- Характер и темперамент
- Теория Гиппократа
- Взаимодействие характера и темперамента
- Значение психологической характеристики в жизни
- Можно ли изменить свой характер?
- Эмоциональная отстраненность
- Связь характера и темперамента
- Как осуществляется психологическая характеристика
- Критерии оценки
- Факторы
- Про акцентуацию характера
- Психологическая характеристика учащегося 7-го класса
- Рекомендации для педагогов
- Психологический портрет человека
- Для чего нужен
- Методика составления психологической характеристики
- Пример психологической характеристики человека
- Что такое акцентуация
- Какой он, наш собеседник?
- Типы нрава и их характерные черты
Характер и темперамент
Существует мнение о том, что оба эти понятия обозначают одно и то же. Для правильного ответа на вопрос необходимо обратиться к разъяснениям, которые существуют в психологии. В этом научном направлении существует четыре официальных взгляда на взаимодействие характера и темперамента:
- Отождествление. Эти два понятия считаются равными по смыслу.
- Противопоставление. Подобная позиция подчеркивает принципиальную разницу между двумя понятиями.
- Признание того, что темперамент является частью или даже ядром характера.
- Мнение о темпераменте как о фактическом фундаменте для развития характера.
Как видим, научные взгляды на эти понятия кардинально отличаются друг от друга. Тем не менее у характера и темперамента существует общая зависимость от физиологических способностей индивида. То есть от тех, которыми обладает нервная система человека. Причем именно темперамент оказывает основное влияние на формирование некоторых черт личности. Среди них спокойность реакции, адекватное восприятие конкретной ситуации, уравновешенность и т. д. Однако темперамент для формирования характера не является предопределяющим фактором. Подтверждением тому могут служить люди с одинаковым темпераментом и различными чертами личности.
Теория Гиппократа
Этого античного врача и мыслителя считают создателем одной из основных идей, рассматривающих человеческую сущность. В те далекие времена основой его теории являлась физиологическая составляющая людей. Однако разработанная Гиппократом концепция постоянно пересматривалась, и пару веков назад начала изучать предложенные им 4 типа характера человека и психология. Среди них следующие:
- Холерик. Люди с этим типом характера довольно страстные, вспыльчивые, а порой и агрессивные. Им сложно держать под контролем свои эмоции, а также реакции, проявляющиеся на воздействие раздражающих факторов внешнего мира. Холерики подвержены частым вспышкам гнева, резким сменам настроения и прочим внезапным переменам в поведении. Они очень быстро расходуют свою энергию и истощают запас сил.
- Сангвиник. К такому типу характера относят веселых и подвижных людей. Им, как и холерикам, свойственны внезапные перепады настроения. Но при этом они обладают устойчивой и быстрой реакцией на внешние факторы. Сангвиники являются людьми целеустремленными и продуктивными.
- Флегматик. Это довольно сдержанные люди, практически не проявляющие своих эмоций. Они неспешны, обладают уравновешенной психикой, упорны и настойчивы в работе.
- Меланхолик. Такие люди впечатлительны и очень ранимы. Они остро переживают собственные неудачи. При наличии внешних раздражителей меланхолики проявляют резкие реакции.
Предложенные Гиппократом 4 типа характера человека психология рассматривает и сегодня. Они считаются основными и при этом редко проявляющимися в чистом виде. Каждому человеку могут быть присущи черты каждого из этих типов, но только принадлежащие одному из них будут доминирующими. Из этого может быть сделан вывод о том, что каждый из нас – личность индивидуальная, сложная, многогранная и необычная.
Взаимодействие характера и темперамента
Если исходить из сугубо материалистического понимания вещей, то можно сказать, что характер и темперамент схожи в своей зависимости от физиологических особенностей индивида. Процесс формирования характера находится в зависимости от свойств темперамента, который более тесно взаимодействует со свойствами нервной системы
Важно также знать, что черты характера проявляются только тогда, когда уже основательно развит темперамент, т.е. темперамент служит базой для развития характера, а также определяет в нём такие черты как инертность реакции, подвижность, уравновешенность, адаптивность
Но характер отнюдь не предопределяется темпераментом и люди со схожими свойствами темперамента могут быть совершенно разными по характеру. Особенности темперамента могут, как способствовать, так и противодействовать процессу формирования каких-либо черт характера, они даже могут вступать в конфронтацию с ними.
У человека, характер которого уже сформирован, темперамент теряет свою самостоятельность как формы проявления личности и становится его динамическим аспектом, заключаясь в его конкретной эмоциональной направленности, скорости, с которой протекают психические процессы и проявления личности, а также в конкретной характеристике её действий и движений. Также нужно заметить, что на формирование характера воздействует и система условных рефлексов, которые образуются в ответ на регулярно повторяющийся комплекс раздражителей. Эти условные рефлексы также называют динамическими стереотипами. На их формирование влияет отношение индивида к окружающей обстановке; и уже это обуславливает изменения в возбуждении, торможении, подвижности нервных процессов, т.е. в функционировании нервной системы вообще. Черты характера и темперамента связаны между собой органически, и их взаимодействие происходит в единой структуре человека, благодаря чему образуется неразделимая интегральная характеристика его индивидуальности.
Невзирая на то, что характер определяют, как одну из индивидуальных особенностей личности, в его структуре выделяют общие черты, характерные для конкретной категории людей. И даже у самого, казалось бы, необычного человека можно выделить черту, которая автоматически определит его принадлежность к группе людей со схожим поведением. В этой ситуации следует говорить о типических чертах характера. По мнению известного отечественного психолога Н. Д. Левитова, тип характера является конкретным выражением в характере индивида черт, общих для какой-либо категории людей. Характер формируется у человека в процессе жизнедеятельности и взаимодействия с социумом, а это значит, что он является продуктом общества. Этим и можно объяснить различия и сходства в поведении людей, которые принадлежат к разным группам.
Характер человека отражает различные типические черты: возрастные, профессиональные, национальные. Они часто зафиксированы человеческим сознанием в разных стереотипах и установках. Так, не составит никакого труда определить общие черты характера детей, подростков, пенсионеров или людей одной профессии. Но нельзя забывать и об индивидуальных чертах каждого характера. Если даже учесть его устойчивость, он всё же пластичен и под воздействием различных жизненных обстоятельств и условий подвержен развитию и изменениям.
Значение психологической характеристики в жизни
Психологическую характеристику важно использовать при определении тактики воспитания детей и подростков, прививании навыков практической деятельности. При этом можно формировать интерес к общественно полезным направлениям, важным для общества
Имея представление о предрасположенности у ребенка к какой-либо деятельности, заботливые родители никогда не упустят шанс развить у ребенка творческие либо иные способности.
Руководитель компании, стремящийся сформировать деятельный трудовой коллектив, своевременно должен учесть индивидуальные психологические особенности набираемых сотрудников, получить представление об их психической характеристике. В таком коллективе сформируются правильные коммуникативные связи, общие усилия будут направлены на достижения результата.
Можно ли изменить свой характер?
Многие люди считают, что черты личности – это то, что дано нам раз и навсегда. Однако это не так. Характер человека не является какой-то жесткой системой. Он всего лишь определяет склонность индивида поступать тем или другим образом. Человек способен начать действовать в различных ситуациях совершенно в другом стиле. Что необходимо сделать для этого? Изменить свои привычки, совокупностью которых и является характер. Сделать это можно, например, копируя поведение других людей. Этот способ является наиболее естественным и простым.
Если рядом нет такого человека, характер которого стал бы хорошим примером для изменения своих черт, следует поискать нужные типажи в литературных произведениях или фильмах. Наконец, можно придумать себе идеального героя. После этого понадобится как можно чаще представлять поведение этого человека в сложившейся ситуации, раздумывая, что бы он сказал или сделал для решения возникших проблем.
Как мы видим, на вопрос о том, можно ли изменить характер человека, в психологии можно найти утвердительный ответ.
Эмоциональная отстраненность
Она необходима для того, чтобы самому иметь возможность абстрагироваться от той истории, которую рассказывает клиент. Это качество обладает видимыми преимуществами – позволяет специалисту не погружаться во внутренний мир пациента. В противном случае психолог не сможет уберечь свое душевное равновесие. Постепенно защитные силы организма начнут истощаться.
Когда постоянно сталкиваешься с проблемами и эмоциональными расстройствами у окружающих, велика вероятность самому перенять какие-то деструктивные модели поведения. По этой причине психолог должен обладать крепкими нервами и беречь свое душевное здоровье. Эмоциональная отстраненность позволяет научиться абстрагироваться от происходящего в особенно тяжелые моменты.
Связь характера и темперамента
Часто эти два термина отождествляют, считая, что они несут одинаковый смысл. И в определенной степени это так. Оба понятия означают комплекс душевных и психических качеств, выражающих уровень возбудимости человека и его отношение к социуму и самому себе.
Однако первое из них формируется под влиянием окружающей среды, тогда как второе присваивается с рождения. От темпераментных характеристик зависит развитие отдельных особенностей индивида. Конкретные из них могут способствовать и препятствовать появлению определенных черт. Так, флегматики, отличающиеся размеренностью и медлительностью, вряд ли станут проявлять вспыльчивость или раздражительность.
Четыре взгляда на связь характера и темперамента:
- Отождествление – оба понятия равны по смыслу.
- Противопоставление – подчеркивается кардинальная разница.
- Признание темпераментных свойств частью нрава.
- Они же являются фундаментом для развития поведенческой системы личности.
Но даже несмотря на то, что научные точки зрения сильно различаются, нельзя отрицать их зависимость от физиологии человека, а точнее – от особенностей нервной системы. Отмечу, что темперамент связан с ней гораздо больше, из чего напрашивается вывод, что он все же является «базой». Именно он воздействует на становление таких черт, как рациональное восприятие ситуаций, уравновешенность, спокойствие. Но это предопределяющий аспект при формировании системы поведения. Ведь при одних и тех же темпераментных свойствах могут развиваться кардинально противоположные нравы.
Как осуществляется психологическая характеристика
Перед психологом часто ставятся задания составить психологическую характеристику индивидуума. Поскольку каждая личность обладает определенными психическими качествами, выявить и полноценно их оценить — профессиональная задача. При этом проводится диагностика конкретной психофизиологической системы — набора черт, определяющих сознание и деятельность человека.
Критерии оценки
Поскольку приспособление к жизни у разных личностей происходит по-разному, в психологических характеристиках выделяют основные и дополнительные (программирующие) качества. Структура основных критериев следующая:
- особенности темперамента;
- уровень интеллекта;
- коммуникабельность;
- черты характера;
- заложенные природой наклонности;
- индивидуальная направленность мышления;
- эмоциональная раскрепощенность;
- наличие силы воли;
- личностный уровень самооценки;
- способность к самоконтролю;
- интерес к групповой работе.
Главный принцип заключается в том, что развитие человека происходит всю жизнь. По мере взросления его воспитывают школа, вуз, трудовой коллектив. Однако особое место психологи отводят самовоспитанию.
Факторы
Формирование психологической характеристики происходит под влиянием внешних и внутренних факторов. Проведя их анализ, психолог определяет методы, подходящие для составления характеристики.
Теория разделяет такие факторы на:
- Предшествующие (или первичные). Эти факторы обуславливают личностные свойства: раздражительность, амбициозность, несдержанность и др. Человек, обладающий ними, уязвим и расположен к потере контроля ситуации. Часто занижает собственную самооценку, ему трудно достигать целей. Сюда же относят факторы воздействия общественной среды, в т.ч. демографические, и когнитивные обстоятельства.
- Транслирующие (или передающие). Это результат воздействия на человека стрессоров. Примерами служат: здоровый образ жизни, физкультура и спорт, поведение, вредные привычки. В зависимости от того, способствуют ли сохранению психического здоровья эти факторы, формируются особенности личности.
- Общего реагирования (наличие мотиваторов). В качестве мотиваторов может выступать стресс, болезнь, развитие сильных адаптационных возможностей.
Про акцентуацию характера
Это крайняя версия клинической нормы, когда конкретные качества человека выражены более ярко. Это порождает выборочную уязвимость к одним психогенным раздражителям и воздействиям и поразительную устойчивость к другим. Такое определение выглядит довольно сложным для восприятия. Но на самом деле все просто. Само слово обозначает сильно выраженный акцент на определенном свойстве. То есть, одни характеристики у индивида развиты превосходно, но это вызывает некую ущемленность по отношению к другим. Все это приводит к дисгармонии личности. Причиной акцентуации может стать наследственность, воспитание ребенка. К последнему фактору относятся:
- излишняя опека;
- потворство;
- эмоциональное отвержение;
- условия «культа болезни»;
- жестокость или противоречие.
В любом случае об этом принято говорить, как о негативном явлении, так как оно связано с проблемными свойствами.
Психологическая характеристика учащегося 7-го класса
Мальчик обучается в школе с начала текущего учебного года, процесс адаптации еще не завершен. В целом подросток доброжелательный, спокойный, испытывает некоторые трудности установления контактов. Социальную дистанцию удерживает.
Левша (об особенностях учебной деятельности; и эмоциональной сферы левшей рекомендуется рассказать педагогам подробно).
С незначительной помощью взрослого может самостоятельно выделять учебную задачу, строить гипотезу, прогнозировать результат, выбирать способ действия, работать в соответствии с избранной или усвоенной инструкцией, проявляет склонность к творческим способам решения учебных задач. Может давать адекватную оценку собственной деятельности.
Имеет широкий спектр познавательных интересов.
Особенности развития сенсорных систем:
- ведущей системой восприятия является аудиальная;
- концентрация внимания соответствует высокому уровню;
- устойчивость и распределение внимания по нескольким признакам находится на высоком уровне;
- объем зрительной и слухоречевой памяти соответствует возрастной норме.
Особенностью речевой сферы является нарушенное звукопроизношение. Это может стать причиной частных ошибок дисграфического характера и, в свою очередь, потребовать для учащегося консультации у логопеда и дополнительных занятий по русскому языку.
Тип нервной системы — среднеслабый: при однообразной, монотонной деятельности ребенок, испытывая утомление и пресыщение, стремится рационально распределять свои силы и способен к кратковременной мобилизации. Требуется незначительное время на врабатываемость в задание, после чего наступает довольно длительный продуктивный период деятельности, который совпадает примерно с первой половиной урока. Темп психической деятельности соответствует верхненормативным границам.
Эмоционально-личностная сфера характеризуется высокой тревожностью, обусловленной недовольством своими физическими данными. Эта тревожность ситуативно проявляется в вербальной агрессии защитного характера. Подросток имеет адекватную самооценку при высоком уровне притязаний. В группе сверстников принят.
Рекомендации для педагогов
При организации учебного процесса следует предоставлять подростку самостоятельность и поощрять стремление к нестандартным способам решения учебных задач, так как он способен решать задачи повышенной сложности.
Вместе с тем рекомендуется принять во внимание, что трудный или новый учебный материал подросток, очевидно, сможет лучше усвоить в первой половине урока. В случаях затруднений разъяснения по заданию можно повторить устно.
Давая оценку деятельности, всемерно подчеркивать успехи ребенка
Критические замечания давать преимущественно конфиденциально и аргументированно.
Психологический портрет человека
Психологический портрет – это подробное и объективное определение и описание личности. Его часто приходится составлять тем, кто много работает с людьми:
- Психологам;
- Психиатрам;
- Преподавателям;
- Социальным работникам и социальным педагогам.
Составление описания состоит из нескольких этапов, ни один из них нельзя пропускать, иначе написать документ правильно не получится.
Для чего нужен
https://youtube.com/watch?v=khjmbC27Xb4
Психологический портрет так называется, потому что он раскрывает душу человека так же подробно, как живописная картина описывает его внешность. Он необходим для того, чтобы специалист понял, как именно работать с конкретным человеком, исходя из его индивидуальных особенностей.
Внешность часто бывает обманчива. При составлении описания нельзя опираться только на внешний вид, потому что:
- Люди часто хотят казаться другими;
- Внешность человека постоянно меняется;
- Многие черты характера никак не связаны с внешним видом человека.
Внешность порой бывает обманчива
Внимание! В 19 веке в Западной Европе большой популярностью пользовалась псевдонаука «френология»: психологи и медики пытались составить психологический портрет, исходя из формы черепа клиента, выпуклостей и впадин на голове. Например, считалось, что определенная форма черепа присуща всем преступникам
Даже в обыденной жизни мы просыпаемся, смотрим на себя в зеркало, удовлетворяемся отражением своего лица и идем на встречу с обществом. В толпе людей мы ищем себе подобных, так как рядом с ними мы чувствуем себя спокойными. Это включается фокус внимания сходства. Человек, видя свое подобие, автоматически становится спокойным.
Разгадать, почему нам одни лица людей нравятся, а другие нет, опираясь только на математические формулы или определенные стандарты, невозможно. Практически все научные теории о внешности основываются на эволюционной психологии. Поведение человека берет истоки из нашего животного прошлого.
Чтобы оформить свой или чужой психопортрет нужно обратиться за помощью к специалисту в области психологии либо попробовать сделать это самостоятельно. Вам помогут различные опросники, действенные методики и техники оценки личности и скрупулезного анализа ее способностей. К ним относят портрет по рисунку, исследование почерка, постановка логических загадок, тестирование, общение без слов, но наиболее легкий и быстрый вариант – исследование вышеописанных свойств. Достаточно просто взять блокнот и прописать каждый пункт.
Типовой образец подскажет, как сделать достоверный психологический портрет личности. Стоит придерживаться простой инструкции:
- Рассмотреть персональные данные – пол, сколько лет, внешние параметры.
- Социальный статус – должность, специальность, семейное положение.
- Небольшая биография, где указаны основные, самые важные события и моменты жизни, потрясения, эмоции.
- Анализ 13-ти вышеописанных свойств личности.
- Выводы, в которых осуществляется детальное рассмотрение каждого пункта, выявляются существующие проблемы, пути их решения, раскрываются способности и умения.
Вы должны понимать, что методика обязана соответствовать возрасту, опыту и уровню образования исследуемого. Необходимо создать комфортные условия прохождения эксперимента. Составлять общую картину надо таким образом, чтобы она была понятна человеку без профильного образования и не утяжеляла неизвестными терминами.
Методика составления психологической характеристики
Психологическую характеристику личности составляют психологи, применяя для этого следующие методы:
- Наблюдение. Посредством специально организованного наблюдения психолог получает информацию об особенностях поведения индивида. В психологической характеристике результаты наблюдения косвенно отражают особенности личности.
- Психодиагностические методы. С помощью личностных тестов и опросников психолог определяет тип темперамента клиента, его интересы и склонности, преобладающие мотивы деятельности. Эти сведения в психологической характеристике являются главными.
- Социометрия. С помощью данного диагностического инструментария психолог получает информацию о социально-психологическом статусе индивида в учебном или трудовом коллективе. Социометрия позволяет выявить особенности межличностного взаимодействия человека с товарищами и коллегами.
- Интервью. Если достаточную информацию о человеке не удалось получить посредством тестов, психолог разрабатывает серию вопросов, которые задает клиенту. Этот метод сбора информации используют, чтобы уточнить факты, устранить противоречия.
Психологическая характеристика начинается с перечисления персональных данных человека: указания фамилии, имени и отчества, даты рождения, места жительства, сообщения сведений о членах семьи и особенностях семейного воспитания. Далее описываются:
- склонности и интересы;
- способности личности;
- особенности темперамента и характера;
- отношение человека к себе;
- отношение человека к другим людям;
- отношение человека к работе.
Пример психологической характеристики человека
Летовальцев Андрей Юрьевич
Дата 19.04.2008.
Мать: Летовальцева Анна Геннадьевна.
Отец: Летовальцев Юрий Алексеевич.
Место жительства: г. Новодвинск
Ребенок воспитывается в полной семье. Родители принимают активное участие в жизни мальчика. Старший брат для Андрея – образец для подражания.
Мальчик проявляет интерес к точным наукам, обладает высоким уровнем развития логического мышления. На протяжении двух лет Андрей посещает курсы робототехники, участвует в конкурсах городского и регионального уровня.
Уровень произвольного внимания у мальчика выше среднего. Признаков утомления при выполнении работы не отмечается. Темп работы высокий.
Мальчик обладает высоким уровнем развития зрительной памяти. Слуховая память развита средне. Доминирующий канал получения информации – визуальный.
Преобладающим мотивом деятельности является избегание неудачи. Уровень тревожности соответствует возрастной норме.
В ходе решения интеллектуальных задач Андрей демонстрирует самостоятельность, рациональность. С готовностью приходит на помощь товарищам. Проявляет интерес к парной работе. При работе в группе навязывает товарищам свое мнение, делает много замечаний. Критику в свой адрес воспринимает болезненно.
В коллективе сверстников мальчик стремится стать лидером. Он амбициозен, активен. Андрей старается самоутвердиться за счет других детей. Однако для того, чтобы стать лидером, мальчику не хватает чуткости и внимательности к окружающим. Кроме того, мальчик обладает завышенной самооценкой.
Андрей обладает холерическим типом темперамента. Юноша эмоциональный, напористый, целеустремленный. В отношениях со сверстниками у него часто случаются конфликты. Слабое развитие коммуникативных навыков не дает идти на уступки и находить компромиссное решение спорных ситуаций. Для мальчика характерны внезапные перемены настроения.
В поведении случаются вспышки агрессии. Эмоциональные реакции мальчику трудно контролировать.
Что такое акцентуация
Когда отдельные черты характера чрезмерно усилены – это называется акцентуацией характера. С психологической точки зрения такое состояние является крайним вариантом нормы, а не психическим заболеванием. Однако при этом некоторые черты характера заострены и выражены так сильно, что приводят к дисгармонии личности.
Эта особенность накладывает отпечаток на поведение и поступки человека, что отражается на всех сферах отношений: к себе, к другим людям, к труду, к вещам. Акцентуация характера наиболее распространена среди подростков. Так, среди обследованных представителей молодежи 95 % оказались с акцентуацией разной степени выраженности. А вот среди людей старшего поколения доля акцентуированных снизилась до 60 %. Поскольку с возрастом удается сгладить нежелательные черты характера.
Какой он, наш собеседник?
Как узнать характер человека? В психологии предлагается несколько приемов, использование которых позволит выяснить основные черты личности собеседника.
Это поможет найти подход и выстроить с ним правильные отношения еще до того, как можно будет хорошо узнать его.
Как определить характер человека? В психологии рекомендуется делать это по следующим параметрам:
Внешность. В психологии характер по лицу человека рекомендуется определять по глазам собеседника
Необходимо обратить внимание на их расположение относительно переносицы, а также цвет. Люди с темными глазами, как правило, обладают взрывным и вспыльчивым характером
Они умны, чувствительны, остроумны и довольно избирательны в выборе друзей. Светлые глаза выдают человека романтичного, сентиментального и чувствительного. Насыщенные цвета радужки указывают на человека надменного и высокомерного. Маленькие глаза принадлежат, как правило, людям угрюмым, молчаливым и замкнутым. А вот большеглазые чувственны и мужественны, из-за чего чаще всего становятся лидерами. Если веки у собеседника несколько припухшие, то он, скорее всего, склонен к бурному времяпрепровождению.
Поведение. Именно конкретные действия в той или иной ситуации являются ключом к разгадке характера человека. Если индивид активен, то он, скорее всего, сангвиник или холерик. Первые из них быстро увлекаются делом, но так же внезапно могут потерять к нему интерес. Холерики же рассеяны, импульсивны и несдержанны. Скрытные собеседники могут быть флегматиками или меланхоликами. Первые из них непременно станут обдумывать каждое свое действие, проявляя при этом крайнюю медлительность. Для меланхоликов неудивительны частые депрессии, во время которых они наслаждаются жалостью к себе. Замкнутый человек, как правило, интроверт. Он непременно предпочтет уединенность и одиночество. Противоположностью таких людей являются экстраверты, предпочитающие большие и веселые компании.
Внешний вид и фигура. Полные и невысокие люди в большинстве своем разговорчивы и общительны. С ними легко вести беседу. Люди среднего и высокого роста с хорошо сложенной фигурой стремятся занять лидирующие позиции, напористые и целеустремленные. Люди с хрупким астеническим телосложением замкнуты и малообщительны, но при этом амбициозны и любят властвовать над окружающими.
Почерк. У энергичных людей при написании все буквы стремятся вверх. При этом почерк у них прямой. Если индивид амбициозен, то заглавные буквы он делает непропорционально большими. Если же они в написанном тексте лишь немного выше строчных, то о таком человеке можно сказать, что он непритязателен и скромен.
Типы нрава и их характерные черты
В психологии выделяет 4 группы критериев поведения, которые объединяют в себе различные свойства психики:
- Отношение к окружающим — черствость, отзывчивость, замкнутость, общительность, презрение, уважение.
- Отношение к самому себе — заносчивость, скромность, тщеславие, самокритичность, самомнение, чувство собственного достоинства.
- Отношение к разным окружающим вещам — халатное или бережное обращение, неряшливость, опрятность.
- Отношение к своим увлечениям, повседневным занятиям — ответственность, безответственность, недобросовестность, аккуратность, пассивность, проявление инициативы, склонность к рутине или творческому развитию.
Это не единственная классификация характера. Известный психолог из Германии Эрнест Кречмер создал собственное разделение относительно телосложения индивида. Выделяется три группы:
- Атлетики — высокие люди, которые имеют развитую мускулатуру, пропорциональное телосложение. Их характерные черты — сдержанность, властность, спокойствие, практичность.
- Астеники — индивиды с длинными конечностями, худые. Для них характерны такие черты, как упрямство, замкнутость, серьезность, склонность к рутине.
- Пикники — отличаются средним или низким ростом, склонностью к полноте, короткими конечностями. Имеют большую голову. Характерными чертами для пикников являются эмоциональность, общительность, чувствительность.
Существует отдельное направление в психологии, которое называется соционикой. Она разделяет человеческие типы по схожести характера с известными личностями из истории.