Предмет патопсихологии

Задачи

Выделим основные задачи патопсихологии:

  • Получение максимально детальных и достоверных данных о психическом состоянии пациента, которые необходимы для постановки диагноза.
  • Проведение исследований для психиатрической экспертизы. Данная процедура часто применяется при проведении воинской, судебной или трудовой экспертизы. Сложность заключается в заинтересованности пациента в результах, что нередко приводит к приуменьшению или преувеличению действительной выраженности заболевания. Некоторые прибегают к симуляции определенных симптомов для получения желаемого диагноза.
  • Исследование изменений психики под воздействием прописанной терапии. В случае если пациент был не единожды обследован при помощи методик одного типа, это позволяет увидеть динамичность и эффективность выбранного лечения.

В последние годы науке патопсихологии присвоено еще несколько немаловажных задач. Психолог обязан принимать участие в мероприятиях, направленных на реабилитацию больного, во время которых происходит изучение окружения пациента, его поведения в нем, трудовых установок. Основная причина такого нововведения заключается в возможности разработать список рекомендаций, которые помогут в дальнейшей реабилитации человека в социуме.

Кроме того, психолог должен максимально участвовать в системе психотерапевтических указаний.

Вопрос о направлении пациента на обследование к профессионалу в данной сфере рассматривает лечащий врач, который оформляет заявку с основными данными пациента. В ней указывается отделение, в котором тот проходит лечение, и цель, для которой необходим патопсихологический анализ, а также предварительно поставленный диагноз. При помощи этой информации патопсихологу намного проще подобрать методику обследования.

Экспериментальная патопсихология

Специалисты исследуют особенности психических состояний при помощи многих экспериментальных методик патопсихологии. Благодаря их использованию происходит воссоздание различных ситуаций, решение которых требует от субъекта определенных реакций.

Экспериментальные методики условно делятся на вербальные и невербальные способы исследования. Подобная условность обусловлена тем, что при использовании невербального метода в исследованиях неизменно затрагиваются процессы внутренней речи пациента.

В целом не существует обоснованного деления методик по направленности исследований психических функций. Данная наука характеризуется широким диапазоном, поэтому нет смысла изучать по отдельности память, мышление и концентрацию внимания.

О разграничении и сути понятия

Основоположником патопсихологии является Бехтерев, ставший организатором исследований, посвященных изучению особенностей внутреннего состояния больных, страдающих психическими расстройствами. Слово «патопсихология» – производное от трех известных греческих слов:

  • Pathos – страдание.
  • Psyche – душа.
  • Logos – учение.

Важно не смешивать психопатологию и патопсихологию. Первая – раздел психиатрии

Психопатология занимается описанием особенностей болезней, и у неё на вооружении находятся медицинские термины. В зону её внимания попадают: генезис и развитие, условия и особенности, а также пути предотвращения или лечения психических расстройств. Напротив, патопсихология занимается рассмотрением не самого расстройства, а состояния психики в момент болезни, ее интересуют особенности, закономерности, характерные черты, наблюдающиеся в процессе распада психики.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Именно предметом исследования разнятся в корне две рассмотренные выше области знания: такое разделение отдает психопатологии исследование нарушений, а патопсихологии – психику и свойства личности в условиях расстройств. То есть исследователи в первой области отвечают на вопрос «Как проявляются нарушенные процессы?», тогда как для ученых второй области характерен другой: «Каким образом нарушено течение самих психических процессов?»

Рекомендуем: Что значит: пограничное психическое состояние?

Различия между двумя дисциплинами обнажаются и в сфере методики проведения исследований. Как отмечает Рубинштейн, легче всего патологические изменения психики выявить во время беседы и наблюдений. Основные методы патопсихологии в целом совпадают с общепсихологическими, но некоторые виды диагностических методов применяются значительно чаще: эксперимент и беседа, которая в основном состоит из открытых вопросов, позволяющих стимулировать раскрытие пациента перед патопсихологом.

Итак, предмет и объект патопсихологии определяют специфику работы патопсихолога. Он занимается исследованием закономерностей расщепления психики, при этом в первую очередь экспериментально, но не имеет права ставить диагноз или намечать ход лечения. Он решает теоретические проблемы патопсихологии и практические задачи исследования и диагностики.

Рекомендуем: Психодиагностика — это

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Основными теоретическими проблемами являются анализ соотношения развития и распада психики, изучение становления и структуры расстройств, проблем в эмоциональной и когнитивной сферах, а также изменений личности при наличии психического расстройства.

Патопсихолог помогает врачу работать с пациентами. Из этого легко сформулировать практические задачи психопатологии:

  • Сбор данных для диагностики.
  • Исследование изменений в психическом состоянии человека (в том числе благодаря этому производится оценка способов лечения).
  • Реабилитационная и экспертная работа.
  • Исследование малоизученных расстройств.

Патопсихология и психиатрия как две области знания, имеющие общий объект, но различный предмет изучения. Место патопсихологии в системе современных наук о человеке

Патопсихология–
психологическая дисциплина, изучающая
психологические механизмы и закономерности
нарушения и распада психики при псих
заболеваниях в сопоставлении с протеканием
псих процессов в норме.
Психиатрия –
отрасль клинической медицины, изучающая
псих расстройства, методы их диагностики,
профилактики и лечения.
Объект
патопсихологии — патологические
состояния мозга.
Объект психиатрии –
психически
больной человек.
Предмет
патопсихологии — нарушения псих деят-ти,
структура и закономерности ее
распада.
Предмет психиатрии ―
болезненные
изменения психики чел-ка.

Патопсихология
помогает психиатрии
получить доп данные о психическом
состоянии больного: состоянии его
познавательной деят-ти, ЭВС, личности
в целом. Благодаря методам патопсихологии
удаётся выявить многие признаки псих
нарушений, определить их структуру и
взаимосвязь. Также в психиатрии необходимо
исследование изменений псих деят-ти
под воздействием лечения. Для установления
динамики изменений проводится многократное
исследование больного набором
патопсихологических методик.

2 Разделы клинической психологии и связанные с ними отрасли медицины

•психология
больных людей;

•психология
лечебного взаимодействия;

•норма
и патология психической деятельности;

•психология
девиантного поведения;

•психосоматика,
то есть проблемы связанные с соматическими
расстройствами;

•неврозология
или причины возникновения и протекания
неврозов.

•Патопсихология
и клиническая психопатология

Патопсихологиязанимается вопросами
нарушений психики человека, расстройствами
адекватного восприятия мира из-за
поражений центральной нервной системы.
Патопсихология изучает закономерности
распада психических процессов при
разных расстройствах (болезнях), а также
факторы, способствующие созданию
эффективных коррекционных методов
лечения.

В практические задачи патопсихологии
входит анализ структуры психических
расстройств, установление степени
снижения психических функций,
дифференциальная диагностика, изучение
особенностей личности и исследование
эффективности терапевтических
воздействий.

Существует различие между патопсихологией,
или рассмотрение психической сферы
человека
с точки зрения методов
психологии, и психопатологией,
рассматривающей психику человека с
точки зрения нозологии и психиатрии.
Клиническая психопатология исследует,
выявляет, описывает и систематизирует
проявления нарушенных психических
функций, патопсихология же вскрывает
психологическими методами характер
протекания и особенности структуры
психических процессов, приводящих к
наблюдаемым в клинике расстройствам.

Основателями российской патопсихологии
считаются Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн.

Нейропсихология— обширная научная
дисциплина, исследующая роль мозга и
центральной нервной системы в психических
процессах, затрагивающая вопросы как
психиатрии и неврологии, так и философии
сознания, когнитивной науки и искусственных
нейронных сетей.

Советская школа нейропсихологии
занималась в основном исследованием
причинно-следственных отношений между
поражениями мозга, их локализацией и
изменениями со стороны психических
процессов. В её задачи входило изучение
нарушенных психических функций в
результате повреждения головного мозга,
исследование локализация очага поражения
и вопросов восстановления нарушенных
психических функций, а также разработка
теоретических и методологических
проблем общей и клинической психологии.

Ведущую роль в создании нейропсихологии
как самостоятельной дисциплины сыграли
советские учёные А. Р. Лурия и Л. С.
Выготский, чьи исследования получили
мировое признание.

Психосоматикаисследует проблемы
больных соматическими расстройствами,
в происхождении и течении которых
большую роль играет психологический
фактор. В сферу психосоматики входят
вопросы, связанные с онкологическими
и другими тяжёлыми заболеваниями
(извещение о диагнозе, психологическая
помощь, подготовка к операции, реабилитация
и др.) и психосоматическими расстройствами
(при переживании острой и хронической
психической травмы; проблемы включают
симптомы ишемической болезни сердца,
язвенные болезни, гипертоническое
расстройство, нейродермиты, псориазы
и бронхиальную астму). В рамках клинической
психологии психосоматика различает
психосоматические симптомы и
психосоматические феномены.

Психологическая
коррекция
, или психокоррекция, связана
с особенностями помощи больному человеку.
В рамках данного раздела происходит
разработка психологических основ
психотерапии, психологическая реабилитация
как системная медико-психологическая
деятельность, направленная на
восстановление личного социального
статуса путём различных медицинских,
психологических, социальных и
педагогических мероприятий, психогигиена
как наука о сохранении и поддержании
психического здоровья, психопрофилактика,
или совокупность мероприятий по
предупреждению психических расстройств,
а также медико-психологическая экспертиза
(экспертиза трудоспособности,
судебно-психологическая экспертиза,
военно-психологическая экспертиза).

Научные, практические и методологические предпосылки выделения патопсихологии как самостоятельной ветви клинической психологии

Как
самостоятельная отрасль психологической
науки начала формироваться в начале 20
в. В ли-ре тех лет она обозначается как
«патологическая психология».
В работах
В.М.
Бехтерева

содержались наиболее четкие представления
о предмете и задачах

патопсихологии на начальных этапах ее
становления; «…изучение ненормальных
проявлений псих-кой сферы, поскольку
они освещают задачи психологии нормальных
лиц». Для отечественной патопсихологии
с самых ее истоков хар-ны естественнонаучные
традиции. На формирование ее принципов
и методов большое влияние оказал И.М.
Сеченов

и его работа «Рефлексы ГМ». Преемником
Сеченова стал В.М.Бехтерев, к-й и является
основоположником патопсихологического
направления в отечественной психологической
науке. Представителями
школы Бехтерева
были
разработаны

многие методики
экспериментально-психологического
исследования душевнобольных, сформулированы
основные
принципы

патопсихологического исследования.
На дальнейшее развитие патопсихологии
влияние
также
оказали идеи
Л.С.
Выготского

о прижизненном формировании психики

ребенка путем
присвоения культурно-исторического
опыта в процессе общения
,
обучения
и воспитания
,
а также теория динамической локализации
ВПФ в коре ГМ
,
сформулированная А.Р.
Лурия
,
теория деят-ти А.Н.
Леонтьева.
.
Позднее С.Я. Рубинштейн, Б.В. Зейгарник,
А.Р. Лурия
доказали, что психическая болезнь
протекает по биологическим закономерностям,
к-е не могут повторять закономерности
развития и разные виды патологии приводят
к качественно различным картинам
распада.

Т.О.
а)
влияние различных общепсихологических
те­орий на становление патопсихологии
(ассоциативная психология психология
сознания, бихевиоризм, гештальтпсихология,
психо­анализ и др.); б)
естественнонауч­ные традиции общей
психологии в России, влиявшие на развитие
патопсихологии (идей И.М.Сеченова,
Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, роль школы
В.М.Бехтерева и др.);
в)

основополага­ющий вклад Б.В.Зейгарник
в развитие патопсихологии: разработ­ка
теоретических основ, методологии
исследования, психологи­ческой
феноменологии псих нарушений.

Исследования в этой отрасли

Исследования патопсихологии включают:

  • анализ болезни и правильный диалог с пациентом;
  • наблюдение и обследование больного при помощи различных методик;
  • сравнительную характеристику полученных результатов;
  • постановку диагноза и подбор способов лечения.

При проведении исследований патопсихолог всегда должен быть корректным, тактичным, отличаться внимательностью и терпеливым характером.

Патопсихология — это очень серьезная отрасль психологии

Поэтому, решившись на обследование, помните о важности прохождения полноценного курса, поскольку патопсихологи основывают свои заключения на конечном результате оценки деятельности обследуемого и на анализе выполнения всех поставленных задач. Это позволит выявить особенности нарушений и определиться с методикой лечения

Патология и норма

Для патопсихологии такие категории как патология и норма неоднозначны.

Понятие нормы связывают со здоровьем, в то время как патология – это понятие болезни.

Рисунок 1. Патология и норма. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Содержательное и научное определение того и другого понятия являются методологической проблемой.

В качестве базового критерия сравнения текущего и постоянного состояния человека используется категория нормы. Различают несколько видов нормы – идеальную, статическую, функциональную, социальную, индивидуальную норму и др.

Норма (нормальность) в самом широком смысле слова означают соответствие определенным стандартам, усредненным индивидуальным проявлениям, которые дают возможность человеку эффективно существовать как в обычных, так и меняющихся условиях.

Ряд психологов говорят о том, что норма – это оптимальный уровень психического функционирования. При оптимальном уровне человек может быть полноценным в любых условиях.

К критериям психического здоровья психологи относят:

  • постоянство своего Я, осознание и чувство непрерывности;
  • соответствие силе и частоте воздействий среды психической реакции человека;
  • критичность к своей деятельности и к себе самому;
  • ответственность за потомство и близких людей;
  • соответствие поведения общепринятым нормам и умение им управлять;
  • исходя из жизненных ситуаций изменять свое поведение;
  • умение планировать свою жизнь.

При любом отклонении от установленных норм говорят уже о наличии патологии, которая с точки зрения медицины трактуется как нарушение функционирования организма на биологическом уровне.

Клиническая психология рассматривает патологию даже тогда, когда отсутствуют биологические компоненты.

Ряд специалистов говорят о том, что понятие патологии не объясняет большого многообразия отклонений в психическом функционировании и предлагают использовать понятие «расстройство».

Психологи выделяют следующие критерии психического расстройства:

  • наблюдение реакций, которые превышают выявленную частоту их возникновения;
  • дисфункциональные состояния;
  • поведение, наносящее ущерб самому больному или окружающим его людям.

Замечание 2

Таким образом, если соотносить оба понятия, то здоровье предполагает наличие нормы, допуская при этом, отклонения от неё до пределов функциональной адаптивности к среде. Понятие «болезнь» уже понятия «патология», поскольку патологией считается болезнь и другие состояния без активных болезненных изменений, хотя уже являющихся отклонением от нормы.

Персоналии патопсихологии

Патопсихология – относительно молодая наука, главные имена:

3 стр., 1493 слов

Готовность студентов к профессиональной деятельности как педагогическая проблема

Готовность студентов к профессиональной деятельности как педагогическая проблема Усиление интереса общества к проблемам современного образования, распространение и утверждение гуманистических идей повлекло необходимость переосмысления педагогических ценностей высшей школы. Цели университетского образования обогатились приоритетами саморазвития, профессиональной самоорганизации личности, признанием …

Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, Б.Д. Карвасарский, Е.Т. Соколова, Б.С. Братусь, В.М. Блейхер и И.В. Крук смотри краткую историю патопсихологии («Патопсихология», стр. 10-32).

Психологические лаборатории при психиатрических клиниках:

Э. Крепелин, П. Жане, В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, В.Ф.Чиж, И.А. Сикорский, П.И. Ковалевский.- конец XIX ,- начало XX века.

Основы и принципы науки

Основы патопсихологии и исследований в этой сфере заключаются в:

  • изучении деятельности личности;
  • качественном анализе психических расстройств;
  • раскрытии механизма нарушений и нахождении способов дальнейшего восстановительного процесса.

Важно выделить принципы, которых придерживается патопсихолог в работе с детьми:

  • основная задача обследования;
  • ведение протокола лечения и оформление заключительного вердикта по полученным материалам;
  • индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от возраста, психологического состояния и других особенностей;
  • проведение осмотра с согласия родителей или в их присутствии;
  • сочетание в исследовании качественных и количественных методик оценивания сложности психических отклонений;
  • сопоставление полученного результата с нормативными данными.

При лечении ребенка патопсихологу следует аккуратно подходить к поставленной задаче, установить доверительный контакт с пациентом во избежание его закрытия в себе, что может привести к усугублению болезни.

Основные аномалии

Левченко иллюстрирует, как сначала в патопсихологии выясняются особенности психики, а потом на их основе рассматриваются нарушения. Основными из них считаются:

  • Нарушения восприятия. Проявляются в агнозиях, обманах чувств, изменении мотивационной сферы.
  • Нарушения памяти. В патопсихологии связаны с недостаточностью непосредственной, опосредованной памяти. Не меньшее значение имеют нарушения запоминания и мотивационного компонента.
  • Нарушения внимания. В патопсихологии нарушения внимания проявляются в снижении устойчивости, уменьшении объема и проблемах с переключаемостью.
  • Нарушение мышления. Имеет разные формы, могут пострадать: операционная сторона, динамика, мотивационный компонент.
  • Нарушение личности. Связано с неадекватной оценкой себя, изменениями мотивационной и эмоционально-волевой сфер.

Таким образом, основные формы нарушений выражаются в проблемах со смыслообразованием и контролем, формированием потребностей и иерархией мотивов.

Предмет и задачи патопсихологии

Определение 1

Патопсихология – это отрасль психологии, которая занимается изучением изменений психической деятельности при патологии мозга в сопоставлении с ее нормой.

Являясь прикладной отраслью психологии, патопсихология исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме.

Патопсихология, как интегративная область знаний о человеке, граничит с медициной и социологией.

Исследования, которые проводит патопсихология, всегда направлены на реального человека в его неразрывной взаимосвязи с социальной средой.

Есть смысл сказать о смешении понятий и некорректном использовании патопсихологических терминов

Важно разграничить понятия «психопатология» и «патопсихология»

Предмет патопсихологии определяет признание того, что она является психологической дисциплиной, а не медицинской.

Психопатология – это медицинская отрасль, которая занимается изучением общих особенностей психических заболеваний, выявлением патогенетических механизмов нарушений психики.

Являясь психологической дисциплиной, патопсихология исходит из закономерностей развития психики в норме.

Психика соматических и психически больных людей является предметом патопсихологии, а в целом в рамках патопсихологии исследуются закономерности искажений отражательной деятельности мозга.

Перед патопсихологией стоят разнообразные практические задачи. Среди них:

Дифференциально-диагностическая – одна из важнейших задач практического патопсихолога, позволяющая получить дополнительные данные о психическом состоянии больного и, помогающая врачу поставить точный диагноз заболевания;
Задача исследования динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией – данная задача реализуется патопсихологами в условиях клиники. Дело заключается в том, что психопатологическая симптоматика в ходе лечения значительно изменяется, которые не всегда удается однозначно определить. Например, чтобы быстрее выписаться из отделения, больной с продуктивной симптоматикой, перестает демонстрировать наличие у себя бредовых идей или галлюцинаций, хотя сами расстройства могут сохраняться. В этом случае проводимое патопсихологическое исследование в процессе лечения, направленное на анализ всех компонентов психической деятельности, является объективным показателем влияния терапии на протекание болезни;
Участие в экспертной работе – ещё одна важная задача патопсихологии, особенно в проведении судебно-психиатрической, трудовой и воинской экспертизы. Экспертное заключение имеет большую значимость в судебно-психиатрической практике для того, чтобы принять судебное решение о вменяемости или невменяемости, мере ответственности за совершенные действия и др. Что касается воинской экспертизы, то здесь патопсихологические данные дают возможность для выявления проявлений шизофрении, олигофрении, психопатий, неврозов, ограничивающих несение воинской службы. В области трудовой экспертизы патопсихолог выявляет наличие психических заболеваний и в связи с этим насколько может быть снижена трудоспособность человека;
Следующая задача патопсихологии – это участие в реабилитационной работе

Проблемам реабилитации современная психология уделяет большое внимание, потому что реабилитационные мероприятия направлены на восстановление социального статуса больного человека;
Задача патопсихологии, связанная с участием её в психотерапии, должна проводиться не только по запросу врача-психиатра, но и под его руководством. Участие психологов в психотерапии необходимо, но вопрос о праве и возможности недостаточно регламентирован нормативными документами;
Задача исследования недостаточно изученных психических заболеваний решается патопсихологией реже остальных

Необходимые исследования проводятся на базе научно-исследовательских институтов.

Что такое патопсихология?

Достаточно большой вклад патопсихология вносит в практическую деятельность психологов и психиатров. Под патопсихологией понимается наука, которая путем применения различных методик и диагностических тестов позволяет определить направленности развития отклонений в психике человека.

За основу берется норма – как психика развивается при всех благоприятных условиях? Все остальное считается отклонением, у которого есть причины для своего возникновения. Если специалист разбирается в причинах, которые приводят к тем или иным отклонениям в психической деятельности, тогда он может помочь человеку.

Патопсихология берет за основу научные данные, а не догадки и теории. Она базируется на том, что диагностически выявлено и подтверждено. Также она дает четкие рекомендации по тому, какими методами лечения можно устранять патологические изменения.

Патопсихологию приравнивают к нейропсихологии, которая развилась в стенах психиатрических больниц. Она включается в себя психопатологические учения, когда необходимо ставить четкие диагнозы и назначать медицинское лечение. Также она включает дефектологию и олигофренопсихологию.

Патопсихология лишь недавно стала отдельной отраслью, которая позволила сформироваться судебной патопсихологии. Так, работники судебных дел могут выявлять психические отклонения и обосновывать их. На основе имеющихся знаний можно предполагать и предвидеть поведение преступников, что очень помогает в расследовании преступлений и поиске авторов их совершивших.

Отдельно патопсихология заслуживает внимание у обычных психологов, которые работают с вполне здоровыми и адекватными людьми. Здесь не приходится проводить диагностику, назначать лечение и длительное время избавлять человека от различных симптомов

Однако даже здоровый человек подвергается постоянному изменению своей личности вследствие различных болезней, особенно хронического характера.

Хоть и трудно вредные привычки или вредные условия жизни назвать болезнью, однако даже это сказывается на формировании личности. Если не брать клинические проявления отклонений, то в жизни здорового человека патологическими являются некоторые качества характера и поведение. К примеру, неспособность человека контролировать собственные эмоции тоже является патологическим. Почему человек не всегда может объяснить причины своего поведения – это тоже патология.

В практической деятельности психолога имеется множество случаев, когда человек обращается за помощью при наличии различных проблем психического характера. Все они формируются под влиянием:

  1. Родительского воспитания.
  2. Влияния школы, СМИ и общественного мнения.
  3. Различных заболеваний длительного или хронического характера.
  4. Внешних недостатков, которые таковыми считаются лишь в том обществе, в котором живет человек.

Болезнью можно назвать не только физическое нездоровье или психические отклонения, но и ту нездоровую обстановку, в которой человек постоянно находится, из-за чего его характер становится таким, чтобы идеально вписываться в имеющиеся условия.

Самым интересным потом становится то, что человек в других условиях не может проживать. Так, если человеку предоставить утопические условия существования, он не сможет в них хорошо себя чувствовать. Как говорится, свинья всегда будет искать грязь, а волк будет всегда смотреть в лес, как бы хорошо его не кормили. Человек настолько крепко привыкает к тем неблагоприятным условиям, в которых живет, что потом не может нормально себя чувствовать, если ему предоставляется здоровая обстановка.

Больной уже привык быть больным, и иначе он уже не может жить, как только продолжать оставаться больным!

Психотический

уровень

Нормальное развитие человека и аномалии

(Братусь Б.С., 1988)

Ведущим для человеческого развития является процесс самоосуществления, а его предмет – «родовая человеческая сущность», стремление к приобщению, слиянию с ней и обретение тем самым, всей возможной полноты своего существования как человека.

Нормальное (N+) развитие человека согласуется с этим процессом, направляется на его реализацию;

Нормальное (N+) развитие – это такое развитие, которое ведёт человека к обретению им «родовой человеческой сущности».

Условия и критерии нормального (N+) развития:

  1. Отношение к другому человеку как к самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода «человек» (центральное, системообразующее отношение).
  2. Способность к децентрации, самоотдаче и любви как к способу реализации этого отношения.
  3. Творческий, целетворящий характер жизнедеятельности.
  4. Потребность в позитивной свободе.
  5. Способность к свободному волепроявлению.
  6. Возможность самопроектирования будущего.
  7. Вера в осуществимость намеченного.
  8. Внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями.
  9. Стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни.

Между условными полюсами — норма (N+) и патология (N-) находится обширное поле отклонений, аномалий развития (аномалии только в крайних вариантах переходят в выраженные патологические явления).

Аномальное развитие – такое развитие, которое не согласуется, подавляет самоосуществление, ведёт к извращению его сути,

это такого рода развитие, которое ведёт человека к отъединению, отрыву от его всеобщей родовой сущности.

Нестандартизированная патопсихология

Нестандартизированная патопсихология направлена на конкретизацию нарушений психики, диагноз ставится каждому пациенту индивидуально. К данной отрасли науки относятся:

  • Методика формирования искусственных понятий, которую Выготский чаще всего использовал при шизофрении и органических нарушениях головного мозга.
  • При анализе нарушений в процессе обобщения и отвлечения, последовательности суждения Гольдштейн применял способ, основанный на классификации предметов.
  • Методы, используемые при исследовании мышления — картинки с предметами, исключение предметов, понятий и их классификация.
  • Для исследования памяти используются методы корректурных проб и черно-красных цифровых таблиц.
  • Другие методы — незаконченных предложений, попарных профилей, набора слов и слогов.

Принцип вышеуказанных методов заключается в моделировании ситуации, которая свойственна тому или иному заболеванию психики.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.