Взаимосвязь педагогики и психологии

Дополнительные материалы

В разделе, посвящённом дополнительным материалам, вы найдёте небольшой список одних из самых популярных на сегодняшний день книг и учебников по педагогике и дидактике. Всего нами рассмотрено несколько книг, однако все они содержат в себе бесценный кладезь как теоретической, так и практической информации на тему педагогики и образования. Авторами этих книг являются специалисты в области педагогики и психологии, доктора наук, доценты и профессора с огромным опытом работы, а также авторы сотен статей и десятков книг в педагогической области.

Кстати говоря, на тему педагогики вообще и на тему педагога в частности можно найти немало интересных высказываний и афоризмов. Все их, конечно, мы перечислять не станем, но позволим себе привести несколько наиболее, на наш взгляд, интересных, чтобы вы могли получить дополнительный заряд мотивации и положительных эмоций, а также как бы из первых уст узнать о том, что же это означает – быть педагогом.

Цитаты знаменитых людей на тему педагогики

«Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически» Константин Ушинский

«Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель» Лев Толстой

«Обучение, воздействуя на ум, чувства и волю, гармонически воспитывает целостного человека» Адольф Дистервег

«Ум без образования не более способен принести большой урожай, чем поле без обработки, каким бы оно ни было плодородным» Цицерон

«Пой учителю хвалу до скончанья века, Из тебя учитель твой сделал человека»

— Восточная мудрость

«Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей» Вудро Вильсон

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь» Василий Ключевский

«Учитель – человек, который может делать трудные вещи легкими» Ральф Эмерсон

«Обучать — значит вдвойне учиться» Жозеф Жубер

«Кто пренебрегает учёбой в юности, тот теряет прошлое и мертв для будущего» Еврипид

Желаем вам успеха в освоении навыка!

Евгений БуяновКирилл Ногалес

Педагогическая психология

Педагогическая психология является наукой , изучающей факты, механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта, закономерности личностного и интеллектуального развития ребёнка, выступающего субъектом педагогической деятельности, которая организуется и управляется педагогом в различных условиях образовательного процесса. Если обобщить, то педагогическая психология занимается изучением психологических аспектов управления процессом образования.

Педагогическая психология отличается наличием ряда проблем: как соотносится обучение и развитие, как соотносится обучения и воспитание, какие существуют сенситивные периоды развития в процессе обучения, как производится работа с одарёнными детьми, в чём заключается проблема готовности детей к обучению в школе и т.д. Исходя из этого, основная задача педагогической психологии состоит в выявлении, изучении и описании психологических особенностей и закономерностей, управляющих интеллектуальным и личностным развитием человека в условиях учебной и воспитательной деятельности. Это и обуславливает и саму структуру данного научного направления, состоящую их психологии обучения, психологии воспитания и психологии педагога.

Психология и педагогика не могут существовать, не опираясь на знание о психике и особенностях психического развития человека. Связь педагогики и психологии сама по себе естественна, о чём можно судить по тому, какое значение имеет применение психологических знаний в целях педагогики. На практике их объединение приводит к появлению новой – производной от них науки – педагогики индивидуальности. Она представляет собой перевод теоретических основ психологии к практической деятельности человека, а её задачей является раскрытие способов применения психологических знаний человеком к своей профессиональной деятельности и психическому здоровью. Именно этот подход, в котором при помощи психологических методов воздействия на человека решаются базовые педагогические задачи, разделяют в настоящее время множество отечественных и зарубежных учёных.

И сегодня имеется множество проблем, вызывающих жаркие споры на тему того, чему необходимо обучать современных школьников, какая именно научная информация должна быть отобрана для доведения её до учащихся, как более эффективно выстраивать педагогическую деятельность и т.п. Ответы на эти и другие подобные вопросы должны даваться с учётом именно психологических знаний, точно так же, как должен определяться потенциал и резервы психического развития учащихся на разных возрастных стадиях.

Из всего сказанного выше следует, что педагогика, как одно из научных направлений, изучающих человека, находится не только на стыке с психологией, но и прочно взаимодействует с другими науками, как с социальными, так и с естественными и философскими. Но, естественно, основы обучения, если рассматривать этот вопрос с позиции отношений педагогики с другими направлениями, диктуются психологией.

Место педагогики и психологии в системе наук

Определение 1

Педагогическая психология – это наука, которая разрабатывает психологические основы обучения и занимается изучением психических явлений, возникающих в условиях осуществления целенаправленного педагогического процесса.

Психология и педагогика относятся к аксиологическим наукам. Само название аксеологические переводится с греческого как ценностные. Основная часть аксиологических наук занимается изучением общества, т.е. социума, поэтому получила название социальные науки.

Что касается педагогики и психологии, то в них преобладающей является личностная ориентация – в этом плане они будут отличаться от других аксиологических наук.

Любая отрасль науки включает в себя ещё целую группу наук, так, например, различают 10 групп психологических наук:

  1. общую психологию, психологию личности, историю психологии;
  2. психофизиологию;
  3. психологию труда, эргономику, инженерную психологию;
  4. медицинскую психологию;
  5. социальную психологию;
  6. юридическую психологию;
  7. педагогическую психологию;
  8. коррекционную психологию;
  9. политическую психологию;
  10. психологию развития, акмеологию.

Надо сказать, что для российской номенклатуры характерно обилие «двойных» наук, например, педагогическая и медицинская психология. Как наука, психология на самом деле состоит из целого ряда групп психологических наук. Все группы психологических наук представляют собой единство проблемного и интерпретационного ряда теорий.

В соответствии с российской номенклатурой педагогика включает 6 групп наук:

  1. общую педагогику, историю педагогики и образования;
  2. теорию и методику обучения и воспитания;
  3. коррекционную педагогику;
  4. теорию и методику физического воспитания;
  5. теорию, методику и организацию социально-культурной деятельности;
  6. теорию и методику профессионального образования.

Существующие характеристики научного знания определений отдельных наук, групп наук, отраслей наук, систем наук, к сожалению, не дают. Внести в классификацию какую-то определенную ясность позволяет теория концептуальных переходов. Теория – это комплекс концептов, объединенных трансдукцией.

Отдельная наука – это единство соответствующего проблемного и интерпретационного ряда теорий.

Отрасль наук – это комплексы знания, связанные концептуально-символической связью друг с другом.

Группа наук – это совокупность отдельных наук. Эти отдельны науки могут включаться и друг в друга, и в отдельную науку данной отрасли.

Если говорить о системе наук, то это будет целостное образование, где компонентами выступают концепты, теории, отдельные науки, группы наук, отрасли наук.

При использовании выражения «современная наука» имеют в виду «современную систему наук».

Замечание 1

Таким образом, психология и педагогика, характеризующиеся личностной ориентацией – это две своеобразные отрасли аксиологических наук. Как отрасли науки они состоят из концепций, теорий, отдельных наук и групп наук, а с другими научными отраслями они связаны концептуально-символическими связями.

Как этому научиться?

Педагогических знаний и навыков, как, впрочем, и любых других, у человека нет на момент его рождения. Любые данные и умения появляются у него по мере его взросления, вместе с опытом, который он получает в процессе жизни. Но, как вы, конечно же, знаете, у всех людей есть генетически обусловленные предрасположенности к чему-либо. Так, у некоторых имеется предрасположенность к продуктивному взаимодействию с окружающими и передаче им того, что они сами знают и умеют. Люди этой категории уже с малых лет и сами начинают максимально познавать окружающую их действительность, и помогают это делать другим. Впоследствии они выбирают для себя специальности, связанные с педагогикой, успешно обучаются и становятся преподавателями.

Однако и тех, у кого такой предрасположенности нет, со счетов сбрасывать ни в коем случае нельзя, просто для успеха в выбранной области им приходится предпринимать на порядок больше усилий и стараний

Важно просто понимать, что человек способен изучить и овладеть абсолютно всем, что его интересует, в том числе и знаниями и навыками в области педагогической науки. Можно, естественно, пойти в университет и даже получить второе или третье высшее образование, если первое не является соответствующим это сфере, а можно и самостоятельно изучить представленную область, для чего и создан наш курс

При изучении педагогики по нашему курсу (и вообще) важно учитывать два аспекта – теоретический и практический:

Теоретический аспект педагогики представляет собой тот теоретический материал, который, во-первых, преподаётся в учебных заведениях, а во-вторых, на котором основан и наш тренинг – теория является его основой, и учебный материал важно не только прочитать, но и хорошенько усвоить
Практические аспект педагогики включает в себя применение полученного теоретического материала в практической деятельности, т.е. в работе и жизни

Практика является залогом успеха в любом деле

В дополнение к грамотно составленной теоретической базе мы постарались максимально адаптировать материал к применению на практике

Важно лишь отметить, что разделы педагогики довольно сложно снабжать примерами и конкретными указаниями, по причине чего мы постарались преподнести теорию таким образом, чтобы уже из неё было понятно, что нужно делать, какие принципы и закономерности учитывать и какие методы и приёмы использовать в своей деятельности. Но, конечно же, в тренинге есть и примеры, и конкретные рекомендации и советы, дополняющие собой теоретическую часть

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Cтатистика На весь экран

Что такое педагогика?

С древнегреческого языка термин «педагогика» переводится как искусство воспитания. В настоящее же время педагогика понимается как наука о воспитании и обучении человека.

Если же привести более точную формулировку, то можно сказать, что:

Педагогика – это социальная наука, изучающая организованную систематическую и целенаправленную деятельность по формированию личности человека; наука, изучающая содержание, формы и методы воспитания, обучения и образования, а также процесс передачи опыта ученику педагогом.

Становление педагогики как науки идёт вместе развитием человечества, т.к. сама педагогическая мысль зародилась ещё в философии и теологии эпохи Древнего мира. Однако из системы философских знаний педагогика была вычленена только в начале XVII столетия Фрэнсисом Бэконом – английским философом. Позже её закрепили труды чешского педагога Яна Коменского. На данный момент времени педагогика представляет собой многоотраслевую науку, которая функционирует и развивается, взаимодействуя с другими науками.

Как и любое научное направление, педагогика имеет свой предмет, объект, методологию и задачи:

Предмет педагогики состоит в целостном педагогическом процессе направленного развития и формирования личности человека, обусловленного его воспитанием, обучением и образованием.

Объект педагогики состоит в воспитании как целенаправленно и сознательно осуществляемом процессе. В роли объекта могут выступать явления действительности, обусловленные целенаправленной деятельностью социума. Такие явления называются образованием – частью объективного мира, изучаемого педагогикой.

Методология педагогики является системой знаний о структуре и основаниях педагогической теории, способах поиска знаний и принципах педагогического подхода, которые отражают педагогическую действительность, а также системой деятельности по получению знаний и обоснованию способов, логики, программ и качества исследовательской деятельности.

Задачи педагогики как научного направления состоят в следующем:

  • Воспитание человека как процесса выработки в нём устойчивых поведенческих привычек, например, трудолюбия, порядочности, честности и т.д. Целью воспитания является не просто знание того, что такое, к примеру, честность, но именно привычка всегда быть честным. Представленную задачу можно назвать первостепенной
  • Определение комплекса природных способностей и их величины, а также взаимосвязанных с ними потребностей каждого отдельного человека, которые в наибольшей степени определяют его возможности к обучению в каком-либо направлении
  • Определение комплекса социальных потребностей к воспитанию и обучению и их величины в конкретном месте в конкретный момент времени
  • Формирование условий и реализация гармоничного удовлетворения социальных и личных потребностей в обучении и воспитании, учитывая потребности и способности, как учащегося, так и иерархии социальных групп

Очевидно, что педагогика является сложной и разносторонней наукой, и изучает довольно широкий спектр областей человеческой жизнедеятельности. Но в нашем курсе мы не станем затрагивать такие темы как воспитание или, например, самостоятельное обучение, т.к. для их изучения вы можете пройти отдельные тренинги на нашем сайте, а направим основные усилия на исследование именно обучения – передачу знаний от педагога к учащемуся.

Система связей психологии и педагогики с другими науками

Психология и педагогика, непосредственно обращенные к человеку, относятся к гуманитарной области знания. С другой стороны, они являются и частью обществознания, потому что занимаются изучением человека в обществе и в группах людей в процессе обучения, воспитания, развития. Эти процессы являются специфическими процессами социализации личности и предметом социологии.

К обеим наукам – и к психологии, и к педагогике, самое непосредственное отношение имеет философия, поэтому во второй половине XX некоторые отрасли философии и социологии, имеющие связь с психологией и педагогикой, получили активное развитие.

К ним можно отнести философию психологии, философию образования, социальную психологию, социологию образования.

Психология и педагогика имеют существенную связь с этикой, выстраивая направления и методы воспитания.

Возможность принимать во внимание, а также учитывать закономерности развития производственных отношений психологии и педагогике дают экономические науки. Развитие психической сферы человека, его обучение и воспитание происходит в условиях экономических процессов, что дает возможность педагогике и психологии точнее диагностировать у человека уровень развития тех качеств, которые необходимы для эффективного выполнения профессиональных обязанностей

Развитие психической сферы человека, его обучение и воспитание происходит в условиях экономических процессов, что дает возможность педагогике и психологии точнее диагностировать у человека уровень развития тех качеств, которые необходимы для эффективного выполнения профессиональных обязанностей.

Что касается медицинских наук, то они дают огромный материал для исследователей научных проблем психологии и педагогики. Предоставляемый медицинскими науками материал дает возможность понять причины тех патологий, которые происходят в психологическом развитии человека.

Национальные психологические особенности правильно выявить позволяет этнология, а история позволяет глубже понять эволюционный характер человека и тенденции развития его личностной сферы и общества в целом.

Структуру педагогических и психологических исследований, способы мышления, порядок изложения материала определяет логика. Безусловно, данные задачи являются задачами и психологии, и педагогики, но только в пределах этих наук.

Связь с математикой и кибернетикой неоспорима и на современном уровне важна для решения психолого-педагогических проблем, например, при моделировании и алгоритмизации.

Таким образом, напрашивается вывод, что из других наук педагогика и психология берут для себя хорошо изученные и осмысленные представления о генезисе, особенностях психических и педагогических явлений.

Исследователи психолого-педагогических проблем могут конкретнее осуществлять научный поиск и убедительнее обосновывать полученные результаты, формулировать практические рекомендации.

Есть и обратная связь – педагогика и психология, изучая специфику психических процессов, закономерности воспитания, обучения и развития человека, дают другим наукам возможность правильнее интерпретировать законы отражения объективной реальности.

В настоящее время точки соприкосновения с психологией и педагогикой находят и другие науки, далекие от них, в результате появляются новые перспективные направления, например, компьютерная диагностика психической сферы человека.

Структура педагогической психологии

В рамках каждой отрасли научного знания предмет определяется ее структурной организацией, то есть теми разделами, которые включены в эту науку. По традиции педагогику в психологии рассматривают в составе 3 разделов:

  • психология обучения,
  • психология воспитания,
  • психология учителя.

Психологию дошкольника и школьника любых возрастов рассматривают в рамках возрастной психологии. Отдельно рассматривают студенческий возраст в качестве особого жизненного периода (например, психологическая школа Б. Г. Ананьева).

Предмет педагогической психологии трактуется расширительно, в том числе в него включаются особенности самого образовательного процесса в качестве единства учебной деятельности учеников и педагогической работы учителя, а также их характеристики для определения психологических закономерностей позитивного развития учеников. По этой причине структуру педагогики в психологии можно представить с другой точки зрения, которая определяется соответствующими соображениями.

В соответствии с родовым признаком педагогика в психологии является психологической, но и самостоятельной отраслью научного знания. В состав данного предмета включено большое число аспектов психологии личности, коллективов и сотрудничества. Она же рассматривает все стороны возрастной и социальной психологии, а также психофизиологии.

Перечисленные аспекты рассматривают в отношении процесса и результата образования. Именно они формируют предмет педагогической психологии. Подобную трактовку педагогической психологии можно соотнести с современным рассмотрением большого многообразия ее предмета.

Примером может быть отрасль знаний, которая называется психология образования или теория обучения. В их рамках сам процесс обучения чаще всего понимают в качестве двустороннего процесса преподавания и научения (учения). Во-вторых, предлагаемая точка зрения, которая предлагается для рассмотрения структуры педагогики в психологии, должна предполагать немного другое определение взаимосвязи между обучением и воспитанием. Под обучением современная педагогическая наука понимает активный целенаправленный процесс передачи (трансляции) знаний обучающимся.

Как проходить занятия?

Как мы уже упоминали, учитывая всю сложность и специфику представленной темы, мы постарались составить материал таким образом, чтобы его теоретические основы были максимально адаптированы для усвоения и применения на практике. Но наше дело – предоставить вам, так сказать, пищу для ума, и вооружить знаниями, а что с этими знаниями будете делать вы – это уже вопрос вашего собственного выбора. Но хотим всё же ещё раз напомнить, что без практического применения всё, что вы узнаете из этого или какого бы то ни было другого тренинга, так и останется всего лишь составляющей багажа ваших знаний. По этой причине мы настоятельно рекомендуем вам спланировать и систематизировать свои занятия.

Изучение имеющихся уроков мы советуем разбить на несколько временных промежутков. Например, вы можете сделать такой план: один день вы уделяете изучению одного урока, второй день перечитываете материал и делаете конспект, а на третий день стараетесь применить знания в реальных условиях. По большому счёту это обычная схема, которую мы предлагаем свои читателям и членам нашего интеллектуального клуба. Но ещё раз повторимся: учитывая специфику рассматриваемой темы и, как следствие, специфику тренинга, применить знания на практике может получиться не всегда. Поэтому мы советуем либо посвятить тот же третий день самопроверке (прочтению конспекта, восстановлению в памяти знаний и сверке их с материалом курса), либо изучению дополнительных материалов, к примеру, расшифровке незнакомых терминов и понятий или углублённому изучению заинтересовавшего раздела. Хотя применять педагогические знания очень просто даже при обычном ежедневном общении с родными, друзьями или коллегами.

После одного для перерыва между уроками можно переходить к новому уроку. В итоге на прохождение всего курса у вас уйдёт примерно три недели. Естественно, это не ультиматум, и при желании вы можете составить свой индивидуальный график, соответствующий вашим индивидуальным предпочтениям и/или графику работы/учёбы.

Применение педагогических знаний

Использование знаний педагогического характера – это крайне полезный и эффективный навык для любого человека вообще, не говоря об учителях и педагогах. Обладая им, можно не только передать другому человеку то, что знаешь и умеешь сам, но и глубже понять психику и индивидуальные личностные особенности и окружающих и себя самого, улучшить коммуникативные навыки, закрепить собственный опыт и т.д.

Те же, для кого педагогическая деятельность является профессией и делом жизни, должны изучать педагогику, чтобы личностно и профессионально расти, выполнять свои задачи наиболее продуктивно, улучшать своими действиями образовательный процесс того учреждения, в котором работают. А если посмотреть на этот вопрос более масштабно, то чем больше в нашей стране будет профессиональных высококлассных педагогов, тем более развитым и образованным будет молодое поколение, будет больше специалистов, в детях, подростках и юношестве будет преобладать познавательный интерес и тяга к знаниям, стремление к саморазвитию и личностному росту, желание приносить пользу отдельным людям и обществу в целом, делать лучше и себя и окружающий мир.

Применение педагогических знаний, если оно будет осуществляться регулярно и систематически, сделает даже не имеющего опыт выпускника, получившего педагогическую специальность, настоящим профессионалом своего дела, педагогом, обладающим высоким уровнем подготовки, необходимыми профессиональными навыками и качествами, вызывающими уважение среди коллег и воспитанников. К тому же те преимущества, которые дают человеку педагогические знания, позволяют ему продуктивно применять свои умения и достигать успеха не только в профессиональной сфере деятельности, но и в любой другой сфере жизни, включая семейные и личные отношения.

Если вы учитесь на педагога, или даже являетесь педагогом со стажем, представленный в нашем курсе материал будет вам полезен – восполнит пробелы, ответит на какие-то вопросы, улучшит навыки, освежит в памяти информацию

Но не важно, являетесь вы педагогом или далеки от этой профессии, педагогические знания применяются вами в вашей жизни всегда. Когда вы общаетесь с друзьями и знакомыми, учите чему-то своих детей или посвящаете нового сотрудника в особенности его должностных обязанностей – в любой подобной ситуации вы обучаете, и очень важно помнить об этом

И если у вас есть стремление научиться эффективно воспитывать своего ребёнка, улучшить личные качества, чтобы стать более успешным в жизни и работе, раздвинуть свои персональные границы, дабы стать ещё более развитой личностью, педагогические навыки пойдут вам только на пользу. И обучиться им вы можете без проблем, даже не имея информационной базы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.