Дифференциальная психология

Этапы развития

История развития этой отрасли делится на три периода:

  1. Донаучный. В это период люди пытались найти объяснение и связь индивидуальных различий человека в зависимости от имени, линий кожного рельефа на ладонях (хиромантия), расположения звезд (гороскопы), особенностей лица (физиогномика).
  2. На втором этапе великие умы древности анализировали индивидуальные особенности современников в рамках медицины и философии. Наиболее яркие представители этого направления: Платон, Гиппократ, Гален, Монтень, Дидро. К. Гельвеций и Х. Уарте изучали связь индивидуальности и развития способностей. Ученики основателя этого направления В. Вундта Кеттел и Крепелин первые начали экспериментировать с индивидуальными различиями людей. Кеттел ввел в обиход экспериментаторов тесты. Ученый А. Бине развил это направление диагностики и широко применял тесты для изучения интеллекта. Крепелин на основе собственного опыта создал целостные картины психики разных людей и показал их индивидуальность.
  3. Третий этап, продолжающийся по настоящее время, начался с работы основателя дифференциальной психологии В. Штерна «О психологии индивидуальных различий», написанной в 1900 году. Он развил свои идеи, выделив основные направления развития этой отрасли.

История

Начало исследований индивидуальных различий принято относить к работам Ф. Гальтона, который занимался анализом способностей, передающихся по наследству от родителей к детям. Он исследовал семьи великих людей и пришёл к выводу, что большие достижения являются результатом хорошей наследственности. Ф. Гальтон полагал, что улучшить британскую расу за счёт увеличения количества умственно одарённых людей можно при помощи селективного отбора. Эти идеи получили название «евгеника». Френсис Гальтон так же считается родоначальником первых тестов умственного развития. Он применял ряд техник, оценивающих индивидуальные различия в скорости реакции на различные стимулы, восприятии цветов, предметов и веса. Измерение умственных различий на основе сенсорных показателей оказалось не очень удачным и нуждалось в изменении. Тем не менее, нельзя отрицать, что исследования Ф.Гальтона внесли большой вклад в развитие психологии индивидуальных различий.

Другой подход к оценке умственного развития предложил французский исследователь Альфред Бине, который совместно с коллегам (Т. Симон и В

Анри) разработал батарею методик, диагностирующих более сложные психологические особенности (память, внимание, воображение и т. д.). Показателем интеллектуального развития в тестах Бине является умственный возраст

В дальнейшем методика была усовершенствована и получила название Шкала интеллекта Стэнфорд — Бине. Значительный вклад в развитие идей А.Бине внёс немецкий психолог У. Штерн, который ввёл понятие Коэффициент интеллекта (IQ) и предложил использовать его для обработки тестов Бине.

Уильям Штерн был одним из первых учёных, разработавших концепцию психологии индивидуальных различий на основе сбора современных ему представлений о различиях между людьми, позже к концепции им были добавлены текущие знания о групповых различиях. Термин дифференциальная психология был введен Штерном в 1900 году, однако, как самостоятельная дисциплина, дифференциальная психология сложилась сравнительно недавно.

В бывшем СССР, а также в России, проблемы дифференциальной психологии развивает школа Теплова — Небылицына (основные представители в советский период — Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, В. С. Мерлин, Е. А. Климов , К. М. Гуревич, Э. А. Голубева и ряд других исследователей).

Объективный и субъективный типы (по В.Штерну)

Говоря об актуальности выделения субъективного и объективного типов, Штерн отмечает: «Отношение субъекта к объекту проявляется в самых различных психических функциях – в восприятии и взятии на заметку, в суждении и оценке, в желаниях и поступках, — повсюду, где возможно (по крайней мере, теоретически), что преобладание объективного и преобладание субъективного моментов типично различаются» (с.141).

Штерн выделяет различия объективного и субъективного типов в различных областях исследования психики – в области реагирования (ответ на раздражитель движением), в области психофизического измерения порогов раздражения и суждений людей об их собственных отношениях к ощущениям, в области распознавания кратко экспонируемых раздражителей.

Разбирая экспериментальный материал и эмпирические описания своих единомышленников Штерн особо отмечает исследования Пфейффера и и результаты его исследований, в которых выделяется смешанный тип. «Пфейффер применил субъективно-объективную антитипику и для области направления интересов детей. Он просил своих учениц (которым он 3 года преподавал) многократно называть свои любимые стихотворения, книги и учебные предметы. Каждый названный предмет оценивали как «объективный» или «субъективный» и по превалированию тех или иных предметов, названных ребенком, определяли тип его интересов. Оказалось, что кроме выраженных типов встречались и смешанные (называемые в зависимости от преимущественной направленности, объективно-субъективными или субъективно-объективными)» (с.145).

Штерн дает методологические ориентировки для дальнейшего исследования субъективного, объективного и смешанного типов.

Исследователям необходимо решать следующие задачи (с.145-146):

1. Необходимо проверить возможно более различные области, в которых можно количественно измерить отношение субъекта к объекту:

а) ясно ли проявляются различия в степени субъективности или объективности оценки;

в) в каких различных симптомах в одной области результатов они проявляются;

с) имеет ли их изменчивость лишь постепенный или истинно типичный характер.

2. При помощи проверки данных, полученных в различных областях на одних и тех же лицах, лицах, дополнив их результатами подсчетов корреляций необходимо исследовать распределяется ли субъективности или объективность по различным психическим сферам.

3. Надо исследовать, имеют ли подтипы субъективного и объективного типов к области представлений и для других функций.

4. Хорошо было бы посмотреть как объективный и субъективный типы относятся к типам темперамента.

Предмет и задачи индивидуальной психологии

В связи с вышеозначенным к задачам индивидуальной психологии можно отнести следующее:

  1. Установление закономерностей динамики индивидуальных различий, их возникновения и проявления.
  2. Разработка методологической базы диагностических исследований и программ психологической коррекции.

Дифференциальная психология в настоящий момент является активно развивающимся направлением благодаря пополняющейся практической базе. С рождением новых понятий (таких, как, например, акцентуация характера), это понятие обрабатывается в среде дифференциальной психологии, диагностика же этого понятия становится задачей психодиагностических и психометрических направлений.

Дифференциальная психология тесно связана с другими областями психологического знания. Например, общая психология изучает общие закономерности развития психики живых существ. Сравнительная (дифференциальная) психология занимается исследованием особенностей развития психики живых существ на разных этапах эволюции, используя для этого знания зоопсихологии, знаниями в области анропогенеза и развития человеческого сознания. Исследования дифференциальной психологии пересекаются с исследованиями возрастной психологии, изучающей особенности развития психики на разных возрастных этапах; с работой социальной психологии, рассматривающей особенности, приобретаемые человеком под влиянием большой и малой социальной группы. Психофизиология на пересечении с индивидуальной психологией анализирует особенности психики человека в связи с особенностями устройства его нервной системы.

Замечание 1

Предмет дифференциальной психологии неоднозначен. Как отмечал В. Штерн, индивидуальной психологией изучаются психические явления и действия в динамике, а также склонности, меняющиеся со временем. Иными словами, изучать можно как то, что скрыто, так и явные признаки и проявления поведения, намерения и установки, то есть способности как реализуемые, так и не реализованные.

В настоящее время дифференциальная психология изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и осуществления различных видов деятельности (профессиональной, учебной, общения и др.).

Статьи по теме свернуть ↑

Ребёнок внутри нас — основа творческой личности 


Андрей Владимирович Якутин

В обществе сложилось мнение, что мужчины чаще безответственны и легкомысленны, а женщины напротив, серьёзны и прагматичны. Означает ли это, что женщины окончательно оторваны от собственного детства, а мужчины «дети» до старости? Нет, просто каждый из нас балует своего «внутреннего ребёнка» по-своему… Читать дальше

3

Влияние общества на формирование маскулинных и феминных характеристик личности 


Андрей Якутин

С раннего возраста человек отожествляет себя с определённым полом. У него возникает субъективное «чувство пола» и развиваются определённые характеристики личности — мускулинные (характерные для мужчин) или фемининные (характерные для женщин). При этом они могут не совпадать с полом — мужчина может… Читать дальше

2

Различия в эмоциональных проявлениях женщин и мужчин 


Андрей Якутин

Непонимание между мужчинами и женщинами, как между собаками и кошками, закладывается с самого раннего возраста, на вербальном и невербальном уровнях. На одну и ту же стрессовую ситуацию у мужчин и женщин, как правило, реакция различная. Очень часто мужчине нужно помолчать, а женщине выговориться. И при… Читать дальше

6

Я — стерва или кто? 


Ольга Юрьевна Костицына

Когда подходишь в книжном магазине к полке популярной психологии, хочется невольно отскочить от одних только названий «женских книг» — «Как стать стервой», «Хочу стать стервой» и т.д. Просматривая эти книги, я понимаю, что мне предлагается методика манипулирования людьми, мужчинами, с установкой, что… Читать дальше

6

Дифференциальная психология – личность

Существует несколько отраслей, которые концентрируют свою деятельность на познании определенных областей. Дифференциальная психология личности изучает отличия между людьми, их причины и последствия. Основные способы изучения – тесты, которые дают возможность измерить уровень развития свойств индивида. За таким понятием как личность кроется определенная совокупность свойств, которые характеризуют каждого человека, и выделяют три класса: характер, темперамент и способности, такие как познавательная, мотивационно-потребностная и волевая.

Значимой характеристикой индивида является его отношение к общественности и существующим обязанностям. Ее описывают уровнем понимания своих отношений и их устойчивости. Человек не рождается с конкретными умениями, интересами, характером и другими характеристиками, поскольку они формируются на протяжении жизни, но имея при этом определенную природную основу.

Дифференциальная психология – способности

Индивидуально-психологические особенности индивида принято называть способностями. Они являются условием для успешного выполнения различной деятельности. Способности в дифференциальной психологии описываются при помощи соответствующих характеристик. Наделяют их качествами и количеством, то есть степенью выраженности. Умения по первому указанному признаку могут быть двух видом:

  1. Общие. Описывают систему индивидуальных черт, которые важны для овладения знаниями и выполнения разной работы.
  2. Специальные. Применяют для описания свойств индивида, с помощью которых удается достичь определенных высот в разных областях.

Что касается количественных характеристик, то они определяются степенью проявления возможностей. Для их измерений используют тесты и упражнения. Применяют эту отрасль для описания таких критериев: по виду функциональных систем и по виду деятельности

Важной частью структуры умений являются задатки и операции для их реализации

Методы дифференциальной психологии

Методы, используемые в психологии индивидуальных различий, можно разделить на следующие группы:

  • Общенаучные методы — это используемые во многих науках методы, преобразованные под психологические запросы. К ним относятся:
    1. Наблюдение: опосредованное/непосредственное, открытое/скрытое, естественное/экспериментальное, включённое/невключённое, случайное/целенаправленное, сплошное/выборочное, констатирующее/оценивающее, произвольное/структурированное.
    2. Эксперимент — это метод исследования переменной путём её контролируемого и целенаправленного изменения.
    3. Моделирование — воссоздание определённой психологической ситуации, состояния, настроения и т. д.
  • Психогенетические методы направлены на выявление роли наследственности и среды в формировании индивидуальных различий.
    1. Близнецовый метод основывается на концепции, согласно которой монозиготные близнецы генетически идентичны, и все их наблюдаемые фенотипические различия можно объяснить влиянием среды. Разновидности близнецового метода: классический близнецовый метод, метод контрольного близнеца, исследование близнецов как пары, исследование одиночных близнецов, сопоставление близнецов с неблизнецами, метод разлученных близнецов, метод частично разлученных близнецов, метод близнецовых семей, лонгитюдное близнецовое исследование.
    2. Метод приёмных детей осуществляется за счёт сопоставления детей с их биологическим родителями и родителями-усыновителями.
    3. Анализ родословных позволяет проследить закономерности генетической передачи признаков между родственниками. В настоящее время практически не используется.
    4. Семейные исследования — сопоставляется сходство друг с другом членов одной семьи.
  • Исторические методы позволяют изучить биографию выдающихся личностей и оценить особенности среды и наследственности, которые стали причиной их духовного развития.
    1. Биографический метод
    2. Дневниковый метод
    3. Автобиография
  • Собственно психологические методы:
    1. Интроспективные методы (самонаблюдение и самооценка)
    2. Психофизиологические (аппаратные) методы
  • Социально-психологические методы в основе имеют опросы и социометрию
    1. Беседа
    2. Интервью
    3. Анкетирование (устное и письменное)
  • Возрастно-психологические методы:
    1. Метод «поперечных» срезов используется для сравнения различных по возрасту групп людей.
    2. Лонгитюдный метод (метод «продольных» срезов) подразумевает исследование одной и той же группы людей на протяжении длительного периода времени, за который психологические характеристики испытуемых претерпевают изменения.
  • Анализ продуктов деятельности (творчество)
  • Тестирование
  • Психосемантические методы

Процесс становления науки

Вообще, дифференциальная психология — наука относительно новая. Название ее официально зафиксировано в 1900 году, а автором его стал немецкий психолог Вильям Штерн (он же ввел термин «интеллектуальный коэффициент», IQ). Однако, как и в случаях со многими другими дисциплинами, история развития дифференциальной психологии, вернее ее предпосылки, прослеживаются еще с античной эпохи

Так, в «Государстве» Платона говорилось о важности разделения труда в соответствии с наклонностями и способностями людей

Тем не менее вплоть до второй половины XIX века исследования были несистематическими и не связанными друг с другом. Все изменилось, когда психологи начали активно применять экспериментальные методы, и в 1879 году была открыта экспериментальная лаборатория, предназначенная специально для нужд психологии. В проводимых экспериментах были отчетливо видны расхождения между разными людьми, которые на первых порах списывались на отклонения и погрешности в опытах.

Фрэнсис Гальтон

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Социальная психология

В научном мире отмечались все новые достижения. Так, развитие генетики способствовало росту экспериментальных работ в области наследственности. В конце века психологические исследования стали проводиться с использованием статистических и математических методов.

Все это привело к тому, что накопленные знания об индивидуальных, а затем и групповых различиях оформились в самостоятельную отрасль знаний. В целом же, как считается, этапы развития дифференциальной психологии не отличались от других дисциплин.

парадигме

Рекомендуем: Психопатология — это

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Интересно, что основатель дифференциальной психологии Штерн настаивал на том, что эта наука будет полноценно развиваться тогда, когда освободится от влияния общей психологии, в русле которой она первоначально развивалась. Это как раз и подразумевает гуманитарная парадигма.

Направление используют

Организаторы

 Проект «Фантастические поездки и тренинги Fantasytrip» (Москва),    Содружество авторов и ведущих игр для женщин «Основной инстинкт»  (Москва),    Центр психологического развития «Стратегия» (Москва),    Академия Классического Гипноза и Эpикcoнoвcкого Гипноза и Самогипноза  (Донецк),   Людовик Центр  (Киев),    Спицина Ольга Витальевна  (Екатеринбург),    Центр психологической помощи «Путь к себе»  (Новосибирск),    Школа Владимира Казанского (Казань),    Психологический клуб «PROясним»  (Пенза).

Тренеры

  Екатерина Сергеевна Березина  (Москва),    Елена Деви  (Москва),    Илья Греков  (Москва),    Михаил Сергеевич Кузьмин  (Москва),    Ольга Андреевна Евгеньева  (Москва),    Азнив Владиковна Мартиросян  (Новосибирск),   Анна Александровна Сипякова  (Нижний Новгород),    Денис Сергеевич Легуша  (Екатеринбург),    Ольга Анатольевна Плотникова  (Кавказские Минеральные Воды),    Тимур Процкий  (Калининград),    Olga Rich  (Екатеринбург).

Консультанты

  Екатерина Сергеевна Березина  (Москва),    Елена Деви  (Москва),    Илья Греков  (Москва),    Михаил Сергеевич Кузьмин  (Москва),    Ольга Андреевна Евгеньева  (Москва),    Азнив Владиковна Мартиросян  (Новосибирск),    Алёна Игоревна Колесник  (Волгоград),    Денис Сергеевич Легуша  (Екатеринбург),    Ольга Анатольевна Плотникова  (Кавказские Минеральные Воды),    Тимур Процкий  (Калининград),    Olga Rich  (Екатеринбург).

Дифференциальная психология
в других городах

Казань,  
Омск.

Спасибо, за интерес к теме «что такое Дифференциальная психология»!

Методы дифференциальной психологии

Методы, который применяются в дифференциальной психологии, можно условно разделить на несколько групп:

  • общенаучные;
  • психогенетические;
  • исторические;
  • психологические.

Рассмотрим их по отдельности.

Общенаучные методы

К общенаучным методам относятся наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – это описательный исследовательский метод, который заключается в целенаправленном восприятии и регистрации поведения человека.

Преимущества наблюдения:

  • Отражает контекст жизни субъекта.
  • Человек воспринимается как целостная личность.
  • Собираются факты естественного поведения человека.

Недостатки наблюдения:

  • Фиксация результатов в описательной форме.
  • Отсутствие возможности повторного наблюдения с точно такими же психологическими параметрами (к тому же человек будет себя вести как ему захочется, а не как того хотят исследователи).
  • Слитность наблюдаемого факта с попутными явлениями (невозможность их каким-либо образом разъединить).

Эксперимент – проводимый в специальных условиях опыт получения научных знаний. Выполняется целенаправленное вмешательство в жизнедеятельность человека.

В отличии от наблюдения, эксперимент можно повторять многократно, а данные однозначны и однотипны. Главным недостатком является исчезновение естественности процесса и отсутствие целостной картины личности человека.

Если говорить о лабораторных экспериментах, то вышеозвученные недостатки остаются. Однако естественный эксперимент максимально приближен к условиям обычной деятельности человека. В этом случае он может даже и не знать, что над ним проводится опыт.

Существует также моделирование, которое пытается воссоздать фиктивную психологическую реальность. Наличие преимуществ или недостатков определяется мастерством исполнения.

Психогенетические методы

Если общенаучные методы используются в психологии в целом, то психогенетические – конкретно в дифференциальной психологии. Данная группа методов нацелена на выделение факторов среды и наследственности. Существует генеалогический и близнецовый методы.

Генеалогический – это метод для исследования семей и родословных (придуман Ф. Гальтоном и описан в книге «Наследственный гений»). Основное положение: если признак является наследственным и кодируется в генах, то чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку. Исследователь составляет генеалогическое древо. Предположительно, по мене уменьшения степени родства должно проявляться меньше сходства.

Близнецовый метод: среди близнецов выделяют дизиготных (по своему генному набору аналогичных обычным братьям и сестрам, с той только разницей, что родились одновременно) и монозиготных (развившихся из одной яйцеклетки и потому обладающих идентичными генными наборами). В данном случае исследуются психологические особенности членов близнецовой пары, позволяющие определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических качеств человека.

Исторические методы

Исторические методы применяются для изучения биографии выдающихся личностей, которые внесли существенный вклад в развитие культуры и науки. Но иногда объектами становятся и вполне обычные люди.

Среди этих методов выделяют дневниковый, биографический и автобиографический.

Дневниковый посвящен изучению жизни конкретного человека и содержит описание его поведения и развития.

Биографический применяют, когда используют биографию выдающейся личности. Если психолог заинтересован в оценке психологических особенностей человека, он проводит психографию.

Автобиографический основан на непосредственных впечатлениях и ретроспективном опыте человека. В современном виде с его информационными технологиями появилась возможности использовать видео- и аудиоматериалы.

Психологические методы

Частные случаи применения этих методов – самонаблюдение и самооценка, которые непосредственно открывают объект изучения.

Самонаблюдение заключается в наблюдении собственных психических процессов. Преимущество всего одно, зато ключевое: человек может познать себя лучше, чем других людей. А вот недостаток – это субъективизм, необъективность.

Самооценка отражает более стабильные психические особенности. Недостаток метода в том, что человек может стыдиться раскрывать свои качества или поверхностно судить о них. Однако эти минусы можно скрасить анонимностью (в этом случае может также применяться анкетирование).

Абсолютно идеального способа познания личности не существует, поэтому главная задача психологов – комбинировать их, учитывая достоинства и недостатки каждого.

Задачи дифференциальной психологии

Дифференциальная психология решает следующие задачи:

Поиск и выделение наиболее существенных характеристик, которые определяют психологический облик человека;
Определение диапазона индивидуальных различий и пределов варьирования в психологических характеристиках;
Исследование причин, которые вызывают изменения диапазона индивидуальных различий. К ним могут относиться различные явления: изменение уровня школьного образования, половое созревание и т. д.
Определение структуры психологических характеристик. Характеристики не являются независимыми друг от друга, они состоят в различных отношениях: иерархических, соподчинённых и т. д. Некоторые характеристики могут лежать в основе и определять другие, а некоторые могут быть относительно независимыми.
Исследование различий между группами. Группы могут различаться по средним показателям какой либо психологической характеристики, диапазону индивидуальных различий. Например, дошкольники, воспитывающиеся дома под присмотром близких, тяжелее находят себе друзей в новых коллективах, чем дети, посещающие детские сады. Средние показатели этих двух групп по коммуникативным навыкам значительно различаются.
Природа индивидуальных различий

Сравниваются биологические и социальные источники индивидуальных различий, а так же обращается внимание на генетическую обусловленность тех или иных психологических характеристик.
Идиографический анализ — это анализ уникальности конкретного человека. Целью данного подхода является описание психологических характеристик в своём неповторимом сочетании

Противоположностью идеографического похода является номотетический, предполагающий анализ общих, нормативных психологических характеристик, присущих многим людям.

Методы психологические

К психологическим методам можно отнести самонаблюдение и самооценку. Самонаблюдение заключается в том, что человек самостоятельно изучает свои психологические процессы, что способствует лучшему пониманию самого себя. Недостатком такого метода является субъективизм, приводящий к необъективной оценке.

Самооценка также отражает психические особенности личности, но при этом они являются более стабильными. Однако далеко не каждый человек может полностью раскрыть свои качества, что приводит к поверхностному изучению. Достоинством данного метода является анонимное проведение теста, например, с помощью специальных анкет.

В психологии не существует теории, позволяющей полностью познать человеческую сущность. Для того чтобы максимально изучить личность, специалисты должны прибегать сразу к нескольким методикам, комбинируя их между собой. Понять лучше свои эмоции и эмоции окружающих поможет курс «Эмоциональный интеллект».

Таблица 1. Виды наблюдения

1.

опосредствованное — непосредственное

(косвенное — контактное)

по форме контакта

2.

полевое — лабораторное

(естественное — экспериментальное)

по условиям деятельности

3.

открытое — скрытое (инкогнито)

по характеру взаимодействия с объектом

4.

включенное — невключенное

5.

случайное — целенаправленное

по цели

6.

сплошное — выборочное

по упорядоченности

7.

произвольное — структурированное

8.

констатирующее — оценивающее

по фиксации результатов

Недостатками являются:

1) слитность наблюдаемого факта с попутными явлениями,

2) пассивность: невмешательство исследователя обрекает его на выжидательную позицию,

3) отсутствие возможности повторного наблюдения,

4) фиксация результатов в описательной форме.

Наблюдение можно сделать более научным, если сформулировать конкретную цель (определить, какие аспекты психической деятельности наблюдаются); обеспечить: объективность посредством нескольких одновременных фиксаций, систематичность, стараясь избегать больших перерывов, маскировку, организовывая наблюдение так, чтобы человек о нем не знал, используя технику фиксации наблюдаемых явлений.

В психологии вариантом наблюдения является самонаблюдение (см. ниже Интроспективные методы).

Эксперимент — метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдения за результатами ее изменения. Особенность экспериментального метода в психологии состоит в невозможности прямого изучения явлений и неизбежности интерпретации фактов, в процессе чего возможны искажения, вызванные субъективным характером взаимодействующих реальностей. То есть, что бы мы ни пытались измерить, мы неизбежно сталкиваемся с взаимодействием субъективных реальностей по крайней мере трех человек: испытуемого, экспериментатора-интерпретатора и создателя используемой методики (теста).

Преимущества экспериментального метода состоят в том, что 1) можно создавать условия, вызывающие изучаемый психический процесс,

2) возможно многократное повторение опыта,

3) возможно ведение простого протокола,

4) данные эксперимента более однотипны и однозначны по сравнению с наблюдением.

К недостаткам относятся:

1) исчезновение естественности процесса,

2) отсутствие целостной картины личности человека,

3) необходимость специальной техники,

4) отрыв от естественного восприятия изучаемой реальности (экспериментатор больше ориентируется на показания стрелок приборов, тестов и т.д.).

Существует несколько видов эксперимента. Лабораторный, как правило, проводится в специальных условиях, и испытуемый осведомлен о своем участии. Естественный эксперимент, введенный в научный обиход А.Ф. Лазурским, максимально приближен к условиям обычной деятельности человека, который может и не знать о факте своего участия в опыте. Например, З.М. Истомина, изучая объем кратковременной памяти дошкольников, получала существенно различные результаты в случае прямой инструкции (вспомнить слова, которые были названы) и в условиях игровой деятельности («купить в магазине» различные овощи). Камерный эксперимент занимает промежуточное положение между лабораторным и естественным (например, для изучения альтруистического поведения ребенка приглашают в кабинет методиста в детском садике, предлагая поиграть со взрослым).

Формирующий эксперимент подразумевает не только констатацию некоторого положения дел, но и его изменение (например, удостоверившись, что высокая тревожность связана с низкой успеваемостью школьников, для них проводят тренинг уверенности в себе, который может быть отнесен к формирующим экспериментам). Вариантом формирующего является психолого-педагогический эксперимент, направленный чаще всего на апробацию метода обучения (который после этой апробации начинает называться программой).

Эксперимент может проводиться индивидуально или в группе, краткосрочно или длительно.

Эксперимент должен соответствовать требованиям валидности (пригодности, понимаемой как соответствие целей, методов и результатов), репрезентативности (представительности выборки и соответствия ее структуры той популяции, на которую распространяются выводы эксперимента), надежности (устойчивости результатов во времени).

Моделирование — воссоздание психологической реальности различного содержания (ситуации, состояния, роли, настроения). Примером психологического моделирования может быть индуцирование настроения (изменение фона настроения испытуемого посредством рассказывания ему эмоционально окрашенных историй, пробуждения воспоминаний и пр).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.