Как в россии появилась психотерапия и чего мы от нее ждем?

Книги с аннотациями

Барц Э. Игра в глубокое: Введение в юнгианскую психодраму /пер. с нем. — М.: Класс, 1997. — 144с.
Психодрама и юнгианская аналитическая психология — это бесспорная классика, тот редкий случай, когда психотерапия и психология стали частью мирового культурного процесса. Книга прямо адресована читателю широких гуманитарных интересов, который найдет в ней новые факты, идеи, связи и углы зрения. Психотерапевт же и психолог получат множество ценных подсказок, а для многих она станет первым внятным, кратким и корректным описанием обоих подходов. Юнг и Морено оказываются понятными и почти живыми, а их легендарные вклады в психологию и культуру — не столько музейным сокровищем, сколько реально работающими идеями.
Ключевые слова: личность, группа, психодрама, игра.

Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов /пер. с англ. — М.: Класс, 1998. — 240с.
Книга одного из ведущих мастеров психодрамы Питера Феликса Келлермана представляет собой систематический взгляд на один из самых вдохновенных и загадочных методов современной психотерапии. Подробный анализ психодраматических техник и теоретические прозрения уживаются здесь с веселыми и печальными (но всегда живыми) примерами из практики.
Эта книга — серьезное практическое руководство и абсолютно необходима для специалистов. Но всем, кто интересуется психологией и философией, она откроет много нового о человеке и общении людей, о мире, который, по словам Шекспира, есть театр.
Ключевые слова: харизматическое лидерство, магия, сопротивление.

Марино Р.Ф. История доктора: Джей Л. Морено — создатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии /пер. с англ. — М.: Класс, 2001. — 224с.
История жизни и творчества Джей. Л. Морено расширяет понимание созданных им теорий и методов — будь то социометрия, психодрама или групповая психотерапия. Рене Марино проделал огромную работу, проясняя в Венских архивах загадочные обстоятельства ранних лет своего героя, интервьюируя людей, хорошо знавших Доктора, тщательно исследуя его неопубликованную автобиографию.
Идеи Морено оказали большое влияние на становление современной психологии и психотерапии — теперь читатель может познакомиться со сложной и неординарной личностью их создателя.
Ключевые слова: социодрама, обмен ролями, зеркало, аксиодрама.

Холмс П. Внутренний мир снаружи: Теория объектных отношений и психодрама. — М.: Класс, 1999. – 288с.
Книга о психодраме, причем не «ортодоксальной», а с элементами психоанализа. Напомним, что Морено находился в оппозиции к Фрейду, а посему одна из наиболее ярких и действенных психотерапевтических техник, и мощный инструмент диагностики достаточно долгое время были разобщены. Практика же показала, что психоанализ, при всем его богатом опыте зачастую не может решить проблемы пациентов, а психодрама нуждается в диагностическом инструменте, который может помочь расставить точки над «i».
Книга написана живым и доступным языком, в отличие от многих книг по психоанализу. В этой книге подробно разобрана одна психодраматическая сессия (драма), а так же даны начала теории объектных отношений. Про эту книгу можно сказать «хорошо, но мало».

Цзен Н., Пахомов Ю. Психотренинг: игры и упражнения.
М.: Класс, 1999. -272с.
Эта книга содержит 2 части: «Психотехнические игры в спорте» и «Занимательный аутотренинг». Обе они посвящены использованию психотехнических игр при обучении простым видам само регуляции. Десятки упражнений могут научить контролировать мышечный тонус и уровень бодрствования, развивать воображение и фантазию, больше доверять самому себе и своим ощущениям, лучше взаимодействовать с другими людьми.
Книга полезна всем практикующим педагогам, психологам, спортивным тренерам, а также организаторам избирательных кампаний.
Ключевые слова: психодрама, спектограмма, социограмма, ролевой тренинг, ощущения, саморегуляция, аутотренинг, Джейкоб Леви Морено, Зерки Морено.

Эльконин Д.Б. Психология игры. Для практикующих психологов, педагогов. – Изд-во: Владос, 1999.
Что такое игровая деятельность детей? Какова ее социальная сущность и психологическая природа? Проблемы актуальны не только для специалистов-исследователей. Знать эти проблемы необходимо педагогу, чтобы лучше управлять воспитательным процессом. Книга известного психолога Д. Б. Эльконина «Психология игры» вошла в академическую классику, она отличается монографической обстоятельностью, аналитической глубиной. Издание предназначено для практических психологов, педагогов, научных работников в области возрастной психологии, общей и дошкольной педагогики.

Методы гештальт-психологии

Курс обучает методам гештальт-психологии, формирует способность использовать гештальт-терапевтический подход в практике психологического консультирования и психотерапии.

Подробно изучаются:

  • характеристики методов и техник гештальт-терапии
  • теория поля К. Левина
  • понятие контакта в гештальт-психологии
  • способы контакта: зрение, слух, прикосновения и др.
  • диалог как метод работы гештальт-терапевта
  • диагностика в гештальт-терапии
  • арт-методы в гештальт-терапии: рисунок, визуализация, работа со снами и образами
  • работа с телом, психосоматика
  • работа с горем, травмой, экзистенциальными переживаниями
  • работа с парой и семьей в гештальт-терапии
  • неврозы, психозы и пограничные состояния в гештальт-терапии
  • работа с детскими травмами, зависимым поведением
  • этика гештальт-терапии

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Сегодня когнитивно-поведенческое направление в психотерапии известно как одно из наиболее действенных методов оказания помощи при депрессивных состояниях и предупреждении суицидальных попыток субъектов.

Когнитивно-поведенческая психотерапия и ее техники представляют собой актуальную в наше время методику, которая основывается на существенной роли в происхождении комплексов и разнообразных психологических проблем познавательных процессов. Мышление индивида выполняет основную функцию познания. Американский психиатр А. Т. Бек считается создателем когнитивно-поведенческого метода психотерапии. Именно А. Бек ввел такие фундаментально-концептуальные понятия и модели когнитивной психотерапии, как описание тревоги и депрессии, шкала безнадежности и шкала, служащая для измерения суицидальных идей. Данный подход базируется на принципе трансформации поведения индивида для раскрытия существующих мыслей и выявления таких мыслей, которые представляют собой источник проблем.

Когнитивно-поведенческая психотерапия и ее техники используются для ликвидации негативно окрашенных мыслей, сотворения новых шаблонов мышления и методов анализа проблем, подкрепления новых утверждений. Такие техники содержат в себе:

— обнаружение желательных и ненужных мыслей с дальнейшим определением факторов их возникновения;

— проектирование новых шаблонов;

— использование воображения с целью визуализации согласования новых шаблонов с желательными поведенческими реакциями и эмоциональным благополучием;

— применение новых убеждений в реальной жизни и ситуациях, где главной целью будет принятие их в качестве привычного образа мышления.

Поэтому сегодня приоритетным направлением современной психотерапевтической практики считается когнитивно-поведенческая психотерапия. Обучение пациента навыкам контроля над собственным мышлением, поведением и эмоциями – является ее важнейшей задачей.

Основной акцент данного подхода психотерапии делается на том, что абсолютно все психологические проблемы личности происходят от направленности ее мышления. Отсюда следует, что совершенно не обстоятельства являются главным барьером на пути индивида к счастливой и гармоничной жизни, а личность сама собственным разумом вырабатывает отношение к происходящему, образуя в себе далеко не самые хорошие качества, например, страх, злость, панику. Субъект, который не способен адекватно оценить окружающих людей, значение событий и явлений, наделяя их качествами не свойственными им, всегда будет одолеваем различными психологическими проблемами, а его поведение будет обуславливаться сформированным отношением к людям, вещам, обстоятельствам и др. Например, в профессиональной сфере, если начальник у подчиненного пользуется непоколебимым авторитетом, то любая его точка зрения тут же будет принята подчиненным как единственно правильная, даже при условии того, что разум будет понимать парадоксальность такого воззрения.

В семейных отношениях влияние мыслей на индивида имеет более выраженные черты, чем в профессиональной сфере

Довольно часто большинство субъектов оказываются в ситуациях, при которых они опасаются какого-то немаловажного события, а затем после его наступления начинают понимать всю абсурдность собственных опасений. Такое случается вследствие надуманности проблемы

При столкновении с любой ситуацией впервые индивид производит ее оценивание, которое в дальнейшем в качестве шаблона отпечатывается в памяти и в дальнейшем, при воспроизведении аналогичной ситуации поведенческие реакции личности будут обусловлены существующим шаблоном. Именно поэтому индивиды, например, пережившие пожар, отдаляются на несколько метров от источника огня.

Когнитивно-поведенческая психотерапия и ее техники базируются на обнаружении и последующих трансформациях внутренних «глубинных» конфликтов личности, которые оказываются доступными для ее осознания.

Когнитивно-поведенческая психотерапия сегодня считается практически единственным направлением психотерапии, которое подтвердило свою высокую результативность в клинических экспериментах и имеет фундаментальную научную базу. Сейчас даже создана ассоциация когнитивно-поведенческой психотерапии,  целью которой является выработка системы профилактики (первичной и вторичной) психоэмоциональных и психических нарушений.

Методы психотерапии

В психотерапии существует огромное количество различных практик, которые позволяют бороться с большим перечнем душевных расстройств, например, депрессией. Больному могут помочь даже обычные аутогенные тренировки, если их комплекс будет составлен правильно. Вы можете отыскать эффективный метод самолечения, который позволит научиться контролировать свои чувства. При возникновении панического состояния в следующий раз вы будете знать, как перейти к позитивному настроению и расслабить свои мышцы. А особые тренинги в игривой форме помогут решить многие проблемы между личностями. Сюда относятся:

  • игротерапия, во время которой два человека играют определенные роли;
  • воздействие музыкой, когда звучание ассоциируется с различными событиями из жизни молодой пары;
  • сказкотерапия — психологическое лечение с помощью разыгрывания сценок из известных сказок.

Различные виды психотерапии, которые будут описаны ниже, позволят справиться с тяжелым заболеванием. Однако справиться с затяжной депрессией без медикаментозных препаратов будет довольно трудно. При появлении панического настроения лучше всего сразу же обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Существуют некоторые методики, которые позволяют отвлечься от депрессивного состояния в домашних условиях:

  • арт-терапия – занятие, подразумевающее написание картин, изготовление ручных поделок или фотографирование;
  • отвлечение от ситуации с помощью различных книг, которые помог подобрать вам психолог;
  • зоотерапия – устранение неприятных недугов при помощи домашних животных;
  • нейролингвистическое программирование – составление комплекса приоритетов и воздействие на них;
  • гештальт-терапия – изучение самого себя с помощью воспоминаний;
  • холотропное дыхание – специальная техника, помогающая ввести себя в состояние измененного сознания.

Не все из этих методов могут одинаково хорошо работать для всех пациентов. Поэтому, прежде чем попробовать на практике тот или иной способ избавления от депрессии, для начала рекомендуется проконсультироваться со специалистом. Ниже будут описаны виды психотерапии, позволяющие избавиться от депрессии и других психических расстройств. Ознакомившись с тем, что собой представляют подобные процессы, возможно, у вас появится желание обратиться за помощью к психиатру.

Гештальт-психотерапия

Такое отношение к пациентам не могло не отразиться на популярности психоанализа. Так немецкий психиатр Фредерик Перлз сбежал от своего психоаналитика и создал собственный вид психотерапии, гештальт-психотерапию – психотерапию с человеческим лицом. Основная его идея заключается в том, что если пациенту позволить выражать свои чувства – он излечиться. И для этого требуется активное участите психотерапевта, а не отстраненность.

3. Сопротивление психоанализу

Одной из фундаментальных концепций психоанализа Фрейда является идея . Она подразумевает, что пациент не может легко расстаться со своим привычным способом существования, в том числе и с неврозом. Поэтому пациент не соглашается с интерпретациями психоаналитика – проявляет сопротивление. Силу сопротивления Фрейд считал критерием того, что психоаналитик находится на верном пути. Получалось так, что

Психология — неточная наука

А теперь неутешительный факт: на самом деле никто не знает точно, что и какое влияние оказало на вашу психику. Психология — гуманитарная наука, выросшая из философии и пока не выработавшая единой парадигмы. С развитием технологий и нейронаук методы психотерапии становятся более обоснованными, но до абсолютной точности пока далеко. В современном мире сосуществуют несколько психологических школ, каждая из них по-своему объясняет, как устроена ваша личность, что ей движет, и предлагает свои методы психотерапии.

Более того, внутри этих школ есть множество значительно различающихся направлений. Такое изобилие связано с тем, что каждая методика была предложена конкретным автором и выражает в большей степени его личную философию (и в какой-то мере эпоху), чем объективное устройство психики.

Методы поведенческой психотерапии

Поведенческое направление в психотерапии концентрируется на трансформации поведения. Ключевое отличие данного метода психотерапии от других представляет собой, в первую очередь то, что терапией является любая форма научения новым шаблонам поведения, отсутствие которого несет ответственность за возникновение проблем психологического характера. Довольно часто обучение предполагает ликвидацию ошибочных способов поведения или их модификацию.

Одним из методов данного психотерапевтического подхода является аверсивная терапия, которая содержит в себе применение неприятных для индивида стимулов с целью снижения вероятности возникновения болезненного или даже опасного поведения. Чаще аверсивную психотерапию применяют в случаях, кода другие методы не показали результата и при тяжелой симптоматике, например, при опасных зависимостях, таких как алкоголизм и наркомания, неконтролируемых вспышках агрессии, аутодеструктивном поведении и др.

Сегодня аверсивная терапия рассматривается в качестве крайних нежелательных мер, прибегать к которым следует с осторожностью при этом, не забывая учитывать многочисленные противопоказания. Данный вид терапии не применяется в качестве отдельного метода

Он используется только совместно с другими техниками, направленными на выработку замещающего поведения. Ликвидация нежелательного поведения сопровождается образованием желательного. Также аверсивную терапию не рекомендуется применять к индивидам, страдающим сильными страхами и к пациентам, которые в очевидной форме склонны к бегству от проблем или неприятных ситуаций

Данный вид терапии не применяется в качестве отдельного метода. Он используется только совместно с другими техниками, направленными на выработку замещающего поведения. Ликвидация нежелательного поведения сопровождается образованием желательного. Также аверсивную терапию не рекомендуется применять к индивидам, страдающим сильными страхами и к пациентам, которые в очевидной форме склонны к бегству от проблем или неприятных ситуаций.

Аверсивные стимулы следует применять только с согласия пациента, которому донесена суть предлагаемой терапии. Клиент должен иметь полный контроль над длительностью и интенсивностью раздражителя.

Еще одним методом поведенческой терапии является жетонная система. Смысл ее заключается в получении клиентом символических вещей, например, жетонов за любое полезное действие. Полученные жетоны индивид впоследствии может обменять на приятные и важные для него предметы или вещи. Такой метод довольно популярен в тюрьмах.

В поведенческой терапии также следует выделить такой метод, как мысленный «стоп», т.е. старания перестать думать о том, что может вызвать негативные эмоции, дискомфорт. Данный метод получил широкое распространение в современной терапии. Он заключается в произнесение пациентом про себя слова «стоп» в момент возникновения неприятных мыслей или болезненных воспоминаний. Этот метод применяется для ликвидации любых болезненных мыслей и тормозящих деятельность чувств, негативных ожиданий при различных страхах и депрессивных состояниях или позитивных при разнообразных зависимостях. Также данный прием может применяться и при потере родственников или других близких, провале карьеры и др. Он легко сочетается с другими техниками, не требует использования сложной аппаратуры и довольно не затратный по времени.

Кроме перечисленных методов также применяются и другие, например, обучение на моделях, поэтапное подкрепление и самоподкрепление, обучение приемам подкрепления, самоконтроль и самоинструкция, систематическая десенсибилизация, скрытое и целенаправленное подкрепление, тренинг самоутверждения, система штрафов, условно-рефлекторная терапия.

Когнитивно-поведенческая психотерапия обучение основным механизмам, принципам, приемам и техникам сегодня считается одним из приоритетных направлений современной психотерапии, так как она с одинаковой успешностью применяется во всевозможных областях человеческой деятельности, например, на предприятиях при работе с персоналом, в психологическом консультировании и клинической практике, в педагогике и других сферах.

Цели драматерапии

Театротерапия или психодрама затрагивает множество аспектов жизни человека. Подобная психотерапевтическая деятельность может использоваться в различных областях:

  • при работе с детьми — детская психодрама;
  • с родителями и их детьми одновременно, создавая смешанные группы;
  • семейная терапия, где участие принимают буквально все, от бабушек и дедушек до правнуков;
  • супружеские тренинги, необходимые для решения сложившихся проблем в паре;
  • с рабочими коллективами, компаниями или организациями.

Человек, потеряв работу, мотивацию или себя, может обратиться за помощью к психодраме. Этот метод психотерапии отличается высокой эффективностью. Хотя решиться на подобный шаг может не каждый.

Кому-то больше подходит монодрама, то есть игра одного актера и раскрытие собственных проблем. Здесь участие принимает только один человек. Другим важна и полезна социодрама, то есть психотерапия с группой людей. Работу с ними проводит психодраматист. Для проведения психодрамы обучение специальный психодраматист должен пройти очень серьезное. Эта задача по силам далеко не каждому.

Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ)

Этот метод терапии считает, что причина большинства психологических проблем — в ошибках в поведении и мышлении, которые человек усвоил в прошлом и автоматически повторяет раз за разом. Чтобы решить проблему, необходимо эти ошибки выявить и исправить, то есть обучить клиента более конструктивным стратегиям.

КПТ — пожалуй, самый прагматичный и научно обоснованный подход в психотерапии. Он стал результатом объединения двух очень разных методик: когнитивизма (от слова «мышление») и бихевиоризма (от слова «поведение»). Бихевиоризм появился в 1920-е годы как полная противоположность психоанализа, а его авторы ставили задачу максимально приблизить психологию к естественным наукам, изучать только то, что доступно объективным измерениям, то есть поведение. Бихевиористы вошли в историю серией спорных экспериментов на детях, которые показали: дети действительно не рождаются со страхами и тревогами, а приобретают их с жизненным опытом. Они подверглись жесткой критике профессионального сообщества за сведение человеческой психики к условным рефлексам животных и за методы терапии, больше похожие на дрессировку.

Но в 1960-е годы психиатр Аарон Бек разработал принципиально новое направление — когнитивное. Он продемонстрировал, что между внешним событием и реакцией есть еще одно звено: мысли человека о произошедшем, из-за этого на одни и те же вещи мы все реагируем по-разному. Проблемы возникают из-за искажений мышления, допускаемых человеком при трактовке событий. Именно эти ошибочные мысли, а не событие само по себе, и вызывают бурю негативных эмоций. А следовательно, помочь человеку можно, научив его выявлять и корректировать эти искажения. В результате скрещения этих двух подходов и появилась современная когнитивно-поведенческая терапия, которая предлагает предельно четкие техники для конкретных ситуаций: например, как пережить паническую атаку, как улучшить концентрацию внимания, как справиться со стрессом.

Пример: Проблема клиентки — страх завязывать новые отношения.

Ситуация: Классный парень после первого свидания больше не объявляется.

Мысли: «Как и всегда, у меня ничего не получилось. Видно, моя судьба — остаться одинокой».

Эмоция: безнадежность, отчаяние.

Ошибка мышления: сверхобобщение

Корректировка мысли: «Я не произвела впечатления на этого конкретного парня. Но мне может повезти в следующий раз».

В когнитивно-поведенческом направлении есть несколько авторских методик психотерапии со своей спецификой. Вот несколько известных в России:

Диалектическая поведенческая терапия (DBT)

Это методика, направленная на предотвращение импульсивного деструктивного поведения (в том числе самоповреждений, злоупотребления вредными веществами, переедания).

Психотерапия – это лечение словом

Понятие психотерапия объединяет под собой всю многообразную гамму способов лечения с помощью слова (и без лекарств).

Только словом: психоанализ, групповой анализ, когнитивно-поведенческая психотерапия, клиентцентрированная психотерапия Роджерса, аналитическая психотерапия Юнга, трансактный анализ Берна, экзистенциальный анализ и т.д.

Словом и действием: детский психоанализ, психодрама, гештальт-терапия, телесно-ориентированная психотерапия, танцевально-двигательная психотерапия, арт-терапия, и т.д.

Лекарства иногда назначаются в процессе психотерапии в качестве поддержки, но лучше, если это будет делать другой специалист (для соблюдения чистоты метода, несмотря на то, что психотерапевт может быть врачом, имеющим право назначать лекарства).

Критика психотерапии

Одним из основных критических замечаний, направленных против психотерапии — сомнение в ее эффективности. В поддержку чего часто упоминается исследование психолога Ганса Айзенка, которое показало, что две трети участников почувствовали улучшение или выздоровели самостоятельно в течение двух лет, независимо от того, проходили они психотерапию или нет.

Однако, в мета-анализе было рассмотрено 475 различных исследований, и исследователи обнаружили, что психотерапия была эффективной для улучшение психологического благополучия клиентов. Личность терапевта, а также его вера в эффективность лечения играют главную роль в психотерапии. Предполагается, что тип используемой терапии и теоретические основы лечения могут не влиять на результат.

Люди, которые практикуют психотерапию, могут иметь несколько различных специальностей. Некоторые названия, как например «психолог» или «психиатр», являются защищенными и имеют определенные образовательные и лицензионные требования. Специалисты достаточно квалифицированные для выполнения психотерапии — это психиатры, психологи, психотерапевты.

Кто может стать психотерапевтом?

Сегодня в нашей стране психотерапевтом может стать врач или психолог (за рубежом такую возможность имеют еще социальные работники, иногда философы).

Для того, чтобы уточнить статус психотерапии, которая традиционно принадлежала медицине, в законе N 43 от 07.10.2009 в статье 6 были расшифрованы Основные виды психологической помощи населению в городе Москве, среди которых указывается психологический анализ и психотерапия (немедицинская).

Но, ни базовое образование психолога, ни образование врача, сегодня, само по себе, не является достаточным, чтобы заниматься психотерапией.

Психотерапевт – это психолог или врач, который продолжил свое образование (прошел специализацию или, как это официально называется в нашей стране, профессиональную переподготовку) для получения возможности практиковать в области психотерапии.

Научная степень (кандидат или доктор), также как и кафедральные должности в высших учебных заведениях (доцент или профессор), сами по себе ничего не говорят о квалификации в практической области. Первые свидетельствуют о достижениях в области науки, вторые – о достижениях в области преподавания в высших учебных заведениях.

Психотерапия родилась в недрах медицины, поэтому в своем определении имеет слово лечение. Психологи пытались ввести свой термин, аналогичный психотерапии, – психокоррекция, но он не прижился. Зато прижился введенный психологами термин психологическое консультирование, под которым следует понимать краткосрочную психотерапию (1-7 встреч), в результате которой должен быть получен некий результат. Психологическое консультирование – это вовсе не постановка диагноза, то, что мы ожидаем от медицинского консультирования (в психологии вообще не принято ставить диагноз, в этом нет особой необходимости и практического смысла).

Но не существует «просто» психотерапии. Психотерапия – это общее понятие. Конкретная психотерапия всегда принадлежит какой-то школе: психоанализ, групповой анализ, когнитивно-поведенческая психотерапия, психодрама и т.д.

Обучение психотерапии (специализация, или переподготовка) длится несколько лет. Любая переподготовка (специализация), которая занимает несколько месяцев, конечно, не может внушать доверия. Обучение, казалось бы, такому «несерьезному» виду психотерапии, как , в Институте практической психологии и психоанализа в общей сложности длится 4 года.

Наркопсихотерапия

Наркопсихотерапия, или наркогипноз,— специальная методика П., при к-рой, помимо обычных словесных и психоэмоциональных воздействий, для повышения внушаемости применяют внутривенное введение барбамила (амиталнатрий), гексенала, пентотала и других препаратов барбитуровой к-ты. Частичный наркоз способствует большей эффективности П., так как в этом состоянии больные полнее воспроизводят амнезированные факты.

Целесообразно сочетать сеансы наркопсихотерапии с удлиненными сеансами гипнотерапии. Противопоказаниями к наркопсихотерапии являются гепатит, цирроз печени, сердечно-сосудистые нарушения.

Когнитивная психотерапия

Упражнения данной методики позволяют обучиться позитивному мировосприятию и улучшить свое самочувствие за счет оптимистичного мышления. Каждый врач подготовит для пациента несколько индивидуальных задач, которые позволят добиться небольших успехов. Например, вам будет предложено сыграть в настольную игру или решить простую логическую головоломку. В результате таких приемов вы почувствуете, что умеете справляться не только с маленькими задачами, но и с большими проблемами

Это позволит пациенту переосмыслить его важность в этом мире, избегая ложных умозаключений

В результате повышения самооценки с помощью подобной личностной психотерапии можно устранить чувство депрессии средней и легкой степени тяжести, избавиться от тревожно-депрессивного недуга и других расстройств, связанных с комплексом неполноценности. Также пациент научится воспринимать мир в ярких цветах, а позитивное мышление, как известно, способствует успеху во многих начинаниях. Основная цель психотерапии — устранить негативные мысли, которые мешали развитию творческой личности пациента.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.