Психологическая реабилитация: виды, методы

Ключевые принципы и модели

Теоретические модели важны в реабилитационной психологии для понимания и объяснения нарушений, помощи в планировании лечения и облегчения предсказания результатов. Модели помогают организовывать, понимать, объяснять и предсказывать явления. Используемые модели объединяют информацию из ряда дисциплин, таких как биология, психология и социология. Необходим широкий спектр моделей из-за разнообразных проблем и проблем, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями и хроническими заболеваниями. Часто для правильного понимания состояния человека необходимо применять более одной модели.

Биопсихосоциальная модель : биопсихосоциальная модель исследует взаимодействие медицинских условий, психологических стрессоров, окружающей среды и личных факторов, чтобы понять адаптацию человека к инвалидности. Эта междисциплинарная модель является признанием того, что инвалидность может быть понята только в более широком контексте, и отражает давнюю веру психологов-реабилитологов в то, что культурные установки и экологические барьеры влияют на адаптацию человека и подчеркивают инвалидность. Следует отметить, что принципы этой модели отражены в Всемирной организации здравоохранения «s Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ). Структура носит целостный характер, и для ее применения поставщики услуг должны знать о домашней жизни инвалида и более широком социальном контексте.

Психоаналитическая модель . В контексте реабилитационной психологии концепция кастрационной тревоги Фрейда может быть применена к тяжелым потерям, например к потере конечности. Эта концепция отражена в теории стадии приспособления Джерома Силлера, разработанной для лучшего понимания принятия и приспособления после внезапной инвалидности.

Социальная психология : пионеры реабилитационной психологии были разнообразной группой, но многие пришли из области социальной психологии . Курт Левин – один из примеров. Как еврей, живший в Германии в первые годы нацистского режима, опыт Левина сформировал его психологическую работу. Это отражено в его концептуальном понимании различия между инсайдерами и аутсайдерами, а также в его понимании стигмы. Левин известен своей концептуализацией B = f (p, e) , где поведение ( B ) является функцией как человека ( p ), так и его окружения ( e ).

Тамара Дембо и Беатрис Райт , двое учениц Левина, признаны первопроходцами в истории реабилитационной психологии. Райт является автором двух основополагающих текстов в данной области, « Физическая инвалидность: психологический подход» и тщательно переработанного второго издания « Физическая инвалидность: психосоциальный подход». Она также предложила соматопсихологическую модель, которая поддерживает интерпретацию инвалидности в ее социальном контексте. Соматопсихологическая модель основана на теории поля Левина и утверждает, что окружающая среда может либо помогать, либо препятствовать адаптации человека. Понимание Райта и ее формулировка убеждений и принципов, лежащих в основе практики реабилитационной психологии, стали известны как «основополагающие принципы реабилитационной психологии», и ее работа продолжает использоваться в современных исследованиях, теории и практике реабилитационной психологии.

Когнитивно-поведенческая теория . Подходы когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), такие как лечение, направленное на решение проблем , показали многообещающие возможности для улучшения адаптации, благополучия и общего состояния здоровья среди людей с ограниченными возможностями и хроническими заболеваниями. Эта модель утверждает, что мысли и стратегии совладания напрямую влияют на чувства и поведение. Подчеркивая, идентифицируя и изменяя дезадаптивные мысли, КПТ работает, чтобы изменить субъективный опыт человека и его результирующее поведение. Разнообразные эмпирические исследования продемонстрировали эффективность КПТ в случаях черепно-мозговой травмы, травмы спинного мозга и множества других состояний, характерных для людей, живущих с инвалидностью и хроническими заболеваниями.

Как устроена работа с пациентами в Междисциплинарном центре реабилитации?

— У нас работает большая бригада специалистов. Можно выделить три крупных направления. Первое — двигательное. Это специалисты ЛФК, которые в процессе реабилитации учат человека перемещаться в пространстве, стоять, сидеть, переворачиваться, двигать ногами, ходить или перемещаться на инвалидном кресле, удерживать баланс. Они отвечают за крупную моторику.

Второе направление — эрготерапия. Это относительно новая для России область медицины.

Специалисты учат человека быть самостоятельным в повседневной жизни, помогают ему восстановить навыки, которые важны и значимы для его здоровья и благополучия: чистить зубы, пользоваться ванной, туалетом, одеваться, раздеваться, готовить пищу, посещать магазины, считать деньги, пользоваться кошельком, писать, читать, воспринимать информацию.

Третье направление — психологическое сопровождение реабилитационного процесса. Я и мои коллеги отвечаем за мысли, чувства и поведение человека, находящегося у нас на реабилитации

И особенность нашего центра заключается в слаженной работе всех специалистов. Мультидисциплинарная бригада ведет каждого пациента и обсуждает с коллегами динамику реабилитации.

Такой всесторонний подход позволяет оказать высококвалифицированную реабилитационную помощь каждому пациенту.

ПОЧЕМУ ВАЖНА РЕАБИЛИТАЦИЯ?

Реабилитация пожилых людей направлена на решение нескольких задач. Первая – это продление жизни пациента в почтенном возрасте. Вторая – улучшение ее качества путем проведения восстановительных работ.

Важность выполнения восстановительных мероприятий основывается на ряде правил:

  • Лечение осуществляется с учетом мнения и настроения пожилого человека. Это важный психологический аспект, который необходимо учитывать в первую очередь;

  • План реабилитации согласовывается с подопечным. Специалист подробно объясняет каждый шаг терапии, чтобы у пациента не осталось вопросов;

  • Постоянный контроль состояния наблюдаемого. Врач периодически проводит обязательные проверки, собирая анализы для лабораторных исследований, измеряя давление, температуру пациента, его пульс и дыхание;

  • Моральная поддержка и поощрение человека за успехи в работе. Благодаря этому сохраняется и усиливается мотивация к выздоровлению, поднимается настроение, появляется уверенность в собственных возможностях;

  • Пробуждение желания вести активный и насыщенный образ жизни. Это влияет на то, как скоро пожилой человек сможет обслуживать себя самостоятельно, и избавиться от ощущения ненужности.

К сожалению, многие возрастные пациенты считают старение приговором. Это в корне неверно. Здоровый образ жизни, качественное питание, увлекательные ежедневные занятия (упражнения, хобби, работа), а также социальная реабилитация способны помочь человеку достичь абсолютной гармонии с собой, а также средой, в которой он проводит время.

Принципы психологической реабилитации

  • Принцип учета личности
    больного. Для того, чтобы успешно восстановить функцию, следует прежде всего
    восстановить деятельность человека, снять мешаюшие ему установки,
    организовать и направить его активность. Эффективность любой установки, в
    т.ч. и обучения, зависит от мотивов, поэтому в процессе обучения необходима,
    прежде всего, работа по формированию мотивов и активизации деятельности
    больных.

  • Принцип опоры на сохранные
    формы деятельности больного. С начала обучения и в течение всего его периода
    необходимо работать над актуализацией прошлого опыта для того, чтобы
    сохранные формы деятельности или их остаточные возможности сделать опорой
    для восстановления нарушенных функций.

  • Принцип опоры на деятельность
    больного. Усвоение знаний протекает только через собственную деятельность
    человека. Используют разные виды деятельности больного — обучение,
    трудотерапия, подвижные игры и общение; в процессе этой деятельности
    возникают представления, образы, которые включаются во внутреннюю структуру
    психических процессов, они создают готовность к другому виду деятельности.

  • Принцип программирования
    обучения. Больные нуждаются в такой организации их деятельности и в таких
    методах, которые бы позволили ему самостоятельно производить вначале
    операции, а затем и действия с целью выполнения задач ( например, говорить
    понимать писать и т.д.). Этот принцип предусматривает
    помощь психологов, заключающуюся в том,
    что они разрабатывают программы, состоящие из ряда последовательных
    операций,

Выполнение составленных операций больным (сначала
со специалистом, а позже – самостоятельно) приводит к реализации нарушенного
умения или способности говорить, понимать, писать и т.д.


Реабилитация в неврологии
/ В.
А. Епифанов, А. В. Епифанов. М.: Гэотар-медиа, 2014. 416 с
.

Похожие материалы

Показания при назначении психологической реабилитации

Основные направления социально психологической реабилитации позволяют работать с пациентами и изменениями привычного течения их жизни, которые произошли в результате:

  • преодоления тяжелой болезни,
  • инвалидности, потери трудоспособности,
  • восстановления после алкогольной или никотиновой зависимостей,
  • перенесенной психологической травмы,
  • участия в военных действиях,
  • трудной жизненной ситуации.

Кому же может быть необходима психологическая реабилитация? Это, прежде всего, пациенты, перенесшие тяжелые травмы, получившие инвалидность, онкологические больные. Давно доказана эффективность психологической реабилитации среди военнослужащих, особенно участников боевых действий.

Разработаны отдельные программы помощи детям и подросткам, пережившим потерю близких или семейное насилие, а также заикающимся старшего дошкольного возраста; комплексы помощи детям-инвалидам и их семьям.

Эффективны программы социально-психологической реабилитации также для людей, потерявших работу в результате болезни, после стресса.

Поскольку все программы подбираются индивидуально, специальных противопоказаний нет, пройти программы психологической реабилитации под наблюдением высококвалифицированных психотерапевтов нашего Центра могут и взрослые, и дети, и даже беременные.

Возможность вернуться к работе, личной жизни, открытие собственных внутренних резервов, восстановление дееспособности, полноценная общественная и социальная жизнь — все эти положительные изменения отмечают участники психологических реабилитационных программ, проводимых психотерапевтами ЦМЗ «Альянс».

Принципы осуществления помощи

Психологическая реабилитация инвалидов строится на основе ряда принципов. Первым является неотложность помощи, смысловое содержание которого заключается в своевременном оказании психологической разгрузки после шока, сильного стресса или переживаний. Пара минут терапии избавляет от будущих спадов в нервной системе пациента на длительное время.

Различается педагогическая и медикаментозная психологическая помощь. Реабилитация пациентов может проводиться комплексным методом: одновременная подготовка психологического сознания и избавление от центров физического напряжения с использованием препаратов. При травмах детей, связанных с насилием, принимаются дополнительные меры: оценивается состояние жизни в семье, поведение в обществе, вносятся коррективы путем создания положительных образов. В некоторых случаях ребенка приходится защищать не только психологически, но и юридически.

Психоэмоциональные расстройства как последствия инсульта

Значительное количество людей сталкивается с психологическими трудностями, психоэмоциональными проблемами и депрессией после инсульта. Многие из больных нуждаются в восстановлении психического здоровья и устранения депрессии, тревоги, разочарования или гнева.

Согласно данным статистики психоэмоциональные расстройства после перенесенного ОНМК возникают у большинства больных – в 30–65% случаев. Доминирующие позиции занимают сбои депрессивного и тревожного спектра (у 20–45% пациентов). Эти сопутствующие невротические и психотические заболевания оказывают сильное негативное влияние как на качество жизни, так и на функциональные способности организма.

В выборке из более чем 50 000 пациентов с инсультом те больные, у которых была диагностирована депрессия или другие проблемы с психическим здоровьем, имели повышенный в 3 раза риск смерти в течение 10 лет после первого эпизода, даже после того, как влияние других отрицательных хронических состояний было статистически контролируемым.

Что такое социально-психологическая реабилитация

Социально психологическая реабилитация инвалидов это список профессиональных услуг, цель которых помощь людям с ограниченными возможностями для адаптации. В него входят обучение инвалида и развитие способностей, дающих возможность делать подвластную социальную работу. Также человек с ограниченными возможностями сможет принимать активное участие в общественных мероприятиях.

На данном этапе реабилитации максимум внимания уделяется восприятию человека себя в социуме, как неотъемлемой его части. Это положительно скажется на будущем человека.

Для инвалидов существуют следующие услуги по социально-психологической адаптации. Это:

  • консультации, направленные на разрешение любых задач социально-психического характера;
  • детальная диагностика;
  • коррекция поведения и восприятия мира;
  • терапевтическая помощь;
  • тренинги;
  • профилактические групповые занятия.

Для людей, которым особенно сложно смириться со своим положением, применяется метод постоянного патронажа.

Анозогнозия

Еще одно последствие инсульта – анозогнозия, характеризующаяся отсутствием критической оценки состояния здоровья и отрицанием существующего дефекта. Больной может утверждать, что у него отсутствует паралич, зрение, слух и речь находятся в норме, психическая сфера абсолютно здоровая. Например, парализованный пациент может рассказывать врачу, как он двигал, поднимал, управлял поврежденной рукой.

В большинстве случаев анозогнозия является следствием поражения правой теменной доли головного мозга. Этот феномен рассматривается в психологии как «отрицание», то есть стремление человека избежать принятия правдивой информации о себе, которая не совместима с имеющимися представлениями о собственном теле и духовном мире.

Отрицание является сдерживающим фактором, позволяющим неосознанно уменьшить тревожащие переживания. Схему развития анозогнозии можно представить следующим образом: искаженное восприятие реальных факторов – необходимость устранить психоэмоциональное напряжение – включение механизмов психологической защиты. Такое защитное поведение помогает больному чувствовать себя включенным в общественную деятельность.

Однако анозогнозия выступает существенной преградой для проведения лечения, становясь своеобразным «противовесом». Психологом приходится прикладывать немалые усилия, чтобы избавить больного от иллюзий и вернуть в реальную действительность.

Задачи и методы

Психологические факторы играют большую роль в реабилитации больных с
заболеванием (повреждением) нервной системы, они оказывают заметное влияние на
многие стороны восстановительного процесса. При этом
психологическая помощь должна осуществляться
в контексте решений следующих задач реабилитации::

  • Ускорять нормальный процесс
    психологической адаптации, который изменился в результате болезни или
    жизненной ситуации.

  • Осуществлять профилактику и
    лечение патологических психических изменений.

Данные задачи решаются с помощью методов психологической реабилитации,
к которым относятся:

  • психокоррекция;
  • психопрофилактика;
  • психотерапия.

В остром периоде заболевания или повреждения нервной системы в динамике
психологического состояния пациентов выделяют три этапа (рис. 1):

Рис. 1. Психологические
изменения на разных этапах заболевания:
I — первая неделя; II — первые три месяца и
III — отдаленный период заболевания

Первый этап длится примерно неделю. Его характеризуют психические
изменения преимущественно соматогенного характера и соматической природе с
преобладанием страха смерти, растерянности и тревоги, двигательных беспокойств и
нарушения сна. В ряде случаев развиваются преходящие психические состояния.

Второй этап длится два-три месяца. За этот период, как правило,
процесс формирования психологической реакции на болезнь завершается.

При этом можно выделить два основных типа психологической реакции на болезнь
– адекватный и невротический. Во втором случае отмечаются такие невротические
реакции на болезнь, как 

  • депрессивная
    (тревожно-депрессивная;

  • фобическая (обсессивно-фобическая;

  • ипохондрическая (депрессивно-ипохондрическая)
    – чаще наблюдается улиц пожилого возраста и при хронической церебральной
    патологии;

  • истерическая (чаще
    наблюдается у женщин);

  • анозогнозическая (реакция
    отрицания болезни), характерная для мужчин.

На третьем этапе у большинства пациентов происходит психологическая
реадаптация. Их психический статус в принципе  не отличается от
преморбитного. Однако у некоторых больных психические изменения закрепляются и
формируются в более стойкие, чем на первом и втором этапах психологического
состояния, психические нарушения, проявляющиеся в неврозах и патологическом
развитии личности, что в значительной мере препятствует нормальному протеканию
реабилитационного процесса.

Больные как будто хотят вернуться к работе, обещают выполнять рекомендации
врача по расширению двигательного режима после выписки из стационара. Однако
поведение их доказывает обратное — они не верят в то, что можно улучшить их
состояние, что они смогут когда-либо вернуться на работу.

Таким образом, на всех этапах динамика психологического состояния пациентов
зависит от изменений ситуации.

На динамику психологического состояния больных оказывают воздействие три
группы факторов: а) личностные; б) соматогенные и в) окружающей среды (рис. 2.).
Хотя при многих заболеваниях в остром периоде преобладает влияние соматогенных
факторов, в последующие недели — личностных, а затем ( обычно после выписки из
лечебного учреждения и возвращения домой) — факторов окружающей социальной
микросреды; все эти группы факторов действуют на всех этапах психологической
реадаптации.

Рис. 2. Основные факторы,
влияющие на процесс психологической реадаптации при тяжелых соматических
заболеваниях (цит. по Зайцеву В.П.)

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

В современной практике используется несколько основных методик психологической реабилитации:

  • предварительная диагностика, позволяющая определить спектр проблем, нуждающихся в решении;

  • медитация (чаще всего групповая);

  • релаксация;

  • арт-терапия, с помощью которой пожилые люди могут выразить текущее состояние посредством творчества;

  • ароматерапия;

  • терапия травами;

  • прогулки;

  • медикаментозное лечение (при наличии психических заболеваний).

Способы используются комплексно, поскольку специалист равномерно распределяет сеансы в течение недели, получая возможность собирать диагностические данные пациента, и корректировать дальнейший план восстановительных работ.

Психологическая помощь при депрессии, тревожности, стрессах

Изначально психолог старается понять первопричину возникновения подобных проблем, после чего начинается усердная совместная работа. Специалист помогает человеку осознать недуг, поскольку от этого зависит успешность дальнейшей терапии. Для борьбы с депрессией, тревогой и стрессами применяются медитационные техники, художественная терапия, ароматерапия. С пожилым человеком всегда ведутся беседы. Также к помощи привлекаются родственники наблюдаемого.

Психологическая помощь после инсульта

После инсульта применяется техника многоэтапного восстановления:

  • восстановление образа «Я». Производится вкупе с физиотерапией, лекарственной терапией, ЛФК;

  • коррекция межличностных отношений, возвращение социального статуса. Иными словами, производится интерперсональная коррекция личности;

  • третий этап основан на формировании установок к здоровому образу жизни. Разрабатывается новая жизненная концепция с учетом всех текущих факторов.

Проводится сложная комплексная работа, включающая в себя не только психологическую помощь, но и работу с возвратом утраченных физических функций.

Психологическая помощь при деменции и болезни Альцгеймера

К сожалению, старческая деменция или болезнь Альцгеймера – это сложные заболевания, которые поддаются лишь временному смягчению симптомов при помощи медицинских препаратов. Лечению такие болезни не поддаются, поэтому работа ведется исключительно на поддержание текущего состояния. 

Помимо лекарственной терапии, специалисты занимаются следующими вопросами:

  • лечение других заболеваний;

  • уход за больным при полной недееспособности;

  • занятия, способствующие общему улучшению настроения;

  • поведенческое вмешательство (работа с агрессией, тревожность, проблемы со сном);

  • осведомление об имеющейся болезни;

  • создание групп поддержки пациентов.

Даже такой серьезный недуг можно контролировать. Очень важна роль родственников и друзей пациента, поскольку в их лице наблюдаемый находит основную поддержку.

Мотивация для дальнейшего лечения

Отдельного внимания заслуживает работа по мотивации возрастного пациента для дальнейшей работы со специалистом. Основой успешной терапии является желание подопечного исправлять ситуацию в лучшую сторону. Профессионал должен подбадривать человека, хвалить за успехи, согласовывать план дальнейшего лечения, учитывая мнение и желания. Дополнительную мотивацию оказывают родственники пожилого человека, проводя с ним самостоятельную работу при домашнем наблюдении. Только так психологическая реабилитация дает качественный результат, способствуя улучшению состояния возрастного пациента.

Научно-исследовательская работа

Исследовательские работы и научные статьи Натальи Зенцовой посвящены вопросам психологии зависимости, этапу психологической реабилитации зависимых, его структурированию. На сегодняшний день в наркологии реабилитация является ведущим и самым прогрессивным направлением, тем не менее, здесь до сих пор нет стандартов психодиагностики, взаимодействий всех участников процесса

В своих статьях специалист уделяет внимание этим вопросам

В них затрагиваются темы современных технологий психологической науки, которые актуальны для работы с зависимыми. Наталья Зенцова считает, что очень важна достаточная и квалифицированная психодиагностика на начальном этапе лечения. Это позволит узнать реабилитационные возможности самого больного, подобрать верные методы и программы реабилитации. Как показывает опыт, наиболее действенным в реабилитации оказывается гуманистический подход, который учитывает не только индивидуальные качества самого зависимого, а так же среду его жизни.

Принципы психологической реабилитации

В широком смысле медицинская реабилитация подразумевает физическое восстановление организма и нацелена на максимальное возвращение к функциям, присущим ему до болезни или травмы; психологическая же реабилитация работает на приобретение новых качеств, позволяющих человеку построить новое, счастливое будущее, несмотря на произошедшие с ним изменения. Для выполнения такой непростой задачи мы соблюдаем основные принципы психологической реабилитации:

  1. высокий профессионализм специалистов,
  2. обоснованное применение различных методов,
  3. индивидуальный подход и коррекция программы реабилитации в зависимости от клиента и его состояния,
  4. непрерывность процесса до достижения заявленных целей.

Индивидуальные программы

Для каждого ребенка подбирается определенный набор методик согласно его возможностям, интересам и физическим данным. Систематизирование процесса сокращает время на реабилитацию психики. Время нахождения в клинике определяется после учета мнения родителей. Реабилитационный центр может принять малыша в стационар при необходимости.

Обучаться должны и близкие люди ребенка-инвалида, чтобы каждый мог помочь ему в случае необходимости. Осваивать придется методы пользования техническими средствами, а также оказания экстренной помощи при ухудшении самочувствия пострадавшего. Медикаментозная помощь нужна для снижения напряжения в нервной системе из-за травмированного участка тела. Облегчение самочувствия могут осуществлять путем использования обезболивающих средств, антидепрессантов.

Этапы психологической реабилитации

Мы уделили много внимания психореабилитации в период лечения, но помощь психолога нужна и в другие этапы. Психологическое восстановление предполагает использование различных методов, но основывается на доверительных беседах. Начинается в первые дни диагностики или возникновения болезни. Специалист успокаивает больного, подбадривает и уверяет в благополучном исходе болезни. Далее ведется работа над мотивацией к лечению и быстрейшему выздоровлению. Человек не должен зацикливаться над возможным ухудшением его трудоспособности, смерти.

Не стоит пренебрегать помощью психолога перед серьезной операцией, болезненным диагностическим методов, сложного курса терапии (в частности, химиотерапии). Это помогает смягчить отношение больного к своей болезни, уменьшить риск развития психологических отклонений.

Нужен психолог и перед выпиской

Он обсуждает с пациентом, с чем он может столкнуться дома, поможет преодолеть тревогу, вызванную прекращением постоянного присутствия под наблюдением врачей, проработает важность соблюдения рекомендаций по продолжению лечения и реабилитации после возвращения в родной дом.. Если пенсионер продолжает работать, требуется психологическая помощь перед возвращением к рабочему процессу.

Если пенсионер продолжает работать, требуется психологическая помощь перед возвращением к рабочему процессу.

Члены семьи, особенно супруги, должны также посетить психолога, чтобы у них сформировалось адекватное представление о заболевании родственника, порядке его лечения и возможных последствиях. Посещать нужно того же врача, что и ведет больного, чтобы установки были идентичными.

Постинсультная депрессия

Установлено, что примерно у трети всех людей, перенесших ОНМК, развивается клиническая депрессия. Женщины подвержены более высокому риску развитию депрессии, чем мужчины. Депрессия после инсульта обусловлена как физическими, так и психологическими причинами. Люди, у которых были депрессивные эпизоды до инсульта, с большей вероятностью будут переживать симптомы заболевания после сбоя в кровообращении головного мозга. Депрессивное расстройство находится в тесной связи с имеющимися когнитивными нарушениями после инсульта, поэтому эти две проблемы должны быть рассмотрены в решены в комплексе.

Мрачное настроение, печаль и грусть оказывают огромное негативное влияние на жизнь людей после инсульта и тех, кто за ними ухаживает. Лица, привыкшие жить самостоятельно, внезапно становятся зависимыми от ухаживающих за ними особ. Инсульт приводит к значительным физическим, психологическим и финансовым изменениям, которые человек должен внести в свою повседневную жизнь. Психотерапия и другие формы психологического консультирования могут помочь восстановить должный уровень независимости и постепенно приспособиться к изменениям, вызванным инсультом.

Некоторые факторы влияют на риск развития и тяжесть депрессивного расстройства.

В их числе:

  • область мозга, пострадавшая в результате инсульта;
  • личный и семейный анамнез расстройств настроения или патологической тревоги;
  • уровень социальной изоляции до инсульта.

Расстройство диагностируется, если классическая депрессивная триада симптомов обнаруживалась более двух недель.

Типичные признаки и предупреждающие знаки включают в себя:

  • глубокая всеохватывающая грусть;
  • беспричинное беспокойство;
  • потеря интереса к деятельности, которая когда-то была приятной;
  • отсутствие мотивации к деятельности;
  • трудности в принятии решений;
  • плохая концентрация внимания;
  • трудности с запоминанием деталей;
  • низкая самооценка;
  • чувство бесполезности, беспомощности;
  • проблемы с качеством сна, трудности с засыпанием;
  • переедание или потеря аппетита.

Некоторые люди, которые находятся в депрессии, могут быть неспособны верно модулировать свои эмоции. Они могут смеяться или плакать без причины, стать эмоционально неустойчивыми. Могут всплыть или обостриться существующие проблемы с наркотиками или алкоголем, что значительно затрудняет проведение реабилитационных мероприятий.

Восстановление от депрессии требует времени и последовательной врачебной работы, но грамотно проведенное лечение обеспечивает полное выздоровление пациента. В настоящее время специалисты содружества реабилитологов и психологов Ираклия Пожариского используют самые распространенные и эффективные методы психотерапевтического лечения депрессии.

Люди быстрее выздоравливают после инсульта, если получают хорошую поддержку и всестороннюю помощь. Больные восстанавливаются скорее, если их лечение хорошо организовано, а слаженная команда помощников выявляет и удовлетворяет потребности по мере их возникновения. Реабилитационный период после инсульта также требует, чтобы индивидуум был высоко мотивирован, чтобы придерживаться плана помощи. Ранняя идентификация депрессии гарантирует, что пациенты получат поддержку и понимание, необходимые для адаптации к внезапным изменениям в их жизни.

Диагностика

Во время первой консультации специалисту необходимо выяснить:

  • предшествующее заболеванию состояние психики и динамику ее изменения после заболевания;

  • какие личностные изменения отмечались на всем периоде течения болезни, от появления первых симптомов до курса лечения;

  • факторы, затрудняющие реабилитацию.

Популярный способ – клиническая шкала, применяемые при определении состояния психики пациента при ишемическом заболевании сердца. Широко используется и при других болезнях. Критерии:

  • 0 – психических отклонений нет;

  • 1 – непостоянны, можно выявить в случае досконального расспроса;

  • 2 – психические отклонения постоянные, фиксируется изменение поведения в соответствии с определенным видом патологического вида реакций;

  • 3 – нарушения начинают преобладать в клинической картине, что отражается на трудоспособности.

Тест проводится всего 1 минуту.

Используются и другие психологические тесты, шкалы (Спилбергера, Гамильтона и Бека и др.), многофакторный опросник, метод под названием «Качество жизни пациента», компьютерные средства и прочие.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector