внешних:

  • биологическая наследственность;
  • ближайшее окружение на физическом уровне;
  • культурные аспекты общества;
  • коллективный (групповой) опыт;
  • индивидуальный опыт.

Развитие личности осуществляется за 5 основных этапов в зависимости от возрастной категории человека:

  1. Младенчество.
  2. Детство.
  3. Отрочество.
  4. Совершеннолетие (юность).
  5. Старость.

Тема 15. Развитие советской психологии в послевоенные годы (50-е — 90-е гг. XX в.)

Основные термины и понятия

  1. Павловская сессия
  2. Детерминизм
  3. Научная школа
  4. Инженерная психология
  5. Нейропсихология
  6. Теория функциональных систем
  7. Системный подход

Контрольные вопросы для самопроверки

  1. Каким вопросам была посвящена дискуссия о роли учения Павлова в психологии?
  2. Какие две проблемы являлись основными на Совещании по психологии 1953 г.?
  3. Какими общими тенденциями характеризуется развитие отечественной психологии в 60-80 г. XX в.?
  4. Какие достижения в разработке теоретико-методологических основ психологии характеризуют период 60-80-х гг. XX столетия?
  5. Что характерно для изучения природных основ психики во второй половине XX в.?
  6. Укажите достижения в разработке проблем познавательной деятельности человека в психологии 60-80-х гг. XX в.
  7. Какие новые отрасли психологической науки сформировались в 60-е гг. XX в. и что явилось причиной этого?
  8. Что требует от исследователя реализации системного подхода в изучении психического явления?

Тематика рефератов и/или курсовых работ

  1. Дискуссия о предмете психологии в отечественной науке в 60-е гг. XX в.
  2. Формирование отраслевой структуры психологии в 60-е гг. XX столетия
  3. Разработка методологических принципов в психологии: история идей
  4. Проблема закона в психологии и ее разработка в отечественной психологии в 60-80-е гг. XX в.
  5. Разработка и уточнение категориально-понятийного аппарата психологической науки: история и подходы
  6. Разработка проблем дифференциальной психофизиологии в отечественной психологии
  7. Проблема развития психики и вклад А.Н. Леоньева в ее изучение
  8. Вклад Б.Ф. Ломова в развитие психологической науки
  9. Б.Г. Ананьев и его идея комплексного человекознания

Литература

  1. Будилова Е.А. Философские проблемы в советской психологии. М., 1972.
  2. Грэхем Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М., 1991.
  3. Категории материалистической диалектики в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1988.
  4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  5. Материалы совещания по психологии. Стеногр. отчет // Известия АПН РСФСР. Вып. 45, М. 1953. С. 286.
  6. Научная сессия, посвященная проблемам физиологического учения академика И.П. Павлова (28 июня-4 июля 1950 г.): Стеногр. отчет. М., 1950.
  7. Петровский А.В. История советской психологии. Формирование основ психологической науки. М., 1967.
  8. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М., 1997.
  9. Психологическая наука в СССР: В 2 т. М., 1959.
  10. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957.
  11. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М., 1975.
  12. Тенденции развития психологической науки / Под ред. Б.Ф. Ломова, Л.И. Анцыферовой. М., 1989.
  13. Учение И.П. Павлова и философские основы психологии. М., 1952. С.475.
  14. Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М., 1963.

Дополнительная литература

  1. Петровский А. Записки психолога. М., 2001.
  2. Шорохова Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании, М., 1961.
  3. Ярошевский М.Г. Как предали Ивана Павлова // Репрессированная наука. Вып. 2. СПб., 1994. С.76-82.
  4. Быков К.М. Развитие идей И.П. Павлова (задачи и перспективы) // К.М. Быков Избранные произведения. Т.1. М., 1953. С. 316-364.

Педагогическая психология развития личности ребенка

Психология детского развития помогает раскрыть тонкости маленькой души, дает возможность реально оценить окружающий мир, увидеть себя в нем глазами ребенка, раскрыть внутренний мир малыша, чтобы разобраться с неурядицами, помочь справиться с неудачами и правильно воспринимать радость.

Связь обучения и развития маленькой личности

Одна из главных проблем современности в педагогической психологии. Воспитание при этом является центральным фактором формирования личности ребенка, благодаря которому развиваются природные задатки и способности.

В общении ребенка со взрослыми происходит осознание своего «Я», а благоприятные условия воспитания, доброжелательное отношение, признание и положительное отношение необходимы для удовлетворения естественной потребности в одобрении.

Существующая педагогическая технология личностного развития детей имеет поэтапный характер. Происходит:

  • сбор данных по индивидуальным характеристикам самых маленьких;
  • планирование и работа с детьми по личностному развитию;
  • корректировка имеющихся проблем на социально-эмоциональном уровне.

Специфика социальной ситуации развития науки в России в 20-30-е г.г. XX века

20-30-е годы XX века являются временем стабилизации общественной ситуации. Заканчивается острая политическая борьба противоположных лагерей. Окончательно страна становится на рельсы строительства социалистического государства. Это было время, когда выработалась единая идеология общества — марксизм. Такая стабильность была достигнута жестоким террором и подавлением инакомыслия. Многие неугодные государству ученые были либо физически уничтожены, либо высланы из страны. Такое положение вещей стало одной из причин, по которой многие научно-исследовательские институты были закрыты. В 1922 году десятки ведущих учёных, мыслителей, философов, поэтов, деятелей искусства были изгнаны. С тех пор известна метафора «философский пароход», символизирующая это изгнание. Неповиновение единому установленному кодексу влекло за собой ответное насильственное подчинение.

Оценку существующей ситуации очень метко даёт в своих записях А.Ф. Лазурский. Это тем более интересно, что он не был свидетелем описываемых событий. Такую оценку ему позволяет дать прозорливость талантливого учёного, который может заглянуть дальше и глубже чисто научных вопросов и выйти на уровень макрокосмических проблем.

За год до своей смерти, в 1915-1916 г. Лазурский указывал на то, что все общественные проявления, свидетелем которых он был, являются симптомами подлинного краха современной материально-технической культуры. «Представители различных слоев нашей общественности, задумываясь над этими мрачными сторонами нашей жизни, обычно надеются изжить их на почве тех или иных общественных, демократических или социалистических идеалов». (11, 626) При этом демократические преобразования будут иметь место, но всё то, что «составляет зло современного общества, останется, так как оно не зависит от неравноправного распределения богатств». (11, 626) Не спасёт от этого зла и осуществление социалистических идеалов. Марксистское государство «будет ещё больше стеснять психику людей», оно принесёт более справедливое и равномерное распределение материальных благ, благодаря чему исчезнет, или стушуется разница между классом пролетариев и классом капиталистов, «однако, стеснения, оказываемые общественной организацией, приспособленной всецело только к удовлетворению материальных потребностей, останутся и, может быть, даже усилится». (11, 626) Это опять не приведёт к установлению совершенного общества, а несовершенный строй общества извращает людей: «нищета и сильная бедность (так же как и громадное богатство) извращает психику».(11, 627)

Государство, построенное по законам экономического материализма, порождает среду, где существует два характерологических типа людей — угнетённые (извращённые неудачники) и угнетатели (извращённые успевающие). Извращающий душу постоянный гнёт, подчинение и зависимость, постоянная ожесточённая борьба за существование, борьба с природой и друг другом ставит одних людей в положение победителей, других — в положение побеждённых. И те, и другие остаются моральными инвалидами, попадая в разряд извращённых типов. Таков удел, который уготован человечеству на пути к прогрессу. Для жизни и развития человечества огромное значение имеют индивидуальности, «ибо в их душе и совести творится будущее человечества». (11, 634) Подавление индивидуальности несёт за собой крах прогрессивного, справедливого общества, в котором преобладают люди так называемого чистого характерологического типа.

Тоталитарное общество, окончательно сложившееся в 20-30-е годы, полностью подчинило себе и отдельного индивида и отдельную личность. Подавление индивидуальности, о котором предупреждал Лазурский, сковывало мысли и чувства и приводило к культивации предательства, шпиономании, жестокости. Такая ситуация сказалась на науке, когда многие психологические проблемы вытеснялись, ограничивались более узкими рамками, например, проблема сознания изучалась в рамках вопроса об исторических корнях возникновения сознания и его онтогенеза в детском возрасте. (81, 169) Проблема личности, оформленная в философии и этике и постепенно внедрившаяся в психологию в конце XIX века, имеющая глубокие традиции изучения, специфические для российской науки, сводилась в изучаемый период к идее о сущности человека как совокупности общественных отношений. Общество опять ограничивало развитие психологии социальным заказом, в соответствии с которым и решались основные вопросы психологии личности.

Современные проблемы развития личности в психологии

На сегодняшний день актуальны такие личностные расстройства, как фобии, различные травмы и страхи личности и т.д., а также проблемы в аспекте самореализации. Чаще всего люди обращаются за квалифицированной помощью, потому что внутреннее ощущение собственной личности причиняет им неудобство.

Кроме того, наблюдается видимое снижение нравственных ценностей, ведь в наше время принято считать, что «цель оправдывает средства». Каждый человек во все времена стремился быть похожим на созданный им же совершенный идеал, но какие идеалы в наше время формируют личность? Если еще несколько десятилетий назад на экранах было много позитивных героев, то в современном кинематографе часто за основу берутся совершенно другие ценности.

§ 2. Психология и физиология:

дискуссии
после Великой Отечественной войны……..126

§
3. Развитие психологической науки в
период

со
второй половины 60-х и до конца 80-х годов
……..130

3.1.
Разработка теоретико-методологических
основ психологических
исследований…………………………. 131

3.2.
Конкретно-научные исследования

в
области психологии
…………………………………….. 135

§
4. Состояние и тенденции развития
психологии

в
России в 90-е годы
……………………………………… 153

Литература……………………………………………………….
157

ЧАСТЬ
ВТОРАЯ…………………………………………………………………..163

ГЛАВА
4. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

ВЫСШИХ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ …….. 164

§
1. К проблеме
личности…………………………………….. 164

Литература……………………………………………………….
185

§
2. Проблема субъекта, принцип детерминизма

и
зона ближайшего
развития……………………………. 186

Литература……………………………………………………….207

572

ГЛАВА
5.

ИСХОДНЫЕ
ОСНОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ СУБЪЕКТА

И
ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
………………………………………….. 208

§
1. Субъект и его деятельность
……………………………..208

§
2. Проблема деятельности и психическое
как процесс .. 252
Литература……………………………………………………….262

ЧАСТЬ
ТРЕТЬЯ……………………………………………………………………269

ГЛАВА
6.

ПРОБЛЕМА
ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ…………………… 270

§
1. Общая характеристика состояния
проблемы личности и первый период ее
разработки в отечественной
психологии………………………………………………….270

§
2. Методологические проблемы психологии
личности … 278

§3.
Основные уровни изучения и теории
личности………296

3.
1. Теория личности Д.Н.Узнадзе
…………………….299

3.2.
Личность в философско-психологической
концепции С.Л.Рубинштейна
…………………………..305

3.3.
Теория личности
Б.Г.Ананьева…………………….312

3.4.
Взгляды А.Г.Ковалева на личность
……………….316

3.5.
Взгляды К.К.Платонова на личность
……………..317

3.6.
Концепция личности В.Н.Мясищева………………319

3.7.
Подход к личности А.Н.Леонтьева
………………..320

§
4. Развитие проблем психологии личности

в80-90-егоды
………………………………………………331

Литература……………………………………………………….367

ГЛАВА
7.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ …………. 3 74

§
1. Краткая история возникновения и
основной

круг
проблем
……………………………………………….374

§
2. Основные проблемы и тенденции развития

социальной
психологии 60-70-ых годов ……………….406

§
3. Состояние социальной психологии в
80-90-ые годы .. 431

Заключение………………………………………………………450

Литература……………………………………………………….455

573

ГЛАВА
8.

ИССЛЕДОВАНИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ……… 459

Литература……………………………………………………….554

ГЛАВА
9.

ЦЕЛОСТНОСТЬ
ОБЪЕКТА — ОСНОВАНИЕ ДЛЯ СИСТЕМНОСТИ
ВСЕХ ЕГО

КАЧЕСТВ……………………………………………………………..
559

Литература……………………………………………………….570

574

Возрастное развитие личности, особенности психологии

Возрастное развитие личности происходит поэтапно, начиная с первого дня появления на свет и заканчивая днем смерти человека, завершением. Перемены, связанные с формированием психики, четко прослеживаются в детском и подростковом возрасте, но продолжаются на протяжении всего жизненного пути.

Первый год жизни

Это время понимания и овладения элементарными способностями. Преддошкольный возраст (до трех лет) – период быстрого роста мозга и активного общения. В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) делается особый упор на физическую выносливость и ролевую игру. Главной деятельностью для младшего школьника (от 7 до 12 лет) является обучение.

Отрочество (13-16 лет для мальчиков и 11-15 лет для маленьких женщин)

Один из самых важных и сложных этапов, который характеризуется активным поиском «своей» социальной роли. Именно в этот период может произойти первый серьезный «кризис возраста».

Юность

Во время юности — ведущей деятельностью является интимно-личностное общение и поиск своего «местечка под солнцем».

Период зрелости, продолжающийся до 60-70 лет

Это время, когда человек получает возможности полной реализации собственного уникального потенциала, основанного на уровне интеллекта, знаний и накопленного опыта.

Старость

Старость нередко связана с негативными переменами в судьбе по причине ухудшения здоровья человека, вынужденного ограничения его физических возможностей, потери привычного социального статуса.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.