Психологические парадигмы

Поведенческая парадигма в практической психологии

Поведенческий подход как поведенческая парадигма — это не бихевиоризм, это интереснее и шире, см.. Это мужской и деятельный подход в практической психологии, где в центр внимания ставятся действия: действия внешние как реальность, действия внутренние как решения. Действие, поведение — вот что оценивается и, главное, создается, делается

Важно то, что будет в результате, что будет делаться и что будет сделано. Все внутреннее, душевное и глубинное важно лишь в той мере, насколько связано с реальным поведением, с тем, что делается

Взгляды, ценности и практика поведенческого подхода

В поведенческом подходе к жизни в целом, к людям и делам в частности решение и действие важнее страхов и прочих чувств: ощущения и переживания — это любопытно, но не более. Объективные вещи и поставленные задачи важнее субъективных отношений. Для поведенческого подхода психология, как содержание внутреннего мира человека, всегда вторична от жизни. Реальность, деятельность определяет сознание, определяет внутреннее. В управлении внутренним состоянием это подход от внешнего к внутреннему, от поведения к чувству. В консультировании поведенческий подход — это перевод сообщений с языка чувств на язык действий и, вместо глубинного анализа прошлого — работа с актуальным поведением. См.

Направления внутри поведенческой парадигмы

Поведенческий подход — это не бихевиоризм, бихевиоризм — только одно из направлений поведенческой парадигмы. Основные направления внутри поведенческой парадигмы это бихевиоральное направление, когнитивно-бихевиоральное направление и деятельное (личностно-деятельное)направление. См.

Подходы в практической психологии, основывающиеся на поведенческой парадигме

Полностью в рамках поведенческой парадигмы — разработки когнитивно-аффективной теории Уолтера Мишела, теории социального научения Альберта Бандуры и теории социального научения Джулиана Роттера.

Практически полностью в поведенческой парадигме — РЭПТ (рационально-эмоционально-поведенческий подход), преимущественно синтон-подход, большой частью НЛП. См.

Парадигмы практической психологии — и наука

Практическая психология работает в разных парадигмах, направлениях и подходах, в связи с чем где-то имеет меньшее отношение к науке, где-то большее. Практическая психология, работающая в поведенческой парадигме, в большей степени опирается на научную базу. Психологи, работающие в феноменологической парадигме, в большей степени опираются на обобщение и анализ практического опыта, следствием чего в некоторых случаях они опережают науку (наука действительно не очень поворотлива и часто сильно отстает), в других случаях — уходят от науки в совершенно произвольные спекуляции. См.→

Парадигмы в программировании

Парадигмы программирования — это шаблон, которому следует программист, составляя алгоритмы работы электронных машин и разрабатывая компьютерные программы. То есть то, каким образом он мыслит при решении той или иной задачи.

Парадигмой также может быть определенный образец, на основании которого строится текст программы (её исходный код).

Основные парадигмы программирования

  • императивное (процедурное) программирование;
  • функциональное программирование;
  • логическое программирование;
  • объектно-ориентированное.

Появление парадигм в программировании связано с разработкой языков программирования. В языках программирования может быть заложено несколько парадигм.

О естественно-научных и гуманитарных парадигмах

Учёный Дильтей говорил о том, что психологию обязательно стоит разделить на несколько отдельных разделов, начиная с объяснительного, который больше всего характеризуется и склоняется к различным методам точных наук, также на описательную и понимающую. Данный взгляд на вещи можно смело назвать и сегодня актуальным и ряд многочисленных методов и способов, которые позволяют познать психику человека продолжают очень активно обсуждаться. Выдвигаются новые теории и гипотезы, одни из которых уверенно и непоколебимо подтверждаются благодаря которым аргументам, а другие так и остаются на стадии разработки. Как только психологи увлекаются математическими методами и процессами описания психических аспектов, они стремятся к чётким формулировкам и претензии уже возникают у гуманитариев. Дело в том, что психика человека очень сложна и невозможно сформулировать всё это словами. Эта ситуация наблюдается и в самой психологии.

Гуманистическая парадигма

Педагог и обучающийся являются равноправными субъектами образовательной деятельности. Особенностью парадигмы является основная цель обучения: развитие и выстраивание индивидуальных образовательных траекторий для каждого ребенка. Ученик получает свободу выбора и слова, создаются оптимальные условия для максимального развития его природных задатков.

Подобная парадигма ориентирована на духовное, творческое развитие личности, на поддержку самообразования подрастающего поколения.

Рассмотрение перечисленных парадигм позволяет сделать вывод, что в настоящее время передача информации осуществляется с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Характеристики

В зарубежной литературе можно отыскать ответ на вопрос, что же такое парадигма? На рассмотрение и суд общественности представлена социологическая литература со своими терминами. Разные авторы по-разному трактуют слово «парадигма». К примеру. Э.Гидденс рассматривает его исключительно в качестве парадигмальных научных теорий, которые были ранее выдвинуты Вебером, Марксом, Контом и Дюркгеймом. На ряду с этим можно смело рассматривать и продолжать вести активный диалог о том, что в социологии данный термин также рассматривается с точки зрения классического понятия и в точки зрения современного. Большинство зарубежных социологов говорят о том, что эпохи меняются и каждая из них имеет свои особенности и невозможно объяснить эти социальные процессы с помощью, так называемого теоретического построения суждений учёных прошлого века.

Можно смело говорить о том, что картина социальной действительности, которая была им создана составляет особое представление о социуме, и она выступает так называемой социологической парадигмой. Можно долго спорить и выдвигать ряд теорий, которые позволят разобраться в том, что же можно именовать парадигмой. Ясно лишь одно, что в разных науках значение этого слова будет видоизменяться по-разному и слово вряд ли когда-то выйдет из общего обихода. Учёные будут спорить и доказывать, но самое главное – останется слово, которое уже укрепилось не только в психологии, но и в социологии. Неизвестно, какие ещё теории будут выдвинуты современными учёными, но продолжают вестись активные дискуссии и выяснения, что же стоит вкладывать в это понятие, а что не стоит. Время стремительно летит, а «парадигма» остаётся в качестве основной характеристики и основополагающего термина.

Термин в социологии

Многочисленные противники сциентистского подхода часто приводят в качестве общего доказательства психоанализ. Так, знаменитые Кижи были построены каким-то волшебным образом без единого гвоздя, так и это психологическое направление не имеет ни одного математического знака и точного определения. Дискуссии каждой из сторон продолжаются по сей день и они не устают приводить различные аргументы и факты, которые выступают прямыми доказательствами правоты, что на самом деле всё именно так и есть. Если рассматривать данный термин с точки зрения социологии, то обязательно стоит знать, что в отношении данного понятия «парадигма» в науке складывается весьма неоднозначная ситуация, которая была походе с той, описанной выше.

В социологии имеется ряд особых фундаментальных теорий, благодаря которым её можно смело рассматривать так же как и психологию, и в дальнейшем смело соотносить с мультипарадигмальной наукой, то есть относить её к научной дисциплине, которая имеет несколько парадигм. Оценивая её нынешнее состояние, социолог Осипов отметил ряд очень важных схем, которые базируются на основе популярных теорий Маркса, Вебера и Дюркгейма.

Парадигма в психологии

Очень важно определить несколько подходов, которыми характеризуется понятие психологического взгляда и собственно «парадигма». Обычно применяют к науке этот термин о психологии, а также о ряде закономерностей, которые характеризуют в целом её проявление и на её основе сформировались относительно три общих подхода, которые выступили ответом на вопрос, «как же в психологии объясняют значение данного ремина?»

Начнём с первого подхода, в котором парадигму называют естественной наукой, то есть допарадигмальной областью знаний. Проблема тут будет заключаться лишь в том, что с точки зрения научности парадигма пока ещё не сумела сложиться должным образом. Второй подход включает в себя термин мультипарадигмальная наука и это произошло потому, что в ней сформировались одновременно несколько ключевых парадигм, начиная с психоаналитической и заканчивая гуманистической. Согласно третьего подхода в психологии парадигму называют внепрадигмальной наукой и это происходит потому, что определение очень редко применяется в данной сфере деятельности.

Естественно-научная парадигма[править]

Естественно-научная предполагает теоретическую систематизацию объективных знаний о мире. Для нее характерны две установки, роднящие ее с классическим естествознанием: ценность объективного знания (познание объективных законов) и ценность новизны (постоянное увеличение объективного знания о мире как результат исследования). Способ построения знания: гипотеза, подтвержденная экспериментом. Критерием является воспроизводимость результатов, то есть, выявление общих зависимостей и законов. Основной вид деятельности ученого — исследование, где человек рассматривается как объект, стало быть, его невозможно изучить как субъект, его человеческую сущность, духовную сущность и индивидуальность. Бихевиоризм — это попытка объяснить человека с точки зрения естественно-научной парадигмы.

Философский аспект методологии.

МЕТОДОЛОГИЯ
— учение о способах организации и
построения теоретической и практической
деятельности человека. Философия
выявляет общественноисторическую
зависимость репертуаров и средств
деятельности людей от уровня их развития
и от характера разрешаемых ими
проблеМетодология В границах обслуживания
типовых программ деятельности смысл
Методология сводим к обеспечению их
нормативнорационального построения.
Общественноисторическая и культурная
обусловленность Методология выявляется
в ходе изменения ее оснований, а также
в процессах выработки новых методологических
средств. Значимую роль в разработке
философских проблем Методология сыграли
Сократ, Платон, Аристотель, Ф. Бэкон,
Декарт, Кант, Шеллинг, Гегель и др.
Специфический подход к проблеме
предлагает системомыследеятельностная
Методология Сложность отношений
Методология и философии, как известно,
определялась тем, что и Методология
может трактоваться с позиции философии,
и философия может характеризоваться в
рамках некоей обобщенной Методология
Пока в науке доминировала вера в
незыблемые познавательные стандарты,
философия реконструировалась в
категориальнопонятийных комплексах
общей Методология познания. Но поскольку
в 20 в. познавательные стандарты обнаружили
собственную зависимость от самого
процесса познания, от развитости
познающего субъекта и от типа познаваемых
объектов, постольку в основаниях
Методология выявились социальноисторические,
человеческие, личностные, культурные
измерения, потребовалось их принципиально
иное философское осмысление. В этом
плане Методология обнаружила свою
условность в контексте постоянно
воспроизводящихся репертуаров и процедур
деятельности людей. В развитии современной
Методология все большее место занимают
вопросы, связанные с динамикой
познавательных проблем, культурноисторической
природой познавательных средств,
изменчивостью категорий и понятий,
формированием новых познавательных
установок и т.д. Эти вопросы так или
иначе сопряжены с включением в структуру
Методология философских представлений.
Методологическая работа философии не
ограничивается анализом познания, она
рассматривает схемы деятельности,
создаваемые людьми для обновления и
воспроизводства социального бытия.
Задачей Методология становится выяснение,
конструирование и преобразование схем
деятельности, интегрированных в
повседневный опыт человеческих индивидов.
Методология становится важным пунктом
осмысления и переосмысления современной
культурной проблематики

Внимание
Методология к схемам обыденного поведения
и мышлению людей объясняется тем, что
в их повседневном опыте традиции и
стандарты деятельности перестают играть
прежнюю роль. Действия и поступки людей,
их общение и мышление утрачивают черты
естественности стереотипных актов.
Автоматизмы человеческого бытия уступают
определяющую роль всевозрастающей
совокупности оригинальных ориентиров,
вырабатываемых людьми в процессах
проблематизации, программирования,
проектирования и решения конкретных
жизненных задач

Осуществление новых
нетрадиционных схем деятельности
становится уделом все большего числа
людей. Эффективность этой работы — это
вопрос существования и обновления
современной культуры. Последняя живет
и трансформируется в значительной мере
благодаря тому, что, осмысливая собственную
методологичность, культивирует
общественногуманитарные измерения
Методология.

Ваши ответы[править]

  1. Я думаю, что гуманитарная… по крайней мере я со всем согласен. Freelancer Alex 15:20, 6 февраля 2010 (UTC)
  2. На мой взгляд, в каждой парадигме есть рациональное зерно, но наиболее полно и логичнее выглядит гуманитарная. Ведь нельзя проводить исследования без учета того что в процессе жизни человек получает некий опыт, и последующие его действия опираются на этот опыт. — Эта реплика добавлена участником 94.179.126.51 (о · в)
  3. Мне очень понравилась гуманитарная парадигма…и я полностью согласна с предыдущей репликой! — Эта реплика добавлена участником Лисёнок (о · в)
  4. Мне больше нравится гуманитарная. так как мне всегда интересно было понять духовный мир человека его личностные ценности и смысл жизни.
  5. гуманитарная конечно же. — Эта реплика добавлена участником Александра (о · в)
  6. Я выбираю гуманитарную, так как она меня заинтересовала, и еще я считаю, что это главна парадигма в психологии. Denis MOCKBA 20:22, 24 ноября 2010 (UTC)
  7. Думаю, если это не навсегда, то естественно-научная парадигма. Надо сначала её изучить потом гуманитарную, ну и уже потом к практике перейти. Наверное в изучении гуманитарной без знаний о научной не обойтись, а в практической не обойтись без них обоих… — Эта реплика добавлена участником Мурад 97 (о · в)
  8. Я выбрал гуманитарную парадигму, потому что меня интересует именно это направление.Игорь Сиб
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.