Методология психологических исследований

Понятие о личности в современной психологии.

Каждый
из нас имеет какое-то свое представление
о личности. Чаще всего личность
ассоциируется с популярностью, публичным
«имиджем», силой воли, высокой уверенностью
в себе, развитым самосознанием и т. д. У
одних людей эти качества проявляются
более отчетливо, у других — менее. Кто
из нас не задумывался, почему это
происходит? Почему, например, одни люди
более агрессивны, чем другие? Одни ведут
себя в любой ситуации спокойно, другие
находятся в постоянном напряжении и т.
д.? В этом разделе мы постараемся дать
ответы на подобные вопросы.
В современной
психологии выделяют семь основных
подходов к изучению личности. Каждый
подход имеет свою теорию, свои представления
о свойствах и структуре личности, свои
методы их измерения. Вот почему можно
предложить лишь следующее схематическое
определение: личность— это
многомерная и многоуровневая система
психологических характеристик, которые
обеспечивают индивидуальное своеобразие,
временную и ситуативную устойчивость
поведения человека.

Личность — многомерная и
многоуровневая система психологических
характеристик, которые обеспечивают
индивидуальное своеобразие, временную
и ситуативную устойчивость поведения
человека.

Теория
личности — это
совокупность гипотез,
или предположений о природе и механизмах
развития личности. Теория личности
пытается не только объяснить, но и
предсказать поведение человека. Основные
вопросы, на которые должна ответить
теория личности, заключаются в следующем:

Каков характер главных источников
развития личности — врожденный или
приобретенный?

2. Какой
возрастной период наиболее важен для
формирования личности?

3. Какие
процессы являются доминирующими в
структуре личности — сознательные
(рациональные) или бессознательные
(иррациональные)?

4.
Обладает ли личность свободой воли, и
в какой степени человек осуществляет
контроль над своим поведением?
5.
Является ли личный (внутренний) мир
человека субъективным, или внутренний
мир объективен и может быть выявлен с
помощью объективных методов?

Каждый
психолог придерживается определенных
ответов на поставленные выше вопросы.
В науке о личности сложилось семь
довольно устойчивых комбинаций таких
ответов, или теорий личности. Выделяют
психодинамическую, аналитическую,
гуманистическую, когнитивную,
поведенческую, деятельностную и
диспозициональную теории личности.

Существует
три уровня анализа личности как
психологического образования: свойства
отдельных «элементов» личности,
компоненты («блоки») личности и свойства
целостной личности. Соотношение свойств
и блоков личности всех трех уровней
называют структурой личности

Некоторые
теории, а иногда и разные авторы в рамках
одной и той же теории, обращают внимание
не на все уровни, а лишь на один из них.
Названия элементов и блоков личности
при этом сильно варьируют. Отдельные
свойства часто называют характеристиками,
чертами, диспозициями, особенностями
характера, качествами, димензиями,
факторами, шкалами личности, а блоки —
компонентами, сферами, инстанциями,
аспектами, подструктурами

Каждая
теория позволяет построить одну или
несколько структурных моделей личности.
Большинство моделей являются
умозрительными, и лишь немногие, в
основном диспозициональные, построены
с использованием современных математических
методов.

Содержательная и формальная методология

В настоящее время методология подразделяется на содержательную и формальную. Первая содержит в себе следующие проблемы:

  • строение научного знания в целом и в частности научной теории;
  • законы порождения, функционирования и перемены теорий науки;
  • понятийный каркас науки и ее отдельных дисциплин;
  • определение схем объяснения, которые приняты в науке; операциональный состав и устройство методов науки;
  • критерии и условия научности.

Формальные аспекты методологии сопряжены с анализом языка науки, формальной структуры научного обоснования, анализом и описанием формализованных и формальных методов изучения, в частности методов выстраивания научных теорий и критериев их логической истинности, типологии концепций знания и т.д.

Личность как предмет психологического исследования.

Личность имеет междисциплинарный статус
не только в системе наук, но и в рамках
психологической науки. Многие дисциплины
психологического направления обращаются
к проблеме личности.

Одним из сложных вопросов является
определение предмета изучения психологии
личности.

Психология личности – это молодая
отрасль психологии, которая выделилась
из общей психологии – анализ личности
требует создания определенной теории
или модели, соответствующей научным
требованиям, связанная с интеграцией
знаний по проблематике личности,
накопленной в отечественной и зарубежной
психологии, которая в настоящее время
отсутствует – существует множество
концепций, теорий, моделей, построенных
на разных основаниях, отличающихся по
ряду критериев.

Вместе с тем анализ разнообразных
концепций позволяет выделить общие
точки соприкосновения позиций:

1) в большинстве определений личность
– это некоторая гипотетическая структура
или организация

2) в большинстве определений подчеркивается
значение индивидуальных различий между
людьми

3) личность рассматривается в эволюционном
процессе как продукт влияния внутренних
и внешних факторов.

4) поведение человека организуется и
интегрируется на уровне личности. Именно
личность отвечает за устойчивость
поведения.

Т.о., основной целю психологии личности
является анализ подходов к ее изучению,
обобщения накопленного теоретического
и эмпирического материала относительно
проблемы личности для создания
интегральной модели личности, что в
свою очередь является предметом
психологии личности.

Основные задачи психологии личности:

1. Изучение проблемы личности через
призму истории формирования представлений
о ней.

2. Исследование органических предпосылок
и социальных условий развития личности,
изучение взаимодействия биологических
и социальных факторов.

3. Обсуждение требований к психологической
теории личности, выделение критериев
и компонентов теории личности.

4. Анализ внутриличностной структуры,
согласованности компонентов личности,
а также выход на интерперсональную
структуру личности.

5. Исследование межиндивидуальных
различий, отличающих одну личность от
другой.

6. Изучение движущих сил развитии
личности, решение вопросов о периодизации
ее развития.

Теоретические и методологические проблемы психологии

Когда рассматриваются методологические основы современной научной психологии, зачастую проблемы методологии смешиваются с теоретическими проблемами, с одной стороны, и с проблемами методическими, с другой стороны. Данные две группы проблем нужно разделять. Укажем основы подобного разведения.

Методологические проблемы психологии, как правило, связываются с нахождением ответов на два основных для психологии вопроса:

  1. Что является в психологии предметом исследования? Что такое психика?
  2. Как достичь достоверности на научном уровне и объективности знаний, получаемых в ходе изучения психических явлений?

Теоретические проблемы психологии, как и любой другой науки, появляются в связи с выстраиванием определенных психологических теорий, сконцентрированных на объяснение:

  1. Как объяснить качества состава, структуры, функций, происхождения, развития и формирования разных психических явлений?
  2. Какие закономерные, причинно-следственные связи находятся в основании развития, формирования психических явлений?

Методические проблемы сопряжены с планированием, организацией и анализом определенных способов извлечения новых результатов в науке, с ответами на вопросы:

  1. Какие имеются четкие способы (методы) извлечения новых научных сведений?
  2. Как могут быть созданы определенные условия, и какие средства могут быть применены для извлечения новых научных данных?

Общее понятие о методологии

Метод (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение) – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического и теоретического познания действительности. Другими словами, это путь познания, способ, посредством которого познается предмет науки.

Учение о методе составляет особую область знания – методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности. Другими словами, методология — это система основных понятий и принципов, лежащих в основе науки и исследования.

Примечания

[] Много раньше Андрей Белый так описал однажды свое состояние во время тяжелой болезни: «Я наблюдал: психология оплотневала во мне в физиологию» (Белый, 1934).

[] Более того, одно упоминание о ней способно вызвать лишь раздражение и досаду у некоторых современных психологов. «Есть понятие, – рассуждает, например, М.Ю. Кондратьев, – которое я бы изъял из многих психологических словарей, и которое не имеет отношения к психологической науке, да и к науке вообще. Для меня странно выглядят те психологические словари, где присутствует понятие «душа»» (Кондратьев, 2005, С. 255). Но даже в упомянутых «странно выглядящих» психологических словарях, «душа» была нередко сведена к «психике», например, как, понятие отражающее исторически изменившееся воззрение на психику человека и животного»(Психология …, 1990, С. 112).

[] Материалистическое сознание может дать и другое толкование второму пониманию души, например, нравственно-философское.

[] В качестве немногих исключений можно назвать родоначальника психофизиологии Фехнера, который декларировал свою теорию как установление «точной связи между телом и душой», но последняя бралась, прежде всего, в ее внешнем понимании, причем, упрощенном, что не выводило фехнеровские изыскания за грань тогдашней «физиологической психологии» (Гусев, 2007). Дальнейшие исследователи уже не ставили (вытесняли, отрицали, стеснялись) самой постановки возможной связи с душой и предпочитали говорить лишь о психике как таковой.

[] На чем в частности, во многом построена аутогенная тренировка, методы самовнушения, психодрама, вхождение актера в роль, человека в профессию (мундир делает офицера) и т.п.

[]Если говорить о юстиции, то речь о нижней границе справедливости («юстиция» по латыни и есть «справедливость»). Юридические законы, – по мысли В.С. Соловьева, – нужны не для того, чтобы на земле осуществить рай, а для того, чтобы на ней не наступил ад.

Уровень философской методологии.

Основная задача: задает общую стратегию
изучения каких-либо феноменов, явлений
в любо области человекознания (основные
принципы, категориальный аппарат,
методологическое основание и т.д.)

Основные функции:

1. Интегративная – обобщение знаний о
человеке.

2. Критико-конструктивная – основная
идея: подвергает сомнение постулатов,
принятых в качестве аксиом.

3. Мировоззренческая, нормативно-аксеологическая
– создание идеалов, ценностных норм,
которые должны соответствовать образу
человека в научной картине мира.

Таким образом, философская методология,
выполняя особые функции в человекопознании,
помогает увидеть наиболее общие
закономерности развития мышления о
человеке в природе и обществе.

2. Уровень общенаучной методологии
(уровень методологии общенаучных
принципов исследования).

В современной науке при построении
знания о мире имеет системный подход.
Этот подход раскрывает явления, какие-либо
феномены как систему, имеющую специфические
признаки.

Система – это совокупность элементов,
находящихся в отношения и связях друг
с другом, которая образует определенную
ценность и единство (В.Н, Садовский).

1. Целостность – несводимость любой
системы к сумме образующих ее частей и
не выводимость из какой-либо части
системы ее свойств как целого.

2. Структурность – связи и отношения
элементов системы упорядочиваются в
некоторую структуру или организацию,
которая определяет поведение человека
в целом.

3. Иерархичность – каждый компоненты
системы может рассматриваться как
система, в которую входят другие системы
(т.е. любой компонент системы одновременно
и элемент системы и система).

4. Множественность описания – каждая
система являясь сложным объектом не
может быть сведена к какой-либо одной
картине или отображению (для полного
описания системы существует множество
картин или отображений).

5. Взаимосвязь системы со средой – это
взаимосвязь может иметь закрытый
характер (не изменяющий среду и систему)
или открытый характер (преобразующий
среду и систему).

Таким образом, системный подход – это
единственная возможность познания
многокачественных, многомерных и
целостных явлений действительности, к
которым относится и человек.

По отношению к человеку выделяют две
разновидности системного вида:

1) многосистемное знание – сфокусирован
на познание предмета или явления как
системы. Это системоцентрическое знание,
направленное на раскрытие внутренних
механизмов и закономерностей явлений).
Человек рассматривается как замкнутая
система.

2) полисистемное знание – раскрытие
системности самого мира, т.е. изучение
действительного как многомерной
реальности. Человек – это элемент многих
реальностей миров, входя в которые он
приобретает от каждого из них
соответствующие качества.

Характеристика новой психологической методологии

Постановка и нахождение решения соответственных метанаучных вопросов могут быть нацелены не на выработку частных или конкретных научных теорий, которые касаются отдельных психологических явлений, а общих, базисных проблем построения теоретического знания в психологии.

К ним, в частности, можно причислить следующие:

  • своеобразность научной психологической теории, ее различие от других концепций научных знаний;
  • соотнесение теоретических и прочих знаний в современной психологии;
  • уровни существования современного теоретического знания;
  • различие психологических теорий от теорий, которые были разработаны в других науках;
  • требования, которым должна отвечать научная психологическая теория;
  • способы конструирования и проверки психологических теорий.

Выделяют характеристики новой психологической методологии:

  1. новая методология должна быть научной, свободной от идеологии, направленной на практику, «методологией на исторической основе», кроме того, нужны исследования, которые будут посвящены исследованию кризисных явлений в современной психологии и выходов из него;
  2. новая методология психологической науки должна быть методологией плюралистической, которая исходит из того, что путей к истине может быть большое количество;
  3. новая методология психологической науки должна быть методологией, направленной не исключительно на познание психического, но и на практику;
  4. новая методология психологической науки должна быть содержательно психологической методологией. То есть психологическая методология не должна сводить человека к ограниченным вопросам деятельности, общения, сознания и т.д., а осознавать, что человек есть, прежде всего, духовное существо.

Должны быть выработаны общие стандарты методологии в научной психологии и общие стандарты психологической науки в целом (с новой точки зрения должны быть точно обусловлены методы и принципы оказания психологической поддержки, стандарты обучения психологии, должностные предписания психологов, которые заняты на работе в разных сферах и течениях психологии и т.д.).

Благодаря формированию общих оснований практической и теоретической психологии, можно справиться с кризисными явлениями и, в конечном счете, вывести психологию как науку на новый научный уровень.

Литература:

Аракелов Г.Г. Будущее российской психологии — в развитии нейронаук / Г.Г. Аракелов // Национальный психологический журнал. — 2012. — № 2.

Белый А. Между двух революций / А. Белый. — Ленинград, 1934.

Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология / Б.С. Братусь. — Москва, 2000.

Братусь Б.С. Общая психология: метафизический и прагматический смыслы / Б.С. Братусь // Психологический журнал. — 2003. — Т. 24. — № 2.

Вилюнас В. Психология эмоций / В. Вилюнас. — Санкт-Петербург : Питер, 2004.

Гусев А.Н. Ощущение и восприятие // Общая психология. В 7 т.: учебник для студ. высш. учеб. заведений. Т. 2 / под. ред. Б.С. Братуся. — Москва, 2007.

Даль В. Толковый словарь великорусского языка. Т. 1 / В. Даль. — Москва, 1995.

Ельчанинов А. прот. Живой опыт сердца / прот. А. Ельчанинов. — Москва, 2013.

Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней
/ А.Н. Ждан. — Москва, 2013.

Зинченко В.П. Петр Яковлевич Гальперин: от действия с заданными свойствами к свободной мысли // Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. — Москва, 2011.

Кондратьев М.Ю. Проникновение религиозного влияния в образовательный процесс / М.Ю. Кондратьев // Скепсис — 2005. — № 3-4.

Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Двери сердца твоего /архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий). — Москва, 2013.

Олпорт Г. Становление личности : избранные труды / Г. Олпорт. — Москва, 2002.

Полный церковно-славянский словарь / сост. прот. Г. Дьяченко. — Москва, 1993.

Психология : словарь. — Москва, 1990.

Речи и приветствия в честь открытия психологического института им. Л.Г. Щукиной : Репринтное издание. — Москва, 1994.

Слободчиков В.И. Христианская психология в системе психологического знания // Московский психотерапевтический журнал. — 2007. — № 3.

Франк С.Л. Предмет знания. Душа человеческая / С.Л. Франк. — Санкт-Петербург, 1995.

Челпанов Г.И.Психология и школа: сборник статей

Для цитирования статьи:

Братусь Б.С. Проблема возвращения категории «души» в научную психологию// Национальный психологический журнал — 2014. — №3(15) — с.5-15.

Bratus B.S.(2014) The problem of restoring the category of “soul” in academic psychology. National Psychological Journal, 3(15), 5-15

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.