Эффект пигмалиона

Эффект Пигмалиона в повседневной жизни

Эффект Розенталя нередко проявляется в жизни любого человека:

  • наиболее распространенный пример – заниженная самооценка. Человеку сложно добиться карьерного роста, если он оценивает свои умственные способности ниже среднего уровня. По причине неприятия себя и своей внешности возникают трудности в личной жизни;
  • проявление данного феномена наблюдается и в медицине. При совместном конструктивном настрое врача и пациента в период лечения результаты в большинстве случаев окажутся положительными. В свою очередь негативные эмоции лечащего врача пагубно влияют на общее состояние пациента. В результате – ухудшение состояния здоровья
  • в педагогике также возможно проявление эффекта Пигмалиона. При пренебрежительном отношении учителя к ученику показатели в учебе ребенка окажутся низкими. Это влечет за собой плохую успеваемость, девиантное поведение. В данном примере причина такого поведения ученика кроется в самом учителе, его субъективном отношении к воспитаннику. Ребенок подсознательно перенимает навеянный ему образ хулигана и лентяя.

Этим феноменом поясняются высокие показатели успеваемости «фаворитов» преподавателей и низкие показатели учеников, которых учителя по ряду причин недолюбливают.

Важность эффекта ожидания

Поскольку неточные предположения могут иметь довольно серьезные последствия, эффект Пигмалиона остается важной темой в социально-психологических исследованиях и до сих пор играет заметную роль как в методологической, так и в реальной сфере жизни. Например, знание того, что ученый способен непреднамеренно исказить результаты эксперимента, привело к значительным улучшениям в том, как теперь планируются и проводятся научные изыскания как в психологии, так и в других научных областях. Серьезное социальное значение имеет понимание роли, которую играют предположения человека относительно других людей, что сказывается на результатах его жизни

Начиная от самых незначительных событий (как поладить с новым сотрудником и т.д.), до вопросов, имеющих огромную ценность (как преуспеет человек или потерпит неудачу в университете и т.п.)

Серьезное социальное значение имеет понимание роли, которую играют предположения человека относительно других людей, что сказывается на результатах его жизни. Начиная от самых незначительных событий (как поладить с новым сотрудником и т.д.), до вопросов, имеющих огромную ценность (как преуспеет человек или потерпит неудачу в университете и т.п.)

Именно поэтому знать, что у предположений есть и самореализующиеся последствия, значит быть осведомленным и предупрежденным. Говоря проще, понимание эффекта Пигмалоиона способно предупредить возникновение разных проблем во многих жизненных ситуациях, и его всегда стоит иметь в виду, применяя это знание в любой сфере жизни.

Завершение

Верьте в себя, свой талант и всё у вас получится! А напоследок хочу рекомендовать ознакомиться с ещё одним интересным феноменом в психологии – эффектом плацебо.  Он немного схож с описанным сегодня, так как показывает, насколько человека легко убедить в чём-то. Зная секреты подобных явлений, а также внедряя их в повседневную жизнь – можно значительно увеличить её качество. По крайней мере, получить желаемое станет проще и быстрее.

Кстати, если вы хотите потренировать свой мозг, эффект струпа в этом поможет. Почитайте статью, я думаю вам она понравиться.

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

Читайте далее:

Как с помощью «эффекта присутствия» достигнуть больших результатов?

Почему производительность труда повышается если присутствует эффект Хоторна?

Эффект кобры: хотел как лучше — получилось как всегда

Потребительский эффект Веблена: почему мы тратим столько денег?

Откуда берется эффект дежавю: это дар или проклятье?

Эксперимент со студентами

Ребекка Кёртис и Ким Миллер заинтересовались этой темой и решили лично проверить действие эффекта Пигмалиона. Принявших участие в эксперименте студентов колледжа разбили на две группы. Объединив их в пары таким образом, чтобы они были друг другу не знакомы, исследователи дали простое задание: пообщаться. Только одни обладали информацией о том, что симпатичны предоставленному партнёру, другие же были уведомлены, что наоборот, вызывают антипатию.

Студенты, уверенные в интересе собеседника к ним, были более открытыми и дружелюбными. Отчего и контакт таких пар оказался продуктивным, насыщенным и тёплым. Те же, кто подозревал напарника в негативных эмоциях по отношению к своей личности, с трудом шли на контакт. В итоге по завершению встречи каждый из них остался неудовлетворённым совместным процессом. Таким поведением они действительно оправдали изначально ложное убеждение.

Эффект Пигмалиона в психологии. Эффект пигмалиона: ожидания сбываются!

Эффект пигмалиона — это явление, которое состоит в том, что человек, убежденный в верности той или иной информации, непроизвольно ведет себя таким образом, что данная информация получает подтверждение.

История вопроса.

Мифологический царь Кипра и, по совместительству, греческий скульптор пигмалион, по легенде, создал статую девушки удивительной красоты. И чем дольше любовался он делом свих рук, тем больше находил в нем замечательных достоинств. Вскоре пигмалиону стало казаться, что ни одна из земных женщин не способна сравниться со статуей, которую он изваял. Назвав свое творение галатеей, пигмалион проводил дни и ночи напролет, восхищаясь красавицей из слоновой кости, любуясь ее нагими прелестями, одаривая ее щедрыми дарами, шепча нежные слова любви ….

В день праздника влюбленный скульптор обратился к Афродите со страстной мольбой оживить его любимую, и богиня любви откликнулась на его просьбу. Не помня себя от счастья, помчался пигмалион в свою мастерскую, где ждала его прекраснейшая из женщин. Живая, теплая и любящая — Галатея оказалась именно такой, какой и хотел видеть ее тот, кто ее придумал. Пигмалион получил то, что хотел, — его Вера и страстное желание помогли мечте воплотиться в реальность. Подобный психологический феномен оправдывающихся ожиданий и лежит в основе эффекта пигмалиона.

Эффект пигмалиона (или эффект розенталя) — это психологический феномен, который заключается в том, что ожидания человеком реализации пророчества во многом определяют характер его действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества или, проще говоря, когда мы твердо убеждены, в достоверности какой-либо информации, мы зачастую действуем таким образом, что эта самая информация получает реальное подтверждение. Убедительным доказательством этому служит знаменитый эксперимент, проведенный в 1968 году американскими психологами Робертом розенталем и ленорой Якобсон.

Дети розенталя.Исследователи розенталь и Якобсон в самом начале учебного года явились в одну из школ Сан-франциско для того чтобы определить уровень интеллекта учащихся. В результате, в каждом из классов ими было отобрано по несколько учеников, которые, по мнению психологов, были наделены выдающимися умственными способностями. «Если даже пока эти дети никак не заявили о себе, — в ближайшее время их интеллектуальный потенциал непременно раскроется! Ждите! » — Заверили порядком удивленных учителей Якобсон и розенталь. У педагогов был повод для удивления, — дело в том, что учащиеся, которых исследователи прочили в интеллектуальные светила, пока никак не демонстрировали особой склонности к умственной деятельности. Ну, то есть в числе отстающих они не значились, но и «Звезд с Неба» тоже не хватали. Что ж, исследователям, наверное, виднее» — рассудили учителя и стали ждать от перспективных учеников обещанных результатов.

Между тем, учащихся с якобы высоким уровнем IQ психологи выбрали абсолютно случайно, «от Фонаря»! Самое интересное, что когда в конце учебного года розенталь и Якобсон снова пожаловали в уже знакомую школу с целью измерить коэффициент интеллекта учеников, они обнаружили, что те самые дети, которые были объявлены ими особо способными, и впрямь показали высокий уровень IQ!

То есть, эксперимент вполне убедительно доказал: мы получаем то, во что верим. Так, школьные учителя, уверовавшие в высокий интеллектуальный потенциал отдельных учеников, вольно или невольно передали свои ожидания этим ученикам, а те, в свою очередь, оправдали надежды поверивших в них учителей и достигли значительных результатов. Одним словом, что хочешь — то и получишь.

Особенно это касается детей из неблагополучных семей, от которых зачастую никто и ничего хорошего не ждет. Не удивительно, что худшие ожидания окружающих в подобных случаях оправдываются. И напротив, нередко, стоит иногда авансом похвалить такого ребенка, поверить в него, как, окрыленный этой верой, он «Расправляет Плечи» и преображается буквально на глазах.

Впрочем, речь идет, конечно, не только о детях. Руководители, связывающие свои позитивные ожидания с определенными сотрудниками, оптимистично настроенный врач, уверенный в том, что его пациент благополучно излечится от болезни, — тоже так или иначе, создают особый микроклимат, в котором самооценка и Вера в себя у подчиненного или пациента растет, а его успехи — множатся.

Эффект Розенталя или эффект предвзятости экспериментатора

Это явление называется также эффект Розенталя. Именно американский психолог Роберт Розенталь выявил его в 1966 году и тщательно исследовал, попутно дав феномену имя древнегреческого персонажа. Оказывается, предвзятость экспериментатора существенно влияет на результаты опыта.

Розенталь в тандеме с коллегой Ленорой Якобсон проводил психологические исследования с разными группами испытуемых. Одно из них касалось школьников, поэтому эксперимент так и назывался: «Дети Розенталя». В одной из школ учителям сообщили, что некоторые дети имеют потенциал к развитию умственных способностей и повышению IQ. Через некоторое время они действительно стали демонстрировать лучшие результаты в учебе.

Весь секрет в том, что учителя уделяли этим детям особое внимание, поддерживали их, посылали невербальные сигналы одобрения. Подобный же эксперимент проводился с крысами

Участникам эксперимента поручили следить за поведением грызунов в лабиринте. Крысы должны были выполнять несложные задания на смекалку, а испытуемые (не знавшие, что опыт проводится на них самих) – фиксировать результаты. Одним участникам сказали, что им досталась умная крыса, другим – что глупая. И действительно, «умные» крысы все делали лучше, хотя все они были абсолютно одинаковыми

Подобный же эксперимент проводился с крысами. Участникам эксперимента поручили следить за поведением грызунов в лабиринте. Крысы должны были выполнять несложные задания на смекалку, а испытуемые (не знавшие, что опыт проводится на них самих) – фиксировать результаты. Одним участникам сказали, что им досталась умная крыса, другим – что глупая. И действительно, «умные» крысы все делали лучше, хотя все они были абсолютно одинаковыми.

Принцип действия эффекта Пигмалиона заключается в том, что наш мозг не в состоянии отличить желаемое от реального. Под влиянием определенных установок мы действуем так, будто наши ожидания уже сбылись, тем самым воплощая их в жизнь. Получается замкнутый круг.

По этому же принципу действуют визуализация и аффирмации. Представляя или проговаривая какие-то факты, мы запускаем у себя в мозгу иллюзию их реальности. Наше подсознание свято верит нашим словам, мыслям и представлениям, считая их частью действительного мира – такой же, как, например, дерево или зарплата.

Особенности эффекта Пигмалиона:

  • предвзятость экспериментатора приводит к тому, что он отбрасывает «неудобные» факты, уделяя внимания лишь тем, которые подтверждают его теорию;
  • во время работы с людьми положительно настроенные экспериментаторы выражают свои ожидания через интонацию и невербальные средства – мимику, жесты. Поэтому результаты искажаются сильнее, если экспериментатор и испытуемый видят друг друга;
  • если они знакомы, то эффект еще больше усиливается;
  • зная о существовании эффекта, экспериментатор пытается избежать его влияния, при этом снова искажая результаты, но уже в обратную сторону;
  • под воздействием этого эффекта исследователь склонен отбрасывать неожиданные и крайние результаты, усредняя показатели до привычных его сознанию;
  • эффекту Пигмалиона более подвержены женщины, чем мужчины.

Тем не менее, Розенталь уточняет, что не всегда ожидания оказывают влияние на результаты – в некоторых опытах установки никак не действовали на участников. Это означает, что в реализации ожиданий задействован целый комплекс факторов, и одного желания недостаточно для их осуществления.

Эффект Пигмалиона простыми словами. Эффект Пигмалиона в психологии

Эффект Пигмалиона (по-другому эффект Розенталя) — это особый феномен в психологической науке, который состоит в том, что ожидания человека касательно другого объекта или ситуации во многом определяют специфику его собственных действий и поступков, интерпретацию поведения окружающих, что позволяет этим ожиданиям реализовываться.

Скульптура: Пигмалион и Галатея

Данный феномен по праву считается одним из наиболее угрожающих факторов для внутренней валидности экспериментального исследования. Его особенностью является то, что он способен проявляться как непосредственно во время проведения эксперимента, так и при качественной обработке полученных данных или во время интерпретации результатов.

История

Эффект Пигмалиона был открыт в ходе экспериментальных исследований известным американским ученым и психологом Робертом Розенталем (ему он и обязан вторым названием), первое же наименование эффект получил благодаря параллели с персонажем древнегреческой мифологии — Пигмалионом (который благодаря своей искренней вере и любви смог оживить статую).

В эксперименте Р. Розенталя участникам было необходимо провести определенную работу с различными группами лабораторных крыс: следить за грызунами в специально сооруженном лабиринте. В одной экспериментальной серии участникам говорили, что перед ними находится «смышленая» крыса, а в другой серии — «глупая».

Исследователями было отмечено, что участники, работая с так называемыми «умными» крысами, были более терпеливыми, мягкими, гладили грызунов и всячески положительно подкрепляли их правильные действия. Тем самым участники улучшали экспериментальные условия для одной из групп крыс и влияли на их поведение.

Роберт Розенталь

Затем похожий по смыслу эксперимент был проведен Розенталем снова. Следующее исследование осуществлялось в школе, где в роли «экспериментаторов»-испытуемых были учителя.

Помощники Розенталя проинформировали учителей о том, что определенные дети из класса являются более одаренными (хотя на самом деле они ничем не выделялись среди сверстников), и уже через некоторое время «одаренные» ученики благодаря особому отношению учителей стали неожиданно проявлять большие успехи в учебе.

Розенталь выделил некоторые ключевые особенности данного эффекта:

  1. Ожидания ученого способны качественно менять характер полученных им данных. Экспериментатор, имея определенные ожидания, может неосознанно помогать испытуемым «оправдать» его надежды. Настрой экспериментатора может проявлять различным образом: с помощью интонации, мимики, жестов, неосторожных слов. Данный эффект имеет большую выраженность у тех ученых, которые стремятся к поддержке окружающих и к установлению доверительных, дружеских отношений с испытуемыми.
  2. Вероятность данного эффекта усиливается в разы, если экспериментатор и испытуемый были знакомы ранее.
  3. Экспериментаторы женского пола больше склонны к такому поведению, нежели ученые мужского пола.

В связи с особенностями эффекта Пигмалиона экспериментаторы могут совершать следующие ошибки:

  • корректировка числовых результатов: занижение чересчур высоких баллов и, наоборот, повышение излишне низких отметок;
  • избегание полярных стремление к усреднение полученных данных;
  • качественных акцент на том или ином компоненте эксперимента, неосознанное выделение его как наиболее значимого.

Практическое применение

Несмотря на такое научное происхождение эффект Пигмалиона широко распространен и в обычной жизни.

Например, замечено, что определенные ожидания руководителей крупных организаций способны непосредственно влиять на результаты работы их подчиненных: зачастую чем выше начальники оценивают способности подчиненных, тем более высокие результаты работы они показывают. Та же зависимость действует и в случае негативного отношения к персоналу.

Эффект Барнума

Эффе́кт Ба́рнума , также эффе́кт Фо́рера , эффе́кт субъекти́вного подтвержде́ния  — общее наблюдение, согласно которому люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности , которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле неопределённы и достаточно обобщены, чтобы их можно было с таким же успехом применить и ко многим другим людям. Эффектом Барнума можно частично объяснить феномен широкой популярности астрологических гороскопов , хиромантии , гомеопатии и прочих псевдонаук . Также отмечается его влияние в соционике . Влияниe эффекта также присутствует в некоторых психологических тестах, результаты которых не позволяют отличить людей друг от друга.

Эффект назван в честь знаменитого американского шоумена Финеаса Барнума , который был известен своими психологическими манипуляциями и которому приписывают фразу «У нас есть что-нибудь для каждого». Предположительно, такое название эффекту дал психолог Пол Мил ( англ.   Paul Meehl ).

Данный эффект также называют эффектом Форера , по имени психолога Бертрама Форера ( англ.   Bertram R. Forer ), который в 1948 году провёл психологический эксперимент, в котором показал действие этого эффекта. Он дал своим студентам специальный тест, чтобы по его результатам провести анализ их личностей. Однако вместо настоящей индивидуальной характеристики он давал всем один и тот же расплывчатый текст , взятый из гороскопа . Затем он попросил каждого студента по пятибалльной шкале оценить соответствие описания их личности действительности, — средней оценкой было 4,26. На оценку точности описания студентов повлиял в том числе и авторитет преподавателя. Впоследствии эксперимент был повторён сотни раз независимыми исследователями.

В одном из исследований, изучавшем влияние этого эффекта, студенты получали оценку своей личности по MMPI и исследователи оценили их ответы. Исследователи составили точные оценки личностей студентов, но дали студентам как точную оценку, так и оценку, использующую поддельные обобщенные описания. Затем студентов попросили выбрать, какую оценку они считают своей. Более половины студентов (59 %) выбрали поддельную оценку.

«Вы очень нуждаетесь в том, чтобы другие люди любили и восхищались вами. Вы довольно самокритичны. У вас есть много скрытых возможностей, которые вы так и не использовали себе во благо. Хотя у вас есть некоторые личные слабости, вы в общем способны их нивелировать. Дисциплинированный и уверенный с виду, на самом деле вы склонны волноваться и чувствовать неуверенность. Временами вас охватывают серьёзные сомнения, приняли ли вы правильное решение или сделали ли правильный поступок. Вы предпочитаете некоторое разнообразие, рамки и ограничения вызывают у вас недовольство. Также вы гордитесь тем, что мыслите независимо; вы не принимаете чужих утверждений на веру без достаточных доказательств. Вы поняли, что быть слишком откровенным с другими людьми — не слишком мудро. Иногда вы экстравертны, приветливы и общительны, иногда же — интровертны, осторожны и сдержанны. Некоторые из ваших стремлений довольно нереалистичны. Одна из ваших главных жизненных целей — стабильность». (, 1949 )

При этом тип предварительной процедуры — научный или паранаучный — не влияет на восприятие испытуемыми личностных описаний: независимо от предшествующих процедур тривиальные описания принимаются испытуемыми очень хорошо.

Социально-психологический феномен, заключающийся в особенности человека доверять описанию своей личности и оценки общего характера, даже расплывчатым и банальным, если ему говорят, что они получены в результате изучения каких-то непонятных ему факторов (научных или магических), может обозначаться двумя эпонимическими терминами — эффект Барнума или эффект Форера . Этот эффект в определенной степени объясняет широкую популярность астрологии, гомеопатии, соционики и других псевдонаук

Эффект Форера, о котором я писал в предисловии, настолько универсален, что его используют по всему миру экстрасенсы, астрологи, хироманты, сторонники соционики и физиогномики, а также люди, гадающие на картах Таро и по отпечаткам пальцев.

Происхождение названия

Название «Эффект Пигмалиона» происходит из греческой мифологии, в частности, из мифа о Пигмалионе. Пигмалион был скульптором, который, вдохновившись сном, создал прекрасную статую женщины из слоновой кости. Говорят, что статуя была так прекрасна, что он влюбился в нее. Неспособный полюбить другого человека, Пигмалион обратился к Афродите, богине любви, чтобы оживить статую Галатею. Афродита исполнила его желание, скульптор женился на Галатее и у них родилась дочь, Пафос. Предполагается, что именно отсюда и происходит название города на Кипре.

Пигмалион и Галатея

Исследования

Первоначальное исследование Розенталя-Якобсона доказало существование эффекта Пигмалиона в учёбе. Однако за последние 5 десятилетий с момента проведения исследования большое количество ученых отслеживали один и тот же эффект в различных условиях. Эффект Пигмалиона теперь обнаружен в высшем образовании, в управлении и в армии, дома и практически везде, где лидерство играет роль.

Когда менеджер возлагает большие надежды на своих сотрудников, они, как правило, работают значительно лучше. Самое главное, большие надежды родителей являются одним из важнейших факторов успеха ребенка.

Заблуждения

Хотя эффект Пигмалиона, безусловно, верен, это не значит, что вы можете просто ожидать от людей того, что вы хотите. Слишком высокие ожидания могут стать отягощающими и подавляющими для человека и даже привести к противоположному результату. Ожидание чудес — это рецепт разочарования с обеих сторон.

Кроме того, тот факт, что эффект Пигмалиона имеет высокую статистическую значимость для работы человека, отнюдь не является абсолютным правилом. Нет никаких гарантий, что человек действительно будет лучше работать, если вы возлагаете на него большие надежды. В этих случаях неудовлетворенные высокие ожидания могут привести к еще большему разочарованию.

Лучший способ — стремиться всегда иметь реалистичные и объективные ожидания. Кроме того, если вы чувствуете, что от вас ждут нереалистичных результатов, было бы неплохо поговорить на эту тему.

Верно и обратное: эффект Голема

В настоящее время достаточно исследований, чтобы доказать, что противоположность эффекта Пигмалиона также верна. Это означает, что когда учитель / менеджер / руководитель имеет низкие ожидания относительно кого-то, это, скорее, снижает производительность человека. Это также было доказано, даже когда человек с ожиданиями пытается скрыть это.

Этот эффект был назван «Эффектом Голема», в честь существа Голема в еврейской мифологии. Причины, по которым эффект Голема имеет меньшую исследовательскую поддержку, связаны с этическими причинами (легче проводить положительные исследования). Еще раз, этот эффект был подтвержден во многих ситуациях, и, наряду с эффектом Пигмалиона, они формируют одну из самых важных концепций как в управлении, так и в психологии.

Они влияют и на ваши собственные ожидания

Давно известно, что то, что вы ожидаете от себя, является определяющим фактором того, насколько хорошо вы будете выступать в любых условиях. Ваши внутренние убеждения о себе играют важную роль в вашем мышлении и ваших действиях, которые, в свою очередь, определяют вашу работу. Основываясь на эффектах Пигмалиона и Голема, легко понять, что ваши убеждения влияют на подсознательные действия и решения, поэтому ваши собственные ожидания имеют большое значение.

Ваши собственные ожидания, по-видимому, также имеют важную связь с обучением, и именно здесь возникает установка на рост. Установка на рост утверждает, что вы можете делать все, что угодно, если вы прикладываете надлежащее количество усилий и времени Ваша производительность не ограничена пределом ваших способностей и ваш потенциал не предопределен. И это взрывает мозг. Как только вы примете это мышление (что доказано многими исследованиями), сразу же ваши ожидания от себя будут выше, что приведет к повышению производительности.

Эффект Розенталя и бизнес

В последнее время актуальным становится изучение влияния эффекта Пигмалиона (Розенталя) на карьерный рост в различных сферах бизнеса. Ряд исследований зафиксировали корреляцию между производительностью компании и убежденностью в успехе ее управляющего.

Различия между успешным работником и аутсайдером напрямую зависят от отношения к ним руководства. Администрация либо проявляет доверие в отношении своих подчиненных, либо нет. Ключевое место в этой ситуации занимает поведение руководства.

Осознанно либо бессознательно управляющий, который мысленно завышает планку для своих сотрудников, воодушевляет их на достижение высоких показателей. Невербальные знаки, благосклонное отношение очень тонко ощущаются.

И наоборот, руководитель, сомневающийся в силах и возможностях своих подчиненных, в конечном счете оправдывает свои же ожидания.

Сотрудник, который опасается неудач и недовольства руководства, будет предотвращать ситуации, влекущие за собой трудности. Например, отступится от сделки, опасаясь получить отказ.

Заниженный уровень ожидания со стороны администрации способствует проявлению ошибок и неудач в работе подчиненных.

Анализ других исследований продемонстрировал, что молодые специалисты находятся в большей зависимости от точки зрения начальства. И эта точка зрения является фундаментальной для их грядущего карьерного роста или, наоборот, стагнации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.