- Что такое кризис личности
- Кризис одного года
- Возрастная психология кризиса 6-7 лет: упрямство и непослушание
- Этапы развития кризиса личности
- Этап погружения
- Этап тупика
- Переломный момент
- Основные причины кризисных возрастных периодов
- Кризис трехлетнего возраста
- Как пережить кризис 6-7 лет: эффективные советы психологов
- Предисловие
- Рецепт от болезни
- Особенности подросткового кризиса
- Причины возрастных кризисов
- Стабильные и кризисные стадии развития
- Причины кризиса и торможения в развитии личности
- Отсутствие хорошей мотивации
- Финансовые проблемы
- Чувство лени
- Давление со стороны
- Возрастной порог
- Одна или несколько конкретных ситуаций
- Переоценка ценностей
- Характеристика кризиса подросткового возраста с медицинской точки зрения
- Как понять, что наступил кризис возраста
- Печально, но факт: каждому предстоит столкнуться с несколькими кризисами взрослости
- Особенности преодоления кризиса
- Особенности финансовых кризисов
- Кризис 7-ми лет
Что такое кризис личности
В переводе с греческого кризис – это решение или поворотный пункт. По сути, это столкновение старых взглядов и приоритетов с новыми. То, что раньше казалось важным и стояло на первом месте, отодвигается на задний план. Методы, используемые для достижения целей, теряют эффективность.
В психологии кризис личности – это состояние, когда человек больше не может быть таким, как раньше. Он попадает в тупик, пытается найти выход и зачастую не находит.
Каждый столкнувшийся с кризисом описывает его по-разному:
- ощущение одиночества даже в кругу семьи и друзей;
- напряжение, скованность, эмоциональная усталость;
- гнетущее чувство безысходности, от которого нельзя спрятаться;
- ощущение обособленности от окружающих;
- потребность в помощи со стороны;
- желание как можно быстрее найти выход из пустоты.
Многим людям кажется, что они живут не своей жизнью. Они как будто находятся в огромном прозрачном шаре, отделяющим от других.
Кризис личности можно определить даже со стороны. Он имеет ряд характерных симптомов:
- Нестабильное эмоциональное состояние. Человек не проявляет интереса к происходящим вокруг него событиям. У него сложно вызвать искреннюю улыбку или смех. Он не выражает свои чувства.
- Отрешенность. «Больной» погружен в самого себя. Ему все равно, как живут родные и близкие люди. Если кто-то пытается заговорить с ним или оказать помощь, проявляется раздражительность, злоба и агрессия.
- Проблемы со сном. Чаще всего это бессонница. Человек плохо спит, часто встает на протяжении ночи и, в результате этого, тяжело просыпается по утрам.
- Ухудшение состояния здоровья. Пропадает аппетит, из-за чего постоянно ощущается слабость. Недостаток сна приводит к изменению цвета кожи и появлению темных кругов под глазами. Человек часто болеет простудными заболеваниями, поскольку его иммунная система не может в полной мере справляться со своими функциями.
В особо тяжелых случаях требуется помощь специалиста.
Кризис одного года
Суть данного кризиса заключается в возникающих противоречиях между уже имеющимися сформировавшимися физическими и психическими умениями, навыками и возможностями растущего человека, характеризующими его как автономный организм, и все еще сильной потребностью в тесном общении, взаимодействии с матерью. В прохождении данного критического периода огромную роль играют первые шаги социализации ребенка, к примеру его взаимодействие с близкими родственниками, братьями, сестрами, бабушками. Возрастной кризис 1 года бывает не всегда.
Огромное значение в положительном разрешении также имеет эмоциональная связь с матерью и ее настрой по отношению к ребенку. Это первый путеводитель ребенка в незнакомом мире. И от того, насколько она чувствует поведение ребенка и грамотно с ним взаимодействует, зависит результат вхождения ребенка в новый этап развития.
Результатом разрешения кризиса одного года обычно является такое поведенческое развитие ребенка, которое позволяет ему достичь элементарного смыслового понимания своих действий. Это так называемое потребностное реагирование. Этот опыт достигается опытным путем в результате ежедневного взаимодействия с ближайшими взрослыми людьми.
Возрастная психология кризиса 6-7 лет: упрямство и непослушание
Школьный кризис 6-7 лет полон неприятных сюрпризов.
Первым в списке идет упрямство. Откровенно говоря, причиной упрямства может быть не только кризис, но он сопровождается упрямством всегда. Во время очередного «перетягивания каната», например в споре чистить или не чистить зубы, ребенку важен не столько результат спора, сколько процесс, возможность проявить свою волю.
Хорошего лекарства от упрямства нет. Говорите о своих чувствах: как вам тяжело и как вы чувствуете глупость своего положения, что приходится спорить и проявлять родительский нажим в таких пустяках.
Также в возрастной психологии выделяют такой симптом кризиса 6-7 лет, как постоянное желание школьника спорить. Спор или высказывание неудовольствия ребенком возникают в ответ на просьбу или напоминание о домашних обязанностях. Интересно, что в дебатах ваш ребенок использует логические доводы и аргументы, вполне весомые для данной ситуации: «А ты тоже не всегда убираешь за собой», «Почему папа долго смотрит телевизор, а мне нельзя?». Маленький человек заявляет о равенстве своих прав с другими членами человеческого сообщества.
Ещё одна особенность кризиса 6-7 лет – непослушание. В отличие от упрямства и спора непослушанию может предшествовать согласие, но последующего выполнения не последует. Один из серьезных атрибутов взрослости — ответственность за свои поступки и принятие их последствий. Это не самая сладкая конфета зрелости, дары детства в виде беспечности намного приятнее. Для любого человека возможность получить больше прав, но при этом меньше обязанностей — большое искушение, что уж говорить о ребенке.
На пути преодоления кризиса 6-7 лет помогут разъяснительные беседы на тему ответственности. Надо ли говорить, что, ведя разговор, как великий совершенный мудрец, вы можете и не привлечь ребенка на свою сторону. Согласитесь с ним, что не выполнить — это заманчиво и очень легко, и вас также посещают подобные идеи. Но в этих ситуациях вам приходится включать ответственность.
Этапы развития кризиса личности
Как и любое заболевание, кризис личности имеет несколько форм. Для каждой из них характерны свои симптомы и признаки.
Этап погружения
Начинается с беспричинного ухудшения самочувствия. Человек испытывает напряжение и скованность, чрезмерную утомляемость и постоянную усталость. Его действия хаотичны и даже бессмысленны.
На этом этапе сложно сосредоточиться на чем-то одном. В голове роятся сотни мыслей. Они вытаскивают из памяти самые неприятные моменты. Со временем сознание превращается в черную дыру, которая засасывает все сильнее и сильнее.
Этап тупика
Человеку кажется, что он остался совсем один. Он не находит ничего лучшего, как уйти в себя. Это погружение не приносит ничего хорошего. Бесконечный самоанализ и обдумывание прошлого лишь усиливают переживания.
Гнетущее чувство одиночества несет с собой страх и неопределенность. В какой-то момент начинается эмоциональное истощение. С одной стороны, это плохо. Но с другой, человек наконец-то понимает, что нужно искать выход из создавшейся ситуации. Что самое приятное, у него появляется желание и силы действовать.
Переломный момент
Несмотря на упадок моральных и физических сил, человек начинает выводить себя из состояния кризиса. Он больше не прячется внутри себя, очищает сознание от неработающих установок и открывается для нового опыта и идей.
Основные причины кризисных возрастных периодов
- Травма. Это может быть травма, которую переживает ребенок в процессе рождения, или перенесенная человеком в раннем детстве. Эти факторы влияют на протекание кризиса и его длительность.
- Становление личности и формирование характера. Это происходит, когда человек уже обладает определенным набором информации об окружающем мире и начинает в полной мере использовать полученные знания: манипулировать, требовать, изучать границы дозволенного.
- Влияние окружающих. Родители, друзья, супруг или супруга, знакомые и коллеги играют не последнюю роль в старте кризиса. Иногда толчком может послужить брошенная фраза, ссора или определенная негативная ситуация. Эти обстоятельства заставляют задуматься о жизненных приоритетах, могут привести к анализу достижений, неудовлетворенности и, как следствие, кризису.
- Стремление к совершенству. Человек развивается на протяжении всей жизни, но есть периоды, когда он не доволен своим внешним видом, уровнем заработной платы или состоянием жилья. Это также становится причиной для начала кризисного периода. Люди, которые ставят перед собой завышенную планку, особенно подвержены этому.
- Резкая смена привычного образа жизни. Это может быть переход на новую работу, переезд в другой город или в новую квартиру. На этом фоне могут появиться новые потребности и желания, у индивида будут развиваться рефлексии, внутренние переживания, которые выльются в кризис.
Обратите внимание, во время кризиса человек всегда становится перед выбором, и от того, какой выбор он сделает, зависит, насколько его жизнь будет успешной в будущем.
Кризис трехлетнего возраста
Какие еще бывают возрастные кризисы у детей?
Они не имеют четких границ. Три года – возраст приблизительный. Кого-то этот кризис настигает уже в 2 года, кого-то — в 3,5.
Это возраст «Я сам». На данном этапе происходит резкое и активное осознание своего Я как отдельной личности, автономной не только от семьи, но и от окружающих, сверстников, родственников и пр. Происходит развитие резкого обострения личностно-социальных противоречий. Самостоятельное предметное действие еще сформировано слабо, а вот языковое и поведенчески-мыслительное развитие претерпевает огромный рывок вперед. Грубо говоря, ребенок много хочет делать сам, но еще не способен ни к самодисциплине, ни к самоконтролю, не владеет многими навыками самостоятельной деятельности. Известный автор психологических исследований Д.Б. Эльконин называет этот возрастной кризис у детей в психологии кризисом социальных отношений, в результате которого идет активное обособление ребенка от микросоциума. Активно формируется внутреннее Я ребенка, при этом нет осознанного понимания социальной структуры ролевых отношений в семье и микросоциуме. Ребенок не понимает сложности структуры социальных действий, предметно бытовых действий. Одним словом, логика окружающего мироустройства ребенка видна, но непонятна. В то же время растет активность своего Я, социальная роль которого ребенку также пока непостижима. Кризис трех лет помогает пережить активное вовлечение ребенка в ролевые игры, на простых примерах которых ему проще осознать ролевое поведение разных участников окружающего социума. Например, игры в дочки-матери, в магазин, прием у врача.
Как пережить кризис 6-7 лет: эффективные советы психологов
Кроме неприятных проявлений в поведенческой психологии, кризис 6-7 лет у ребенка преподносит родителям и приятные сюрпризы в виде самостоятельности. Ребенок на правах равноправного члена семьи просит поручать ему ответственные задания: приготовить омлет, сходить в магазин, отнести квитанцию.
Советы психолога по преодолению детского кризиса 6-7 лет:
- Обязательно воспользуйтесь возможностью предоставить ребенку больше ответственности и свободы. Пропустив этот момент или постоянно отказывая в самостоятельности, вы рискуете вырастить либо лодыря, либо тревожного и нерешительного человека. Именно взрослые поручения помогут найти конструктивные и приемлемые способы проявления взрослости. В список взрослых дел может войти и приемлемый график выполнения уроков.
- Предложите ребенку самому определить, во сколько он будет делать домашнее задание, — естественно, в его решении должны присутствовать здравый смысл и учет режима сна. В этом вы ему и можете помочь. Подобный подход будет намного эффективнее, чем постоянные просьбы сесть за уроки.
- Постепенно снимайте с себя ответственность за выполнение детских дел (собрать портфель, приготовить форму для физкультуры…).
Это весьма эффективные советы не только по преодолению кризиса 6-7 лет, но и по формированию и упрочнению самостоятельности. Однако подобные рекомендации оказываются весьма трудновыполнимыми для большинства родителей, так как им сложно провести границу между своей ответственностью и ответственностью ребенка. Многим из нас очень хочется быть «хорошими родителями», а значит, у нас должен быть «хороший ребенок», который не забывает сменную обувь, учебники, карандаши. Хочется перепроверить, помочь, подсказать, напомнить. Это понятно, естественно, но одновременно — губительно для самостоятельности! Поэтому учитывая основные характеристики кризиса шести-семи лет, старайтесь дозировать контроль, иначе ребенок никогда не встретится с последствиями своих действий. Если его подстраховывать во всем, не будет ни последствий, ни ответственности, ни ответственной взрослости.
Советы психолога:
- Позволяйте ребенку обнаруживать последствия своих ошибок. При этом проявите максимум уважения, избегайте насмешек и злорадства, иначе ребенок перестанет обращаться к вам за помощью и защитой. По возможности спокойно объясните ему связь поступков и последствий.
- Чтобы пережить кризис 6-7 лет как можно безболезненней, избавьтесь от командного тона. Обязательно говорите «пожалуйста» и «спасибо», когда просите ребенка об услуге. Странно, что о необходимости таких простых «волшебных слов» забывают в первую очередь сами поборники вежливости — родители. Вы приглашаете ребенка во взрослый мир, с его обязанностями и ответственностью, так что потрудитесь относиться с уважением к его труду. Того же вы будете вправе ожидать и от него.
Дети, к удовольствию взрослых, начинают все больше времени проводить не просто за игрой, а за какими-то занятиями: конструирование, лепка, рисование… Самостоятельные занятия — еще один приятный подарок кризиса. Позаботьтесь о том, чтобы под рукой у ребенка — дома, в его комнате — всегда находились какие-нибудь интересные, развивающие и творческие занятия.
Выраженный кризис 6-7 лет у детей является обещанием легкой школьной адаптации. Помогите ребенку на первых порах освоить новую затею, а также организуйте его день так, чтобы у него нашлось для этого свободное время. Говоря о занятиях, имеется в виду именно домашнее времяпрепровождение, а не дополнительные кружки. Повторюсь: чрезмерное насыщение свободного времени первоклассника внеклассными занятиями может привести к переутомлению, а свободное домашнее времяпрепровождение, напротив, формирует устойчивость к школьным стрессам.
В разгар кризисного периода именно школа является естественным разрешением ситуации, когда хочется проявить свою взрослость, опробовать новые возможности и получить пищу для познавательной потребности
Поэтому крайне важно отдать ребенка в первый класс вовремя, не в период расцвета игровой деятельности, а когда ему исполнится 6-7 лет. А всяческие доводы вроде: «В школу идет его друг», «Да что ему дома сидеть», «Разве мой хуже» — смехотворны и вредны для ребенка
Предисловие
Термин «кризис» многозначен. В различных психологических теориях он используется по-разному и связывается с различными явлениями психической жизни человека. В отечественной психологии представление о возрастном кризисе ввел П.П.Блонский, затем описывал и содержательно раскрывал Л.С.Выготский. Это происходило в 30-е годы. С тех пор сложилась парадоксальная ситуация. Кризисы почти не исследовались ни теоретически, ни экспериментально, но в любом исследовании, в любом учебнике по возрастной психологии кризисы рассматривались как нечто реально существующее, данное как бы изначально. Об этом, в частности, пишет И.В. Дубровина. В книге «Практическая психология образования» она определяет «критический возраст» как наиболее нечеткое понятие и указывает, что кризисы исследовались в основном в первой трети нашего столетия, потом их изучение прекратилось. «В течение довольно продолжительного периода названная проблема практически не разрабатывалась, но описывалась во всех учебниках как изученная, что могло породить терминологический разнобой» (1998, с. 31).
Приступая к анализу и описанию понятия «возрастной кризис», мы должны провести сложную работу: рассмотреть те научные теории, в которых понятие «кризис» в принципе может возникнуть; уточнить содержание этих теорий относительно понятия «возрастной кризис» — прояснить исследовательскую позицию, дающую возможность выявить возрастные кризисы как факты психической жизни. И только проделав такую работу, можно будет описать возрастной кризис как предмет психологического исследования. В методологии подобная работа называется «полаганием предмета исследования».
Для нас возрастной кризис возникает в определенной научной парадигме. Внутри нее этот предмет психологического анализа может быть полноценно описан, понят, стать предметом возможной психологической помощи. Задача состоит в том, чтобы понять тот инструментарий, теоретический и экспериментальный, который позволит удержать, «наколоть на булавку» особые (критические) явления психической жизни. Если этот инструментарий окажется внутренне целостным и логически непротиворечивым, значит, нам удалось доказать, что возрастной кризис — реально существующий факт психической жизни.
Рецепт от болезни
При выявлении психологического кризиса взрослой жизни назначение только одно: научиться жить без оглядки на прошлое и постараться не проводить параллели с жизнями других людей. Мы все индивидуальны. Поэтому мы интересны. Осознание приобретенного жизненного опыта и принятие ошибок, совершенных на своем пути, помогут преодолеть трудности.
Важно уметь ставить достижимые жизненные цели, правильно определять приоритеты, чтобы не переживать в будущем острую фрустрацию. Для таких этапов характерно принятие необдуманных поспешных решений
Например, человек может уволиться с работы, уйти из семьи, отрастить бороду и даже постричься в монахи. Психологи советуют в такой ситуации дать себе время на раздумья (1 месяц), а затем написать на листке бумаги предполагаемые плюсы и минусы принимаемого решения. Говорят, что это помогает
Для таких этапов характерно принятие необдуманных поспешных решений. Например, человек может уволиться с работы, уйти из семьи, отрастить бороду и даже постричься в монахи. Психологи советуют в такой ситуации дать себе время на раздумья (1 месяц), а затем написать на листке бумаги предполагаемые плюсы и минусы принимаемого решения. Говорят, что это помогает.
Особенности подросткового кризиса
Да, детство – непростое время. Целых шесть кризисных периодов. И самый, пожалуй, сложный из них – кризис подросткового возраста. Мы уже писали выше, что это самый длительный из кризисов. По сути это два кризиса, вытекающих один из другого, часто без стабильного промежутка между ними.
Как и любой другой, подростковый кризис не имеет явных границ. У одних детей его проявления могут быть уже в 9-10 лет, у других только к 13-14 годам. У девочек обычно раньше начинается этот период, но протекает спокойнее. У мальчиков созревание, как правило, стартует позже, но зато проявляется очень бурно.
Л.С. Выготский выделает 3 фазы подросткового кризиса:
- Негативная фаза или предкризисная. Первые признаки могут быть уже в 9-10 лет. Старая система ценностей отмирает. Происходит ломка стереотипов. Начинаются проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми. Появляются первые признаки полового созревания.
- Собственно сам кризис. 13-15 лет. Эта фаза может протекать по-разному: от выраженного негатива по отношению ко всем сферам жизни, до спокойного перехода к овладению новыми навыками. Появляются новые интересы, возможности, способы мышления. Дети всеми силами отстаивают свою индивидуальность и отделяются от родителей.
- Позитивная фаза или посткризисная. Она наступает у всех по-разному, обычно завершает пубертатный кризис. Это достаточно спокойное время, когда формируются жизненные ценности и уже определен дальнейший путь, а половое созревание почти закончено.
Кризис подросткового возраста в психологии имеет два направления:
- Зависимость от взрослых. Ребенок не хочет расти, не хочет быть взрослым, брать на себя ответственность. Происходит регресс в развитии. Возвращение к детским способам поведения.
- Независимость. Отрицание авторитета взрослого, бунтарство, негативизм, упрямство. В этом случае ребенок отстаивает не только свои права, но и личное пространство, требует равноправия.
Причины возрастных кризисов
Причина кризисов – возникновение противоречий между новыми потребностями ребенка и прежними условиями их удовлетворения, которые его не устраивают. Центральное новообразование каждого возрастного периода содержит побудительную силу для дальнейшего развития и становится базой для формирования личности в следующем возрастном периоде. В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой – между новыми потребностями ребенка и сложившимися ранее отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития. Именно в кризисные периоды развития ребенок переходит на качественно новый этап своего развития.
Стабильные и кризисные стадии развития
Процесс психологического развития ребенка осуществляется неравномерно. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития.
Для стабильных периодов характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии.
Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по несколько лет. И возрастные новообразования, появляющиеся медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.
Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. Возрастной кризис – это особый период преобразования социальной ситуации развития: новообразование предшествующего периода разрушает старую ситуацию развития и провоцирует образование новой.
Причины кризиса и торможения в развитии личности
Кризис личностного роста развивается по многим причинам. Они связаны как с бытовыми проблемами, так и с изменениями сознания в связи с возрастом.
Отсутствие хорошей мотивации
Практически невозможно заставить себя что-либо делать, если для этого нет желания. Когда нет поставленных целей, идти вперед так же не хочется.
Финансовые проблемы
Самую прямую и безоблачную дорогу легко испортит нехватка денег. Особенно если она возникла неожиданно, как говорят, на пустом месте. Сюда относятся непредвиденные растраты, например, в связи с серьезным заболеванием или незапланированным переездом.
Чувство лени
В этом случае человек сам себе является врагом. Он собственноручно тормозит свое развитие. А ведь стоит приложить совсем немного усилий, и ситуация изменится в лучшую сторону.
Давление со стороны
Окружающие не принимают тех, кто ведет себя не так, как они. Поэтому пытаются изменить таких людей. Эти попытки вгоняют последних в депрессию и тупик.
Возрастной порог
Самая серьезная причина развития личностных кризисов. По мнению психологов, им подвержены и дети (3, 7, 14 лет), и взрослые (18, 30, 40, 60 лет). Именно в эти периоды человек переосмысливает свою жизнь, пересматривает приоритеты и ценности.
Заметить наступление кризиса можно накануне дня рождения. Именинник вместо того, чтобы радоваться, испытывает непонятную тревогу и панику. У него возникает желание подвести черту под прожитыми годами и сделать выводы. Его беспокоит масса вопросов, касающихся того, что он успел или не успел сделать.
Одна или несколько конкретных ситуаций
Сюда относятся смерть близкого человека, проблемы в личных отношениях или ухудшение финансового положения. Эти ситуации всегда случаются неожиданно. После них начинается новая жизнь, полная неопределенности и пугающей неизвестности. Она-то и приводит к развитию депрессии, влекущей за собой неудачи в других сферах.
Переоценка ценностей
Поиск новых ориентиров и определение приоритетов также приводят к развитию кризиса личности. Человек оценивает прожитый промежуток времени с высоты опыта и пытается исправить ошибки. Это провоцирует появление переживаний и депрессии.
Характеристика кризиса подросткового возраста с медицинской точки зрения
Время полового созревания это период роста и развития организма, который протекает скачкообразно, неравномерно и очень активно. Идет интенсивный рост и изменение тела. Детские фигуры постепенно приобретают признаки гендерной принадлежности. Усиленно работают железы внутренней секреции. Совершенствуется мускулатура, идет процесс окостенения скелета. Сердечно-сосудистая система также развивается неравномерно. Нервная система не успевает подстроиться под эти изменения, поэтому часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения.
Такие изменения в организме могут привести к временным нарушениям:
- перепадам давления;
- тахикардии(учащенное серцебиение);
- головокружениям;
- обморокам;
- повышенной возбудимости.
Эти проявления непосредственно влияют на состояние здоровья и поведения. Они приводят к раздражительности, нервозности, нарушениям сна. Подростки быстро утомляются, становятся невнимательны на уроках, страдает успеваемость. Таким образом, можно выделить следующие.
Как понять, что наступил кризис возраста
Кризис возраста наступает внезапно и также исчезает. Разрешение кризиса связано с установлением новых социальных отношений с окружающей средой, которые могут быть продуктивными и деструктивными.
Изменения в поведении ребенка – признак начала кризиса
Признаки кризиса:
- меняется поведение;
- возникает желание бросить хорошую работу;
- необъяснимые приступы депрессии при выполнении задач, которые раньше делали человека счастливым;
- смена привычек – занятия, которые раньше приносили удовольствие, теперь скучны.
- раздражительность или неожиданный гнев;
- человек покидает (умственно или физически) семью или чувствует себя в ловушке текущих семейных отношений;
- смотрит в зеркало и больше не узнает себя;
- стремление к физически свободному течению, движению (бег, езда на велосипеде, танцы, быстрые красные спортивные автомобили, прыжки с парашютом и др.);
- изучение нового;
- изменение режима сна (как правило, меньше);
- появляются мысли о смерти, о ее природе;
- внешние изменения.
Печально, но факт: каждому предстоит столкнуться с несколькими кризисами взрослости
Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин пришли к выводу, что переход от одной возрастной ступени к следующей связан с неизбежными преобразованиями в социальных отношениях.
Традиционно различают:
- «Кризис молодости». В среднем его пик приходится на 30 лет. Начаться сложный этап может и в 25 лет, но нормативный возраст, определяемый психологами, составляет 27 – 28 лет. Приходит осознание, что беззаботная юность осталась позади, а радужные представления о будущем оказались не совсем верными. Жизнь перестает быть понятной. Нужно свыкнуться с мыслью, что рассчитывать на помощь родителей уже совестно. Возникает необходимость самостоятельно зарабатывать, строить быт. Нужно суметь занять достойное место в профессии;
- «Кризис середины жизни». Типичный период приходится на промежуток между 40 и 45 годами. Иногда его диагностируют уже в 37, но чаще в 40 лет. По мнению российских и зарубежных психологов кризис среднего возраста – закономерный феномен, с которым в той или иной степени сталкиваются все люди. Каждый осознает, что половина жизни осталась позади, поэтому изменились социальные роли, статус в профессии. Приходит осознание собственной смертности, переосмысление содержания жизни. Предпосылки возникновения психологического перелома – снижение визуальной привлекательности, спад физических сил, недостаточная реализованность предыдущих жизненных целей и мечтаний;
- «Пенсионный кризис» 55- лет. Его возникновение обусловлено утратой одной из опор – трудовой занятости. Всю жизнь человек работал, был окружен коллегами, большую часть времени проводил вне дома. После выхода на пенсию его привычный мир рухнул. Нужно определиться, чем занять себя. Именно в такой переломный момент разом дают о себе знать болезни и хандра. Людьми этот переходный этап отождествляется со старостью и ненужностью. Такой период – завершающая глава в психологическом становлении личности.
Особенности преодоления кризиса
Никто не может избавить человека от прохождения кризиса. Преодолеть все трудности и найти новый баланс должен сам человек. Но процессом кризиса можно управлять и направлять. В этом и заключается помощь извне – научить человека управлять собственным кризисом, видеть и использовать возможности, грамотно обходя опасности (невротизация, зависимости и другие девиации).
Кризис – это всегда выбор. Человек понимает, какая именно задача стоит перед ним, что именно он не может делать привычными средствами, но ему еще предстоит выбрать новые инструменты. Каждый кризис побуждает человека к поискам идентичности.
Особый интерес в рамках личностного развития представляет собой теория возрастных кризисов Э. Эриксона, хоть этапы и отличаются от названных ранее. Автор выделил следующие ступени возрастных переходов и выборов:
- Первый год жизни. От того, насколько удовлетворены потребности ребенка, зависит доверие/недоверие ребенка в будущем ко всему миру.
- Первый опыт самообслуживания. Если родители помогают ребенку, логичны и последовательны в контроле, то у ребенка развивается автономия. Если же родители проявляют нестабильный или чрезмерный контроль, то у ребенка развиваются страхи относительно контроля над своим телом и чувство стыда.
- Самоутверждение ребенка (3-6 лет). Если самостоятельность ребенка поддерживают, то он растет инициативным. В противном случае – покорным и с выраженным чувством вины.
- Школьный возраст. Ребенок либо развивает вкус к деятельности (труду), либо теряет интерес к собственному будущему, испытывает чувство неполноценности в отношении собственного статуса и имеющихся у него средств.
- Подростковая идентичность. От успешности усвоения подростком ролей и выбора референтной группы зависит его дальнейшая профессиональная и личная жизнь.
- Кризис взрослости сопровождается поиском близости с одним человеком. Если личность не может успешно решить задачу совмещения работы и семьи, то оказывается изолирована и замкнута на самой себе.
- Кризис среднего возраста базируется на проблеме продолжения рода и его сохранении. Просыпается особый интерес к воспитанию всего нового поколения и своих детей. Человек продуктивен и активен во всех сферах жизни, в противном случае постепенно ухудшаются межличностные отношения.
- Кризис старости, разрешение которого зависит от оценки пройденного пути. Если человек может свести все стороны своей жизни в одно целое, то он достойно проживает старость. Если же сложить цельную картину не удается, то человек испытывает страх перед смертью и невозможностью начать все сначала.
Это не единственная концепция и классификация возрастных кризисов. Их гораздо больше, но все авторы сходятся в одном:
- кризис затрудняет движение и развитие;
- при этом он создает возможности и побуждает к раскрытию внутреннего потенциала личности.
Каждый кризис заканчивается формированием конкретного новообразования. Неуспешное прохождение кризиса чревато застреванием на каком-либо этапе, развитием искаженного новообразования и (или) компенсаторного механизма.
В условиях кризиса разрушение старого уклада жизни и приобретение нового происходит только путем революции. Именно поэтому кризисы всегда переворачивают внутренний мир человека. Таким образом, в момент кризиса и после его прохождения происходят изменения в сознании и деятельности человека, взаимоотношениях с миром.
Особенности финансовых кризисов
Любой экономический кризис неизбежно тянет за собой снижение эффективности финансовой деятельности страны. При определенных условиях могут возникнут финансовые кризисы, имеющее серьезные последствия и для внутренней политики государства, и для его внешних политических реалий. Какие же финансовые процессы являются наиболее серьезными?
- Кризис банковской сферы, когда банки не могут рассчитаться по своим финансовым обязательствам.
- Кризис завышенных цен на активы, когда стоимость тех или иных финансовых инструментов является искусственно завышенной. Это явление еще называется кризисом мыльных пузырей. Когда держатель активов не может обеспечить их ликвидность, и он, и его предприятия объявляются банкротами.
- Кризис внешнеторгового баланса, называемый также валютным кризисом. Он возникает в ситуации, когда стоимость внутренней валюты резко меняется. Такая ситуация возникает при массовой скупке или продаже валютных резервов внутренними или иностранными инвесторами. Регулируемый валютный кризис возникает при ручной регуляции государственными институтами валютного оборота.
- Суверенный дефолт является еще одним видом финансового кризиса. Ситуация государственного дефолта возникает, когда страна не может расплатиться со своими иностранными заемщиками. При объявлении суверенного дефолта в страну прекращают идти инвестиции, и усиливается отток иностранного капитала.
- Кризис ликвидности возникает как следствие других, перечисленных выше кризисов. Он возникает в случае, когда банк отказывается предоставлять кредиты и займы, хотя имеет для этого все необходимые средства. Иногда кризис ликвидности возникает при недостатке наличной внутренней валюты страны.
Кризис 7-ми лет
Ваш ребенок и вы вместе с ним уже пережили несколько психологических кризисов. И вероятно вас мало, что удивит. И все же. Вот ваш уже совсем не малыш, пошел в школу.
Сама суть этого кризиса не особо отличается от предыдущих. Разве что перечить родителям ваш ребенок стал более разнообразно.
Причины такого изменения в поведении довольно серьезны. В возрасте шести лет начинается активная фаза смены молочных зубов. Происходит резкое вытягивание всего тела. Активно развивается лобный отдел коры головного мозга. Нервные процессы стали особенно подвижны. В частности процесс возбуждения. Вот и причина того, что ваш семилетка бегает и прыгает по дому как заведенный. Настроение у него меняется со скоростью света. Разгон от слез до заливистого смеха, и все это за десять минут.
Признаки этого кризиса:
- Начал кривляться, манерничать;
- Активно вступает в спор с родителями;
- Выдерживает паузу перед выполнением просьбы родителей;
- Отказ от выполнения того, что он раньше делал не задумываясь;
- Подражание поведению и манерам взрослых;
- Желание во что бы то ни было, отстоять свое мнение;
- Крайне резкая реакция на критику в его адрес;
- Появление самостоятельных занятий.
Этот кризис очень важен для формирования у ребенка будущих черт характера и своего собственного стиля поведения.
Формируется самооценка, идет смена мотиваций от игр, до создания чего-то нового самостоятельно. Попытки примерить на себя роль взрослого.
Совет!Постарайтесь преподнести просьбу о действии, которое вы хотите получить от ребенка, в какой-то необычной форме. Детей интригуют рассказы о каких-нибудь супергероях, которые делали также.
В этом возрасте дети вполне могут принять решение о том как одеться и сколько покушать, основываясь на своем опыте. Напомните ему о том, что было в прошлый раз, когда он плохо оделся. Или скушал не очень полезную еду и потом плакал от болей в животике.
Разрешайте спорить с вами.
Проблема распорядка дня остро стоит у детей в этом возрасте. Не давите. Уточните сколько именно времени ему надо, чтобы закончить то или иное действие.