Забыть все. уже скоро. нейрофизиологи сделали, кажется, предпоследний шаг на пути к целевой редактуре воспоминаний

Почему и в каком возрасте дети начинают бояться смерти

В первые годы жизни такое понятие, как «смерть» не вызывает интереса ребенка. Все окружающие объекты он воспринимает постоянными. Но со временем малыш получает представления о времени, пространстве и приходит к осознанию того, что любая жизнь имеет начало и конец. Это открытие ошеломляет формирующееся сознание, и ребенок начинает очень переживать за себя и своих родных, появляется устойчивая боязнь.

У каждого малыша этот страх выражен в большей или меньшей степени. Причиной сильной боязни смерти зачастую является потеря одного из родителей или другого очень близкого человека. Кроме того, такой фобии нередко подвержены часто болеющие, излишне эмоциональные и впечатлительные малыши, а также ребята, которые воспитываются в неполной семье. Что касается половых различий, то девочки испытывают боязнь чаще, чем мальчики.

Конечно, есть дети, которые вообще не страшатся смерти. Часто причиной тому является то, что родители создают вокруг малыша искусственный мирок, оберегая его от малейших потрясений. Однако из таких ребят зачастую вырастают равнодушные эгоисты, которые не тревожатся ни за кого. Отсутствие переживаний по поводу смерти в то же время отмечается у детей хронических алкоголиков и обусловлено их низкой эмоциональной чувствительностью, неустойчивостью интересов и чувств.

Боязнь смерти не является отклонением, а, напротив, свидетельствует о нормальном развитии психики ребенка. Этот страх малышу предстоит осознать и пережить. Если же он не перерабатывается, а загоняется внутрь сознания, то мучает ребенка долгие годы, соединяясь с другими фобиями и мешая полноценному общению.

В пятилетнем возрасте для крохи становится потребностью ощущать себя. Боязнь утратить это состояние трансформируется в страх смерти. Именно поэтому многие дети боятся засыпать, а также видеть страшные сны. Во сне утрачивается самоощущение, что чем-то напоминает смерть. Завтрашний день для ребенка оказывается за горизонтом реальности.

Чуть позже (лет в шесть) мальчикам и девочкам иногда снится собственная смерть — во сне их съедает лев или крокодил, пресловутая Баба Яга хочет схватить и поджарить в своей печке.

Детская психика продолжает развиваться, и танатофобия (именно так в психологии называется страх смерти) становится более обобщенной: ребенок боится оказать в замкнутом пространстве, быть погребенным заживо, заболеть смертельной болезнью.

Часто страх смерти влечет за собой боязнь засыпать

Если одни ребята боятся умереть сами, стать «ничем», не понимают, зачем они родились на свет, если все равно придется умереть, то другие, наоборот, страшатся смерти своих близких, самих себя считая при этом неуязвимыми. Такие дети могут демонстративно заявлять, что никогда не умрут. Подобный максимализм может проявляться до подросткового возраста.

Вообще, что касается подростков, то многие из них склонны к магическому воображению. Сами себе они выдумывают символы смерти, таинственные знаки, роковые совпадения, рассказывают друг другу страшные истории про вампиров, призраков, Пиковую Даму, Черную руку и пр. Тревоги на тему смерти, как правило, проявляются у излишне впечатлительных и эмоциональных девочек и мальчиков.

Магическая тематика привлекает излишне впечатлительных школьников

Однако при патологической природе такого страха он может негативно сказываться на развитии личности, подрывать уверенность в себе, и тут уже не обойтись без вмешательства специалиста.

Отметим также, что страх смерти в детском возрасте может быть открытым (ребенок боится непосредственно смерти) либо скрытым (малыш опасается острых предметов, огня, высоты, подавиться едой и пр., что опять-таки может привести человека к смерти).

Третий критерий

Третий критерий как раз относится к эмоциям и общему смыслу происходящего в вашей жизни – позитивному или негативному, радостному или грустному, спокойному или угрожающему.

В зависимости от градуса и эмоционального полюса раннего воспоминания мы, взрослея, воспринимаем окружающий мир либо как доброжелательный, гостеприимный, либо как тревожный, негативный, полный опасностей, угроз. Помню воспоминание, рассказанное очень добродушным человеком.

«Дача, середина лета, солнце, теплынь, запах роз и жасмина. Мне около трех лет. К нам приехали гости, и на столе, среди зелени и колоритных яств, появляется привезенная издалека фантастическая гигантская рыба – сейчас думаю, это осетр. Она светится и кажется безумно вкусной. Наверно, мне дали кусочек тоже. Это чудесное воспоминание о моем детском рае!»

Рассказчик – прекрасный человек, добряк, сибарит, фантазер, большой любитель и знаток вкусной кухни. Он обожает детей – своих и чужих. Является главным редактором детского издательства. Впрочем, он и к взрослым относится более чем терпимо. Мир до сих пор для него благоухает цветами, полон приятных людей и изысканных блюд.

А вот другое воспоминание – тут рассказчик уже совсем с другим характером. «Детство я провел в северных широтах. Зима. Всюду холодно. Утром грели одежду у плиты, чтобы надеть на меня в детский сад. Но эта одежда все равно холодная. А дома уличные валенки мне меняют на домашние, но и они холодные. Больше из раннего детства никаких воспоминаний вообще нет».

Как вы думаете, какой этот человек по своему складу? Правильно, он крайне сдержан в проявлении эмоций. Его лицо лишено выразительной мимики, глаза – светлые и неподвижные. Он отличный аналитик: рациональный, четкий, объективный. Но рядом с ним прохладно.

Плацдарм для актрисы

А вот раннее воспоминание, рассказанное в одном печатном издании прекрасной актрисой Тильдой Суинтон: «Мой отец был военным. Я стою на плацу и понимаю, что тут можно все. Можно дурачиться, преображаться, но вне плаца – там все должно быть как обычно. Это осознание привело меня к актерской карьере».

Специальные упражнения

Справиться с некоторыми плохими воспоминаниями можно и в домашних условиях.

Приведем лишь несколько способов.

Воспоминания можно попросту смыть. Представьте неприятную, навязчивую ситуацию в виде прилипшей к вам грязи. Отправляйтесь в душ и смойте ее тем же способом, как смываете грязь после летнего дождя. Согласитесь, вряд ли такая ситуация способна довести до нервного срыва. В процессе очищения тела, а заодно и головы, включите приятную и веселую музыку. Так будет еще проще отпустить ненужные воспоминания.

Если не нравится водная стихия, воспользуйтесь огненной. Опишите то, что вас тревожит на листке бумаги, желательно со всеми подробностями, так вы сможете вытянуть «грязные» мысли из своей головы наружу. А когда изольете душу бумаге, просто сожгите листок, мысленно попрощавшись со всем, что доверили ему.

Похороните свои воспоминания

Возьмите какой-нибудь предмет, который у вас ассоциируется с событием или человеком, с неприятностями, которые вам жизненно важно забыть, и устройте «похороны». Закопайте эту вещь, а вместе с тем мысленно попрощайтесь и со своими негативными воспоминаниями. Можете даже немного всплакнуть, главное, навсегда расстаться с отрицательными эмоциями

Можете даже немного всплакнуть, главное, навсегда расстаться с отрицательными эмоциями.

Если не хотите действовать так кардинально, то примените более мягкий способ. Соберите мешок ненужных воспоминаний. Возьмите мусорный пакет и сложите туда предметы по тому же принципу, что описан в предыдущем варианте. Обязательно представьте, что выбрасываете не просто ненужную вещь, а токсичный предмет, который отравляет вашу жизнь. После чего торжественно отнесите этот «мешочек несчастья» на мусорную площадку, не забудьте там же оставить и воспоминания, которые с помощью него решили выкинуть из своей головы.

Монументальная память

Кажется на сегодняшний день можно констатировать, что мы живем в эру памяти, поддерживающую националистические и этноцентристские образы монументально прошлого. К примеру, с размахом проходящие последние несколько лет коммеморативные мероприятия, посвященные памяти о Первой или Второй мировой войне, освобождению Парижа, Ирландскому восстанию (1641 г.) и Октябрьской революции. Часть из этих коммемораций сопровождаются открытием монументов или же музейных комплексов, посвященных катастрофическим событиям в масштабах страны или же наоборот различным притесненным меньшинствам: от национального мемориального центра 11 сентября в Нью-Йорке до музея «Полин», посвященного истории польских евреев, национального афро-американского музея в Вашингтоне и мемориального музея жертвам немецкой оккупации в Будапеште.

Все эти проявления от националистических шествий до коммеморационных центров, посвященных определенной группе угнетенных, никак не противоречат друг другу, так как отчасти все эти ритуалы, музеи и мемориалы в память о трагических событиях косвенно или напрямую служат интересам существующих политических режимов, ответственных за насильственные события прошлого, которые они историзируют. Отсюда появляется риск скорее новой консолидации, чем оспаривания этнических и национальных барьеров.

В последнее время всё больше растёт тема монументальной истории и националистических настроений, что лично у меня вызывает некоторое беспокойство. Я постоянно размышляю о стратегиях, позволяющих мобилизовать архивы, хранящие воспоминания о болезненном прошлом, об архивах, которые могли бы служить стремящемуся к открытости границ будущему. К примеру, в 1990-х годах исследователи памяти были вдохновлены публичными практиками, предлагавшими критические подходы к осмыслению памяти не только в Европе, но и в Южной Америке и Африке. Сегодня количество таких практик уменьшается, они становятся более неформальными и в связи с этим проакивными.

Исследования памяти напротив продолжают критиковать национализм, этноцентризм и политику идентичности, стремясь сформировать повестку для будущего, открытого к диалогу. Они понимают память как транснациональную и транскультурную категорию, доказывающую, что культурные группы и нации не являются статическими образованиями. Нации и культуры воспринимаются как хранилища памяти

В противовес общепринятому мнению исследователи предлагают обратить внимание на мнемонические маршруты, на все возрастающий туристический трафик и мобильность

В связи с этим я задаюсь следующими вопросами: какие из ныне существующих мемориалов и практик архивирования могут вдохновить нас на построение критического поля? Как сегодня мы можем вместе, а не по отдельности, думать о различных историях насилия, не приписывая их одной определенной коллективной идентичности? Есть ли у нас возможность мобилизовать сегодня не только архивы, хранящие память о насилии и катастрофах, но и о сопротивлении, дающем надежду на будущее? Как мы можем двигаться вперед, туда, где воспоминания о произошедших преступлениях не буду присваиваться определенной группой, таким образом парализую сообщество и уступая место националистским и этноцентристским идеологиям, которые увековечивают культуру страха и отрицания?

Для того чтобы начать отвечать на эти большие вопросы, я хотела бы обраться к двум примерам мемориальных проектов, которые используют аффективные стратегии постпамяти в попытках репрезентации прошлого и построения основывающегося на этой репрезентации будущего.

Разные методики

Бывает так, что мозг сам встает на свою защиту, блокируя неприятные образы. Такие случаи, конечно, больше являются исключениями из правила, но все же они случаются.

То же может произойти и при черепно-мозговых травмах, при недостаточном кровоснабжении головного мозга, вследствие алкогольного или наркотического опьянения. Но прибегать к таким способам очистки памяти вряд ли кто захочет добровольно. Тем более стирание болезненных воспоминаний из памяти возможно и другими методиками. Их называют методами искусственного забывания или реконсолидацией. К ним относятся гипноз, НЛП-программирование, химическое воздействие, создание замещающих воспоминаний.

Гипноз

Этот метод психокоррекции основывается на врожденной способности индивидуума стремиться к душевному комфорту и перерабатывать полученную информацию. Однако когда мы сталкиваемся с по-настоящему проблемными и неприятными ситуациями, мозг зачастую отказывается нас слушать. И буквально навязывает нам то, что хотелось бы побыстрее забыть, то и дело возвращая нас в эти воспоминания как в черную дыру. В результате это выливается как минимум в нервный срыв.

Специалист должен заставить его превратить эти воспоминания в некие нейтральные образы, поменять их восприятие, что в идеале приводит к полному забвению болезненной ситуации.

НЛП-программирование

Этот раздел психологии расшифровывается как нейролингвистическое программирование. Специалисты в данной области не пытаются заставить ваш мозг забыть болезненные воспоминания. Их задача – с помощью специальных упражнений поменять ваше отношение к таким событиям, вызвать если не положительные, то хотя бы нейтральные эмоции относительно свершившейся неприятной ситуации, поменять эмоциональную окраску воспоминаний, которые вас тревожат.

Замещающие воспоминания

Этот метод частично похож на описанные выше. Разница лишь в том, что место тревожных реальных воспоминаний должны занять радужные, но придуманные. В принципе, ложные воспоминания присущи всем нам, мы нередко додумываем ту или иную ситуацию, а позже убеждены сами и готовы убедить других, что так оно и было на самом деле. Задача специалиста, занимающегося замещающими воспоминаниями, кроется в том, чтобы заставить нас создать новые радостные воспоминания взамен грустных.

Химическое воздействие

Жесткий и опасный метод борьбы с болезненными воспоминаниями. Ведь нереально заставить действовать препарат лишь на определенный участок мозга, хранящий определенную информацию. Таким образом, прием таблеток влияет на работу всего головного мозга. Человек забывает не только то, что нужно забыть, но и другие события из жизни, да и в принципе любую информацию, которая копилась в голове годами.

Есть и такие препараты, которые делают провалы в памяти временными, ограниченными только временем их действия. Это наркотические вещества, после приема которых человек на некоторое время поддается любым внушениям. А потому, к сожалению, они используются не только во благо, когда применяются медиками в качестве лекарства, но и в преступных целях. С их помощью злоумышленники могут воздействовать на своих жертв. Однако и использование таких веществ в «мирных» целях может привести к печальным последствиям.

Как запоминать все хорошие события?

Приятные события не нужно «силой» впихивать в голову. Но можно запоминать больше, если вы будете пользоваться следующими советами:

• Когда что-то непременно хочется запомнить навсегда, нужно этим постоянно пользоваться. Старайтесь часто вспоминать этот момент.• Создавайте напоминания об этом событии: фотографии, записи в дневник и т.д.• Воспоминания можно связывать с материальными вещами, «сувенирами».• Старайтесь задействовать все органы чувств. Детально рассматривайте то, что желаете сохранить в памяти, запоминайте запахи. Делайте это осознанно.• У вас будет хорошая память, если вы будете следить за своим здоровьем. Правильно питайтесь, отдыхайте, делайте упражнения и найдите хобби. Иметь хорошую память полезно: воспоминания о путешествиях и крутых событиях будут ярче и детальнее.

Убеди себя в обратном

Многие специалисты свято уверены в том, что мы помним далеко не всё, что с нами происходило, и наши воспоминания представляют собой лишь мелкие частицы информации. Так что перед тем как «стереть» воспоминание, необходимо восстановить всю картину целиком и полностью сложить мозаику из разрозненных фрагментов.

После этой неприятной процедуры, после реактивации воспоминаний они становятся восприимчивы к изменениям. Например, китайские врачи провели опыт, в котором показывали несчастному испытуемому очаровательную панду. На следующий день они спросили его: «Что ты видел?». Услышав правильный ответ («панда»), они начинали загонять несчастному, что всё это вранье, и он видел гризли. Через два дня он уже сомневался в том, что видел.

Точно так же можно поступать и с негативными воспоминаниями. Нет ничего удивительного в том, что такая «память» мешает нам жить дальше, постоянно напоминая о произошедшем. Когда неприятные мысли в очередной раз вернутся, представь, что всё прошло совсем по другому сценарию. Раз за разом проигрывай в голове, как ты вышел победителем из сложной ситуации. Со временем мозг начнет воспринимать эту фантазию как то, что было на самом деле, и вскоре плохое воспоминание больше не будет портить твое настроение. Главное, не слишком верь своим воспоминаниям, иначе можно подумать, будто ты не такое дерьмо, каким являешься.

Специфические симптомы

Характерны признак инфантильной амнезии – неспособность взрослого человека воспроизвести информацию из раннего детства и младенчества. Детская амнезия – это эволюционное приспособление. Отсутствие воспоминаний о своей незащищенности и уязвимости оберегает психику от травм.

Половые различия

Воспоминания у мужчин и женщин отличаются. Девочки помнят более ранний опыт, причем воспоминания имеют детали, эмоциональную окраску.

Это связано с тем, что мамы чаще разговаривают с дочерьми, употребляя оценку, напоминания, эмоционально окрашенные слова. Такая подача информации лучше откладывается.

Женские воспоминания информационно плотные, события связаны не только с собой, но и с эмоционально значимыми людьми. У мужчин больше воспоминаний о себе. Они воспроизводят отрицательный опыт более детально. Хорошо помнят опыт социального взаимодействия, например, игры.

Культурные

Восточные нации лучше запоминают ранний опыт по сравнению с европейцами. В Китае больше внимания в воспитании уделяется мальчикам.

Мужчины способны вспомнить более ранние события детства, чем женщины. Женский пол способен воспроизвести события возраста 6 лет.

Африканцы способны вспомнить довольно ранние события. Особенно чернокожие женщины. Взрослые, принадлежащие к западной культуре, отличаются образностью, эмоциональностью речи, тогда как азиаты больше склонны рассказывать о фактах.

Разные методики

Бывает так, что мозг сам встает на свою защиту, блокируя неприятные образы. Такие случаи, конечно, больше являются исключениями из правила, но все же они случаются.

То же может произойти и при черепно-мозговых травмах, при недостаточном кровоснабжении головного мозга, вследствие алкогольного или наркотического опьянения. Но прибегать к таким способам очистки памяти вряд ли кто захочет добровольно. Тем более стирание болезненных воспоминаний из памяти возможно и другими методиками. Их называют методами искусственного забывания или реконсолидацией. К ним относятся гипноз, НЛП-программирование, химическое воздействие, создание замещающих воспоминаний.

Гипноз

Этот метод психокоррекции основывается на врожденной способности индивидуума стремиться к душевному комфорту и перерабатывать полученную информацию. Однако когда мы сталкиваемся с по-настоящему проблемными и неприятными ситуациями, мозг зачастую отказывается нас слушать. И буквально навязывает нам то, что хотелось бы побыстрее забыть, то и дело возвращая нас в эти воспоминания как в черную дыру. В результате это выливается как минимум в нервный срыв.

Специалист должен заставить его превратить эти воспоминания в некие нейтральные образы, поменять их восприятие, что в идеале приводит к полному забвению болезненной ситуации.

НЛП-программирование

Этот раздел психологии расшифровывается как нейролингвистическое программирование. Специалисты в данной области не пытаются заставить ваш мозг забыть болезненные воспоминания. Их задача – с помощью специальных упражнений поменять ваше отношение к таким событиям, вызвать если не положительные, то хотя бы нейтральные эмоции относительно свершившейся неприятной ситуации, поменять эмоциональную окраску воспоминаний, которые вас тревожат.

Замещающие воспоминания

Этот метод частично похож на описанные выше. Разница лишь в том, что место тревожных реальных воспоминаний должны занять радужные, но придуманные. В принципе, ложные воспоминания присущи всем нам, мы нередко додумываем ту или иную ситуацию, а позже убеждены сами и готовы убедить других, что так оно и было на самом деле. Задача специалиста, занимающегося замещающими воспоминаниями, кроется в том, чтобы заставить нас создать новые радостные воспоминания взамен грустных.

Химическое воздействие

Жесткий и опасный метод борьбы с болезненными воспоминаниями. Ведь нереально заставить действовать препарат лишь на определенный участок мозга, хранящий определенную информацию. Таким образом, прием таблеток влияет на работу всего головного мозга. Человек забывает не только то, что нужно забыть, но и другие события из жизни, да и в принципе любую информацию, которая копилась в голове годами.

Есть и такие препараты, которые делают провалы в памяти временными, ограниченными только временем их действия. Это наркотические вещества, после приема которых человек на некоторое время поддается любым внушениям. А потому, к сожалению, они используются не только во благо, когда применяются медиками в качестве лекарства, но и в преступных целях. С их помощью злоумышленники могут воздействовать на своих жертв. Однако и использование таких веществ в «мирных» целях может привести к печальным последствиям.

Младенческая амнезия: что искал Фрейд?

Термин «Младенческая амнезия» ввел в обиход отец психоанализа Зигмунд Фрейд более 100 лет назад. К слову, он был чрезвычайно заинтересован этой темой, но объяснял все со своей колокольни — если говорить кратко, то нас в младенчестве настолько травмирует осознание своей сексуальности, что мы готовы забыть первые годы жизни, как страшный сон.

Позднее идея о «травмирующей ранней сексуальности» была как-то подзаброшена и заменена другой, сходной идеей: само рождение для человека — настолько травматичное событие, в первые годы жизни ребенок настолько беспомощен и зависим от окружающих, что младенческая амнезия — это естественный механизм, оберегающий нашу психику.

Цитаты о воспоминаниях

Воспоминания — как островки в океане пустоты. Михаил Шишкин «Венерин Волос»

Когда боль наша уже минёт, память о ней уже очарована воспоминаниями. Джейн Остин «Доводы рассудка»

В жизни каждого человека, наверное, найдутся минуты, с воспоминаниями о которых он не захочет расстаться. Уилки Коллинз «Лунный камень»

Воспоминания так нелепы. Одни из них довольно смутные, другие абсолютно четкие, третьи слишком тягостны, и ты стараешься не думать о них, а некоторые настолько мучительны, что их не забыть никогда. Анна Мак-Партлин «Заверните мне луну»

Мне дороги мои воспоминания. Это все, что у меня есть. Это единственная истинная ценность… Клиффорд Саймак «Все ловушки Земли»

Воспоминания — это волшебные одежды, которые от употребления не изнашиваются. Р. Стивенсон

Нам всем нужны воспоминания, чтобы знать кто мы такие… Из

кинофильма «Помни» (Memento) Воспоминание — это единственный рай, из которого нас не могут изгнать. Ж.-П. Рихтер

Ведь воспоминания не так стесняют, как живое существо, хотя иной раз воспоминания терзают душу! Александр Дюма «Три мушкетера»

Каково жить, когда у тебя ничего нет, даже воспоминаний, которые тревожили бы тебя среди ночи? Из мультфильма «Лило и Стич»

Бесполезно вспоминать прошлое, если эти воспоминания не могут помочь в настоящем. Чарльз Диккенс «Дэвид Копперфильд»

Воспоминания — это не пожелтевшие письма, не старость, не засохшие цветы и реликвии, а живой, трепещущий, полный поэзии мир… К.Г. Паустовский

Нельзя жить только воспоминаниями. Из кинофильма «Запретная любовь» (The Edge of Love)

Воспоминание о пережитом счастье — уже не счастье, воспоминание о пережитой боли — это все еще боль. Дж. Байрон

Не стоит пытаться избавиться от воспоминаний, надо научиться жить с ними. Из кинофильма «1408»

Избавиться от воспоминаний — всё равно, что обокрасть себя. Порою воспоминания — это всё, что у нас есть, и на вкус они слаще любого плода. Маргарет Брентон «Жемчуг проклятых»

Воспоминание

— это восстановление из памяти прошлых образов, которые мысленно ассоциируются с определенными временно-пространственными событиями. Воспоминание бывает произвольным, с помощью приложенных усилий воли, а также непроизвольным, при спонтанном возникновении образов в сознании личности. В момент произвольного воспоминания прошлых событий возникает личностное отношение индивида к прошлому, имеющее некую эмоциональную окраску.

Воспоминание – процесс памяти, при котором извлекаются образы далекого прошлого, это умственное восстановление жизненных событий, с его помощью создается непрерывная связь между ранним детством и старостью личности.

Воспоминание прошедшего опыта редко бывает детализированным. Уровень такого несовпадения между воспоминанием и событиями связан со степенью личностного развития. Качество воспоминания прямо зависит от умственных возможностей , от условий запоминания событий и его личностной значимости для индивидуума.

Воспоминание — это… Что такое Воспоминание?

* * *– воспроизведение в своем уме того, что индивид видел, слышал, делал и т. д.

Меж тем,

Между двух теток, у колонны,

Не замечаема никем,

Татьяна смотрит и не видит,

Волненье света ненавидит;

Ей душно здесь… она мечтой

Стремится к жизни полевой,

В деревню, к бедным поселянам,

В уединенный уголок,

Где льется светлый ручеек,

К своим цветам, к своим романам

И в сумрак липовых аллей,

Туда, где он являлся ей.

Так мысль ее далече бродит:

Забыт и свет и шумный бал…

(А. Пушкин, Евгений Онегин)

И теперь, так грубо пробужденная от своего опьянения, я хотела еще раз, глоток за глотком, упиться мимолетно пережитым с помощью того магического самообмана, который мы называем воспоминанием; такие вещи не всякий поймет, быть может, нужно пламенное сердце, чтобы их постичь (С. Цвейг, 24 часа из жизни женщины).

* * *Воспроизведение в сознании знакомых по прошлому опыту представлений, мыслей, чувств, событий и пр.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.

Девять свойств

По сути, существует девять свойств эпизодической памяти, которые в совокупности отличают ее от других типов памяти. Другие типы памяти могут обладать некоторыми из этих свойств, но только эпизодическая память обладает всеми девятью:

  1. Содержат краткие отчеты сенсорно-перцептуально-концептуально-эмоциональной обработки.
  2. Сохраняйте модели активации / торможения в течение длительного времени.
  3. Часто представлены в виде (наглядных) образов.
  4. У них всегда есть перспектива (поле зрения или наблюдатель).
  5. Представьте короткие отрезки опыта.
  6. Они представлены во временном измерении примерно в порядке появления.
  7. Они быстро забываются.
  8. Они делают автобиографическое воспоминание особенным.
  9. Когда к ним обращаются, они переживаются в воспоминаниях.

Типы воспоминаний

Воспоминаниями называется процесс восстановления в памяти образов, событий, ассоциирующихся с временными и пространственными событиями.

Образы всплывают неосознанно при непроизвольных воспоминаниях и под воздействием силы воли.

Произвольное воспроизведение подразумевает личностное отношение человека и эмоциональную окраску событий. Умение создавать связь между прошлым и настоящим связана с умственным усилием.

Достоверность воспоминаний зависит от развития личностных качеств, умственных способностей, условий запоминания, значимости событий для человека. Механизм запоминания помогает осознанно перерабатывать образы.

Доступные и недоступные

Воспоминания взрослых выборочны. Одни легко воспроизводимы, к другим доступ закрыт. Степень доступности зависит от того, насколько события значимы для индивида, в какой степени относятся именно к нему, несут ли эмоциональную окраску.

Ранние воспоминания лишены перспективы, они монотонны. Человеку легче воспроизвести образы животного, подаренного в детстве, чем посещение детского сада. Существенные события, которые может вспомнить человек, датируются возрастом 2-3 года.

До 4 лет у детей недостаточно развита предлобная кора. Из-за этого воспоминания вырваны из контекста, изолированы. Известные воспоминания воспроизвести сложнее. Физиологически такая возможность появляется к 4,5 годам.

Исчезающие

У детей младшего возраста большой объем памяти, но процессы кодирования и хранения информации формируются в школьном возрасте. Дети могут помнить события до 2-летнего возраста. Взрослые не способны вспомнить это время.

Малыши в состоянии помнить время, когда еще не была развита речь (в предсловесный период). После появления лингвистических навыков опыт, который не был закодирован устно, терялся.

Из-за утраты вербальных компонентов многие воспоминания фрагментированы. Тем не менее, дети в возрасте 6-9 лет более детально описывают пережитый опыт раннего детства.

Способность воспроизводить очень ранние события сохраняется до 10-11 лет. Воспоминания начинают исчезать после 11 лет в связи с развитием мозга: нейробиологические процессы вызывают детскую амнезию.

Забытые

Опыт раннего детства может быть настолько травматичным, что психика, защищаясь, заменяет его другим. Взрослый человек может помнить, что с ним происходило с 3-х лет фрагментарно. Осознанное воспроизведение появляется к 4-5 годам. У людей, переживших потрясение в этот период, детская амнезия наступает в 5-7 лет.

Трагические события разрушительно влияют на центры памяти, воспроизведение опыта становится затруднительно. У детей с трудным детством формируются неявные связи памяти, сформировавшиеся в ответ на травму.

События откладываются в подсознании, они никуда не исчезают, но и не воспроизводятся волевыми усилиями. Такой опыт называется «подавляемыми воспоминаниями».

Ложные

Ложные воспоминания появляются не только у зависимых людей, или переживших травму, но и у вполне психологически благополучных. Известно, что воздействие извне формирует новый опыт, который человек воспринимает, как уже пережитый.

Проводился эксперимент на мышах. Их запускали то в «опасную», то в «безопасную» клетку. В «опасной» среде мышек били током.

В результате у грызунов появился страх. После этого у мышей были активизированы нейроны, отвечающие за память о безопасном месте. Оказалось, что страх теперь присутствовал и в безопасной среде.

На формирование ложных воспоминаний оказывает влияние когнитивный диссонанс. Человеку свойственно новую информацию интерпретировать исходя из предыдущего опыта. Воспоминания лежат в памяти в виде схем, слов, образов.

Новый опыт присоединяется к уже существующему. Вот почему ранние события в детстве и во взрослой жизни воспринимаются по-разному.

Инфляция воображения также искажает память. Суть явления в том, что воображаемые события воспринимаются, как реальные. Воспоминания имеются свойство смешиваться. Ложный прошлый опыт может восприниматься, как реальный, под влиянием эмоционального и социального давления.

Заключение

Попытки «открытия» прошлого представляют собой «возможную» историю. Этот термин ввела Ариеэлла Азолуй, вдохноввившись идей Вальтера Беньямина о «незавершенной истории», которая не является формой контрпамяти, но представляет собой потенциальную попытку другой интерпретации. В таком случае акт неожиданного столкновения с историей по её мнений даёт возможность пересмотреть исторические факты, которые, как известно, не знают сослагательного наклонения. Так возможно высвободить противоречия, «нереализованную. множественность», случайности, резонирующие сквозь время и пространство. Но может ли все это произойти без сглаживания преступлений прошлого, без рудиментов и отголосков этих преступлений в настоящем?

Репрезентация альтернативных историй тоже является часть концепции постпамяти, когда мы буквально прочитываем историю не только вперед, но и назад, когда мы наследуем историю не только через собственные аффекты, эмоции или желания, но робко пытаемся смотреть на нее глазами самих исторических акторов и тех, кто, возможно, будет пользоваться нашими интерпретациями в будущем.

Пока одни институции защищают свою специфическую версию произошедшего, другие – ищут иные возможности увидеть историю с другого ракурса, посмотреть на нее другими глазами. Такая открытость в отличие от линейного нарратива позволяет собрать конфликтующие варианты «исторической правды», предлагающие альтернативные варианты будущего. Такие потенциально не завершаемые проекты кажутся мне действенными попытками постпамяти и присущих ей противоречий, неудовлетворенных желаний и непроработанных страхов. Эти попытки предлагают способ мобилизации пережитого насилия, позволяя поставить под вопрос, казалось бы, давно принятые способы сохранения и повторения прошлого.

Марианна Хирш
в пересказе Екатерины Сувериной

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.