Теоретические основы психологии управления

Функции руководителя

Вся совокупность социально-психологических качеств, которым должен соответствовать современный руководитель, представляет собой эталон. Ему осознанно или неосознанно начинают подражать подчиненные.

В процессе осуществления управления руководители осуществляют несколько конкретных функций:

  • Организуют и планируют деятельность и работу коллектива, а также свою собственную работу;
  • Распределяют задания и проводят инструктаж подчиненных, контролируют их;
  • Проверяют и оценивают результаты работы;
  • Знакомятся со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвигают и рассматривают новые идеи и предложения;
  • Решают вопросы, которые выходят за рамки компетенции подчиненных;
  • Знакомятся с текущей корреспонденцией;
  • Отвечают на звонки и принимают посетителей, ведут переговоры, проводят собрания и осуществляют представительство;
  • Заполняют формы отчетности;
  • Повышают свою квалификацию и предоставляют условия подчиненным для ее повышения.

При выполнении своих повседневных обязанностей, руководитель общается с различными категориями людей. В первую очередь, это партнеры, которые иногда могут быть весьма неприятными, выдвигать несуразные требования и даже угрожать. Не смотря на все это, обращаться с ними нужно корректно, не показывать раздражение.

Другая категория лиц, с которыми руководителю часто приходится общаться, — это другие руководители и управленцы различного ранга. В разговорах с ними нужно выражаться четко и недвусмысленно, придерживаясь только фактов или своих собственных соображений, кратко излагая мысли. Если осуществить постановку какой-либо проблемы, то лучше всего сразу предложить вариант ее решения, чтобы босс не занимался ею от начала до конца. И наконец, руководитель непрерывно общается с коллегами, которые представляют собой руководителей других подразделений. Он не способен оказать прямого воздействия на них, поэтому здесь в особой мере необходимо умение вести переговоры, торговаться и обладать даром убеждения.

Основные качества современного руководителя

С помощью психологических качеств руководитель способен сформировать в компании благоприятный психологический климат и настрой в коллективе. В состав основных социально-психологических качеств включены:

  • Коллективизм;
  • Коммуникабельность;
  • Проявление инициативы;
  • Самообладание;
  • Эмпатия.

В основе чувства коллективизма лежит глубокое понимание коллективной природы общества, его производства. Такое чувство в качестве социально-психологической категории представляет собой органическое свойство личности. Если у руководителя нет данного свойства, то это не поможет формированию у него других позитивных социально-психологических качеств.

Коммуникабельность представляет собой способность руководителя быстро вступать в деловой и психологический контакт с другими лицами, что дает ему возможность оперативно решать вопросы, которые требуют личного участия. Также сюда входит умение достоверно и доступно доносить информацию.

Руководитель должен уметь создавать правильные взаимоотношения с подчинёнными, взяв правильный тон общения. Подчинённые лица должны чувствовать себя не просто как слепые исполнители воли руководителя, а как соучастники общего процесса. Здесь искусство руководителя заключается в умении быть старшим среди равных, для чего он, в первую очередь, должен пользоваться методами разъяснения, убеждения и только в крайнем случае властными методами.

Инициативность является очень многогранным понятием. Она представляет собой выдвижение новых идей в области совершенствования производства труда и управления, а также процесс улучшения бытовых условий подчинённых, методов воспитательной работы и др. Инициатива должна быть своевременной и осуществимой в реальности, она концентрируется на поиске и использовании лучших методов реализации государственных планов и программ.

Самообладание представляет собой очень важное качество руководителя в его отношениях с окружающими людьми. Это качество способно помочь ему в успешном разрешении конфликтов, возникновение которых почти нельзя избежать

Руководитель, который не умеет держать себя в руках, никогда не вызывает чувства доверия у подчиненных. Непреходящая ценность качества самообладания представлена рассудительностью, умением убеждать людей, нахождением справедливого решения в интересах дела и восстановлением нарушенного нормального психологического климата в коллективе.

Еще одно важное качество, необходимое для руководителя, представлено чувством эмпатии. Оно заключается в сочувствии, сопереживании, умении поставить себя на место другого человека

Без такого чувства сопереживания сегодня не прожить никому, тем более руководителю.

Умение справляться с агрессией

5. Способность брать управление на себя. Лидер легко входит в роль руководителя с момента своего назначения, не извиняясь за него и не обращая внимания на претензии тех, кто считал себя кандидатом на данный пост. Он не позволяет их
разочарованию, зависти и ревности мешать выполнению своих обязанностей.

6. Настойчивость. Успешно действующие руководители при отсутствии ригидности и догматизма упорно выполняют задуманное, даже если их точка зрения оказывается непопулярной. Им присуще интуитивное понимание, за какие идеи следует держаться, при этом они активно интересуются всеми доступными данными. Их не пугает несогласие с ними других.

7. Способность к сотрудничеству. Успешно выполняющие свои функции лидеры умеют подавлять свою враждебность и действовать эффективно, несмотря на нее. Им удается нивелировать свои неприязненные чувства. Такому руководителю свойственны умение разговаривать с людьми, такт, возможность общения на любом уровне. Благодаря хорошей способности к межличностным контактам он добивается основательной поддержки в организации для себя и своих идей. Лидер умеет сдерживать свою враждебность и агрессивность.

8. Инициативность. Успешно действующий лидер активен. Он ведет в атаку. Ему понятны возможности, ускользающие от внимания других. Он знает, когда начать — это часть его интуитивного знания. Когда другие колеблются, он действует. Инициативность такого руководителя включает одно из основных качеств, ведущих к успеху, — способность рисковать.

9. Энергичность. Руководителю трудно добиться успеха, не обладая выносливостью, без физических и интеллектуальных возможностей. Запас физических и интеллектуальных сил пополняется за счет огромной энергии успешно действующего лидера. Такой руководитель продолжает дело, когда другие уже падают от усталости.

Лидерство в конкретных областях

19. Руководство сообществом. Руководитель использует свою власть и влияние на благо общества. Он ответственно относится к лежащей на нем ответственности, например, по охране окружающей среды. Лидер отдает свое время, силы и энергию улучшению жизни людей и развитию общества, используя для этого все имеющиеся в его распоряжении ресурсы.

20. Чувство юмора. Наибольшего успеха добиваются руководители, обладающие чувством юмора. Они способны видеть юмористическую сторону там, где другие видят только трагедию. Они не позволяют неудачам угнетать себя, способны найти в ситуации что-то забавное. Они легко находят разнообразные возможности. Сделав ошибку, они признают ее и готовы посмеяться над собой, а не взваливают вину на других.

21. Цельность личностного идеала. Лидер хорошо представляет себе, каков он, к чему стремится, как живет — во всех смыслах слова. Он последователен и постоянно предпринимает усилия для того, чтобы его слово не расходилось с делом, чтобы соответствовать своему личностному идеалу. Следствием совпадения этого идеала и фактического поведения является то, что лидер живет в мире с самим собой, с ним легко общаться, окружающие чувствуют себя с ним непринужденно, независимо от их должности или общественного положения. Люди не испытывают страха и охотно поверяют ему свои горести и заботы, только личностная цельность лидера делает это возможным.

P.S. Всех, кто стремится развить в себе
конкретные лидерские качества, желает
получить практические навыки успешного
руководства организациями, мы приглашаем
пройти специальную коучинг-программу:

«Имидж
лидера и психология лидерского поведения»

Подготовил: Игорь Молчанов

Роли руководителя

Замечание 1

В процессе общения руководитель должен играть три основных роли: роль координатора, роль информатора и роль лица, которое принимает решения.

Роль координатора заключается в связывании одной группы людей с другой и упрощении диалога между ними. Роль информатора обеспечивает прием, передачу и обработку различной информации.

Данную роль также может играть контролер, который следит за работой подчиненных и сравнивает ее с поставленными целями. Такую же роль может взять на себя распространитель идей, находящийся в курсе всех изменений, которые оказывают влияние на работу персонала. Он информирует их об этом, разъясняя политику предприятия. Это и представитель, который разъясняет роль и характер проблем другим подразделениям (партнерам).

Роль, связанную с принятием решений, играет предприниматель или руководитель, который ищет новые пути достижения целей и берет на себя всю ответственность за риск. Также она присуща для менеджера, ответственного за распределение ресурсов компании. Ее, наконец, ее может выполнять представитель компании, ведущий переговоры с партнерами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.