Что изучает наука о душе?

Психика — это «субъективный образ объективного мира».

Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика:

1) антропопсихизм (Декарт) — психика присуща только человеку;

2) панпсихизм (французские материалисты) — всеобщая одухотворенность природы, т. е. всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе);

3 стр., 1054 слов

Психика. Сознание и бессознательное

… Самопознание путем анализа собственной деятельности и поведения; Самоконтроля и самовоспитания Этап. Развитие социального поведения человека. Психика представлена человеку в нескольких формах Психические … реальности. Оно позволяет восстанавливать прошлое и предвосхищать будущее Психика Сознание Сознание также, как и психика реализует целый ряд функций. Функции: Познавательная; Отражательная; …

3)биопсихизм — психика — это свойство живой природы (присуща и растениям);

4)нейропсихизм (Ч. Дарвин) — психика свойственна толь­ко организмам, которые имеют нервную систему;

5)мозгопсихизм (К. К. Платонов) — психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих го­ловной мозг (при таком подходе у насекомых психики нет, так как у них узелковая нервная система, без выра­женного головного мозга).

Человеческая психика формируется у человека только прижизненно в про­цессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Таким образом, психика человека включает в себя 3 составляющих: внешний мир (природа, ее отражение); полноценная деятельность мозга; взаимодействие с людьми(активная передача новым поколениям человечес­кой культуры, человеческих способностей).

1) антропопсихизм (Декарт) — психика присуща только человеку; 2) панпсихизм (французские материалисты) — всеобщая одухотворенность природы,… 3)биопсихизм — психика — это свойство живой природы (присуща и растениям);

Структура психики человека

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям.

Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:

1) психические процессы (познаватель­ные, эмоциональные, волевые);

2) психические состояния;

3) психические свойства.

Значимость наблюдений в педагогической психологии

Они представляют собой целенаправленное и планомерное фиксирование конкретных психологических фактов в обычных условиях повседневной жизни. Есть определенные требования к проведению и организации научного наблюдения за ребенком:

  • составление последовательности действий;
  • фиксация результатов в дневнике наблюдений;
  • подведение итогов.

Наиболее важным требованием к организации наблюдения считается обеспечение условий, в которых ребенок не знает, что он стал объектом исследования психолога.

В таком случае у специалиста будет возможность собрать факты без искажений, что станет условием для получения объективной картины проводимого исследования.

Недостатками данной методики является пассивная роль школьного психолога: минимальная оперативность, незначительная повторяемость, неточность, сложность анализа и выделения нужных психологических фактов.

В современной психологии не отрицается и актуальность самонаблюдения, но данному методу отводится второстепенная роль. К примеру, оно может стать источником дополнительной информации для последующего изменения экспериментальных методов. Самонаблюдение не является отдельной методикой, поскольку никто не сможет опровергнуть либо подтвердить результаты, представленные человеком (школьником, взрослым). Информация, полученная в подобном случае, лишена научности.

В современной психологии выделяют два варианта эксперимента: естественный и лабораторный. Достоинства второго способа заключаются в активной позиции исследователя, что придает такому эксперименту позитивные характеристики:

  • мобильность;
  • повторяемость.

Исследователю не нужно ждать проявления нужных фактов, он сам создает ситуацию, вызывающую анализируемый психологический процесс. Применение современных измерительных приборов придает лабораторным психологическим исследованиям точность и достоверность.

Есть у данного вида наблюдения и свои отрицательные черты. К примеру, ребенок знает, что стал объектом изучения, поэтому пропадает естественность его поведения. Результаты таких исследований необходимо проверять в естественных условиях, чтобы подтвердить полученные результаты.

Естественный эксперимент схож с наблюдением, но он имеет активную позицию исследователя. Школьный психолог организует для испытуемого деятельность так, чтобы возникли нужные психологические качества и особенности. Психолого-педагогический эксперимент является разновидностью естественного эксперимента, он позволяет педагогам решать воспитательные и обучающие задачи.

Характеристика науки:

  • Занимается изучением наиболее сложного и эфемерного предмета, потому что психика представляет собой свойство исключительно самой высокоорганизованной материи;
  • Характеризуется слиянием объекта и субъекта познания;
  • Обладает уникальными практическими следствиями.

Получение практических результатов является несоизмеримо значительнее результатов прочих наук, потому что позволяют научиться управлять человеческой психикой.

Однако важно понимать, что познавая себя, люди постепенно начинают меняться. В результате психология — наука о душе, которая способна конструировать и созидать человеческую личность

Отечественная психология

Направления:

1.Филосовско-религиозное – Н. Грот (1852 – 1899), Л. Лопатин (1855 – 1920), Г. Челпанов (1862 – 1936).

2. Естественно-научное – И.М. Сеченов (1829 – 1905), В.М. Бехтерев (1857 – 1927), И.П. Павлов (1849 – 1936).

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960), Лев Семенович Выготский (1896-1934), Александр Романович Лурия (1902-1977) и ряд других. Именно их работам мы в первую очередь обязаны тем, что в настоящее время психологам в нашей стране не приходится начинать с нуля.

А.Ф. Лазурский (1874 – 1917) – основатель естественного эксперимента, вопросы личности и характера человека.

М.Я. Басов (1892 – 1931) – метод наблюдения.

Алексей Николаевич Леонтьев, Борис Герасимович Ананьев (1907-1972), Александр Владимирович Запорожец (1905-1981), Даниил Борисович Эльконин (1904-1984), Петр ЯковлевичГальперин(1902-1988) и др.

1.Филосовско-религиозное – Н. Грот (1852 – 1899), Л. Лопатин (1855 – 1920), Г. Челпанов (1862 – 1936).

2. Естественно-научное – И.М. Сеченов (1829 – 1905), В.М. Бехтерев (1857 –… Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960), Лев Семенович Выготский (1896-1934), Александр Романович Лурия (1902-1977) и…

4 стр., 1555 слов

Влияние наркотиков на психику человека

Влияние наркотиков на психику человека. Наркотики. Наркомания. Работа по О. Б. Ж. Ученицы 11 «А» класса Ростов-на-Дону, 2009 г. История наркотиков Возраст исторических свидетельств о изготовлении и употреблении психоактивных веществ насчитывает более семи тысяч лет. Первые упоминания относят к древней цивилизации шумеров живших за 5 тысяч лет до начала нашей эры. Упоминание о них можно найти в …

Б.Г.Ананьев — изучение вопросов восприятия, психологии педагогической оценки, общих интегральных вопросов человекознания.

А.Н. Леонтьев – разработка проблем восприятия, памяти, сознания, личности и развития психики. Им была разработана теория психологической теории деятельности. А.В. Запорожец совместно с Д.Б. Элькониным заложил основы детской психологии.

Алекса́ндр Влади́мирович Запоро́жец (1905- 1981) — разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую теорию деятельности.

Д.Б. Эльконин — автор теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития. П.Я. Гальперин — теория планомерного (поэтапного) формирования умственных действий. А.Р.Лурия — исследования нейрофизиологических основ памяти и мышления человека.

Психофизиолог Е.Н. Соколов — создал теорию цветового зрения, теорию, объясняющую восприятие человеком формы предметов, нейрофизиологическую теорию памяти.

Современная психология

В настоящее время психологические науки можно рассматривать как научные исследования поведения и психических внутренних процессов, практическое использование получаемых знаний.

Основной задачей данной науки является рассмотрение психики в качестве свойства мозга, которое выражается в субъективном отражении окружающего мира.

Среди тех основных задач, которые в настоящее время решают педагогические и психологические науки, можно выделить:

  • изучение структурных (качественных) особенностей процессов психики как отражений реальности;
  • анализ появления и совершенствования психических явлений в связи с объективными особенностями жизни и деятельности людей;
  • рассмотрение физиологических механизмов, которые лежат в основе психических процессов, так как без владения механизмами высшей нервной деятельности нельзя их применять и совершенствовать

Обретение счастья

Психологические болезни называют болезнями духа. Психоэмоциональное состояние тесно связано с нравственными ориентирами, самоощущением. У здоровых людей позитивное отношение к окружающим. Они готовы помочь, стремятся к развитию. Для них ощущение счастья нормально, естественно. Таких людей характеризуют фразой: «В здоровом теле — здоровый дух».

У некоторых индивидов отношение негативное. Они считают, что проблемы, трудности — результат невезения. Бояться принимать решения, отвечать за поступки. Плохо переносят стресс, склонны к развитию депрессии, серьезных психологических заболеваний, страдают душевными болезнями.

Психологическая характеристика людей разных типов темперамента

Сангвиник — быстрый, подвижный, отклика­ется эмоционально на все впечатления; чувства ярки, но неус­тойчивы и легко сменяются противоположными чув­ствами. Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он почти всегда — инициатор в общении, немедленно от­кликается на желание общаться со стороны другого чело­века, но его отношение к людям может быть изменчивым и непостоянным. Он как рыба в воде чувствует себя в боль­шой компании незнакомых людей, а новая, необычная обстановка его только возбуждает

Флегматик— медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне. В отношениях с другими людьми они спокойны, устойчивы в своих эмоциях. Но в опреде­ленных условиях может развиться безразличие к труду, к окружающей жизни, безволие. Социальные контакты флегматик устанавливает медленно, свои чувства прояв­ляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повод всту­пить с ним в знакомство. Зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку. Он любит находиться в уз­ком кругу старых знакомых, в привычной обстановке.

Холерик— быстрый, порывистый, с сильны­ми, загорающимися чувствами, которые ярко отражают­ся в выразительной мимике, жестах, речи. Он часто склонен к бурным эмоциональным вспышкам. У холериков наблюдаются быстрая смена настроений, неуравновешен­ность. С увлечением начиная дело, холерик быстро остывает, интерес к работе пропадает, и он без воодушевления про­должает, а иногда и бросает ее. В общении люди холерического темперамента бывают трудны.

Меланхолик — эмоционально откликается далеко не на все. У него небольшое разнообразие эмоциональных пере­живаний, но эти переживания отличаются значительной глубиной, силой и длительностью. Он откликается не на все, но уж когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает вовне свои чувства. В привычной, спокойной обста­новке люди этого типа работают очень продуктивно, от­личаются глубиной, содержательностью своего эмоцио­нально-нравственного поведения и отношения к окружа­ющим людям. Меланхолики очень обидчивы, тяжело переносят неудачи, обиды. Они расположены к замкнуто­сти, одиночеству, чувствуют себя неловко в новой, не­привычной обстановке, часто смущаются.

В большин­стве случаев — сочетание особенностей одного темперамента с чертами другого. Тип темперамента не может быть «хорошим» и «плохим».

Флегматик- медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не… Холерик- быстрый, порывистый, с сильны­ми, загорающимися чувствами, которые… Меланхолик — эмоционально откликается далеко не на все. У него небольшое разнообразие эмоциональных пере­живаний, но…

Ранние размышления о душе (досократики)

Размышления о сущности души возникли еще в древнейшие времена и являлись предшественниками первых научных точек зрения на природные явления. Народное творчество (сказки, стихотворения) и религиозные направления очень внимательно относятся к понятию души. Она считается чем-то сверхъестественным, отдельным от человека.

В античные времена душа воспринималась, как основа физической оболочки тела. Основной функцией души является толчок тела к движению, так как оно по своей сути инертно. Именно душа заставляет двигаться, направляет мысли и поведенческую линию индивидуума. Она является побудительной силой действовать и является основным инструментом изучения окружающего мира. Наука о душе представляет собой первый вид знаний, где стали развиваться психологические концепции. Они пытаются объяснить сущность души и ее способности.

В это время важнейшим психологическим направлением было изучение влияния души на человеческую подвижность и на регулирование его поведенческой линии при познании мира. Проведя анализ закономерных явлений природы, ученые подытожили, что душа имеет материальную основу, то есть, создана из тех же микрочастиц, что и все вокруг.

Уже в древнегреческие времена появилось понятие о взаимосвязи всех психических процессов. Гераклит и Анаксагор первыми начали осмысливать детерминизм — общий закон, определяющий все события, происходящие с человеком и миром. Явления, которые происходят в душе и окружающем мире, имеют первопричину, даже если сначала она не ясна. Демокрит рассуждал, что человек сам придумал определение случайности для прикрытия своей неосведомленности и неумения подчинять себе события.

Сфера психики не имеет ограничений только в человеке, она охватывала весь мир. Это направление было названо панпсихизмом, когда все окружающее считается одушевленным.

Зарождение мысли о душе относят к раннеклассическому периоду (4–5 вв.до н.э.), к размышлениям Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Они считали, что первоначалом являются 4 стихии.

Освоение деятельности: умения, навыки, привычки

Умение — это успешный способ выполнения деятельно­сти.

Навыки — это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений.

Виды навыков: ходьба, бег, письмо, мыслительные, сенсорные, навыки поведения и др.

Привычка— это потребность произвести соответствующее действие.

Виды привычек: профессиональные, моральные, гигиенические, эстети-ческие, учебные, куль­турного поведения и др. Полез­ные и вредные привычки.

Тема 1.4. Человек как индивид

Понятия «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность».

Навыки — это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений. Виды навыков: ходьба, бег, письмо, мыслительные, сенсорные, навыки поведения и… Привычка- это потребность произвести соответствующее действие.

Темперамент как характеристика индивидных свойств человека

Темперамент — свойство лич­ности, придающее своеобразную окраску всей деятельно­сти и поведению людей.

Темперамент — это индивидуальные особенности чело­века, которые определяют динамику его психической де­ятельности и поведения.

Тер­мин «темперамент» в переводе с латинского означает «над­лежащее соотношение частей».

Свойства темперамента:активность и эмоциональность.

Теории темперамента

Отрасли психологии

Современная психология представляет собой широко раз­вернутую область знаний, включающую ряд отдельных дис­циплин и научных направлений.

9 стр., 4065 слов

Психология наука о психике или учение о душе Братусь

1. Сравнительная психология

2. Возрастная психология:

-детская психология,

-психология юности,

-зрелого возраста,

-психология старости (геронтопсихология)

3. Социальная психология — закономерности общения и взаимодействия людей.

4. Психология труда

5. Инженерная психоло­гия

6. Авиа­ционная, космическая психология

7. Медицинская психология — влияние заболеваний на психику больного.

8. Клиническая психология (патопсихоло­гия) – отклонения в психическом

развитии.

9.Психофизиология

10.Дифференциальная психология – индивидуальные психологические различия

11.Юридическая психология

12.Военная психология

13. Педагогическая психология — развитие в процессе воспитания и обучения.

14.Специальная психология:

-сурдопсихология (слух),

-тифлопсихология (зрение),

-олигофренопсихология,

-логопсихология (речь)

15. Психология бизнеса

16. Психология мененджмента (управление) и др.

Сфера психологической науки сейчас представляет собой сильно разветвленную систему теоретических и прикладных дисциплин.

Запросы практической деятель­ности людей и общества побуждают формирование и развитие новых психологических дисциплин.

1. Сравнительная психология 2. Возрастная психология: -детская психология,

Основные психологические теории

Структура деятельности

Потребности— источник активности личности, они за­ставляют человека активно действовать. Это осознание человеком нужды в чем-либо, что ему необходимо для поддержания организма и развития его личности.

Виды потребностей:

— естественные (природные) и социальные (духовные);

— осознанные и неосоз­нанные.

Цель — то, на что непосредственно направлена деятельность.

Мотив — это форма проявления потребности, побужде­ние к определенной деятельности, тот предмет, ради ко­торого осуществляется деятельность.

Движение— это моторная функция живого организма, самая простая составная часть деятельности.

Виды движений:

— непроизвольные и произвольные,

— врожденные и приобретенные.

Действия представляют собой совокупность движений, которые имеют цель и направлены на определенный объект (предмет).

Действия всегда социальны, выполняются, как правило, осознанно.

Виды действий:

— предметные;

— умственные, волевые;

— действия, направленные на других людей, — поступок (или проступок).

Виды потребностей: — естественные (природные) и социальные (духовные); — осознанные и неосоз­нанные.

Основные виды деятельности: общение, игра, труд, учение

Присутствуют в жизни каждого человека, в них происходит развитие психики и личности. Понятие о ведущей деятельности А.Н. Леонтьева.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.