Что такое спортивная психология, когда и почему спортсмену нужен психолог?

Проблема № 1. Бодишейминг и культ фитнес-тела

Бодишейминг (от англ. body — «тело» и shame — «стыд») — критика чужого или собственного тела на основании внешнего вида. Ощущение повышенного критического внимания к своей фигуре и телу в принципе — это, пожалуй, первое, с чем сталкивается каждый, кто приходит в зал. Если в этот момент мы не бросаем затею и продолжаем тренировки, то вскоре параллельно с радостью от прогресса в построении фигуры мечты можем обнаружить себя активно обсуждающими других людей и выискивающими малейшие недостатки их тел. Любые социальные и личные достижения начинают стремиться к нулю на фоне недостаточно подтянутого тела.

Бодишейминг в спортзале, как правило, имеет две более узкие формы: фэтшейминг (критика слишком большого тела) и скинни-шейминг (критика слишком худого тела):

Бодишейминг в спортзале прячется под разными масками. В какой-то момент выясняется, что надо быть мускулистым, но не слишком; спортивной, но женственной — в общем, не пугать окружающих своим новым увлечением.

Тело в фитнесе обсуждается постоянно. Вроде бы за этим мы и приходим тренироваться, разве нет? Указать на проблемные области, наметить «план работ» и сделать себя лучше. К сожалению, грань между конструктивным обсуждением и нисходящей спиралью пустых разговоров стирается очень быстро и незаметно.

Особенности психологии победителя

Ключевая задача спортивного психолога — формирование у игрока психологии победителя. Поскольку личностные характеристики индивидуальны, применение одного метода ко всем игрокам невозможно. Сложность работы с командой состоит в подборе подходящего средства психической регуляции, ментального тренинга, направленного на усиление необходимых качеств разных игроков.

Ментальный тренинг включает вербальные методы воздействия, влияющие на психические процессы. Это комплексный метод, помогающий контролировать психофизиологические и поведенческие реакции.

Методика формирования психологии победителя предполагает разделение тренинга на 3 программы:

  1. Основная — подготавливает спортсмена к условиям соревнований в повседневной жизни.
  2. Установочная — используется в процессе основной программы тренировок.
  3. Предсоревновательная — происходит перед самим соревнованием.

Основные методы воздействия, используемые в программе тренинга — визуализация и вербальные установки. Психолог проводит индивидуальные и групповые занятия, на которых спортсменам демонстрируют мотивирующие видео, дают прослушать специальные записи, направленные на развитие общей мотивации.

Тренер или психолог?

В связи с тем, что психология спортсмена только недавно выделилась в отдельное направление работы и медленно приобретала популярность в России, многие недооценивают роль, выполняемую спортивным психологом для команды и каждого участника в отдельности. Традиционно психологические функции для спортсменов были закреплены за тренером и полностью зависели от его видения жизни, природного дара убеждения и тактики, которую он сам выбрал для взаимодействия с подопечными.

В свою очередь, психолог обладает профессиональными знаниями в вопросах психической жизни каждой из сторон спорта. Опираясь на собранные при помощи большого эмпирического опыта данные (несравнимо большего, чем у каждого конкретного тренера в отдельности), психолог вырабатывает различные стратегии поведения и меняет их по необходимости. Специальные методики и тестирования позволяют вовремя выявить и предотвратить угнетенные и кризисные состояния, и разрешаются они при помощи надежных научных методов, в отличие от житейского внушения тренера.

Разумеется, эти особенности не принижают роль тренера для команды. Тренеры чувствуют психологию победителя в спорте и владеют ей интуитивно. Речь идет о сотрудничестве и гибком разделении обязанностей. Психолог и тренер создают тесный тандем, в котором тренер направляет спортсменов, опираясь на свой личный и профессиональный опыт, а психолог позволяет сделать это взаимодействие эффективным, оптимизируя его и устраняя негативные факторы.

Таким образом, психология спорта и практикующие в этом направлении специалисты не идут вразрез с интересами тренера. Это содружественные силы, взаимно дополняющие друг друга.

Психологическая характеристика спорта

Как вид деятельности спорт имеет целый ряд своих психологических особенностей.

К психологическим особенностям Е.В. Мельник и Ж.К. Шемет относят 7 основных:

  • Психомоторика – важнейшая особенность спортивной деятельности, представляющая функциональную взаимосвязь психических процессов с движениями и деятельностью. Психомоторика обеспечивает владение техникой того или иного вида спорта и связывает основные факторы и закономерности психического развития, которые и обеспечивают это владение. Специализированные восприятия, например, чувство мяча, произвольно управляемые действия, быстрота и точность реагирования на раздражители относят к психомоторным процессам;
  • Любой спортсмен, естественно, стремится к совершенствованию в своем виде спорта и это вторая особенность. Для достижения высоких результатов он должен в совершенстве владеть техникой выполнения физических упражнений, а это требует длительной и регулярной тренировки. В ходе тренировок происходит формирование и совершенствование тех двигательных навыков, которые необходимы для конкретного вида спорта;
  • Третья особенность связана с наличием спортивной борьбы, сопровождающейся яркими эмоциями, приобретающими острый характер во время спортивных соревнований;
  • Четвертая особенность связана со стрессогенным характером современного спорта. Особенно ярко стресс выражен на уровне соревнований крупного масштаба, исход которых в значительной степени определяется психологическими факторами. Физиологическая и техническая подготовка спортсменов находится примерно на одном уровне. Молодые спортсмены ещё не отличаются эмоциональной устойчивостью и психической зрелостью;
  • Наличие психологических особенностей личности спортсмена, способствующих спортивному успеху;
  • Взаимодействие участников, которое может протекать в форме непосредственной или опосредованной борьбы, а во время соревнований выступает в двух формах – соперничество по отношению к противнику и сотрудничество по отношению к своей команде;
  • Последняя седьмая особенность спортивной деятельности связана с вербальным и невербальным общением – это жесты, пантомимика, непроизвольные моторные действия.

Замечание 1

Психологическая деятельность как любая другая имеет свою психологическую структуру, её можно представить схемой: цель – мотив –способ – результат.

Цель оказывает влияние на выбор конкретных средств, с помощью которых можно достичь желаемого результата. Цель – это итог мыслительной работы, в ходе этой работы спортсмен разрешает противоречие между требованиями спортивной деятельности и собственными возможностями.

Двигаться к цели побуждает мотив, а спортивная деятельность всегда полимотивирована. Мотивом является переживание того, что является для спортсмена личностно значимым. Мотивация является пусковым механизмом спортивной деятельности, поддерживает нужный уровень активности в тренировках и соревнованиях, а также регулирует содержание активности для достижения необходимого результата.

К способам спортивной деятельности относятся действия и операции, образующие технику и тактику своего вида спорта. Результаты можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле. Узкий смысл – это спортивные достижения, выраженные в метрах, баллах, секундах, титулах спортсмена. Широкий смысл – это влияние спорта на развитие человека и общества в целом.

Мероприятия в других городах

27 мая
Четверг,
15:00

Курс «FDM — фасциальные техники. Модель фасциальных нарушений»

Узнать подробности

4 дня
Екатеринбург

Центр обучения Владимира Гусева «Остеонетика» (Екатеринбург)
Владимир Евгеньевич Гусев
(Екатеринбург)

Расписание по договору

Образовательная кинезиология «Гимнастика мозга»

Узнать подробности

55 минут — одно занятие
Томск

Нина Вайвод
(Томск)

Расписание зависит от возрастной группы

Ушу для детей в Воронеже. от 3 до 16 лет

Узнать подробности

1–1,5 часа
Воронеж

Центр традиционного ушу и цигун Шаолинь (Воронеж)
Анна Владимировна Комиссарова (Ши Янчжень)
(Воронеж)
Иван Владимирович Елизаров
(Воронеж)

Структура психологического сопровождения деятельности спортсмена, тренера и др. субъектов спортивной деятельности

Психологическое сопровождение в спорте означает содействие в достижении максимальных для данного спортсмена результатов и создании благоприятных условий для его профессионального и личностного развития, и осуществляться оно должно на всех этапах спортивной карьеры.

Формы организации психологического сопровождения:

  • постоянное сопровождение
  • этапное сопровождение
  • ситуационное сопровождение

В качестве основных характеристик психологического сопровождения выступают:

  • процессуальность
  • пролонгированность
  • недирективность
  • погруженность в реальную повседневную жизнь человека

Задачи психологического сопровождения спорта:

  1. Психодиагностика личности спортсмена, включая выявление следующих компонентов: темперамента; характера; свойств нервных процессов; доминирующих и актуальных психических состояний, проявляемых в условиях тренировочной и соревновательной деятельности; спортивной мотивации, ценностных ориентаций, специальных знаний(техники и тактики) и умений(двигательных, психорегуляции). На основании полученных результатов строится систематическая индивидуальная работа со спортсменами.
  2. Формирование спортивно-психологической компетентности спортсмена, включающее усвоение специальных знаний и умений с целью самостоятельного использования их в тренировочной и соревновательной деятельности.
  3. Обеспечение реализации ресурсов спортсмена (физического, технико-тактического, функционального и психологического)
  4. Формирование позитивной Я-концепции личности спортсмена, способной противостоять сбивающим предсоревновательным и соревновательным факторам, и успешно решать поставленные задачи.
  5. Пробуждение самостоятельности и интеллектуальной активности спортсмена в планировании и выполнении тренировочных заданий и решении соревновательных ситуаций

Проблема № 2. Булимия и орторексия

Расстройства пищевого поведения (РПП) — верные спутники активных зожников.

Булимия (bulimia nervosa) — периодические приступы волчьего голода, сопровождающиеся попытками как можно скорее избавиться от съеденного (например, наесться эклеров и сразу же вызвать рвоту) из-за всепоглощающего чувства вины. Как бы ни хотелось списать всё на простое отсутствие силы воли, булимия — это полноценное расстройство пищевого поведения, в действующую мировую классификацию болезней (МКБ-10), и требует бережного внимания к психологическому состоянию человека.

Орторексия (orthorexia nervosa) — патологическая приверженность «чистому» и здоровому питанию. Термин был предложен в 1997 году и в силу своей молодости пока не входит в МКБ-10, однако всё больше специалистов склонны считать орторексию серьезным психологическим расстройством, которое может приводить к заметному ухудшению качества жизни человека. Поэтому есть вероятность появления этого диагноза в новой редакции МКБ-11, которое выйдет в 2022 году.

Само по себе желание питаться сбалансированно и качественно не может считаться расстройством пищевого поведения, однако, по недавним наблюдениям, граница между здоровой и нездоровой орторексией состоит в том, что в первом случае человек фиксируется на качестве еды и продуктов, а во втором — тотально контролирует себя в страхе набрать лишний вес.

Список литературы

  1. Ильин Е. П. Психология спорта. — СПб.: Питер, 2008
  2. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. — М.: Советский спорт, 2007
  3. Психология спорта: Психология спорта: Монография / Под ред. Ю. П. Зинченко, А. Г. Тоневицкого. М.: МГУ, 2011
  4. Психология спорта: Хрестоматия/ Сост.-ред. А. Е. Тарас/ — М: АСТ; Мн.: Харвест, 2007
  5. Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов: хрестоматия / Сост.и общ.ред. И. П. Волкова. — М.: Советский спорт, 2005
  6. Киселёв Ю. Я. «Победи» Размышления и советы спортивного психолога.-М.:ФиС, 2002
  7. Психология спорта. Монография/ под ред. Ю. П. Зинченко, А. Г. Тоневицкого, 2011
  8. Алексеев А. В. Преодолей себя! — Р-н-Д., 2006
  9. Уэйнберг Р. С. Основы психологии спорта и физической культуры / Уэйнберг Р.С, Гоулд Д. — Киев: Олимпийская литература, 2001
  10. Федак, Г. Б. Исследование состояния одиночества спортсменов-танцоров с позиций гендерной психологии / Федак Г. Б., Никитина Е. Д. // Всероссийский форум «Молодые ученые — 2009» : материалы. — М., 2009. — Т. 1. — С. 124—126.

Позиции деятельности психолога в спорте

  1. «внешняя» (приглашенный специалист): возможность нейтрального подхода к решению многих задач, но одновременно — возникновение проблем при недостаточном знании реальных организационных ситуаций, невозможности за короткое время определить глубинные причины и условия возникновения какого-либо явления или процесса.
  2. «внутренняя»: хорошее знание организационной и кадровой ситуации, возможность профилактики конфликтов; при длительной работе на предприятии часто происходит снижение статуса психолога до статуса обычного члена коллектива, переход к позиции «коллективной жилетки», к которой обращаются сотрудники по любому поводу.

Будущие направления в спортивной психологии

  • Первое-это прогнозируемая еще большая опора элитных спортсменов на спортивных психологов, чтобы обеспечить им поддержку в тренировках и соревнованиях. Каждый спортсмен в каждом виде спорта ищет пресловутый край, так часто измеряется в миллиметрах или миллисекундах. В эпоху огромной потенциальной финансовой отдачи для спортивного успеха, спортивный психолог является экономически эффективным учебным пособием.
  • Второе предсказание связано с развитием самой дисциплины. Конкурентоспособные спортсмены-результат; для общества в целом существует меньше способов эмпирического измерения успеха спортсменов или спортивных упражнений. Затраты на медицинское обслуживание, связанные с плохим выбором образа жизни и малоподвижным отношением, могут повлиять на общественный толчок к включению спортивных психологов в основное русло общественного здравоохранения при той же рациональной экономической эффективности, что и в элитных видах спорта.

Как проводится психологическая тренировка спортсмена

Основными элементами психологического тренинга являются также упражнения, которые позволяют влиять на состояние тела спортсмена. Это необходимо для овладения психорегуляторными техниками. Они также могкт быть чрезвычайно полезны при занятиях спортом.

Способы

В последние годы в процессе современных спортивных тренировок все больше внимания уделяется психике игроков и работе психологов в команде. Работа с психикой человека может быть чрезвычайно полезна для достижения больших и лучших результатов. В том числе для спортивных соревнований. Олимпийские тесты, проведенные в 1988 году Orlicek and Partington (1988), показали, что лучшие игроки связывают свои успехи со следующими элементами психологической тренировки:

ежедневные психологические тренировки,
точное определение и постановка тренировочных целей,
умение фокусировать внимание на упражнениях,
способность контролировать эмоции благодаря релаксационным тренировкам или другим подобным техникам,
имитационная тренировка, то есть введение элементов, имитирующих реальные соревнования.

Результаты показывают, насколько важна психологическая подготовка в современном спорте, когда различия в физической и технической подготовленности отдельных спортсменов стали невелики.

Это подтверждается данными исследований (Moran 1995) по использованию умственных тренировок в спорте. Они проводились среди тренеров, работающих с теннисистами. 90% тренеров считают психологическую подготовку в теннисе очень важным фактором, определяющим высокие спортивные достижения.

Психологические тренировки, также как техническая и физическая подготовка, имеют долгосрочный результат. Однако это сложный процесс, который требует от спортсмена полной отдачи и концентрации. Хотя спортсмен использует свое тело в качестве инструмента для достижения определенных спортивных целей, его ум, мышление, мотивация и потребности являются его движущей силой.

Методы

Психологические тренировки должны быть тесно связаны с обычными спортивными тренировками и следовать схожим принципам.

В психологических тренировках используются такие «средства» и «инструменты», как определенные мысли, внутренний диалог, память, воображение и восприятие как на уровне сознательных действий, так и с использованием подсознания.

В случае спорта такие тренировки должны привести не только к развитию умственных способностей, но также к улучшению движения и координации. То есть прежде всего, к усилению контроля над собственной физической активностью и действиями. Как следствие, это может отразиться на улучшении спортивных результатов.

Работа спортивных психологов должна во время таких тренировок должна быть в первую очередь направлена на:

Борьбу со стрессом.
Быстрое достижение состояния расслабления и наоборот, быстрой мобилизации и готовности к действиям.
Развитие уверенности в себе, с помощью внутренних диалогов и позитивных мыслей.
Повышение концентрации и способности фокусировать внимание.
Развитие способности к визуализации, например техника простого «наблюдения» за собой в состоянии повышенного контроля.
Ориентация на цель, повышение решимости и приверженности.

Психология спорта сегодня

Современная спортивная психология — это разнообразная сфера

Хотя поиск способов помочь спортсменам, безусловно, является важной частью направления, применение физических упражнений и физической активности для улучшения жизни не спортсменов также является основным направлением

Основные темы

Есть целый ряд различных тем, которые представляют особый интерес для спортивных психологов. Некоторые специалисты сосредоточены на конкретной области, в то время как другие изучают широкий спектр методов.

Визуализация результата: включает визуализацию при выполнении задания, например, участия в спортивном мероприятии или успешного выполнения определенного навыка.

Мотивация: основной предмет в спортивной психологии, изучение мотивации рассматривает как внешние, так и внутренние мотиваторы. Внешние мотиваторы — это внешние награды, такие как трофеи, деньги, медали или социальное признание. Внутренние мотиваторы возникают изнутри, такие как личное желание победить или чувство гордости, которое возникает от выполнения навыка.

Внимание: включает в себя способность отстранять отвлекающие факторы, такие как толпа кричащих фанатов, и сосредоточить внимание на поставленной задаче

Психология спорта-определение и сфера применения дисциплины

Категория-это клиническое Консультирование. Этот человек обучен клинической или психологической психологии и является лицензированным психологом. Эти психологи обучены, чтобы помочь спортсменам эффективно бороться с эмоциональными и личностными расстройствами, которые влияют на конкретных спортсменов. Спектр предполагаемых спортивных пациентов, которым этот профессионал может помочь, очень широк; например, лечение гимнастки, которая страдает булимией или другим расстройством питания, учитывая конкурентное давление, чтобы выполнить в определенном весе. Лечение скоростного спуска лыжник, автоспорта гонщик, который имеет трудности восстановления от конкретной аварии или травмы может быть другим.
Категория-это группа, который включает в себя учебно-спортивный психолог. Эти психологи приходят к спорту с обширным академическим и практическим опытом в университетских кафедрах физического воспитания и спортивной специфической подготовки. Цель вмешательства или постоянной помощи, предоставляемой этими людьми, чтобы помочь спортсмену разработать широкий спектр потенциальных психологических навыков для повышения производительности.Конкретные методы, такие как различные ментальные последовательности образов, самопровозглашение. Эти психологи также предоставляют услуги спортсменам в командной среде.Это конкретное определение также дает важную квалификацию, касающуюся общей роли психологии в спорте. Спортивные психологи не монополисты в этой области. Многие спортсмены получают психологическую поддержку от тренера, тренера или руководителя команды

Этот элемент спортивной психологии очень важен, но исключен из рассмотрения здесь.
Категория является исследование спортивным психологом. Эта группа состоит из ученых и исследователей спортивных психологов. Их роль является важной вспомогательной для всей дисциплины. Спорт предоставляет науке постоянные возможности получить доступ к спортсменам и командам в каждом виде спорта от его предсезонной, в сезон и после сезона /вне сезона периодизации. Психологи занимаются текущими исследованиями и экспериментами в этой области.

Основные задачи

  • Психологический отбор будущих чемпионов в конкретных видах спорта
  • Спортивная профориентация
  • Определение предпосылок развития необходимых психологических качеств спортсменов
  • Диагностика и учет индивидуальных особенностей спортсмена, формирование и развитие необходимых для победы психологических качеств и умений
  • Разработка для каждого спортсмена индивидуального плана развития способностей, стратегии подготовки и соревновательного поведения
  • Определение психологической готовности спортсмена к спортивным занятиям, выступлениям и соревнованиям
  • Постсоревновательная реабилитация
  • Проведение командных тренингов (на командообразование, сплоченность коллектива, работу с конфликтами, развитие команды)
  • Обучение навыкам мысленной тренировки, расслабления и снятия стресса
  • Проработка страхов, связанных со спортивной деятельностью и др.
  • Разрешение и выход из кризисной ситуации
  • Профессиональное реориентирование спортсмена (после выхода спортсмена из спортивной карьеры)

Субъективные методы

  • Интервью непосредственно с самим спортсменом, его тренером и близкими ему людьми
  • Наблюдение

Данные методы требуют большого количества времени, однако, благодаря им можно получить уникальные данные о спортсмене.

Объективные методы

Опросники

Айтрекинг

Использование систем айтрекинга (технология отслеживания движений глаз позволяет с высокой точностью измерять и анализировать движения глаз, определять направление взора человека) для выявления точек, продолжительности и последовательности фиксаций в процессах выполнения различных действий позволяет исследователям работать с выявлением специфики поведения глаз при определенной спортивной деятельности и использовать систему айтрекинга для анализа эффективности применения различных методов обучения спортсменов, связанных со зрительным вниманием и процессами контроля.

Виртуальная реальность. Технологии ВР могут быть эффективно использованы для изучения взаимодействия когнитивных процессов спортсмена и его двигательной активности в процессах зрительного восприятия в рамках подхода, называемого «активное восприятие».

БОС-технологии

Биологическая обратная связь является нефармакологическим методом лечения с использованием специальной аппаратуры для регистрации, усиления и «обратного возврата» пациенту физиологической информации. Суть заключается на принципе перевода получаемой информации при помощи специальных датчиков, идущих от тела человека (электрические физиологические сигналы) в картинку или звук — сигналы обратной связи.

Каких результатов ждать от психологической тренировки спортсмена

Эффективность психологической тренировки во многом зависит от частоты ее использования. Для получения заметных результатов она должна проводиться постоянно и иметь не менее значимое место в плане тренировок, чем физические тренировки спортсменов.

Хорошо подготовленный игрок — это тот, кто может использовать свои навыки на самом высоком уровне даже в сложных ситуациях. Поэтому спортивные психологи особенно необходимы в соревновательных видах спорта. Однако в одиночном спорте, где также необходимо соответствовать определенным требованиям, что бывает трудно, работа психолога тоже будет полезной. 

Особенности

Предмет изучения спортивной психологии — личностные особенности человека, пребывающего в условиях специфической деятельности. Спорт рассматривается как отдельный вид деятельности, приближенный к условиям экстремального выживания.

Спортивная деятельность требует задействования потенциала, находящегося на пределе возможностей.

Экстремальной спортивную деятельность делают специфические факторы, относящиеся ко всем видам спорта:

  • усиленные физические, психические нагрузки;
  • жесткие условия отбора;
  • высокая конкуренция;
  • соревновательный элемент внутри команды;
  • особая социальная ситуация;
  • напряженная предсоревновательная подготовка;
  • психологические, социальные последствия поражений.

Современный спорт — отражение модели общества. Взаимосвязь механизмов, регулирующих жизнь социальных групп, отражается в поведении спортсменов. Знание механизмов и применение основанных на них методик позволяет значительно повысить результаты, усовершенствовать систему подготовки, минимизировать риски при отборе кандидатов в команду.

История возникновения

Психология спорта считается довольно молодой отраслью психологической науки. Упоминание о ней впервые появилось в статьях основателя Олимпийских игр Пьера де Кубертена в самом начале XX столетия. Годом же рождения этого направления в психологии можно считать 1913 год, когда по инициативе МОК был организован конгресс, посвященный именно вопросам психологии спорта.
В 1965 году в Риме было организовано Международное общество психологии спорта (сокращенно — ИССП), что стало свидетельством международного признания спортивной психологии как отдельного направления психологии. ИСПП с 1970 года начинает издавать «Международный журнал психологии спорта». В 1967 году появилось Североамериканские общество психологии спорта, а в 1969 году — Европейская ассоциация психологии спорта. Затем в разные годы аналогичные организации были открыты в Японии, Англии, ФРГ, Франции, Австралии, Бразилии и многих других странах.
По настоящему активно психология спорта, как отдельное направления психологии, стало развиваться с начала 1960-х годов. При этом в самом начале упор был сделан на так называемую дифференциальную психологию, то есть изучение различий спортсменов по индивидуальным характеристикам. Кроме того, изучались возможности и способности спортсмена действовать в условиях стресса и способы увеличения эффективности тренировок.
Чуть позже фронт изучаемых спортивной психологией вопросов заметно расширился. Стали разрабатываться программы, с учетом специфики не только индивидуальных способностей спортсменов, но и конкретного вида спорта. При этом использовались достижения общей, педагогической, социальной и возрастной психологии (индивидуальная работа со спортсменом, коллективные тренинги и т. д.). Шла разработка программ соответствующих тренировочных комплексов для повышения психической и физической тренированности спортсменов, их этической, эмоционально-волевой и коллективистской подготовленности

Особое внимание уделялось вопросам мотивации спортсменов, причем не только в период их участия на соревнованиях, но и по ходу тренировок. Довольно детально исследовались способы и пути формирования узкоспециализированных восприятий спортсменов — чувства дистанции, чувства времени, колебания скорости движущегося объекта, «чувство мяча», «чувство воды», предвосхищения развития событий (интуиция, антиципация)

Также значительное внимание уделялось развитию способов воображения, улучшения наблюдательности, тактического и стратегического мышления, качественного взаимодействия в группах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.