Теоретические исследования в психологии

Теоретические и методологические проблемы психологии

Когда рассматриваются методологические основы современной научной психологии, зачастую проблемы методологии смешиваются с теоретическими проблемами, с одной стороны, и с проблемами методическими, с другой стороны. Данные две группы проблем нужно разделять. Укажем основы подобного разведения.

Методологические проблемы психологии, как правило, связываются с нахождением ответов на два основных для психологии вопроса:

  1. Что является в психологии предметом исследования? Что такое психика?
  2. Как достичь достоверности на научном уровне и объективности знаний, получаемых в ходе изучения психических явлений?

Теоретические проблемы психологии, как и любой другой науки, появляются в связи с выстраиванием определенных психологических теорий, сконцентрированных на объяснение:

  1. Как объяснить качества состава, структуры, функций, происхождения, развития и формирования разных психических явлений?
  2. Какие закономерные, причинно-следственные связи находятся в основании развития, формирования психических явлений?

Методические проблемы сопряжены с планированием, организацией и анализом определенных способов извлечения новых результатов в науке, с ответами на вопросы:

  1. Какие имеются четкие способы (методы) извлечения новых научных сведений?
  2. Как могут быть созданы определенные условия, и какие средства могут быть применены для извлечения новых научных данных?

Происхождение

Теоретическая психология возникла из философии. Философия стремится понять природу и структуру понятий, законы, в которых эти понятия встречаются, и теории, которые объединяют законы вместе. Одна из этих специфических областей философии науки — теоретическая психология. Философия науки не использует научный метод для эмпирического вывода идей о физическом мире посредством проведения экспериментов и интерпретации результатов. Тем не менее, речь идет о науке с акцентом на логику и рациональность самой науки, выявление того, что не может быть объяснено с помощью эмпирических мер. 

Теоретическая психология относится к психологии в том смысле, что это логика и рациональность, применяемые к концепциям, законам и теориям. Теоретическая психология не в состоянии определить, какие теории более неправильные или правильнее. Многие считают теоретическую психологию поддержкой или рационализацией «идеи» в психологической теории, которая является более «правдивой». Однако, это не так. Теоретическая психология с научной точки зрения основана на идеях того, что известно через эпистемологию.

Методы исследования

Теоретическая психология работает вместе с эмпирической психологией, чтобы сформировать симбиотические отношения. Теоретическая психология не ограничивается эмпирическими исследованиями или лабораторными исследованиями. Это позволяет ученым свободно искать знания, которые мы еще не можем изучать эмпирически или которые еще не способны изучать эмпирически. Для теоретической психологии ее сила заключается в рациональности, сфокусированной на идеях большой картины. Однако сам по себе это не полный способ получить определенное знание реальности. Вот где эмпирические ветви психологии имеют силу. 

Теоретическая психология может в большей степени полагаться на идею о человеческой природе, которая является универсальной, даже когда неизвестно, почему или как эта конкретная тенденция происходит в мире, индивидуально или коллективно. Эмпирическая психология — это то, что позволяет людям осмыслить эти идеи общей картины более приемлемым, применимым и индивидуалистическим способом, который дает практическую информацию о реальности

Теоретическая психология не является универсальной психологической теорией, способной объяснить все темы без использования эмпирических исследований. Теоретическая психология не является фундаментальной или всеобъемлющей теорией психологии, скорее, для правильной работы теоретической психологии важно дополнить эмпирическую психологию и обосновать темы и создать теории, пока они не будут эмпирически проверены другими разделами психологии

Теоретическая психология

К теоретической психологии относятся: общая психология, история психологии, экспериментальная, генетическая, социальная, сравнительная, дифференциальная психология, психофизиология, психология личности, моделирование психики.

Общая психология систематизирует экспериментальные данные, полученные в различных областях психологической науки, разрабатывает фундаментальные теоретические проблемы психологии, формулирует основные принципы, категории, понятия, закономерности, составляет фундамент развития всех отраслей и разделов научной психологии.

История психологии рассматривает формирование психологических категорий и понятий на протяжении всего времени существования научной психологии, истории психологических исследований в разные времена в разных школах и перспективы развития психологии как науки.

Экспериментальная психология разрабатывает новые методы психологического исследования для изучения психической реальности.

Генетическая психология изучает закономерности развития психики животных и человека в филогенезе (в течение биологической эволюции всего живого и исторического развития психики) и в онтогенезе (в течение жизни отдельного человека).

Социальная психология исследует психические явления в процессе взаимодействия людей в больших и малых общественных группах, а именно: влияние средств массовой коммуникации на различные слои населения, особенности формирования и распространения слухов, вкусов, общественных настроений, моды, вопросы психологической совместимости, межличностных отношений, групповой атмосферы, роль лидера в группе, восприятие человека человеком, положение личности в группе, отношения между членами семьи и тому подобное.

Сравнительная психология — отрасль психологии, исследующая филогенетические формы психической жизни. В области сравнительной психологии сопоставляют психику животных и человека, устанавливают специфику и причины сходства и различий в их поведении. Разделом сравнительной психологии является зоопсихология, которая изучает психику животных, принадлежащих к различным систематическим группам (видам, пород, семейств), важнейшие формы и механизмы поведения. К классическим объектам сравнительной психологии (пауки, муравьи, пчелы, птицы, собаки, лошади, обезьяны) сегодня присоединены китообразные (дельфины). Врожденные механизмы поведения животных являются объектом специального изучения в сравнительно новой области биологии и психологии — этологии.

Дифференциальная психология исследует индивидуально-психологические особенности психики с учетом возрастного уровня развития и механизмов функционирования психики, роли задатков и способностей индивида и тому подобное.

Психофизиология изучает физиологические механизмы деятельности мозга, высшей нервной системы, связанные с функционированием психики.

Психология личности изучает психические свойства человека как целостного образования, как определенной системы психических свойств, которая имеет соответствующую структуру, внутренние взаимосвязи, которой присуща индивидуальность и которая взаимосвязана с окружающей природной и социальной средой.

Моделирование психики как раздел теоретической психологии использует научные сведения о психике для формирования математических и кибернетических моделей психических функций (восприятия, мышления, памяти, распознавание, общения и т.п.) и всей психики в целом с целью разработки и совершенствования технических систем, проверки имеющихся психологических теорий с помощью компьютерного моделирования (компьютерного эксперимента).

Социально-когнитивный подход

Считается, что внимание исследователей феноменологического подхода к внутреннему опыту личности привело к тесной связи когнитивной и социальной психологии, которая подчеркивает роль «внутренних», ментальных процессов. Определение 5

Определение 5

Социально-когнитивный подход — это теоретическое направление, фокусирующие внимание на процессах психики, определяющих, как человек замечает социальные события, интерпретирует их и запечатлевает в памяти. Замечание 1

Замечание 1

Ключевая проблематика когнитивной психологии ‒ это процессы восприятия, ощущения, интерпретации, суждения и запоминания событий.

Сторонники данного подхода исследуют психические процессы, которые связаны с тем, какие именно события притягивают внимание человека, как он объясняет данные события и сохраняет в своей памяти. Предполагается, что социальное поведение человека направляется его вниманием к тому или другому аспекту ситуации, его пониманием данной ситуации и, в конечном счете, сформировавшимися у него ассоциациями этого события с подобным опытом прошлого, оставшимся в памяти

Таким образом, социально-когнитивный подход концентрируется на ментальных процессах, которые участвуют в том, каким образом индивид обращает внимание на социальные события, разъясняет их и сберегает в памяти. Проанализированные выше разнообразные подходы к осмыслению социально-психологических явлений не находятся в противоречии друг другу

Каждый из них представляет собой только одну из граней социально-психологического анализа. Потому обозначенные подходы можно рассматривать как взаимодополняющие друг друга. Только соединение всех этих подходов, их комплексное применение обеспечивают всестороннее изучение того или другого явления социальной психологии

Проанализированные выше разнообразные подходы к осмыслению социально-психологических явлений не находятся в противоречии друг другу. Каждый из них представляет собой только одну из граней социально-психологического анализа. Потому обозначенные подходы можно рассматривать как взаимодополняющие друг друга. Только соединение всех этих подходов, их комплексное применение обеспечивают всестороннее изучение того или другого явления социальной психологии.

Экспериментальная психология

Определение 2

Экспериментальная психология – это раздел психологии, направленный на подтверждение теории путем проведения экспериментов. Она структурирует знания, касающиеся проблем, с которыми исследователи сталкиваются во время проведения исследований.

Экспериментальная психология начала активно формироваться в 19 веке, так как любая наука должна соответствовать определенным требованиям. Так как каждая наука должна иметь свой предмет исследования, методологию и терминологию, экспериментальная психология ставила своей первоначальной задачей введение научного метода в психологию. Вильгельм Вундт, немецкий врач, физиолог и психолог, является основателем экспериментальной психологии. Он известен тем, что создал первую в мире научную психологическую школу.

На сегодняшний день экспериментальная психология достигла значительного уровня развития, однако завершится этот процесс не скоро: до сих пор в психологии отсутствует выработанный взгляд на роль и возможности эксперимента в научном исследовании, который бы мог претендовать на звание общепринятого.

Часто практические навыки психологии значительно опережают теоретические. В связи с отсутствием методов, помогающих проверять различные теоретические данные на практике, развитие науки значительно сдерживается. В первую очередь это касается практики психотерапии. Существующие психические расстройства известны уже давно, а вот теория по ним только начинает организовываться. Поэтому существует множество психологических практик, которые работают, но в теории их невозможно объяснить.

Современная психология сталкивается с двумя актуальными вопросами. Для теоретической психологии это вопрос «Что?», а для экспериментальной – «Как?». Это связано с тем, что теоретическая психология направлена на изучение фундаментальных вопросов, а экспериментальная – на их решение.

Методология экспериментальной психологии базируется на следующих принципах:

  1. Общенаучные методологические принципы:

    • Принцип детерминизма. Данный принцип доказывает, что всему есть свои причины, которые могут объяснить абсолютно все — от поведения человека до психических явлений.
    • Принцип объективности. Данный принцип ставит в свое основание мнение о том, что объект познания не зависит от познающего субъекта; объект познания изучается посредством действия.
    • Принцип фальсифицируемости. Данный принцип был предложен Карлом Поппером, австрийским социологом и философом. Он утверждал, что теория, претендующая на научность, должна иметь методологическую возможность опровержения посредством постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.
  2. Специфичные для психологии принципы:

    • Принцип физиологического и психического единства. Данный принцип гласит о том, что появление и протекание всех психических процессов напрямую зависит от состояния нервной системы. Но сведение психических явлений к физиологическим процессам не является возможным.
    • Принцип единства сознания и деятельности. Данный принцип утверждает, что сознание деятельно, а деятельность сознательна. Психологи изучают то, как реагирует психика пациентов на различные непривычные ситуации.
    • Принцип развития. Согласно данному принципу психика субъекта — результат длительного развития в филогенезе и онтогенезе.
    • Системно-структурный принцип. Данный принцип содержит в себе информацию о том, что любые психические процессы должны рассматриваться как единое целое. Если осуществляется какое-то влияние на психику, то она страдает в целом, а не какая-то ее отдельная часть.

Психологические закономерности управленческой деятельности

Знание следующих закономерностей в психологии управления позволяет понимать нюансы протекания многих процессов в организации:

Закон неопределённости отклика гласит: одновременно разные люди либо один человек (в разные промежутки времени) могут действовать в ответ на одинаковое воздействие иначе в зависимости от различий в психологической структуре личности.

Закон неадекватности отображения человека человеком подразумевает: один человек неспособен в полной степени познать другого для принятия объективного решения в отношении него.

Закон неадекватности самооценки: большинство людей имеют либо заниженную, либо завышенную самооценку.

Закон расщепления смысла управленческой информации. Существует тенденция к изменению контекста директив, приказов, постановлений и т.п. по мере их продвижения по уровням вертикали управления.

Закон самосохранения имеет в виду следующее утверждение: сохранение собственного социального статуса, самостоятельности проявления личностных качеств, чувства собственного достоинства является доминирующим мотивом поведения субъекта управленческой деятельности.

Закон компенсации. Если человек попадает в социальную среду, в которой либо завышены требования к нему, либо достаточно высок уровень стимулов, то он возмещает свой недостаток умений, знаний для этого статуса другими навыками или способностями. Однако, этот принцип не работает, если занимаемая должность имеет слишком высокий уровень сложности управленческой деятельности .

Эволюционный подход

Определение 2

Эволюционный подход — теоретическое направление, ищущее причины социального поведения в физических и психологических склонностях, помогавших нашим далеким предкам выживать и производить потомство.

Если исследователи социокультурного направления анализируют в первую очередь отличия в поведении людей, которые представляют различные культуры, то приверженцы эволюционного подхода, напротив, заинтересованы явлениями их сходства, как в разнообразных культурах, так и среди разных представителей живых организмов (в том числе человека).

Основы подхода были представлены в другом раннем учебнике по социальной психологии У. Макдугалла, также изданным в 1908 г. В данном учебнике автор анализирует истоки социального поведения личности в его психической и физической расположенности, которая могла помочь нашим предкам оставаться в живых и давать потомство.

Центральной для эволюционного подхода считается идея естественного отбора, которая была выдвинута Ч. Дарвином. Ч. Дарвин утверждал, что у животных, адаптированных к условиям жизни, существует больше шансов остаться в живых, и произвести на свет жизнестойкое потомство, передав ему по наследству качества для выживания. Со временем новые качества живых организмов, которые подходят для среды и приходят на замену в меньшей степени подходящими для жизни и т.д.

Характеристика новой психологической методологии

Постановка и нахождение решения соответственных метанаучных вопросов могут быть нацелены не на выработку частных или конкретных научных теорий, которые касаются отдельных психологических явлений, а общих, базисных проблем построения теоретического знания в психологии.

К ним, в частности, можно причислить следующие:

  • своеобразность научной психологической теории, ее различие от других концепций научных знаний;
  • соотнесение теоретических и прочих знаний в современной психологии;
  • уровни существования современного теоретического знания;
  • различие психологических теорий от теорий, которые были разработаны в других науках;
  • требования, которым должна отвечать научная психологическая теория;
  • способы конструирования и проверки психологических теорий.

Выделяют характеристики новой психологической методологии:

  1. новая методология должна быть научной, свободной от идеологии, направленной на практику, «методологией на исторической основе», кроме того, нужны исследования, которые будут посвящены исследованию кризисных явлений в современной психологии и выходов из него;
  2. новая методология психологической науки должна быть методологией плюралистической, которая исходит из того, что путей к истине может быть большое количество;
  3. новая методология психологической науки должна быть методологией, направленной не исключительно на познание психического, но и на практику;
  4. новая методология психологической науки должна быть содержательно психологической методологией. То есть психологическая методология не должна сводить человека к ограниченным вопросам деятельности, общения, сознания и т.д., а осознавать, что человек есть, прежде всего, духовное существо.

Должны быть выработаны общие стандарты методологии в научной психологии и общие стандарты психологической науки в целом (с новой точки зрения должны быть точно обусловлены методы и принципы оказания психологической поддержки, стандарты обучения психологии, должностные предписания психологов, которые заняты на работе в разных сферах и течениях психологии и т.д.).

Благодаря формированию общих оснований практической и теоретической психологии, можно справиться с кризисными явлениями и, в конечном счете, вывести психологию как науку на новый научный уровень.

Значение

Теоретическая психология имеет много аспектов, которые можно рассматривать как положительные или отрицательные, что зависит от интерпретатора. Теоретическая психология может сыграть важную и уникальную роль в этой области, так что практически любое утверждение можно обоснованно считать верным, если оно теоретически привлекательно и эмпирически подтверждается исследованиями.

Теоретики должны быть стратегическими и хорошо осведомленными при переходе от экспериментальной психологии по мере роста области. Это может быть полезно в том смысле, что люди знают, что теоретики предприняли преднамеренные усилия при анализе исследований, связанных с теорией. Однако для тех, кто не знаком с теоретической психологией, окружающей теорию, огромное количество информации, способствующей теории, может быть огромным. Кроме того, теории могут быть чрезвычайно устойчивы к изменениям.

По мере того, как теории конкурируют, и появляются различные доказательства, предыдущие теории могут быть чрезвычайно трудно изменить. Это может затруднить развитие новых теорий в области психологии. Эта устойчивость может быть частично вызвана теориями, сформулированными слишком абстрактно, неэффективно и порой противоречиво. Одной из проблем теоретической психологии является трудность объяснения сознания. Есть много конкурирующих теорий, вращающихся вокруг сознания, и теоретическая психология изо всех сил пытается полностью объяснить или оправдать сознание. Исследователям очень тяжело изучать, несмотря на то, что целая область психологии полностью посвящена сознанию. 

Предмет и объект общей психологии

Любая наука характеризуется, помимо всего прочего, наличием своего предмета и объекта исследования. Причём предмет и объект науки – это разные вещи. Объект – это лишь аспект предмета науки, который исследуется субъектом, т.е. исследователем

Осознание этого факта очень важно для понимания специфики общей психологии, как науки многогранной и разноплановой. Учитывая данный факт, можно сказать следующее

Объект общей психологии — это сама психика, как форма взаимодействия живых существ с миром, которая выражается в их способности претворять в действительность свои побуждения и функционировать в мире на основе имеющейся информации. А психика человека, с точки зрения современной науки, выполняет функцию посредника между субъективным и объективным, а также реализует представления человека о внешнем и внутреннем, телесном и душевном.

Предмет общей психологии – это закономерности психики, как формы взаимодействия человека с окружающим миром. Данная форма в связи со своей многогранностью подлежит исследованию в совершенно разных аспектах, которые исследуются разными ответвлениями психологической науки. В качестве предмета выступает развитие психики, нормы и патологии в ней, виды деятельности человека в жизни, а также его отношение к окружающему миру.

Благодаря масштабности предмета общей психологии и возможности выделять в её составе множество объектов для исследований в настоящее время в психологической науке существуют общие теории психологии, которые ориентируются на разные научные идеалы и саму психологическую практику, которая вырабатывает определённые психотехники для воздействия на сознание и его управления. Но как бы ни были сложны пути, которыми продвигается психологическая мысль, постоянно трансформируя объект своего исследования и глубже погружаясь благодаря этому в предмет, каким бы изменениям и дополнениям он не был подвержен и какими бы терминами ни обозначался, можно всё же выделить основные блоки терминов, которыми характеризуется объект психологии. К ним относятся:

  • психические процессы – психология изучает психические явления в процессе формирования и развития, продуктом которого становятся результаты, оформившиеся в образы, мысли, эмоции и т.п.;
  • психические состояния – активность, подавленность, бодрость и т.п.;
  • психические свойства личности – целеустремлённость, трудолюбие, темперамент, характер;
  • психические новообразования – те знания, навыки и умения, которые приобретает человек в течение жизни.

Естественно, все психические феномены не могут существовать обособленно, а тесно связаны друг с другом и оказывают влияние друг на друга. Но рассмотреть каждый из них мы можем отдельно.

Что такое управление

Термин «управление» имеет множество трактовок. В сущности, они, вместе взятые, передают наиболее полное содержание этого понятия.

Например, Джозеф Месси, британский политический экономист XVIII века, считал: «Управление это процесс, посредством которого организация, группа направляет действия на достижение общих целей».

Джеймс Л. Ланди, американский политик XX века, подразумевал под управлением принципиальную задачу планирования, координации, мотивации и контроля усилий для достижения конкретных целей.

Отец классической школы управления Анри Файоль утверждал: «Управлять – значит прогнозировать, планировать, организовывать, командовать, координировать и контролировать».

Американский учёный Питер Ф.Друкер (1909-2005), один из влиятельнейших теоретиков менеджмента, понимал под менеджментом «многоцелевой орган, который управляет бизнесом, руководителями, работниками и работой» .

Некоторые учёные рассматривают управление как искусство наиболее эффективно аккумулировать человеческие усилия для достижения целей крупной социальной группы.

Понятия «менеджмент» и «управление» трактуются по-разному; первое употребляется в узком смысле, второе – в широком.

В сферу менеджмента входят теоретический фундамент и практическая работа, направленные на очерчивание и достижение целей компании путём рационализации использования ресурсов , в т.ч. человеческих.

Под термином «управление» понимается более общее явление, а именно организация выполнения работы другими людьми, включающая планирование, распределение прав и обязанностей элементов данной социальной системы, мотивация и контроль за процессами для осуществления общих целей оптимальным образом .

Теория социального научения

Определение 3

Теория социального научения — популярная теория научения в психологии, в соответствии с которой поведение человека определяется постоянным взаимным влиянием поведенческих, когнитивных и средовых факторов.

Значительно более популярной и современной теория социального научения. Данный подход к изучению социального поведения обязан своим происхождением трудам Р. Уолтерса и А. Бандуры, в которых социальное поведение рассматривается как результат предшествующего опыта индивидуума и его научения в ходе получения наказаний и вознаграждений. При этом в особенности подчеркивается роль подражания в формировании тех или других форм поведения. Обширную известность получили исследования А. Бандуры по моделированию обучения детей с помощью наблюдения. Так, скажем, было замечено, что дети могут обучиться агрессии, наблюдая за разными формами агрессивного поведения взрослых.

Сделанные на основе опытов выводы подкрепляют положение о том, что агрессия не считается свойством, безусловно, свойственным человеку (как считают многие), но может обнаруживаться результатом действий со стороны окружения. А

Бандура также акцентировал внимание на роли ожиданий, убеждений, возможности выбора и самоподкрепления как немаловажных условий, обусловливающих индивидуальное поведение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что представленный подход уделяет ключевое внимание опыту научения в прошлом как детерминанте социального поведения индивида

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.