- Функции эмоций
- Организационно-побудительная
- Коммуникативная
- Защитная
- Сигнально – отражательная
- Следообразовательная
- Значение
- Методы исследования
- Гуманистическая психология
- Современная организационная поддержка
- Журналы
- Функции и значение
- Понятие об эмоциях и чувствах в психологии
- Чувства в психологии
- Виды высших чувств в психологии
- Эмоции в психологии
- Виды эмоций
Функции эмоций
Каждый человек понимает, что жизнь без эмоций невозможна. Любое событие, разговор, звук, картинка – все это вызывает определенную ответную реакцию в организме. Эмоции влияют на наши поступки, взгляды и отношения с людьми. Итак, эмоции выполняют ряд важных функций:
Организационно-побудительная
Многие считают, что эмоции мешают здраво рассуждать и принимать решения. На самом деле это не так
Эмоции помогают человеку выделять главное, на что в этот момент стоит обратить внимание и мотивируют его к действию. Эмоция скорее может переорганизовать деятельность, чем дезорганизовать
Например, вам на работу позвонил друг и попросил срочно приехать. Ответная реакция может быть разной. Можно бросить работу и помчаться к товарищу (который возможно просто пошутил), или попросить его объяснить все по телефону. Главное то, что человек не сможет уже спокойно выполнять прежнюю работу. Сама по себе эта функция не имеет ни положительной, ни отрицательной окраски. Все зависит от ситуации и индивидуальных особенностей человека.
Коммуникативная
Эмоции тесно связаны с невербальным общением. Радость, грусть, презрение и т.д. – все это отражается на выражении лица. У одних это проявляется более ярко, другие стараются сдерживать свои порывы и скрывать истинные эмоции. Как бы там ни было, человек сразу ощущает внутренний настрой собеседника. Это помогает нам понимать друг друга и взаимодействовать.
Защитная
Данная эмоция проявляется в случае опасности. Например, когда мы видим быстро движущийся на нас автомобиль, у нас включается страх, и мы начинаем бежать.
Сигнально – отражательная
Благодаря этой функции человек лучше понимает свои потребности. Когда нам грустно мы ищем причину. Немного поразмыслив человек начинает понимать, что конкретно его беспокоит. Например, он очень устал и хочет повидать родных.
Следообразовательная
Эмоции участвуют в закреплении жизненного опыта. В дальнейшем каждое совершенное действие «напоминает» человеку о прошлом опыте. Индивид уже подсознательно готов к положительному или негативному исходу.
Эмоции напрямую влияют на жизнь человека. Чем чаще субъект испытывает положительные эмоции, тем счастливее себя чувствует. Это связано с внутренним настроем, характером и темпераментом. Также многое зависит от обстоятельств, качества жизни и окружения.
То же самое касается и негативных эмоций. Они окрашивают жизнь в темные тона, вызывают стресс, упадок сил и дисбаланс внутреннего душевного равновесия.
Тем не менее без этих эмоций человек не сможет познать все удовольствие от положительных моментов. Нейтральные эмоции играют тоже немаловажную роль. Они представляют собой некий мост, который идет к познанию и связи с другими базовыми эмоциями.
Важно помнить, что любая эмоция – это реакция внутреннего состояния на внешнюю среду. Ее нельзя подавлять или пытаться скрыть
Конечно, это не значит что нужно демонстративно проявлять скуку и ликование. Все-таки правила общественного поведения никто не отменял. Но, притворяясь, делая над собой эмоциональные усилия, мы рискуем потерять душевное равновесие и «заработать» проблемы со здоровьем.
Значение
Теоретическая психология имеет множество аспектов, которые можно рассматривать как положительные или отрицательные, в зависимости от интерпретатора. Теоретическая психология может играть важную, а также уникальную роль в этой области, так что почти любое утверждение можно разумно считать верным, если оно теоретически привлекательно и эмпирически подтверждено исследованиями. Теоретики должны быть стратегическими и хорошо осведомленными, переходя через экспериментальную психологию по мере развития области. Это может быть полезно в том смысле, что люди знают, что теоретики приложили целенаправленные усилия при анализе исследований, связанных с теорией. Однако для тех, кто не знаком с теоретической психологией, окружающей теорию, обилие информации, входящей в теорию, может быть подавляющим. Кроме того, теории могут быть чрезвычайно устойчивы к изменениям. По мере того как теории конкурируют и появляются разные свидетельства, предыдущие теории становится чрезвычайно трудно изменить. Это может помешать новым теориям получить поддержку в области психологии. Эта устойчивость может быть частично обусловлена теориями, сформулированными слишком абстрактно, неэффективно и временами противоречиво. Одна из проблем теоретической психологии — это сложность объяснения сознания : существует множество конкурирующих теорий, вращающихся вокруг сознания, и теоретическая психология изо всех сил пытается полностью объяснить или оправдать сознание. Исследователям чрезвычайно сложно его изучать, несмотря на то, что целая область психологии полностью посвящена сознанию. Теоретическая психология может быть чрезвычайно полезной, потому что она объединяет научные идеи и философские идеи психологии. Интеграция этих идей способствует познанию психологии.
Методы исследования
Теоретическая психология работает вместе с эмпирической психологией, чтобы сформировать симбиотические отношения. Теоретическая психология не ограничивается эмпирическими исследованиями или лабораторными исследованиями. Это позволяет ученым свободно искать знания, которые нам еще предстоит изучить эмпирически или которые мы еще не можем изучить эмпирически. Для теоретической психологии ее сила заключается в сфере рациональности, сосредоточенной на идеях общей картины. Однако сам по себе это не полный способ познания реальности. Вот где сильны эмпирические разделы психологии. Теоретическая психология может в большей степени полагаться на универсальную идею о человеческой природе, даже если неизвестно, почему и как эта конкретная тенденция происходит в мире, индивидуально или коллективно. Эмпирическая психология — это то, что позволяет людям понять эти идеи в целом более приемлемым, применимым и индивидуальным способом, который дает практическую информацию о реальности. Теоретическая психология не является универсальной психологической теорией, способной объяснить все темы без использования эмпирических исследований
Теоретическая психология не является фундаментальной или всеобъемлющей теорией психологии, скорее, для того, чтобы теоретическая психология работала правильно, важно дополнять эмпирическую психологию и обосновывать темы и создавать теории до тех пор, пока они не будут эмпирически проверены другими отраслями психологии.
Гуманистическая психология
Гуманистическая психология — это направлении в психологии, возникшее в XX веке, предметом исследования которого стала здоровая творческая личность, цель которой самоосуществление, самоактуализация и рост.Основателями гуманистической психологии считаются А. Маслоу и К. Роджерс.
С точки зрения Абрахама Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации. Причем подобное активное стремление к раскрытию своих способностей и задатков, развитию личности и скрытого в человеке потенциала является наивысшей человеческой потребностью.
Правда, для того, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. Прежде, чем начинает «работать» потребность каждого вышележащего уровня, потребности нижележащих уровней уже должны быть удовлетворены.
Иерархия потребностей по Маслоу: 1) физиологические потребности (потребность в еде, питье, дыхании и т.д.);2) потребность в безопасности (чувства стабильности, порядка, защищенности, отсутствие страха и тревоги);3) потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной группе;4) потребность в уважении со стороны окружающих и в самоуважении;5) потребность в самоактуализации.
Карл Роджерс известен прежде всего благодаря своему популярному в психотерапии методу под названием личностно-ориентированная терапия (психотерапия, центрированная на клиенте).
У Роджерса был свой особый подход к психокоррекции. Он исходил из того, что психотерапевт должен не навязывать свое мнение пациенту, а подводить его к правильному решению, которое последний принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям, начнет лучше понимать себя, а значит и окружающих.
Возлагая основную ответственность за происходящие во время лечения перемены не на терапевта, а на клиента, Рождерс указывает на то, что человек, благодаря своему разуму, в состоянии самостоятельно менять характер своего поведения, заменяя нежелательные действия и поступки на более желательные.
По его мнению, мы вовсе не обречены вечно находиться под властью бессознательного или собственных детских переживаний. Личность человека определяется настоящим, она формируется под влиянием наших сознательных оценок происходящего.
Роджерс также разделял позицию Маслоу о присущей каждому потребности в самоактуализации, считая, что основной причиной неврозов является расхождение между тем, кем себя считает человек, и тем, каким он хочет быть.Стремление к самоактуализации, по Роджерсу, является главным мотивом деятельности человека. Хотя это стремление носит врожденный характер, его развитию могут способствовать (или, напротив, препятствовать) детские переживания и научение.
Другим ярким представителем гуманистической психологии является Гордон Олпорт.К важнейшим заслугам Олпорта относится то, что он одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Он утверждал, что каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл черта.
Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и представляют собой врожденные, генотипические образования, а инструментальные — оформляют поведение и формируются в процессе жизни человека, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности, придает ей уникальность и неповторимость.
Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся системой. Он исходил из того, что человек прежде всего социальное, а не биологическое существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом.
Он доказывал, что в основе развития человеческой личности лежит как раз потребность взорвать равновесие, достичь новых вершин, т.е. потребность в постоянном развитии и совершенствовании.
Современная организационная поддержка
Американская Психологическая Ассоциация имеет разделение теоретической и философской психологии , как Отдел 24. Теоретические идеи, также связаны с разделением гуманистической психологии (32). По данным Американской психологической ассоциации, «Подразделение 24: Общество теоретической и философской психологии поощряет и облегчает информированное исследование и обсуждение психологических теорий и проблем как в их научном, так и в философском измерении и во взаимосвязи». Международное общество теоретической психологии, Секция истории и философии психологии (25) Канадского психологического общества, Секция истории и философии психологии Британского психологического общества , Международная конференция по гуманитарным наукам и Общество философии и психологии. Психология также предлагает организационную поддержку. Университеты, которые в настоящее время имеют программы теоретической психологии / гуманитарных наук, включают Университет Дюкена , Университет Далласа , Университет Сиэтла , Колледж Западной Джорджии , Университет Калгари , Университет Альберты , Йоркский университет , Университет Бригама Янга , Университет Нотр-Дам и Джорджтаунский университет .
Журналы
Области гуманистической и экзистенциальной , а также социальной конструкционистской точки зрения психологии были фундаментальными для некоторых из первых теоретических идей, относящихся к современной теоретической психологии. Сегодня существует множество журналов, в которых публикуются теоретические статьи. Эти журналы включают следующее:
- Журнал теоретической и философской психологии
- Теория и психология
- Новые идеи в психологии
- Журнал гуманистической психологии
- Гуманистическая психология
- Семейный процесс
- Исследования в области лингвистики и философии
- Сознание и познание
- Теоретические вопросы когнитивной науки
- Поведение и философия
- Американский психолог
- Международный журнал психологии личностного построения
- летописей теоретической психологии
- Психологическое расследование
- Death and Dying
- Журнал разума и поведения
- Философская психология
Функции и значение
Задача чувств — получать, классифицировать информацию о предметах. Также у них есть отдельные функции:
отражательная — помогает оценивать уровень опасности, полезности предметов, чтобы вовремя среагировать на угрозу;
стимулирующая — побуждает предпринимать активные действия, строить планы на будущее, искать пути решения сложных задач, мотивацию;
подкрепляющая — помогает оценивать значимость события для индивида, запоминать важное;
переключательная — подсказывает к какой категории относить предметы, действия, расставлять приоритеты;
приспособительная — формирует готовую базу проявлений, которые человек уже испытывал;
коммуникативная — влияет на отношения с окружающими, потребность в общении, помогает устанавливать эмоциональные контакты.
Нормальную работу функций может обеспечить только позитивная социальная среда. Если в работе функции появляются сбои, эмоциональный интеллект человека не развивается. Низкий уровень эмоционального интеллекта характерен для детей, которые воспитывались в неблагополучной среде.
Крайняя степень проявления педагогической запущенности у детей-маугли, выросших вдали от людей. Они не различают проявления других людей, не умеют выражать чувства. Их психологическое развитие находится на уровне детеныша обезьяны.
Понятие об эмоциях и чувствах в психологии
Если сказать о чувства и эмоциях в психологии кратко – это переживания индивида, его субъективное отношение к себе и окружающему его миру. Чувства и эмоции являются взаимосвязанными, но в тоже время различающимися явлениями эмоциональной сферы индивида.
Чувства в психологии
Чувство — сложное и постоянное эмоциональное переживание личности, относительно устойчивое и длительное. Чувство включает в себя широкий спектр эмоций.
Переживания чувств свойственны исключительно людям, являются социально обусловленными. Чувство собственного достоинства, стыд и гордость способен переживать только человек.
Виды высших чувств в психологии
Высшие чувства в психологии – это особая группа чувств, отражающая эмоциональное отношение человека к действительности социума. Принято различать:
- Нравственные чувства – это то, что личность испытывает при восприятии действительности, в сравнении с общепринятыми социальными нормами.
- Эстетические чувства – это переживания, связанные с отношением индивида к прекрасному (либо безобразному).
- Интеллектуальные чувства — связанны с возникающими переживаниями в процессе познавательной деятельности.
Эмоции в психологии
Эмоция – это более простая, субъективная реакция индивида на внешние и внутренние раздражители, связанная с удовлетворением или неудовлетворением той или иной потребности. Эмоции в отличие от чувств кратковременны, переживаются человеком «здесь и сейчас».
Первичное впечатление носит всегда эмоциональный характер, являясь реакцией на какой-либо раздражитель.
Виды эмоций
Эмоции принято разделять на простые и сложные. К первым относятся эмоции, связанные с удовлетворением первичных потребностей. Они могут вызвать удовольствие или напротив неудовольствие, быть приятны и неприятны. Ко второй группе относят те переживания, которые в процессе жизнедеятельности индивида, превратились в более сложные и связаны с осознанием, пониманием их значимости.
К сложным фундаментальным эмоциям относят:
- Радость;
- Удивление;
- Страдание;
- Гнев;
- Отвращение;
- Стыд.
Формы проявления эмоциональных состояний:
- Аффекты – сильные, кратковременные эмоциональные переживания индивида, возникшие неожиданно. Сопровождаются аффекты резкими, бесконтрольными изменениями сердечных ритмов, дыхания, нарушения функционирования секретных желез и т.д.
- Стрессы – психологическое перенапряжение, реакция организма на неблагоприятное воздействие и нарушение эмоционального спокойствия человека.
- Настроение – относительно длительное состояние, окрашивающее течение психических процессов в определенный период времени.
- Страсть – устойчивое и доминирующее переживание, связанное со стремлением к объекту, которым может быть, как человек, так и предмет или идея. Это сложная эмоция, тесно связанная с волевыми качествами человека.
На сегодняшний день учиться на психолога – это не только престижно, но еще и востребовано!
Эмоции, по своему влиянию на организм человека, разделяют на активные (стенические) и пассивные (астенические). Активные способны повысить жизнедеятельность, тогда как пассивные наоборот подавить жизненные процессы организма.
К стеническим относят положительные эмоции — восторг, радость и т.д. В момент переживания таких эмоций, у людей происходит расширение кровеносных сосудов, благодаря чему улучшается питание внутренних органов и мозга. Это в свою очередь способствует улучшению умственной и физической деятельности.
При астенических эмоциях (грусть, печаль и т.д.), происходят противоположные процессы. Сосуды сужаются, самочувствие ухудшается, может возникнуть одышка и озноб. Продуктивность в такие моменты падает и появляется апатия.
Затянувшиеся астенические эмоции способны тормозить все процессы, происходящие в человеческом организме. Чувства и эмоции влияют не только на психические процессы человека, но и на весь организм в целом.