Как развить психологическую устойчивость: опыт автора книги «тонкое искусство пофигизма»

Как развить психологическую устойчивость спортсмену

Прежде всего, стоит начать с осознанности и развитии тех черт характера, которые необходимы и в повседневной жизни. Это касается и внимания к другим людям, учтивого отношения к ним. Ведь в погоне за психологической устойчивостью тоже можно впасть в крайность. Всегда стоит помнить о разумных границах. 

Слишком психически невосприимчивые люди (в следствие развития психической устойчивости) иногда воспринимаются другими как «подавляющие» и слишком требовательные к себе или окружающим. Они также могут быть слишком увлечены выполнением задачи и не видят необходимости переживать за окружающих, чья психическая устойчивость может быть гораздо ниже. Вот почему стоит начинать с упомянутой выше внимательности и учтивости. 

Начиная улучшать непосредственно позитивное мышление и психологическую устойчивость, не следует отождествлять их с нереальными мотивационными лозунгами. Такими как например «Ты — победитель, весь мир — твой». Лучше начать с более реалистичного взгляда на жизнь. Хорошо подумайте и составьте список своих положительных качеств и преимуществ, которые помогут добиться поставленных целей в спорте. Некоторые недостатки также могут быть интерпретирован как полезные. 

Во время стресса или волнений используйте техники расслабления. Не нужно их недооценивать. Полезным будет тренироваться расслабляться вне стрессовой ситуации, чтобы при необходимости это не составило труда. Эмоции ощущаются «в теле», поэтому имеет смысл начать с самых простых дыхательных упражнений. Например, сосредоточиться на своем дыхании в течение следующей минуты, позволяя потоку мыслей успокоиться. Ни одна их этих мыслей не должна занимать слишком большую часть вашего сознания.

Многие другие способы и методы можно найти в общедоступной литературе. Если спортсмен собирается более профессионально изучить уровень своего психологического устойчивости, он может использовать профессиональные психометрические тесты. Они проводятся сертифицированными консультантами. Благодаря этому спортсмен узнает, на каком аспекте психического сопротивления стоит сосредоточиться именно ему, и как это сделать. И далее работать над этим самостоятельно или с помощью спортивного психолога, тренера. 

Схема работы психологической устойчивости/неустойчивости

Психологическая устойчивость:

сначала появляется задача, порождающая мотив, влекущий за собой выполнение определённых действий, направленных на его реализацию. Затем осознаётся трудность, вызывающая негативное эмоциональное состояние. После происходит поиск способа преодоления этой трудности, вследствие чего происходит снижение уровня негативных эмоций и улучшение психического состояния.

Психологическая неустойчивость:

сначала появляется задача, порождающая мотив, влекущий за собой выполнение определённых действий, направленных на его реализацию. Затем осознаётся трудность, вызывающая негативное эмоциональное состояние. После происходит хаотический поиск способа преодоления этой трудности, вызывающие её усугубление, вследствие чего происходит возрастание уровня негативных эмоций и ухудшение психического состояния.

Основными причинами подверженности стрессовым состояниям является отсутствие действенных способов преодоления сложных ситуаций и ощущение личностной угрозы. Психически неустойчивые люди часто обладают такой особенностью: хаотичное поведение вызывает стрессовое состояние и усиливает его, а это состояние, в свою очередь, привносит ещё больше хаоса во внутренний мир человека, результатом чего является ощущение полной беспомощности в отношении сложных ситуаций и своего собственного поведения. Таким образом, напрашивается вывод, что психологическая устойчивость – это, в первую очередь, самоконтроль.

Важно помнить и о том, что стрессовые ситуации никогда не удастся полностью исключить из жизни, т.к. они являются её полноценной составляющей

И целью любого человека должно быть не избавление от этих ситуаций, а воспитание и культивирование в себе именно психологической устойчивости к ним.

Понимание нервно-психической устойчивости

Нервно-психическая устойчивость это способность управлять своим взаимодействием с внешней средой.

Определение 1

Нервно-психическая устойчивость — это свойство, которое характеризует личность в процессе сложной деятельности, некоторые эмоциональные механизмы его, тесно взаимодействуя друг с другом, ведут к благополучному достижению целей.

Главными элементами здесь служат:

  • уровень самооценки,
  • эмоциональная устойчивость,
  • социальное одобрение окружающих людей.

В понимании устойчивости включено понятие надежности и функциональности реальной действительности.

Стабильность психологической устойчивости зависит от реализации личности в социуме, она оказывает влияние на удовлетворение жизнью, на успешность профессиональной деятельности и мировоззрение в целом.

Снижение нервно-психической устойчивости ведет к появлению стрессовых ситуаций с отрицательными последствиями для здоровья и угасанию развития личности в процессе жизни.

Нервно психическую устойчивость рассматривают как составные качества личности и комплекс индивидуальных способностей. Ее проявление в человеке зависит от различных факторов. Среди разнообразия факторов существуют личностные особенности и факторы, связанные с социальной средой.

Метод рационализации

Рационализация — сознательное изменение отношения к травмирующей психику ситуации, при этом либо ситуация перестает быть травмирующей, либо устраняется неоднозначное отношение к ситуации, тем самым снимается конфликт. Неприемлемым считается отказ от поиска решения, нахождение в состоянии маятника без точки опоры. Конфликт должен быть преодолен только собственными усилиями, вмешательство в ваши внутренние дела приведет к отрицательным последствиям.

Пример рационализации приведен в басне Крылова «Лиса и виноград». Вспомнили финал? Лиса изменила свое отношение к винограду: она решила, что виноград не созрел, он зелен, поэтому у нее пропало желание им лакомиться (хотя истинная причина состояла в том, что она просто не могла дотянуться до винограда), и вопрос был исчерпан

Хорошее подтверждение нашей основополагающей фразы «неважно, что происходит, важно, как я к этому отношусь»

Древнегреческого философа Эпикура волновал вопрос преодоления отрицательных эмоций после конфликта и для предотвращения конфликта. Он разработал прием — «временное контрастирование». Эпикур советовал сравнить реально происходящие неприятные события с возможными более неблагоприятными. «Могло быть хуже» — основной тезис его учения. Механизм борьбы, по Эпикуру, с негативными реакциями: «все желания, неудовлетворение которых не ведет к боли, не являются необходимыми: побуждения к ним легко рассеять, представив предмет желания труднодостижимым или вредоносным…».

  1. Попытайтесь уменьшить значение (эмоциональную окраску) произошедшего события, сравните свои страдания и горести с более тяжелыми испытаниями.
  2. Чаще говорите себе «как хорошо, что…», «удивительно, как…».
  3. Исключите из обращения выражения, начинающиеся с «печально, что…», «жаль, что…», «к сожалению…
  4. Постарайтесь не допускать конфликтных ситуаций.
  5. Если конфликт произошел, думайте не о нем (он уже свершившийся факт), а о том, как его преодолеть (соотношение слов «почему» и «как»).

Способы преодоления отрицательных эмоций великолепно описаны тонким психологом и прекрасным писателем А. П. Чеховым в юмористическом рассказе «Жизнь прекрасна!».

Поищите томик А. П. Чехова и прочитайте о механизме психологической защиты по Чехову.

Нашли… Прочитали… Не правда ли, все очень четко и метко подмечено?

«Жизнь пренеприятнейшая штука, но сделать ее прекрасной очень нетрудно… Для того чтобы ощущать в себе счастье без предела, даже в минуты скорби и печали, нужно: а) уметь довольствоваться настоящим и б) радоваться сознанию, что «могло быть и хуже»… Последуй, человече, моему совету, и жизнь твоя будет состоять из сплошного ликования» (А. П. Чехов).

По поводу совета «уметь довольствоваться настоящим». Совет старый, как сама жизнь. Вспомните тест о стакане, который наполнен наполовину, один говорит, что тот наполовину пуст, другой — наполовину полон. А как относитесь к наполовину наполненному стакану вы?

Теоретическая часть

В процессе
жизнедеятельности каждого могут
возникать экстремальные ситуации,
порождающие значительные трудности и
в то же время, требующие от человека
быстрых, точных и безошибочных действий.

Часто
люди оказываются психологически
неподготовленными к действию в
экстремальных ситуациях, хотя
психологическая устойчивость в опасных
ситуациях является решающим фактором
выживания. В минуту опасности на людей
действуют психотравмирующие обстоятельства
– комплекс сверхсильных раздражений,
нарушающих нормальную психическую
деятельность. При этом важную роль
играют все категории психической
деятельности. Насколько адекватно
происходит отражение действительности
в сознании через ощущение и восприятие,
возобновление этого отражения в памяти,
обобщение и переработку свойств
действительности через воображение и
мышление, настолько адекватно и принятие
решения. Осознание ситуации и адекватность
поведения при неожиданной угрозе для
жизни резко снижаются и зависят от
врожденных особенностей личности, ее
установок, типа нервной системы и ряда
других психобиологических показателей.
В опасных ситуациях у человека возникает
эмоциональное напряжение, т. е. стресс.
Существует прямая зависимость между
стрессом и работоспособностью,
возможностью борьбы с опасностью.

Психологическая
включенность человека в ситуацию связана
с рядом психологических явлений:

  • пониманием с
    оценкой: человеком ситуации и ее
    отдельных факторов;

  • оценкой значимости
    ситуации и отношения к ней;

  • мотивацией
    активности в ситуации;

  • мобилизованностью;

  • адекватностью
    решений, поведения и действий, в которых
    обнаруживается степень подготовленности
    к успешной деятельности в ситуации;

  • психическим
    состоянием человека;

  • активным проявлением
    личностью саморегуляции своей психической
    деятельности.

Экстремальные
ситуации представляют собой крайнее
проявление трудных ситуаций, требуют
максимального напряжения психических
и физических сил человека для выхода
из них. В настоящее время установлено,
что воздействие экстремальной ситуации
может иметь три формы проявления.

Первая
форма поведения

находит свое выражение в так называемых
импульсивных, преждевременных и
несвоевременных действиях. Дезорганизация
поведения может выражаться в утрате
ранее выработанных навыков, в
неиспользовании прошлого опыта, в
торопливости и в сумбурности поведения.

Вторая
форма поведения
,
как правило, характеризуется замедленностью
действий вплоть до психического ступора
(оцепенения).

Третья
форма поведения

выражается в целесообразной активности,
четком восприятии и осмысливании
появившихся осложнений, правильной их
оценке, повышении самоконтроля, совершении
адекватных ситуации действий.

Таким образом,
человек реагирует на экстремальную
ситуацию в зависимости от того, как он
ее воспринимает и оценивает ее значение.

У человека в
экстремальной ситуации могут появляться
следующие симптомы: бред, галлюцинации,
апатия, ступор, двигательное возбуждение,
агрессия, страх, истерика, нервная дрожь,
плач.

Помощь в данной
ситуации заключается, в первую очередь,
в создании условий для нервной «разрядки».

Основные факторы,
влияющие на развитие и компенсацию
психических расстройств при чрезвычайных
ситуациях, могут быть классифицированы
следующим образом.

Непосредственно
во время события (катастрофа и др.):

1.
Особенности ситуации:

  • интенсивность
    ЧС;

  • длительность ЧС;

  • внезапность ЧС.

2.
Индивидуальные реакции:

  • соматическое
    состояние;

  • возраст;

  • подготовленность
    к ЧС;

  • личностные
    особенности.

3.
Социальные и организационные факторы:

  • информированность;

  • организация
    спасательных работ;

  • «коллективное
    поведение».

При проведении
спасательных работ после завершения
опасного события:

1.
Особенности ситуации:

«вторичные
психогении».

2.
Индивидуальные реакции:

  • личностные
    особенности;

  • индивидуальная
    оценка и восприятие ситуации;

  • возраст;

  • соматическое
    состояние.

3.
Социальные и организационные факторы:

  • информированность:

  • организация
    спасательных работ;

  • «коллективное
    поведение».

На отдаленных
этапах чрезвычайной ситуации:

1.
Социально-психологическая и медицинская
помощь
:

  • реабилитация;

  • соматическое
    состояние.

2.
Социальные и организационные факторы:

  • социальное
    устройство;

  • компенсации.

Задания

Студенты должны
явиться на занятие, изучив теоретические
сведения к практическому занятию, а
также материал лекции по соответствующей
теме.

Статьи

  • Как стать интересным человеком?
  • Как правильно строить телефонный разговор?
  • Как сохранять спокойствие?
  • Как выбрать формат отношений?

Что нужно, чтобы превратить старые планы в новые возможности?
Почему пропадает желание, или как мы его убиваем?
Как давать распоряжения подчиненным, чтобы они всегда выполнялись?
Жизнь без проблем
Свободного времени нет совсем ― можно ли вести активный образ жизни, будучи работающим и семейным человеком?
Как расставаться легко?
Чем так уж вредна лень?
Женщинам приятно вызывать в мужчинах ревность
Как узнать будущее?
Я красивая?
Что у вас с лицом?
Упражнения и игры на развитие внимания
Кто не идёт вперёд, тот отступает назад.
Способы работы с волнением, переживанием.
Как быстро убрать страх из тела?
Логический анализ страха
Способы осознания страха
Убираем страх за раз. Как работать с телом?
Страх за ребёнка — что с ним делать?
Как стать счастливой и любимой?
Жизнь без страха. Это другая жизнь.
Женский страх. А вдруг меня не любят?
Что значит осознать свой страх?
Мужские страхи. Страх утраты авторитета, репутации, профессионального статуса.
Какова основа социальных страхов?
Как влюбить в себя мужчину?
Сон наяву. Как проснуться?
Деловая репутация
Cтрах одиночества
Сколько нужно страха обычному человеку?
Представление своей позиции в переговорах
«Развод с родителями»

Теория и определения.
Работа с эмоциями с помощью диссоциации
Работа с эмоциональным напряжением.
Сознание, бессознательное, подсознательное
Что такое — эмоциональная привлекательность?
Что у вас с лицом?
Чему полезно научиться?
Как перестать обижаться?
Что стоит на пути к успеху?
Если вами управляют эмоции
Пособие для девушек
Метафоры
«Мастер знакомств»
Успешная стратегия знакомства
Почему он начинает с ней дружить
Как повысить свой авторитет в глазах подчиненных?
Как её влюбить в себя?
Во что полезно верить «Мастеру знакомств»
Как вызвать чувства?
С чего начинаются отношения
Техника изменения отношений
Когда замуж невтерпёж?
Женский фитнес, 10 причин начать заниматься
Эмоциональные качества личности
Сказки о любви
Эмоциональное влияние «начальник — подчинённый»
Если вас никто не любит…
Эмоции в ходе обсуждения
Любовь — дарение или обмен?
Практикум заботы о родителях
Об отношениях между М и Ж
Как пережить расставание
Женщина — тоже человек!
Возможно ли спокойствие на переговорах?
О женской и мужской логике
О личном!
Подготовка к телефонному разговору
Эмоции во время переговоров
Личные отношения
Как выглядеть привлекательно?
Как быть эмоционально устойчивым?
Важное в телефонном общении
Какой должен быть голос, что бы телефонные переговоры прошли успешно?
Как мотивировать сотрудников?
Телефонные переговоры с удовольствием!
Формирование эмоционального состояния других людей
Преуспевающий бизнес по телефону
Достоинства и недостатки
НЛП в переговорах

Что такое психологическая устойчивость

Бедствия, аварии, болезни, финансовые провалы, ночные разговоры с женой и другие стрессовые факторы могут выбивать у нас почву из-под ног — а могут и не выбивать. Наша реакция на опыт (который, как известно, сын ошибок трудных) и служит показателем этой самой устойчивости. Психологи проводят аналогию с физическими свойствами материалов. Представим, что наша психика обладает упругостью, то есть быстро возвращается в исходное состояние после деформации, причем следов и ран на ней не остается. Хоп — и желе опять приняло форму цветочка. Возьмем прочность. В физике (привет, сопромат!) это способность сопротивляться разрушению и распаду под действием внешних нагрузок. Мы взгромоздили на домкрат целый грузовик — а аппарат ничего, работает. Или пластичность, когда физическое тело меняет форму, но не рвется и не ломается. Пластилин теперь не шарик, а лепешка, но своей зеленой вязкой сути не потерял.

Все эти металлы, пластилины и желе просто метафоры, иллюстрирующие поведение нашей психики. Устойчивость тем и хороша: человек противостоит стрессу, сохраняет свои качества и иногда аппетит — или меняется, но так, чтобы не очень страдать и потом иметь возможность опять прийти в форму.

Что такое психологическая устойчивость

Психологическая устойчивость – это способность выносить большие нагрузки и преодолевать усталость, сохранять уверенность в себе. Эта черта характера обеспечивает человеку быструю адаптацию к новым условиям, достижение высоких спортивных результатов, своевременное устранение академической задолженности, продвижение по карьерной лестнице.

В психологии это синоним стрессоустойчивости. Определение психологической устойчивости базируется на способности человека сохранять оптимальный уровень работоспособности в условиях нестабильности. Нервно-психическая устойчивость определяет уровень сопротивляемости организма человека различным вирусам.

Жизнестойкость нельзя путать с черствостью и ригидностью. Упрямые и консервативные личности не умеют быть гибкими. Внешне может казаться, что такие люди демонстрируют толерантность к негативному влиянию обстоятельств, продолжая делать то, что делали. Но на самом деле они не могут приспособиться к новым условиям и выбрать более эффективную модель поведения.

Каких результатов ждать от психологической тренировки спортсмена

Эффективность психологической тренировки во многом зависит от частоты ее использования. Для получения заметных результатов она должна проводиться постоянно и иметь не менее значимое место в плане тренировок, чем физические тренировки спортсменов.

Хорошо подготовленный игрок — это тот, кто может использовать свои навыки на самом высоком уровне даже в сложных ситуациях. Поэтому спортивные психологи особенно необходимы в соревновательных видах спорта. Однако в одиночном спорте, где также необходимо соответствовать определенным требованиям, что бывает трудно, работа психолога тоже будет полезной. 

Что с этим делать

Да, гены мы не выбираем (во всяком случае пока), родителей тоже и иногда даже не можем сменить место жительства или повлиять на принятие нового законопроекта. Что остается? Личные установки и свойства, которые вполне себе развиваются, даже если вам не удалось никуда переехать и вы продолжаете наслаждаться эстетикой рабочих окраин.

По мнению ученых, нашу психическую стабильность определяют следующие качества:

Это практически пошаговая инструкция, подсказывающая, что в себе культивировать, чтобы не сдаваться, когда пропускаешь гол. Интересно, что, например, стремление к материальному благополучию устойчивым людям несвойственно, — и, наверное, это полезно во время экономических кризисов: доходы падают, а ты взираешь на происходящее со спартанским спокойствием.

Исследователи настоятельно рекомендуют научиться преобразовывать стрессогенные жизненные события в новые возможности. Это не провал, а личный вызов. Я не качусь в пропасть, а получаю новый и очень полезный опыт. Такой незамутненный взгляд — надежный предохранитель для психики.

Вот несколько более конкретных советов:

1) установите дружеские отношения. Это неплохая отправная точка для развития своей устойчивости. Психологи APA верят, что принимать помощь от других — верный способ пополнить запасы сил. Общественные объединения, религиозные вечеринки, клубы рукоделия — всё это только кажется чепухой, а в действительности обеспечивает социальную поддержку;

2) интерпретируйте события в свою пользу. Да, не в наших силах «отменить» печальное происшествие и повернуть время вспять, но мы можем назвать это «крахом всех надежд» — или «досадной случайностью». Вообще тут годятся любые способы, позволяющие почувствовать себя лучше. Ученые не раз говорили о целебной силе положительных эмоций. Назовите всех дураками, посмотрите любимую комедию, устройте странные танцы, заведите кота со смешной мордой. Всё это (особенно кот!) годится в качестве обезболивающего в период жизненных потерь;

3) помните о своей цели. Что? Какой цели? Да-да, у вас есть цель. Надо только вспомнить какая. И желательно, чтобы она была хотя бы немного реалистичной. Это поможет вам начать двигаться к ней. Пусть и небольшими шагами, можно даже микроскопическими — но двигаться;

4) займитесь модными терапевтическими практиками. Наука доказывает, что каждая вторая из них оказывает положительный эффект, повышает сопротивляемость бедам. Хотите отплясывать ирландскую джигу с прискоком или, надев колготки в сеточку, танцевать в стиле вог? Чудесно! Ученые одобряют. Предпочитаете вести дневник? Используйте целительные нарративные практики. На здоровье! Желаете заняться медитацией? Давно пора. Словом, при ближайшем рассмотрении оказывается, что всё, что человек ни делает, идет ему на пользу. То есть повышает психическую устойчивость.

Даже если мы обладаем неплохим запасом прочности, нам всегда стоит работать на опережение. Это нужно, чтобы в случае нежелательного развития событий не слететь с катушек, не выгореть, не впасть в депрессию. Благо получение положительных эмоций — не особенно изнуряющий способ помочь себе.

Вопросы к практическому занятию

  1. Какую ответственность
    несут граждане за нарушение правил
    пожарной безопасности?

  2. Охарактеризуйте
    причины пожаров в зданиях.

  3. Охарактеризуйте
    опасные факторы пожара.

  4. Дайте характеристику
    первичным средствам пожаротушения.

  5. На какие классы
    подразделяются здания по пожароопасности?

  6. Какие категории
    производственных зданий и сооружений
    по взрывной, взрывопожарной и пожарной
    опасности вы знаете?

  7. Как необходимо
    действовать при пожаре на предприятии?

  8. Что такое эвакуация?

  9. Какие требования
    предъявляются к эвакуационным выходам
    и путям эвакуации?

  10. Что понимается
    под пожарной безопасностью объекта.

  11. Какие противопожарные
    мероприятия необходимо проводить на
    объекте.

  12. Какие существуют
    системы пожарной сигнализации?

Список
рекомендуемой литературы:
.

Как проводится психологическая тренировка спортсмена

Основными элементами психологического тренинга являются также упражнения, которые позволяют влиять на состояние тела спортсмена. Это необходимо для овладения психорегуляторными техниками. Они также могкт быть чрезвычайно полезны при занятиях спортом. 

Способы

В последние годы в процессе современных спортивных тренировок все больше внимания уделяется психике игроков и работе психологов в команде. Работа с психикой человека может быть чрезвычайно полезна для достижения больших и лучших результатов.  В том числе для спортивных соревнований. Олимпийские тесты, проведенные в 1988 году Orlicek and Partington (1988), показали, что лучшие игроки связывают свои успехи со следующими элементами психологической тренировки: 

ежедневные психологические тренировки,
точное определение и постановка тренировочных целей,
умение фокусировать внимание на упражнениях,
способность контролировать эмоции благодаря релаксационным тренировкам или другим подобным техникам,
имитационная тренировка, то есть введение элементов, имитирующих реальные соревнования. 

Результаты показывают, насколько важна психологическая подготовка в современном спорте, когда различия в физической и технической подготовленности отдельных спортсменов стали невелики. 

Это подтверждается данными исследований (Moran 1995) по использованию умственных тренировок в спорте. Они проводились среди тренеров, работающих с теннисистами. 90% тренеров считают психологическую подготовку в теннисе очень важным фактором, определяющим высокие спортивные достижения. 

Психологические тренировки, также как техническая и физическая подготовка, имеют долгосрочный результат. Однако это сложный процесс, который требует от спортсмена полной отдачи и концентрации. Хотя спортсмен использует свое тело в качестве инструмента для достижения определенных спортивных целей, его ум, мышление, мотивация и потребности являются его движущей силой.

Методы

Психологические тренировки должны быть тесно связаны с обычными спортивными тренировками и следовать схожим принципам.

В психологических тренировках используются такие «средства» и «инструменты», как определенные мысли, внутренний диалог, память, воображение и восприятие как на уровне сознательных действий, так и с использованием подсознания. 

В случае спорта такие тренировки должны привести не только к развитию умственных способностей, но также к улучшению движения и координации. То есть прежде всего, к усилению контроля над собственной физической активностью и действиями. Как следствие, это может отразиться на улучшении спортивных результатов.

Работа спортивных психологов должна во время таких тренировок должна быть в первую очередь направлена на:

Борьбу со стрессом.
Быстрое достижение состояния расслабления и наоборот, быстрой мобилизации и готовности к действиям.
Развитие уверенности в себе, с помощью внутренних диалогов и позитивных мыслей.
Повышение концентрации и способности фокусировать внимание.
Развитие способности к визуализации, например техника простого «наблюдения» за собой в состоянии повышенного контроля.
Ориентация на цель, повышение решимости и приверженности.

Что дает психологическая тренировка спортсмена

В настоящее время под психологической тренировкой чаще всего понимается набор психологических методов и упражнений (техник). Благодаря их систематическому и длительному применению спортсмен учится контролю над своим поведением и эмоциями. Он повышает уровень многих психологических особенностей. Таких как, например, концентрация внимания. К тому же, повышается психологическая устойчивость для противостояния стрессу. 

Психологическая тренировка оказывает влияние и непосредственно на физические характеристики спортсмена. Такие тренировки могут развить точность движений, оптимальное или экономное расходование энергии и способность быстро расслабляться. 

Психологическая тренировка развивает спортсмена всесторонне. И помимо очевидных преимуществ для развития физических параметров и характера описанных выше, она развивает его личность

Психологическая тренировка может улучшить внимание, улучшить восприятие и психомоторную координацию. В результате у спортсмена повышается самооценкаи, уверенность в себе и своих способностях. 

Схема работы психологической устойчивости/неустойчивости

Психологическая устойчивость: сначала появляется задача, порождающая мотив, влекущий за собой выполнение определённых действий, направленных на его реализацию. Затем осознаётся трудность, вызывающая негативное эмоциональное состояние. После происходит поиск способа преодоления этой трудности, вследствие чего происходит снижение уровня негативных эмоций и улучшение психического состояния.

Психологическая неустойчивость: сначала появляется задача, порождающая мотив, влекущий за собой выполнение определённых действий, направленных на его реализацию. Затем осознаётся трудность, вызывающая негативное эмоциональное состояние. После происходит хаотический поиск способа преодоления этой трудности, вызывающие её усугубление, вследствие чего происходит возрастание уровня негативных эмоций и ухудшение психического состояния.

Основными причинами подверженности стрессовым состояниям является отсутствие действенных способов преодоления сложных ситуаций и ощущение личностной угрозы. Психически неустойчивые люди часто обладают такой особенностью: хаотичное поведение вызывает стрессовое состояние и усиливает его, а это состояние, в свою очередь, привносит ещё больше хаоса во внутренний мир человека, результатом чего является ощущение полной беспомощности в отношении сложных ситуаций и своего собственного поведения. Таким образом, напрашивается вывод, что психологическая устойчивость – это, в первую очередь, самоконтроль.

Важно помнить и о том, что стрессовые ситуации никогда не удастся полностью исключить из жизни, т.к. они являются её полноценной составляющей

И целью любого человека должно быть не избавление от этих ситуаций, а воспитание и культивирование в себе именно психологической устойчивости к ним.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.