- Психика — это «субъективный образ объективного мира».
- Психика. Сознание и бессознательное
- Значимость наблюдений в педагогической психологии
- Характеристика науки:
- Отечественная психология
- Влияние наркотиков на психику человека
- Современная психология
- Обретение счастья
- Психологическая характеристика людей разных типов темперамента
- Ранние размышления о душе (досократики)
- Освоение деятельности: умения, навыки, привычки
- Отрасли психологии
- Психология наука о психике или учение о душе Братусь
- Структура деятельности
Психика — это «субъективный образ объективного мира».
Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика:
1) антропопсихизм (Декарт) — психика присуща только человеку;
2) панпсихизм (французские материалисты) — всеобщая одухотворенность природы, т. е. всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе);
3 стр., 1054 слов
Психика. Сознание и бессознательное
… Самопознание путем анализа собственной деятельности и поведения; Самоконтроля и самовоспитания Этап. Развитие социального поведения человека. Психика представлена человеку в нескольких формах Психические … реальности. Оно позволяет восстанавливать прошлое и предвосхищать будущее Психика Сознание Сознание также, как и психика реализует целый ряд функций. Функции: Познавательная; Отражательная; …
3)биопсихизм — психика — это свойство живой природы (присуща и растениям);
4)нейропсихизм (Ч. Дарвин) — психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему;
5)мозгопсихизм (К. К. Платонов) — психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе у насекомых психики нет, так как у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга).
Человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.
Таким образом, психика человека включает в себя 3 составляющих: внешний мир (природа, ее отражение); полноценная деятельность мозга; взаимодействие с людьми(активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей).
1) антропопсихизм (Декарт) — психика присуща только человеку; 2) панпсихизм (французские материалисты) — всеобщая одухотворенность природы,… 3)биопсихизм — психика — это свойство живой природы (присуща и растениям);
Структура психики человека
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям.
Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:
1) психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые);
2) психические состояния;
3) психические свойства.
Значимость наблюдений в педагогической психологии
Они представляют собой целенаправленное и планомерное фиксирование конкретных психологических фактов в обычных условиях повседневной жизни. Есть определенные требования к проведению и организации научного наблюдения за ребенком:
- составление последовательности действий;
- фиксация результатов в дневнике наблюдений;
- подведение итогов.
Наиболее важным требованием к организации наблюдения считается обеспечение условий, в которых ребенок не знает, что он стал объектом исследования психолога.
В таком случае у специалиста будет возможность собрать факты без искажений, что станет условием для получения объективной картины проводимого исследования.
Недостатками данной методики является пассивная роль школьного психолога: минимальная оперативность, незначительная повторяемость, неточность, сложность анализа и выделения нужных психологических фактов.
В современной психологии не отрицается и актуальность самонаблюдения, но данному методу отводится второстепенная роль. К примеру, оно может стать источником дополнительной информации для последующего изменения экспериментальных методов. Самонаблюдение не является отдельной методикой, поскольку никто не сможет опровергнуть либо подтвердить результаты, представленные человеком (школьником, взрослым). Информация, полученная в подобном случае, лишена научности.
В современной психологии выделяют два варианта эксперимента: естественный и лабораторный. Достоинства второго способа заключаются в активной позиции исследователя, что придает такому эксперименту позитивные характеристики:
- мобильность;
- повторяемость.
Исследователю не нужно ждать проявления нужных фактов, он сам создает ситуацию, вызывающую анализируемый психологический процесс. Применение современных измерительных приборов придает лабораторным психологическим исследованиям точность и достоверность.
Есть у данного вида наблюдения и свои отрицательные черты. К примеру, ребенок знает, что стал объектом изучения, поэтому пропадает естественность его поведения. Результаты таких исследований необходимо проверять в естественных условиях, чтобы подтвердить полученные результаты.
Естественный эксперимент схож с наблюдением, но он имеет активную позицию исследователя. Школьный психолог организует для испытуемого деятельность так, чтобы возникли нужные психологические качества и особенности. Психолого-педагогический эксперимент является разновидностью естественного эксперимента, он позволяет педагогам решать воспитательные и обучающие задачи.
Характеристика науки:
- Занимается изучением наиболее сложного и эфемерного предмета, потому что психика представляет собой свойство исключительно самой высокоорганизованной материи;
- Характеризуется слиянием объекта и субъекта познания;
- Обладает уникальными практическими следствиями.
Получение практических результатов является несоизмеримо значительнее результатов прочих наук, потому что позволяют научиться управлять человеческой психикой.
Однако важно понимать, что познавая себя, люди постепенно начинают меняться. В результате психология — наука о душе, которая способна конструировать и созидать человеческую личность
Отечественная психология
Направления:
1.Филосовско-религиозное – Н. Грот (1852 – 1899), Л. Лопатин (1855 – 1920), Г. Челпанов (1862 – 1936).
2. Естественно-научное – И.М. Сеченов (1829 – 1905), В.М. Бехтерев (1857 – 1927), И.П. Павлов (1849 – 1936).
Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960), Лев Семенович Выготский (1896-1934), Александр Романович Лурия (1902-1977) и ряд других. Именно их работам мы в первую очередь обязаны тем, что в настоящее время психологам в нашей стране не приходится начинать с нуля.
А.Ф. Лазурский (1874 – 1917) – основатель естественного эксперимента, вопросы личности и характера человека.
М.Я. Басов (1892 – 1931) – метод наблюдения.
Алексей Николаевич Леонтьев, Борис Герасимович Ананьев (1907-1972), Александр Владимирович Запорожец (1905-1981), Даниил Борисович Эльконин (1904-1984), Петр ЯковлевичГальперин(1902-1988) и др.
1.Филосовско-религиозное – Н. Грот (1852 – 1899), Л. Лопатин (1855 – 1920), Г. Челпанов (1862 – 1936).
2. Естественно-научное – И.М. Сеченов (1829 – 1905), В.М. Бехтерев (1857 –… Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960), Лев Семенович Выготский (1896-1934), Александр Романович Лурия (1902-1977) и…
4 стр., 1555 слов
Влияние наркотиков на психику человека
Влияние наркотиков на психику человека. Наркотики. Наркомания. Работа по О. Б. Ж. Ученицы 11 «А» класса Ростов-на-Дону, 2009 г. История наркотиков Возраст исторических свидетельств о изготовлении и употреблении психоактивных веществ насчитывает более семи тысяч лет. Первые упоминания относят к древней цивилизации шумеров живших за 5 тысяч лет до начала нашей эры. Упоминание о них можно найти в …
Б.Г.Ананьев — изучение вопросов восприятия, психологии педагогической оценки, общих интегральных вопросов человекознания.
А.Н. Леонтьев – разработка проблем восприятия, памяти, сознания, личности и развития психики. Им была разработана теория психологической теории деятельности. А.В. Запорожец совместно с Д.Б. Элькониным заложил основы детской психологии.
Алекса́ндр Влади́мирович Запоро́жец (1905- 1981) — разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую теорию деятельности.
Д.Б. Эльконин — автор теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития. П.Я. Гальперин — теория планомерного (поэтапного) формирования умственных действий. А.Р.Лурия — исследования нейрофизиологических основ памяти и мышления человека.
Психофизиолог Е.Н. Соколов — создал теорию цветового зрения, теорию, объясняющую восприятие человеком формы предметов, нейрофизиологическую теорию памяти.
Современная психология
В настоящее время психологические науки можно рассматривать как научные исследования поведения и психических внутренних процессов, практическое использование получаемых знаний.
Основной задачей данной науки является рассмотрение психики в качестве свойства мозга, которое выражается в субъективном отражении окружающего мира.
Среди тех основных задач, которые в настоящее время решают педагогические и психологические науки, можно выделить:
- изучение структурных (качественных) особенностей процессов психики как отражений реальности;
- анализ появления и совершенствования психических явлений в связи с объективными особенностями жизни и деятельности людей;
- рассмотрение физиологических механизмов, которые лежат в основе психических процессов, так как без владения механизмами высшей нервной деятельности нельзя их применять и совершенствовать
Обретение счастья
Психологические болезни называют болезнями духа. Психоэмоциональное состояние тесно связано с нравственными ориентирами, самоощущением. У здоровых людей позитивное отношение к окружающим. Они готовы помочь, стремятся к развитию. Для них ощущение счастья нормально, естественно. Таких людей характеризуют фразой: «В здоровом теле — здоровый дух».
У некоторых индивидов отношение негативное. Они считают, что проблемы, трудности — результат невезения. Бояться принимать решения, отвечать за поступки. Плохо переносят стресс, склонны к развитию депрессии, серьезных психологических заболеваний, страдают душевными болезнями.
Психологическая характеристика людей разных типов темперамента
Сангвиник — быстрый, подвижный, откликается эмоционально на все впечатления; чувства ярки, но неустойчивы и легко сменяются противоположными чувствами. Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он почти всегда — инициатор в общении, немедленно откликается на желание общаться со стороны другого человека, но его отношение к людям может быть изменчивым и непостоянным. Он как рыба в воде чувствует себя в большой компании незнакомых людей, а новая, необычная обстановка его только возбуждает
Флегматик— медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне. В отношениях с другими людьми они спокойны, устойчивы в своих эмоциях. Но в определенных условиях может развиться безразличие к труду, к окружающей жизни, безволие. Социальные контакты флегматик устанавливает медленно, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повод вступить с ним в знакомство. Зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку. Он любит находиться в узком кругу старых знакомых, в привычной обстановке.
Холерик— быстрый, порывистый, с сильными, загорающимися чувствами, которые ярко отражаются в выразительной мимике, жестах, речи. Он часто склонен к бурным эмоциональным вспышкам. У холериков наблюдаются быстрая смена настроений, неуравновешенность. С увлечением начиная дело, холерик быстро остывает, интерес к работе пропадает, и он без воодушевления продолжает, а иногда и бросает ее. В общении люди холерического темперамента бывают трудны.
Меланхолик — эмоционально откликается далеко не на все. У него небольшое разнообразие эмоциональных переживаний, но эти переживания отличаются значительной глубиной, силой и длительностью. Он откликается не на все, но уж когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает вовне свои чувства. В привычной, спокойной обстановке люди этого типа работают очень продуктивно, отличаются глубиной, содержательностью своего эмоционально-нравственного поведения и отношения к окружающим людям. Меланхолики очень обидчивы, тяжело переносят неудачи, обиды. Они расположены к замкнутости, одиночеству, чувствуют себя неловко в новой, непривычной обстановке, часто смущаются.
В большинстве случаев — сочетание особенностей одного темперамента с чертами другого. Тип темперамента не может быть «хорошим» и «плохим».
Флегматик- медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не… Холерик- быстрый, порывистый, с сильными, загорающимися чувствами, которые… Меланхолик — эмоционально откликается далеко не на все. У него небольшое разнообразие эмоциональных переживаний, но…
Ранние размышления о душе (досократики)
Размышления о сущности души возникли еще в древнейшие времена и являлись предшественниками первых научных точек зрения на природные явления. Народное творчество (сказки, стихотворения) и религиозные направления очень внимательно относятся к понятию души. Она считается чем-то сверхъестественным, отдельным от человека.
В античные времена душа воспринималась, как основа физической оболочки тела. Основной функцией души является толчок тела к движению, так как оно по своей сути инертно. Именно душа заставляет двигаться, направляет мысли и поведенческую линию индивидуума. Она является побудительной силой действовать и является основным инструментом изучения окружающего мира. Наука о душе представляет собой первый вид знаний, где стали развиваться психологические концепции. Они пытаются объяснить сущность души и ее способности.
В это время важнейшим психологическим направлением было изучение влияния души на человеческую подвижность и на регулирование его поведенческой линии при познании мира. Проведя анализ закономерных явлений природы, ученые подытожили, что душа имеет материальную основу, то есть, создана из тех же микрочастиц, что и все вокруг.
Уже в древнегреческие времена появилось понятие о взаимосвязи всех психических процессов. Гераклит и Анаксагор первыми начали осмысливать детерминизм — общий закон, определяющий все события, происходящие с человеком и миром. Явления, которые происходят в душе и окружающем мире, имеют первопричину, даже если сначала она не ясна. Демокрит рассуждал, что человек сам придумал определение случайности для прикрытия своей неосведомленности и неумения подчинять себе события.
Сфера психики не имеет ограничений только в человеке, она охватывала весь мир. Это направление было названо панпсихизмом, когда все окружающее считается одушевленным.
Зарождение мысли о душе относят к раннеклассическому периоду (4–5 вв.до н.э.), к размышлениям Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Они считали, что первоначалом являются 4 стихии.
Освоение деятельности: умения, навыки, привычки
Умение — это успешный способ выполнения деятельности.
Навыки — это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений.
Виды навыков: ходьба, бег, письмо, мыслительные, сенсорные, навыки поведения и др.
Привычка— это потребность произвести соответствующее действие.
Виды привычек: профессиональные, моральные, гигиенические, эстети-ческие, учебные, культурного поведения и др. Полезные и вредные привычки.
Тема 1.4. Человек как индивид
Понятия «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность».
Навыки — это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений. Виды навыков: ходьба, бег, письмо, мыслительные, сенсорные, навыки поведения и… Привычка- это потребность произвести соответствующее действие.
Темперамент как характеристика индивидных свойств человека
Темперамент — свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей.
Темперамент — это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения.
Термин «темперамент» в переводе с латинского означает «надлежащее соотношение частей».
Свойства темперамента:активность и эмоциональность.
Теории темперамента
Отрасли психологии
Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений.
9 стр., 4065 слов
Психология наука о психике или учение о душе Братусь
1. Сравнительная психология
-детская психология,
-психология юности,
-зрелого возраста,
-психология старости (геронтопсихология)
3. Социальная психология — закономерности общения и взаимодействия людей.
4. Психология труда
5. Инженерная психология
6. Авиационная, космическая психология
7. Медицинская психология — влияние заболеваний на психику больного.
8. Клиническая психология (патопсихология) – отклонения в психическом
развитии.
9.Психофизиология
10.Дифференциальная психология – индивидуальные психологические различия
11.Юридическая психология
12.Военная психология
13. Педагогическая психология — развитие в процессе воспитания и обучения.
14.Специальная психология:
-сурдопсихология (слух),
-тифлопсихология (зрение),
-олигофренопсихология,
-логопсихология (речь)
15. Психология бизнеса
16. Психология мененджмента (управление) и др.
Сфера психологической науки сейчас представляет собой сильно разветвленную систему теоретических и прикладных дисциплин.
Запросы практической деятельности людей и общества побуждают формирование и развитие новых психологических дисциплин.
1. Сравнительная психология 2. Возрастная психология: -детская психология,
Основные психологические теории
Структура деятельности
Потребности— источник активности личности, они заставляют человека активно действовать. Это осознание человеком нужды в чем-либо, что ему необходимо для поддержания организма и развития его личности.
Виды потребностей:
— естественные (природные) и социальные (духовные);
— осознанные и неосознанные.
Цель — то, на что непосредственно направлена деятельность.
Мотив — это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется деятельность.
Движение— это моторная функция живого организма, самая простая составная часть деятельности.
Виды движений:
— непроизвольные и произвольные,
— врожденные и приобретенные.
Действия представляют собой совокупность движений, которые имеют цель и направлены на определенный объект (предмет).
Действия всегда социальны, выполняются, как правило, осознанно.
Виды действий:
— предметные;
— умственные, волевые;
— действия, направленные на других людей, — поступок (или проступок).
Виды потребностей: — естественные (природные) и социальные (духовные); — осознанные и неосознанные.
Основные виды деятельности: общение, игра, труд, учение
Присутствуют в жизни каждого человека, в них происходит развитие психики и личности. Понятие о ведущей деятельности А.Н. Леонтьева.