- Плюсы и минусы интроекции
- Кто они – жертвы интроекции?
- Так что же такое интроекция?…
- Елена Назаренко
- С тобой что-то не так
- На чём основана интроекция
- Гештальт-практика. Интроекты.
- Упражнение. Интроект: «Я должен».
- Выводы.
- Ценности и идеи , которые возможно Вы интроецировали:
- А что тогда делать?
- Что такое интроекции и как они работают
- Как интроекции проявляются в жизни
- Упражнение. Интроект: «Я должен».
- История
- Адаптивная функция
- Интроекция в психологии
- Исследования в этой области
- Развитие научного подхода
Плюсы и минусы интроекции
Как, в общем-то, и любое другое психологическое явление, интроекция сопряжена и с негативными, и с положительными последствиями и аспектами.
Среди положительных аспектов интроекции можно назвать, в конечном итоге, формирование собственного мнения человека, идентификацию личностью самой себя как члена общества. Благодаря интроекции в человеке закладываются такие важные личностные качества, как:
- Совесть.
- Честь.
- Привязанности.
Именно интроекция в конечном итоге сделала из человека биосоциальное существо. Но! Проанализируйте внимательно свои убеждения. Какая часть из них — именно ваши убеждения, а какие появились под давлением или под влиянием общества?
Ответ приходит сам собой, и он неутешителен. Неужели не обидно состоять на 99,9 процента из мнения окружающих, из чужих идей и установок?
Поэтому следует понять, что однозначного ответа, хороша или плоха интроекция как психологическое явление, нет и быть не может.
Рекомендуем: Что значит: интроспекция?
Как уже было упомянуто, присутствуют у этого психологического явления и деструктивные (то есть негативные, разрушительные) черты. Интроекция разрушает целостное восприятие реальности человеком, из-за чего она является одной из косвенных причин психологического дискомфорта и даже таких психических недугов, как:
- Шизофрения.
- Раздвоение личности.
- Эдипов комплекс и комплекс Электры.
Интроекции сопутствует также целый ряд других психологических проблем, вроде неуверенности в себе из-за невозможности следовать идеалу, неудовлетворённости в себе, неприятия своей гендерной роли, а также многих других.
Известно, что интроекция часто становится причиной суицида — у человека порой нет возможности осуществить то, что ему предписывают интроекты. Тогда он ощущает себя глубоко несчастным и может даже покончить с собой.
Интроекция также провоцирует механизмы горевания и рефлексии, а также состояние депрессии. Находясь во власти данных процессов, человек может строить подсознательные фантазии, разрушительно сказывающиеся на его личности.
Не единожды в человеческой истории идеалы, свои или заимствованные (что, в принципе, одно и то же, ибо человека формирует общество), становились причинами гибели людей. Но стоит ли в этом винить интроекцию?
Будет огромной ошибкой утверждать, что интроекция однозначно вредна и несёт лишь деструктивное начало. Напротив, мы являемся теми, кто мы есть, лишь благодаря вышеуказанному психологическому феномену. С другой стороны, не имей мы подобных чётких и строгих предписаний, негласно регламентирующих нашу жизнь, существовать в социуме было бы намного более комфортно.
Для удобного и спокойного существования человеку необходимо осознать свои поведенческие стереотипы, паттерны и интроекты. Это поможет сделать квалифицированный психолог.
Кто они – жертвы интроекции?
Интроекция может принести вред человеку. Он может стать жертвой интроекции. Ими могут оказаться:
- Люди, которые проецируют на окружающих то, что сами же от них берут.
- Люди, которые не способны адекватно оценивать окружающих людей и их убеждения.
- Люди, не способные отделять свои границы от чужих. Так происходит тогда, когда человек полностью готов перенимать внешнее, не имея своего внутреннего мнения.
- Люди образованные, которые настолько закостенели в своем восприятии вещей, что не способны смотреть шире и глубже.
С самого рождения на формирование человеческой психики влияет множество факторов: семья (родители, родственники), друзья, воспитатели, учителя, средства массовой информации и т. д. Все это в значительной мере определяет то, каким человек вырастет. А поскольку все люди растут в одном и том же обществе, то в большинстве своем люди вырастают одинаковыми: с одинаковым мышлением, мировоззрением, желаниями, стремлениями и т. д.
Попросту говоря, из любого человека делают запрограммированного робота, который будет удовлетворяться материальными потребностями, которые сначала необходимо заработать. Обществу и государству в целом не нужны личности, индивидуальности, уникальные люди. Это можно заметить даже тогда, когда родители отдают своих детей лишь туда, куда ходить престижно, в то время как сами малыши увлекаются чем-то другим. Каждому человеку и обществу в целом нужны вполне предсказуемые, послушные и легко управляемые люди. Вот почему очень часто можно заметить, что люди несчастны лишь потому, что они должны чем-то заниматься и что-то делать, а не выполнять то, что им действительно нравится.
Общество не изменишь, поскольку это придется менять всех людей. Гораздо легче изменить самого себя, а именно понять, что окружающие люди хотят сделать из вас запрограммированного робота, который будет им удобен, и принять для себя решение: хотите ли вы жить, как все, или будете жить в угоду своим желаниям?
Общество пусть делает то же, что и делало раньше. Но у вас есть выбор, подчиняться обществу или идти своим путем, который вы предпочтете сами. Если вы сделаете выбор в сторону индивидуального роста и развития, то вам не нужно тратить свои силы на то, чтобы изменить окружающий мир. Не пытайтесь бороться с тем влиянием, которое на вас привычно оказывает мир и другие люди. Лучше перенаправьте свои усилия на то, чтобы все-таки научиться достигать того и иметь то, что вы хотите.
Пока вы боретесь с окружающим миром, у вас не остается сил и времени на то, чтобы сделать свою жизнь комфортной для самого себя. Поэтому займитесь реализацией своих желаний, а окружающие люди пусть делают то, что они делают.
Сделайте свой выбор: жить, как все, или жить в угоду себе? И сделайте это смыслом своей жизни: либо вы достигаете тех же целей, что и другие люди, либо совершенствуетесь именно в том направлении, который угоден именно вам. Помните, что общество всегда будет делать так, чтобы все люди жили одинаково, наслаждались одними и теми же вещами, думали однообразно. Но лично каждый человек принимает для себя решение: жить, как все, или жить в угоду себе? Причем он несет ответственность за любое решение, которое он принял.
Так что же такое интроекция?…
В переводе с латинского этот термин означает буквально -вбирание внутрь.
Примерно так про хороших детей-учеников их учительницы говорят: «Он прямо впитывает, впитывает»…
Такое безоговорочное, безфильтровое впитываниеинформации от родителей характерно для детей — до их отделения в Самостоятельную Личность, до стадии выхода в широкий социум, то есть, до пяти-шести лет…
До этого рубежного возраста — родители являются богами и авторитетами во всём — это нужно для выживания. Этот способ вбирания информации совпадает и со способом поглощения пищи в таком возрасте. Ребёнок ест жидкую перетёртую пищу (напоминающую материнское молоко) заглатывая её целиком, доверяя ей, не фильтруя.
Но с ходом развития, процесс Интроекции (вбирания внутрь) необходимо должен быть заменён более совершенным и сложным процессом — процессом Ассимиляции.
Ассимиляция (в отличие от интроекции) предполагает обязательное
- а) разрушение и
- б) реорганизацию.
Это совпадает с полным переходом ребёнка на взрослую, твёрдую пищу, которую ему нужно трудиться перемалывать зубами, отплёвывать её несъедобные части (чешую, кожуру, семечки, косточки, жилы и прожилки), ножичком отделять подгнившие части от здоровых, нюхать, пробовать на вкус и формировать личные вкусовые предпочтения. Неманипулятивно-истероидные: «Я вообще не буду есть всё то, чем вы меня кормите и заморю себя голодом!» а просто личные…
К сожалению, многие дети лишены этого прекрасного занятия. Пищу им готовят, вырезая, обрезая, перемалывая, взбивая и намазывая… Поэтому дети ею плюются. Так далеко, как могут.
Примерно так же Вы плюнули бы в меня, если бы на Вашу просьбу дать Вам почитать книжку «Унесённые ветром», я бы Вам книжку не дала, но начала бы пересказывать сюжет, стоя в дверях…
Да… И в сфере развития личности такие дети демонстрируют параллельное с развитием пищевых привычек — отставание… Застревают на ранней инфантильной фазе — фазе интроекции, так и не овладев прелестями ассимиляции.
Ребёнок необходимо должен понять рано или поздно, что его родители могут ошибаться. Что информацию, получаемую от них, нужно фильтровать и выплёвывать подгнившее. Но многие усваивают один вредный урок госпожи Лени: гораздо проще и без болезненней впитывать всё, что тебе говорят, как жидкую кашку из бутылочки — пассивно и без сомнений!
Самое смешное, что рано или поздно, родители действительно перестают быть авторитетом для всех — даже для интроектированных. Но тем хуже для интроектированных. Эту свою семейную модель они просто переносят на всё общество. И продолжают впитывать без критики и попытки осмысления то, что говорят им другие люди, замещающие им теперь Родителя.
Эти люди не пережёвывают идеи других, какими бы нелепыми эти идеи не были! Те, кто поумнее, даже понимают и выгоды такого поведения — можно всегда сослаться на авторитет — и тем заткнуть рот оппоненту!
Только примкните к сильной политической партии! Только примкните к авторитетной научной школе! К уважаемой всеми религии! И Вы — карлик, вставший на плечи этих гигантов, выиграете любую битву, закрыв рот спорящей стороне цитатой из своей мамочки, из Евангелия, из Маркса, из Зейгарник.
Легко достаются таким людям их победы… Но и расплачиваются они за них не менее тяжело.
Их подстерегает опасность никогда не узнать свои собственные подлинные потребности и желания.
Всю жизнь они будут стремиться вести себя так, как диктует им галлюцинация унаследованной интроекции, и при этом ощущать смутное неудовольствие от жизни.
Как же так, ведь я всё делаю «правильно»! Откуда же эта щемящая тоска? Чей голос говорит мне «Эх, Вася!»…
Люди, подчинившиеся интроекции, буквально насильно заставляют себя быть не теми, кем они являются на самом деле!
Разберитесь с родительскими ценностями (а точнее с их собственными внутренними не проработанными конфликтами). Какие из них мешают Вам жить? Попросите того, кто хорошо знает и Вас и Вашу семью, проделать это упражнение за Вас. Сравните результат.
И начинайте уже, наконец, быть собой!
Елена Назаренко
www.live-and-learn.ru — психологический портал центра «1000 идей»
Авторская разработка центра — методика работы с бессознательным с помощью психологических карт. Подробнее…
С тобой что-то не так
Родительская тревога может побуждать матерей и отцов искать различия между своим ребенком и окружающими детьми или собой в прошлом. И, как правило, такие отличия легко находятся. Далее родитель может быть склонен интерпретировать эту непохожесть как нежелательную или опасную.
- «Все дети (я был) …, а мой ребенок … .»
- «Другие дети более … — как же он сможет устроиться в жизни?»
Темой родительской тревоги может стать все, что угодно — здоровье, ум, черты характера, навыки, привычки и интересы. При этом подразумевается, что есть какой-то гипотетический человек, которого нужно взять за образец.
Альтернативное родительское послание:
- Нет ничего страшного в том, чтобы различаться. Если ты на кого-то не похож(а), в этом нет ничего плохого или опасного.
- Наблюдая за своими особенностями, можно лучше понять себя, свои желания и возможное направление развития.
- Главное найти подходящее место и людей, где твои качества, сильные стороны будут востребованы в полной мере.
- Что бы ты ни почувствовал(а), и какими бы качествами ни обладал(а) — с тобой все в порядке.
- Исследуй себя. Что тебе в себе нравится? К чему у тебя есть естественный интерес и способности?
На чём основана интроекция
Интроекция в психологии – это явление, которое впервые было широко исследовано в начале двадцатого века, а сам термин был предложен знаменитым психотерапевтом и психоаналитиком из Швейцарии Шандором Ференци.
Данный процесс можно объяснить активностью в подсознании человека различных центров, которые подробно описывали Зигмунд Фрейд и Карл Юнг. Одним из этих центров выступает «Сверх-Я» («Супер-Эго»), наряду с «Я» и «Оно». Супер-Эго отвечает за моральные, а также религиозные установки индивида, создаёт критерии, по которым можно отличить добро от зла, и формирует моральные запреты.
Интроекция — не болезнь и не диагноз, тем не менее у связанных с ней психологических проблем бывают самые настоящие симптомы, о которых речь пойдёт позже.
Сверх-Я закладывается в процессе воспитания и тесно связано с процессом интроекции. Без данного психологического процесса невозможен личностный рост, тем не менее он может достаточно сильно осложнить человеческую жизнь.
Интроекция помогает человеку не чувствовать себя беззащитным и ничтожным, каким он, в сущности, является перед лицом вечности.
Интроекты – чужие установки, принятые человеком на себя, можно сказать, впитанные с молоком матери, — проявляют себя в речи следующим образом:
- «Настоящий мужчина должен…»
- «Приличной девочке следует…»
- «Говорить плохие слова нельзя, потому что нельзя…»
Этот список далеко не полон, и всегда можно назвать два-три других примера, подчас ещё более забавных. Впрочем, при ближайшем рассмотрении они сразу перестают казаться смешными, поскольку нередко приводят к трагическим для человека последствиям или просто к тотальному недовольству собой и отсутствию успеха в жизни.
Получается, что интроекты — это стереотипные суждения, которые индивид примеряет на себя в полной уверенности, что эти мысли и установки являются, несомненно, его собственными. Человек обычно не осознаёт, что находится в плену шаблонных, зачастую устаревших правил. Отсутствие критического мышления выступает важным признаком прогрессирующего психического недуга.
Как правило, интроекты неконтролируемы и в силу этого своего свойства могут значительно осложнять жизнь человека. Впрочем, порой они даже действительно оказываются достаточно полезными, защищая человека от потенциально опасных, неловких или социально неприемлемых ситуаций или поступков.
Рекомендуем: Что такое стереотип?
В таких случаях интроекцию можно сравнить с внутренним кодексом чести, с совестью или с обострённым чувством справедливости, которое кажется человеку врождённым, хотя таковым не является.
Зигмунд Фрейд не делал различия между интроекцией и идентификацией (сознательным уподоблением себя группе людей по какому-либо признаку). По мнению великого психиатра, интроекция является одной из главнейших первопричин «эдипова комплекса» (глубокой влюблённости маленького мальчика в собственную мать).
Если кратко, то суть этого комплекса заключается в том, что двух-трёхлетний ребёнок, фактически беззащитный перед волей сильного и страшного отца, начинает себя с ним отождествлять. Поэтому маленький мальчик и мечтает поскорее вырасти и «стать, как папа», а жениться, разумеется, на своей матери (на практике — на молодой женщине, максимально его мать напоминающей внешне и психологически).
Это интроекция в чистом виде — защитная психологическая реакция детской психики на нечто непонятное, даже, возможно, страшное, потенциально угрожающее комфортному существованию.
Именно Зигмунд Фрейд был первым, кто выделил интроекцию в отдельный психологический процесс. Психотерапевт назвал данный бессознательный механизм «идентификацией с агрессором».
Рекомендуем: Рефлексия — это
Часто у людей, которые попали в тяжёлую жизненную ситуацию, на интроекцию накладывается «стокгольмский синдром». Увы, этот синдром не помогает решить, а только ещё больше усугубляет ситуацию, приближая её к трагической развязке.
Тем не менее интроекция является неотъемлемым этапом взросления подрастающего человека.
Гештальт-практика. Интроекты.
Итроекция — это один из механизмов прерывания контакта с собой и окружающим миром. Букально итроекция означает — «вбирание во внутрь». А интроект — информация, которая была проглочена, не пройдя ассимиляцию (пережевывания и переваривания с усвоением). В гештальт-практике работа с интроектами и интроекцией сродни трансформации ограничивающих стереотипов и установок мешающих жить.
Понятие интроекции в гештальт-терапии используется для описания процесса, когда чьи-то мнения и оценки принимаются без разбора, подобно тому, как маленький ребенок впитывает знания от окружающих. Этому процессу неразборчивости, поглощения, принятия на веру часто подвержены сектанты тоталитарных сообществ и ярые участники политических движений, которые принимают слова своих лидеров буквально за истину в одной инстанции.
Подрастая, ребенок должен больше трудиться для получения еды, ему надо жевать и пережевывать ее до того, как проглотить. Это действие, называемое ассимиляцией (усвоением) отличается от интроекции тем, что включает разрушение и реорганизацию. Однако некоторые люди никогда полностью не научаются агрессивному поведению, которое необходимо для ассимиляции, и продолжают просто впитывать и поглощать мнения своих родителей, а позже общества и других людей так же, как сначала просто впитывали (поглощали) материнское молоко — пассивно и без сомнений.
Такие люди принимают идеи, мнения и аргументы других людей, не пользуясь при этом своими собственными аналитическими способностями. «Преимуществом» такого поведения является отсутствие необходимости брать на себя ответственность за то, во что верит человек: подобное поведение не требует усилий, посколько позволяет сослаться на других — «он сказал…», «мама всегда мне говорила…»
Упражнение. Интроект: «Я должен».
Внизу дано несколько утверждений, закончите их письменно. Конечно Вы можете добавить и свои. Начиная читать предложение, постарайтесь не думать — позвольте проявиться чему бы то ни было и затем закончите предложение. Немного задержитесь над каждым предложением, пока не всплывет нечто новое для Вас — постарайтесь захватить это появившееся чувство и ощущение, прежде чем перейти к следующему предложению.
Хороший муж (хорошая жена) должен (должна)…
Женщина (мужчина) моего положения должна (должен)…
Хороший отец (хорошая мать) должен (должна)…
Когда я злюсь, я должна (должен)…
Ощущая влечение, я должна (должен)…
Всякий раз когда я чего-нибудь хочу я должна (должен)…
Все люди должны…
Вам, возможно, удастся осознать процесс интроекции по тому, как Вы реагируете на явно высказанное «должен»; всякий раз, когда Вы переносите на себя подобное ожидание, Вы очевидно чувствуете боль в желудке, напряжение в нижней части живота или еще где-то в теле.
Выводы.
После того, как Вы осознаете, что имеете дело с интроекцией, Вам удастся наиболее простым способом принять приемлемое и отвергнуть неподходящее, взяв на себя ответственность за интроецируемую ценность путем замены слова «должен» выражением «я выбираю» или «я хочу».
Ценности и идеи , которые возможно Вы интроецировали:
- Сыроедение или вегетарианство.
- Сдерживание своих чувств.
- Запрет на выражение своих желаний.
- Приказы не обсуждаются.
- Обедать нужно всегда в 12 дня.
- Муж должен зарабатывать, а жена должна воспитывать детей.
- Женщина не должна знаниматься бизнесом.
- Мужчины не плачут.
Поделитесь упражнением с друзьями:
А что тогда делать?
Заниматься саморазвитием через книги, или вебсайты или видео — это все равно, что на рыбалку ходить через компьютерную игру. Конечно-же это можно, но это не то.
Поэтому я все время советую найти психолога и пойти на прием, либо ко мне либо к другому специалисту. Но так ка не у всех есть такая возможность и желание, сейчас я объясню в вкратце один вариант действия.
Один вариант из того что можно сделать – это выбрать себе приоритетную идею и поддерживаться ей при своем выборе любимого человека, или всего пару таких идей. У меня это – честность, доброта и уважение к моим практикам (медитации и т.д.). Все, это самые главные 3 фактора при моем выборе любимой девушки.
Мне все равно, как она выглядит, сколько у нее денег, чем она занимается в жизни, кто ее друзья, в каких странах она была или не была, на сколько языках она разговаривает или нет, любят ли меня ее родители или терпеть не могут, что обо мне думают ее друзья, умеет она готовить или нет, убирается ли она дома или нет и т.д..
Мне на все это полностью наплевать. Да, если она еще и красивая то это реально подарок от бога, но если нет, то это не будет решительным фактором.
Мне важно чтобы она была добрая и честная и уважала мои практики, которые у меня идут как приоритет в моей жизни. Вот и все
Вот мои 3 интроекта по поводу отношений с любимой девушкой.
(Фото: Моя Танюшка)
Но, к этому нужно прийти. Раньше у меня был целый список того что должна делать моя женщина и как она должна ко мне относится. И чем больше был этот список, тем хуже мне было в отношениях, и ей тоже. Тем больше скандалов, обид, расстройств, неудовлетворенностей у нас было в отношениях.
Поэтому вам решать, хотите ли вы идеального мужчину, которого все равно не существует, или выберите ли вы себе пару приоритетных характеристик и наконец-то начнете рисковать и вступать в отношения и развивать их.
А если вы уже в отношениях, то посмотрите как часто у вас происходят скандалы, ссоры, обиды, и как часто они идут из-за того что вы что-то требуете или ожидаете от вашей второй половины.
Чем больше вы будете ожидать, и требовать от вашего любимого человека, тем больше расстройств у вас будет. Это не точка зрения или жизненная позиция, это чистая логика.
Но это все вкратце. В идеале нужно идти к психологу на сеанс. Так как часто мы хотим то от другого человека, что нам не хватает. И если вы просто заглушите в себе это желание, то оно по другому вылезет и вам будет хуже.
Желание должно само растворится после повышения своего осознание о том как оно на вас влияет. Если она влияет на вас положительно, то его не нужно растворять, если оно влияет на вас негативно, то при полном осознании этого, оно просто растворится – у вас будет меньше интроектов.
Ваши отношения очень сильно улучшатся, в них будет больше радости, больше энергии, теплоты, заботы, любви.
Что такое интроекции и как они работают
Как правило, убеждения человека формируются на основе личного опыта, но так бывает не всегда. Мы можем бессознательно использовать чужие правила и ценности, не подвергая их критике. Это и есть интроекция — защитный психологический механизм, наделяющий нас уверенностью в вопросах, с которыми никогда не доводилось сталкиваться в реальности.
Интроекты (заимствованные правила, трафареты, схемы) формируются в раннем детстве, когда значимые взрослые объясняют ребенку, каким он должен быть. «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки не дерутся», «Ты добрый, поэтому никогда не должен злиться» — все это примеры установок, которые малыш принимает на веру. А потом всячески старается им соответствовать, чтобы не разочаровать главных людей в своей жизни.
Повзрослев, мы можем задать себе вполне логичный вопрос, почему хороший человек не имеет права испытывать злость. Ведь это естественная реакция на нарушение наших личных границ. Значит ли это, что добрые не могут отстаивать свои интересы и должны соглашаться с притязаниями других даже во вред себе? Однако ребенок никогда не сомневается в том, что это правильно.
Полностью избежать эффекта интроекции невозможно — этот механизм лежит в основе нашей социализации, без него было бы невозможно перенимать опыт и обучаться. Присваивать мысли, ценности, мотивы из внешнего мира — естественный защитный процесс, который происходит независимо от желания самого человека. Он позволяет устанавливать контакты в раннем детстве, ведь вместе с пищей и заботой ребенок перенимает от матери значимые отношения. Интроекция лежит в основе воспитания, цель которого — сделать человека социально удобным.
Кадр из фильма «По семейным обстоятельствам»
Как интроекции проявляются в жизни
Проще всего распознать заимствованные мысли и убеждения по категорическим выражениям, в которых есть слова «все», «всегда», «никогда», «должен», «обязан». Яркие примеры этому — народная мудрость пословиц и песен, обобщающие утверждения: «Женщина не должна перечить», «Все мужчины изменяют» и так далее. В большинстве случаев люди не осознают свои интроекты. Они приняли эти законы еще в глубоком детстве и теперь следуют им, даже если их личный опыт говорит об обратном.
О наличии интроекций можно легко узнать по поведению человека. Например, когда он постоянно просит советов и не в силах принять сложное решение без посторонней помощи. Ему трудно взять ответственность за свою жизнь. Поэтому он ищет мнения других, чтобы понять, как ему поступить, что выбрать и чем заниматься.
Много интроектов и у тех, кто глубоко погружается в учения, концепции, теории. Жизнь таких людей полностью подчинена наставлениям их гуру. Они живут и строят свое поведение согласно правилам, но отсутствие собственных жизненных ценностей и целей вводит их в стресс.
Упражнение. Интроект: «Я должен».
Внизу дано несколько утверждений, закончите их письменно. Конечно Вы можете добавить и свои. Начиная читать предложение, постарайтесь не думать — позвольте проявиться чему бы то ни было и затем закончите предложение. Немного задержитесь над каждым предложением, пока не всплывет нечто новое для Вас — постарайтесь захватить это появившееся чувство и ощущение , прежде чем перейти к следующему предложению.
Хороший муж (хорошая жена) должен (должна)…
Женщина (мужчина) моего положения должна (должен)…
Хороший отец (хорошая мать) должен (должна)…
Когда я злюсь, я должна (должен)…
Ощущая влечение, я должна (должен)…
Всякий раз когда я чего-нибудь хочу я должна (должен)…
Все люди должны…
Вам, возможно, удастся осознать процесс интроекции по тому, как Вы реагируете на явно высказанное «должен»; всякий раз, когда Вы переносите на себя подобное ожидание, Вы очевидно чувствуете боль в желудке, напряжение в нижней части живота или еще где-то в теле.
История
В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Рене Декарта, который указывал на непосредственный характер познания собственной душевной жизни. Джон Локк разделил человеческий опыт на внутренний, касающийся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир.
После того, как Вильгельм Вундт соединил метод интроспекции с лабораторными и аппаратными методиками, интроспекция стала главным методом исследования психических состояний и содержания сознания человека в зарождающейся экспериментальной психологии конца XIX века. Однако в начале XX века, в связи с изменением и расширением объекта и предмета психологии, появлением новых направлений в психологии интроспекцию объявили методом идеалистическим, субъективным и ненаучным.
Тем не менее, интроспекция всегда присутствовала в исследованиях психологов в форме самонаблюдения, рефлексивного анализа и других приемов изучения внутренней духовной жизни человека.
Адаптивная функция
Процесс, о котором идет речь, оказывает большое влияние на формирование личности человека, его понятий морали, привязанности и т. д. Особенно ярко зависимость прослеживается в детстве. В этом возрасте дети напоминают губки, потому что они впитывают в себя какие-то нормы, предрассудки, сценарии поведения, реакции и т. д. Перенимают их от людей, которые для них важны и значимы. Самое интересное, что такая реакция происходит еще до того, когда человек решает сознательно быть похожим или не быть похожим на своих близких.
Источники
- http://PsyTheater.com/introekciya-v-psihologii-zhertvy.html
- http://fb.ru/article/428908/introektsiya—eto-v-psihologii
Интроекция в психологии
Психология детально рассматривает механизм интроекции со всех сторон, поскольку она может как помогать человеку адаптироваться к окружающему миру, так и способствует его однотипности с окружающими, потере индивидуальности, отказу от своего «Я». Интроекция может быть как полезной, так и вредной, что уже зависит от каждого отдельного случая.
«Живи, как все» — лозунг современного общества. Заметьте, с какой опаской люди реагируют на тех, кто на них не похож. Вспомните то время, когда только начали появляться новые течения молодежных групп – готы, эмо, люди-куклы и т. д. Помните, как общество на них реагировало? Вспомните и вы свою реакцию, когда впервые встретили такого человека на улице, не зная о таких направлениях в молодежной среде.
Людям привычнее жить, как все. Почему? Потому что это обеспечивает защиту, помощь и любовь. Люди не просто так когда-то решили жить группами. Они поняли, что вместе они смогут друг другу дать то, чем в одиночку тяжелее себя обеспечить. Легче попросить друга о помощи, чем самому делать всю работу. Лучше возложить на государство заботу о пенсионерах, нежели самим дохаживать своих престарелых родителей. Таким образом, люди не просто живут целыми народами и государствами. Лозунг «Живи, как все» будет всегда актуален.
Но если бы люди только собирались в группы… Людям хочется, чтобы все, кто их окружает, были понятны им, похожи на них. Современному человеку привычнее жить по уже написанному пути, нежели искать свой, уникальный способ жизни. Все люди проходят через обучение в школе и университетах, а потом – через поиск работы и зарабатывание денег. Многие люди живут по принципу: «Проработай на одной работе, накопи стаж и выйди на пенсию». Вот только почему-то эти люди еще мечтают об обогащении самих себя, не понимая, что пока они живут, как все, богатыми им никогда не стать.
«Живи, как все» — костыль для тех, кто хочет себя реализовать. Как может человек со всеми своими уникальными способностями, а порой и талантами, жить, как все? У всех нет его талантов и набора качества. Как он может жить, как все?
Это выбор каждого: обеспечивать себя мнимой любовью только потому, что он ведет себя так, как того от него ждут люди, или все-таки стремиться обустроить свою жизнь так, чтобы он мог себя реализовать. Но следует понимать, что жизнь, как у всех, не позволяет самореализоваться, а самореализованность порой приводит к одиночеству и непониманию. У каждой из позиций есть свои недостатки. А с какими недостатками готовы смириться вы?
Исследования в этой области
Сам Фрейд не считал нужным различать такие понятия, как идентификация и интроекция. Большое значение он придавал именно второму механизму, ведь считал его очень важным. Его концепция идентификации позже стала основой для понимания исследования стокгольмского синдрома.
Уже через некоторое время исследователи думали, что интроекция – это очень старая архаичная модель бессознательного поведения человека. В то же время Фрейд считал это явление основой для формирования эдипова комплекса, который заключается в желании мальчика владеть своей мамой и избавиться от конкурента – отца. Фрейд связывал это с идентифицированием ребенка со своей матерью и переносом ее образа в свое бессознательное.
Развитие научного подхода
Если Фрейд и Ференци считали интроекцию положительным состоянием, которое помогает человеку защититься от негативных воздействий, то последующие труды ученых опровергли это суждение.
Известный психоаналитик, Фредерик Перлз продолжил исследование явления интроекции в разрезе гештальт-психологии. Согласно этой теории, процесс подмены находится в непосредственной связи между людьми. Для полного личностного роста требуется умение разделять «Я» и «Других». При впитывании чего-либо из внешнего окружения, индивид должен ассимилировать полученное. Только тогда можно говорить об эффективности развития личности.
Иначе принимаемое из окружения без «переработки» и различения оно остается частью внешнего мира, находящегося внутри индивида словно паразит.
Симптомами интроекции становится речь человека. В ней начинают преобладать слова:
- надо;
- должен;
- нельзя.
Перлз определил подобное состояние как «тиранию долженствования». Он придумал для нее название – mustarbation, которое в английском звучании повторяет слово «мастурбация».
Ярким примером необходимости ассимиляции поступающей информации и знаков, а не ее интроекцию является аналогия с процессом пищеварения. Человек, принимая пищу, не проглатывает ее целиком, поскольку это приводит к ощущению дискомфорта и неэффективности всасывания. Наоборот, еда тщательно пережевывается. Аналогичное действие должно быть при впитывании объектов извне.
На протяжении жизни человек сталкивается с этическим нормами, правилами поведения, эстетическими ценностями и политическими устоями, приходящими из внешней среды. Эти явления приводят к расширению внутреннего мира. Но только по мере взросления индивид научается анализировать внешние события, ограничивая тот или иной образ относительно ситуации.
Безоговорочное принятие «правил игры», которое может происходить из-за влияния конкретного или абстрактного авторитетного лица, приводит к интроекции. В детстве человек, не имеющий жизненного опыта и ума, живет в состоянии постоянной интроекции.
Полное отрицание объектов нельзя считать выходом, поскольку для полноценного физиологического и психологического развития человек не может без поступления элементов извне. Но для эффективности их восприятия требуется разделение, анализ, отделение лишнего и сборка нужной для развития формы для помещения во внутренний мир.
При полном бессознательном принятии объекта не происходит развития личности, поскольку резервы человека тратятся на удержание и оправдание выбранного паттерна. Чем их становится больше, тем дольше индивид занят отстаиванием перед собой чужих взглядов, убеждений и позиций.
Интроекция приводит к дезинтеграции личности, ее дезориентации на уровне сознания. Перенос во внутреннее «Я» несовместимых между собой объектов, сопровождаемое попытками их соединения ведет к возникновению невротического конфликта. Его развитие до критической точки приводит к уравновешиванию по ценности полученных объектов. Это состояние прекращения развития и роста личности, поскольку все внутренние ресурсы уходят на поддержание баланса.
Сильная интроекция может привести к дезинтеграции личности.
Интроекция в психологии – это механизм, приводящий к отождествлению человека с умственными и поведенческими конструкциями, являющимися чуждыми. Это влечет изменение границы, разделяющей «Я» и внешний мир. Она настолько глубоко отодвигается, что от личности ничего не остается.